Международные отношения Советского Союза

редактировать

После русской революции большевики захватили старую Российскую империю в 1918 году они столкнулись с огромными препятствиями против Германской империи из-за Первой мировой войны, а затем снова против внутренних и международных врагов в ожесточенной гражданской войне. Царская Россия была реорганизована в Советский Союз в 1922 году. Сначала она рассматривалась как непризнанное государство-изгой из-за отказа от царских долгов и угроз разрушить капитализм дома и во всем мире. К 1922 году Москва отказалась от цели мировой революции и добивалась дипломатического признания и дружественных торговых отношений с миром, начиная с Британии и Германии. Торговая и техническая помощь из Германии и США прибыла в конце 1920-х годов. При диктаторе Иосифе Сталине страна превратилась в 1930-е годы в промышленную и военную державу. После политики умиротворения Великобритании и Франции (которую Сталин называл «профашистской») Советский Союз перешел от стратегии антифашистской коллективной безопасности к стратегии национальной безопасности.. Подписав договор с Германией в 1939 году, Советский Союз надеялся создать буферную зону между ними и Германией. В 1941 нацистская Германия вторглась в Советский Союз, достигнув окраин Ленинграда и Москвы. Однако Советский Союз оказался достаточно сильным, чтобы победить нацистскую Германию с помощью своих ключевых союзников.

В 1945 году СССР стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН вместе с США, Великобританией, Францией и Китаем, что дало ему право вето на любую из резолюций Совета Безопасности (см. Советский Союз и ООН ). К 1947 году гнев Америки и Европы по поводу советского контроля над Восточной Европой привел к холодной войне, когда Западная Европа была организована экономически на крупные суммы плана Маршалла из Вашингтона. Противодействие опасности советской экспансии легло в основу военного союза НАТО в 1949 году. Горячей войны не было, но холодная война велась дипломатически и политически во всем мире. Советский и натовский блоки.

Кремль контролировал социалистические государства, которые он основал в частях Восточной Европы, оккупированных его армией в 1945 году. После устранения капитализма и его сторонников он связал их с СССР с точки зрения экономики через СЭВ, а затем и военные через Варшавский договор. В 1948 году отношения с Югославией распались из-за взаимного недоверия между Сталиным и Тито. Аналогичный раскол произошел с Албанией в 1955 году. Подобно Югославии и Албании, Китай никогда не контролировался Советской Армией. Кремль колебался между двумя фракциями, сражавшимися в гражданской войне в Китае,но в конечном итоге поддержал победителя Мао Цзэдуна. И Сталин, и Мао поддержали Северную Корею во время вторжения в Южную Корею в 1950 году. Но Соединенные Штаты и ООН мобилизовали контрсилу в Корейской войне (1950–53). Москва оказывала поддержку с воздуха, но не обеспечивала наземных войск; Китай послал свою большую армию, что в конечном итоге поставило войну в тупик. К 1960 году разногласия между Пекином и Москвой вышли из-под контроля, и эти две страны стали заклятыми врагами в борьбе за контроль над мировой коммунистической деятельностью.

Напряженность между Советским Союзом и Соединенными Штатами достигла рекордно высокого уровня во время кубинского ракетного кризиса 1962 года , когда советские ракеты были размещены на острове Куба в пределах досягаемости США. территории в ответ на неудавшееся вторжение в залив Свиней и для сдерживания новых атак США. Ретроспективно это рассматривалось как самое близкое к ядерной войне время в мире. После разрешения кризиса отношения с Соединенными Штатами постепенно ослабли до 1970-х годов, достигнув некоторой степени разрядки, поскольку и Москва, и Пекин искали расположения Америки.

В 1979 году социалистическое правительство пришло к власти в Афганистане, но на него оказали давление и он запросил у Москвы военную помощь. Советская армия вмешалась, чтобы поддержать социалистов, но оказалась в серьезном противостоянии. Президентство Рональда Рейгана в Соединенных Штатах было яростно антисоветским и мобилизовало своих союзников на поддержку партизанской войны против Советов в Афганистане. Цель состояла в том, чтобы создать что-то вроде войны во Вьетнаме, которое истощило бы советские силы и моральный дух. Когда Михаил Горбачев стал лидером Советского Союза в 1985 году, он стремился реструктурировать Советский Союз, чтобы он напоминал скандинавскую модель западной социал-демократии. и таким образом создать частный сектор экономики.Он вывел советские войска из Афганистана и начал политику невмешательства в отношения СССР с его восточноевропейскими союзниками. Это было хорошо воспринято Соединенными Штатами, но это привело к отколу восточноевропейских сателлитов в 1989 г. и окончательному распаду СССР в 1991 г.. Новая Россия при Борисе Ельцине больше не была коммунистической.

Министерство иностранных дел осуществляло внешнюю политику, установленную Сталиным, а после его смерти - Политбюро. Андрей Громыко почти тридцать лет (1957–1985) занимал пост министра иностранных дел.

Содержание

  • 1 Идеология и цели советской внешней политики
  • 2 Комиссары и министры
  • 3 1917–1939
    • 3.1 Мировая революция
    • 3.2 Успех в Центральной Азии
    • 3.3 Коминтерн
    • 3.4 Сталин: социализм в одной стране
    • 3.5 Респектабельность и нормальные отношения
      • 3.5.1 Рапалльский договор 1922 года
      • 3.5.2 Великобритания
        • 3.5.2.1 Торговля и признание
        • 3.5.2.2Письмо Зиновьева
      • 3.5.3 Борьба с социал-демократией
      • 3.5.4 Союз с Францией?
    • 3.6 Нападение на социал-демократические партии
    • 3.7 Народные фронты
    • 3.8 Чистка дипломатов
    • 3.9 Пакт о ненападении с Германией ( 1939–1941)
  • 4 Вторая мировая война
  • 5 Холодная война (1947–1991)
    • 5.1 Европа
    • 5.2 Шпионаж
    • 5.3 Африка
    • 5.4 Ближний Восток
      • 5.4.1 Отношения с Израилем
      • 5.4.2 Арабские государства
        • 5.4.2.1 Египет
      • 5.4.3 Сирия
        • 5.4.3.1 Шестидневная война против Израиля
        • 5.4.3.2 Египет и Израиль
        • 5.4.3.3 ООП
        • 5.4.3.4 Ирак
        • 5.4.3.5 Сирия после 1966 года
        • 5.4.3.6 Йемен
        • 5.4.3.7 Ливия
        • 5.4.3.8 Противоречие ion
      • 5.4.4 Северная Америка
        • 5.4.4.1 Соединенные Штаты Америки
          • 5.4.4.1.1 Космос
  • 6 Индия
    • 6.1 Космос
  • 7 Разрыв с Китаем
  • 8 Отношения с государствами Юго-Восточной Азии
  • 9 1970-е годы
  • 10 Горбачев и после
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
  • 13 Дополнительная литература
    • 13.1 Холодная война
    • 13.2 Историография
    • 13.3 Первичные источники
  • 14 Внешние ссылки

Идеология и цели советской внешней политики

Главное здание Министерства иностранных дел, завершено в 1953 г.

По советским марксистско-ленинским теоретиков, основной характер советской внешней политики был изложен в Декрете Владимира Ленина о мире, принятом Вторым съездом Советов в ноябре 1917 года. В нем излагалась двойственная природа советской внешняя политика, которая включает в себя как пролетарский интернационализм, так и мирное сосуществование. С одной стороны, пролетарский интернационализм относится к общему делу рабочего класса (или пролетариата ) всех стран в борьбе за свержение буржуазии и начать коммунистическую революцию. С другой стороны, под мирным сосуществованием понимаются меры по обеспечению относительно мирных межправительственных отношений с капиталистическими государствами. Обе политики могут проводиться одновременно: «Мирное сосуществование не исключает, но предполагает решительное противодействие империалистической агрессии и поддержку народов, защищающих свои революционные завоевания или борющихся с иностранным угнетением».

На практике советская приверженность пролетарскому интернационализму снизилась. с момента основания Советского государства, хотя этот компонент идеологии все еще имел некоторое влияние на последующие формулировки и реализацию советской внешней политики. Хотя прагматический смысл существования, несомненно, составлял большую часть недавней советской внешней политики, идеология классовой борьбы по-прежнему играла роль в формировании мировоззрения и определенных ориентиров для действий в 1980-х годах. Марксистско-ленинская идеология усиливает другие характеристики политической культуры, которые создают настрой конкуренции и конфликта с другими государствами.

Общие внешнеполитические целиСоветского Союза были формализованы в партийной программе, утвержденной делегатами Двадцать седьмой съезд партии в феврале – марте 1986 года. Согласно программе, «основные цели и направления международной политики КПСС» включали обеспечение благоприятных внешних условий, способствующих построению коммунизма в Советском Союзе. Союз; устранение угрозы мировой войны; разоружение ; укрепление мировой социалистической системы ; развитие равноправных и дружеских отношений с освобожденными странами (третьего мира ); мирное сосуществование с капиталистическими странами; и солидарность с коммунистическими и революционно-демократическими партиями, международным рабочим движением и национально-освободительной борьбой.

Хотя эти общие цели внешней политики, очевидно, были задуманы с точки зрения приоритетов, акценты и расстановка приоритетов изменились. время реакции на внутренние и международные стимулы. После того, как Михаил Горбачев сталГенеральным секретарем Коммунистической партии в 1985 году, например, некоторые западные аналитики усмотрели в рейтинге приоритетов возможное ослабление советской поддержки национальной политики. освободительные движения. Несмотря на то, что расстановка приоритетов и их расстановка были изменены, две основные цели советской внешней политики остались. константа: национальная безопасность (обеспечение правления коммунистической партии посредством внутреннего контроля и поддержание адекватных вооруженных сил) и, с конца 1940-х годов, влияние на Восточную Европу.

Многие западные аналитики изучили этот способ Советское поведение в различных регионах и странах поддерживало общие цели советской внешней политики. Эти аналитики оценили поведение Советского Союза в 1970-х и 1980-х годах как упор на отношения с США, которые считались главной угрозой национальной безопасности Советского Союза. Второй приоритет был отдан отношениям с Восточной Европой (другими участниками Варшавского договора ) и Западной Европой (европейскими членами Организации Североатлантического договора - НАТО). Третий приоритет был отдан прибрежным или близлежащим государствам вдоль южной границы Советского Союза: Турция (член НАТО), Иран, Афганистан, Китайская Народная Республика, Монголия, Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея) и Япония. Четвертый приоритет был отдан регионам, близким к Советскому Союзу, но не прилегающим к нему. К ним относятся Ближний Восток и Северная Африка, Южная Азия и Юго-Восточная Азия. Последний приоритет был отдан Африке к югу от Сахары, островам в Тихом и Индийском океанах и Латинской Америке, за исключением эти регионы либо предоставляли возможности для стратегического базирования, либо граничили со стратегическими военно-морскими проливами илиморскими путями. В целом советская внешняя политика была больше всего связана с отношениями сверхдержав (и, в более широком смысле, отношениями между членами НАТО и Варшавского договора), но в 1980-е годы советские лидеры стремились улучшить отношения со всеми регионами мира в рамках своей внешней политики. политические цели.

Комиссары и министры

Министерство иностранных дел - называвшееся "Наркоминдел" до 1949 года - готовило программные документы для утверждения Сталиным и Политбюро, и затем разослали свои заказы в советские посольства. Следующие лица возглавляли Комиссариат / Министерство в качестве комиссаров (наркомов), министров и заместителей министра в советское время:

ИмяПортретЗанял должностьВлево должностьСрок пребывания в должностиКабинет
нарком иностранных дел РСФСР
Лев Троцкий Trotsky Portrait.jpg 8 ноября 1917 г.9 апреля 1918 г.152 дня
Георгий Чичерин Bundesarchiv Bild 102-12859A, Georgi Wassiljewitsch Tschitscherin.jpg 9 апреля 1918 г.6 июля 1923 г.5 лет 88 дней
нарком иностранных дел СССР
Георгий Чичерин Bundesarchiv Bild 102-12859A, Georgi Wassiljewitsch Tschitscherin.jpg 6 июля 1923 года21 июля 1930 года7 лет, 15 дней
Максим Литвинов Litvinoff Profile.jpg 21 июля 1930 года3 мая 1939 года8 лет 286 дней
Вячеслав Молотов Molotov.bra.jpg 3 мая 1939 г.15 марта 1946 г.6 лет 305 дней
Министр иностранных дел СССР
Вячеслав Молотов Molotov.bra.jpg 19 марта 1946 г.4 марта 1949 г.2 года 350 дней
Андрей Вышинский RIAN archive 7781 Vyshinsky.jpg 4 марта 1949 г.5 марта 1953 г.4 года, 1 день
Вячес лав Молотов Molotov.bra.jpg 5 марта 19531 июня 19563 года 88 дней
Дмитрий Шепилов Dmitri Shepilov 1955b.jpg 1 июня 195615 февраля 1957259 дней
Андрей Громыко Andrei Gromyko 1972.jpg 15 февраля 1957 года2 июля 1985 года28 лет 137 днейТихонов II
Эдуард Шеварднадзе Eduard shevardnadze.jpg 2 июля 1985 г.15 января 1991 г.5 лет 197 днейТихонов И.И.
Александр Бессмертных No image.png 15 января 1991 г.23 августа 1991 г.220 дней
Борис Панкин Boris Pankin.jpg 28 августа 1991 г.14 ноября 1991 г.78 днейСилаев I
Министр внешних сношений СССР
Эдуард Шеварднадзе Eduard shevardnadze.jpg 19 ноября 1991 г.25 декабря 1991 г.36 днейСилаев I

1917–1939

В Советская внешняя политика в период между завершением гражданской войны в России и нацистско-советским пактом в 1939 году, отчасти определялась политической борьбой внутри СССР, а отчасти - динамичным развитием международных отношений. отношение русских и их влияние на безопасность СССР.

Советская делегация с Троцким приветствуется немецкими офицерами в Брест-Литовске, 8 января 1918 г.

Владимир Ленин и большевики, один раз находясь у власти, верили, что их Октябрьская революция воспламенит мировые социалисты и приведет к «мировой революции». ЛениносновалКоммунистический Интернационал (Коминтерн ) с целью экспорта революции в остальную Европу и Азию. Действительно, Ленин намеревался «освободить» всю Азию от империалистического и капиталистического контроля.

Мировая революция

Скоро весь мир будет нашим, 1920 Ленин стирает с лица земли королей, священников и капиталистов.

Большевики захватили власть в России в ноябре 1917 года, но они не смогли остановить Императорскую немецкую армию от быстрого продвижения вглубь России в рамках операции «Фаустшлаг». Большевики видели в России только первый шаг - они планировали спровоцировать революции против капитализма во всех западных странах. Непосредственной угрозой было немецкое завоевание. В начале марта 1918 года, после ожесточенных внутренних дебатов, они согласились на жесткие условия мира с Германией в Брест-Литовском мирном. Москва потеряла контроль над странами Балтии, Польшей, Украиной и другими территориями, которые до войны производили большую часть продовольствия, промышленной базы, угля и коммуникационные связи с Западной Европой ». Великобритания и Франция чувствовали:« Договор был окончательным предательством дела союзников и посеял семена холодной войны. С Брест-Литовском призрак германского господства в Восточной Европе грозил стать реальностью, и теперь союзники начали серьезно думать о военной интервенции [в России] ». В 1918 году Соединенное Королевство прислало деньги и немного войска для поддержки антибольшевистских «белых» контрреволюционеров. Франция, Япония и США также направили войска для блокирования Немецкие угрозы. Гражданская война в России была отмечена множеством нескоординированных атак на большевиков со всех сторон. Однако большевики, действуя единым командованием из центра, разгромили всю оппозицию одну за другой и полностью взяли под свой контроль Россия, а также отколовшиеся провинции, такие как Украина, Грузия, Армения и Азербайджан. США и Франция отказались иметь дело с теперь успешный коммунистический режим из-за его обещания поддерживать революции для свержения правительств повсюду. Государственный секретарь США Бейнбридж К. Олби заявил:

Это их [большевистское] понимание того, что само существование большевизма в России, поддержание их собственного правления зависит и должно продолжать зависеть от возникновения революций во всех других великих цивилизованных странах. наций, включая Соединенные Штаты, которые свергнут и уничтожат свои правительства и установят вместо них большевистское правление. Они совершенно ясно дали понять, что намерены использовать все средства, включая, конечно, дипломатические агентства, для продвижения таких революционных движений в других странах.

Первым приоритетом советской внешней политики было разжигание революций по всей Западной Европе, прежде всего Германия.Это была страна, которой Ленин больше всего восхищался и которую считал наиболее готовой к революции. Ленин также поощрял революции, которые потерпели неудачу в Германии, Баварии и Венгрии с 1918 по 1920 год - эта поддержка была исключительно политической и экономической, и Красная Армия не участвовал в этих революциях. В 1920 году новообразованное государство Польша расширилось на восток на российские территории Украины и Белоруссии. Красная Армия нанесла ответный удар, но была разбита под Варшавой в августе 1920 года. Вскоре после этого РСФСР потребовала мира, который был подписан в Рижском мире от 18 марта 1921 года. РСФСР выплатила 30 миллионов рублей, а также значительную территорию в Белоруссии и Украине.

Независимые революции не смогли свергнуть капитализм. Москва отказалась от военных действий и создала Коминтерн, призванный способствовать развитию местных коммунистических партий под контролем Кремля.

Успех в Средней Азии

Планы Ленина провалились, хотя Россия удалось удержать среднеазиатские и кавказские владения, которые были частью Российской империи. Революционный этап закончился после поражения СССР в войне с Польшей в 1921 году. Когда европейские революции были подавлены, а революционное рвение поубавилось, большевики сместили свой идеологический фокус с мировой революции и строительства социализма во всем мире на построение социализма внутри Советского Союза, сохраняя при этом некоторые из риторики и операций Коминтерна. В середине 1920-х годов начала формироваться политика мирного сосуществования, когда советские дипломаты пытались положить конец изоляции страны и заключали двусторонние соглашения с капиталистическими правительствами. Соглашение было достигнуто с Германией, другим изгоем Европы, в Рапалльском договоре в 1922 году. В то же время был подписан Рапалльский договор, в котором была создана секретная система дляразмещения крупномасштабных учебных и исследовательских центров для германская армия и военно-воздушные силы, несмотря на строгие запреты на Германию в Версальском договоре. Эти объекты действовали до 1933 года.

Коминтерн

Коминтерн (Коминтерн ) (1919–1943) был международной организацией коммунистов. стороны. Возглавлял его Григорий Зиновьев (1919–26) и базировался в Кремле; он доложил Ленину, а затем Сталину. Ленин представлял национальные ветви не как политические партии, а «как централизованное квазирелигиозное и квазивоенное движение, посвященное революции и служению Советскому государству». Комментаторы сравнивали его с орденом иезуитов с его обет послушания. Он координировал действия различных сторон и отдавал приказы, которым они подчинялись. Коминтерн постановил на своем Втором съезде «бороться всеми доступными средствами, включая вооруженную силу, за свержение международной буржуазии и засоздание международной советской республики как переходного этапа к полному упразднению штат". Вскоре от этой политики отказались к 1921 году, поскольку она мешала принятию решения о установлении дружеских отношений с капиталистическими странами. Для внутренней экономики требовалась торговля с Западом и, если возможно, бонк-кредиты. (Основным препятствием был отказ платить по долгам царской эпохи.) Коминтерн был официально распущен Сталиным в 1943 году, чтобы избежать вражды со своими союзниками, Соединенными Штатами и Великобританией.

Сталин: Социализм в одной стране

Лев Троцкий выступал за продолжение революционного процесса в терминах своей теории перманентной революции. После смерти Ленина в 1924 году Троцкий и интернационалисты потерпели поражение от Иосифа Сталина и Николая Бухарина. Троцкий был отправлен в ссылку, а позже по приказу Сталина был убит в Мексике.

Основной политикой Сталина был социализм в одной стране. Расширение и войны больше не стояли на повестке дня. Кремль спонсировал политику единого фронта, при которой иностранным коммунистическим партиям было приказано вступать в союзы с реформистскими левыми партиями и национально-освободительными движениями всех видов. Целью было противостояние фашизму, особенно нацистской разновидности.

Кульминационным моментом Объединенного фронта стало партнерство в Китае между Коммунистической партией Китая и националистическим Гоминьданом Политика, навязанная Сталиным. Политика Объединенного фронта в Китае фактически потерпела крах в 1927 году, когда лидер Гоминьдана Чан Кайши убил местных коммунистов и изгнал всех своих советских советников. а именно Михаил Бородин. короткая война разразилась в 1929 году, когда Советский Союз успешно боролся за контроль над Китайско-Восточной железной дорогой в Маньчжурии.

После победы над всеми его противниками с обеих левых сторон ( во главе с Троцким и Григорием Зиновьевым ) и правыми (во главе с Николаем Бухариным ) Сталин был во главе. Он начал массовую коллективизацию советского сельского хозяйства, сопровождаемую масштабной программой плановой индустриализации.

Респектабельность и нормальные отношения

После 1921 года главной целью внешней политики стало рассматриваются как нормальная страна со стороны крупных держав, открытые торговые отношения и дипломатическое признание. Больше не было крестовых походов за мировую революцию, но СССР не стремился к вступлению в Лигу Наций до 1934 года. Первый прорыв произошел в 1921 году с подписанием англо-советского торгового соглашения, которое означало фактическое признание Советского государства. Соединенные Штаты отказывали в признании до 1933 года, однако Генри Форд и другие капиталисты вложили значительные средства в Советский Союз,привнеся с собой современные методы управления и новые промышленные технологии.

Георгий Чичерин был советским министром иностранных дел. с 1918 по 1930 год. Он работал против Лиги Наций и пытался склонить Веймарскую республику к союзу с Москвой. Лига предприняла несколько попыток улучшить отношения с Россией, но всегда получала отпор, потому что Советы считали Лигу просто союзом враждебных капиталистических держав. Наконец, в 1934 году СССР при поддержке Франции вступил в Лигу Наций.

Рапалльский договор 1922 года

Генуэзская конференция 1922 года впервые привела Советский Союз и Германию к переговорам с крупными европейскими державами. Конференция сорвалась, когда Франция настояла на том, чтобы Германия заплатила больше в качестве репараций, и потребовала от Москвы начать выплату долгов царской эпохи, от которых она отказалась. Советский Союз и Германия были странами-изгоями, которым глубоко не доверяли. Решением было собраться в соседнем городе Рапалло,Италия, где они быстро заключили Рапалльский мир. В дружеском соглашении они полностью порвали с прошлым, отказавшись от всех старых финансовых и территориальных обязательств. Они согласились нормализовать свои дипломатические и экономические отношения. Обе стороны тайно установили подробное военное сотрудничество, публично отрицая это. Это позволило Германии тайно восстановить свою армию и военно-воздушные силы в лагерях в Советском Союзе в нарушение Версальского договора.

Великобритания

Торговля и признание

На под руководством Коминтерна, к 1937 году 10% членов Коммунистической партии Великобритании тайно действовали внутри Британской лейбористской партии, проводя кампанию по изменению своей политики в отношении членства и разработке Народный фронт. Лейбористское руководство сопротивлялось и стало заклятым врагом коммунизма. Когда лейбористы пришли к власти на всеобщих выборах 1945 года, они стали все более враждебно относиться к Советскому Союзу и поддерживали холодную войну.

письмо Зиновьева

письмо Зиновьева - это документ, опубликованный лондонской газетой Daily Mail за четыре дня до всеобщих выборов в Великобритании в 1924 г.. Якобы это была директива Григория Зиновьева, главы Коммунистического Интернационала (Коминтерна) в Москве, Коммунистической партии Великобритании, приказывающая заниматься крамольным делом. В нем говорилось, что возобновление дипломатических отношений (правительством лейбористов ) ускорит радикализацию британского рабочего класса. Это стало бы серьезным вмешательством в британскую политику и, как следствие, было бы глубоко оскорбительным для британских избирателей, настроив их против Лейбористской партии. В то время письмо казалось подлинным, но теперь историки соглашаются, что это была подделка. Письмо помогло Консервативной партии, ускорив провалголосования Либеральной партии, который произвел решительный обвал консерваторов. A. Дж. П. Тейлор утверждал, что наиболее важное влияние оказали на психологию лейбористов, которые в течение многих лет после этого обвиняли свое поражение в нечестной игре, тем самым неправильно понимая действующие политические силы и откладывая необходимые реформы в Лейбористской партии.

Борьба с социал-демократией

В конце 1920-х - начале 1930-х годов Сталин повсеместно настаивал на политике борьбы с некоммунистическими социалистическими движениями. В Германии это означало сотрудничество с нацистами для победы над социалистами. Сталин уделял первоочередное внимание антикапиталистической революции в Германии. Его Коммунистическая партия Германии (КПГ) разделила голоса рабочего класса с умеренной Социал-демократической партией. СДПГ была исторической социалистической партией Германии, но теперь она смягчила свой марксизм, отказавшись от революционных целей и вместо этого сосредоточившись на систематическом улучшении положения рабочего класса. Чтобы добиться успеха, коммунистам необходимо было победить, дискредитировать и яростно атаковать СДПГ. Нацистская партия быстро росла в начале 1930-х годов и завоевала поддержку протестантских рабочих. Сталин рассматривал нацистов не как революционное движение или угрозу, а скорее как марионетку финансовых капиталистов. Между КПГ и нацистами велась борьба, но Сталин определил, что у СДПГ есть главный враг в парламенте и в уличных боях в промышленных городах Германии. В Рейхстаге делегация КПГ будет сотрудничать с нацистами, чтобы отклонить предложения СДПГ. И нацисты, и КПГ пытались свергнуть Веймарский режим, которым управляла умеренная коалиция либералов, католиков и СДПГ. Нацисты были явно экстремистами, и Москва решила, что это серьезная слабость, так что, если они когда-либо придут к власти, правительство Германии будет серьезно ослаблено и возможности для коммунистической революции увеличатся. Когда Гитлер действительно пришел к власти, он полностью уничтожил КПГ. Некоторым лидерам удалось бежать и сослаться в Москву; Сталин казнил некоторых из них, а остальные стали возможными лидерами Восточной Германии. Одновременно в Германии нацисты полностью уничтожили СДПГ, заключив в тюрьму ее лидеров или вынудив их покинуть страну.

Союз с Францией?

К 1935 году Москва и Париж определили нацистскую Германию как главную военную, дипломатическую, идеологическую и экономическую угрозу. Германия, вероятно, могла бы победить каждого в отдельности в войне, но избежала бы войны войны на два фронта против них обоих одновременно. Таким образом, решением был военный союз. Его преследовал Луи Барту, министр иностранных дел Франции, но он был убит в октябре 1934 года, а его преемник Пьер Лаваль был более склонен к Германии. Однако после объявления германского перевооружения в марте 1935 г.французскоеправительство вынудило сопротивлявшегося Лаваля заключить договор. Написанный в 1935 году, он вступил в силу в 1936 году. И Париж, и Москва надеялись, что к ним присоединятся другие страны, а Чехословакия подпишет договоры как с Францией, так и с Советским Союзом. Прага хотела использовать СССР как противовес растущей мощи нацистской Германии. Польша тоже могла быть хорошим партнером, но она отказалась присоединиться. Военное обеспечение было практически бесполезным из множества условий и требований, чтобы Соединенное Королевство и фашистская Италия одобряли любые действия. Эффективность еще больше подорвана настойчивым отказом французского правительства принять военную конвенцию, определяющую способ действий двух армий в случае войны с Германией. Результатом стал символический пакт дружбы и взаимопомощи, не имевший большого значения, кроме повышения престижа сторон сторон.

Договор ознаменовал крупномасштабный сдвиг в советской политике Коминтерна от про-ревизионистской политики. Третий мир. Военным аналогом СЭВ был Варшавский договор.

. Советский Союз сосредоточился на собственном восстановлении. Он захватил и передал большинство промышленных предприятий Германии и взыскал репарации с Восточной Германии, Венгрии, Румынии и Болгарии, используя Совместные предприятия с доминированием советской власти. Он использовал торговые соглашения, преднамеренно разработанные в пользу Советского Союза. Москва контролировала коммунистические партии, правившие государствами-сателлитами, и они выполняли приказы Кремля. Историк Марк Крамер заключает:

Чистый отток ресурсов из Восточной Европы в Советский Союз составил примерно от 15 до 20 миллиардов долларов в первое десятилетие после Второй мировой войны, что примерно равно общей помощи, предоставленной Соединенными Штатами. Западная Европа в соответствии с планом Маршалла.

Москва считала Восточную Европу буферной зоной для передовой защиты своих западных границ и обеспечивала свой контроль над регионом, превратив восточноевропейские страны в подчиненных союзников. В 1956 году советские войска подавили народное восстание и восстание в Венгрии и снова предприняли действия в 1968 году, чтобы положить конец попыткам Пражской весны правительства Чехословакии провести реформы. Помимо военной оккупации и интервенции, Советский Союз контролировал государства Восточной Европы благодаря своей способности поставлять или удерживать жизненно важные природные ресурсы.

Шпионаж

Все стороны холодной войны занимались шпионажем. Советское КГБ («Комитет государственной безопасности»), бюро, ответственное за иностранный шпионаж и внутреннюю слежку, славилось своей эффективностью. Массивная сеть информаторов по всему Советскому Союзу использовалась для отслеживания инакомыслия с официальной советской политикой и моралью.

Историк Раймонд Л. Гартофф приходитк выводу, что, вероятно, существует паритет в количестве и качестве секретов. информация, полученная каждой стороной. Советы, вероятно, имели преимущество с точки зрения HUMINT (шпионажа) и «иногда в плане проникновения в высшие политические круги». Имело ли это значение? Что касается решающего воздействия, Гартофф заключает:

Теперь мы также можем быть уверены в том, что ни одна из сторон не имела успешных «кротов» на уровне принятия политических решений. Аналогичным образом, нет никаких доказательств ни с одной стороны, ни о каком крупном политическом или военном решении, которое было преждевременно обнаружено в результате шпионажа и сорвано другой стороной. Также нет никаких свидетельств того, что какое-либо важное политическое или военное решение было решительно повлияло (а тем более было выработано) агентом другой стороны.

с точки зрения влияния разведки на национальную политику это были не столько мелкие детали, или захват сверхсекретных планов, которые имели наибольшее значение. Вместо этого каждая крупная страна использовала свои разведывательные службы для создания сложных образов своих противников и предсказания высшему руководству того, что они будут делать дальше.

СССР и Восточная Германия оказались особенно успешными в размещении шпионов в Великобритании и других странах. Западная Германия. Москва была в значительной степени неспособна повторить успехи 1933–1945 годов в США. НАТО, с другой стороны, также имела несколько важных успехов, из которых Олег Гордиевский был, пожалуй, самым влиятельным. Он был высокопоставленным офицером КГБ, двойным агентом британской MI6, обеспечивающим поток высококлассной разведки, оказавшей важное влияние на мышление Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана в 1980-х годах. Его заметил Олдрич Эймс, советский агент, работавший на ЦРУ, но его успешно выслали из Москвы в 1985 году. Биограф Бен Макинтайр утверждает, что он был самым ценным человеческим активом Запада. особенно за его глубокое психологическое проникновение в ближний круг Кремля. Он убедил Вашингтон и Лондон, что свирепость и воинственность Кремля были результатом страха и военной слабости. а не стремление к завоеванию мира. Тэтчер и Рейган пришли к выводу, что они могут смягчить свою собственную антисоветскую риторику, что успешно произошло, когда Михаил Горбачев пришел к власти, положив конец холодной войне.

Африка

Сталин сделал Африку очень низким приоритетом и не одобрял отношения или исследования континента. Однако процесс деколонизации 1950-х и начала 1960-х годов открыл новые возможности, которые советский лидер Никита Хрущев стремился использовать. Кремль разработал четыре основные долгосрочные политические цели: 1) Обеспечить прочное присутствие на континенте. 2) Чтобы получить право голоса в африканских делах. 3) Подорвать влияние Запада / НАТО, особенно отождествляя капитализм с западным империализмом. 4)После того, как 1962 году, он упорно боролся, чтобы предотвратить Китайская Народная Республика от разработки своего собственного присутствия компенсационная. Москва никогда не хотела участвовать в боевых действиях в Африке, хотя ее союзник Куба сделал это. Действительно, Кремль сначала предполагал, что российская модель социализированного развития окажется привлекательной для африканцев, стремящихся к модернизации. Этого не произошло, и вместо этого Советы сделали упор на выявлении вероятных анализов и предоставлении им финансовой помощи и боеприпасов, а также кредитов для покупки у советского блока. Хотя некоторые страны стали союзниками на некоторое время, в том числе Ангола, Сомали и Эфиопия, связи оказались временными. После распада Советского Союза в 1991 году влияние России сильно уменьшилось.

Ближний Восток

Отношения с Израилем

Первый источник напряженности в отношениях между Израилем и Советский Союз возник 9 февраля 1953 г. (за четыре недели до смерти Иосифа Сталина ), когда СССР разорвал отношения с Израилем. СССР использовал взрыв бомбы против советского представительства в Тель-Авиве как предлог для прекращения отношений и заявил, что ответственность за это несет правительство. Правительство Израиля восприняло эту новость с шоком и беспокойством. Это был первый разрыв дипломатических отношений, который Израиль пережил со сверхдержавой. По общему мнению, решающими факторами были обвинения Израиля против СССР «Заговор врачей» и общественная потребность в улучшении положения советских евреев. Без яростной враждебности Израиля к ложным обвинениям в «Заговоре врачей» Советский Союз, скорее всего, не прекратил бы отношения. После разрыва Израиль продолжал выступать против «заговора врачей» и успешно привлек внимание международного сообщества.

После смерти Сталина в 1953 году внешняя политика Советского Союза была менее враждебной. Новый советский премьер-министр Вячеслав Молотов представил новую политику открытости и миролюбия. Эта новая политика вдохновила Израиль на возобновление отношений с СССР при условии, что Израиль больше не будет публично критиковать СССР, особенно в отношении советских евреев. Москва стала поддерживать арабские государства в арабо-израильском конфликте, чтобы использовать этот конфликт для своей конфронтации с Западом.

2 февраля 1958 г. Египет и Сирия объявил о создании общей федерации: Объединенная Арабская Республика. Их главной целью было уничтожение Израиля. В 1955 году СССР заключил оружейную сделку с Египтом. Это возмутило Израиль. В то время как Великобритания встала на сторону США и согласилась приостановить дальнейшее финансирование строительства египетской Асуанской плотины в июле 1956 года, Великобритания также была в ярости от этих действий и считала, что прекращение помощи Америки открыло путь дляпроникновения Советского Союза. Египта. И Великобритания, и Израиль теперь рассматривали Египет как угрозу региональной стабильности.

Суэцкий кризис произошел во второй половине 1956 года. В это время Великобритания, Франция и Израиль вторглись в Египет, заявив, что они защищают Суэцкий канал. СССР рассматривал это событие как угрозу своей безопасности и международному престижу со стороны Запада. Великобритания и Франция потеряли престиж, когда США выступили против вторжения и вынудили отступить. Суэцкий кризис был первым столкновением интересов безопасности Израиля и стратегических интересов СССР на Ближнем Востоке.

5 июня 1967 года Шестидневная война началась. Сразу же Советский Союз обратился в ООН, чтобы остановить войну и убрать израильские войска с границы. СССР пригрозил разорвать отношения с Израилем. СССР никогда не хотел войны на Ближнем Востоке. К 10 июня Советский Союз пригрозил военным вмешательством, если Израиль не остановит свое наступление на Сирию.

Арабские государства

File:Soviet Union Welcomes Nasser.ogvPlay media Советский Союз приветствует Насера ​​ в 1958 1961 Советская почтовая марка
Египет

В 1955 году Египет заключил оружейную сделку с Чехословакией. Технически это была сделка между Египтом и Советским Союзом, потому что Чехословакия имела советское оружие. В этот момент Египет был нейтральным. предложил Советскому Союзу и заключил сделку, чтобы манипулировать Соединенными Штатами, чтобы они оказали ему финансовую помощь. Сделка по оружию была первым шагом Советского Союза в установлении отношений с арабскими государствами и закреплении на Ближнем Востоке для экспансии и господства.

Государственный секретарь США Джон Фостер Даллес был глубоко подозрительным президента Египта Гамаля Абдель Насера ​​, которого он считал безрассудным и опасным националистом. Однако после сделки Египта с Чехословакией другие члены администрации Эйзенхауэра убедили Даллеса, что американская помощь может оторвать Насера ​​от его отношений с Советским Союзом и предотвратить рост советской власти на Ближнем Востоке. В декабре 1955 года госсекретарь Даллес объявил, что Соединенные Штаты вместе с Великобританией предоставили Египту иностранную помощь на сумму около 75 миллионов долларов на строительство Асуанской плотины на берегу моря. Река Нил. В ответ на усиливающиеся нападки Насера ​​на западный колониализм и империализм и продолжающийся союз Египта с Советским Союзом, Великобритания и Соединенные Штаты в июле 1956 года отозвали средства на строительство Асуанской плотины. Это действие привело Египет к союзу с Советским Союзом и стало фактор, способствовавший Суэцкому кризису позже в 1956 году. Насер ответил на сокращение помощи национализацией Суэцкого канала, и тогда Советы бросились на помощь Египту; Асуанская плотина была официально открыта в 1964 году.

Во время Суэцкого кризиса 1956 года Советский Союз встал на сторону Египта.СССР считал национализацию Суэцкого канала важной для устранения западного влияния на Ближнем Востоке. Вдобавок Советский Союз был готов финансировать Египет, потому что взамен он получил доступ к портам с теплой водой, в которых он отчаянно нуждался для распространения своего влияния. Хотя президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр также был в ярости из-за вторжения и успешно положил конец Суэцкому кризису, заставив силы вторжения уйти из Египта к началу 1957 года, Соединенные Штаты продолжали сохранять хорошие позиции. отношения с Великобританией, Францией и Израилем и стремились ограничить влияние советского союзника Насера, тем самым нанеся ущерб его отношениям с Ближним Востоком на следующие 35 лет. Продолжая поддерживать Египет, Советский Союз приобрел больший авторитет на Ближнем Востоке и сумел запугать своего сверхдержавного противника - Соединенные Штаты. Панарабское влияние Насера ​​распространилось по всему Ближнему Востоку, и вскоре он приобрел популярный имидж среди тех, кто негодовал на западный колониализм. Несмотря на его союз с Советским Союзом, Насер не подписал пакт о военном союзе с нацией; приложил усилия, чтобы предотвратить распространение коммунизма и других иностранных влияний по всему арабскому региону, сформировав гражданский союз с Сирией, известный как Объединенная Арабская Республика (ОАР) - нация, к которой, как он надеялся, со временем присоединятся и другие арабские государства - в 1958 году; и был отцом-основателем Движения неприсоединения в 1961 году; хотя союз с Сирией распался в 1961 году, Египет еще некоторое время официально назывался Объединенной Арабской Республикой.

Сирия

В 1966 году в Сирии пришла к власти левая партия, которая намеревалась сотрудничать с СССР. Советский Союз был готов сделать все возможное, чтобы гарантировать стабильность нового режима в Сирии, чтобы получить поддержку коммунистического режима на Ближнем Востоке. После прихода к власти этого режима активность СССР на Ближнем Востоке усилилась. СССР поощрял новый сирийский режим и предупреждал Израиль. СССР хотел получить большее господство на Ближнем Востоке, поэтому он обострил арабо-израильский конфликт. Однако Советский Союз не хотел войны, поэтому он действовал, чтобы умиротворить политику Израиля в отношении Сирии. СССР хотел быть единственным защитником арабского мира, и поэтому делал все, что было в его силах, чтобы увеличить зависимость арабских государств.

7 апреля 1967 года Сирия осуществила террористические нападения на Израиль. Атаки были направлены на обрабатывающую землю израильского трактора в демилитаризованном районе на сирийско-израильской границе. Сирия и Израиль весь день вели перестрелку. По окончании боя Израиль сбил семь сирийских самолетов советского производства. Это был первый воздушный бой между двумя странами. СССР поддерживал сирийские атаки и возлагал ответственность за акты насилия на Израиль. Сирия без колебанийдействовала, потому что считала, что другие арабские государства поддержат ее, а Израиль был не в состоянии победить ее. В ОАР СССР мотивировал Насера ​​заставить силы ООН покинуть Синайский полуостров и сектор Газа и блокировать Тиранский пролив. Как и Насер, СССР не верил, что Израиль начнет войну в одиночку. Даже если Израиль нападет, маловероятно, что Израиль сможет победить арабские государства. Сирия считала, что с помощью ОАР она сможет победить Израиль. 11 мая СССР предупредил ОАР, что израильские войска собираются на границе с Сирией и что вторжение планируется с 18 по 22 мая. В это время СССР также начал публиковать обвинения в адрес Израиля, чтобы укрепить оборонительное единство ОАР и Сирия.

Шестидневная война против Израиля

5 июня 1967 года Шестидневная война началась. Во время войны ОАР просил Советский Союз предоставить больше оружия, но Советский Союз отказал в его просьбе, потому что хотел, чтобы война закончилась. Война закончилась поражением ОАР и Сирии 10 июня. Однако когда война закончилась, Советский Союз был удовлетворен положением на Ближнем Востоке и дал арабам оружие, чтобы восстановить отношения с ними. Для Советского Союза поражение означало, что его позиции на Ближнем Востоке были подорваны, а его вооружение и военная подготовка получили плохую репутацию. После этой потери Насер согласился позволить Советам сохранить военные базы в стране.

Египет и Израиль

К 1969 году Насер заключил союз с королем Иордании Хусейном и начали двигаться к укреплению мира с Израилем в обмен на возвращение Синайского полуострова и формирование палестинского государства в секторе Газа и Западный берег. 28 сентября 1970 года Насер умер от сердечного приступа, и его преемником стал его вице-президент Анвар Садат. Хотя Садат стремился поддерживать хорошие отношения с Советским Союзом, он также был готов рассмотреть возможность экономической помощи от стран, не входящих в арабский регион, а также Восточного блока. В 1971 году Садат, надеясь помочь экономике страны оправиться от потерь в Шестидневной войне, официально изменил название ОАР на Египет и подписал Договор о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом. Однако в 1972 году направление советско-египетских отношений резко изменилось, когда Садат приказал советским военным покинуть страну. На протяжении оставшейся части 1970-х Садат наладил прочные отношения с западными державами, отменил Договор о дружбе и сотрудничестве Египта с Советским Союзом в марте 1976 г., заключил мир с Израилем в марте 1979 г. после лагеря Дэвид Аккордс - где было согласовано, что Израиль уйдет с Синайского полуострова в обмен на превращение этой территории в демилитаризованную зону, и что Египет не будет претендовать на палестинское государство в секторе Газа и на Западном берегу в обмен на ежегодные экономические и военная помощь изСоединенных Штатов - и дистанцировала Египет от Советского Союза. Советский Союз теперь сосредоточился на построении отношений со своими тремя другими основными союзниками на Ближнем Востоке: Сирией, Ираком и Организацией освобождения Палестины (ООП).

ООП

В 1964 году Насер и другие Лига арабских государств на саммите в Каире 1964 инициировали создание ООП, чтобы представлять палестинский народ. Несмотря на установление связей с новой организацией, советское правительство также опасалось, что ООП ослабит свое влияние в арабском регионе, и скептически отнеслось к руководству группы. Однако после Шестидневной войны советское влияние в арабском регионе еще больше возрастет, и ООП последует его примеру. В марте 1968 года Ясир Арафат и его Фатх организация завоевали международное внимание и популярность в арабском регионе, когда они вступили в полномасштабную битву с Силы обороны Израиля в городе Караме в Иордании, в результате чего были убиты 150 палестинцев и 29 израильтян. Два месяца спустя ФАТХ присоединится к ООП, и Арафат был назначен ее председателем. Под руководством Арафата фаворитизм по отношению к СССР утвердился в рядах ООП, и организация часто покупала военное оборудование Восточного блока для проведения спорадических террористических атак против Израиля.

В 1972 году Советы объявили ООП авангард арабского освободительного движения. Тем не менее, Советы по-прежнему не позволяли ООП влиять на их позицию в арабо-израильском мирном процессе и стремились выдвинуть свои собственные предложенные резолюции в Совет Безопасности ООН. Однако в сентябре 1978 г. влияние СССР на арабо-израильский мирный прогресс значительно ослабло после того, как Египет и Израиль договорились заключить мир друг с другом во время Кэмп-Дэвидских соглашений. Впоследствии генеральный секретарь СССР, Леонид Брежнев заявил, что «есть только один путь» к настоящему поселению, «путь полного освобождения всех арабских земель, оккупированных Израилем в 1967 г. о полном и недвусмысленном уважении законных прав арабского народа Палестины, включая право на создание собственного независимого государства ». В конце визита Арафата в Москву, 29 октября - 1 ноября 1978 г., советские власти наконец признали ООП «единственным законным представителем палестинского народа».

Ирак

С 1958 г. и 1990 г., советско-иракский отношения были очень крепкими. Советский Союз установил дипломатические отношения с Иракским Королевством 9 сентября 1944 года. Режим короля Фейсала II был антикоммунистический и установил связи только с Москвой из-за ее зависимости от Соединенного Королевства и англо-советского договора 1942 г.. В январе 1955 года советское правительство раскритиковало решение Ирака присоединиться к Багдадскому пакту, которое привело к разрыву Ираком дипломатических отношений сСоветским Союзом. После свержения Фейсала II в результате военного переворота 14 июля 1958 вновь провозглашенная Республика Ирак во главе с генералом Абд аль-Каримом Касимом восстановила отношения с Советским Союзом, и Советский Союз начал продавать оружие Ираку. В 1967 году Ирак подписал с СССР соглашение о поставках нефти в страну в обмен на крупномасштабный доступ к оружию Восточного блока. В 1972 году Ирак, к тому моменту ближайший арабский союзник Москвы, подписал Договор о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом.

Сирия после 1966 года

С 1966 года Сирия получила большую часть своей военной техники из Советского Союза. В 1971 году, когда сирийских ВВС командующий Хафез аль-Асад стал президентом Сирии в результате государственного переворота, он избрал стратегическую политику тесного сотрудничества. с СССР. В том же году Асад согласился разрешить советским военным держать военно-морскую базу в Тартусе. В феврале 1972 года Сирия подписала с Советским Союзом пакт о мире и безопасности как средство укрепления своей обороноспособности. В течение года Москва поставила Дамаску советского оружия на сумму более 135 миллионов долларов. В 1980 году Сирия подписала Договор о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом.

Секретный протокол к договору, по общему мнению, детализировал советские военные обязательства перед Сирией и дал СССР власти санкционировать отправку советских войск в Сирию. в случае израильского вторжения. Министр обороны Сирии Мустафа Тлас предупреждал в 1984 году, что Советский Союз отправит две советские воздушно-десантные дивизии в Сирию в течение восьми часов в случае конфликта с Израилем. Tlas's также заявил, что Советский Союз будет использовать ядерное оружие для защиты Сирии. Однако заявления Тласа не были поддержаны Советским Союзом. Сирийско-советское сотрудничество в ядерной области ограничивалось соглашением от февраля 1983 г. о сотрудничестве и обмене в мирных целях. Помимо ООП, Сирии и Ирака, Советский Союз также установил хорошие отношения с Ливией, Йеменской Арабской Республикой и Южным Йеменом.

Йеменом

Советский Союз был в числе первых стран, признавших Северный Йемен после его независимости от Британской империи в 1962 году. 27 декабря 1962 года между двумя странами были заключены два договора, устанавливающих разработать исследование для экономических проектов и использования почвы и грунтовых вод. В 1963 году советское правительство назначило первого посла в Йеменской Арабской Республике (ЯР) в Сане. В сентябре 1963 года русские закончили строительство международного аэропорта Аррахаба. 21 марта 1964 года президент ЯР Абдулла Ассалал впервые посетил Москву. Визит привел к подписанию договора о дружбе между двумя странами, а также к установлению экономических и военных отношений.

В 1967 году Советский Союз сразу же признал Южный Йемен послетого, как он получил независимость от Великобритании. В 1969 году Южный Йемен стал первой и единственной официально коммунистической страной на Ближнем Востоке. Неприятный для мусульманских стран региона Южный Йемен полагался на помощь коммунистических стран и позволял Советам сохранить военно-морские базы в стране. В 1972 году, после того как разразилась война между двумя соседними Йеменскими государствами, Йеменская Арабская Республика и Южный Йемен договорились в конечном итоге об объединении. В октябре 1979 года Советский Союз и Южный Йемен официально подписали Договор о дружбе и сотрудничестве. Несмотря на помощь, которую она теперь получает от Соединенных Штатов после короткой ссоры с Южным Йеменом между 1978 и 1979 годами, Йеменская Арабская Республика не порвала с Советским Союзом и позже возобновила свой Договор о дружбе и сотрудничестве с СССР в октябре 1984 года.

Ливия

Хотя Ливия не была таким твердым союзником Советского Союза, как многие марксистские режимы третьего мира, Москва установила тесные связи с антизападным режимом Муаммара Каддафи, который имел сверг прозападную монархию Ливии в 1969 году. Второй советский лидер в то время, Алексей Косыгин, в 1975 году уехал в Ливию, а Каддафи посетил Москву в 1976, 1981 и 1985 годах. Объем советско-ливийской торговли. в течение 1970-х и 1980-х годов составляла примерно 100 миллионов долларов в год, и между 1981 и 1982 годами отношения между двумя странами ускорились. В этот период Москва также поставила Ливии оружия на 4,6 миллиарда долларов, обеспечивая около 90 процентов запасов оружия этой страны, и Режим Каддафи помог т Советский Союз, сыграв ключевую роль в сохранение коммунистических режимов в Анголе и Эфиопии. По данным «Коммерсанта», «Ливия была одним из немногих партнеров Советского Союза, которые полностью оплатили военную технику, закупленную у СССР», хотя режим Каддафи по-прежнему поддерживал хорошие отношения с западными странами, такими как Франция и Италия, и отказывался подписывать Договор о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом. Однако в те годы Ливия действительно была в долгу перед Москвой.

На протяжении большей части холодной войны Сирией и Ираком правили соперничающие фракции панарабской партии Баас и эти две страны часто были настроены по отношению друг к другу, несмотря на их тесные отношения с Советским Союзом. Их отношения, которые были в лучшем случае прохладными с 1963 года, начали драматически меняться, когда Мохаммад Реза Пехлеви, шах Ирана был свергнут в феврале 1979 года и заменен происламистским режимом аятоллы Рухоллы Хомейни. Захватив власть, Хомейни установил систему законов, которая требовала от большинства шиитского населения Ирана строго придерживаться школы двунадесятников. Асад, сам шиит, вскоре заключил прочный союз с Ираном и попытался использовать эти новые отношения для значительного ослабленияИрака. 16 июля 1979 года Ахмед Хасан аль-Бакр, правивший Ираком после переворота 1968 года, ушел от власти и назначил своего двоюродного брата Саддама Хусейна, решительно антишиитский суннит, станет его преемником, и вскоре после этого сирийское правительство официально закрыло свое посольство в Багдаде. В 1980 году отношения между Ираком и Сирией официально распались, когда Сирия заявила о своей поддержке Ирана во время ирано-иракской войны, и Хусейн, надеясь получить преимущество над Ираном, расширил отношения с западными странами и отказался от Ирака. предыдущая позиция по отношению к Израилю.

Противоречия

В декабре 1979 года отношения между Советским Союзом и Ираком, хотя и все еще очень сильные в частной жизни, сильно испортились на публике, когда Ирак осудил Советы » вторжение в Афганистан. После вторжения Ирака в Иран в сентябре 1980 года Советский Союз, надеясь сделать Иран новым союзником, прекратил поставки оружия Ираку (и Ирану) в рамках своих усилий по достижению прекращения огня. Однако это также позволило Сирии продолжать поддерживать Иран и также поставлять в страну оружие Ливии и Восточного блока. Хотя Хомейни был решительно антиамерикански настроен и продемонстрировал это чувство, назвав Соединенные Штаты «Великим Сатаной » и взяв в заложники сотрудников посольства США, он также решительно выступил против Советского Союза, назвав Коммунистическая вера - угроза исламу; и попытки Советов сделать Иран своим союзником еще больше испортились, когда Хомейни открыто заявил о поддержке афганских моджахедов во время советско-афганской войны и отказался подавить проафганские протестующие, которые постоянно напали на посольство СССР в Тегеране. В 1982 году, когда стало ясно, что Иран не будет объединяться с СССР после того, как режим Хомейни одержал верх в ирано-иракской войне и вторгся на территорию Ирака, Советы возобновили регулярные поставки оружия в Ирак, но отношения между двумя странами были все еще политически напряжены и не станут снова сильными на публике до начала 1988 года.

После 1966 года в Сирии развернулось крупное военное присутствие Советского Союза. В конечном итоге Сирия стала самым любимым клиентом советских военных не только на Ближнем Востоке, но и во всем третьем мире. К середине 1984 года в Сирии находилось около 13 000 советских и восточноевропейских советников. Хотя отношения по-прежнему оставались крепкими, позиция Советов в отношении поддержки Ирана Сирией резко изменилась, когда Иран продолжил продвижение на иракскую территорию и вызвал сильное гнев Советов, продолжая подавлять членов прокоммунистической партии Ирана Туде. В результате многие советники были отозваны в 1985 году, и к 1986 году осталось от 2000 до 5000 человек. В феврале 1986 года Иран успешно захватил полуостров Аль-Фау и позицию Советского Союза в ирано-иракской войне полностьюсместился в сторону Ирака.

Внешняя политика Советского Союза на Ближнем Востоке была противоречивой. Хотя СССР сначала поддерживал Израиль, эти отношения вскоре распались, так как Советский Союз почувствовал угрозу со стороны США в безопасности Израиля. СССР обратился к другим арабским государствам, чтобы получить влияние в арабском мире и устранить влияние Запада. СССР считал арабские государства более важными, чем Израиль, потому что они могли помочь СССР достичь своей цели по распространению коммунистического влияния. СССР решил поддержать Египет и Сирию оружием, чтобы продемонстрировать свое господство. Советский Союз манипулировал арабскими государствами против Израиля, чтобы усилить их зависимость от Советского Союза и отговорить западные державы от помощи. Израиль. СССР надеялся быть единственной сверхдержавой влияния на Ближнем Востоке.

Северная Америка

Соединенные Штаты Америки

Даже в самых сложных и застойных частях Холодного Война, дипломатические отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом все еще сохранялись и даже востребованы. Эти соглашения сыграли жизненно важную роль в холодной войне, будь то по причинам миротворчества или переговоров.

Космос

Между 1957 и 1958 годами президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр стремился к совместным американо-советским космическим инициативам в серии писем, направленных советскому руководству. Среди этих советских получателей были премьер Никита Хрущев и премьер-министр Николай Булганин. В этих письмах Эйзенхауэр предлагал протокол мирного использования космоса. Однако Хрущев отклонил это предложение, считая, что его страна опередила Соединенные Штаты в космических технологиях после успешного запуска Спутника 1 4 октября 1957 года. В ответ Хрущев представил предварительное условие для любого будущие космические соглашения. Хрущев потребовал, чтобы США сначала сняли свои ядерные пусковые установки в Турции. Это сигнализировало о будущей тенденции к космическим соглашениям как средству ядерного разоружения.

Несмотря на продолжающееся космическое соперничество между США и СССР, Хрущев написал письмо президенту США Джону Ф. Кеннеди с подробностями возможность будущего космического сотрудничества между двумя заклятыми соперниками после того, как американец Джон Гленн стал первым американцем, вышедшим на орбиту Земли 20 февраля 1962 года. Эти обсуждения между Советским Союзом и Соединенными Штатами привели к сотрудничеству в трех областях : данные о погоде и будущие запуски, связанные с метеорологией, картографирование геомагнитного поля Земли и ретранслятор связи.

Индия

Взаимоотношения между советскими Союз и Индия были важной частью холодной войны. Это сотрудничество, политическое и научное, длилось почти 40 лет. На протяжении почти четырех десятилетий советско-индийские отношения поддерживались тремя парами лидеров: ДжавахарлаломНеру и Никитой Хрущевым, Индирой Ганди и Леонидом. Брежнев, и Раджив Ганди и Михаил Горбачев. Видно, что эти индо-советские отношения проистекают из недоверия Индии и ее общего неудовлетворительного отношения к настойчивым заявлениям администрации Дуайта Эйзенхауэра о том, что страны третьего мира не могут оставаться нейтральными во время холодной войны, а также из-за нерешительности Америки проконсультироваться. со своими правительствами по вопросам, относящимся к этим странам.

Космос

Научное сотрудничество между Советским Союзом и Индией началось с официального учреждения Индо-советского Объединенного комитета ученых, который провел свой первый встреча в январе 1968 года.

Советский Союз внес большой вклад в космические усилия Индии. В частности, советская техническая помощь в разработке и запуске имела первостепенное значение для успеха индийских спутников Aryabhata, Bhaskara-I и Bhaskara-II. Рассматривая в то время репутацию Индии в области бедности и отсутствия продовольственной безопасности, сторонние наблюдатели начали задаваться вопросом, принадлежит ли Индия к такой престижной группе стран, или же ей предоставил такую ​​возможность только Советский Союз.

Работа над A'ryabhata началась после заключения соглашения между Индийской организацией космических исследований и Академией наук СССР в мае 1972 года. 19 апреля 1975 года, менее чем через год после первого успешного испытания Индией ядерной бомбы 18 мая 1974 года, Советский Союз помог запустить первый индийский спутник Арьябхата с Капустин Яр, российский объект запуска и разработки ракет в Астраханской области с использованием ракеты-носителя Космос-3М. Он был построен ISRO, но Советы предоставили техническую помощь и компоненты, такие как солнечные элементы, батареи, термокраски и магнитофоны, чтобы помочь в предполагаемых 6-месячных исследованиях солнца и атмосферы. Хотя ожидалось, что спутник будет проводить исследования Солнца и атмосферы в течение 6 месяцев, эксперименты пришлось прекратить через 5 дней из-за проблем с электроснабжением.

7 июня 1979 года Бхаскара-I был запущен с Капустин Яр на борту ракеты-носителя C-1 Интеркосмос.

20 ноября 1981 года Бхаскара-II был запущен, предоставив почти две тысячи фотографий для данных об океане и поверхности суши.

В апреле 1985 года Индийская национальная академия наук и Советская академия наук подписали соглашение о совместных исследованиях в области прикладной математики и технологий, таких как компьютерная электроника, биотехнологии и кремниевые технологии. 21 марта 1987 г., после визита Раджива Ганди в Советский Союз, был подписан протокол о сотрудничестве в области науки и технологий, что привело к новым инициативам. в лазерных технологиях, альтернативныхисточниках энергии и ускорителях электронов.

Разрыв с Китаем

Коммунистическое государство в 1980 году: просоветский (красный); прокитайский (желтый); и неприсоединившиеся Северная Корея и Югославия (черные); Сомали была просоветской до 1977 года; а Камбоджа (Кампучия) была прокитайской до 1979 г.

Советско-китайский раскол (1956–1966) был разрывом политических отношений между Китайской Народной Республикой ( КНР) и Союз Советских Социалистических Республик (СССР), вызванные доктринальными расхождениями, которые возникли из их различных интерпретаций и практических применений марксизма-ленинизма, поскольку находились под влиянием их соответствующей геополитики во время холодной войны (1947–1991). В конце 1950-х и начале 1960-х годов советско-китайские дебаты об интерпретации ортодоксального марксизма превратились в конкретные споры о политике Советского Союза по национальной десталинизации и международному мирному сосуществованию. с западным миром. На этом политическом фоне международные отношения КНР характеризовались официальной воинственностью по отношению к Западу и первоначальным публичным неприятием политики Советского Союза мирного сосуществования между Восточным и Западным блоками, которую Мао Цзэдун назвал марксистским ревизионизмом русскими коммунистами.

Начиная с 1956 года, после того, как Никита Хрущев осудил Сталина и сталинизм в своей речи О культе личности и его последствиях (25 февраля 1956), КНР и СССР имели все более разные интерпретации марксистской идеологии; к 1961 году их непреодолимые различия в идеологической интерпретации и практике вызвали формальное осуждение КНР советского коммунизма как работы «ревизионистских предателей» в СССР. Среди стран Восточного блока китайско-советский раскол касался того, кто возглавит революцию за мировой коммунизм, Китай или Россию, и кому авангардные партии Весь мир обращается за политическими советами, финансовой помощью и военной помощью. В этом ключе СССР и КНР боролись за идеологическое лидерство через коммунистические партии стран, находящихся в их сферах влияния.

Советско-китайский раскол трансформировал геополитику биполярной холодной войны в трехполярная холодная война и способствовала китайско-американскому сближению и визит Никсона в Китай в 1972 г.. Это положило конец эпохе «монолитного коммунизма». Исторически идеологический китайско-советский раскол способствовал марксистско-ленинской Realpolitik, с помощью которой Мао установил трехполюсную геополитику (КНР-США-СССР) позднего периода холодной войны.

Историк Лоренц М. Люти сказал:

Китайско-советский раскол был одним из ключевых событий холодной войны, равным по важности строительству Берлина. Уолл, кубинский ракетный кризис, Вторая война во Вьетнаме и китайско-американское сближение. Раскол помогопределить рамки второй половины холодной войны в целом и повлиял на ход Второй войны во Вьетнаме в частности. неприятный развод, он оставил плохие воспоминания и породил мифы о невиновности с обеих сторон.

Отношения с государствами Юго-Восточной Азии

Советский Союз постепенно стал активно участвовать в борьбе за влияние в Юго-Восточной Азии. Хотя Советский Союз обычно ассоциируется с его дипломатической поддержкой Севера. Вьетнам во время войны во Вьетнаме он также играл значительную роль в других странах Юго-Восточной Азии. До прихода к власти президента Сухарто крупнейшим получателем военной помощи Советского Союза в период с 1958 по 1965 год была Индонезия.

1970-е годы

В 1970-е годы Советский Союз достиг приблизительного ядерного паритета с США, и превзошли их к концу того же десятилетия, развернув ракету SS-18. Он считал собственное участие необходимым для решения любой крупной международной проблемы. Между тем холодная война сменилась разрядкой и более сложной структурой международных отношений, в которой мир больше не был четко разделен на два явно противоположных блока. У менее могущественных стран было больше возможностей для утверждения своей независимости, и две сверхдержавы частично смогли признать свою общую заинтересованность в попытках сдержать дальнейшее распространение и распространение ядерного оружия (см. SALT I, SALT II, Договор по противоракетной обороне ).

Леонид Брежнев встречается с Джеральдом Фордом во Владивостоке в ноябре 1974 года для подписания совместного коммюнике по договору ОСВ.

В другом месте Советский Союз заключил договоры о дружбе и сотрудничестве с рядом государств некоммунистического мира, особенно между странами третьего мира и Движением неприсоединения. Несмотря на некоторые идеологические препятствия, Москва продвигала государственные интересы, получая военный плацдарм в стратегически важных целях. istory

  • McKenzie, David. From Messianism to Collapse: Soviet Foreign Policy 1917-1991 (1994), university textbook.
  • McNeill, William Hardy. America, Britain, and Russia: their co-operation and conflict, 1941–1946 (1953)
  • Materski, Wojciech. "The Second Polish Republic in Soviet Foreign Policy (1918-1939)." Polish Review 45.3 (2000): 331–345. online
  • Moore, Harriet L. Soviet Far Eastern Policy, 1931-1945 (Princeton UP, 1945). online
  • Munting, Roger (1984). "Lend-Lease and the Soviet War Effort". Journal of Contemporary History. 19(3): 495–510. doi :10.1177/002200948401900305. JSTOR 260606. S2CID 159466422.
  • Neilson, Keith. Britain, Soviet Russia and the collapse of the Versailles order, 1919–1939 (Cambridge UP, 2005) excerpt.
  • Quested, Rosemary K.I. Sino-Russian relations: a short history (Routledge, 2014) online
  • Service, Robert. Com rades! A history of world communism (2007).
  • Service, Robert. Stalin: A Biography (2004) online free to borrow
  • Service, Robert. Lenin: A biography (2000) online free to borrow
  • Service, Robert. A history of Twentieth-century Russia (1997) online free to borrow
  • Ulam, Adam B. Expansion and Coexistence: Soviet Foreign Policy, 1917–1973, 2nd ed. (1974), a standard scholarly history online free
  • Ulam, Adam B. Stalin (1973), a scholarly biography; oonline free to borrow
  • Weeks, Albert Loren. Russia's Life-Saver: Lend-Lease Aid to the U.S.S.R. in World War II (2004) excerpt and text search
  • Wheeler-Bennett, John W. "Twenty Years of Russo-German Relations: 1919-1939" Foreign Affairs 25#1 (1946), pp. 23-43 online
  • Cold War European Military Alliances

    Cold War

    • Dobbs, Michael. One Minute to Midnight: Kennedy, Khrushchev, and Castro on the Brink of Nuclear War (2008) excerpt and text search
    • Donaldson, Robert, and Joseph L. Nogee The Foreign Policy of Russia: Changing Systems, Enduring Interests (4th ed. 2015), emphasis on Putin years
    • Fursenko, Aleksandr, and Timothy Naftali. Khrushchev's Cold War: The Inside Story of an American Adversary (2007) excerpt and text search
    • Garthoff, Raymond L. Détente and confrontation: American-Soviet relations from Nixon to Reagan (2nd ed. 1994) covers 1969 to 1980. online free to borrow
    • Garthoff, Raymond L. The Great Transition: American-Soviet Relations and the End of the Cold War (1994), In-depth scholarly history, 1981 to 1991,
    • Goncharov, Sergei, John Lewis and Litai Xue, Uncertain Partners: Stalin, Mao and the Korean War (1993) excerpt and text search
    • Haslam, Jonathan. Russia's Cold War: From the October Revolution to the Fall of the Wall (2012)
    • Jelavich, Barbara. St.Petersburg and Moscow: Czarist and Soviet Foreign Policy, 1814-1974 (1974), Scholarly survey
    • Keeble, Curtis. Britain and the Soviet Union, 1917-89 (1990).
    • Kennan, George F. Russia and the West under Lenin and Stalin (1961)
    • Leffler, Melvyn P. For the Soul of Mankind: The United States, the Soviet Union, and the Cold War (2008) excerpt and text search
    • Librach, Jan. The Rise of the Soviet Empire: A Study of Soviet Foreign Policy (Praeger, 1965) online free, a scholarly history
    • Mastny, Vojtech. Russia's Road to the Cold War: Diplomacy, Warfare, and the Politics of Communism, 1941–1945 (1979)
    • Mastny, Vojtech. The Cold War and Soviet Insecurity: The Stalin Years (1998) excerpt and text search ; online complete edition
    • Mastny, Vojtech, and Malcolm Byrne. A Cardboard Castle? An Inside History of the Warsaw Pact, 1955–1991 (2005) online edition
    • Nogee, Joseph L. and Robert Donaldson. Soviet Foreign Policy Since World War II (4th ed. 1992)
    • Ouimet, Matthew J. The Rise and Fall of the Brezhnev Doctrine in Soviet Foreign Policy (2003)<
    • Roberts, Geoffrey. Stal in's Wars: From World War to Cold War, 1939–1953 (2006).
    • Roberts, Geoffrey. Molotov: Stalin's Cold Warrior (2012)
    • Saivetz, Carol R. and Sylvia Babus Woodby, eds. Soviet-third World Relations (1985)
    • Schulz, Brigitte and William W. Hansen, eds. The Soviet Bloc And The Third World: The Political Economy Of East-south Relations (1989)
    • Service, Robert. Comrades!: A history of world communism (2007).
    • Service, Robert. Stalin: A Biography (2004) online free to borrow
    • Service, Robert. A history of Twentieth-century Russia (1997) online free to borrow
    • Taubman, William. Khrushchev: The Man and His Era (2004), Pulitzer Prize; excerpt and text search
    • Taubman, William. Gorbachev: His Life and Times (2017).
    • Taubman, William. Stalin's American Policy: From Entente to Détente to Cold War (W W Norton Company, 1982) excerpt
    • Ulam, Adam B. Expansion and Coexistence: Soviet Foreign Policy, 1917–1973, 2nd ed. (1974), a standard scholarly history online free
    • Ulam, Adam B. Dangerous relations: the Soviet Union in world politics, 1970-1982 (Oxford UP, 1984).
    • Ulam, Adam B. The Rivals: America and Russia Since World War II (1971) Current survey by an expert, but did not have access to the important documents opened after 1989.
    • Ulam, Adam B. Stalin (1973), a scholarly biography; oonline free to borrow
    • Zubok, Vladislav M. A Failed Empire: The Soviet Union in the Cold War from Stalin to Gorbachev (2007) excerpt and text search

    Historiography

    • Johnston, Robert H., ed. Soviet Foreign Policy 1918–1945: A Guide to Research and Research Materials (2nd ed. Scholarly Resources, 1991) 236 pp
    • Resnick, Evan N. "Hang Together or Hang Separately? Evaluating Rival Theories of Wartime Alliance Cohesion." Security Studies 22.4 (2013): 672–706. On World War II
    • Sakwa, Richard. " The Soviet collapse: Contradictions and neo-modernisation" Journal of Eurasian Studies 4 (2013) 65–77 online
    • Ulam, Adam B. Understanding the Cold War: a historian's personal reflections (2nded 2002). excerpt

    Primary sources

    • Degras, Jane T. The Communist International, 1919–43 (3 Vols. 1956); documents; online vol 1 1919–22 ; vol 2 1923–28 (PDF).
    • Degras, Jane Tabrisky. ed. Soviet documents on foreign policy (1978).
    • Eudin, Xenia Joukoff, and Harold Henry Fisher, eds. Soviet Russia and the West, 1920-1927: A Documentary Survey (Stanford University Press, 1957) online free to borrow
    • Eudin, Xenia Joukoff; North, Robert Carver, eds. Soviet Russia and the East, 1920-1927; a documentary survey (Stanford University Press, 1957) online free to borrow
    • Goldwin, Robert A., Gerald Stourzh, Marvin Zetterbaum, eds. Readings in Russian Foreign Policy (1959) 800pp; online ; long essays from primary and secondary sources
    • Gruber, Helmut. International Communism in the Era of Lenin: A Documentary History ( Cornell University Press, 1967)
    • Khrushchev, Nikita. Memoirs of Nikita Khrushchev, edited by his son Sergei N. Khrushchev Volume 3: Statesman, 1953–1964 (2007), 1176pp contents
    • Maisky, Ivan. The Maisky Diaries: The Wartime Revelations of Stalin's Ambassador in London edited by Gabriel Gorodetsky, (Yale UP, 2016); highly revealing commentary 1934–43; excerpts ; abridged from 3 volume Yale edition; online review
    • Molotov, V.M. Molotov Remembers: Inside Kremlin Politics ed. by Felix Chuev and Albert Resis (2007)

    This article incorporates public domain material from the Library of Congress Country Studies website http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/.

    External links

    Последняя правка сделана 2021-05-20 11:19:43
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте