Внешняя политика Шарля де Голля охватывает дипломатию Шарля де Голля в качестве французского лидера 1940-46 и 1958-1969 годов вместе со своими последователями.
Премьер-министр Уинстон Черчилль и его ближайшие помощники министр иностранных дел Энтони Иден и начальник имперского генерального штаба генерал Алан Брук в 1940-41 гг. Быстро переместились и основали базу де Голля в Лондоне.. Контроль над заморской Французской империей рассматривался как центральный вопрос. Британское правительство было готово использовать военную поддержку, чтобы помочь де Голлю восстановить контроль. Де Голль создал теневое правительство, включая Французский национальный совет и движение сопротивления как внутри вишистской Франции, так и во Франции, контролируемой немцами. Чтобы установить свое собственное лидерство над французами-единомышленниками, де Голль начал вещание на Францию, используя средства BBC. Де Голль особенно стремился создать движение Сопротивления во Франции. Однако многие высшие британские чиновники, а также Рузвельт, а иногда и Черчилль, все еще надеялись на взаимопонимание с Виши, Франция при Филиппе Петене.. Де Голль был категорически против таких отношений. Трения с правительством Черчилля продолжались до конца 1942 года, в основном вокруг планов англо-американского вторжения в Северную Африку. В этом вопросе Соединенные Штаты играли доминирующую роль. Рузвельт продолжал признавать правительство Виши с послом Уильямом Д. Лихи в резиденции в Виши. Посольство было окончательно закрыто, когда Германия захватила контроль над вишистской Францией в конце 1942 года.
В июне 1941 года британские войска и войска Свободной Франции вторглись в Сирию, которая тогда входила в заморскую империю Виши, и использует базу для нацистских элементов. Черчилль решил предоставить Сирии независимость в качестве жеста, чтобы смягчить арабский национализм. Де Голль категорически возражал, поскольку он нуждался в этом для своей оперативной базы на Ближнем Востоке. В какой-то момент Черчилль был готов 108 к 11 сместить де Голля с поста главы Свободной Франции. У де Голля не было другого выбора, кроме как согласиться с независимостью Сирии. ref>Вудворд, Британская внешняя политика во Второй мировой войне (1962), стр. 108-111.
Ситуация с командованием в Северной Африке была особенно сложной: Рузвельт предпочитал Франсуа Дарлана, высокопоставленного чиновника Виши, который находился в Алжире, когда произошло вторжение. Дуайт Д. Эйзенхауэр, командующий союзников на месте признал Дарлана командующим всеми французскими войсками в этом районе и признал его самовыдвижение в качестве Верховного комиссара Франции (главы гражданского правительства) в Северной и Западной Африке. 14 ноября. В свою очередь, 10 ноября Дарлан приказал всем французским войскам присоединиться к союзникам. Его приказ был выполнен; не только во Французской Северной Африке, но и силами Виши во Французской Западной Африке с их потенциально полезными объектами в Дакаре. После того как Дарлин был убит в декабре 1942 года, Рузвельт предпочел генерала Анри Жиро. Рузвельт встречался с де Голлем в Вашингтоне, но никогда не скрывал своего недоверия и неприязни. Де Голль, в свою очередь, никогда не простил американцам этого унижения.
Де Голль и Свободная Франция были в значительной степени исключены из послевоенного планирования Рузвельтом, Черчиллем и Сталиным и проигнорированы Государственный департамент США. Это было унизительно. Американцы и, в меньшей степени, британцы не доверяли де Голлю в полезности и лидерстве Франции. Де Голля не приглашали на встречи на высшем уровне в Тегеран, Ялту или Потсдам. На конференции в Касабланке 24 января 1943 года присутствовал Жиро, но де Голль сначала отказался, но затем принял приглашение. Рузвельт и Черчилль разработали между собой проект соглашения о том, как будет управляться освобожденная Франция. Они договорились о слиянии Имперского совета Алжира Жиро и лондонского Французского национального комитета. Однако первоначальный проект Рузвельта призывал к руководству генерала Жиро. Черчилль добился серьезных изменений, которые возложили ответственность на Французский национальный комитет при де Голле. В 1945 году Франции было предоставлено одно из пяти мест в Совете Безопасности ООН с правом вето, а также зона Германии. Тем не менее, ей не позволили взять на себя ведущую роль в отношении ООН или Германии. Французы были недовольны тем, что их не пригласили в Потсдам, но в конце концов они неплохо справились.
захват власти в Алжире в мае 1958 года частями французской армии и французские поселенцы, выступавшие против уступок перед лицом восстания арабских националистов, разорвали нестабильную Четвертую республику. Национальное собрание вернуло его к власти во время кризиса в мае 1958 года. Де Голль основал Пятую республику с усиленным президентством, и он был избран в последней роли. Ему удалось сохранить единство Франции, одновременно приняв меры по прекращению войны, к большому гневу Пьед-Нуаров (французы, обосновавшиеся в Алжире) и военных; оба ранее поддерживали его возвращение к власти для сохранения колониального правления. Он предоставил независимость Алжиру в 1962 году, а затем и другим французским колониям.
Французские консерваторы разочаровались в колониальном мире. опыт после катастроф в Индокитае и Алжире. Они хотели разорвать все связи с многочисленными колониями во французской Африке к югу от Сахары. Во время войны де Голль успешно основал свое движение «Свободная Франция» и африканские колонии. После визита в 1958 г. он взял на себя обязательство сделать страны Африки к югу от Сахары одним из основных компонентов своей внешней политики. В 1958 г. все колонии, кроме Гвинеи, проголосовали за то, чтобы остаться во Французском сообществе с представительством в парламенте и гарантией французской помощи. На практике почти все колонии стали независимыми в конце 1950-х годов, но сохранили очень прочные связи. Под пристальным наблюдением президента французские советники играли важную роль в гражданских и военных делах, предотвращали перевороты и иногда заменяли выскочки местных лидеров. Французская колониальная система всегда основывалась главным образом на местном руководстве, что резко контрастировало с ситуацией в британских колониях. Французская колониальная цель состояла в том, чтобы ассимилировать туземцев в господствующую французскую культуру с сильным упором на французский язык. С точки зрения де Голля, тесное общение придавало легитимность его представлениям о глобальном величии клиентов, подтверждало его гуманитарные способности, предоставляло доступ к нефти, урану и другим минералам и обеспечивало небольшой, но устойчивый рынок для французских производителей. Прежде всего, это гарантировало жизнеспособность французского языка и культуры в большой части мира, население которой быстро росло. Преемники де Голля Жорж Помпиду (1969–74) и Валери Жискар д'Эстен (1974–1981) продолжили африканскую политику де Голля. Его поддерживали французские воинские части и большое военно-морское присутствие в Индийском океане. Свыше 260 000 французов работали в Африке, уделяя особое внимание поставкам нефти. Были предприняты некоторые усилия по созданию нефтеперерабатывающих заводов и алюминиевых заводов, но мало усилий для развития мелкой местной промышленности, которую французы хотели монополизировать на материке. Сенегал, Кот-д'Ивуар, Габон и Камерун были крупнейшими и самыми надежными африканскими союзниками и получили большую часть инвестиций. Во время гражданской войны в Нигерии (1967–1970) Франция поддерживала сепаратистскую Биафру, но только в ограниченном масштабе, предоставляя наемников и устаревшее оружие. Целью де Голля было защитить близлежащие бывшие колонии от Нигерии, остановить наступление Советского Союза и закрепиться в богатой нефтью дельте Нигера.
Провозглашение этого величия было существенным для природы Франции, де Голль инициировал свою «Политику величия». Он требовал полной автономии Франции в мировых делах, а это означало, что у нее есть свои важные решения, которые не могут быть навязаны ей НАТО, Европейским сообществом или кем-либо еще. Де Голль проводил политику «национальной независимости». Он дважды наложил вето на вступление Великобритании в Общий рынок, опасаясь, что это может затмить Францию в европейских делах. Официально не отказываясь от НАТО, он ушел из ее объединенного военного командования, опасаясь, что Соединенные Штаты имеют слишком большой контроль над НАТО. Он начал независимую программу развития ядерной энергетики, которая сделала Францию четвертой ядерной державой.
Он восстановил сердечную Франко. -Германские отношения с целью создания европейского противовеса между «англосаксонской» (американской и британской) и советской сферами влияния. Де Голль открыто критиковал США. интервенция во Вьетнам. Он был зол на американскую экономическую мощь, особенно на то, что его министр финансов назвал «непомерной привилегией » доллара США. Он отправился в Канаду и провозгласил «Vive le Québec libre », лозунг независимого Квебека.
Видение де Голля требовало сильная, независимая Франция, вооруженная ядерным оружием, ожидающая, что его сила и вооружение позволят Парижу вести дела с Вашингтоном на равных. Европа должна освободиться от Америки и стать третьей силой в холодной войне, где она могла бы сплотить нейтральные страны и, возможно, достичь разрядки с Советским Союзом. НАТО стояло на пути к достижению этих целей. Де Голль протестовал против сильной роли США в НАТО. Он считал «особые отношения» между США и Великобританией слишком тесными и пагубными для роли Франции в Европе. Существующая ситуация с НАТО дала Соединенным Штатам право вето на ядерное оружие и, таким образом, помешала Франции иметь собственные полностью независимые ядерные силы. В меморандуме, направленном президенту Дуайту Д. Эйзенхауэру и премьер-министру Гарольду Макмиллану 17 сентября 1958 года, он предложил трехстороннее управление, которое поставило бы Францию наравне с ними. Он также хотел, чтобы охват НАТО расширился и включил Французский Алжир, где Франция вела борьбу с повстанцами и обращалась за помощью к НАТО. Идеи де Голля ни к чему не привели, поэтому он начал разработку Force de dissuasion (независимых французских ядерных сил). Он отказался подписать соглашение 1963 года о запрещении подземных ядерных испытаний. В 1963 году он наложил вето на вступление Великобритании в ЕЭС (Европейский Союз). Ни одна из стран НАТО не последовала его примеру. В июле 1964 года де Голль поставил перед Западной Германией ясный выбор: «Либо вы [Западная Германия] следуете политике, подчиненной США, либо вы принимаете политику, которая является европейской и независимой от США, но не враждебной им». Западная Германия отклонила ультиматум де Голля, пообещав полную лояльность США, положив конец его плану лидерства в Европе. В 1966-67 годах он вывел Францию из военной структуры НАТО, что требовало, чтобы американец руководил любой военной операцией НАТО. Он изгнал штаб-квартиру НАТО и подразделения НАТО с французской земли. 15 партнеров по НАТО не проигнорировали угрозы де Голля. Вместо этого они работали над более тесным сотрудничеством с одним из них, чтобы нейтрализовать его контрмеры.
Франция официально осталась членом НАТО, и, наконец, в 2009 году президент Николя Саркози положил конец отчуждению Франции от НАТО, закрыв главу о голлистах. Джеймс Эллисон объясняет, почему Западная Европа отвергла видение де Голля:
В очень долгосрочной перспективе де Голля действительно имело значение только национальное государство, а не идеологии, которые приходят и уходят, такие как коммунизм. То есть добрые отношения французского государства и российского государства имели более высокий приоритет, чем мелкие вопросы, такие как социализм и капитализм. Преодоление поляризации холодной войны позволит Франции взять на себя ведущую роль в мире. Кроме того, поляризация была незаконной, поскольку Франция была исключена из Ялты и других эпизодов, в которых разразилась холодная война в 1945-47 годах. К настоящему времени, он был уверен, опасности европейской войны нет, а у Советского Союза было так много внутренних проблем, что он был готов к разрядке. Между ними произошел резкий раскол с Китаем, и теперь эти двое вели глобальную битву за контроль над местными коммунистическими движениями. Его дипломаты начали неформальные обсуждения с Румынией, Болгарией и Польшей. Москва, однако, была так встревожена предложением де Голля о том, чтобы советские сателлиты проявили некоторую самостоятельность. Когда Чехословакия действительно продемонстрировала независимость, Москва и ее союзные государства вторглись и сокрушили новое правительство там в 1968 году. Разрядка была мертва, как и грандиозные планы де Голля.
Французский ученый Альфред Гроссер оценил сильные и слабые стороны внешней политики де Голля. С положительной стороны, самая высокая похвала идет восстановлению французского величия в мировых делах, возвращению к историческому рейтингу. Сами французы особенно довольны таким развитием событий. Как министр иностранных дел Морис Кув де Мюрвиль заявил Национальному собранию в 1964 году: Франция возобновила свои позиции во всех секторах мировых дел. «Внутри Франции есть небольшое несогласие с этим выводом, даже со стороны старых врагов де Голля. Однако остальной мир смотрит на это заявление с некоторой забавой, поскольку де Голль не восстановил дипломатическую репутацию Парижа в Вашингтоне, Лондоне или Москве, ни в Пекине, Нью-Дели, Токио, Бонне и Риме. более тесно связана с Соединенными Штатами в основных мировых делах, особенно в отношении НАТО. Когда Советский контроль над Восточной Европой рухнул в 1989 году, Соединенные Штаты возглавили усилия по воссоединению Германии, несмотря на серьезные сомнения Франции. Во-вторых, Франция действительно установила свою независимость от Англосаксонские державы, особенно Соединенные Штаты, а также Великобритания. Антиамериканская риторика де Голля действительно неправильно расстроила американцев и дала некоторую поддержку интеллектуалам, враждебно настроенным по отношению к американцам. изм. Его вывод французских вооруженных сил из НАТО был в основном символической акцией, не дающей практических результатов. Это действительно означало, что штаб-квартира НАТО была переведена в Бельгию, в результате чего французские генералы отказались от своего голоса в политике НАТО. Большинство историков приходят к выводу, что НАТО становилось сильнее, и де Голлю не удалось ослабить его или уменьшить американское господство.
Пока де Голль был у власти, он успешно блокировал вступление Великобритании в Европейский Союз. Когда он вышел на пенсию, то же самое было и с его политикой исключения. Гроссер приходит к выводу, что огромные усилия Франции по достижению независимости от Вашингтона в ядерной политике путем создания собственной «force de frappe оказались провалом. Высокая бюджетная стоимость произошла за счет ослабления обычного военного потенциала Франции. Ни Вашингтон, ни Москва так или иначе не придают большого значения французскому ядерному сдерживанию. Как нейтральная сила в мировых делах, Франция действительно имеет значительное влияние на свои бывшие колонии - гораздо больше, чем любая другая бывшая колониальная держава. Но вовлеченные страны не были мощными центрами, и основные нейтральные страны в то время, такие как Индия, Югославия и Индонезия, мало обращали внимания на Париж. Он не имел большого влияния в Организации Объединенных Наций. Хотя французы поддерживали внешнюю политику Шарля де Голля и восхищались ею - в то время и в ретроспективе - он все делал сам, не обращая внимания на мнение французской общественности или элиты.