Пятиступенчатая настройка

редактировать
5-предельная Тоннец

Пятиступенчатая настройка, 5-предельная настройка, или настройка с 5-кратным ограничением (не путать с настройкой с 5-нечетным пределом), это любая система настройки музыкального инструмента, который получает частоту каждой ноты путем умножения частоты данной ссылочной ноты (базовой ноты) на произведения целых степеней 2, 3 или 5 (простые числа ограничены до 5 или ниже), например 2 · 3 · 5 = 15/8.

Степени двойки представляют интервальные движения октавами. Степени 3 представляют собой движения интервалом в полные квинты (плюс одна октава, которая может быть удалена умножением на 1/2, то есть на 2). Степени 5 представляют интервалы основных третей (плюс две октавы, которые можно удалить умножением на 1/4, то есть 2). Таким образом, 5-предельные строчки полностью построены из трех основных чисто настроенных интервалов (октав, третей и квинт). Поскольку восприятие созвучия, кажется, связано с низкими числами в гармоническом ряду, а настройка с 5 предельными значениями основана на трех самых низких простых числах, настройка с 5 предельными значениями должна быть способна производить очень согласные гармонии. Следовательно, 5-предельная настройка считается методом получения только интонации.

. Число возможных интервалов, классов высоты тона, высоты тона, ключевых центров, аккордов и модуляций, доступных для 5-предельной настройки, не ограничено, потому что нет ( ненулевое целое число) степень любого простого числа равна любой степени любого другого простого числа, поэтому можно представить себе, что доступные интервалы неограниченно расширяются в 3-мерной решетке (одно измерение или одно направление для каждого простого числа). Если октавы игнорируются, это можно рассматривать как двумерную решетку классов высоты тона (названия нот), неограниченно расширяющуюся в двух направлениях.

Однако большинство систем настройки, разработанных для акустических инструментов, ограничивают общее количество высот по практическим причинам. Также типично (но не всегда) иметь одинаковое количество высот в каждой октаве, представляя октавные транспозиции фиксированного набора классов высоты звука. В этом случае систему настройки можно также рассматривать как повторяющуюся октаву шкалу с определенным количеством шагов на октаву.

Частота любого шага в конкретной системе настройки 5-предела может быть получена путем умножения частоты фиксированного опорного поля, выбранным для системы настройки (например, A440, A442, A432, C256 и т. Д.) Некоторой комбинацией степеней 3 и 5 для определения класса высоты тона и некоторой степени 2 для определения октавы.

Например, если у нас есть 5-предельная система настройки, в которой базовая нота - C256 (это означает, что она имеет 256 циклов в секунду, и мы решили назвать ее C), тогда f C = 256 Гц, или «частота C равна 256 Гц». Есть несколько способов определить E выше этого C. Используя трети, можно увеличить на один коэффициент 5 и вниз на два коэффициента 2, достигнув соотношения частот 5/4, или с помощью пятых можно увеличить на четыре. факторов 3 и шесть раз меньше 2, достигая 81/64. Частоты становятся:

f E = 5 1 ⋅ 3 0 ⋅ 2 - 2 ⋅ f C = 5 4 ⋅ 256 H z = 320 H z {\ displaystyle f_ {E} = 5 ^ {1} \ cdot 3 ^ {0} \ cdot 2 ^ {- 2} \ cdot f_ {C} = {5 \ over 4} \ cdot 256 \ \ mathrm {Hz} = 320 \ mathrm {Hz}}{\displaystyle f_{E}=5^{1}\cdot 3^{0}\cdot 2^{-2}\cdot f_{C}={5 \over 4}\cdot 256\ \mathrm {Hz} =320\ \mathrm {Hz} }

или

f E = 5 0 ⋅ 3 4 ⋅ 2 - 6 ⋅ е C = 81 64 ⋅ 256 H z = 324 H z {\ displaystyle f_ {E} = 5 ^ {0} \ cdot 3 ^ {4} \ cdot 2 ^ { -6} \ cdot f_ {C} = {81 \ over 64} \ cdot 256 \ \ mathrm {Hz} = 324 \ \ mathrm {Hz}}{\displaystyle f_{E}=5^{0}\cdot 3^{4}\cdot 2^{-6}\cdot f_{C}={81 \over 64}\cdot 256\ \mathrm {Hz} =324\ \mathrm {Hz} }

Содержание

  • 1 Диатоническая шкала
  • 2 Двенадцать- Шкала тонов
  • 3 Правильные отношения
  • 4 Размер интервалов
    • 4.1 Запятые
    • 4.2 Уменьшенные секунды
  • 5 Расширение двенадцатитоновой шкалы
  • 6 История
  • 7 См. также
  • 8 Ноты
  • 9 Внешние ссылки

Диатоническая гамма

Предполагая, что мы ограничимся семью классами высоты звука (семь нот на октаву), можно настроить знакомую диатоническую гамму используя 5-предельную настройку различными способами, каждый из которых делает большинство триад идеально настроенными, максимально созвучными и стабильными, но оставляет некоторые триады в менее стабильной интервальной конфигурации пайки.

Выступающие ноты данной гаммы настроены так, что их частоты образуют отношения относительно небольших целых чисел. Например, в тональности соль мажор отношение частот нот G к D (идеальная квинта ) составляет 3/2, а соотношение частот G к C равно 2/3 (нисходящая совершенная квинта) или 4/3 (идеальная четвертая ) при увеличении, а большая треть от G до B составляет 5/4.

Основные трезвучия в C About this sound Игра.

Диатоническая гамма может быть получена следующим образом. Представляя тональность до мажор, предположим, что мы настаиваем на том, чтобы субдоминантный корень F и доминантный корень G находились в пятой части (3: 2) от тонического корня C с обеих сторон, и чтобы аккорды FAC, CEG и GBD были просто мажорные трезвучия (с соотношением частот 4: 5: 6):

ТонИмяCDEFGABC
Соотношение1/19 / 85/44/33/25/315/82/1
Натуральный2427303236404548
центов020438649870288410881200
ШагИнтервалTtsTtTs
Коэффициент9/810/916/159/810/99/816/15
с шагом в центах204182112204182204112

Это известно как интенсивная диатоническая шкала Птолемея. Здесь строка с заголовком «Natural» выражает все эти отношения с использованием общего списка натуральных чисел (путем умножения строки выше на lcm ее знаменателей). Другими словами, самое низкое появление этой формы шкалы в одну октаву в гармоническом ряду - это подмножество 7 из 24 гармоник, обнаруженных в октаве от гармоник с 24 по 48.

Три основные трети верны (5: 4), и три второстепенных трети соответствуют ожидаемым (6: 5), но от D до F - это полудитон или минорная треть Пифагора (равняется трем по убыванию точных квинт с поправкой на октаву), синтоническая запятая уже, чем правильно настроенная (6: 5) второстепенная треть.

Как следствие, мы получаем гамму, в которой EGB и ACE являются всего лишь второстепенными трезвучиями (10:12:15), но триада DFA не имеет второстепенной формы или звука. мы могли ожидать, будучи (27:32:40). Кроме того, триада BDF - это не уменьшенная триада (25:30:36) , которую мы получили бы, сложив две второстепенные трети 6: 5, вместо этого (45:54:64):

Видно, что появляются основные пошаговые интервалы шкалы:

, который может быть объединен для образования более крупных интервалов (среди прочего):

  • Ts = 6: 5 (второстепенная треть)
  • Tt = 5: 4 (большая треть)
  • Tts = 4: 3 (идеальная четвертая)
  • TTts = 3: 2 (идеальная квинта)
  • TTTttss 2: 1 (октава)

Другой способ сделать это Думая в относительной минорной тональности ля минор и используя D, A и E в качестве позвоночника квинт, мы можем настаивать на том, чтобы аккорды DFA, ACE и EGB были просто минорными трезвучиями ( 10:12:15):

ТонИмяABCDEFGA
Соотношение1/19/86/54/33/28/59/52/1
естественный120135144160180192216240
центов020431649870281410181200
ШагИнтервалTstTsTt
Соотношение9/816/1510/99/816/159/810/9
с шагом в центах204112182204112204182

Если мы сравним это с предыдущей шкалой, мы увидим, что для пяти пар последовательных нот соотношение шагов остается прежним, но в одной ноте, D, шаги CD и DE поменяли свое соотношение.

Три основные трети по-прежнему равны 5: 4, а три второстепенных трети все еще 6: 5, а четвертая - 32:27, за исключением того, что теперь это BD вместо DF, которое составляет 32:27. FAC и CEG по-прежнему образуют только основные трезвучия (4: 5: 6), но GBD сейчас (108: 135: 160), а BDF теперь (135: 160: 192).

Есть и другие возможности, такие как повышение A вместо понижения D, но каждая корректировка ломает что-то еще.

Очевидно, невозможно получить все семь диатонических трезвучий в конфигурации (4: 5: 6) для мажорного, (10:12:15) для минорного и (25:30:36) для уменьшенного при этом если ограничиться семью веревками.

Это демонстрирует необходимость увеличения количества высот для гармоничного исполнения желаемых гармоний.

Двенадцатитоновая шкала

Чтобы построить двенадцатитоновую шкалу в 5-предельной настройке, мы начинаем с построения таблицы, содержащей пятнадцать правильно интонированных высот:

Фактор​⁄9​⁄31​⁄1​⁄1
​⁄1D−. 10 / 9. 182A. 5/3. 884E. 5/4. 386B. 15/8. 1088F♯+. 45/32. 590примечание. соотношение. центов
1B♭−. 16/9. 996F. 4/3. 498C. 1. 0G. 3/2. 702D. 9/8. 204примечание. соотношение. центов
​⁄5G♭−. 64/45. 610D ♭ - . 16/15. 112A♭. 8/5. 814E♭. 6/5. 316B♭. 9/5. 1018примечание. соотношение. центов

Коэффициенты, перечисленные в первой строке и первом столбце, являются степенями 3 и 5 соответственно (например, ⁄ 9 = 3). Цветами обозначены пары энгармонических нот с почти идентичной высотой. Все отношения выражены относительно C в центре этой диаграммы (основная нота для этой шкалы). Они вычисляются в два этапа:

  1. Для каждой ячейки таблицы базовое отношение получается путем умножения соответствующих коэффициентов. Например, базовое отношение для нижней левой ячейки составляет 1/9 · 1/5 = 1/45.
  2. Затем базовое отношение умножается на отрицательную или положительную степень 2, насколько это необходимо. чтобы привести его в диапазон октавы, начиная с C (от 1/1 до 2/1). Например, базовое соотношение для нижней левой ячейки (1/45) умножается на 2, и в результате получается соотношение 64/45, что является числом от 1/1 до 2/1.

Обратите внимание, что степени из 2, используемых на втором этапе, можно интерпретировать как восходящие или нисходящие октавы. Например, умножение частоты ноты на 2 означает увеличение ее на 6 октав. Более того, каждая строка таблицы может считаться последовательностью пятых (восходящая вправо), а каждый столбец - последовательностью главных третей (восходящая вверх). Например, в первой строке таблицы есть восходящая квинта от D и A, а другая (с последующей нисходящей октавой) от A до E. Это предлагает альтернативный, но эквивалентный метод вычисления тех же отношений. Например, вы можете получить A (соотношение 5/3), начиная с C, переместив одну ячейку влево и одну вверх в таблице, что означает уменьшение на одну пятую (2/3) и увеличение на одну большую треть ( 5/4):

1 1 ⋅ 2 3 ⋅ 5 4 = 10 12 = 5 6. {\ displaystyle {1 \ over 1} \ cdot {2 \ over 3} \ cdot {5 \ over 4} = {10 \ over 12} = {5 \ over 6}.}{1 \over 1}\cdot {2 \over 3}\cdot {5 \over 4}={10 \over 12}={5 \over 6}.

Так как это ниже C, вам нужно переместиться на октаву вверх, чтобы попасть в желаемый диапазон соотношений (от 1/1 до 2/1):

5 6 ⋅ 2 1 = 10 6 = 5 3. {\ displaystyle {5 \ over 6} \ cdot {2 \ over 1} = {10 \ over 6} = {5 \ over 3}.}{5 \over 6}\cdot {2 \over 1}={10 \over 6}={5 \over 3}.

12-тональная шкала получается удалением одной ноты для каждой пары энгармонических нот. Это можно сделать, по крайней мере, тремя способами, которые имеют общее удаление G according, в соответствии с соглашением, действующим даже для пифагорейских шкал на основе C и шкалы с 1/4 запятой, означающей одну. Обратите внимание, что это уменьшенная квинта, близкая к половине октавы, выше тоники C, которая представляет собой дисгармонический интервал; кроме того, его отношение имеет наибольшие значения в числителе и знаменателе всех тонов шкалы, что делает его наименее гармоничным: все причины, по которым его следует избегать.. Первая стратегия, которую мы условно обозначим здесь как симметричная шкала 1, состоит из выбор для удаления тонов в верхнем левом и нижнем правом углах таблицы. Вторая, обозначенная как симметричная шкала 2, состоит из отбрасывания нот в первой и последней ячейках второй строки (помеченных «1 »). Третий столбец, обозначенный как асимметричная шкала, состоит из отбрасывания первого столбца (помеченного «1/9 »). Полученные 12-тональные шкалы показаны ниже:

Симметричная шкала 1
Фактор​⁄9​⁄3139
5A. 5/3E. 5/4B. 15/8F♯+. 45/32
1B♭−. 16/9F. 4/3C. 1G. 3/2D. 9/8
​⁄5D♭−. 16 / 15A♭. 8/5E♭. 6/5
Симметричный масштаб 2
Коэффициент​⁄9​⁄3139
5D−. 10/9A. 5/3E. 5/4B. 15/8F♯ + . 45/32
1F. 4/3C. 1G. 3/2
​⁄5D♭−. 16/15A♭. 8/5E♭. 6 / 5B♭. 9/5
Асимметричная шкала
Коэффициент​⁄9​⁄3139
5A. 5/3E. 5/4B. 15/8F♯+. 45/32
1F. 4/3C. 1G. 3/2D. 9/8
​⁄5D♭−. 16/15A♭. 8/5E♭. 6/5B♭. 9/5

В первом и втором масштабе B ♭ и D - это точная инверсия друг друга. Это не относится к третьему. Это причина, по которой эти две шкалы считаются симметричными (хотя удаление G all делает все 12 тональных шкал, в том числе произведенные с помощью любой другой системы настройки, слегка асимметричными).

Асимметричная система имеет преимущество, заключающееся в том, что по дизайну она имеет "наиболее точные" соотношения (те, которые содержат меньшие числа), девять чистых пятых (фактор 3/2), восемь чистых основных третей (фактор 5/4), но также шесть чистых минорных третей (коэффициент 6/5). Однако он также содержит две нечистые пятые (например, от D до A составляет 40/27, а не 3/2) и три нечистых второстепенных трети (например, от D до F составляет 32/27, а не 6/5), что практически ограничивает модуляция на узкий диапазон клавиш. Аккорды тоники C, доминанты G и субдоминанты F чисты, так же как D ♭, A ♭, E ♭ и минорные аккорды Fm, Cm, Gm, Am, Bm и Em, но не Dm.

Недостатком асимметричной системы является то, что она дает 14 волчьих интервалов, а не 12, как для симметричных (см. Ниже).

B ♭ в первой симметричной шкале отличается от B ♭ в других гаммах синтонической запятой , так как она превышает 21 цент. В равномерно темперированных гаммах разница устраняется за счет того, что все ступени имеют одинаковое соотношение частот.

Асимметричная шкала, построенная путем суммирования частотных коэффициентов 2/1 (синий), 3/2 (зеленый) и 5/4 (коричневый) в логарифмической шкале

Построение асимметричной шкалы графически показано на рисунке. Каждый блок имеет высоту в центах конструктивных соотношений частот 2/1, 3/2 и 5/4. Можно распознать повторяющиеся шаблоны. Например, много раз следующая нота создается путем замены блока 5/4 и блока 3/2 на блок 2/1, представляющий соотношение 16/15.

Для аналогичного изображения, построенного с использованием частотных коэффициентов 2, 3 и 5, а не 2/1, 3/2 и 5/4, см. здесь.

Правильные отношения

Правильные соотношения, использованные для построения этих шкал, можно использовать в качестве эталона для оценки консонанса интервалов в других шкалах (например, см. эту сравнительную таблицу ). Однако 5-предельная настройка - не единственный способ получить только интонацию. Можно построить просто интервалы с даже более «ровными» соотношениями или, наоборот, со значениями, близкими к равнозначным эквивалентам. Например, 7-предельная настройка иногда используется для получения слегка ровного и, следовательно, более согласного интервала для малой седьмой доли (7/4) и ее инверсии, большой секунды (8/7). Список этих эталонных соотношений, которые могут называться чистыми или строго интервалами или соотношениями, представлен ниже:

Имя интервалаКороткоеКоличество. полутонов5-предельная настройка7-предельная настройка17-предельная настройка
Симметричные шкалыАсимметричные шкалы
N. 1Н. 2СтандартныйРасширенный
Идеальный унисон P101/11/11/11/11/11/1
Незначительная секунда m2116/1516/1516/1516/1515/1414/13
Старший секундант M229/810/99/89/88/78/7
Малая третья m336/56/56/56/56/56/5
Главный третий M345/45/45/45/45/45/4
Идеальная четвертая P454/34/34/34/34/34 / 3
Расширенный четвертый A4645/3245/3245/3225/187/5 7 / 5 или 17/12
Уменьшенная пятая d5664/4564/4564/4536/2510/710/7 или 24/17
Идеальная пятая P573/23/23/23/23/23/2
Незначительный шестой m688/58/58/58/58/58 / 5
Главный шестой M695/35/35/35/35/35/3
Незначительный седьмой m71016/99/59/59/57 / 4 7/4
Большой седьмой M71115/815/815/815/815/813/7
Совершенная октава P8122/12/12/12 / 12/12/1

Ячейки, выделенные желтым цветом, указывают интервалы, которые больше, чем интервалы в неокрашенных ячейках в той же строке. Те, которые выделены голубым, указывают на еще более низкие соотношения.

Обратите внимание, что соотношения 45/32 и 64/45 для тритонов (усиленный четвертый и уменьшенный пятый) не во всех контекстах считаются строго справедливыми, но они являются максимально возможными в вышеупомянутые 5-предельные шкалы настройки. Расширенная асимметричная 5-предельная шкала (см. Ниже) обеспечивает несколько более точные соотношения для обоих тритонов (25/18 и 36/25), чистота которых также вызывает споры. 7-предельная настройка допускает максимально возможные соотношения, а именно 7/5 (около 582,512 цента, также известный как семеричный тритон ) и 10/7 (около 617,488 цента). Эти соотношения более согласны, чем 17/12 (около 603 000 центов) и 24/17 (около 597 000 центов), которые могут быть получены при настройке с 17 предельными значениями, но последние также довольно распространены, поскольку они ближе к равному - умеренная стоимость 600 000 центов.

Вышеупомянутый интервал 7/4 (около 968,826 центов), также известный как семеричная минорная седьмая, или гармоническая седьмая, был спорным вопросом на протяжении всей истории теории музыки; это на 31 цент меньше, чем уравновешенная минорная седьмая.

Размер интервалов

В приведенных выше таблицах показаны только отношения частот каждого тона по отношению к основной ноте C. Однако интервалы могут быть сформированы, начиная с каждой из двенадцати нот. Таким образом, для каждого типа интервала можно определить двенадцать интервалов (двенадцать унисонов, двенадцать полутонов, двенадцать интервалов, состоящих из 2 полутонов, двенадцать интервалов, состоящих из 3 полутонов, и т. Д.).

Частотное отношение 144 интервалов в 12-тональной 5-предельной настройке (асимметричная шкала; симметричная шкала 1 см. здесь ). Имена интервалов даются в их стандартной сокращенной форме. Чистые интервалы (как определено выше) показаны шрифтом жирным. Приблизительный размер в центах 144 интервалов при 12-тональной 5-предельной настройке (асимметричная шкала; для симметричных шкала 1, см. здесь ). Имена интервалов даются в их стандартной сокращенной форме. Чистые интервалы (как определено выше) показаны шрифтом жирным.

При настройке с 5 предельными значениями каждый из типов интервалов, кроме унисонов и октав, имеет три или даже четырех разных размеров. Это расплата за поиск интонации. Таблицы справа и ниже показывают их отношения частот и их приблизительные размеры в центах для «асимметричной шкалы». Аналогичные таблицы для «симметричной шкалы 1» опубликованы здесь и здесь. Имена интервалов даются в их стандартной сокращенной форме. Например, размер интервала от C до G, который представляет собой идеальную пятую часть (P5 ), можно найти в седьмом столбце строки, обозначенной C . Чистые интервалы, как определено выше, показаны шрифтом жирным (обратите внимание, что, как объяснялось выше, справедливо интонированное соотношение 45/32 ≈ 590 центов для формата A4 не считается чистым).

Цветовой код выделяет интервалы, которые отклоняются от эталонных размеров в таблице построения, и показывает величину их отклонения. Интервалы Wolf отмечены черным.

Причина, по которой размеры интервалов различаются по шкале, состоит в том, что шаги, образующие шкалу, неравномерно расположены. А именно, частоты, определенные конструкцией для двенадцати нот, определяют четыре разных полутона (то есть интервалы между соседними нотами). Например:

  • S 1 = 5 4 ÷ 6 5 = 25 24 ≈ 70,672 центов {\ displaystyle S_ {1} = {{5 \ over 4} \ div {6 \ over 5}} = {25 \ over 24 } \ приблизительно 70,672 \ {\ hbox {центов}}}S_{1}={{5 \over 4}\div {6 \over 5}}={25 \over 24}\approx 70.672\ {\hbox{cents}}. ("Просто" увеличенный унисон между E ♭ и E)
  • S 2 = 9 8 ÷ 16 15 = 135 128 ≈ 92,179 центов {\ displaystyle S_ {2} = {{9 \ over 8} \ div {16 \ over 15}} = {135 \ over 128} \ приблизительно 92,179 \ {\ hbox {cents}}}S_{ 2}={{9 \over 8}\div {16 \over 15}}={135 \over 128}\approx 92.179\ {\hbox{cents}}. (расширенный унисон между D ♭ и D)
  • S 3 = 16 15 ≈ 111,731 центов {\ displaystyle S_ {3} = {16 \ over 15} \ приблизительно 111,731 \ {\ hbox {центов}}}S_{3}={16 \over 15}\approx 111.731\ {\hbox{cents}}. ("Просто" второстепенная секунда между C и D ♭)
  • S 4 = 9 5 ÷ 5 3 = 27 25 ≈ 133,238 центов {\ displaystyle S_ {4} = {{9 \ over 5} \ div {5 \ over 3}} = {27 \ over 25} \ приблизительно 133,238 \ {\ hbox {cents}}}S_{4}={{9 \over 5}\div {5 \over 3}}={27 \over 25}\approx 133.238\ {\hbox{cents}}. (Незначительная секунда между A и B ♭)

И наоборот, в одинаково темперированном хроматическая шкала, по определению, двенадцать шагов равномерно распределены, все полутоны имеют размер точно

  • SE = 2 12 = 100 000 центов. {\ displaystyle S_ {E} = {\ sqrt [{12}] {2}} = 100.000 \ {\ hbox {cents}}.}S_E = \sqrt[12]{2} = 100.000 \ \hbox{cents}.

Как следствие, все интервалы любого заданного типа имеют одинаковый размер (например,, все основные трети имеют одинаковый размер, все квинты имеют одинаковый размер и т. д.). Плата за это в данном случае состоит в том, что ни один из них не настроен должным образом и не созвучен, за исключением, конечно, унисона и октавы.

Обратите внимание, что 5-предельная настройка была разработана для максимального увеличения количества чистых интервалов, но даже в этой системе несколько интервалов заметно нечистые (например, как показано на рисунках, 60 из 144 интервалов отклоняются на минимум 19,6 цента от правильно интонированных эталонных размеров, указанных в таблице построения). Кроме того, 5-предельная настройка дает гораздо большее количество волчьих интервалов по сравнению с пифагоровой настройкой, которую можно рассматривать как 3-предельную настройку только по интонации. А именно, в то время как пифагорейская настройка определяет только 2 волчьих интервала (пятую и четвертую), симметричная шкала с 5 границами дает 12 из них, а асимметричная шкала 14. Также важно отметить, что две пятых, три второстепенные трети, и три основных шестых, отмеченных оранжевым в таблицах (соотношение 40/27, 32/27 и 27/16 (или G−, E - и A +), даже если они не полностью соответствуют условиям, чтобы быть интервалами волка., отклоняться от соответствующего чистого соотношения на величину (1 синтоническая запятая, т. е. 81/80, или около 21,5 цента), достаточно большую, чтобы ее отчетливо воспринимать как диссонирующий.

Очевидно, чем больше мы пытаемся увеличить количество чистых и согласных интервалов, чем больше оставшиеся становятся нечистыми и диссонирующими, путем компенсации. Некоторые из основных секунд (M2) и второстепенных седьмых (m7) представляют собой единственное исключение из это правило. Как видно из таблиц, те, что отмечены оранжевым цветом, являются чистыми (10/9 и 16/9), даже если их размер на 81/80 уже, чем соответствующий справочный размер (9/8 и 9/5).

Для сравнения с другими системами настройки см. Также эту таблицу.

Запятые

В других системах настройки запятая может быть определена как минута интервал, равный разнице между двумя видами полутонов (диатоническим и хроматическим, также известным как минорная секунда, m2 или увеличенный унисон, A1 ). Однако в этом случае создаются 4 разных типа полутонов (два A1, S 1 и S 2, и два m2, S 3 и S 4), а 12 разных запятых могут быть определены как разница между их размерами в центах или, что эквивалентно, как отношения между их соотношениями. Среди них мы выбираем шесть восходящих (с соотношением больше 1/1 и положительным размером в центах):

Имя запятой Эквивалентные определенияРазмер
В имелось в виду один темперамент В 5-предельной настройке. (асимметричная шкала)Соотношение Центов
Диашизма (DS)м 2 А 1 {\ displaystyle {m2 \ over A1}}{m2 \over A1}. в 1/6 запятой означает один S 3 S 2 = 16 15 ÷ 135 128 {\ displaystyle {S_ {3} \ over S_ {2}} = {{16 \ over 15} \ div {135 \ over 128}}}{S_{3} \over S_{2}}={{16 \over 15}\div {135 \over 128}}2048 2025 {\ displaystyle {2048 \ over 2025}}{2048 \over 2025}19.6 {\ displaystyle 19.6 ~}19.6~
Синтоническая запятая (SC)LDDS = GDLD {\ displaystyle {{ LD} \ over {DS}} = {{GD} \ over {LD}}}{{LD} \over {DS}}={{GD} \over {LD}}S 2 S 1 = 135 128 ÷ 25 24 {\ displaystyle {S_ {2} \ over S_ {1}} = { {135 \ более 128} \ div {25 \ более 24}}}{S_{2} \over S_{1}}={{135 \over 128}\div {25 \over 24}}81 80 {\ displaystyle {81 \ over 80}}{81 \over 80}21,5 {\ displaystyle 21,5 ~}21.5~
S 4 S 3 = 27 25 ÷ 16 15 {\ displaystyle {S_ {4} \ over S_ {3}} = {{27 \ over 25} \ div {16 \ over 15}}}{S_{4} \over S_{3}}={{27 \over 25}\div {16 \over 15}}
Малый diesis (LD)м 2 1 {\ displaystyle {m2 \ over A1}}{m2 \over A1}. в 1/4 комм. a meanone S 3 S 1 = 16 15 ÷ 25 24 {\ displaystyle {S_ {3} \ over S_ {1}} = {{16 \ over 15} \ div {25 \ over 24}}}{S_{3} \over S_{1}}={{16 \over 15}\div {25 \over 24}}128 125 {\ displaystyle {128 \ over 125}}{128 \over 125}41.1 {\ displaystyle 41.1 ~}41.1~
S 4 S 2 = 27 25 ÷ 135 128 {\ displaystyle {S_ {4} \ over S_ {2} } = {{27 \ over 25} \ div {135 \ over 128}}}{S_{4} \over S_{2}}={{27 \over 25}\div {135 \over 128}}
Большой диэзис (GD)m 2 A 1 {\ displaystyle {m2 \ over A1}}{m2 \over A1}. в 1 / 3- запятая означает одинS 4 S 1 = 27 25 ÷ 25 24 {\ displaystyle {S_ {4} \ over S_ {1}} = {{27 \ over 25} \ div {25 \ over 24}}}{S_{4} \over S_{1}}={{27 \over 25}\div {25 \over 24}}648 625 {\ displaystyle {648 \ over 625}}{648 \over 625}62.6 {\ displaystyle 62.6 ~}62.6~

Остальные шесть соотношений отбрасываются, потому что они прямо противоположны этим и, следовательно, имеют точно такую ​​же длину, но противоположное направление (т. е. нисходящее направление, отношение меньше 1/1 и отрицательный размер в центах). Мы получаем запятые четырех разных размеров: диашизму, малый диэзис, синтоническую запятую и большую диэзис. Поскольку S 1 (просто A1) и S 3 (просто m2) являются наиболее часто встречающимися полутонами в этой 12-тональной шкале (см. Таблицы выше), меньший diesis, определяемая как соотношение между ними, является наиболее часто встречающейся запятой.

Синтоническая запятая также определяется в 5-предельной настройке как отношение между мажорным тоном (M2 с размером 9/8) и второстепенным тоном (M2 с размером 10 / 9). Обратите внимание, что в других системах настройки его нельзя определить как соотношение между диатоническим и хроматическим полутонами (м2 / A1), но это важное эталонное значение, используемое для настройки идеальной квинты в любой системе настройки в континуум синтонного темперамента (включая также означающие темпераменты).

Уменьшенные секунды

Три из вышеупомянутых запятых, а именно диашизма, диесис и большой диесис, соответствуют определению уменьшенной секунды, являясь разницей между размерами в центах диатонического и хроматического полутона (или, что то же самое, соотношения их частотных соотношений).

Напротив, синтоническая запятая определяется либо как разница в центах между двумя хроматическими полутонами (S 2 и S 1), либо между двумя диатоническими полутонами. (S 4 и S 3) и не может считаться уменьшенной секундой.

Расширение двенадцатитонной шкалы

В приведенной выше таблице используются только малые степени 3 и 5 для построения базовых отношений. Однако его можно легко расширить, используя более высокие положительные и отрицательные степени одних и тех же чисел, например 5 = 25, 5 = 1/25, 3 = 27 или 3 = 1/27. Масштаб с 25, 35 или даже большим шагом может быть получен путем комбинирования этих основных соотношений.

Например, можно получить 35 шагов, добавляя строки в каждом направлении следующим образом:

Фактор1/91/3139
125примечание. соотношение. центовA♯. 125/72. 955,0E♯. 125/96. 457,0B♯. 125/64. 1158,9Fdouble sharp +. 375/256. 660,9Cdouble sharp +. 1125/1024. 162,9
25примечание. соотношение. центовF♯. 25/18. 568,7C♯. 25/24. 70,7G♯. 25/16. 772,6D♯. 75/64. 274,6A♯ +. 225/128. 976,5
5примечание. соотношение. центовD-. 10/9. 182,4A. 5/3. 884,4E. 5/4. 386,3B. 15/8. 1088,3F♯ +. 45/32. 590,2
1примечание. соотношение. центовB ♭ -. 16/9. 996,1F. 4/3. 498,0C. 1/1. 0,0G. 3/2. 702,0D. 9/8. 203,9
1/5примечание. соотношение. центовG ♭ -. 64/45. 609,8D ♭ -. 16/15. 111,7A ♭. 8/5. 813,7E ♭. 6/5. 315,6B ♭. 9/5. 1017,6
1/25примечание. соотношение. центовEdouble flat −. 256/225. 223,5Bdouble flat −. 128/75. 925,4F ♭. 32/25. 427,4C ♭. 48/25. 1129,3G ♭. 36/25. 631,3
1/125примечание. соотношение. центовCdouble flat −. 2048/1125. 1037,1Gdouble flat −. 512/375. 539,1D double flat −. 128/125. 41,1Adouble flat. 192/125. 743.0Edouble flat. 144/125. 245.0

Левый столбец (1 / 9 ) иногда удаляется (как в асимметричной шкале, показанной выше), создавая таким образом асимметричную таблицу с меньшим количеством шагов. Обратите внимание, что для уменьшенной пятой части создается более высокое соотношение (CG = 36/25) по сравнению с ограниченной 5-предельной настройкой, описанной выше (где C к G ♭ - = 64/45).

История

В пифагорейской настройке, возможно, первой системе настройки, теоретизированной на Западе, единственными высоко согласными интервалами были идеальная квинта и ее инверсия идеальный четвертый. Пифагорейская мажорная треть (81:64) и минорная треть (32:27) были диссонансными, и это мешало музыкантам использовать трезвучия и аккорды, заставляя их веками писать музыку с относительно простой текстурой. В конце Средневековья музыканты осознали, что, слегка смягчив высоту некоторых нот, пифагорейские трети можно сделать согласными. Например, если вы уменьшите на синтонную запятую (81:80), частота E, C-E (основная треть) и E-G (второстепенная треть) станет равной. А именно, CE сужается до правильно интонированного отношения

81 64 ⋅ 80 81 = 1 ⋅ 5 4 ⋅ 1 = 5 4 {\ displaystyle {81 \ over 64} \ cdot {80 \ over 81} = {{1 \ cdot 5} \ over {4 \ cdot 1}} = {5 \ over 4}}{81 \over 64}\cdot {80 \over 81}={{1\cdot 5} \over {4\cdot 1}}={5 \over 4}

и в то же время EG расширяется до справедливого отношения

32 27 ⋅ 81 80 = 2 ⋅ 3 1 ⋅ 5 = 6 5 {\ Displaystyle {32 \ более 27} \ cdot {81 \ более 80} = {{2 \ cdot 3} \ более {1 \ cdot 5}} = {6 \ более 5}}{32 \over 27}\cdot {81 \over 80}={{2\cdot 3} \over {1\cdot 5}}={6 \over 5}

Недостатком является то, что квинта AE и EB, сглаживая E, становятся почти такими же диссонирующими, как пифагорейская волчья квинта. But the fifth C-G stays consonant, since only E has been flattened (C-E * E-G = 5/4 * 6/5 = 3/2), and can be used together with C-E to produce a C-major triad (C-E-G).

By generalizing this simple rationale, Gioseffo Zarlino, in the late sixteenth century, created the first justly intonated 7-tone (diatonic ) scale, which contained pure perfect fifths (3:2), pure major thirds, and pure minor thirds:

F → A → C → E → G → B → D

This is a sequence of just major thirds (M3, ratio 5:4) and just minor thirds (m3, ratio 6:5), starting from F:

F + M3 + m3 + M3 + m3 + M3 + m3

Since M3 + m3 = P5 (perfect fifth), i.e., 5/4 * 6/5 = 3/2, this is exactly equivalent to the diatonic scale obtained in 5-limit just intonation, and hence can be viewed as a subset of the construction table used for the 12-tone (chromatic ) scale:

AEB
FCGD

where both rows are sequences of just fifths, and F-A, C-E, G-B are just major thirds:

M3M3M3
+++
F+P5+P5+P5

See also

Notes

External links

Последняя правка сделана 2021-05-20 07:29:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте