Формула 500 (F500) - это Клуб спортивных автомобилей Америки (SCCA) и Совет клубов спортивных автомобилей Среднего Запада (MCSCC) класс открытых колес шоссейных гонок.
Формула 500 была первоначально представлена в начале 1980-х годов как Формула 440 (F440) и представляет собой строго регулируемый класс. Некоторые производители шасси производят различные конструкции в соответствии с жесткими правилами размеров. Движки определяются набором правил, и разработчикам не разрешается изменять внутреннее устройство движка. Вместо традиционных амортизаторов и пружин в автомобилях F500 используется очень простая эластомерная пружинная среда, содержащаяся в цилиндрической канистре. Правила гласят, что эластомер должен быть 2 дюйма в диаметре на 1 дюйм в толщину, но конструкция и реализация эластомерных пружин (обычно называемых участниками «шайбами») широко открыты. Кроме того, каждый производитель шасси производит кузов собственной конструкции с учетом габаритных ограничений. Эти правила позволяют проводить очень конкурентоспособные гонки по относительно низкой цене, что поощряет водителя и навыки настройки автомобиля.
Автомобили Formula 500 оснащены двухцилиндровым двухтактным двигателем с водяным охлаждением. В современных автомобилях используются либо Rotax 494, либо Rotax 493, изначально выпускавшиеся для снегоходов Ski-Doo. В старых автомобилях, которые в наши дни в основном используются для одиночных мероприятий, используется двигатель Kawasaki 440 / A. Двигатель AMW 500L-85 / 250-2 R2c, хотя и разрешен для использования в гонках Формулы 500, в наши дни используется редко.
Двигатель Kawasaki 440 / A, производимый Kawasaki, представляет собой двигатель объемом 436 куб.см с поршневым портом, использующий 38-миллиметровые карбюраторы серии Mikuni VM и настроенный двойной выхлоп. Хотя этот двигатель больше не подходит для шоссейных гонок, он все еще широко используется в соревнованиях Solo II и Autocross. Как и все двигатели F500, за исключением AMW, Kawasaki изначально производился как двигатель для снегохода. Снят с производства с начала 1980-х годов. Запчасти для этих двигателей найти становится все труднее.
Двигатель AMW 500L-85, созданный Two Stroke International, был представлен на F500 в 1994 году. Это двигатель с пластинчатым клапаном объемом 497 куб. См, использующий два 38-мм двигателя Mikuni. Карбюраторы SuperBN. Чтобы сохранить характеристики этих более крупных и мощных двигателей на одном уровне с предыдущими двигателями, SCCA требует использования выпускного коллектора спецификации Y и одной настроенной трубы на двигателе AMW. В отличие от других двигателей, используемых в F500, двигатель AMW является производным от двигателя легкого самолета. Этот двигатель больше не производится и не поддерживается производителем.
В сезоне 1997 года был представлен двигатель Rotax 494. Rotax производит гоночные и промышленные двигатели для самых разных применений, включая самолеты, мотоциклы, картинги, снегоходы и гидроциклы. Двигатель Rotax 494 - это двигатель с поворотным клапаном объемом 499 куб. Как и AMW, в Rotax используется выпускной коллектор 2 в 1 "Y" и одна настроенная выхлопная камера расширения . В двигателе Rotax используются те же 38-мм карбюраторы Mikuni VM, что и в Kawasaki. Двигатель Rotax стал, безусловно, самым популярным двигателем в шоссейных гонках F500. Rotax 494 был снят с производства для Ski-Doo после 2000 модельного года. Вскоре после этого Ski-Doo / Rotax прекратили его поддержку. Однако некоторые детали все еще можно приобрести у дилеров и в онлайн-магазинах.
В 2004 году SCCA добавила Rotax 493 в список одобренных двигателей. Модель 493 имеет тот же диаметр цилиндра и ход поршня, что и 494. Однако, в отличие от модели 494, двигатель с пластинчатым клапаном. Он также оснащен карбюраторами серии Mikuni VM и выпускным коллектором "Y", как и его двоюродный брат 494. Автомобили с двигателем 493 должны работать с более высоким минимальным весом для сохранения паритета со старыми двигателями 494 и AMW. Как и модель 494, модель 493 была снята с производства для Ski-Doo после 2003 модельного года. Поддержка для него закончилась в 2007 году. Как и для модели 494, некоторые детали все еще можно приобрести у дилеров и в интернет-магазинах.
В 2011 году SCCA добавила Rotax 593 в список одобренных двигателей. 593 (более известный как Ski-Doo 500ss) представляет собой 600-кубовую версию двигателя 493 с пластинчатым клапаном. Он также работает с карбюраторами серии Mikuni VM и выпускным коллектором "Y", как и другие двигатели Rotax, но для поддержания выходной мощности на уровне двигателя 500 куб. Автомобили с двигателем 593 также должны работать с более высокой минимальной массой для поддержания паритета со старыми двигателями 494 и AMW. Модель 593 до сих пор находится в производстве Ski-Doo, в 2010 году она была изменена с «500ss» на «600».
Технические характеристики двигателей строго регулируются SCCA. В формуле 500 не допускаются никакие модификации двигателя. Двигатели должны запускаться на складе «в том виде, в каком они были доставлены» с завода. Запрещается использовать запасные части, модификации портов или другие отклонения от стандартной конфигурации. Это помогает снизить затраты и означает жесткую конкуренцию на трассе.
F500 использует усовершенствованную бесступенчатую трансмиссию (CVT), аналогичную той, которая используется в снегоходах.
Эти простые автоматические трансмиссии с ременным приводом настроены для оптимизации кривой мощности двухтактного двигателя, постоянно поддерживая максимальную мощность двигателя. Одно из ключевых преимуществ вариатора - бесступенчатая трансмиссия. Это позволяет в любой момент передавать всю мощность двигателя на ведущие колеса.
Второй тур национального чемпионата SCCA стал коронованием национальных чемпионов Формулы 500 с 1997 года. Первоначальный класс Формулы 440 участвовал во втором туре чемпионата SCCA с 1984 по 1996 год.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Formula 500. |