F.VIII | |
---|---|
Fokker F.VIII "Jämtland" шведской авиакомпании ABA, демонстрирующий установку двигателя Pratt Whitney. | |
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Fokker |
Конструктор | Рейнхольд Платц |
Первый полет | 12 марта 1927 года |
Статус | На пенсии |
Основные пользователи | KLM. Malert |
Количество построенных | 11 |
Разработано на основе | Fokker F.VII |
Fokker F.VIII (или F.8 ) был большим двухмоторным авиалайнером, спроектированным и произведенным голландским производителем самолетов Fokker в 1920-х годах..
В 1926 году голландская авиакомпания KLM запросил авиалайнер с большей пассажировместимостью, чем действующие в то время варианты F.VII. В ответ конструктор Райнхольд Платц немедленно приступил к работе над F.VIII.
F.VIII отличался смешанной конструкцией: фюзеляж и хвостовая часть были сконструированы как каркас из сварной стали, покрытый фанерой (иногда известной как мультиплекс), холст и дюралюминий, но каркас крыла был целиком деревянным, покрытым фанерой. Это стало стандартной конструкцией Fokker, и в результате появился один из характерных для них свободнонесущих самолетов с высокими крыльями.
F.VIII был первым двухмоторным авиалайнером Fokker, отражением возрастающей мощности, доступной от легких радиальных двигателей того времени. Все их предыдущие проекты имели двигатель в носовой части, и его отсутствие в F.VIII приводило к меньшему износу фюзеляжа и гораздо меньшему уровню вибрации для пассажиров. Первый самолет имел 358 кВт (480 л.с.) Bristol Jupiter радиальные двигатели, построенные по лицензии компанией Gnome-Rhone, с установленными на стойках и без кожуха под крыльями. Позднее компания KLM модернизировала свой двигатель радиальными двигателями Pratt и Whitney Wasp T1D1 мощностью 391 кВт (525 л.с.), с кольцами Townend в капоте и установленными дальше вперед, чем Jupiters. Один самолет, который часть своей жизни летал как PH-OTO, использовался для исследования влияния установки двигателей в крыло, а не под ним. Высказывались опасения, что такая компоновка, ставшая стандартом для более поздних винтовых самолетов, серьезно нарушила бы воздушный поток над верхним крылом. В нем использовались циклоны Райта мощностью 589 кВт (790 л.с.).
Стандартная кабина вмещала 15 пассажиров, сидящих по три в ряд, но KLM выбрала более роскошную 12-местную компоновку, хорошо принятую в то время.
Опытный образец совершил первый полет 12 марта 1927 года. Было построено 11 самолетов F.VIII, три по лицензии Манфреда Вайса в Будапеште. Компания Fokker разработала, но не построила версию гидросамолета, получившую обозначение F.VIIIw. Предлагалась и трехмоторная версия F.VIII / 3m, но оставалась проектом.
24 июня 1927 года KLM приняла поставку первого из семи самолетов. Они использовались исключительно на европейских маршрутах. Венгерская Malert компания купила один самолет, а еще три были построены по лицензии на заводе Manfréd Weiss, все с использованием Gnome -Rhône Jupiter 9A двигатели. Эти будапештские авиалайнеры выполняли рейсы Малерта на короткие расстояния; двое погибли в результате аварий.
В 1936 году два самолета KLM с двигателем Wasp были проданы British Airways для использования на их маршрутах через пролив. В 1937 году PH-AED KLM был продан Венесуэле. В 2001 году обломки PH-AED были спасены командой из музея «Авиодром», останки которого до сих пор хранятся в Нидерландах. Накануне войны в 1939 году один из самолетов KLM F.VIII, PH-AEG, был передан ВВС Швеции через ABA. Таким образом, самолет сначала летел с гражданским идентификационным кодом SE-AEB, но позже он получил обозначение ВВС Швеции, 916 . Этот тип Fokker на шведской службе назывался Tp 10. Другой самолет бывшей KLM летал в Швецию позывным SE-AHA (см. Ниже).
Единственным Fokker F.VIII ВВС Финляндии был H-NAEI с двигателем Wasp бывшего KLM, заводской номер 5046. Подразделение KLM в Вест-Индии использовал его для регулярного обслуживания пассажиров с регистрацией PH-AEI. В 1937 году он был продан British Airways Ltd, где был зарегистрирован как G-AEPU и использовался для перевозки пассажиров через Ла-Манш. Шведская компания приобрела самолет в 1939 году, и 7 апреля 1939 года он был доставлен в Швецию через Амстердам, Копенгаген и Торсланда. В Швеции, зарегистрированной как SE-AHA, самолет в основном летал. в районе Гётеборг.
Во время Зимней войны шведская национал-социалистическая организация организовала общенациональную кампанию по сбору средств для антибольшевистской войны в Финляндии. На вырученные деньги он купил вышеупомянутый F.VIII у Г.А. Флигредери - за 73 500 шведских крон. Таким образом, шведский SE-AHA стал финским OH-FOA и был доставлен в Финляндию 11 ноября 1940 года. Попав в финские ВВС, ему был присвоен код FE-1. Из-за плохого состояния крыльев его сначала пришлось отремонтировать. Только 4 августа 1941 г. самолет перевели в LeLv 46. Там его в основном использовали для перевозки раненых солдат с острова. Было совершено десять полетов, прежде чем самолет был уничтожен 27 сентября 1941 года из-за отказа двигателя из-за попадания воздуха в топливную систему. Экипаж остался невредимым, несмотря на аварийную посадку в лесу; в тот момент они перевозили как минимум одного серьезно раненного пассажира.
Данные из de Leuuw, стр. 64-7
Общие характеристики
Производительность
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Fokker F.VIII. |