Фонтан (Дюшан)

редактировать
Скульптура Марселя Дюшана 1917 года Марсель Дюшан Фонтан, 1917 год, фотография Альфреда Штиглица в художественной галерее 291 после выставки Общества независимых художников 1917 года, с видимой биркой входа. Фон - «Воины» Марсдена Хартли.

Фонтан - это готовая скульптура Марселя Дюшана в 1917 году, состоящая из фарфора писсуар подписан "Р. Матт". В апреле 1917 года обычная сантехника, выбранная Дюшаном, была представлена ​​на выставке Общества независимых художников, инаугурационной выставки Общества, которая будет организована в Центральном дворце. в Нью-Йорке. В презентации Дюшана ориентация писсуара была изменена по сравнению с его обычным положением. Фонтан не был отклонен комитетом, так как правила Общества гласили, что все работы будут приниматься от художников, которые заплатили гонорар, но работа никогда не была размещена в выставочной зоне. После этого удаления Фонтан был сфотографирован в студии Альфреда Штиглица, а фотография опубликована в Слепой. Оригинал утерян.

Работа рассматривается искусствоведами и теоретиками авангарда как важнейшая веха в искусстве ХХ века. Шестнадцать копий были заказаны Дюшаном в 1950-х и 1960-х годах и изготовлены на его одобрение. Некоторые ученые предположили, что оригинальная работа была написана неизвестной художницей, которая представила ее своему другу Дюшану, но историки обычно считают, что Дюшан был единолично ответственным за презентацию Фонтана.

Фонтан включен в Марсель Дюшан краткий каталог автора Arturo Schwarz ; Полное собрание сочинений Марселя Дюшана (номер 345).

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Интерпретации
  • 3 Наследие
    • 3.1 Вмешательства
    • 3.2 Реинтерпретации
    • 3.3 Послесловие
  • 4 Искусство market
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Происхождение
Eljer Co. Высококачественный двухкамерный стекловидный китайский каталог 1918 г. Бедфордшир Нет 700

Марсель Дюшан прибыл в Соединенные Штаты менее чем за два года до создания «Фонтана» и стал сотрудничать с Фрэнсисом Пикабиа, Ман Рэем, Беатрис Вуд среди прочих, в создании антирационального, анти-арт, прото- дада культурного движения в Нью-Йорке.

В начале 1917 г. Распространились слухи, что Дюшан работал над картиной в стиле кубизма под названием Координация тюльпанной истерии в рамках подготовки к крупнейшей выставке современного искусства, когда-либо проходившей в Соединенных Штатах. Когда Tulip Hysteria Coordinating не появилась на выставке, те, кто ожидал ее увидеть, были разочарованы. Но картины, вероятно, никогда не существовало.

Писсуар, подвешенный в студии Марселя Дюшана на 33 West 67th Street, Нью-Йорк, 1917-18. На фотографии видны два других реди-мейда Дюшана: «Впереди сломанной руки» (1915) и Вешалка для шляп (Porte-chapeau) (1917). Эта фотография воспроизводится в правом верхнем углу одной из пластин из книги Дюшана La Boîte-en-valise. The Blind Man, No. 2, New York, 1917, p. 5, автор Луиза Нортон. Статья включала фотографию пьесы и письмо Альфреда Штиглица, а также сочинения Луизы Нортон, Беатрис Вуд и Уолтера Аренсберга Слепой, No. 2, Нью-Йорк, 1917, стр. 6, автор Луиза Нортон Фонтан из книги «Слепой», № 2, Нью-Йорк, 1917 г. Жан Кротти, 1915 г., Портрет Марселя Дюшана (Скульптура на заказ), смешанная техника. Выставка в галерее Монтросс 4–22 апреля 1916 года, Нью-Йорк. Скульптура потеряна или разрушена Миниатюра Фонтана появляется в Ботанике Дюшана, Кливлендский музей искусств

По одной из версий, создание Фонтана началось, когда в сопровождении художника Джозефа Стелла и коллекционер произведений искусства Уолтер Аренсберг, Дюшан приобрел писсуар стандартной модели Бедфордшира у J. Железный завод Л. Мотта, Пятая авеню 118. Художник принес писсуар в свою студию на 33 West 67th Street, переориентировал его на 90 градусов от первоначально предполагаемого положения использования и написал на нем: «R. Mutt 1917». Дюшан пояснил:

Матт происходит из Mott Works, имени крупного производителя сантехнического оборудования. Но Мотт был слишком близок, поэтому я изменил его на Матта, после ежедневного мультсериала «Матт и Джефф», который появлялся в то время и с которым все были знакомы. Таким образом, с самого начала была игра Матта: маленького толстого забавного человека и Джеффа: высокого худого человека... Я хотел любое старое имя. И я добавил Ричарда [французский сленг мешков с деньгами]. Неплохое имя для писателя. Возьми? Противоположность бедности. Но даже не так много, только Р. МАТТ.

В то время Дюшан был членом правления Общества независимых художников. После долгих дебатов членов правления (большинство из которых не знали, что Дюшан представил его) о том, было ли произведение искусством или нет, Фонтан был скрыт от глаз во время шоу. Дюшан ушел из Совета и в знак протеста "снял" Tulip Hysteria Coordinating. «Фонтан, - писали в комитете, - может быть очень полезным на своем месте, но его место - не художественная выставка, и это ни в коем случае не произведение искусства». По этой причине произведение было «замалено» (выражение Дюшана).

Нет, не отвергнуто. Работа не может быть отклонена Независимыми представителями. Его просто подавили. Я был в составе присяжных, но со мной не посоветовались, потому что чиновники не знали, что это я прислал его; Я написал на нем имя «Матт», чтобы избежать связи с личным. «Фонтан» просто поместили за перегородку, и на протяжении всей выставки я не знал, где он находится. Я не мог сказать, что отправил вещь, но думаю, что организаторы узнали об этом по сплетням. Никто не осмелился упомянуть об этом. Я поссорился с ними и ушел из организации. После выставки мы снова нашли «Фонтан» за перегородкой, и я его вернул! (Марсель Дюшан, 1971)

Нью-йоркские дадаисты вызвали споры по поводу Фонтана и его отклонения во втором выпуске Слепой, который включал фотографию пьесы и письмо Альфреда. Штиглиц и сочинения Луизы Нортон, Беатрис Вуд и Аренсберг. В редакционной статье под названием «Дело Ричарда Матта», возможно, написанной Вудом к фотографии, содержалось утверждение, которое может оказаться важным в отношении определенных произведений искусства, которые появятся после нее:

Был ли мистер Матт собственными руками сделал фонтан или нет не имеет значения. Он ВЫБИРАЛ его. Он взял обычный предмет жизни, поместил его так, чтобы его полезное значение исчезло под новым названием и точкой зрения - создал новую мысль для этого объекта.

В защиту произведения как искусства, произведение продолжает: « только произведения искусства, которые подарила Америка, - это ее водопровод и мосты ". Дюшан описал, что его намерением было сместить фокус искусства с физического ремесла на интеллектуальную интерпретацию.

В письме от 23 апреля 1917 года Штиглиц писал о сделанной им фотографии Фонтана: «Фотография« Писсуар »- действительно настоящее чудо - все, кто видел ее, думают, что она прекрасна - и это правда - она Он имеет восточный вид - помесь Будды и женщины в вуали ».

В 1918 году Mercure de France опубликовала статью, приписываемую Гийому Аполлинеру Фонтан, первоначально называвшийся «le Bouddha de la salle de bain» (Будда в ванной), представлял сидящего Будду. Мотив, приведенный для отказа на Независимых газетах, состоял в том, что запись была (1) аморальной и вульгарной, (2) это был плагиат, коммерческое использование сантехники. Р. Матт ответил, по словам Аполлинера, что эта работа не была аморальной, поскольку подобные предметы можно было каждый день видеть выставленными в магазинах сантехники и сантехники. По второму пункту Р. Матт указал, что тот факт, что Фонтан был сделан не рукой художника, не имеет значения. Важность была в выборе художника. Художник выбрал предмет повседневной жизни, стер его обычное значение, присвоив ему новое название, и с этой точки зрения придал объекту новый чисто эстетический смысл.

Менно Хубрегтсе утверждает, что Дюшан возможно, выбрал «Фонтан» в качестве реди-мейда, потому что он пародировал восхваление Роберта Дж. Коуди промышленных машин как чистых форм американского искусства. Коуди, отстаивавший свой призыв к американскому искусству в своей публикации «Почва», напечатал резкий обзор «Портрета Марселя Дюшана» Жана Кротти («Скульптура на заказ») в декабрьском номере 1916 года. Хубрегтсе отмечает, что писсуар Дюшана, возможно, был умным ответом на сравнение Коуди скульптуры Кротти с «абсолютным выражением… водопроводчика».

Некоторые оспаривали тот факт, что Дюшан создал Фонтан, но, скорее, помогли представить произведение на рассмотрение. Общество независимых художников для подруги. В письме от 11 апреля 1917 года Дюшан написал своей сестре Сюзанн : «Une de mes amies sous un pseudonyme masculin, Ричард Матт, avait envoyé une pissotière en porcelainecom скульптура» («Одна из моих подруг под мужской псевдоним Ричард Матт прислал фарфоровый писсуар в качестве скульптуры ». Дюшан так и не назвал свою подругу-женщину, но были предложены три кандидата: раннее появление женского альтер-эго Дюшана Рроуз ​​Селави ; дадаист Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен ; или Луиза Нортон (поэт Дада и близкий друг Дюшана, позже вышедшая замуж за французского композитора-авангардиста Эдгара Вареза ), написавшая эссе в «Слепой, обсуждающий Фонтан», и чей адрес частично можно различить на бумажном входном билете на фотографии Штиглица. С одной стороны, тот факт, что Дюшан написал «отправлено», а не «сделано», не означает, что работу создал кто-то другой. Более того, нет никаких документальных или свидетельских свидетельств, свидетельствующих о том, что фон Фрейтаг создал Фонтан.

Вскоре после его первой выставки Фонтан был утерян. По словам биографа Дюшана Кэлвина Томкинса, можно предположить, что Стиглиц выбросил его как мусор - обычная судьба ранних реди-мейдов Дюшана.

Реакция, вызванная Фонтаном, продолжалась несколько недель после этого. представление выставки. 25 апреля 1917 года в Бостоне была опубликована статья:

Филадельфиец Ричард Матт, член общества, не имеющий отношения к нашему другу по карикатурам «Матт и Джефф», представил приспособление для ванной как «произведение искусства».. " В официальной записи об эпизоде ​​его удаления говорится: «Ричард Матт угрожает подать в суд на директоров, потому что они убрали сантехнику, установленную на пьедестале, которую он представил как« произведение искусства ». Некоторые из директоров хотели, чтобы это осталось, ввиду решения общества «без присяжных» определять достоинства представленных 2500 картин и скульптур. Другие директора утверждали, что это было неприлично на собрании, и большинство проголосовало против. В результате этого Марсель Дюшан ушел из Совета. Г-н Матт теперь хочет получить больше, чем его взносы. Он требует возмещения убытков ».

Дюшан начал делать миниатюрные репродукции Фонтана в 1935 году, сначала в папье-маше, а затем в фарфоре для его многочисленных выпусков миниатюрной музейной «ретроспективы» под названием Boîte-en-valise или «Коробка в чемодане», 1935–66. Первая репродукция Фонтана 1: 1 была разрешена Дюшаном в 1950 году для выставки в Нью-Йорке; еще две отдельные работы последовали в 1953 и 1963 годах, а затем в 1964 году было выпущено восемь произведений художника. Эти издания попали в ряд важных государственных коллекций; Университет Индианы Художественный музей, Музей современного искусства Сан-Франциско, Национальная галерея Канады, Центр Жоржа Помпиду и Тейт Современный. Восемь выпусков были изготовлены из глазурованной глиняной посуды, окрашенной, чтобы напоминать оригинальный фарфор, с подписью, воспроизведенной черной краской.

Интерпретации

Из всех произведений искусства из этой серии реди-мейдов, «Фонтан», пожалуй, самый известный, потому что символическое значение унитаза доводит концептуальный вызов реди-мейдов до самой интуитивной крайности. Точно так же философ Стивен Хикс утверждал, что Дюшан, который был хорошо знаком с историей европейского искусства, явно делал провокационное заявление с Фонтаном:

Художник не великий творец - Дюшан ходил по магазинам в магазин сантехники. Произведение искусства не является особенным объектом - оно было произведено серийно на фабрике. Переживание искусства не увлекательно и не облагораживает - в лучшем случае оно сбивает с толку и по большей части оставляет чувство отвращения. Но помимо этого Дюшан не выбирал для отображения какой-либо готовый объект. При выборе писсуара его послание было ясным: искусство - это то, на что вы мочитесь.

Поскольку фотография, сделанная Штиглицем, является единственным изображением оригинальной скульптуры, есть некоторые интерпретации Фонтана, глядя не только на репродукции, но и на эту конкретную. фотография. Томкинс отмечает:

«Аренсберг сослался на« прекрасную форму », и не требуется большого напряжения воображения, чтобы увидеть в плавно плавных изгибах перевернутого писсуара скрытую голову классической Мадонны эпохи Возрождения или сидящего Будды или и, возможно, ближе к делу, одна из отточенных эротических форм Бранкузи ».

Смысл (если есть) и намерение как пьесы, так и подписи« Р. Матт », трудно понять придавить точно. Неясно, имел ли Дюшан в виду немецкое «Armut» (что означает «бедность ») или, возможно, «Urmutter» (что означает «великая мать»). Имя Р. Матт также могло быть игрой на его коммерческом происхождении или в известном комиксе того времени Матт и Джефф (что делает писсуар, возможно, первым произведением искусства, основанным на комиксе). Дюшан сказал, что R означает Ричард, французский сленг для «мешков с деньгами », что делает Фонтан своего рода скатологическим золотым тельцом.

Ронда Роланд Ширер в онлайн-журнале Tout -Fait (2000) подозревает, что фотография Штиглица состоит из разных фотографий, в то время как другие ученые, такие как Уильям Камфилд, никогда не смогли сопоставить показанный на фотографии писсуар с писсуарами, найденными в каталогах того времени.

В интервью 1964 года Отто Хану Дюшан предположил, что он намеренно выбрал писсуар, потому что это было неприятно. По словам Дюшана, выбор писсуара «возник из идеи провести эксперимент, связанный со вкусом: выбрать предмет, который имеет наименьшие шансы понравиться. Писсуар - очень немногие люди думают, что в писсуаре есть что-то чудесное.

Рудольф Э. Куэнцли заявляет в «Дада и сюрреалистический фильм» (1996) после описания того, как представлены или отображаются различные готовые модели: «Эта деконтекстуализация функционального места объекта привлекает внимание к созданию его художественного значения посредством выбор настройки и позиционирования объекта ». Он продолжает объяснять важность наименования объекта (присвоения названия). В игру вступили по крайней мере три фактора: выбор объекта, заголовок и то, как он был изменен, если вообще был, с его «нормального» положения или местоположения. Благодаря размещению писсуара на пьедестале на художественной выставке была создана иллюзия произведения искусства.

Дюшан нарисовал чернилами копию фотографии Штиглица 1917 года в 1964 году для обложки каталога выставки Марселя Дюшана. : Ready-mades и др., 1913–1964 гг. Иллюстрация появилась как фотографический негатив. Позже Дюшан сделал положительную версию, названную «Зеркальное возвращение» (Renvoi miroirique; 1964). Далия Юдовиц пишет:

Структурированные как эмблема, визуальные и лингвистические элементы создают каламбурное взаимодействие, которое помогает нам дальше исследовать механизмы, которые активно использует Фонтан. С одной стороны, есть зеркальный эффект рисунка и травления, которые, хотя визуально почти идентичны, предполагают активное переключение с одной художественной среды на другую. С другой стороны, есть внутреннее зеркальное отражение самого изображения, поскольку этот писсуар, как и писсуар 1917 года, был повернут на девяносто градусов. Это внутреннее вращение лишает объект возможности его обычного использования в качестве вместилища и повторно активирует его поэтический потенциал как фонтана; то есть как машина для гидротехнических сооружений. «Всплеск», производимый Fountain, таким образом, связан с его «зеркальным возвращением», как и кран в названии.

В 1950-х и 1960-х годах, когда Fountain и другие реди-мейды были заново открыты, Дюшан стал культурной иконой в мире Искусство, проиллюстрированное «потоком публикаций», как отметил Кэмфилд, «беспрецедентный пример времени, когда растущий интерес к Дюшану совпал с волнующими событиями в авангардном искусстве, практически все из которых демонстрировали какие-то связи с Дюшаном. " Его искусство превратилось из «незначительного отклоняющегося явления в истории современного искусства в самую динамичную силу в современном искусстве».

Наследие

В декабре 2004 года Фонтан Дюшана получил наибольшее количество голосов. влиятельные произведения искусства 20-го века от 500 избранных британских профессионалов искусства. Второе место досталось картине Пикассо Les Demoiselles d'Avignon (1907) и третье место Энди Уорхолу Мэрилин Диптих (1962). The Independent отметил в статье от февраля 2008 года, что этой единственной работой Дюшан изобрел концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и достоинствами работы».

Джерри Зальц писал в The Village Voice в 2006 г.:

Дюшан категорически утверждал, что он хотел «деобожествить» художника. Готовые модели позволяют обойти негибкие эстетические предложения. Они представляют собой коперниканский сдвиг в искусстве. Фонтан - это то, что называется acheropoietoi, [sic ] изображение, созданное не руками художника. Fountain знакомит нас с оригиналом, который все еще является оригиналом, но также существует в измененном философском и метафизическом состоянии. Это проявление кантовского возвышенного: произведение искусства, которое выходит за рамки формы, но также является понятным, объект, который поражает идею, позволяя ей проявиться сильнее.

Вмешательства

Неточная копия Фонтана, Шотландская национальная галерея современного искусства.

Некоторые художники-перформансисты пытались "внести свой вклад" в произведение, мочившись в него. Художник южноафриканского происхождения Кенделл Гирс приобрел международную известность в 1993 году, когда на выставке в Венеции помочился в Fountain. Художник / музыкант Брайан Ино заявил, что он успешно помочился в Fountain, когда он был выставлен в MoMA в 1993 году. Он признал, что это был всего лишь технический триумф, потому что ему нужно было помочиться в зонд заранее, чтобы он мог передать жидкость через щель между защитным стеклом. Шведский художник Бьорн Кьельтофт помочился в фонтане Moderna Museet в Стокгольме в 1999 году.

Весной 2000 года Юань Чай и Цзян Цзюнь Си, два артиста-перформанса, которые В 1999 г. запрыгнул на скульптуру-инсталляцию Трейси Эмин Моя кровать на выставке Премии Тернера в Тейт Британ. открыл галерею Тейт Модерн и попытался помочиться на выставленный фонтан. Однако они не могли испачкать скульптуру непосредственно из-за корпуса Perspex. Тейт, отрицавшая, что дуэту удалось помочиться на саму скульптуру, запретила им посещать помещения, заявив, что они угрожают «произведениям искусства и нашим сотрудникам». Когда их спросили, почему они считают, что они должны добавить к работе Дюшана, Чай ответил: «Писсуар есть - это приглашение. Как сказал сам Дюшан, это выбор художника. Он выбирает, что есть искусство. Мы просто добавили к нему» <. 156>

4 января 2006 года, когда он демонстрировался на шоу Дада в Центре Помпиду в Париже, на Фонтан напал Пьер Пинончелли, 76-летний мужчина. Французский исполнитель перформанса, наиболее известный тем, что повредил две из восьми копий Fountain. Молоток, который он использовал во время штурма произведения искусства, оставил небольшой скол. Пинончелли, который был арестован, сказал, что нападение было произведением перформанса, которое сам Марсель Дюшан оценил бы. В 1993 году Пинончелли помочился на произведение, когда оно выставлялось в Ниме на юге Франции. Оба выступления Пинончелли происходят от неодадаистоввенских акционистов интервенции или маневра.

Реинтерпретации

«Фонтан (Будда)» "бронзовый римейк Шерри Левин, 1996

Присвоение художница Шерри Левин создала бронзовые копии в 1991 и 1996 годах под названиями Фонтан (Мадонна) и Фонтан (Будда) соответственно. Они считаются "данью уважения знаменитому реди-мейду Дюшана. В дополнение к смелому ходу Дюшана, Левин снова превращает свой жест в" арт-объект ", повышая его материальность и завершенность. Как художник-феминистка, Левин переделывает работы специально для художников-мужчин, которые реквизировал патриархальное господство в истории искусства ».

Джон Балдессари в 2002 году создал издание разноцветных керамических кроватных кастрюль с текстом:« Художник - это фонтан ».

В 2003 году Саул Мелман сконструировал сильно увеличенную версию Johnny on the Spot для Burning Man и впоследствии сжег его.

В 2015 году Майк Бидло создал треснувший " бронзовая переделка фонтана под названием Fractured Fountain (Not Duchamp Fountain 1917), который был выставлен на Francis M. Naumann Fine Art в 2016 году. «Версия Бидло - это любовно созданная вручную фарфоровая копия, которую он затем разбил, воссоздал, и отлиты в бронзе ».

Ровно 100 лет до дня открытия Первой выставки Общества независимых художников, компания Francis M. Naumann Fine Art открыла 10 апреля 2017 года «Фонтан Марселя Дюшана: дань уважения». На выставке был представлен Торт писсуара Софи Матисс, русского конструктивиста писсуары Александра Косолапова и работа 2015 года Ай Вей Вэй.

Послесловие

С 1950-х годов влияние Дюшана на американских художников росло в геометрической прогрессии. Журнал Life назвал его «возможно, самым выдающимся дадаистом в мире», «духовным лидером» Дада, «папой Дада» в длинной статье, опубликованной 28 апреля 1952 года. К середине 50-х его реди-мейды уже присутствовали в постоянные коллекции американских музеев.

В 1961 году Дюшан написал письмо своему товарищу дадаисту Гансу Рихтеру, в котором якобы сказал:

Этот нео-дада, который они называют новым реализмом, Поп-арт, сборка и т. Д. - легкий выход, который живет тем, что сделал Дада. Когда я открыл для себя ready-mades, я попытался воспрепятствовать эстетике. В Нео-Дада они взяли мои реди-мейды и нашли в них эстетическую красоту. Я бросил им в лицо подставку для бутылок и писсуар, и теперь они восхищаются их эстетической красотой.

Однако спустя годы утверждал Рихтер. эти слова были не Дюшаном. Рихтер отправил Дюшану этот абзац для комментария, написав: «Вы бросили подставку для бутылок и писсуар им в лицо…» и т. Д. Дюшан просто написал: «Хорошо, ça va très bien» («Хорошо, это очень хорошо работает») на полях.

Вопреки цитате Рихтера, Дюшан положительно отзывался о поп-арте в 1964 году, хотя и безразличен к юмору или материалам поп-художников:

Поп-арт - это возвращение к «концептуальная» живопись, практически заброшенная, за исключением сюрреалистов, со времен Курбе, в пользу живописи сетчатки... Если вы возьмете банку с супом Кэмпбелла и повторите ее 50 раз, изображение на сетчатке глаза вас не интересует. Что вас интересует, так это концепция, согласно которой 50 банок с супом Кэмпбелла помещаются на холст.

Арт-рынок

Цены на реплики, издания или работы, в которых есть какие-то эфемерные следы Дюшана, достигли своего пика с покупка одной из восьми реплик Фонтана 1964 года. 17 ноября 1999 г. версия Fountain (принадлежащая Артуро Шварцу ) была продана на Sotheby's, Нью-Йорк, за 1 762 500 долларов США Димитрису Даскалопулосу, который заявил, что Fountain олицетворяет «исток современного искусства ». Цена на то время установила мировой рекорд для работы Марселя Дюшана на публичных торгах. Рекорд был побит в 2009 году его готовым изделием 1921 года Belle Haleine, Eau de Voilette, флакон духов в коробке, который был продан за 11,4 миллиона долларов.

См. Также
Источники

Примечания

  • Слепой, Vol. 2 мая 1917 года, Нью-Йорк.
  • Кабанн, Пьер (1979) [1969]. Диалоги с Марселем Дюшаном (на французском). [S.l.]: Da Capo Press. ISBN 0-306-80303-8.
  • Гаммел, Ирен. Баронесса Эльза: гендер, дадаизм и повседневность. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2002.
  • Hubregtse, Menno (2009). «Земля Роберта Дж. Коуди и фонтан Марселя Дюшана: вкус, национализм, капитализм и нью-йоркский дадаизм». Revue d'art canadienne / Canadian Art Review. 34 (2): 28–42. JSTOR 42630803.
  • Кляйнер, Фред С. (2006). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива. Бельмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт. ISBN 0-534-63640-3.
  • Маркиз, Алиса Голдфарб (2002). Марсель Дюшан: Биография холостяка обнаженная. Миннеаполис: Публикации МИД: Публикации МИД. ISBN 0-87846-644-4.
  • Tomkins, Calvin (1996). Дюшан: Биография. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт и компания. ISBN 0-8050-5789-7.
Дополнительная литература
  • Бетакорт, Майкл (2003). «Дело Ричарда Матта: в поисках фонтана Марселя Дюшана». Научно-исследовательская лаборатория искусствоведения. Архивировано из оригинального 1 марта 2006 г.
  • Вест, Патрик (13 декабря 2004 г.). «Он просто подсыпал: Наблюдения за Дюшаном и его писсуаром». New Statesman.
  • Шварц, Артуро, Полное собрание сочинений Марселя Дюшана, переработанное и расширенное издание, Нью-Йорк 1997, № 345, pp. 648–50
  • Куэнцли, Рудольф Э., Науманн, Фрэнсис М., Марсель Дюшан: Художник века, Выпуск 16 сюрреализма Дада, MIT Press, 1991, ISBN 0262610728
  • Adcock, Craig, Marcel Duchamp's Notes from the Large Glass: An N-Dimensional Analysis, Ann Arbor, Michigan: UMI Research Press, 1983, 29–39, ISBN 0835714543
  • Галерея Сидни Дженис, Вызов и вызов: крайние примеры художников XX века, французов и американцев, The New York 57th Street Journal, 25 сентября 1950 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 12:40:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте