Флорентий Волузен (ок. 1504–1546 или 1547) был шотландским гуманистом известен его De Animi Tranquillitate. "Florentius Volusenus" - это латинизация неопределенного происхождения; его имя по-разному предлагается как Флоренс или Флоренс, а фамилия как Уолсон, Уолси или Уилсон. В своих письмах, написанных на английском языке, он называет себя Волусене.
Родился около Элгина, учился Философия в Абердине, а в диалоге Де Аними Транквиллитате говорится, что описание обители спокойствия было основано на сне, которое ему приснилось после разговора с однокурсником на берегу его родного Ривер Лосси. В то время он был студентом философии с четырехлетним стажем.
Переехав в Париж, он стал наставником Томаса Винтера, предполагаемый сын кардинала Вулси. Он неоднократно посещал Англию, где был хорошо принят королем, и после падения Вулси он действовал как один из Томаса Кромвеля агентов в Париже. Он был в Англии только в 1534 году и, по-видимому, был ректором в Спелдхерст в Кенте.
В Париже он знал Джорджа Бьюкенена, и нашел покровителей у кардинала Жана де Лотарингия и Жана дю Белле. В 1535 году он должен был отправиться с Дю Белле с миссией в Италию, но болезнь удержала его в Париже. Как только он выздоровел, он отправился в свое путешествие, но в Авиньоне по совету своего друга Антонио Бонвизи (ум. 1558) он попросил покровительства епископа епархии, образованные и набожные, которые сделали его мастером в школе в Карпентрас с жалованием в семьдесят крон. Волузен часто бывал в Лионе (где Конрад Геснер видел его, еще молодым, в 1540 году), вероятно, также в Италию, где у него было много друзей, возможно, даже в Испанию. Письмо, адресованное ему Садолетом из Рима в 1546 году, показывает, что он тогда решил вернуться в Шотландию и попросил совета о том, какую позицию ему следует занять в религиозных раздорах того времени. Однако он умер в пути, в Вьенне в Дофине, в 1546 году или в начале следующего года.
Лингвистика Волузена. исследования охватывали иврит, а также греческий и латинский. Однако его репутация основана на прекрасном диалоге De Animi Tranquillitate, впервые напечатанном С. Грифиус в Лионе в 1543 году. Судя по внутренним свидетельствам, он был составлен примерно в то время, но эта тема занимала писателя много лет. Диалог показывает нам христианский гуманизм в лучшем виде. Волузен является большим поклонником Эразма, но он критикует чистоту его латыни, а также его философию.
Его собственная философия скорее христианская и библейская, чем классическая или схоластический. Он придерживается свежего и независимого взгляда на христианскую этику и в конечном итоге достигает доктрины о свидетельстве Духа и уверенности в благодати, которая противоречит традиционное христианство того времени и основано на этических мотивах, подобных мотивам немецких реформаторов. Стихи, встречающиеся в диалоге, и стихотворение, которое его завершает, отводят Волусену место среди шотландских латинских поэтов, но именно как христианский философ он достигает отличия.
Диалог был переиздан в Лейдене в 1637 году. шотландского писателя, чьи стихи с выбором из трех стихотворений из диалога Волусена появляются вместе с другими в знаменитом Амстердам сборнике Delitiae Poetarum Scotorum hujus и напечатаны Иоганном Блау в 2-х тт. в 1637 г. Более поздние редакции диалога появились в Эдинбурге в 1707 и 1751 гг. (последнее редактировалось). Все переиздания содержат краткую биографию автора Томаса Уилсона, адвоката, зятя и биографа архиепископа Патрика Адамсона. Дополнительные факты можно найти в письмах и государственных бумагах того периода, а также в письмах Садоле.