Четырехскоростной

редактировать

В физике, в частности в специальной теории относительности и общей теории относительности, четырехскоростная представляет собой четырехмерный вектор в четырехмерном пространство-время, которое представляет собой релятивистский аналог скорости, который представляет собой трехмерный вектор в пространстве.

Физические события соответствуют математическим точкам времени и пространства, совокупность их всех вместе формирует математическую модель физического четырехмерного пространства-времени. История объекта представляет собой кривую в пространстве-времени, называемую его мировой линией. Если объект имеет массу, так что его скорость обязательно меньше, чем скорость света, мировая линия может быть параметризована с помощью собственного времени. объекта. Четырехступенчатая скорость - это скорость изменения четырехпозиционной по отношению к собственному времени вдоль кривой. Скорость, напротив, представляет собой скорость изменения положения объекта в (трехмерном) пространстве, как его видит наблюдатель, относительно времени наблюдателя.

Значение величины четырехскоростного объекта, то есть величина, полученная путем применения метрического тензора g к четырехскоростному U, то есть || U || = U⋅ U= g μν UU, всегда равно ± c, где c - скорость света. Применяется ли знак плюс или минус, зависит от выбора подписи метрики. Для покоящегося объекта его четырехскорость параллельна направлению временной координаты с U = c. Таким образом, четырехскоростная скорость является нормализованным направленным в будущее касательным вектором, подобным времени, к мировой линии и является контравариантным вектором. Хотя это вектор, сложение двух четырех скоростей не дает четырехскоростей: пространство четырех скоростей само по себе не является векторным пространством.

Содержание
  • 1 Скорость
  • 2 Теория относительность
    • 2.1 Замедление времени
    • 2.2 Определение четырехскоростной
    • 2.3 Составляющие четырехскоростной
    • 2.4 Величина
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
Скорость

Путь объекта в трехмерном пространстве (в инерциальной системе отсчета) может быть выражен в терминах трех пространственных координатных функций x (t) времени t, где i - индекс , который принимает значения 1, 2, 3.

Три координаты образуют вектор положения 3d , записанный как вектор-столбец

x → (t) = [x 1 (t) x 2 (t) x 3 (t)]. {\ displaystyle {\ vec {x}} (t) = {\ begin {bmatrix} x ^ {1} (t) \\ x ^ {2} (t) \\ x ^ {3} (t) \ end {bmatrix}} \,.}{\ vec {x}} (t) = {\ begin {bmatrix} x ^ { 1} (t) \\ x ^ {2} (t) \\ x ^ {3} (t) \ end {bmatrix}} \,.

Компоненты скорости u → {\ displaystyle {\ vec {u}}}{\ vec {u}} (касательная к кривой) в любой точке мира строки:

u → = [u 1 u 2 u 3] = dx → dt = [dx 1 dtdx 2 dtdx 3 dt]. {\ Displaystyle {\ vec {u}} = {\ begin {bmatrix} u ^ {1} \\ u ^ {2} \\ u ^ {3} \ end {bmatrix}} = {d {\ vec {x }} \ over dt} = {\ begin {bmatrix} {\ tfrac {dx ^ {1}} {dt}} \\ {\ tfrac {dx ^ {2}} {dt}} \\ {\ tfrac {dx ^ {3}} {dt}} \ end {bmatrix}}.}{ \ vec {u}} = {\ begin {bmatrix} u ^ {1} \\ u ^ {2} \\ u ^ {3} \ end {bmatrix}} = {d {\ vec {x}} \ over dt} = {\ begin {bmatrix} {\ tfrac {dx ^ {1}} {dt}} \\ {\ tfrac {dx ^ {2}} {dt}} \\ {\ tfrac {dx ^ {3} } {dt}} \ end {bmatrix}}.

Каждый компонент просто записывается

ui = dxidt {\ displaystyle u ^ {i} = {dx ^ {i} \ over dt} }u ^ {i} = {dx ^ {i} \ over dt}
Теория относительности

В теории относительности Эйнштейна, путь объекта, движущегося относительно конкретной системы отсчета, определяется четырьмя координатными функциями x (τ), где μ - это пространственно-временной индекс, который принимает значение 0 для времениподобного компонента и 1, 2, 3 для пространственноподобных координат. Нулевой компонент определяется как временная координата, умноженная на c,

x 0 = ct, {\ displaystyle x ^ {0} = ct \,,}x ^ {0} = ct \,,

Каждая функция зависит от одного параметра τ, который называется ее собственное время. В качестве вектора-столбца

x = [x 0 (τ) x 1 (τ) x 2 (τ) x 3 (τ)]. {\ Displaystyle \ mathbf {x} = {\ begin {bmatrix} x ^ {0} (\ tau) \\ x ^ {1} (\ tau) \\ x ^ {2} (\ tau) \\ x ^ {3} (\ tau) \\\ end {bmatrix}} \,.}\ mathbf {x} = {\ begin {bmatrix} x ^ {0} (\ tau) \\ x ^ {1} (\ tau) \\ x ^ {2} (\ tau) \\ x ^ {3} (\ tau) \\\ end {bmatrix}} \,.

Замедление времени

Из замедления времени, дифференцирует в координатное время t и собственное время τ связаны соотношением

dt = γ (u) d τ {\ displaystyle dt = \ gamma (u) d \ tau}dt = \ gamma (u) d \ tau

где фактор Лоренца,

γ (u) = 1 1 - u 2 c 2, {\ displaystyle \ gamma (u) = {\ frac {1} {\ sqrt {1 - {\ frac {u ^ { 2}} {c ^ {2}}}}}} \,,}\ gamma (u) = {\ frac {1} {\ sqrt {1 - {\ frac {u ^ {2}} {c ^ {2) }}}}}} \,,

является функцией евклидовой нормы u трехмерного вектора скорости u → {\ displaystyle {\ vec {u}}}{\ vec {u}} :

u = | | u → | | = (u 1) 2 + (u 2) 2 + (u 3) 2. {\ displaystyle u = || \ {\ vec {u}} \ || = {\ sqrt {(u ^ {1}) ^ {2} + (u ^ {2}) ^ {2} + (u ^ {3}) ^ {2}}} \,.}u = || \ {\ vec {u}} \ || = {\ sqrt {(u ^ {1}) ^ {2} + (u ^ {2}) ^ {2} + (u ^ {3}) ^ {2}}} \,.

Определение четырехскорости

Четвертая скорость - это касательный четырехвектор времениподобного мировая линия. Четыре скорости U {\ displaystyle \ mathbf {U}}\ mathbf {U} в любой точке мировой линии X (τ) {\ displaystyle \ mathbf {X} (\ tau)}\ mathbf {X} (\ tau) определяется как:

U = d X d τ {\ displaystyle \ mathbf {U} = {\ frac {d \ mathbf {X}} {d \ tau}}}\ mathbf {U} = {\ frac {d \ mat hbf {X}} {d \ tau}}

где X {\ displaystyle \ mathbf {X}}\ mathbf {X } - это четырехпозиционный, а τ {\ displaystyle \ tau}\ tau - собственное время.

Четырехскоростная скорость, определенная здесь с использованием собственного времени объекта, не существует для мировых линий для безмассовых объектов, таких как фотоны, движущиеся со скоростью света; он также не определен для тахионных мировых линий, где касательный вектор пространственноподобный.

Компоненты четырехскоростной

Отношение между временем t и координатным временем x определяется как

x 0 = ct. {\ displaystyle x ^ {0} = ct.}x^{0}=ct.

Взяв производную от этой производной по собственному времени τ, мы находим компоненту скорости U для μ = 0:

U 0 = dx 0 d τ = d (ct) d τ = cdtd τ = c γ (u) {\ displaystyle U ^ {0} = {\ frac {dx ^ {0}} {d \ tau}} = {\ frac {d (ct)} {d \ tau}} = c {\ frac {dt} {d \ tau}} = c \ gamma (u)}U ^ {0} = {\ frac {dx ^ {0}} {d \ tau}} = {\ frac {d (ct)} {d \ tau}} = c {\ frac {dt} {d \ tau}} = c \ gamma (u)

, а для остальных трех составляющих собственного времени мы получаем U-компоненту скорости для μ = 1, 2, 3:

U я = dxid τ = dxidtdtd τ = dxidt γ (u) = γ (u) ui {\ displaystyle U ^ {i} = {\ frac {dx ^ {i}} {d \ tau}} = {\ frac {dx ^ {i}} {dt}} {\ frac {dt} {d \ tau}} = {\ frac {dx ^ {i}} {dt}} \ gamma (u) = \ gamma (u) u ^ {i}}U ^ { i} = {\ frac {dx ^ {i}} {d \ tau}} = {\ frac {dx ^ {i}} {dt}} {\ frac {dt} {d \ tau}} = {\ frac {dx ^ {i}} {dt}} \ gamma (u) = \ gamma (u) u ^ {i}

, где мы использовали правило цепочки и отношения

ui = dxidt, dtd τ = γ (u) {\ displaystyle u ^ {i} = {dx ^ {i} \ over dt} \,, \ quad {\ frac {dt} {d \ tau}} = \ gamma (u)}u ^ {i} = {dx ^ {i} \ over dt} \,, \ quad {\ frac {dt} {d \ tau}} = \ gamma (u)

Таким образом, для четырехскоростной U {\ displaystyle \ mathbf {U}}\ mathbf {U} :

U = γ [cu →]. {\ displaystyle \ mathbf {U} = \ gamma {\ begin {bmatrix} c \\ {\ vec {u}} \\\ end {bmatrix}}.}\ mathbf {U} = \ gamma {\ begin {bmatrix} c \\ {\ vec {u}} \\\ end {bmatrix}}.

Это записано в стандартной четырехвекторной записи:

U знак равно γ (c, u →) знак равно (γ c, γ u →) {\ displaystyle \ mathbf {U} = \ gamma (c, {\ vec {u}}) = (\ gamma c, \ гамма {\ vec {u}})}\ mathbf {U} = \ gamma (c, {\ vec {u}}) = (\ gamma c, \ gamma {\ vec {u}})

где γ c {\ displaystyle \ gamma c}\ gamma c - временной компонент, а γ u → {\ displaystyle \ gamma {\ vec {u}}}\ gamma {\ vec {u}} - пространственный компонент.

В терминах синхронизированных часов и линейок, связанных с конкретным срезом плоского пространства-времени, три пространственноподобных компонента четырехскорости определяют правильную скорость движущегося объекта γ u → = dx → / d τ {\ displaystyle \ gamma {\ vec {u}} = d {\ vec {x}} / d \ tau}\ gamma {\ vec {u}} = d {\ vec {x}} / d \ tau т.е. скорость, с которой расстояние покрывается в опорной раме карты за единицу надлежащего времени прошло на часы, путешествующих с объектом.

В отличие от большинства других четырехвекторов, четырехмерная скорость имеет только 3 независимых компонента ux, uy, uz {\ displaystyle u_ {x}, u_ {y}, u_ {z}}u_ {x}, u_ {y}, u_ {z} вместо 4. Коэффициент γ {\ displaystyle \ gamma}\ gamma является функцией трехмерной скорости u → {\ displaystyle {\ vec {u}} }{\ vec {u}} .

Когда определенные скаляры Лоренца умножаются на четыре скорости, то получается новый физический четырехвектор, который имеет четыре независимых компонента. Например:

Четыре-импульс : P = mo U = γ mo (c, u →) = m (c, u →) = (mc, mu →) = (mc, p →) = (Е с, п →) {\ Displaystyle \ mathbf {P} = m_ {o} \ mathbf {U} = \ gamma m_ {o} (c, {\ vec {u}}) = m (c, {\ vec {u}}) = (mc, m {\ vec {u}}) = (mc, {\ vec {p}}) = \ left ({\ frac {E} {c}}, {\ vec {p}} \ right)}{\ displaystyle \ mathbf {P} = m_ {o} \ mathbf {U} = \ gamma m_ {o} (c, {\ vec {u}}) = m (c, {\ vec {u}}) = (mc, m {\ vec {u}}) = (mc, {\ vec {p}}) = \ left ({\ frac {E} {c}}, {\ vec {p}} \ right)} , где mo {\ displaystyle m_ {o}}m_ {o} - масса
Плотность четырехтоков : J = ρ о U знак равно γ ρ о (c, u →) = ρ (c, u →) = (ρ c, ρ u →) = (ρ c, j →) {\ displaystyle \ mathbf {J} = \ rho _ {o} \ mathbf {U} = \ gamma \ rho _ {o} (c, {\ vec {u}}) = \ rho (c, {\ vec {u}}) = (\ rho c, \ rho {\ vec {u}}) = (\ rho c, {\ vec {j}})}\ mathbf {J} = \ rho _ {o} \ mathbf {U} = \ гамма \ rho _ {o} (c, {\ vec {u}}) = \ rho (c, {\ vec {u}}) = (\ rho c, \ rho {\ vec {u}}) = ( \ rho c, {\ v ec {j}}) , где ρ o {\ displaystyle \ rho _ {o}}\ rho _ {o} - плотность заряда

Фактически, коэффициент γ {\ displaystyle \ gamma}\ gamma в сочетании со скалярным членом Лоренца дает 4-ю независимую составляющую

m = γ mo {\ displaystyle m = \ gamma m_ {o}}m = \ gamma m_ {o} и ρ = γ ρ o {\ displaystyle \ rho = \ gamma \ rho _ {o}}\ rho = \ gamma \ rho _ {o}

величина

Использование дифференциал четырехпозиционного, величина четырехступенчатой ​​скорости может быть получена:

‖ U ‖ 2 = g μ ν U μ U ν = g μ ν d X μ d τ d X ν d τ = g μ ν d Икс μ d Икс ν d τ 2 знак равно с 2, {\ Displaystyle \ | \ mathbf {U} \ | ^ {2} = g _ {\ mu \ nu} U ^ {\ mu} U ^ {\ nu } = g _ {\ mu \ nu} {\ frac {dX ^ {\ mu}} {d \ tau}} {\ frac {dX ^ {\ nu}} {d \ tau}} = {\ frac {g_ { \ mu \ nu} dX ^ {\ mu} dX ^ {\ nu}} {d \ tau ^ {2}}} = c ^ {2} \,,}{\ displaystyle \ | \ mathbf {U} \ | ^ {2} = g _ {\ mu \ nu} U ^ {\ mu} U ^ {\ nu} = g _ {\ mu \ nu} {\ frac {dX ^ {\ mu}} {d \ tau}} {\ frac {dX ^ {\ nu}} {d \ tau}} = { \ frac {g _ {\ mu \ nu} dX ^ {\ mu} dX ^ {\ nu}} {d \ tau ^ {2}}} = c ^ {2} \,,}

короче говоря, величина четырех- скорость любого объекта всегда фиксированная константа:

‖ U ‖ 2 = c 2 {\ displaystyle \ | \ mathbf {U} \ | ^ {2} = c ^ {2} \,}\ | \ mathbf {U} \ | ^ 2 = c ^ 2 \,

Норма также:

‖ U ‖ 2 = γ (u) 2 (c 2 - u → ⋅ u →), {\ displaystyle \ | \ mathbf {U} \ | ^ {2} = {\ gamma (u) } ^ {2} \ left (c ^ {2} - {\ vec {u}} \ cdot {\ vec {u}} \ right) \,,}{\ displaystyle \ | \ mathbf {U } \ | ^ {2} = {\ gamma (u)} ^ {2} \ left (c ^ {2} - {\ vec {u}} \ cdot {\ vec {u}} \ right) \,, }

так, чтобы:

c 2 = γ (u) 2 (c 2 - u → ⋅ u →), {\ displaystyle c ^ {2} = {\ gamma (u)} ^ {2} \ left (c ^ {2} - {\ vec {u}) } \ cdot {\ vec {u}} \ right) \,,}{\ displaystyle c ^ {2} = {\ gamma (u)} ^ {2} \ left (c ^ {2} - {\ vec {u}} \ cdot {\ vec {u }} \ right) \,,}

который сводится к определению фактора Лоренца.

См. Также
  • icon Физический портал
Примечания
Ссылки
  • Эйнштейн, Альберт; переведен Робертом В. Лоусоном (1920). Относительность: специальная и общая теория. Нью-Йорк: Оригинал: Генри Холт, 1920; Перепечатано: Prometheus Books, 1995. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  • Риндлер, Вольфганг (1991). Введение в специальную теорию относительности (2-е). Оксфорд: Оксфорд University Press. ISBN 0-19-853952-5.
  1. ^McComb, WD (1999). Динамика и относительность. Oxford [и др.]: Oxford University Press, стр. 230. ISBN 0-19-850112-9.
Последняя правка сделана 2021-05-20 12:44:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте