Флориан Знанецки

редактировать

Флориан Знанецки
Флориан Знанецки 1.jpg
Родился(1882-01-15) 15 января 1882 г.. Свентники,
умер23 марта 1958 (1958-03-23) (76 лет). Шампейн, Иллинойс
Гражданствополяк
Alma materЯгеллонский университет (Краков )
ИзвестныйВклад в логологию ; Польский крестьянин в Европе и Америке ; гуманистический коэффициент
Научная карьера
ОбластиСоциология
УчрежденияУниверситет Адама Мицкевича (Познань ), Колумбийский университет, Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн
ВлиянияУильям I. Томас, Георг Зиммель, Роберт Э. Парк, Эмиль Дюркгейм

Флориан Витольд Знанецки (15 января 1882 г. - 23 марта 1958 г.) был польским философом и социологом, который преподавал и писал в Польше и в Соединенных Штатах. В ходе своей работы он сместил фокус s от философии к социологии. Он остается важной фигурой в истории польской и американской социологии; основоположник польской академической социологии и целой философской школы в социологии. Он получил международную известность как соавтор вместе с Уильямом I. Томасом исследования Польский крестьянин в Европе и Америке (1918–1920), которая считается основой современной эмпирической социологии. Он также внес значительный вклад в социологическую теорию, введя такие термины, как гуманистический коэффициент и культурализм.

. В Польше он основал первое польское отделение социологии в Университет Адама Мицкевича, где он работал с 1920 по 1939 год. Его карьера в США началась в Чикагском университете (с 1917 по 1919 год) и продолжилась в Колумбийском университете (с 1932 по 1934 и с 1939 по 1940) и в Иллинойсском университете в Урбане-Шампейне (с 1942 по 1950). Он был 44-м президентом Американской социологической ассоциации (на 1954 год).

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Детство и образование
    • 1.2 Ранняя польская карьера
    • 1.3 Работа с Томасом
    • 1.4 Основы польской социологии
    • 1.5 Поздняя карьера в США
  • 2 Семья
  • 3 Важность
  • 4 темы
    • 4.1 Эмпирическая социология
    • 4.2 Социология: теория и определение
    • 4.3 Четыре социальные системы
    • 4.4 Социология культуры
    • 4.5 Другие темы
  • 5 Работ
    • 5.1 Список работ
  • 6 См. Также
  • 7 Список литературы
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь

Детство и образование

Флориан Знанецкий родился 15 января 1882 г. в Свентники, Конгресс Польша, государство , контролируемое Российской Империей Леону Знанецкому и Амелии, урожденной Хольц. репетиторов, затем посещал средние школы в Варшаве и Ченстохове. В средней школе он был членом подпольной группы, специализирующейся на истории, литературе и философии. Его оценки в средней школе были в лучшем случае средними, и ему пришлось повторить год обучения; во многом это было связано с его внеклассным интересом к изучению польского языка, которое было запрещено русифицированной школьной программой. В юности он написал несколько стихов, в том числе драму «Хеопс» (1903). Его стихотворение «Do Prometeusza» («Прометею») было включено в антологию 1900 года; однако ни он в дальнейшей жизни, ни литературные критики не оценили его поэзию как выдающуюся.

Он поступил в Императорский университет Варшавы в 1902 году, но вскоре был отчислен после участия в протестах против Ограничение администрацией России прав студентов. Под угрозой призыва в Императорскую российскую армию, он решил эмигрировать и в начале 1904 года покинул Варшаву и перебрался в Швейцарию.

. В этот период он некоторое время работал редактором в Литературный журнал на французском языке Nice Illustrée (конец 1904 - начало 1905); инсценировал собственную смерть; короткое время служил в Французском Иностранном легионе в Алжире ; и работал на блошином рынке, на ферме, в передвижном цирке и библиотекарем в Польском музее в Рапперсвиле, Швейцария.

В Швейцарии он вскоре возобновил учебу в университете, сначала в Женевском университете (1905–1907), затем в Цюрихском университете (1907–1908), в конечном итоге переведя в Сорбонну в Париже, Франция (1908–1909), где он слушал лекции социолога Эмиля Дюркгейма. В 1909 году, после смерти своего научного руководителя, он вернулся в Польшу, где в 1910 году получил степень доктора философии в Ягеллонском университете в Кракове.

Начало польской карьеры

В том же году он присоединился к (Polskie Towarzystwo Psychologiczne), в которой он будет очень активен в течение следующих нескольких лет, став ее заместителем. президент в 1913–1914 гг. Большая часть его ранних академических работ в то время могла быть классифицирована как философия. В 1909 году, в возрасте 27 лет, он опубликовал свою первую научную статью «Этика филозофична и наука о вартошчих моральных» («Философская этика и наука о моральных ценностях»); год спустя он опубликовал Zagadnienie wartości w filozofii (Вопрос о ценностях в философии), основанный на его докторской диссертации, и статью Myśl i rzeczywistosc («Разум и реальность»). В 1912 году он опубликовал новую книгу «Гуманизм и познание» («Гуманизм и знание») и статью «Элементы практической реальности» (Elementy rzeczywistości praktycznej). Год спустя он опубликовал аннотированный перевод книги Анри Бергсона Творческая эволюция и статью Znaczenie rozwoju świata i człowieka («Значение мира и человеческого развития»). В 1914 году были опубликованы его статьи: «Формы и принципы морального творчества» и «Принцип относительности как основа философии») и «Засада względności jako podstawa filozofii». Его работы, опубликованные на польском языке, были хорошо приняты польским научным сообществом и интеллигенцией.

Из-за его прошлой политической активности он не смог получить должность в крупном университете. С 1912 по 1914 год он читал лекции в новом женском высшем учебном заведении (Wyższe Kursy Pedagogiczne dla Kobiet). Во время учебы он работал в нескольких европейских учреждениях, занимающихся польскими иммигрантами; опираясь на свой опыт, он стал участником варшавской компании (Towarzystwo Opieki nad Wychodcami), где он работал в 1910–1914 годах. К 1911 году он был директором Общества и (1911–1912) редактором его журнала Wychodźca Polski (Польский эмигрант). Знанецкий стал экспертом по польской миграции, в 1914 г. он написал для правительства 500-страничный отчет Wychodźtwo Sezonowe (Сезонная миграция).

Работа с Томасом

Том I (1918) «Польского крестьянина в Европе» и Америка, самая известная работа Занецкого, написанная во время его первого пребывания в США

Годом ранее, в 1913 году, Знанецкий встретил Уильяма I. Томаса, американского социолога, который приехал в Польшу в связи со своим исследованием о польских иммигрантах в США. Томас и Знанецкий начали сотрудничать, и вскоре Томас пригласил Знанецки приехать в Чикаго, чтобы продолжить работу с ним в Соединенных Штатах. В июле 1914 года, как раз накануне Первой мировой войны, Знанецкий уехал из Польши, чтобы работать с Томасом в качестве научного сотрудника. С 1917 по 1919 год Знанецкий также читал лекции по социологии в Чикагском университете.

Их работа увенчалась соавторством Польского крестьянина в Европе и Америке (1918–1918). 1920), считается классиком социологии. Именно его сотрудничество с Томасом ознаменовало переход в карьере Знанецкого от философа к социологу. Знанецки оставался с Томасом в Чикаго до середины 1919 года, когда он переехал в Нью-Йорк вслед за Томасом, который потерял работу в Чикаго из-за ложного скандала.

В том же году Знанецкий опубликовал новую книгу, все еще в основном философскую. а не социологическая, культурная реальность. Опубликованный на английском языке, это был синтез его философской мысли. В Нью-Йорке Томас и Знанецки проводили для корпорации Карнеги исследование процесса иммигрантской американизации. Знанецкий участвовал в написании книги Томаса «Пересадка черт старого мира» и опубликовал анонимную запрошенную статью на эту тему в февральском журнале «Atlantic Monthly».

«Основание польской социологии»

мемориальной доски Флориана Знанецкого, Университет Адама Мицкевича, Познань, Польша

Польша восстановила независимость после Первой мировой войны в 1918 году. В 1919 году Знанецкий связался с новообразованными, предлагая вернуться в Польшу, если министерство сможет помочь ему получить кафедру в польском университете. Он предложил создать новый Институт социологии, но бюрократия и задержки в общении привели к тому, что эта идея была отложена, и ему предложили должность профессора философии в недавно организованном Университете Адама Мицкевича в Познани.

. В 1920 году Знанецкий вернулся в новый институт. основал Вторую Польскую Республику, где в Познанском университете вскоре стал первой кафедрой социологии в Польше. Он добился этого, переименовав кафедру, первоначально «Третья философская кафедра», в «Кафедру социологии и культурной философии», сделав то же самое для своей кафедры и основав социологическую семинарию. В том же году он основал Польский институт социологии (Polski Instutut Socjologiczny), пятый старейший социологический институт в Европе.

В 1927 году его кафедра была официально переименована в «кафедру социологии». ", а в 1930 году кафедра получила разрешение на присуждение ученых степеней по социологии. В 1930 году Польский институт социологии начал издавать первый польский социологический журнал Przegląd Socjologiczny (Социологическое обозрение) с Знанецким его главным редактором с 1930 по 1939 год. В том же году Институт организовал первую в Польше конференцию академических социологов.. Знанецкий, будучи основателем многих строительных блоков, считается одним из отцов социологии в Польше.

Поздняя карьера в США

Поддерживая связь с американскими социологами, Знанецкий читал лекции в качестве приглашенного профессора в Колумбийского университета в Нью-Йорке в 1932–34 годах и летом 1939 года. Этим летом закончился польский этап его карьеры, так как вторжение Германии в Польшу и начало Второй мировой войны помешали его возвращению в Польшу. Он уже был на борту корабля, направлявшегося в Польшу, когда его путешествие было прервано в Соединенном Королевстве. Он все еще ненадолго думал о возвращении в Польшу, где остались его жена и дочь; однако, столкнувшись с оккупацией Польши, он вернулся в Соединенные Штаты в 1940 году. Его жена и дочь, ненадолго заключенные в нацистский концлагерь, присоединились к нему.

С помощью от американских коллег, Знанецкий продлил срок своего назначения в Колумбийском университете до середины 1940 года. Затем он перешел в Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн и в 1942 году получил американское гражданство, что позволило ему перейти от посещения к постоянной профессуре. Он преподавал в Университете штата Иллинойс до выхода на пенсию, решив не возвращаться в коммунистическую Польскую Народную Республику, созданную после после Второй мировой войны (несмотря на предложение кафедры в Познаньском университете ). В 1950 году он вышел на пенсию, став заслуженным профессором.

. Он был 44-м президентом Американской социологической ассоциации (на 1954 год). Его президентское обращение «Основные проблемы современной социологии» было произнесено 8 сентября 1954 года на ежегодном собрании Ассоциации и позже опубликовано в American Sociological Review.

. Он умер 23 марта 1958 года в Шампейн, Иллинойс. Причина смерти атеросклероз. Его похороны состоялись 26 марта, и он был похоронен на кладбище Розелон-Шампейн.

Семья

В 1906 году Знанецкий женился на польской студентке Женевского университета, Эмилия Швейковска. У них родился сын, поэт и писатель, 1908 года рождения. Жена Знанецкого Эмилия умерла в 1915 году.

В следующем году Знанецкий женился на Эйлин Маркли (1886–1976). У них была одна дочь, социолог Елена Знанецки Лопата, 1925 года рождения.

Важность

Польский социолог и историк идей Ежи Щацкий пишет, что главная роль Знанецкого Вклады включают: основание социологии в Польше; его работы по эмпирической социологии ; и его работы по социологической теории. Szacki отмечает, что Znaniecki стремился преодолеть ряд пробелов: между эмпирической социологией и более теоретическими подходами; между объективностью и субъективностью; между гуманистической и натуралистической методологиями и точками зрения; и между американскими и европейскими интеллектуальными традициями.

Шацкий пишет, что, хотя теоретический вклад Знанецкого впоследствии был отодвинут на задний план Талкоттом Парсонсом «функционализмом », Знанецкий предложил самая амбициозная социологическая теория, известная Америке до Парсонса.

Самая известная работа Знанецкого - «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918–1920), в соавторстве с Уильямом I. Томасом. Среди других его крупных работ: Wstęp do socjologii (Введение в социологию, 1922), Метод социологии (1934), Социальные действия (1936), Социальная роль человека знания (1940) и Культурные науки (1952). 103>

Темы

Эмпирическая социология

Вклад Знанецкого в эмпирическую социологию начался после его сотрудничества с Уильямом I. Томасом и был под его влиянием. Пятитомный труд «Польский крестьянин в Европе и Америке (1918–1920)», написанный им вместе с Томасом, считается классикой эмпирической социологии. Это исследование польских иммигрантов в Америке, основанное на личных документах. Работа стала знаковым исследованием американизации - того, как новые иммигранты в Соединенных Штатах «становятся американцами».

Эта работа представляет собой наиболее ценный вклад Знанецкого в эмпирическую социологию. Большинство других его работ было посвящено теории, единственным заметным исключением является Miasto w świadomości jego obywateli (Город в сознании его граждан, 1931).

Социология: теория и определение

Ключевым элементом социологической теории Знанецкого является его взгляд на социологию в частности и на социальные науки в целом, как на научную область, уникально отличную от естественных наук. Знанецкий определяет социологию как исследование социальных действий. Его рекомендованной методикой была аналитическая индукция : анализ типичных тематических исследований и обобщение из них.

Теории Знанецкого составляют основную часть теории действия социологии, а его работы составляют основную часть гуманистической социологии. Еще один термин, связанный с теориями Знанецкого, - это «систематическая социология» («socjologia systematyczna»). Он стремился создать великую социологическую теорию, которая бы преодолела разрыв между эмпирической социологией и более теоретическими подходами.

Знанецки критиковал широко распространенное определение социологии как исследования общества. С культурной точки зрения Знанецки, социология - это исследование культуры (хотя это не изучение культуры, поскольку Знанецкий признал, что другие социальные науки также изучают культуру). Его определение социологии было охарактеризовано как «наука о культуре, функция которой состоит в изучении систем социального взаимодействия, основанных на моделях ценностей и норм поведения, посредством использования гуманистического коэффициента » или более. просто «исследование организованного, взаимозависимого взаимодействия между людьми». Часть культуры, на которой сосредоточилась социология, была частью социальных отношений или взаимодействия.

Знанецкий рассматривал культуру как область, отдельную от природы, но также и от индивидуальных восприятий. Сущность культуры - социально сконструированные объекты. Он был одним из первых социологов, которые начали анализировать личные документы, такие как письма, автобиографии, дневники и тому подобное. Он считал анализ таких документов важной частью метода гуманистического коэффициента.

Знанецкий считал социологию объективной, индуктивной и обобщающей наукой. По словам Шацки, Знанецкий рассматривал социологию как номотетическую науку, которая должна иметь возможность использовать методологию, аналогичную методологии естественных наук (однако дочь Знанецкого Хелена Знанецки Лопата, во введении к социальным отношениям и социальным ролям, противоречит Шацки, писавший, что для Знанецкого социология была наукой, «предмет которой требует метода, отличного от естественных наук»). В 1934 году он сформулировал принцип аналитической индукции, предназначенный для выявления универсальных положений и причинных законов. Он противопоставил его, который обеспечивает простую корреляцию и не может учитывать исключения в статистических отношениях. Он также критиковал статистический метод, который не считал очень полезным.

Помимо науки социологии, Знанецкий также глубоко интересовался более широкой областью социология науки. Он проанализировал социальные роли ученых и концепцию школы мысли.

Четыре социальные системы

Согласно Знанецкому, социологию можно разделить на изучение четырех динамические социальные системы: теория социального действия, теория социальных отношений, теория социальных акторов и теория социальных групп. Знанецкий рассматривал социальные действия как основу общества, поскольку они порождают более сложные социальные отношения, и он видел в этой теории основу всех остальных. В отличие от Макса Вебера, он не верил, что все можно свести к социальным действиям; он также весьма скептически относился к любым открытиям, исходящим из науки психологии, которую он не ценил.

Четыре основные формы кооперативного взаимодействия, или четыре социальные системы, усложняющиеся, были:

  • социальные действияпольском, «czyny społeczne» или «czynności społeczne»): самый основной тип социального факта;
  • социальные отношения (в Польский, «stosunki społeczne»): для этого требуется как минимум два человека и взаимные обязательства; изучение социальных отношений - это изучение норм, регулирующих социальные действия;
  • социальные личности (по-польски «osoby społeczne» или «osobowości społeczne»): комбинированная картина, возникающая из множества различных социальные роли, которыми обладает индивид;
  • социальная группа (по-польски «grupa społeczna»): любая группа, которую некоторые считают отдельной единицей; Знанецкий рассматривал общество как группу групп, но отрицал его примат как область, на которой социолог должен сосредоточиться (в то же время признавая, что большинство социологов расходились в этом).

Описанное выше разделение на четыре категории появилось в его книга 1934 года «Метод социологии». К 1958 году он переформулировал разделение и говорил вместо социальных отношений, социальных ролей, социальных групп и обществ.

Социология культуры

Знанецкий ввел термин «гуманистический коэффициент "для метода социального исследования посредством анализа данных, который подчеркивает восприятие участниками анализируемого опыта. Гуманистический коэффициент рассматривает все социальные факты как созданные социальными акторами и понятные только с их точки зрения. Таким образом, социолог должен изучать реальность, пытаясь понять, как другие видят мир, а не (объективно) как независимый наблюдатель; другими словами, ученый должен понимать мир субъекта. Хотя некоторые критиковали этот подход как слишком близкий к субъективизму, сам Знанецкий считал его антисубъективистским; он заметил, что социальные факты, такие как культурные системы, могут существовать, даже если никто не осознает их существования. Он также скептически относился к любой ценности, исходящей из личных, субъективных наблюдений, утверждая, что такие наблюдения имеют ценность только в том случае, если их можно объективно описать. Он утверждал, что разница между естественными и социальными науками заключается не в различии между объективным и субъективным опытом, а в изучаемом предмете: для Знанецкого естественные науки изучали вещи, а социальные науки изучали культурные ценности.

Знанецкий охарактеризовал мир как заключенный в двух противоположных способах отражения; идеализм и реализм. Он предложил третий путь, который назвал «культурализм ». Его культурализм был одной из основополагающих идей современной антипозитивистской и антинатуралистической социологии. Термин «культурализм» был введен на английский язык в его книге «Культурная реальность» (1919 г.) и переведен на польский язык как «культурализм»; Ранее Знанецкий обсуждал это понятие на польском языке как «гуманизм» («гуманизм»).

Эльжбета Халас настаивал на постепенной эволюции социологии культуры Знанецкого от культурной реальности к наукам о культуре, его наиболее рецензируемой книге, которая был опубликован более чем тридцатью годами позже, в 1952 году. К тому времени Знанецкий рассматривал культурный порядок как «аксионормативный», универсальную концепцию, охватывающую «отношения между всеми видами человеческих действий» и соответствующие ценности. Халас отметил, что такой подход поставил его в противоречие с доминирующим подходом социологии культуры 1950-х годов, наиболее авторитетными представителями которого были американцы, считавшие подход Знанецкого типично европейским и вряд ли применимым к анализу культуры в Соединенных Штатах.

Другие темы

Работа Знанецкого также затрагивает многие другие области социологии, такие как межгрупповой конфликт, городская социология и сельская социология.

Сочинения

Первые академические труды Знанецкого 1910-х гг. носили скорее философский, чем социологический характер; Начиная с 20-х годов, его работы носили преимущественно социологический характер. Его «Культурная реальность» (1919) была синтезом его философской мысли, но одновременная публикация его гораздо более популярного «Польского крестьянина в Европе и Америке» (1918–1920) связала его имя в академических кругах в первую очередь с социологией, а не с философией. Его ранние работы были посвящены анализу культуры и резко критиковали принципы социологического натурализма. Щакки отмечает загадочный пробел в исследованиях Знанецкого: хотя он был начитан и был вовлечен в большинство предыдущих и нынешних теорий, он в значительной степени игнорировал работы некоторых известных социологов своего времени, таких как Макс Вебер, Вильфредо Парето и Талкотт Парсонс. С другой стороны, его работы тесно связаны с работами Уильяма I. Томаса, Георга Зиммеля, Роберта Э. Парка и Эмиля Дюркгейма.

Его «Метод социологии» впервые ввел его концепцию подразделений в рамках отдельных областей социологии. Среди его наиболее заметных работ были две книги, опубликованные в том же 1952 году: «Современные национальности» и «Науки о культуре». Первый представляет собой анализ эволюции национально-культурных обществ, а второй представляет собой теоретическое исследование отношений между социологией и другими науками. Знанецкий так и не закончил свою magnum opus «Систематическая социология», которая в конечном итоге будет собрана и опубликована посмертно в незаконченной, но окончательной форме под названием «Социальные отношения и социальные роли: незаконченная систематическая социология» (1965).

Список работ

Примерно половина опубликованных работ Знанецкого на английском языке; остальное на польском.

На английском:

  • Польский крестьянин в Европе и Америке (с Уильямом И. Томасом, 5 томов, 1918–1920).
  • «Принцип теории относительности и философского абсолютизма », The Philosophical Review, vol. 24, вып. 2 (март 1915 г.), стр. 150–164.
  • Культурная реальность, Чикаго, 1919.
  • «Предмет и задачи науки познания», перевод Кристофера Kasparek (впервые опубликовано в польском как «Przedmiot i zadania nauki o wiedzy», 1923), Польский вклад в науку о науке, под редакцией Богдана Валентиновича, Dordrecht, D. Reidel Publishing Company, 1982, ISBN 978-83-01-03607-2, стр. 1–81. (Знанецкий предлагает основать новую эмпирически обоснованную науку, которая будет изучать саму науку, и которую он называет «наукой знания»; предложенная Знанецки метанаука с тех пор получила другие названия, в том числе « наука о науке »,« социология науки »и« логология ».)
  • Законы социальной психологии, Варшава, 1926.
  • Метод социологии, Нью-Йорк, 1934.
  • Социальные действия, Нью-Йорк, 1936.
  • Социальная роль человека знания, Нью-Йорк, 1940.
  • Науки о культуре: их происхождение и развитие, Урбана, 1952 г.
  • Современные национальности, Урбана, 1952 г.
  • Социальные отношения и социальные роли: незаконченная систематическая социология, Сан-Франциско, 1965
  • О гуманистической социологии (подборка работ под редакцией Р. Бирстедта), Чикаго, 1969.
  • Социальная роль студента университета, Познань, 1994.

На польском языке:

  • Zagadnienie wartości w filozofii (Вопрос о ценности в философии phy), Варшава, 1910.
  • Humanizm i poznanie (Гуманизм и познание), Варшава, 1912.
  • Upadek cywilizacji zachodniej: Szkic z pogranicza filozofii kultury i socjologii (Закат западной цивилизации: Очерк стыка культурной философии и социологии), Познань, 1921.
  • Wstęp do socjologii (Введение в социологию), Познань, 1922.
  • «Przedmiot i zadania nauki o wiedzy» («Предмет и задачи науки о познании»), Nauka Polska (Польская наука), т. IV (1923), вып. 1. (Английский перевод: «Предмет и задачи науки знания», перевод Кристофера Каспарека, Польский вклад в науку о науке, под редакцией Богдана Валентиновича, Дордрехт, D. Reidel Publishing Company, 1982, ISBN 978-83-01-03607-2, стр. 1–81.)
  • Socjologia wychowania (Социология образования), Варшава (т. I: 1928; т. II: 1930).
  • Miasto w świadomości jego obywateli (Город в сознании его граждан), Познань, 1931.
  • Ludzie teraźniejsi a cywilizacja przyszłości (Современные люди и цивилизация будущего), Львов, 1934.
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Флорианом Знанецким.
Последняя правка сделана 2021-05-20 09:05:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте