Formosa Air Battle

редактировать

Formosa Air Battle
Часть Pacific Theater of Вторая мировая война
Moving rockets aboard USS Hancock (CV-19), October 1944.jpg. Экипажи USS Hancock (CV-19) направляют ракеты к самолетам во время подготовки к ударам по Формозе, 12 октября 1944 года.
Дата12–16 октября 1944 года
МестоположениеФормоза, Филиппинское море
РезультатПобеда Америки
Воюющие стороны
Япония США
Командиры и лидеры
Рюноскэ Кусака. Сигэру Фукудоме Уильям Халси-младший. Марк Митчер
Подразделения, участвующие в проекте

Empire of Japan Военно-морская авиация

Empire of Japan Армейская воздушная служба

United States Третий флот

Численность
1425 истребителей / бомбардировщиков 17 авианосцев. 6 линкоров. 4 тяжелых крейсеров. 11 легкие крейсера. 57 эсминцы
Потери и потери
321–525 самолетов. Военные объекты и инфраструктура Формозы сильно повреждены89 самолетов t. 1 тяжелый крейсер серьезно поврежден. 1 легкий крейсер поврежден

Formosa Air Battle (японский : 台湾 沖 航空 戦, китайский : 臺灣 空戰), 12–16 октября 1944 г., была серия крупномасштабных воздушных столкновений между авиагруппами авианосцев ВМС США Оперативная группа быстрых авианосцев (TF 38), и японские наземные военно-воздушные силы Императорского флота Японии (IJN) и Императорской армии Японии (IJA).

Сражение состояло из американских воздушных налетов на японские военные объекты на Формозе (Тайвань) днем ​​и японских воздушных атак на американские корабли ночью. Потери японцев превысили 300 уничтоженных в воздухе самолетов, в то время как потери американцев составили менее 100 уничтоженных самолетов и два поврежденных крейсера. Этот результат фактически лишил Объединенный флот ВМС Японии прикрытия с воздуха для будущих операций, которые оказались решающими во время битвы у залива Лейте в конце октября.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Боевой порядок
  • 3 Битва
    • 3,1 12 октября
    • 3,2 13 октября
    • 3,3 14 октября
    • 3,4 15 октября
    • 3,5 16 Октябрь
  • 4 Последствия
  • 5 Сноски
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Вторичные источники
    • 7.2 Первичные источники
  • 8 Внешние ссылки

Справочная информация

Японский стратегические планы решающего сражения с флотом США были уже разработаны к сентябрю 1944 года. Предвидя различные варианты, доступные американским десантным силам, японский оперативный приказ под кодовым названием Шо («победа») предусматривал четыре сценария противодействия вторжению где-либо между Филиппины и Курилы. Однако этот план был проблематичным для морального духа, потому что он нарушал традицию IJN, придавая первостепенное значение потоплению американских судов снабжения, а не военных кораблей США. В результате главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Соему Тойода вылетел на фронт в начале октября, чтобы сплотить войска за Шо.

К 10 октября Тойода совершил поездку по передняя часть была завершена. В тот же день он намеревался отправиться из Формозы в Японию, но был вынужден изменить свои планы, когда на севере внезапно появилась оперативная группа вице-адмирала Марка Митчера, нанеся удары по островам Рюкю. Тойода не мог рискнуть вернуться домой через сконцентрированные авианосные силы противника, на борту которых сейчас находилось более 1000 самолетов, особенно после того, как предыдущие командиры Объединенного флота были потеряны во время воздушных боев. В результате в решающий момент он был остановлен вдали от штаба Объединенного флота. Вне позиции и с неадекватными линиями связи, ответ на такую ​​подавляющую воздушную мощь противника был оставлен начальнику штаба Тойоды, вице-адмиралу Рюноскэ Кусака.

Кусака правильно считал эти удары предвестником высадки американских войск. частично благодаря разведданным Имперского флота, собранным за предыдущую неделю. Поскольку он все еще не был уверен, где именно приземлятся вражеские силы, он решил уничтожить воздушный компонент Sho-1 или Sho-2 - запланированную оборону Филиппин или Формозы, соответственно, - утром 10 октября. Шо представлял собой сложный план, предполагавший вылазку нескольких надводных сил флота с баз, расположенных так далеко, как Сингапур и Япония. Этим боевым кораблям потребуется время, чтобы занять позицию для согласованной атаки. Вместо того, чтобы ждать прибытия флота для комбинации морской и воздушной мощи, Кусака приказал воздушным силам, зарезервированным для Шо, немедленно вступить в бой. Он усилил этот приказ, полностью выполнив Шо-2 утром 12 октября.

Многие самолеты были доступны для Шо, но были широко рассредоточены. 10 октября Шестая база ВВС вице-адмирала Сигэру Фукудомэ состояла примерно из 740 самолетов, разбросанных от Формозы до Кюсю; Пятая база ВВС вице-адмирала Кимпея Тераока и 4-я воздушная армия генерал-лейтенанта Кёдзи Томинага из Воздушной службы Императорской японской армии (IJAAS) на Филиппинах вместе имели около 440 самолетов. В течение следующих четырех дней еще около 690 самолетов прибыло из Японии и Китая.

Хотя это представляло огромное количество доступных самолетов, Imperial Japanese Navy Air Service (IJNAS) все еще оправлялся от потерь, понесенных в битве на Филиппинском море в июне. Хотя к этому времени единицы были в значительной степени реконструированы с точки зрения количества, качество пилотных проектов явно ухудшалось. Более того, хотя общее количество самолетов, отправленных в бой к 12 октября, превосходило любые силы, которые Япония ранее выставляла в воздухе, быстроходные авианосные силы ВМС США были способны задействовать гораздо более крупные, значительно лучше обученные силы.

Боевой порядок

Императорский флот Японии
Императорской армии Японии
United ВМС США

Battle

Японские разведывательные самолеты, оснащенные радиолокационной станцией, в течение дня и ночи наблюдали различные группы боевых действий Третьего флота. 11 октября, раннее предупреждение командирам районов на Формозе и на Филиппинах. Зная, что утренние удары 12 октября неизбежны, наземные силы были приведены в боевую готовность, а самолеты были подготовлены к перехвату ранним утром.

Боевой опыт авианосных авиагрупп США во время боя в значительной степени зависел от их расположения. целевая группа и назначенные ударные цели. Утром 12 октября четыре оперативные группы Оперативной группы быстрых авианосцев были растянуты примерно с северо-запада на юго-восток. Целевая группа 38.2, как самая северная группа, получила северную треть Формозы. Следующей в очереди была целевая группа 38.3, которой была выделена центральная часть острова. Наконец, оперативные группы 38.1 и 38.4 были совместно назначены на юг Формозы.

12 октября

USS Lexington (CV-16) запустил F6F Hellcat во время воздушного боя на Формозе, 12 октября 1944 г.

Все четыре задачи Группы завершили предрассветные поиски истребителей примерно к 06:00. Поскольку японцы были в боевой готовности, истребители Grumman F6F Hellcat из всех четырех групп были перехвачены воздушными вражескими самолетами; Повсеместно сообщалось о среднем и интенсивном зенитном огне. Наиболее ожесточенные бои в воздухе были над северной и центральной частью Формозы, где находились самолеты контр-адмирала Джеральда Ф. Богана TG 38.2 и контр-адмирала Фредерика Шермана TG 38.3. эксплуатируется. USS Lexington и USS Essex Шермана заявили, что между ними было сбито почти 50 вражеских самолетов. В рабочую группу Богана входили три авианосца класса Essex - USS Intrepid, USS Bunker Hill и USS Hancock. Intrepid и Bunker Hill заявили, что уничтожено более 50 японских самолетов, что в сумме составляет около 100 заявленных побед для двух групп.

Американские авиагруппы авианосцев, с другой стороны, понесли минимальные потери личного состава во время раннего утреннего истребителя. : в двух вышеупомянутых целевых группах было сбито только девять самолетов США, а три пилота впоследствии были спасены ближайшими кораблями / подводными лодками. Эти однобокие результаты были отчасти из-за отсутствия опыта у японских пилотов. Например, бойцы IJAAS, дислоцированные на севере Филиппин, все еще проходили подготовку. Большая часть истребителей противника, о которых сообщают американские авиаторы, были типами японской армии, в первую очередь Nakajima Ki-44 (союзное название «Tojo»), Kawasaki Ki-61 («Тони») и Накадзима Ки-43 («Оскар»). Несмотря на то, что в это время работали несколько опытных японских военно-морских авиаторов, истребительные подразделения IJNAS Mitsubishi A6M Zero, восстановленные после битвы в Филиппинском море, все еще учились работать вместе и не выполняли вид полетов секции или дивизии, которые давали тактическое преимущество.

Хотя оставшиеся за день авианосные удары истребители Hellcat, пикирующие бомбардировщики Curtiss SB2C Helldiver и Grumman TBF Avenger Торпедоносцы нанесли значительный ущерб военным объектам на Формозе, полностью нейтрализовать базирующуюся на острове японскую авиацию не удалось. Однако ответ Японии был хорошо подавлен, и единственная эффективная контратака против TF 38 исходила от самой Японии. Элитное воздушное ударное подразделение, обученное для всепогодных и ночных полетов, под названием T Air Attack Force, двинулось на юг, чтобы провести первую в Японии крупномасштабную ночную воздушную торпедную атаку с помощью радара. Результаты были тусклыми. Корабли ВМС США создавали дым для укрытия и занимались радикальным маневрированием, чтобы удержать врагов позади, в то время как японские самолеты сбрасывали сигнальные ракеты, чтобы осветить свои цели. Восемь японских самолетов были сбиты корабельными орудиями в течение ночи, а три бомбардировщика Mitsubishi G4M "Betty" были сбиты ночными истребителями из USS Independence. USS Pritchett получили повреждения в результате дружественного огня, но повреждений от самолетов противника не было.

13 октября

13 октября погода была более неблагоприятной, чем в предыдущий день. Несмотря на то, что группам задач был назначен более широкий круг целей, от Пескадора до северного Лусона и Формозы, в воздухе было встречено гораздо меньше врагов. Результаты дневной забастовки было трудно определить из-за пасмурной погоды. Отчеты пилотов об этих двухдневных ударах помогли раскрыть более крупную сеть авиабаз на Формозе, чем предполагалось ранее. Эта информация в сочетании с радиоперехватыванием и ударами, отраженными в сумерках накануне вечером, заставила командующего оперативной группой 38 Митчер отменить любые удары, запланированные на начало после 14:00. Вместо этого оперативные группы подготовились к защите от еще одного ночного нападения.

Элементы Т-воздушной атаки вернулись, как и предполагалось, для нанесения сумеречных ударов по военным кораблям США. На этот раз под атаку попали ТГ 38.1 и 38.4. Японские формирования были замечены радаром в 16:40 и перехвачены самолетами боевого воздушного патруля (CAP) с корабля USS Belleau Wood TG 38.4 через час. Истребители «Белло Вуд» обратили группировку противника в бегство на расстоянии более 70 миль от авианосца, уничтожив 10 истребителей и бомбардировщиков, прежде чем вернуться на свой корабль.

Торпедоносец B6N атаковал TG 38.3 во время воздушного боя на Формозе, октябрь 1944 г.

К 18:12, незадолго до захода солнца, еще одна группа пилотов T Attack Force приближалась к зоне поражения рабочих групп. Еще шесть самолетов были сбиты в районе ТГ 38.4 за двадцать минут. Следующая группа из шести бомбардировщиков Mitsubishi G4M «Бетти», которые проникли через пикет и уклонились от ПВО, предприняла решительные атаки на авианосцы TG 38.4, бросив четыре торпеды в воду, прежде чем все шесть были сбиты корабельными зенитными орудиями. Одна торпеда прошла прямо перед USS Franklin, а другая прошла слишком глубоко и прошла под авианосцем. Одна из Бетти попыталась врезаться во Франклина на спуске, но выскользнула из кабины экипажа и заскользила по правому борту корабля в воду.

TG 38.1 повезло меньше. Десять Yokosuka P1Y бомбардировщиков «Фрэнсис» вошли в контакт с группой в 18:23 после того, как ускользнули от раннего радарного обнаружения, пролетев низко над водой. Хотя визуальный контакт был установлен, и зенитный огонь корабля уничтожил шесть самолетов, одна Фрэнсис предприняла решительную торпедную атаку по авианосцам. Пилот сбился с курса, упустив шанс торпедировать авианосец; однако его торпеда попала в USS Canberra, в результате чего погибло 23 члена экипажа и нанесен серьезный ущерб крейсеру. Оба машинных отделения затоплены, руль направления поврежден. В результате «Канберру» пришлось взять на буксир в составе новой оперативной группы TG 30.3, состоящей из кораблей, отделившихся от авианосных групп. Около 22:00 USS Wichita начал буксировку искалеченного крейсера на юго-восток.

14 октября

Оперативные группы были вынуждены оставаться в пределах досягаемости противника дольше, чем предполагалось. к ситуации Канберры. Рано утром были запущены истребители, чтобы подавить авиацию на Лусоне и Формозе, в то время как недавно сформированная целевая группа пыталась сопровождать Канберру в безопасное место. Некоторые авиагруппы столкнулись с японскими самолетами в ударных зонах, но серьезных боевых действий воздух-воздух не произошло. В течение всего дня вражеские самолеты летали к периметру рабочих групп, чтобы передать отчеты о наблюдениях.

CTF 38 ожидала еще одной долгой ночи в общих помещениях. Эта разведка оказалась верной в короткие сроки. TG 38.1, 38.2 и 38.3 все подверглись массированным атакам врага с воздуха примерно между 15: 00–18: 30 часами.

TG 38.2 была первой атакованной группой. Группа из 25 пикирующих бомбардировщиков «Йокосука» D4Y «Джуди», использовавших облачный покров для уклонения от обнаружения, была перехвачена боевым воздушным патрулем группы. Лишь несколько японских самолетов обогнали американские истребители. Уцелевшие бомбардировщики смогли заложить две бомбы в районе «Хэнкока», и одна попала в орудийный бак в носовой части, не взорвавшись при ударе. Эта атака не нанесла серьезного ущерба.

USS Canberra и USS Houston на буксире после получения торпедных ударов во время воздушного боя на Формозе, 12–16 октября 1944 г.

Около 17:00 большая группа врагов появилась на радар взял курс на ТГ 38.3. Как и прежде, многие из них были сбиты боевым воздушным патрулем. Выжившие вражеские самолеты упали на уровень воды, чтобы избежать дальнейшего обнаружения радаром. Эти самолеты - торпедоносцы и истребители - через несколько минут успешно атаковали строй. Уклончивые маневры, шквальная погода и плохое прикрытие истребителей со стороны японцев помогли TG 38.3 сбежать без каких-либо значительных повреждений.

Целевая группа 38.1 была назначена в качестве прикрытия для уходящей в отставку группы Канберры. В 16:15 эсминец USS Houston присоединился к TG 38.1, чтобы заменить Wichita, который был расположен левее носа Wasp до его назначения в качестве буксира. После захода солнца в 1831 г. появился большой пугал. Зенитные батареи пикетных кораблей группы сбили десять самолетов, когда они пытались приблизиться к авианосцам, но их было гораздо больше, которые добрались до центра группы.. Как минимум два вражеских самолета сбросили торпеды в воду в районе Хьюстона. Корабль резко повернул вправо, пытаясь избежать первого замеченного торпедного следа. Хотя вторая торпеда не попала в левый борт, первая попала в крейсер посередине между килем и бронепоясом. Затопление машинных отделений и других внутренних помещений привело к крену корабля на 16 °. Многие из экипажа корабля перевалили за борт рухнувшего судна в воду. Приказ покинуть корабль почти был отдан, но было решено, что USS Boston отбуксирует поврежденный крейсер обратно на восток.

Хотя атаки на TG 38.1 продолжались в течение нескольких часов после удара по «Хьюстону», Японские рейдеры не добились дальнейших успехов.

15 октября

Первоначально оперативные приказы призывали рабочие группы дозаправляться в этот день. Однако из-за торпедирования Хьюстона и Канберры на дозаправку отправились только ТГ 38.2 и 38.3. TG 38.4 переназначили наносить удары по Лусону, чтобы держать атакующие самолеты на расстоянии, в то время как TG 38.1 продолжал выполнять функции эскорта для группы поврежденных кораблей, которые теперь прозвали «Crippled Division 1». Столкнувшись с решением затопить или защитить поврежденные крейсера, советники адмирала Уильяма Холси-младшего, командующего 3-м флотом США, убедили его превратить плохую ситуацию в возможность. Неофициально получившие название «Bait Division», тихоходные корабли и их сопровождение использовались в качестве приманки для привлечения японского флота. По открытым каналам транслировались срочные радиопередачи в надежде на перехват противника. Судя по отчетам о наблюдениях, план мог сработать: утром и вечером сообщалось, что крейсер и линкоры направлялись на юг от Японии и юго-восток от Формозы.

Между тем, воздушные атаки противника не ослабли, несмотря на сильные удары. потери, понесенные японцами за предыдущие дни. Вместо того чтобы дожидаться ночных налетов, японские штурмовики в сопровождении истребителей A6M Zero с рассвета до заката наносили удары по TG 38.1 и 38.4. Боевое воздушное патрулирование над TG 38.4 нужно было дополнить дополнительными истребителями для перехвата приближающихся японских самолетов. Примерно две дюжины японских штурмовиков и истребителей были сбиты между 10: 45–10: 56 часами с помощью комбинации истребителей CAP и корабельных орудий. Истребители USS San Jacinto составили гораздо больше самолетов, уничтоженных в дневные часы. Хотя во время этих сражений Франклин получил скользящую бомбу, повреждения оказались незначительными. Самолеты ТГ 38.4 вели бой с противником и на суше. 13-я авиагруппа (CAG-13) на борту Франклина столкнулась с большой группой врагов на Нильсон Филд во время утренних ударов по Лусону. Они забрали не менее 20 вражеских самолетов и потеряли только один истребитель Hellcat.

И снова TG 38.1 подвергся самым согласованным атакам японцев. Самолеты группы не наносили наступательных ударов. Вместо этого сила CAP была максимально усилена. Боевая эскадрилья 14 (VF-14) на борту USS Wasp заявила, что к концу дня было сбито 30 вражеских самолетов, а другие группы авианосных истребителей в целевой группе сбили еще более десятка. Авианосцы зафиксировали несколько попаданий бомб с близкого расстояния, но во время этих атак не было нанесено реального ущерба ни одному военному кораблю США.

16 октября

Японская воздушная торпеда взорвалась против правого квартала USS Houston во второй половине дня 16 октября. 1944 год, когда судно буксировалось военно-воздушным судном «Пауни».

. Дальние поиски проводились утром и днем ​​самолетами оперативной группы. Была надежда, что японский надводный флот направится к месту трансляции Bait Division. К сожалению, к вечеру стало ясно, что разведывательная авиация противника провела инвентаризацию оставшейся численности американского флота. Из «Приманки обтекаемой наживки» Холзи не произошло никакого наземного поражения.

Хотя вражеские корабли не материализовались, японские воздушные атаки продолжались все утро и после полудня. Специальное прикрытие с воздуха для TG 30.3 обеспечивали легкие авианосцы USS Cowpens и USS Cabot, воздушные группы которых перехватили множество бандитов. Самый крупный удар, состоящий из 75 японских штурмовиков и истребителей, пришелся примерно в 13:30. Один двухмоторный самолет пробился сквозь ПВО и корабельные зенитные батареи, выжив достаточно долго, чтобы бросить торпеду в воду, прежде чем сам самолет упал в море.

Торпеда попала в заднюю часть корпуса. по правому борту «Хьюстона», выбросив за борт 20 человек и распространив бензиновые огни в водах вокруг крейсера. Первоначально неуверенный в том, выдержит ли судно, капитан приказал эвакуировать 300 членов экипажа, пока состояние корабля не было установлено. В конце концов было решено, что она останется на плаву. Буксировка продолжалась, как и раньше, медленно перемещая рабочую группу к базе ВМФ в Улити.

Последствия

Выжившие японские пилоты вернулись с рассказами о потрясающей победе. Сообщалось, что практически весь Третий флот США был потоплен, а американские авианосные силы остались в беспорядке. Хотя некоторые члены командования IJN поначалу скептически относились к таким сообщениям, члены кабинета продолжали это повествование, пока оно не достигло императора Хирохито. Он поздравил флот и армию с успехом. Газеты, в частности, трубили об этих заявлениях, повторяя до тошноты, что оперативная группа США разбита и отступает. Даже эти неубедительные члены IJN, включая Тойоду, считали, что какая-то победа была достигнута у берегов Формозы.

Фактически, воздушное сражение за Формозу представляло собой разгром японских ВВС и поворотный момент на будущее военно-морские операции. Осознав масштаб поражения Японии, нанесенного только 12 октября, вице-адмирал Фукудоме посетовал: «Наши истребители были не чем иным, как большим количеством яиц, брошенных в каменную стену неукротимого вражеского строя».

В ответ на Американские удары по Формозе, начавшиеся 12 октября, недавно сформированные авианосные подразделения, такие как японская 634-я военно-морская авиагруппа (NAG), были отделены от своих кораблей в составе четвертой авианосной дивизии IJN. Отправленный во 2-й воздушный флот наземного базирования, 634-й NAG быстро истощался в течение оставшейся части месяца. К январю 1945 года в этой группе не было личного состава, способного обеспечить выполнение полетов. В то же время старые авианосные подразделения, такие как 653-я военно-морская авиагруппа, которая только что завершила восстановление после потерь, понесенных во время Первой битвы на Филиппинском море, были выделены и аналогичным образом интегрированы во 2-й воздушный флот. Только в ходе воздушной битвы за Формозу 653-я NAG потеряла почти половину имеющихся самолетов.

Между вышеупомянутыми потерями авиагруппы авианосцев, лишившей корабли вице-адмирала Джисабуро Одзавы их пилотов и потери опытных наземных штурмовых подразделений, таких как T Air Attack Force, не оставалось реальной перспективы обеспечить прикрытие с воздуха над японским флотом в грядущей битве при заливе Лейте. И историки битвы, и командиры IJN признали этот фактор основной причиной провала плана Шо. Уилмотт пишет: «В значительной степени поражение японцев на Филиппинах имело существенный характер... до операций высадки 17 и 20 октября. Это было так из-за характера и степени победы, одержанной американским авианосцем. групп в ходе своих операций после 10 октября ». Тойода, когда задал вопрос: «Что, по вашему мнению, было основной причиной отсутствия успеха в этой операции?» ответил: «Наша слабость в воздухе и... тот факт, что наши пилоты под командованием адмирала Одзавы не были достаточно обучены».

Воздушное сражение за Формозу также оказалось поворотным моментом для японской военной тактики. Организованные атаки камикадзе были предложены после Первого сражения в Филиппинском море, но были отвергнуты руководителями Императорского флота Японии до сентября 1944 года. Только сразу после Воздушного сражения на Формозе, когда вице-адмирал Такиджиро Ониши заменил вице-адмирала Кимпея Тераока на посту лидера 1-го воздушного флота IJN, это были подразделения, специально развернутые с намерением совершить аварийное пикирование вражеских судов.

Сноски

Примечания

Ссылки

Вторичные источники

Primary Sources

External links

Wikimedia Commons has media related to Formosa Air Battle.
Последняя правка сделана 2021-05-20 11:45:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте