Резолюция Формозы 1955 года

редактировать
Лидер Китайской Республики Чан Кайши и президент США Дуайт Д. Эйзенхауэра в 1960 году.

Формозская резолюция 1955 года была совместной резолюцией, принятой США. Сенат и подписан президентом США Дуайтом Д. Эйзенхауэром 29 января 1955 г., чтобы противодействовать угрозе вторжения Формозы со стороны Китайской Народной Республики (КНР). Резолюция дала президенту США полномочия «использовать вооруженные силы Соединенных Штатов, если он сочтет это необходимым для конкретной цели обеспечения безопасности и защиты Формозы и Пескадоров от вооруженного нападения [коммунистов]».

Резолюция была сформулирована во время кризиса Тайваньского пролива (1954–1955), который был коротким периодом вооруженного конфликта, включавшего вторжения Коммунистической партии Китая (КПК) в острова в Тайваньском проливе, контролируемые Гоминьданом (Гоминьдан) во главе Китайской Республики (КР). Скрытый ответ Совета Безопасности ООН по поводу этих событий побудил президента США Эйзенхауэра запросить резолюцию в январе 1955 года.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Ранние китайско-американские отношения
    • 1.2 Ухудшающиеся обстоятельства
  • 2 Решение
  • 3 Последствия
    • 3.1 Непосредственные последствия
    • 3.2 1970-е годы
    • 3.3 1980-е
    • 3.4 1990-е годы
    • 3.5 XXI век
  • 4 Сноски

История вопроса

Ранние китайско-американские отношения

3 июля 1884 г. положило начало китайско-американским отношениям, когда Ванхайский договор, первый договор, подписанный между США и Цинским Китаем, установил мирные отношения между двумя странами. Формоза и близлежащие острова оставались под властью Цин, пока не уступили полный суверенитет Японии в 1895 Симоносекском договоре после 1884-1885 китайско-японской войны. Полвека спустя Япония оказалась на проигравшей стороне Второй мировой войны, и в Каирской декларации 1943 года было установлено, что юрисдикция над островами будет возвращена Китаю в случае капитуляции Японии. Сражаясь в качестве союзников в войне на Тихом океане, Соединенные Штаты официально признали право Китая на все территории, украденные у Китая японцами, включая Формозу. В заявлении о нейтралитете, сделанном госсекретарем США Дином Ачесоном в январе 1950 года, правительство США заявило, что оно «не собирается каким-либо образом участвовать в военных действиях на острове»

. Ухудшающиеся обстоятельства

Однако в начале 1950-х годов мирные отношения между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой начали ухудшаться. Через несколько месяцев после объявления нейтралитета КНР захватила всю консульскую собственность США в Пекине, подписала Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи 1950 года с Советским Союзом и начала наращивать свои силы на Чекян и Фуцзянь напротив Формозы. Эти события, наряду с началом корейской войны в июне 1950 года, побудили американский флот занять позицию в Тайваньском проливе, чтобы предотвратить возможное нападение КНР на Формозу. Китайская республика всегда воспринималась западными державами как единственное законное правительство Китая и, таким образом, занимала свое место в Организации Объединенных Наций с момента основания организации. После победы Коммунистической партии Китая в гражданской войне в Китае официальное учреждение КНР вызвало вопросы о том, кто должен быть законным представителем Китая в ООН, и США проголосовали против места КНР на заседании. ООН еще больше усилила китайско-американскую напряженность. В начале - середине 1950-х годов Соединенные Штаты ввели торговое эмбарго и начали политику изоляции и сдерживания в отношении КНР.

Между 1952 и 1954 годами администрация Эйзенхауэра увеличила свои дипломатическая, экономическая и военная помощь Тайваню: экономическая помощь оценивается в 527 миллионов долларов США, а военная помощь - в 940 миллионов долларов США. 3 сентября 1954 г. КПК начал массированную артиллерийскую бомбардировку китайских островов Quemoy и Matsu, небольшой группы островов недалеко от материка, которые чиновники Китайской республики считали оптимальными для стратегических целей. позиционирование и повторное вторжение на материк. КНР дополнительно содержала тринадцать американских заключенных и угрожала их казнью, что побудило администрацию Эйзенхауэра к дальнейшим действиям. 2 декабря 1954 года между США и Китайской республикой был подписан китайско-американский договор о взаимной обороне в дополнение к другим соглашениям о взаимной безопасности в Тихоокеанском регионе.

Резолюция

6 января 1955 года президент Эйзенхауэр представил в Сенат его совет и согласие ратифицировать Договор о взаимной защите между США и Китайской республикой, в котором говорилось о вооруженном нападении в районе западной части Тихого океана, направленном против Формозы и Пескадорес территории.

Когда силы Коммунистической партии Китая захватили контроль над островом Инчайнг, расположенным в 210 милях к северу от Тайваня в середине января 1955 года, призывы к военному вмешательству США усилились, поскольку КПК продолжала атаки на Quemoy и Matsu, распространение вооруженных столкновений между двумя правительствами до портов материкового Китая. Эти события побудили президента Эйзенхауэра принять меры. 24 января Эйзенхауэр запросил у Конгресса разрешение на использование военной силы для защиты Тайваня. На следующий день, 25 января 1955 года, Палата представителей одобрила резолюцию, запрошенную президентом Эйзенхауэром, которая уполномочила президента защищать Формозу (Тайвань) и острова Пескадорес 410 голосами против 3 в Палате представителей. 28 января 1955 г. Сенат одобрил постановление. В тот же день, когда Сенат США одобрил эту резолюцию, проблема Формозы наконец привлекла внимание Совета Безопасности ООН. Однако из-за отказа КНР присоединиться к обсуждению этот вопрос был фактически снят с повестки дня ООН. Несмотря на это, с одобрения Палаты и Сената президент Эйзенхауэр продвинулся вперед, подписав Резолюцию о 29 января 1955 г. США официально приняли Формозскую резолюцию, предполагаемый механизм предотвращения нового кризиса в Тайваньском проливе, как это было во время Первого кризиса в Тайваньском проливе (1954–1955). Резолюция уполномочила президента Эйзенхауэра полностью защищать Формозу, предоставив ему право использовать вооруженные силы США в Тайваньском проливе. Хотя Резолюция разрешила президенту США использовать силу для защиты Формозы, в ней не было явной поддержки правительства Китайской Республики. Постановление было попыткой предотвратить дальнейший военный конфликт между Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой без явной поддержки Формозы.

Последствия

Немедленные последствия

The Joint Резолюция не разрешила кризис Тайваньского пролива и не уменьшила враждебность между КНР и Китайской республикой. Вместо этого Резолюция расширила сферу действия Договора о взаимной обороне, расширив обязательства США по защите от вторжений КНР на прибрежные острова в дополнение к Тайваню.

Поскольку кризис продолжался до начала весны, официальные лица США публично предупредили о потенциальном применении ядерного оружия, когда в марте 1955 года госсекретарь Джон Фостер Даллес призвал к более сильному вмешательству США. Напряженность была временно снижена в апреле 1955 года, когда КНР объявила, что готова вести переговоры по Тайваню и прекратила бомбардировки Кемой и Мацу. В мае КНР официально прекратила обстрелы и согласилась на перемирие. 12 сентября 1955 года Объединенный комитет начальников штабов проконсультировался с президентом Эйзенхауэром, предложив использовать ядерное оружие против КНР, если она начнет полномасштабное вторжение на Тайвань. Убедившись, что Пекин знал об этом, администрация Эйзенхауэра достигла временного перемирия с КНР до тех пор, пока конфликт не возобновился, когда Тайвань начал военное усиление двух островов. К 1957 году США предоставили Тайваню ракеты, способные нести ядерные боеголовки. Когда в 1958 году разразился второй кризис Quemoy, который повлек за собой еще одно развертывание военно-воздушных и военно-морских сил США, президент Эйзенхауэр снова пригрозил применить ядерное оружие.

1970-е

Спустя десять лет после Второй кризис Тайваньского пролива, США разорвали свои отношения с Китайской республикой, когда США аннулировали пакт о взаимной безопасности и вывели американские войска и военные объекты с Тайваня в январе 1970 года.

1971 год стал годом начало позитивных отношений между США и КНР. Эти позитивные отношения были сформулированы в Дипломатии пинг-понга, когда 6 апреля 1971 г. китайская команда по пинг-понгу пригласила членов команды США в Китайскую Народную Республику. Игроки США, а также журналисты сопровождавшие их, были одними из первых американцев, которым разрешили въехать в КНР с 1949 года. В июле того же года государственный секретарь Генри Киссинджер совершил секретную поездку в Китай. После секретной поездки Организация Объединенных Наций начала признавать КНР и наделяла ее постоянным местом в Совете Безопасности, фактически удалив Китайскую Республику, которая занимала это место с 1945 года.

Отношения между Китайской Народной Республикой и Соединенные Штаты продолжали улучшаться, когда в феврале 1972 года президент США Ричард Никсон провел восемь дней в КНР. Во время своего визита Никсон встретился с председателем Мао Цзэдуном, лидером КНР, и подписал Шанхайское коммюнике с премьер-министром Чжоу Эньлаем. Коммюнике заложило основу для улучшения китайско-американских отношений, позволив Китайской Народной Республике и Соединенным Штатам обсудить острые вопросы, особенно Тайвань. Однако нормализация отношений между двумя странами на протяжении десятилетия продвигалась медленно.

К 1979 году президент США Джимми Картер признал легитимность Китайской Народной Республики. При этом США признали принцип единого Китая в материковом Китае и разорвали отношения с Тайванем. Однако к апрелю Конгресс возродил их отношения с Тайванем, приняв Закон об отношениях с Тайванем, который позволил продолжить торговые и культурные отношения между США и Тайванем, а также потребовал от США предоставить Тайваню оборонительное оружие. Этот закон также официально не нарушал политику одного Китая. Одобрение этого закона администрацией Картера нейтрально позиционировало США в Тайваньском Тихоокеанском проливе, поскольку этот акт восстановил отношения США с Тайванем, сохранив при этом признание Китайской Народной Республики в качестве законного представителя Китая.

1980-е

В 1980-х годах президент США Рональд Рейган и его администрация предоставили Тайваню «Шесть гарантий ». «Шесть гарантий» включали в себя обязательства США соблюдать Закон об отношениях с Тайванем, не вмешиваться в продолжающиеся споры между Тайванем и Китаем и не прекращать продажу оружия Тайваню.

К августу 1982 года администрация Рейгана подписала третье совместное коммюнике соглашение с правительством КНР. Подписание этого соглашения фактически нормализовало отношения между США и Китаем, и США вновь заявляют: верность политике единого Китая. Президент Рейган выразил поддержку укреплению связей с Тайванем, однако из-за опасений советской экспансии в эпоху холодной войны на администрацию президента Рейгана оказали давление с целью укрепления связей с Китаем. Таким образом, к июню 1984 года администрация президента Рейгана разрешила продажу американского военного оборудования Пекину.

1990-е годы

Несмотря на третий кризис в Тайваньском проливе 1996 года, который включал китайские испытания ракет в в водах возле Тайваня, Тайвань, провели свои первые свободные президентские выборы в 1996 году. Эти ракетные испытания должны были убедить тайваньских избирателей проголосовать против кандидата, выступающего за независимость, которым был лидер Националистической партии Ли Дэн Хуэй. В конце концов, в марте 1996 года Дэн Хуй победил на выборах с большим отрывом.

21 век

К 2010-м годам США признали Китай КНР единственным и неповторимым Китаем на протяжении десятилетий.. Однако, когда Дональд Дж. Трамп победил на президентских выборах в США в 2016 году, Трамп нарушил кодекс поведения США по отношению к Китаю, когда разговаривал с президентом Тайваня Цай Ин-вэнь по телефону.. Это вызвало вопросы в США ''. приверженность политике «одного Китая». Президент Трамп попытался развеять эти сомнения во время разговора 9 февраля 2017 года с верховным лидером Китая Си Цзиньпином, в котором он вновь заявил, что будет соблюдать политику единого Китая. Несмотря на соблюдение этой политики, США по-прежнему поддерживают неофициальные связи с Тайванем, в том числе положения об оборонной помощи.

Сноски

Последняя правка сделана 2021-05-20 11:45:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте