Гибкий и кристаллизованный интеллект

редактировать

Концепции жидкого интеллекта (g f)и кристаллизованного интеллекта (g c)были введен в 1963 году психологом Рэймондом Кеттеллом. Согласно психометрической теории Кеттелла , общий интеллект (g) подразделяется на g f и g c. Гибкий интеллект - это способность решать новые задачи мышления и связан с рядом важных навыков, таких как понимание, решение проблем и обучение. Кристаллизованный интеллект, с другой стороны, включает в себя способность выводить вторичные реляционные абстракции, применяя ранее изученные первичные реляционные абстракции.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Гибкий и кристаллизованный интеллект
    • 2.1 Пример применения жидкого и кристаллизованного способность решать проблемы
  • 3 Отношение к теории когнитивного развития Пиаже
  • 4 Измерение подвижного интеллекта ligence
    • 4.1 Прогрессивные матрицы Равена
    • 4.2 Тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, третье издание
      • 4.2.1 Формирование концепции WJ-III
      • 4.2.2 Анализ-синтез WJ-III
    • 4.3 Векслер Весы интеллекта для детей, четвертое издание
      • 4.3.1 Графические концепции WISC-IV
      • 4.3.2 Матричные рассуждения WISC-IV
    • 4.4 На рабочем месте
    • 4.5 Факторы, связанные с измерением интеллекта
  • 5 Развитие на протяжении всей жизни
  • 6 Гибкий интеллект и рабочая память
    • 6.1 Нейроанатомия
    • 6.2 Исследования тренировки рабочей памяти и косвенного влияния тренировки на способность к плавности
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
История

Жидкий и кристаллизованный интеллект - это конструкции, первоначально концептуализированные Раймондом Кеттеллом. Концепции жидкого и кристаллизованного интеллекта были далее развиты Кеттеллом и его бывшим учеником Джон Л. Хорн.

Флюид против кристаллизованного интеллекта

Флюидный интеллект (g f)относится к основным процессам мышления и другой умственной деятельности которые лишь минимально зависят от предшествующего обучения (например, формального и неформального образования) и аккультурации. Хорн отмечает, что он не имеет формы и может «перетекать» в самые разные когнитивные действия. Примеры задач, которые измеряют подвижный интеллект, включают классификацию фигур, фигуральный анализ, числовые и буквенные серии, матрицы и парные ассоциации.

Кристаллизованный интеллект (g c)относится к изученным процедурам и знаниям. Он отражает влияние опыта и аккультурации Хорн отмечает, что кристаллизованная способность - это «осадок из опыта», возникающий в результате предшествующего применения объединенной способности текучести. с интеллектом культуры ». Примерами задач, измеряющих кристаллизованный интеллект, являются словарный запас, общая информация, абстрактные аналогии слов и механика языка.

Пример применения текучих и кристаллизованных способностей для решения проблем

Хорн привел следующий пример кристаллизованного и жидкого подходов к решению проблемы. Вот проблема, которую он описал:

«В больнице 100 пациентов. Некоторые (четное число) одноногие, но в обуви. Половина остальных босиком. Сколько обуви носить? "

Кристаллизованный подход к решению проблемы предполагает применение алгебры школьного уровня. Алгебра - это продукт аккультурации.

x + 1/2 (100-x) * 2 = количество надетой обуви, где x = количество одноногих мужчин. 100 - x = количество двуногих мужчин. Решение сводится к 100 ботинкам.

В отличие от кристаллизованного подхода к решению проблемы, Хорн представил пример гибкого подхода к решению проблемы, который не зависит от изучения алгебры уровня старшей школы. Хорн изобрел мальчика, который слишком молод для посещения средней школы, но мог решить проблему, применив способность к жидкости: «Он может рассуждать так: если половина двуногих людей будет без обуви, а все остальные (четное число) одноногие, то обувь должна в среднем одна на человека, и ответ - 100 ».

Связь с теорией когнитивного развития Пиаже

Исследователи связали теорию текучих и кристаллизованных способностей с теорией когнитивного развития Пиаже. Гибкие способности и оперативный интеллект Пиаже касаются как логического мышления, так и «установления отношений» (выражение, которое Кеттелл использовал для обозначения вывода отношений). Кристаллизованные способности и подход Пиаже к повседневному обучению отражают впечатления от опыта. Как и связь гибких способностей с кристаллизованным интеллектом, оперативность Пиаже считается предшествующей повседневному обучению и в конечном итоге обеспечивает основу для повседневного обучения.

Измерение подвижного интеллекта

Для оценки использовались различные меры подвижный интеллект.

Прогрессивные матрицы Равена

Прогрессивные матрицы Равена (об / мин) - один из наиболее часто используемых показателей гибкости. Это невербальный тест с множественным выбором. Участники должны выполнить серию рисунков, определив соответствующие элементы на основе пространственной организации массива объектов и выбрав один объект, который соответствует одной или нескольким из идентифицированных функций. Эта задача оценивает способность рассматривать одно или несколько отношений между ментальными представлениями или реляционными рассуждениями. Пропозициональные аналогии и задачи семантического решения также используются для оценки реляционного мышления.

Тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, третье издание

В Тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, третье Редакция, (WJ-III) g f оценивалась двумя тестами: формирование концепции и синтез анализа. При выполнении заданий по формированию концепций человек должен был использовать категориальное мышление, в то время как задания по анализу и синтезу требовали общего последовательного рассуждения.

Формирование концепции WJ-III

Люди должны были применять концепции, выводя лежащие в основе «правила» для решения визуальных головоломок, уровень сложности которых возрастает. По мере того, как уровень сложности возрастал, люди должны были определить ключевое отличие (или «правило») для решения головоломок, включающих сравнения один к одному. Для более сложных заданий людям необходимо понимать концепцию «и» (например, решение должно иметь что-то из этого, а что-то из этого) и концепцию «или» (например, чтобы быть внутри коробки, элемент должен быть либо то, либо другое). Самые сложные задания требовали плавных трансформаций и когнитивного переключения между различными типами концептуальных головоломок, с которыми испытуемый работал ранее.

Анализ-синтез WJ-III

В тесте «Анализ-синтез», человек должен был выучить и устно излагать решения неполных логических задач, имитирующих миниатюрную математическую систему. Тест также содержал некоторые особенности использования символических формулировок в других областях, таких как химия и логика. Человеку был представлен набор логических правил, «ключ», который используется для решения головоломок. Человек должен был определить недостающие цвета в каждой из головоломок с помощью ключа. Сложные предметы представляли собой головоломки, требующие двух или более последовательных мысленных манипуляций с ключом для получения окончательного решения. Все более сложные задания включали в себя сочетание головоломок, требующих плавных изменений в дедукции, логике и умозаключениях.

Весы Векслера для детей, четвертое издание

В Весах Векслера для детей, Четвертое издание (WISC-IV), Индекс Perceptual Reasoning Index содержит два субтеста, оценивающих g f : Matrix Reasoning, который включает индукцию и дедукцию, и Picture Concepts, который включает индукцию.

Концепции изображений WISC-IV

В задании «Концепции рисунков» детям предлагали серию рисунков в двух или трех рядах и спрашивали, какие изображения (по одному из каждого ряда) принадлежат друг другу на основе некоторой общей характеристики. Это задание оценивало способность ребенка обнаруживать основную характеристику (например, правило, концепцию, тенденцию, принадлежность к классу), которая определяет набор материалов.

Матричное мышление WISC-IV

Матричное рассуждение также проверяли эту способность, а также способность начинать с установленных правил, предпосылок или условий и предпринимать один или несколько шагов для достижения решения новой проблемы (дедукция). В тесте «Матричное мышление» детям предлагали серию или последовательность картинок, в которых отсутствовала одна картинка. Их задача состояла в том, чтобы выбрать картинку, подходящую для серии или последовательности из пяти вариантов. Поскольку матричные рассуждения и графические концепции предполагали использование визуальных стимулов и не требовали выразительного языка, они считались невербальными тестами на g f.

На рабочем месте

В корпоративной среде гибкий интеллект предсказатель способности человека хорошо работать в средах, характеризующихся сложностью, неопределенностью и двусмысленностью. Профиль когнитивного процесса (CPP) измеряет подвижный интеллект и когнитивные процессы человека. Он сопоставляет их с подходящей рабочей средой в соответствии с Эллиотом Жаком Теорией стратифицированных систем.

Факторы, связанные с измерением интеллекта

Некоторые авторы предположили, что, если человек действительно не заинтересован в проблема, представленная в тесте IQ, когнитивная работа, необходимая для решения проблемы, может не выполняться из-за отсутствия интереса. Эти авторы утверждали, что низкий балл по тестам, предназначенным для измерения подвижного интеллекта, может отражать скорее отсутствие интереса к самим задачам, чем какую-либо неспособность их успешно выполнить.

Развитие на протяжении всей жизни

Пик интеллекта приходится примерно на 20 лет, а затем постепенно снижается. Это снижение может быть связано с локальной атрофией головного мозга в правом мозжечке, отсутствием практики или результатом возрастных изменений в мозге.

Кристаллизованный интеллект обычно увеличивается постепенно и остается относительно стабильным в большинстве случаев. зрелости, а затем начинает снижаться после 65 лет. Точный возраст пика когнитивных навыков остается неуловимым.

Гибкий интеллект и рабочая память

Рабочая память емкость тесно связана с подвижным интеллектом, и был предложен для учета индивидуальных различий в g f.

нейроанатомии

. Согласно Дэвиду Гири, g f и g c можно проследить до двух отдельных систем мозга.. Жидкий интеллект включает как дорсолатеральную префронтальную кору, переднюю поясную извилину, так и другие системы, связанные с вниманием и кратковременной памятью. Кристаллизованный интеллект, по-видимому, является функцией областей мозга, которые включают хранение и использование долговременных воспоминаний, таких как гиппокамп.

Исследование тренировки рабочей памяти и косвенное влияние тренировки на способность жидкости

Поскольку считается, что рабочая память влияет на g f, то тренировка для увеличения объема рабочей памяти может иметь положительное влияние на g f. Некоторые исследователи, однако, сомневаются в том, являются ли результаты тренировочных вмешательств по увеличению g f долговременными и передаваемыми, особенно когда эти методы используются здоровыми детьми и взрослыми без когнитивных нарушений. В метааналитическом обзоре, опубликованном в 2012 году, сделан вывод, что «программы тренировки памяти, по-видимому, дают краткосрочные, специфические тренировочные эффекты, не обобщающие».

В серии из четырех индивидуальных экспериментов с участием 70 участников (средний возраст 25.6) от сообщества Бернского университета, Jaeggi et al. обнаружили, что, по сравнению с демографически подобранной контрольной группой, здоровые молодые люди, которые практиковали требовательную задачу рабочей памяти (dual n-back ) примерно 25 минут в день в течение от 8 до 19 лет. days имели значительно больший прирост результатов до и после тестирования по матричному тесту гибкого интеллекта. Долгосрочного наблюдения для оценки стойкости результатов тренировок не проводилось.

Два более поздних исследования n-back не подтвердили выводы Jaeggi et al. Хотя результативность участников при выполнении обучающей задачи улучшилась, эти исследования не показали значительного улучшения тестируемых умственных способностей, особенно подвижного интеллекта и объема рабочей памяти.

Таким образом, баланс результатов позволяет предположить, что тренировка с целью увеличения рабочей памяти оказывает краткосрочное влияние или не влияет на g f.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 09:31:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте