Первая Империя Таунгу

редактировать

Первая Империя Таунгу. တောင်ငူခေတ်
1510–1599
Империя Таунгу в его наибольшая степень (1580) Империя Таунгу в наибольшей степени (1580)
КапиталТаунгу (Таунгу) (1510–1539). Пегу (Баго) (1539–1599)
Обычные языкиОфициальный. Бирманский Региональный
РелигияОфициально. Буддизм Тхеравады Меньшинство
ПравительствоМонархия
• 1510–30Минги Нё
• 1530–50Табиншвехти
• 1550–81Байиннаунг
• 1581–99Нанда Байин
Законодательное собраниеХлутто
История
• Основание династии Таунгу1485
• Независимость от авы16 октября 1510 г.
• Повышение1534–49
• Расширение1550–65
• Оборона1568–76
• Упадок1584–99
• Падение Пегу19 декабря 1599
Площадь
15801,550,000 км (600,000 кв. Миль)
Население
• 15806,000,000
Валютаганза кьят и серебряный кьят
ПредшествующийПреемник
Королевство Ава
Королевство Хантавадди
Государства Шан
Лан На
Сиам
Лан Ксанг
Манипур
Период Ньяунгян
Сиам
Лан Ксанг
Манипур
Сегодняшняя часть

Первая империя Toungoo (бирманский : တောင်ငူ ခေတ်, ; также известная как Первая династия Таунгу, Вторая Бирманская Империя или просто Империя Таунгу ) была доминирующей державой в материковой части Юго-Восточной Азии во второй половине 16 века. На пике своего развития Toungoo «осуществлял сюзеренитет от Манипура до камбоджийских маршей и от границ Аракана до Юньнани « и был » вероятно, самая большая империя в истории Юго-Восточной Азии ». «Самая предприимчивая и успешная в военном отношении» династия в бирманской истории была также «самой недолговечной».

Империя выросла из княжества Таунгу, незначительного вассального государства Ава до 1510 года. Мелкое государство, не имеющее выхода к морю, начало свое развитие в 1530-х годах при Табиншвехти, который впоследствии основал крупнейшее государство в Мьянме со времен языческой империи к 1550 году. Его более знаменитый преемник Байиннаунг затем значительно расширил империю, завоевав большую часть материковой Юго-Восточной Азии к 1565 году. Следующее десятилетие он провел, сохраняя империю нетронутой, подавляя восстания в Сиаме, Лань Ксанг и самый северный Шанский штат. С 1576 г. он объявил о большой сфере влияния в западных странах - государствах Транс-Манипура, Аракане и Цейлоне. Империя, удерживаемая отношениями патрон-клиент, пришла в упадок вскоре после его смерти в 1581 году. Его преемник Нанда так и не получил полной поддержки вассальных правителей и руководил стремительными темпами империи. крах в ближайшие 18 лет.

Первая Империя Таунгу положила конец периоду мелких королевств на материковой части Юго-Восточной Азии. Хотя чрезмерно разросшаяся империя оказалась эфемерной, силы, лежавшие в основе ее подъема, не были. Два его основных государства-преемника - Восстановленная Таунгу Бирма и Аюттхая Сиам - продолжали доминировать в западной и центральной части материковой Юго-Восточной Азии, соответственно, вплоть до середины 18 века.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Название периода
    • 1.2 Названия мест
  • 2 История
    • 2.1 Княжество Toungoo
    • 2.2 Начало династии Toungoo
    • 2.3 Разрыв с Ava
    • 2.4 Подъем
    • 2.5 Расширение
    • 2.6 Упадок и падение
    • 2.7 Последствия
  • 3 Правительство
    • 3.1 Административное деление
      • 3.1.1 Основной регион
      • 3.1.2 Королевства
      • 3.1.3 Княжеские государства
      • 3.1.4 Сферы влияния
      • 3.1.5 Размер
    • 3.2 Юридическая и коммерческая стандартизация
    • 3.3 Военные
      • 3.3.1 Организация
      • 3.3.2 Огнестрельное оружие
      • 3.3.3 Военная культура
      • 3.3.4 Границы военной мощи
      • 3.3.5 Наследие
  • 4 Культура и общество
    • 4.1 Демография
      • 4.1.1 Размер населения
      • 4.1. 2 Этнические группы
      • 4.1.3 Эффекты изменчивой этнической идентичности
      • 4.1.4 Социальные классы
    • 4.2 Грамотность и литература
    • 4.3 Религия
      • 4.3.1 Буддийские реформы
      • 4.3.2 Другие практики
  • 5 Экономика
    • 5.1 Сельское хозяйство
    • 5.2 Торговля
    • 5.3 Валюта
    • 5.4 Условия
  • 6 Наследие
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
Предпосылки

Название периода

Государство известно под несколькими именами. Преобладающие термины, используемые большинством международных ученых, - это «Первая династия Таунгу»; «Первая Империя Таунгу»; и / или «Вторая Бирманская империя». Однако в традиционной бирманской историографии этот период известен либо как «Период Таунгу-Хантавадди» (တောင်ငူ - ဟံသာဝတီ ခေတ်), либо просто «Период Таунгу» (တောင်ငူ ခေတ်).

Кроме того, в международном использовании термины «Династия / Империя Таунгу» охватывают как «Первую династию / Империю Таунгу», так и «Восстановленную династию / Империю Таунгу». Традиционная бирманская историография рассматривает период Восстановленной династии / империи Тоунгу как отдельную эпоху, называемую периодом Ньяунган (ညောင် ရမ်း ခေတ်).

Названия мест

Эта статья, по большей части использует преобладающие академические названия для географических названий, а не текущие официальные английские транслитерации, используемые в Мьянме с 1989 года. Например, официальное английское написание города, в честь которого династия названа с 1989 года, было "Таунгу", замена старого написания Toungoo; аналогично, более старые варианты написания, такие как Ава, Пегу, Мартабан, теперь называются Инва, Баго и Моттама; и так далее. Однако изменения не были приняты в международных публикациях по истории Бирмы.

История

Княжество Таунгу

Изображение старого Таунгу (Таунгу) более позднего периода, хотя и 14-го Столетие Таунгу могло не сильно отличаться.

Самые ранние известные записи об управлении регионом относятся к позднему языческому периоду. В 1191 году король Ситу II (годы правления 1174–1211) назначил Ананда Турия губернатором Канба Мьин. В 1279 году два правнука Ананды Турия - Тавун Гьи и Тавун Нге - основали новое поселение из 370 семей примерно в 40 км южнее. Он был назван Toungoo (Taungoo) (တောင်ငူ, «Отрог холма») из-за его расположения на холмах в узкой долине реки Ситтаунг между хребтом Баго Йома и южным Шан Хиллз.

Узкая долина на южном краю засушливой зоны была труднодоступна из Центральной или Верхней Бирмы; лучший доступ в регион был с юга через Ситтаунг. Его труднодоступное расположение во многом определило его раннюю историю. В 14 веке поселение превратилось в главный город приграничного региона, который оставался местом беззакония. Первое восстание Таунгу в 1317–1318 гг. Потерпело поражение, но его номинальный повелитель Пинья практически не контролировал его. Узурпаторы обычно захватывали власть, убивая губернатора - в 1325, 1344 и 1347 годах - без каких-либо репрессалий со стороны Пиньи. В 1358 году Toungoo поднял восстание. Преемник Пиньи Ава (Инва) вернул Таунгу в 1367 году, но губернаторские убийства продолжались: 1375, 1376 и 1383 годы, временами с разрешения Авы. Только в 1399 году Ава смогла установить более жесткий контроль.

К тому времени на Toungoo, вместе с Prome (Pyay), попадали волны мигрантов, говорящих на бирманском языке, изгнанных из Верхней Бирмы последующими сменами. Шан набеги во второй половине XIV века, и оба южных вассальных государства возникли как новые центры экономической активности, а также бирманской (бамарской) культуры. Рост Таунгу продолжался, особенно после того, как Сорокалетняя война (1385–1424) изнуряла Аву. Начиная с 1425 года, Ава регулярно сталкивался с восстаниями всякий раз, когда к власти приходил новый король, которому затем приходилось восстанавливать порядок, часто с помощью войны. «Неумолимо амбициозные лидеры Таунгу» неоднократно проверяли решимость Авы, устраивая убийства (в 1440, 1452 и 1459 годах) и восстания (в 1426–40, 1452–59 и 1468–70), временами с помощью Пегу.

Начало династии Таунгу

В 1470 году король Тихатура из Авы (годы правления 1468–1480 гг.) Назначил Ситу Кьяутина, генерала, подавившего последнее восстание Таунгу, генерал-наместник беспокойной провинции. Далекий член королевской семьи ава, Ситу Кьяухтин оставался верным преемнику Тихатуры Минкхаунгу II (годы правления 1480–1501), которого лорды Яметина встретили волной восстания. 1480), Салин (1481) и Пром (1482). Ситу Кьяутин погиб в бою при Яметине в 1481 году, и ему наследовал его сын Мин Ситху.

. В 1485 году Мин Ситху стал одиннадцатым правителем Таунгу и был убит при исполнении служебных обязанностей. Убийцей был не кто иной, как его племянник Минги Нё (годы правления 1510–1530). Это было бы еще одним восстанием, за исключением того, что Нё выиграл согласие Минкхаунга, предложив свою полную поддержку сражающемуся королю. Нё оказался способным лидером. Он быстро установил закон и порядок в регионе, что привлекло беженцев из других частей Центральной и Верхней Бирмы. Используя увеличенную рабочую силу, он спонсировал серию тщательно продуманных проектов мелиорации и ирригации, чтобы компенсировать скромное сельское хозяйство в долине Ситтаунг.

К 1490-м годам Таунгу вырос, и более уверенный в себе Нё начал испытывать пределы своего авторитета.. Он построил новый «дворец», полный королевских притязаний, в 1491 году. Затем он, без разрешения Авы, совершил набег на территорию Хантавадди во время кризиса правопреемства южного королевства. Это была катастрофа: Таунгу едва пережил контратаку 1495–96 годов короля Биння Ран II (годы правления 1492–1526). В Аве Минкхаунг проигнорировал проступки Ньо, так как он нуждался в поддержке Нё против Яметина.

Отрыв от Авы

Политическая карта Бирмы (Мьянма) в 1530 году

Неизбежный разрыв Таунгу с Авой произошел вскоре после смерти Минкхаунг II в 1501 году. Новый король Нарапати II (годы правления 1501–1527) встретил новый виток восстаний. К 1502 году Минги Нё уже решил отделиться, несмотря на отчаянную попытку Нарапати сохранить свою лояльность, предоставив важнейшее житницу Кьяуксе. В 1503 году силы Ньо начали тайно помогать продолжающимся восстаниям на юге. В 1504 году он открыто вступил в союз с Промом с намерением захватить всю Центральную Бирму. Но Ава еще не была потраченной силой. Он нанес решительный удар по набегам альянса в 1504–05 и в 1507–08 гг.

Неудачи вынудили Мингьи Нё пересмотреть свои амбиции. Он официально объявил независимость от Авы в 1510 году, но также отказался от участия в междоусобной войне. Ава не могла и не предприняла никаких действий. Он столкнулся с реальной угрозой в продолжающейся войне с Конфедерацией государств Шан и в конечном итоге падет в 1527 году. Тем временем Ньо сосредоточился на укреплении экономики и стабильности своего королевства. Его политика невмешательства привлекла беженцев в единственный мирный регион Верхней Бирмы. К своей смерти в 1530 году Минги Нё успешно превратил Таунгу в небольшую, но сильную региональную державу. История показывает, что бывший вассал собирался «устрашить метрополию».

Возвышение

Военные кампании Toungoo (1534–1547 гг.) Король Табиншвехти, изображенный как Tabinshwehti Нат

В период между 1526 и 1533 годами власть меняла руки во всех крупных штатах Бирмы. Три государства сменили слабые правители: Така Ют Пи (годы правления 1526–1539) в Хантавадди; Баин Хтвэ (годы правления 1526–1532) и Нарапати (годы правления 1532–1539) в Проме; и Тхоханбва (годы правления 1533–1542) в Аве (Конфедерация). На смену двум штатам пришли амбициозные и способные правители: Табиншвехти (годы правления 1530–1550) в Таунгу, и Мин Бин (годы правления 1531–54) в Мрауке. -У (Аракан). Хотя Аракан стал самостоятельной державой, его географическая изоляция означала, что он останется маргинальным игроком в делах материка. Так остался крошечный Таунгу, который принесет войну большей части материковой части Юго-Восточной Азии до конца столетия.

Первоначальным импульсом для военных кампаний Таунгу была оборона. Государство, не имеющее выхода к морю, находилось в окружении могущественной Конфедерации, которая к 1533 году победила своего бывшего союзника Проме. К счастью для Toungoo, верховный лидер Конфедерации Видел Лон был убит несколько месяцев спустя, и коалиция внезапно перестала быть сплоченной силой. Табиншвехти и его двор решили воспользоваться затишьем и вырваться из своего все более узкого царства, напав на Хантавадди, более крупное и богатое, но разобщенное королевство на юге. В 1534 году силы Toungoo начали ежегодные набеги на территорию Hanthawaddy. В конце концов они прорвались в 1538 г., захватив Пегу (Баго) и дельту Иравади. В 1539 году Табиншвехти перенес столицу в Пегу, где она оставалась до конца столетия.

Тонгу продолжил покорить всю Нижнюю Бирму к 1541 году, получив полный контроль над Нижней Бирмой. рабочая сила, доступ к португальскому огнестрельному оружию и морским богатствам, чтобы платить за него. И Табиншвехти быстро использовал эти новые активы для дальнейшего расширения. Включив португальских наемников, огнестрельное оружие и военную тактику, а также опытных бывших военачальников Хантавадди в вооруженные силы Toungoo, выскочка захватила Паган (Баган) у Конфедерации к 1545 году. Однако кампании против Аракана (1545–47) и Сиама (1547–49), однако, не увенчались успехом. В обеих кампаниях силы Toungoo выиграли все крупные открытые сражения, но не смогли преодолеть сильно укрепленную оборону Мраук-У и Аюттхая.

. Несмотря на неудачи, Табиншвехти основал самое могущественное государство в Бирме. после падения Пэгана в 1287 году. Король пытался наладить «моно-бирманский синтез», активно заручившись поддержкой этнических монов Нижней Бирмы, многие из которых были назначены на высшие должности в его правительстве и вооруженных силах.

Расширение

Основные военные кампании и расширение Империи Таунгу (1550–65) Статуя короля Байиннаунга перед Национальным музеем в Янгоне

Но зарождающаяся империя распался сразу после убийства Табиншвехти в 1550 году. Несколько вассальных правителей немедленно провозгласили независимость, вынудив избранного преемника Табиншвехти Байиннаунга (годы правления 1550–1581) воссоединить королевство в следующие два года. Затем Байиннаунг подтолкнул Иравади, чтобы впервые со времен Пэгана присоединиться к Верхней Бирме и Нижней Бирме. Победа на севере «обещала усилить контроль над внутренними драгоценными камнями и слитками и предоставить дополнительные сборы». В 1555 году Верхняя Бирма пала под натиском южных войск. В течение следующего десятилетия серия «захватывающих дух кампаний» снизила Манипур и весь Тай-Шань мир до статуса данника: цис- Салуин Шан штаты (1557), Лан На (1558), Манипур (1560), Кенг Тунг (1562), Китайское государство Шан (1563), Сиам (1564) и Лан Ксанг (1565).

Победы стали возможны благодаря более боевой культуре и большему военному опыту Армии Toungoo, португальское огнестрельное оружие и большие людские ресурсы, которые приходили с каждой последующей победой. Завоевания закончились одним ударом, более чем двухвековыми набегами Шан на Верхнюю Бирму, и «расширили контроль над низменностями намного дальше, чем Пэган мог мечтать о возможности:« Пегу теперь »осуществлял сюзеренитет от Манипура до камбоджийских маршей и от границ Аракана до Юньнани.. »

Авторитет Байиннаунга будет яростно оспорен в следующем десятилетии. Его силы так и не смогли полностью победить сопротивление Лань Ксанга в лаосских холмах и джунглях, и в 1568 году Сиам, самое могущественное вассальное государство, восстал. Используя людские ресурсы большей части западного и центрального материка, ему удалось с большим трудом подавить сиамское восстание в 1569 году. Тем не менее, он победил партизанское сопротивление в отдаленных горных штатах - Мохнин и Могаунг <36.>на крайнем севере тоже восстали в 1571 году - оказалось гораздо труднее. Армии Toungoo понесли тяжелые потери от болезней и голода в своих бесплодных ежегодных кампаниях в поисках неуловимых банд повстанцев. Пегу восстановил некое подобие контроля над Лан Ксангом только в 1575 году, а над Мохнином и Могаунгом - в 1576 году.

Не успел мир Тай-Шаня окончательно затих, король обратил свое внимание на португальский Гоа и наступающая Империя Великих Моголов на западе. В ответ на конкурирующие запросы цейлонских королевств Котте и Канди о военной помощи, он наконец в 1576 году послал элитную армию в Котте, который он считал протекторатом, якобы для защиты Тхеравады. Буддизм на острове от португальской угрозы. Гоа считал, что технически находится в состоянии войны с Пегу, хотя войны никогда не начиналось. Ближе к дому он отреагировал на аннексию Моголов в 1576 году Бенгалии, потребовав всю полосу земель на современном северо-востоке Индии, вплоть до Ганга, и отправив войска вторжения в Аракан в 1580 году.

Империя Байиннаунга была «вероятно, крупнейшей империей в истории Юго-Восточной Азии» и тем, что португальцы считали «самой могущественной монархией в Азии, за исключением Китая». Король стандартизировал законы, календари, веса и измерения, а также буддийские религиозные практики по всей стране. Но он проводил административные реформы только на периферии. «До абсурда чрезмерно расширенная» империя в значительной степени поддерживалась его личными отношениями с вассальными правителями, которые были верны ему, а не Таунгу Бирме.

Упадок и падение

В традициях В соответствии с преобладающей административной моделью Юго-Восточной Азии каждый новый верховный король должен был заново устанавливать свою власть у вассалов. Это уже было сложной задачей, когда вассалы находились в одном и том же географическом регионе, но это было практически невозможно в далеких землях, учитывая присущие им трудности с ведением серьезной войны на эти земли.

Король Нанда (т. 1581–1599) так и не получил полной поддержки избранных его отцом вассальных правителей. В течение первых трех лет его правления и Ава, и Аюттхая восстали. Хотя ему удалось победить восстание авов в 1584 году, король так и не установил твердый контроль над Верхней Бирмой и окружающими ее штатами Шан. Он не мог заставить самый густонаселенный регион Бирмы внести большой вклад в его военные усилия в Сиаме. (Его лучший уровень войск никогда не превышал треть уровня его отца.) Ему следовало сосредоточиться на восстановлении своей власти в Верхней Бирме и отпустить Сиам, но он не мог этого видеть. Он опасался, что признание независимости Аюттхая вызовет новые восстания тайцев, некоторые, возможно, ближе к дому. Между 1584 и 1593 годами Нанда начал пять крупных карательных кампаний против Сиама, каждая из которых провалилась. С каждой победой сиамов другие вассалы становились все более склонными отказываться от лояльности и все более неохотно предоставлять вооруженные силы. К концу 1580-х - началу 1590-х годов Пегу пришлось еще сильнее опираться на и без того скромное население Нижней Бирмы в изнурительных военных усилиях. Способные люди со всей Нижней Бирмы бежали с военной службы, чтобы стать монахами, долговыми рабами, частными слугами или беженцами в соседних королевствах. По мере того как все больше земледельцев бежало, цены на рис в Нижней Бирме достигли невиданного уровня.

Последовал крутой крах империи. Сиам захватил все побережье Тенассерим в 1595 году, а остальные вассалы откололись - де-юре или де-факто - к 1597 году. Отколовшееся государство Таунгу и западное королевство Аракан совместно вторглись в Нижнюю Бирму в 1598 г. и захватили Пегу в 1599 г. Союзники полностью разграбили и сожгли имперскую столицу, «один чудес Азии », в 1600 году. Первая династия Таунгу,« самая предприимчивая и успешная в военном отношении в истории страны », прекратила свое существование; это была также самая «недолговечная» династия. Первая Империя Таунгу была «жертвой собственного успеха». Ее «потрясающие военные завоевания не сопровождались стабильным административным контролем в мире Тай или в отдаленных районах бассейна Иравади», и «перегретая» империя «распалась не менее быстро, чем была построена».

Последствия

Восстановленная династия Таунгу, или династия Ньяунгян, ок. 1650

Еще до падения Пегу отколовшиеся государства империи с середины 1590-х годов были вовлечены в серию «запутанных, многосторонних войн».

Пром напал на Таунгу в 1595 году. Пром и Ава сражались за центральную Бирму в 1596–1597 годах. Позже Пром и Таунгу договорились атаковать Аву в 1597 году, но Таунгу разорвал союз и напал на Пром в 1597 году. В центральной части материка Лан Ксанг и Лан На вступили в войну в 1595–96 и снова в 1598–1603 годах. Сиам поддержал восстание Чианграя против Лан На (Чиангмая) в 1599 году. К 1601 году Лан На был разделен на три сферы: Чианг Май, поддерживаемый Сиамом Чианграй, поддерживаемый Лан Ксангом Нан. Чиангмай победил поддержанное Сиамом восстание в Чианграе в 1602 году, но позже в том же году подчинился Аюттхая. Чиангмай отвоевал Нан у Лан Ксанга в 1603 году. На западе материковой части Сиам вторгся в Нижнюю Бирму в 1600 году и продолжил нападение на Тунгу, но был отброшен союзником Тунгу Араканом. Португальский гарнизон в Сирии перешел из Аракана в Гоа в 1603 году. Затем сиамский вассал Мартабан вступил в союз с португальской Сириями. Ава захватила цис-Салуин-шанские государства к 1604 году. Сиам планировал вторгнуться в вассальные южные шанские государства Авы в 1605 году, прежде чем отменить его из-за внезапной смерти своего короля-воина Наресуана (годы правления 1590–1605). Ава завоевала Пром (1608 г.), Тунгу (1610 г.), португальский Сириам (1613 г.), сиамский Мартабан и Тавой (1613 г.) и Лан На (1614 г.).

Тем не менее, в отличие от 250 лет политической раздробленности, После краха Pagan это междуцарствие оказалось недолгим. Каким бы эфемерным ни была чрезмерно разросшаяся Империя Таунгу, основные силы, лежавшие в основе ее подъема, не были. К 1622 году ветвь павшего дома (известная ретроспективно как Восстановленная династия Таунгу или династия Ньяунгян) преуспела в воссоздании значительной части Первой Империи Таунгу, за исключением Сиама, Лан Ксанга и Манипура. Новая династия не переусердствовала, пытаясь захватить Сиам или Лан Ксанг. Это было более «реалистичное и органичное» государство, которое просуществовало до середины 18 века. Новая династия приступила к созданию политической и правовой системы, основные черты которой сохранятся при династии Конбаунгов (1752–1885) вплоть до XIX века.

Правительство

Империя Таунгу была «теоретически и фактически полиэтническим политическим образованием». Короли Таунгу в основном использовали господствовавшую тогда в Юго-Восточной Азии административную модель солнечного государства, в которой верховный король правил центром, в то время как полунезависимые данники, автономные наместники и губернаторы фактически контролировали повседневную администрацию и рабочую силу. Система не работала даже в таких средних королевствах, как Ава и Сиам. Теперь из-за огромных размеров империи система стала еще более децентрализованной и еще более растянутой. В любом случае, это была единственная система, которую знали короли Таунгу, и у них «не было другого выбора, кроме как сохранить ее». Короли пытались провести административные реформы только на периферии, но этого оказалось недостаточно для удержания империи после Байиннаунга. Действительно, «цель Байиннаунга по контролю практически всего материка от Пегу оказалась совершенно безумной».

Административное деление

Основной регион

Первоначальным домом династии был регион Таунгу, с столица Toungoo. Но с 1539 года Верховный король, именуемый «королем королей», перенес столицу в Пегу (Баго) и правил только тем, что раньше было королевством Хантавадди. Впервые в бирманской истории столица, имевшая власть над всем бассейном Иравади, была расположена недалеко от побережья. Короли Таунгу сохранили традиционную трехпровинциальную структуру старого королевства Хантавадди; Позже Байиннаунг присоединил сиамскую провинцию Мергуи к основной администрации для получения доходов от морских перевозок.

ПровинцияСовременные регионыКлючевые города
БассейнРегион Иравади Bassein (Pathein), Myaungmya
Peguрегион Янгон, южный регион Bago Pegu, Syriam (Thanlyin)
МартабанШтат Мон, север регион Танинтари, юг Штат Кайин Мартабан, Ye
МергуиЮжный регион Танинтари, Провинция Пхукет Мергуи (Myeik), Junkceylon

Провинциями и их составными частями управляли вассальные правители, которые жили за счет субсидий и местных налогов. Бюрократия центрального региона была продолжением старого двора Хантавадди. Большинство местных губернаторов, а также большинство чиновников и министров в суде Пегу - например, Со Лагун Эйн, Смим Паю, Биння Дала, Биння Ло, Дау Биння, Биння Кьян Хтау - скорее всего, были этническими монами. Европейские посетители использовали слово «семини», что в переводе с итальянского означает «смим», «мон» - «лорд».

Королевства

Центральную часть страны окружали королевства-данники. Правители-вассалы по-прежнему носили титул королей, и им было разрешено сохранять полные королевские регалии. От них требовалось посылать дань короне, но в остальной части администрации они обычно имели полную свободу действий. Пегу обычно не участвовал в местной администрации; его компетенция была национальной. Суд начал движение по стандартизации, чтобы унифицировать законы, весы и измерения, календари и буддийские реформы по всей империи. Суд также установил границы между вассальными государствами. Но многовековые споры никуда не делись. Они всплыли на поверхность, как только авторитет Пегу ослаб, и привели к запутанным многопартийным войнам 1590-х и 1600-х годов.

ШтатСовременные регионыКлючевые провинцииКороль (правит вассалом)
АваСеверная Мьянма (Сагаинг и Мандалайские области )Тунапарана (Сагаинг, Тагаунг). Таммадипа (Ава, Паган, Пинья, Мьинсайн, Ньяунгян, Пахан)Тадо Минсав (1555–84) 226>Минье Кьяусва II (1587–93)
ПромЗападно-центральная Мьянма (регион Магуэ, северо-запад регион Баго )Пром, Салин, Тарравади Тадо Дхамма Яза I (1542–50). Тадо Дхамма Яза II (1551–88). Тадо Дхамма Яза III (1589–95)
ToungooВосточная центральная часть Мьянмы (северо-восток регион Баго, север штат Kayin )Toungoo Минье Тихатху I (1540–49). Минкхаунг II (1549–50; 1551–84). Минье Тихатху II (1584–97)
Лан На Северный ТаиландЧианг Май, Чианг Рай, Чианг Саен, Нан - всего 57 провинцийМ экути (1558–63). (1565–79). Наврахта Минсоу (1579–97)
Сиам Центральный и Южный Таиланд, Западная КамбоджаАюттхая, Пхитсанулок, Сукхотай Махинтратират (1564–68). Махатхаммарачатират (1569–84)
Лан Ксанг Лаос, Северо-Восточный Таиланд, Юго-Западный ВьетнамВьентьян, Луангпхабанг, Чампасак (1565–68; 1570–72). (1574–88). Сен Сулинта (1589–91). Нокео Команэ (1591–95). (1596– 99)

Двор Пегу не обладал централизованно управляемой бюрократией, как пытались бы попытки династий Восстановленных Таунгу и Конбаунгов, для управления вассальными государствами. В отличие от более поздних периодов, Пегу даже в период расцвета империи не содержал постоянных военных гарнизонов или представителей в вассальных государствах, чтобы следить за местным правителем в мирное время. В результате Верховный король в значительной степени зависел от лояльности и способностей короля-вассала. Неэффективные вассальные правители, которые не пользовались уважением со стороны своих местных суб-вассальных правителей, таких как правители в Лан Ксанге и в Верхней Бирме после 1584 года, только приносили постоянные неприятности короне. С другой стороны, такие талантливые короли, как Маха Тхаммарахатират (годы правления 1569–1590) из Сиама и Тадо Минсо из Авы (годы правления 1555–84), сохраняли мир в своих королевствах для Они были верны Верховному королю: Байиннаунгу. Обратной стороной было то, что способные правители с наибольшей вероятностью восстали, когда Верховный король не был Байиннаунгом; и они сделали.

Княжеские государства

Рангом ниже вассальных королевств были княжеские государства, управляемые саубвас (вожди, князья). За исключением Манипура, все они были штатами Шан, которые окружали верхнюю часть долины Иравади (то есть Королевство Ава) от государства Калай на северо-западе до государства Монг Пай на юго-востоке. Манипур не был государством Шан, и его правитель называл себя раджей (королем). Тем не менее, Пегу классифицировал раджу как «саубву» и относился к Манипуру как к другому княжескому государству, хотя и крупному. Двумя другими крупными государствами были Кенгтунг и Могаунг, правители которых сохранили все королевские регалии.

В административных целях суд сгруппировал штаты по провинциям (таинг (တိုင်း)). Во время правления Байиннаунга Ава служила посредником между Пегу и горными государствами. Но во время правления Нанды суд был обеспокоен слишком тесными отношениями между Тадо Минсо и саубвами. Начиная с 1584 г., за исключением 1587–1593 гг., Нанда проводил политику передачи полномочий в пригороде, в которой роль Авы была по существу устранена. Прямое правление не сработало, о чем свидетельствует почти полное отсутствие вклада со стороны Шанских государств и Манипура в военные усилия Пегу в Сиаме.

ПровинцияСовременные регионыКлючевые штаты
Манипур Манипур Манипур
МаврияСеверо-Запад Регион Сагаинг, Штат Чин Калай, Таунгдут, Мьет-Хна-Ме (Холмы Чин)
Мохньин-МогаунгШтат Качин Mohnyin, Mogaung, Khamti (Putao), Bhamo
Thiri Rahtaсеверный Shan State Hsenwi
Гантала Рахтасеверо-запад Штат Шан Монг Мит
Кавсампи (Ко Шан Пьяй)Юго-западный Юньнань (Дэхонг, Баошань, Линькан )Кайнгма, Маинг Мо, Мовун, Лата, Хотха, Санда, Мона, Майнг Лайн, Сигвин
Маха НагараЮжный Юньнань (Сишуангбанна )Кенг Хунг
КхемавараВосточный Штат Шан Кенг Тунг
КанбаузаЗападный Штат Шан, Государство Кая Хсипау (Онбаунг), Ньяунгшве, Монг Най, Монг Пай

Байиннаунг считался контролем над Шанем государства, имеющие огромное стратегическое значение для его захвата окраины страны. Набеги близлежащих высокогорных государств Шаня были серьезной проблемой для сменявших друг друга низинных режимов с 14 века. Больше всего боялись Мохньин и Могаунг, государства-близнецы Шан, которые возглавляли большинство набегов. Байиннаунг провел ключевую административную реформу, которая оказалась его самым важным и самым прочным из его наследий. Король позволил саубвам сохранить свои феодальные права на своих подданных. Должность саубва оставалась наследственной. Но теперь действующий саубва мог быть отстранен от должности королем за грубые проступки, хотя выбор преемника короля был ограничен членами собственной семьи саубва. Ключевым нововведением было то, что он требовал, чтобы сыновья его вассальных правителей проживали во дворце в качестве пажей, что служило двойной цели: они были заложниками за хорошее поведение своих отцов и получили ценную подготовку в бирманской придворной жизни. Его политике Шаня следовали все бирманские короли вплоть до окончательного падения королевства британцами в 1885 году.

Сферы влияния

Согласно современным источникам, Пегу также претендовал на земли далеко за пределами княжеские государства в качестве данников или протекторатов. Стипендия не принимает претензии на контроль; государства были, по крайней мере, тем, что Пегу считал сферой своего влияния. Претензии включают:

Штат (а)Современные регионыПримечания
Таммалейтта ТаингКачар и Северо-Восточная ИндияСообщается, что провинция Таммалейта простиралась на запад до Ганга. Хроники говорят, что правители Качара, Калькутты и Голконды платили дань. Обширные претензии, возможно, были попыткой Байиннаунга остановить наступающую Империю Великих Моголов. Короли позже Восстановленного Тоунгу претендовали только на Манипур, который они никогда не контролировали.
Сейн ТайнЮжный ЮньнаньПо сообщениям, провинция Сейн («Китайская провинция») включала земли за пределами Кавсампи (Ко Шан Пьяй). Точная граница не упоминалась во время правления Байиннаунга и Нанды (хотя Меконг предположительно мог служить естественной границей). После 1594 года Китай установил восемь пограничных «Железных ворот» внутри Юньнани, которые короли Восстановленного Тунгу стали рассматривать как фактическую границу. Конечно, Минский Китай не рассматривал ворота как пределы своего царства и продолжал требовать земли за воротами. Китайские записи показывают, что восемь из девяти штатов Ко Шан Пьяй платили дань уважения Китаю вплоть до XIX века.
Аннам и КамбоджаВьетнам, КамбоджаХроники утверждают, что государства находятся на Дальнем Востоке как Аннам платил дань. По словам Харви, Аннам и Камбоджа могли оказать «умилостивительное почтение». Согласно Тау Каунгу, армии получали дань от пограничных вассальных государств Лан Ксанга, которые теперь являются частью Вьетнама. В любом случае, дань, даже если она и была верной, определенно не означала какого-либо длительного контроля. Действительно, власть Пегу рассеялась, как только армии ушли. Отсутствие твердой власти над Лан Ксангом было причиной того, что бесплодные кампании должны были проводиться из года в год.
ЦейлонШри-ЛанкаХроники говорят, что Байиннаунг считал Котте своим протекторатом и вмешивался в дела острова только потому, что король хотел защитить буддизм Тхеравады на острове от португальцев. Он соревновался с португальским Гоа за влияние на острове с другими цейлонскими королевствами. После 1576 года Гоа считал, что технически находится в состоянии войны с Бирмой из-за ее вмешательства на Цейлон.

После смерти Байиннаунга обширные сферы влияния сильно сократились. Нанда, согласно надписи 1593 года, продолжал требовать владения своего отца даже после своего последнего поражения в Сиаме. На самом деле, он никогда не имел полного контроля над провинцией, не говоря уже о периферийных штатах.

Размер

Размер империи составлял примерно от 1,5 до 1,6 миллиона км², не считая обширных сфер влияния. Стипендиат соглашается с тем, что Империя контролировала, по крайней мере, большую часть современной Мьянмы (кроме северного Аракана / Ракхайна), Сиама (который в 16 веке включал современную западную Камбоджу и, возможно, северную Малайзию), Лан На (северный Таиланд), Лан Ксанг (современный Лаос). и северо-восточный Таиланд), Манипур и китайские штаты Шан (современный южный Юньнань).

  • Общая площадь основных государств (Мьянма, Таиланд, Лаос и Манипур) с использованием современных границ, не считая сиамских зависимых территорий в Камбодже или Ланьсанге. зависимости во Вьетнаме и Камбодже, составляет 1,45 млн км². Если вычесть половину площади Аракана, получится 1,43 миллиона км².
  • Добавление префектур Юньнань в южном регионе СНГ и Меконга (Нуцзян, Баошань, Дэхонг, Lincang, Pu'er и Xishuangbanna ) дает 1,56 миллиона км². Однако стипендия отводит только около половины регионов СНГ-Меконга Toungoo Burma, общая площадь которой составляет около 1,5 миллионов км².
  • Добавление сиамских зависимостей в современной западной Камбодже и Манипура в современной северо-восточной Индии подталкивает всего около 1,6 млн. км².

Юридическая и коммерческая стандартизация

В правление Байиннаунга король ввел определенную степень юридического единообразия, призвав ученых монахов и должностных лиц со всех владений, чтобы они выписали официальную коллекцию сводов законов. Ученые составили Дхамматхат Кьяу и Косаунгчок на основе дхамматхата Кинга Вареру. Решения, вынесенные в его суде, были собраны в Хантхавадди Синбюмяшин Хпят-хтон. По словам Хаксли, бирманский легализм 16-го века «сильно отличался от легализма своих соседей в Восточной и Южной Азии», а некоторые аспекты «напоминают западноевропейские подходы к закону и королевской власти». Байиннаунг продвигал новый закон по всей империи, поскольку он был совместим с обычаями и практикой местного общества. Принятие бирманского обычного права и бирманского календаря в Сиаме началось во время его правления. Он также стандартизировал вес и размеры, такие как локоть, тикал, корзина, по всему королевству.

Военные

Королевская бирманская армия мобилизация (1530–99)

Первая династия Таунгу была " самый авантюрный и успешный в военном отношении в истории страны ». Он основал крупнейшую империю в Юго-Восточной Азии в результате «захватывающих дух» военных завоеваний. Успех был приписан «более боевой культуре» Таунгу, включению португальского огнестрельного оружия и иностранных наемников, а также более крупных сил. Но даже на пике своего развития хваленая армия Toungoo не могла справиться с партизанской войной и столкнулась с серьезными логистическими проблемами при подавлении восстаний в отдаленных горных штатах.

Организация

Военная организация Toungoo использовала свой прецедент в Верхней Бирме. Военные были организованы в небольшую постоянную армию в несколько тысяч человек, которая защищала столицу и дворец, и гораздо более крупную армию военного времени, базирующуюся на призывниках. Армия военного времени состояла из пехоты, кавалерии, слонов, артиллерии и морских частей. Флот был в основном речным и использовался в основном для транспортировки войск и грузов. Призыв был основан на системе ахмудан (အမှုထမ်း, «служба короны»), которая требовала, чтобы местные вожди предоставляли заранее определенную квоту мужчин из своей юрисдикции в зависимости от численности населения во время войны. Ахмуданы были классом людей, которые были освобождены от большинства личных налогов в обмен на регулярную или военную службу короны. Квоты были фиксированными до 17 века, когда короли Восстановленного Таунгу установили переменные квоты, чтобы воспользоваться демографическими колебаниями.

Самые ранние сохранившиеся сведения об организации Королевской бирманской армии датируются только 1605 годом. но организационная структура более ранней эпохи First Toungoo, скорее всего, будет похожей, если не такой же по сути. Королевский приказ 1605 года постановил, что каждый полк должен состоять из 1000 пехотинцев под командованием 100 ротных командиров акят (အကြပ်), 10 командиров батальонов, называемых ахсау (အ ဆော်), и 1 командира, называемого аке (အကဲ), и все должны быть оснащены оружием, включая ружья и пушки. Типичный полк 17-го века был вооружен 10 пушками, 100 орудиями и 300 луками.

Способность собрать больше призывников во многом зависела от власти Верховного короля над своими вассалами. Байиннаунг потребовал, чтобы недавно завоеванные государства предоставили свою квоту рабочей силы для следующей кампании. Согласно ученым, на пике развития империи имперская армия могла собрать около 100 000 солдат, а максимальный начальный уровень войск для одной кампании составлял около 70 000 человек. Основным недостатком системы было то, что подавляющее большинство потенциальных сборов поступало из-за пределов столичного региона. В 1581 году только 21% жителей в радиусе 200 км от Пегу были ахмуданами (тогда как в 1650 году в период Восстановленного Таунгу более 40% ахмуданов находились в пределах 200 км от столицы Авы). Это означало, что верховному королю периода Первого Таунгу нужно было гораздо больше полагаться на своих вассальных правителей, чтобы поднять их. он войска. Слабость была жестоко выявлена, когда Верховный король не был Байиннаунгом. Войска Нанды, по всей вероятности, никогда не превышали 25000 человек.

Огнестрельное оружие

Одним из решающих факторов успеха Toungoo было раннее принятие армией португальского огнестрельного оружия (аркебузы фитили и чугун дульнозарядный пушка ), а также формирование мушкетных и артиллерийских частей. Португальское вооружение оказалось превосходящим по точности, безопасности, баллистическому весу и скорости стрельбы, чем азиатские аналоги. Первые специальные мушкетные и артиллерийские подразделения, состоящие в основном из португальцев и наемников из Индийского океана (в основном мусульманских), были сформированы в конце 1530-х годов. Позже бирманцы научились встраивать фитили в пехоту и слоны. В некоторых кампаниях конца 16-го века до 20–33 процентов войск были оснащены мушкетами. Но артиллерийские части продолжали укомплектовываться иностранными наемниками на протяжении всего 16 века. Артиллерийский корпус Toungoo никогда не имел массивных осадных орудий Европы, но они «хорошо использовали португальские пушки, устанавливая их на высоких насыпях или башнях, а затем обстреливая осажденные города». Португальское огнестрельное оружие оказалось особенно эффективным против внутренних государств, таких как государства Шан. Однако преимущество огнестрельного оружия было нивелировано Сиамом, процветающей прибрежной державой с собственной хорошо оснащенной армией.

Военная культура

Статуя Байиннаунга перед DSA

Еще один ключ Фактором была «более воинственная культура» Toungoo и «более агрессивное руководство». Таунгу был продуктом непрекращающихся войн Верхней Бирмы предыдущих веков. В эпоху безудержных губернаторских восстаний любые правители, надеющиеся править королевством, должны были взять на себя командование армией. Все старшие принцы Дома Таунгу с детства получали военное образование, и от них ожидалось, что они лично выйдут на поле боя. Несколько лидеров Toungoo той эпохи, в том числе Табиншвехти, Байиннаунг, Нанда, Тадо Минсоу, Минье Тихатху, Тадо Дхамма Яза III и Натшиннаунг, впервые вышли на поле в подростковом возрасте. Такого рода боевых традиций просто не существовало в «гораздо более крупных и безопасных» королевствах, таких как Сиам. (В самом деле, такое же самоуспокоение было характерно для более поздних королей Восстановленного Таунгу, которые с 1650 г. и далее перестали выходить на поле боя, поскольку страна стала в значительной степени стабильной.) Их большая военная культура и успехи на полях сражений дали командованию Таунгу все более обширный боевой опыт, который их соперник Команды в регионе просто не могли совпадать. Согласно Либерману, это был ключевой фактор, позволивший западному материковому государству «завоевать центральный материк, а не наоборот».

Пределы военной мощи

Даже на пике своего могущества вооруженным силам Таунгу было труднее всего контролировать отдаленные горные государства. Они никогда не решали чисто логистических проблем транспортировки и снабжения большого количества войск на длительные периоды времени. Настойчивость Байиннауна в посылке войск год за годом стоила невыразимого числа жизней, что в какой-то момент заставило его старших советников громко роптать. Королю-завоевателю повезло, что местный соперник убил такого харизматичного партизанского лидера, как король Сеттатират из Лан Ксанга (годы правления 1548–1572 гг.). После Байиннаунга Нижняя Бирма потеряла преимущество в живой силе над гораздо более густонаселенным Сиамом. Более крупные, хорошо оснащенные армии Аюттхая не только отразили малочисленные вторжения Нанды, но и в конечном итоге захватили побережье Тенассерим.

Наследие

Военная организация и стратегия Первой династии Таунгу были адаптированы двумя основными государствами-преемниками: Восстановленным Таунгу и Сиамом. Восстановленные короли Таунгу использовали формулу Первого Таунгу о большем военном опыте, современном огнестрельном оружии и (сравнительно больших) людских ресурсах, чтобы частично восстановить империю в следующие два десятилетия. Точно так же система военной службы Сиама, phrai luang, была реорганизована по образцу системы ахмуданов 1570-х годов - действительно, чтобы удовлетворить требования Байиннаунга в отношении призывников. Аналогичным образом, военная стратегия и тактика династии Первой династии Таунгу, вероятно, были заимствованы новым поколением сиамского руководства, Наресуаном и Экатотсаротом, которые выросли в Пегу и, скорее всего, были знакомы с вооруженными силами Таунгу. стратегия. К 1600 году Сиам не только отвоевал у Бирмы побережье Тенассерим, но и расширился вглубь Камбоджи. После 1614 года между двумя государствами-преемниками преобладало своего рода равновесие. Ни один из штатов не простирался ни в каком направлении до точки, где ее линии снабжения были более протяженными, чем у ее ближайшего соперника.

Культура и общество

Демография

Размер населения

По оценкам, население империи превышает 6 миллионов человек. В 1600 году самым густонаселенным регионом бывшей империи был Сиам (2,5 миллиона человек), за ним следовали Верхняя Бирма (1,5 миллиона), Шанское нагорье (1 миллион) и Нижняя Бирма (0,5 миллиона) - всего не менее 5,5 миллиона человек. миллион. Оценки для Лан На, Лан Ксанга и Манипура неизвестны. Численность населения империи до разрушительных войн 1584–1599 годов составляла, вероятно, более 6 миллионов человек. Население столичного региона Пегу, согласно переписи 1581 года, составляло всего около 200 000 человек.

Низкая численность населения в сравнительно большом регионе означала, что правители ценили рабочую силу больше, чем землю. Победители войн никогда не упускали возможности депортировать местное население в свой столичный регион, где им можно было бы лучше управлять. Депортации также лишили побежденные регионы ценной рабочей силы для восстания.

Этнические группы

Первая Империя Таунгу была многоэтническим обществом, хотя концепция этничности все еще оставалась очень изменчивой, находясь под сильным влиянием языка, культуры, класса, местности и политической власти. Тем не менее, к XVI веку сформировались широкие «политизированные» этнические образцы. На западном материке возникли четыре основные политико-этнические группы: Монс в районе к югу от 18:30 северной широты, известный в современных писаниях как Талаинг-Пьяй или Раманья-Детха («земля Монов»); Бирманцы в районе к северу от 18.30 с.ш. назывались Мьянма-Пьяй («земля бирманцев»); Шаны в горных районах назывались Шан Пяй («земля шанов»); и Ракхайнс в западном прибрежном регионе, который называется Ракхайн Пьяй («земля Ракхайнс»). Точно так же в центральном материке зарождающаяся политико-этническая идентичность Тай Юань в Лань На; Появились лаосцы в Лан Ксанге и сиамцы в Сиаме.

Наряду с основными политико-этническими группами было несколько более мелких этнических меньшинств. В преимущественно моноязычную Нижнюю Бирму в этот период прибыло значительное количество бирманцев, каренов и шанов (а также множество европейцев, евреев, армян, персов и т. Д. В ключевых портах). Несколько депортированных из завоеванных штатов вплоть до Лань Ксанга поселились в Нижней Бирме. В Верхней Бирме шаны, кадусы, карены, чины и другие меньшинства по-прежнему занимали окраины засушливой зоны. В государствах Шан были чины, качины, вас, палаунги, каренни и т. Д. В центральной части материка сосуществовали несколько лингвистически обособленных групп тайцев вместе со значительным количеством монов, кхмеров и множества горных меньшинств. Антрепот Аюттхая принимал значительные общины бенгальцев, арабов и персов.

Безусловно, этнические определения были вольными категоризациями. Всеобъемлющие политико-этнические идентичности все еще находились на ранней стадии развития. На западном материке даже так называемые основные этнические группы - такие как бирманцы, монсы, шаны - сами были разделены на конкурирующие центры с самобытными местными традициями и во многих случаях различными диалектами. То же самое верно и для меньших меньшинств - действительно, такие термины, как качины, карены и хины, являются экзонимами, данными бирманцами, которые вкратце группируют несколько разных групп. На центральном материке основные сиамские, лаосские и юаньские народы все еще находились в зачаточном состоянии и представляли собой концепцию в основном элиты. В Сиаме сиамский язык и этническая принадлежность были «прерогативой» аристократии, называемой муннай, и большинство простых жителей Аюттайи, по словам португальского наблюдателя начала 16 века, все еще говорили на диалектах мон, а не на сиамском языке, и стриглись. как Монс Пегу.

Эффекты изменчивой этнической идентичности

Слабая или зарождающаяся этническая идентичность имела широкие геополитические последствия. Одним из ключевых результатов было то, что структуры патрон-клиент часто вытесняли этническую идентичность, приводя к частым политическим союзам по этническому признаку. То же явление было распространено и в таких разных государствах, как Вьетнам, Россия и Франция в этот период. Неудивительно, что все армии и суды той эпохи состояли из значительных этнических меньшинств. Частые межэтнические дезертирства «не несут особой стигмы». Большие и малые государства легко меняли союзы, мало обращая внимания на этническую лояльность.

Это не означает, что ни войны, ни перемещения населения не имели небольшого эффекта. В долине Иравади, например, миграция с севера на юг «натравливала пришельцев против устоявшихся групп населения и поощряла стереотипы как эмоциональную реакцию на инопланетное присутствие, так и (возможно, бессознательную) стратегию групповой мобилизации. Шанские набеги на Верхнюю Бирму, которые породили резкие антишанские обличения, являются наиболее ярким примером ". Но слабая связь между этнической принадлежностью и политической лояльностью означала, что отношения патрон-клиент оставались единственным наиболее важным фактором в строительстве государства. Одной из фигур, которая успешно использовала это в самых больших масштабах, был Байиннаунг. Император установил отношения патрон-клиент, основанные на универсальных буддийских культурных концепциях, наряду с угрозой массовых военных репрессий, чтобы удержать империю. Он представился как чаккаватти, или Правитель мира по преимуществу, и построил личные отношения, основанные на концепциях тиса (верности) и кьезу (обязательства). Традиция межэтнических отношений патрон-клиент продолжала процветать, хотя и в меньших масштабах, в континентальной Юго-Восточной Азии вплоть до XIX века.

Социальные классы

Общество Первого Таунгу в долине Иравади следовало прецедентам Пагана и Авы. На вершине пирамиды находилась ближайшая королевская семья, за которой следовало высшее должностное лицо, состоящее из членов расширенной королевской семьи. Члены королевской семьи и должностные лица, известные под общим названием «правители» или «мин», «были разделены на множество подуровней, каждая из которых имела свои собственные знаки отличия». Большинство людей принадлежало к одной из четырех широких групп простолюдинов (син-йе-та, букв. «Люди бедности»).

Социальный класс простых людейОписание
ахмуданКоролевские военнослужащие, получившие земельные гранты от короны и освобожденные от большинства личных налогов в обмен на регулярную военную службу. В языческий период их называли кюндау. Их полномочия пересекают территориальную юрисдикцию местных губернаторов и старост. Они обеспечивали корону работой на постоянной или ротационной основе. Помимо военной службы, ахмуданы также предоставляли дворцу «различные специализированные услуги, от охоты за птицами до изготовления парфюмерии и рисования магических знаков». В конце 16 века система ахмуданов рухнула, когда люди бежали, чтобы избежать военной службы. Ранние восстановленные короли Toungoo были вынуждены перестроить систему ахмуданов с нуля, депортировав большое количество заключенных в низменные районы, недалеко от столицы.
athiПростолюдины, которые не жили на королевской земле. Они платили значительные налоги, но не имели регулярной военной службы.
кюнСвязщики, которые были обязаны трудом отдельному патрону и вне королевских обязательств. Долг не был наследственным. Они не платили налогов.
пая кюнЧастные рабы, которые были обязаны трудом только монастырям и храмам, но не короне. Они не платили налогов и не могли быть призваны на военную службу.

Подобная система действовала в Сиаме.

Социальный классОписание
munnaiНе облагаемая налогом административная элита в столице и административных центрах.
phrai luangКоролевские военнослужащие, работавшие в установленный период каждый год (возможно, шесть месяцев) для короны. Как правило, им не разрешали покидать деревню, кроме как для прохождения барщины или военной службы. Подобно ахмудану в Бирме.
phrai somПростолюдины без каких-либо обязательств перед короной. Их было намного больше, чем phrai luang. Подобно бирманским кюн (частные слуги).

В обоих секторах империи общество было глубоко расслоено: разделение между элитой и простолюдином было резким. В долине Иравади минимальные мужчины в балансе с большей вероятностью будут учиться в течение длительного времени в монастырях, знать пали и даже санскрит; носить индийские и китайские ткани, быть знакомыми с иностранными конвенциями, чем их аналоги син-йе-та. В долине Чао Прайя муннаи, как аристократы в Лан Ксанге и Лан На, «были своего рода кастой». Брак между столицей и провинциальным муннаем был возможен, но между социальными классами «не могло быть и речи». То, что впоследствии стало известно как сиамский язык, культура и этническая принадлежность, было их более или менее исключительной прерогативой.

Грамотность и литература

Грамотность по всей империи оставалась в основном прерогативой аристократов и монахов. В долине Иравади система почти универсальных деревенских монастырей и мужского образования, характерная для более поздних веков, еще не была полностью развита. В отличие от более поздних периодов, монахи продолжали работать в скромных королевских секретариатах региональных судов, и большая часть бирманской (и, конечно же, палийской) литературы той эпохи создавалась аристократами и духовенством. Поскольку талант писцов оставался редким, стоимость транскрипций Типитика вплоть до 1509 года, возможно, была не намного ниже, чем в 13 веке.

Бирманская орфография продолжала следовать старинному квадратному формату, разработанному для аристократические каменные надписи, а не курсивный формат, который утвердился с 17 века, когда популярные письменные произведения привели к более широкому использованию пальмовых листьев и сложенной бумаги, известных как парабайк. Бирманский язык и письменность продолжали влиять на другие языки и сценарии в долине Иравади. С 15-го века надписи на монах приняли бирманские орфографические правила и включали, сознательно или нет, большое количество бирманских заимствованных слов. На основе бирманского письма были разработаны различные тай-шаньские письма.

Несмотря на низкий уровень грамотности, в этот период продолжался рост бирманской литературы как в количественном, так и в жанровом отношении - тенденция, которая началась в период Ава ( 1364–1555). В основном благодаря усилиям монахов и аристократов новое поколение хроник, сводов законов и стихов было написано на местном бирманском языке или в дополнение к пали. Некоторые из хроник, такие как Разадарит Айедавбон и Хантавадди Синбюшин Айедавбон, сохранились до наших дней. Расцвела новая форма поэзии, называемая яду, впервые появившаяся в период авы. Действительно, некоторые из самых известных поэтов-яду, такие как Шин Хтве Хла, Яза Тара, Навадай, Синбюшин Медо и Натшиннаунг, родом из этого периода.

В долине Чао Прайя грамотность на сиамском языке, не говоря уже о пали, была исключительно прерогативой элиты. Монашеское образование для простолюдинов (phrai) оставалось «довольно роскошью». В Лан Ксанге и Лан На также грамотность в письмах Лао и Лан На была прерогативой аристократов. Сиамский язык (центральный тайский язык), смесь более северного тайского диалекта с кхмеризед тай из области Аюттхая, начал сливаться. Сиамский шрифт тоже претерпел несколько изменений, прежде чем к 1600 году приобрел окончательную форму.

Религия

Буддийские реформы

Ват Фу Кхао Тонг недалеко от Аюттхая, подаренный Байиннаунгом

Неизменным наследием Первой династии Таунгу было введение более ортодоксальной версии буддизма тхеравады (цейлонской школы Махавихара) в Верхней Бирме и в государствах Шан. Реформы Таунгу были смоделированы по образцу реформ, введенных королем Дхаммазеди из Хантавадди (годы правления 1471–1492).

Состояние религиозных практик на западе и центральном юго-востоке материковой части Азия до возникновения империи была сильно раздроблена. В целом, низменные районы были в основном - номинально - буддистскими тхеравадами, а горные районы представляли собой смесь буддизма и анимизма Тхеравады с анимистами. Добуддийские ритуалы оставались неотъемлемой частью общепринятой религиозной практики на материке. Например, в Шаньском нагорье еще в 1557 году любимых слуг и животных Шан саубва обычно убивали и хоронили вместе с ним. Даже в преимущественно буддийской низменности Верхней Бирмы вплоть до 16 века регулярно совершались жертвоприношения животных, а на санкционированных буддистами мероприятиях (часто посещаемых буддийскими настоятелями и членами королевской семьи) употребляли дистиллированные спиртные напитки. Даже в Нижней Бирме, где буддийская практика тхеравады стала более ортодоксальной с 1480-х годов, «монашеские практики не соответствовали более поздним стандартам, и умилостивление духов было доминирующей местной заботой». земли по всему его владению. Считая себя «образцовым буддийским королем», король распространял копии Священных Писаний, кормил монахов и строил пагоды в каждом новом завоеванном государстве от Верхней Бирмы и штатов Шан до Лан На и Сиама. Некоторые из пагод еще предстоит увидеть, и в более поздние века бирманцы будут указывать на них как на доказательство своего притязания на правление этими странами. Следуя по стопам Дхаммазеди, он руководил массовыми посвящениями в Кальяни Тхейн в Пегу в своем ортодоксальном буддизме Тхеравады во имя очищения религии. Он запретил приносить в жертву всех людей и животных по всему королевству. Запрет также распространялся на принесение в жертву животных иностранными поселенцами, такое как Курбан-байрам.

Многие реформы Байиннаунга были продолжены его преемниками из восстановленной династии Таунгу. Практически исчезла секта лесных жителей. Со временем практики тхеравады стали более единообразными на региональном уровне, горные районы были втянуты в более тесный контакт с бассейном в 17-18 веках.

Другие практики

Различные анимистические практики остались живы и здоровы, не только в горных районах, но даже в низинах. Попытки Байиннаунга избавить буддизм от поклонения анимистам нат провалились. Пришли поселиться и приверженцы авраамической веры. Иностранные купцы и наемники принесли свой ислам и католицизм. В 1550-х годах мусульманские купцы в Пегу построили то, что, по всей видимости, было их первой мечетью. Потомки мусульманских и католических наемников продолжали пополнять ряды элитных артиллерийских подразделений армии.

Экономика

Сельское хозяйство и морская торговля доминировали в экономике империи. Морская торговля была наиболее распространена в Нижней Бирме и южном Сиаме. В Верхней Бирме и прилегающих к ней горных районах доминировало сельское хозяйство. В регионе Аюттхая также была сильная экономика, основанная на сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство

На западном материке все три основных орошаемых региона были расположены в Верхней Бирме: Кьяуксе, Минбу и Му долина - как было с 13 века. Сельское хозяйство Нижней Бирмы не было хорошо развито - менее 10% площадей середины 1930-х гг. В британский колониальный период обрабатывались в XVI веке. В Верхней Бирме было возделано около 730 000 гектаров (1,8 миллиона акров) c. 1600, разделенный даже между рисом и сухими культурами. Помимо риса, выращивались арахис Нового Света, табак и кукуруза. Хлопок стал основной культурой в районах засушливых зон, плохо подходящих для выращивания риса, как, например, в районах Мейктила, Яметин и Мингян. Хлопок был основным экспортным товаром Бирмы

Торговля

Прибрежный регион, напротив, сильно зависел от торговли. Основными портами были Пегу, Мартабан, Тавой и Мерги. Продукты и товары из интерьеров - рис и другие продукты питания, а также различные предметы роскоши (рубины, сапфиры, мускус, лак, бензоин, золото) - экспортировались в Малакку, Суматра, Побережье Коромандел (португальский Пуличат, Масулипатам ), Бенгалия и Гуджарат. В свою очередь, Пегу импортировала китайские изделия и специи из Малакки и Суматры, а индийские ткани из индийских штатов; и действительно очень популярное современное огнестрельное оружие от португальцев.

Корона внимательно следила за торговлей и взимала пошлины с любой торговли, которая касалась побережья Нижней Бирмы и Сиама. В Пегу заморская торговля находилась в руках восьми маклеров, назначенных королем. Их гонорар составлял два процента. Корона назначила чиновников в Мергуи, бывшей сиамской зависимости, для надзора за прибыльной торговлей между Сиамом и Индией. Правительство Его Величества активно занималось импортно-экспортным бизнесом. Корона экспортировала предметы роскоши (мускус, золото, драгоценные камни), полученные за счет квот дани из внутренних штатов. Байиннаунг построил флот океанских судов в 1570-х годах, чтобы совершать плавания от имени короны.

Сухопутная торговля велась в основном с Китаем. Основным экспортным товаром Бирмы в Китай был хлопок. Основываясь на анализе китайских источников Sun Laichen, экспорт в Юньнань бирманского хлопка-сырца ок. 1600 достигли 1000 тонн ежегодно. Бирма также экспортировала готовые индийские (и, возможно, бирманские) ткани, а также специи, драгоценные камни и соль в Юньнань. Эти товары были доставлены на лодках в верховья Иравади, где их переправили в идущие на север поезда быков и пони. В обратном направлении текли китайские железные и медные сосуды, оружие, чай и шелк, а также медь и серебро из юньнаньских рудников.

Валюта

У империи Таунгу не было официальной чеканки монет.. Согласно отчетам европейских компаний, до 1560-х годов небентерная торговля велась в основном кусками медно-свинцовых сплавов, называемых ганза (ဂင် ဇာ, ). Но серебро Нового Света начало поступать через испанские Филиппины и Индию в последние столетия 16-го века, и серебро постепенно обогнало ганзу, которая была «чрезвычайно громоздкой средой», и стало стандартным средством обмена к началу 17-го века. Большая доступность серебра в значительной степени способствовала коммерческой экспансии по всей империи.

Условия

Морское торговое богатство поддерживало военную мощь Пегу, позволяя Пегу оплачивать португальское огнестрельное оружие и наемников. Современные европейские путешественники сообщали об огромных богатствах Пегу во время правления Байиннаунга. К 1570-м годам «богатство и власть Пегу были теперь несравнимы», и португальцы считали его «самой могущественной монархией в Азии, за исключением Китая». Однако зажиточная жизнь в столице, вероятно, не была воспроизведена в сельской местности. Ежегодная мобилизация мужчин значительно сокращала рабочую силу, необходимую для обработки рисовых полей. Даже в период расцвета империи урожай временами падал до опасно низкого уровня, что приводило к серьезной нехватке риса, как, например, в 1567 году. К середине 1590-х годов постоянные войны оставили Нижнюю Бирму сильно обезлюдевшей, а цены на рис достигли неслыханного уровня.

Наследие

Первая Империя Таунгу не оставила монументальной архитектуры, как это сделала Языческая Империя. Величие Пегу было навсегда утеряно и известно только из современных европейских отчетов. В отличие от периода авы появилось мало литературных новшеств. Его главным наследием стала политическая и культурная консолидация как в западной, так и в центральной части Юго-Восточной Азии.

Империя положила конец периоду мелких королевств на материковой части Юго-Восточной Азии. Мало того, что династия успешно воссоединила долину Иравади впервые с конца 13 века, она также навсегда поглотила окружающие высокогорья на орбиту равнин. Toungoo достигла совершеннолетия в период, когда появление европейского огнестрельного оружия и рост торговли в Индийском океане позволили низинным государствам распространять власть на внутренние государства. Преимущества равнинных государств сохранились даже после монументального краха империи. Из государств-преемников Restored Toungoo и Сиам стали двумя победителями, которые стали доминировать в западной и центральной части материковой Юго-Восточной Азии, соответственно, хотя влияние Аюттхая на центральный материк было менее полным, чем почти полное господство Restored Toungoo на западном материке. (В то время как только Аракан избежал восстановления Восстановленного Таунгу, Лан Ксанг и Камбоджа оставались независимыми, хотя и сильно ослабленными, вне досягаемости Сиама до XIX века. С другой стороны, потеря независимости Лан На была навсегда: после 1558 года она оставалась бирманской провинцией. На протяжении большей части двух столетий, после чего Лан На вошел в состав Сиамской империи.) Тем не менее, ускоренные попытки к региональной гегемонии были сопоставимы в обоих секторах.

Еще одним ключевым наследием стали административные реформы 17-го века, направленные на империю многочисленные недостатки. И в Восстановленном Таунгу, Бирме, и в Сиаме монархи работали над уменьшением власти вице-королей и губернаторов. Сходства между бирманскими и сиамскими реформами «отчасти отражают независимые ответы на аналогичные вызовы», но они также предполагают «некоторую степень косоглазого взаимного заимствования». В обоих секторах корона сократила или прекратила назначение старших князей в провинциальные города и обязала их проживать в столице в специальных дворцах, где за ними было бы легче наблюдать. Фактические администраторы провинций переходили к простым чиновникам, не претендующим на престол.

В результате политической и экономической интеграции культурные нормы в долине Иравади продолжали синтезироваться в 17 веке. Более ортодоксальные практики буддизма Тхеравады в Хантавадди и Цейлоне распространились на окраины и в штаты Шан. Бирманский язык и обычаи вытеснили Верхнюю Бирму во всех направлениях в последующие столетия.

Воспоминания о Первой империи Тунгу все еще сохраняются не только в Мьянме, но также в Таиланде и Лаосе. В Мьянме подвиги Табиншвехти и Байиннаунга широко упоминаются в школьных учебниках. Согласно Мьин-У, Байиннаунг - любимый король современных бирманских генералов, которые часто считают себя «сражающимися с одними и теми же врагами и в одних и тех же местах... их солдаты пробивают себе путь через те же густые джунгли, готовящиеся сжечь город или деревенских жителей прессы. Прошлое более близкое, более сопоставимое, способ оправдать нынешние действия. Его статуи здесь, потому что испытание силой сплотить нацию - это не просто история ». С другой стороны, короли-воины Наресуан из Аюттхая и Сеттатхират из Лан Ксанга остаются самыми прославленными королями в Таиланде и Лаосе соответственно - Наресуан за возвращение Сиама к независимости и Сеттатират за его надоедливое сопротивление империи.

См. Также
Примечания
Ссылки
Библиография
  • Аунг-Твин, Майкл А..; Майтрий Аунг-Твин (2012). История Мьянмы с древних времен (иллюстрированный ред.). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-1-86189-901-9.
  • Аунг Тун, Сай (2009). История государства Шан: от его истоков до 1962 года. Чиангмай: Книги о шелковых червях. ISBN 978-974-9511-43-5.
  • Принц Дамронг Раджанубхаб (1928). Крис Бейкер (ред.). Наши войны с бирманцами: тайско-бирманский конфликт 1539–1767 гг. Перевод Аунга Тейна (изд. 2001 г.). Бангкок: Белый лотос. ISBN 974-7534-58-4.
  • Дейк, Вил О. (2006). Бирма семнадцатого века и Голландская Ост-Индская компания, 1634–1680 (иллюстрированное изд.). Сингапур: NUS Press. ISBN 9789971693046.
  • Фернквест, Джон (весна 2005 г.). «Бегство лаосских военнопленных из Бирмы обратно в Лаос в 1596 году: сравнение исторических источников» (PDF). Бюллетень SOAS исследований Бирмы. 3 (1). ISSN 1479-8484.
  • Харви, Г. Э. (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 г. Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Ltd.
  • Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы. Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
  • Хаксли, Эндрю (2012). «Прецедент лорда Чжо Ту: Закон шестнадцатого века». У Пола Дреша; Ханна Шкода (ред.). Законничество: антропология и история. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191641473.
  • Джеймс, Хелен (2004). Кит Гин Оои (ред.). Юго-Восточная Азия: историческая энциклопедия от Ангкор-Вата до Восточного Тимора, том 2. ABC-CLIO. ISBN 1-57607-770-5.
  • Кала, У (1724). Маха Язавин (на бирманском языке). 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Ya-Pyei Publishing.
  • Либерман, Виктор Б. (1984). Бирманские административные циклы: анархия и завоевание, c. 1580–1760. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05407-X.
  • Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7.
  • (2012) [1798]. Чжо Вин; Thein Hlaing (ред.). Язавин Тхит (на бирманском языке). 1–3 (2-е изд.). Янгон: Ya-Pyei Publishing.
  • Myint-U, Thant (2006). Река заблудших следов - Истории Бирмы. Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6.
  • Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1883). История Бирмы (изд. 1967). Лондон: Susil Gupta.
  • Ratchasomphan (Sænluang.) (1994). Дэвид К. Вятт (ред.). Нан Хроники. Публикации ПДУЭР. ISBN 9780877277156.
  • Сейн Луин Лэй, Кахтика У (1968). Mintaya Shwe Hti и Bayinnaung: Ketumadi Taungoo Yazawin (на бирманском языке) (2006 г., 2-е изд.). Янгон: Ян Аунг Сарпай.
  • Симмс, Питер; Санда Симмс (2001). Королевства Лаоса: шестьсот лет истории (иллюстрированный ред.). Психология Press. ISBN 9780700715312.
  • Смит, Рональд Бишоп (1966). Сиам; Или «История тайцев: с 1569 г. по 1824 г.» 2 . Decatur Press.
  • Стюарт-Фокс, Мартин (2008). Исторический словарь Лаоса. Scarecrow Press. ISBN 9780810864115.
  • Тарлинг, Николас (1999). Кембриджская история Юго-Восточной Азии. 2 (иллюстрировано изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521663700.
  • Тун (1983). Королевские ордена Бирмы, 1598–1885 гг. 1 . Киото: Университет Киото.
  • Тан Тун (2011). «23. Нга Зинга и Тида». Краткие обзоры истории Мьянмы (на бирманском языке). Янгон: Gangaw Myaing.
  • Thaw Kaung, U (2010). Аспекты истории и культуры Мьянмы. Янгон: Gangaw Myaing.
  • Thein Hlaing, U (2000). Исследовательский словарь бирманской истории (на бирманском языке) (2011 г., 3-е изд.). Янгон: Кхит-Пья Тайк.
  • Юл, капитан Генри (1857 г.). Доктор Нортон Шоу (ред.). «О географии Бирмы и ее притоков». Журнал Королевского географического общества. Лондон: Королевское географическое общество. 27.
Последняя правка сделана 2021-05-20 06:55:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте