Flabellum

редактировать
Христианский церемониальный веер Древние египетские флабелла (вверху в центре) и мотивы лотоса. 1868, NYPL коллекция изображений

A flabellum (множественное число flabella ), в христианском литургическом употреблении, представляет собой веер из металла, кожи, шелка, пергамента или перьев, предназначенные для отпугивания насекомых от освященного Тела и Крови Христа и священника, а также для выражения чести. Церемониальное использование таких вееров восходит к Древнему Египту, и пример был найден в гробнице Тутанхамона. Flabellum также представляет собой веерообразную структуру на пятых ногах подковообразных крабов (Xiphosura).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Западное христианство
  • 3 Восточное христианство
  • 4 Исторические примеры
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Флабеллы были используется как в языческих ритуалах, так и в христианской церкви с самых первых дней. В Апостольских конституциях, произведении четвертого века, говорится (VIII, 12): «Пусть двое из диаконов по обе стороны от жертвенника, держите веер, сделанный из тонких перепонок, или из перьев павлина , или из тонкой ткани, и позвольте им молча отгонять летающих мелких животных, чтобы они не могли приблизиться к чашки ".

Западное христианство

Папа Пий XII носил sedia gestatoria, находясь по бокам от папской флабеллы

Флабеллы изначально использовались в литургии на Западе, а также Востока, но они вышли из употребления для мессы в Латинской церкви примерно в четырнадцатом веке.

Помимо вышеупомянутых литургических применений, флабеллум в форме веера, позже зонта или балдахина, использовался в качестве почетного знака для епископы и князья. До Второго Ватикана два таких вентилятора использовались в Ватикане всякий раз, когда папа несли в государстве на sedia gestatoria в алтарь или зал для аудиенций или из них. Под влиянием графа Дитальмо ди Броцца веера, ранее использовавшиеся в Ватикане, были подарены в 1902 году миссис Джозеф Дрексел из Филадельфии, США, Папой Львом XIII ; взамен она отдала Ватикану новую пару. Старые в настоящее время выставлены в музее Пенсильванского университета. Распространение состоит из огромных страусиных перьев с перьями павлина; на ладони (основание веера) герб Святого Престола, обработанный тяжелым золотом на малиновом поле, тиара усыпана рубинами и изумрудами. Новая пара флабеллы выставлена ​​в музее Ватикана.

Лиссабон Патриарший собор также имеет в своем музее две флабеллы и одну Sedia Gestatoria. Считается, что право кардинальных патриархов использовать такую ​​честь было предоставлено после усилий короля Португалии Иоанна V, который получил титулы и другие почести, такие как использование голубя, символизирующего Святой Дух, над каретой кардинала Патриарха , в подражание карете Пап.

Восточное христианство

Восточно-христианский рипидион, 19 век (Псков музей). Армянский серебряный рипидион, с шестикрылым серафимом.

В Восточно-католическая и восточно-православная церкви, священный веер (греч. : άγιον ριπίδιον, hagion ripidion, множественное число: άγια ριπίδια, hagia ripidia; иногда εξαπτέρυγον, гексаптерия, множественное число: εξαπτέρυγα hexapteryga - буквально «шестикрылый») до сих пор используется. Обычно он сделан из металла, круглой формы, имеет иконографическое сходство с серафимом с шестью крыльями, окружающими лицо, и установлен на конце шеста. Встречаются и веера из резного, позолоченного или расписного дерева. Обычно их делают парами.

Исторические примеры

Среди украшений, найденных при церкви Сен-Рикье, в Понтье (813), есть серебряный флабеллум. (Migne, PL, CLXXIV, 1257), а для часовни Cisoin, около Lisle, в завещании Эверарда ( умер в 937 г.), основатель этого аббатства. Когда в 1777 году Мартен написал свой «Путешествие по свету», аббатство Турню на реке Сона во Франции имело старинный флабеллум с рукоятью из слоновой кости длиной в два фута., и был красиво вырезан; На двух сторонах круглого диска из слоновой кости были выгравированы четырнадцать фигур святых. Части этого веера, датируемые восьмым веком, находятся в Музее Клюни в Париже и в Коллекции Карран.

В романский период романский был сделан очень изысканно и непрактично флабеллы из золота и драгоценных камней; особенно сложен пример из Метрополитен-музея.

Примеры восточно-христианского стиля можно найти также в славянском рипидионе XIII века, сохранившемся в Москве, и в монастыре в Греции. На этом последнем диске вырезаны Богородица и Младенец, и он окружен восемью медальонами с изображениями херувимов и четырех евангелистов.

Опись, сделанная в 1222 из сокровищницы Солсбери перечисляет серебряный веер и два пергаментных.

Самым богатым и красивым экземпляром является flabellum XIII века в аббатстве Кремсмюнстер в Верхней Австрии. Он имеет форму греческого креста и украшен резьбой и изображением Воскресения Христова.

Св. В соборе Павла в Лондоне был веер, сделанный из павлиньих перьев, а в инвентаре Йоркского собора упоминается серебряная ручка веера, которая была позолочена и имела на ней эмалированное изображение епископа. Хаймо (Хамо Хете), епископ Рочестера (умер в 1352 г.), подарил своей церкви серебряный веер с ручкой из слоновой кости.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 07:43:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте