A плавучих док, плавучая гавань или мокрый док - это док, расположенный рядом с приливным водным путем, который поддерживает «постоянный» уровень, несмотря на меняющиеся приливы.
На самом базовом уровне плавучий док изолирован от приливной воды затвором, по крайней мере, хотя во многих доках вход более сложен, чем этот.
Первым мокрым доком был Большой мокрый док Хауленда или док Гренландии, построенный в Лондоне на конец 17 века. Это не был коммерческий док и не имел складских помещений, а предназначался исключительно для пополнения запасов и переоборудования кораблей.
В 1715 году открылся первый коммерческий мокрый док Ливерпуль Старый док. Ранние доки имели простую конструкцию: единственные шлюзовые ворота, изолирующие их от приливной воды. Ворота были открыты в течение последнего часа [или двух] нарастающего прилива, давая короткое окно возможности впустить поднимающиеся корабли и отпустить отходящие корабли, пока наступал прилив. Ворота были закрыты во время прилива, чтобы поддерживать уровень в доке. Хотя этот короткий период открытия мог показаться разрушительным, любая попытка более длительного открытия может привести к падению уровня воды в доке с отливом, таким образом, создавая помехи для уровня пристани каждого корабля в бассейне.
A Док приливов и отливов - это док с частичным приливом. У них не должно быть ворот, но по мере отлива приподнятый подоконник или водослив на дне дока предотвращает падение уровня ниже определенной точки, что означает, что корабли в доке остаются на плаву, хотя все же падают с первым отливом. Доки в половину прилива были полезны только для судов с мелкой осадкой в районах с большим диапазоном приливов. Прилив должен подняться достаточно, чтобы дать им свободный проход через поднятый подоконник.
В 1775 году Старый док Халла был открыт. Это был первый коммерческий плавучий док, изолированный шлюзом, а не одним шлюзом. Это позволило поддерживать уровень воды в доке и, что более важно, увеличило время, в течение которого был возможен приливный доступ. Однако длина шлюза составляла всего 121 фут, и это ограничивало количество судов, проходящих через него.
Одним из первых больших полностью плавучих доков был док Бристоля Плавучая гавань, построенный в 1809 году по проекту Уильяма Джессопа. Это включало отклонение реки Эйвон (Бристоль) от ее предыдущего маршрута через гавань в новый канал в New Cut. Вход в гавань теперь был через входной бассейн, на котором сейчас Камберлендский бассейн. Хотя он был связан шлюзами с гаванью и рекой, намерение состояло в том, чтобы бассейн сам использовался в качестве входного шлюза: вместо того, чтобы запирать каждое судно по одному, корабли могли ждать прилива внутри бассейна, а затем ворота внешнего замка могли открываться, позволяя всем уйти и прибыть вместе. Для порта с таким запутанным и зависимым от приливов подходом, как у Бристоля, любое облегчение доступа было ценным.
Поскольку теперь гавань никогда не должна быть напрямую связана с приливными водами, ее уровень воды можно было поддерживать постоянным, даже без небольшого изменения часов во время прилива. В Бристоле Джессоп контролировал высоту воды в гавани с помощью широкой плотины, построенной как дамба на предыдущем пути реки. Уровни поддерживались за счет течения небольшой реки Фром, которая все еще впадала в гавань.
Как один из первых индустриальных портов, Ливерпуль был в авангарде развития дока с начала 18 века. Вдоль береговой линии реки Мерси развивалась сеть связанных между собой доков. Это были плавучие доки с доступом через несколько приливных бассейнов и приливов. Корабли могли двигаться через соединенные между собой доки 24 часа в сутки, не заходя в приливную реку Мерси, что потребовало бы наличия лоцмана.
Плавучие доки обычно поддерживаются на уровне не ниже самого высокого прилива. Помимо навигационных соображений, ворота шлюза обычно имеют форму шеврона. и может сдерживать более высокие воды только в одном направлении, которое всегда должно быть изнутри дока. Небольшой, но показательный пример этого - запорная система на реке Дарент в Дартфорде, которая сейчас восстанавливается и полностью работала с 1899 по 1983 год.
Для поддержания этого более высокого уровня требуется подача воды. В некоторых случаях это доступно из реки, впадающей в гавань. Так было в Бристоле, по крайней мере первоначально, с рекой Фром. Там, где не было такого источника реки, была построена механическая насосная станция или «водозаборная станция». Северные доки Ливерпуля обслуживались одним в Huskisson Dock и одним на противоположной стороне Mersey для Wallasey Dock.
Bow Locks в Восточном Лондоне. Двунаправленная система с 2000 года, позволяющая лодкам перемещаться между приливными водами Боу-Крик и Лаймхаус-Кат. Bow Locks позволяет осуществлять переход в верхней части прилива, будь то ранний или весенний период. Как правило, внутренние границы появляются на подъеме, а отклонения - при падении. На практике работа шлюзов Bow Locks строго контролируется дежурным шлюзом, так как каждый прилив отличается от других.