Франсуа д'Агилон (также д'Агийон или по-латыни Франциск Агилоний) (4 января 1567 - 20 марта 1617) был иезуитом, математиком, физиком и архитектором из испанских Нидерландов.
Д'Агилон родился в Брюсселе ; его отец был секретарем Филиппа II Испании. Он стал иезуитом в Турне в 1586 году. В 1598 году он переехал в Антверпен, где участвовал в планировании строительства церкви Святого Карола Борромея. В 1611 году он основал специальную математическую школу в Антверпене, осуществив мечту Христофора Клавия об образовании иезуитской математической школы; в 1616 году к нему присоединился Грегуар де Сент-Винсент. Среди выдающихся геометров, получивших образование в этой школе, были Жан-Шарль делла Файл, Андре Такке и Теодорус Моретус.
Иллюстрация Рубенса для Opticorum Libri Sex, демонстрирующая, как рассчитывается проекция.Его книга « Opticorum Libri Sex Философия Juxta ac mathematicis utiles», или « Шесть книг оптики», полезна философам и математикам. Он был опубликован Бальтазаром I Моретусом в Антверпене в 1613 году и проиллюстрирован известным художником Питером Пауля Рубенсом. Он включал одно из первых исследований бинокулярного зрения. Он также дал названия, которые мы сейчас используем для стереографической проекции и орфографической проекции, хотя сами проекции, вероятно, были известны Гиппарху. Эта книга вдохновила Дезарга и Христиана Гюйгенса.
Он умер в Антверпене в возрасте 50 лет.
Шесть книг об оптике Франсуа д'Агилона посвящены геометрической оптике, которая в то время в школе иезуитов была подкатегорией геометрии. Он преподавал логику, синтаксис и теологию, одновременно отвечая за организацию преподавания геометрии и естественных наук, которые были бы полезны для географии, навигации, архитектуры и военного искусства в Бельгии. Его начальство хотело, чтобы он синтезировал работы Евклида, Альхазена, Вителло, Роджера Бэкона и других. Хотя он умер до завершения книги, она все еще состоит из шести подробных книг под названием « Opticorum Libri Sex».
Д'Агилон широко изучал стереографическую проекцию, которую он хотел использовать в качестве средства помощи архитекторам, космографам, мореплавателям и художникам. На протяжении веков художники и архитекторы искали формальные законы проецирования для размещения объектов на экране. Opticorum libri sex от Aguilon успешно лечит проекции и ошибки восприятия. Д'Агийон принял теорию Альхазена, согласно которой четко регистрируются только световые лучи, перпендикулярные роговице и поверхности линзы. Агуилон был первым, кто использовал термин гороптер, который обозначает линию, проведенную через точку фокусировки обоих глаз и параллельную линии между глазами. Другими словами, он описывает, как только объекты на гороптере видны в их истинном местоположении. Затем он построил инструмент для измерения расстояния между двойными изображениями в гороптере по своему усмотрению.
Д'Агилон подробно рассказал о гороптере, сказав в своей книге:
Если объекты падают на разные лучи, может случиться так, что объекты на разных расстояниях будут видны под одинаковыми углами. Если точка C находится прямо напротив глаз, A и B, с окружностью, проведенной через три точки, A, B и C. По теореме 21 Третьей книги Евклида, любая другая точка D на ее окружности, которая находится ближе к наблюдателю чем C, будет подан угол ADB, который будет равен углу ACB. Следовательно, объекты в точках C и D оцениваются одинаково далеко от глаза. Но это неверно, потому что точка C находится дальше, чем D. Следовательно, оценка расстояния неверна, когда она основана на углах между сходящимися осями, quod erat probandum.
На первый взгляд кажется, что Агийон открыл геометрический гороптер более чем за 200 лет до Прево, Виета и Мюллера. Затем гороптер использовал архитектор Жирар Дезарг, который в 1639 году опубликовал замечательный трактат о конических сечениях, подчеркнув идею проекции.
В книге Агилона есть элементы перспективы, а также стереографические проекции Птолемея и Гиппарха. Не зная, что Иоганн Кеплер уже опубликовал оптические теории за много лет до него, Агилон решил поделиться своими взглядами на геометрическую оптику. В 20 лет голландский поэт Константин Гюйгенс прочитал книгу Агилона и был ею очарован. Позже он сказал, что это лучшая книга по геометрической оптике, которую он когда-либо читал, и считал, что Агилона следует сравнивать с Платоном, Евдоксом и Архимедом. Фактически, название первой публикации Константина Гюйгенса имитировало название Агилона (без букв p и c): Otiorum Libri Sex (1625).
В книге Агилона в начале каждого раздела были работы фламандского художника эпохи барокко Питера Пауля Рубенса. На фронтисписе в начале книги изображен орел, отсылающий к имени Агилона и множеству оптических и геометрических изображений. По обе стороны от титула стоит Меркурий, держащий голову Аргуса с сотней глаз, и Минерва, держащая щит, отражающий голову Медузы. Затем в начале каждого из шести разделов находятся рисунки Рубенса, описывающие эксперименты Агилона, один из которых является первым известным изображением фотометра. Это один из шести экспериментов, проведенных Рубенсом, и он показывает, как интенсивность света изменяется в зависимости от квадрата расстояния. из первоисточника. Позже этот эксперимент был проведен Мерсенном и другим иезуитом, Клодом де Шалесом, и в конечном итоге привел к созданию более известного фотометра Бугера. По деталям, которые он вкладывал в свои рисунки, очевидно, насколько Рубенс был увлечен предметом, перспективной геометрией и оптическими правилами.