Форма жизни (немецкий : Lebensform) - технический термин, впервые использованный Людвиг Витгенштейн. Позже этот термин был принят другими в традициях континентальной философии и философии науки. Сам Витгенштейн в своих работах Philosophical Investigations и On Certainty использовал этот термин умеренно. Другие авторы использовали этот термин по-разному.
Комментарии к Форма жизни - это не объяснения, предназначенные для понимания концепции в целом. Точка зрения Витгенштейна, согласно которой объединение простых, непротиворечивых утверждений обычного понимания, проливает свет на то, что якобы уже понято, совершенно бессмысленна. Сама концепция «формы жизни», например, чрезвычайно трудно понять, на что указывают весьма расходящиеся вещи, которые были сказано о ней с тех пор, как Витгенштейн представил ее в цитированных выше книгах.
В ответ на вопрос воображаемого собеседника Витгенштейн отмечает следующее:
Обычно люди не отступают от своей деятельности, чтобы оправдать то, как и почему они говорят и делают то, что они говорят и делают. Однако при историческом исследовании их деятельность будет обнаружена как отражение определенной формы жизни.
Когда такие вопросы действительно возникают, философское исследование будет включать в себя напоминание спрашивающему об определенных вещах, которые он или она считает само собой разумеющимися и которые, если они отмечены, могут помочь решить вопрос. Мы делаем то, что делаем, потому что мы принимаем данную форму жизни, которая придает нашим действиям, нам самим и всему миру значение. Форма жизни - это то, что делает возможным сам смысл.
Итальянский философ Джорджо Агамбен рассматривает пересекающиеся концепции формы жизни, следования правилам и использования, но помимо попытки деконструировать то, что Витгенштейн значит, прослеживает эти концепции генеалогически, в манере Штирнера или Руссо. В книге «Наивысшая нищета - монашеские правила и форма жизни» Агамбен рассматривает зарождающийся жанр письменных правил, начиная с IX века, и его развитие как в закон, так и во что-то помимо закона во францисканской форме жизни, в которой францисканцы заменили идею о том, что мы обладаем своей жизнью (или объектами в целом) концепцией usus, то есть использования. Агамбен находит более ранние версии формы жизни в монастырских правилах, происходящих от «vita vel regula», «regula et vita», «forma vivendi» и «forma vitae». Таким образом, Агамбен берет концепции Витгенштейна и применяет их к истории западного монашества, чтобы переосмыслить последствия этих концепций для ведения (современной) политики - главной цели своего проекта Homo Sacer, который начался с Homo Sacer: Sovereign Власть и голая жизнь, к которой принадлежит наивысшая бедность.