Закон о первом шаге

редактировать
Федеральный закон США
Закон о первом шаге
Большая печать Соединенных Штатов
Другие короткие заголовкиОбщество, ранее лишенное свободы Преобразованный Закон о безопасном переходе для каждого человека
Длинное названиеПредоставление программ, помогающих снизить риск рецидивирования заключенных после освобождения из тюрьмы, а также для других целей.
Сокращения (разговорный)Закон о первом шаге (FSA)
Принят115-м Конгрессом США
Цитаты
Публичное право115-391
Законодательное история

Закон о первом шаге (FSA), формально известный как Закон о возвращении в тюрьму ранее заключенных, преобразованный и безопасный переход для каждого человека, является двухпартийный законопроект об уголовном правосудии, принятый 115-м Конгрессом и подписанный президентом Трампом в декабре 2018 года. t Step Act, среди прочих изменений, реформирует федеральные тюрьмы и законы о вынесении приговоров, чтобы уменьшить рецидивы, уменьшить количество заключенных в федеральном и поддерживать общественную безопасность. 147>Содержание

  • 1 История процедуры
  • 2 Основные законодательные положения
  • 3 Поддержка и противодействие во время законодательного процесса
  • 4 Первые достижения и критика реализации
  • 5 Освобождение из сострадания в соответствии с Законом «Первый шаг» во время COVID- 19 пандемия
  • 6 Последующее законодательство
  • 7 Ссылки

История процедуры

Первоначальная версия Закона о первом шаге, HR 5682, была спонсирована и представлена ​​членом палаты представителей Дугом Коллинзом [R-GA-9] от 7 мая 2018 г. Этот проект в первую очередь направлен на снижение рецидивов за счет разработки системы оценки рисков и потребностей для всех федеральных заключенных. Законопроект направлен США. Генеральному прокурору разработать эту систему вместе с научно обоснованными программами сокращения рецидивов среди федеральных заключенных. Согласно законопроекту, тюремная администрация будет использовать национальную систему оценки рисков и потребностей, чтобы классифицировать риск рецидивизма заключенного, принимать решения о том, какие программы снижения рецидивизма могут быть подходящими для каждого человека, и определять, когда заключенный готов перейти в предварительное освобождение. опека. В законопроект также включен ряд других положений о реформе системы уголовного правосудия, в том числе те, которые разрешают сотрудникам Тюремного бюро (BOP) хранить огнестрельное оружие в специально отведенных местах для хранения огнестрельного оружия или в автомобильном ящике и носить скрытое оружие на улице. тюрьмы (статья 202); запретить использование ограничений на заключенных во время беременности, родов и послеродового восстановления, за исключением случаев, когда поставщик медицинских услуг определяет иное или когда заключенный представляет собой необоснованный риск побега или угрозу общественной безопасности (раздел 301); размещать заключенных как можно ближе (и не более 500 миль от) к их основному месту жительства, где это возможно (Раздел 401); расширить освобождение из сострадания (также «сокращение срока наказания» или «RIS») для неизлечимо больных пациентов и повторно утвердить Закон о втором шансе 2007 года (раздел 403); поручить Управлению тюрем выдавать удостоверения личности возвращающимся гражданам (раздел 404); разрешить новые рынки для Federal Prison Industries (Раздел 406); поручить деэскалацию обучать офицеров и сотрудников исправительных учреждений (Раздел 407); прямое сообщение о лечении опиоидами и злоупотреблении ими в тюрьмах (раздел 408); улучшить доступность средств женской гигиены в тюрьмах (раздел 412); и другие действия.

После внесения законопроект был немедленно передан в комитет Палаты представителей по делам судебной власти, и впоследствии 22 мая 2018 г. он был исключен из комитета - вместе с отчетом - 25 голосами против 5. В отчете комитета палаты представителей содержатся данные Бюро тюрем о рецидивизме, а также содержится предупреждение о финансовых и социальных издержках повторного ареста, осуждения и лишения свободы. Он также выразил озабоченность по поводу сокращения возможностей для получения образования и профессиональной подготовки для заключенных, учитывая доказанный потенциал этой деятельности для снижения криминогенных тенденций. Законопроект был принят Палатой представителей 360–59 голосов в тот же день с замечаниями многих членов Конгресса, в том числе члена палаты представителей Джерри Надлера [D-NY-10], который признал, что, хотя законопроект не включает реформу приговоров, поскольку некоторые хотелось бы, это был «важный первый шаг», который позволил объединить столь разные группы, как # cut50 и Фонд Коха. После принятия законопроект был передан в Сенат.

Однако Сенат в конечном итоге не голосовал по HR 5682 и не рассматривал S. 2795 - законопроект, сопутствующий HR 5682, который был внесен в Сенат на 7 мая 2018 г. сенатором Джоном Корнином [R-TX] и передано в Судебный комитет Сената. Сенат фактически не голосовал по реформе уголовного правосудия до декабря 2018 года из-за разногласий по поводу сферы действия Закона о первом шаге. Без включения значимой реформы приговора, аналогичной мерам, предложенным в Законе о реформе и исправлении приговоров от 2015 года, многие демократы в Сенате не хотели ее поддерживать. После нескольких месяцев интенсивного посредничества в Сенате сенатор Чак Грассли [R-IA] 15 ноября 2018 г. представил версию законопроекта (S. 3649), который включал исправительные реформы из S. 2795 / H.R. 5682, добавлены дополнительные меры и, что важно, включены новые положения о реформе наказания. Он собрал более 40 спонсоров.

12 декабря сенатор Грассли [R-IA] вместе с соавтором сенатором Диком Дурбином [D-IL] представили исправленную версию S. 3649 as S. 3747, который сохранил содержание S. 3649 и добавил дополнительный заголовок, повторно санкционирующий и изменяющий Закон о втором шансе 2007 года. Совершив необычный процедурный ход и отменив свое заявление о том, что он не будет проводить голосование до 2019 года, лидер большинства в Сенате Митч МакКоннелл [R-KY] 13 декабря 2018 г. заменил содержание Первого Step Act (S. 3747) в S. 756 - существенно не связанный законопроект под названием «Закон о защите наших морей», который первоначально был внесен сенатором Дэном Салливаном [R-AK] 29 марта 2017 г. запросить окончательные поправки и поставить вопрос на голосование. (Из-за этого процедурного шага - известного как «поправка в качестве замены» - записи конгрессов в разных местах отражают две совершенно не связанные между собой версии статьи 756 115-го Конгресса). Многие сенаторы предложили внести поправки, в том числе сенаторы Том Коттон [R-AR] и Джон Кеннеди [R-LA]. Они внесли спорную поправку 4109 к статье 756, чтобы расширить типы обвинительных приговоров, которые делали бы заключенного не имеющим права на получение кредита («список исключений» за преступление), и потребовали от тюремных надзирателей уведомлять каждую жертву преступления о дате освобождения. заключенный, связанный с их правонарушением, среди прочих мер по обмену информацией. Они утверждали, что эти реформы были необходимы для защиты жертв, но сторонники законопроекта рассматривали этот шаг как последнюю попытку сорвать месяцы достижения консенсуса.

В своем заявлении в Сенат перед голосованием, поощряющим принятие законопроекта и не одобряя поправки Коттона-Кеннеди, сенатор Дик Дурбин [D-IL] объяснил, что требования об уведомлении поправок Коттона-Кеннеди дублируют уже существующие положения об уведомлении и обмене информацией жертвы преступления. Закон о правах, при этом нежелательно запрещая жертвам отказываться от уведомлений. Он также предположил, что поправки Коттона-Кеннеди попытались добавить преступления в список исключений, против которого они ранее выступали. Поправки Коттона-Кеннеди были отклонены 37 голосами против 62 и не стали частью законопроекта. 18 декабря 2018 г. пересмотренный Закон о первом шаге принял Сенат США как S. 756 при двухпартийном голосовании 87–12.

Палата представителей одобрила законопроект с поправками Сената 20 декабря 2018 г. (358–358). 36). Акт был подписан президентом Дональдом Трампом 21 декабря 2018 года и стал публичным законом 115-391.

Основные законодательные положения

Закон в том виде, в котором он был принят, разделен на шесть названий и систематизированы в различных частях заголовков 18, 21 и 34 Кодекса Соединенных Штатов в зависимости от предмета законодательства.

Раздел I предписывает Генеральному прокурору США разработать и публично объявить о системе оценки рисков и потребностей всех заключенных Федеральной тюрьмы в течение 210 дней после принятия закона и рекомендовать научно обоснованные мероприятия по снижению рецидивизма. Эта система оценки рисков и потребностей, после разработки, будет использоваться в соответствии с Законом о первом шаге для классификации риска рецидивизма для заключенных, сопоставления заключенных с подходящими мероприятиями по снижению рецидивизма на основе их классификации, информирования о жилищных решениях, чтобы сгруппировать заключенных, относящихся к аналогичным категориям риска. вместе и создать стимулы для участия и завершения мероприятий по снижению рецидивизма. Эти стимулы включают расширенный доступ к телефонным привилегиям, перевод в пенитенциарные учреждения ближе к основному месту жительства заключенного и временные кредиты для сокращения срока наказания. Однако временные кредиты доступны не всем заключенным; 18 U.S.C. В § 3632 (d) (4) (D) - где был кодифицирован Раздел I Закона о первом шаге - подробно описаны почти 70 типов обвинительных приговоров, которые лишают заключенного права на начисление временных кредитов за успешное завершение мероприятий по снижению рецидивизма. Кроме того, заключенные, в отношении которых применяется «окончательный приказ о высылке», который делает человека подлежащим депортации, также не имеют права на получение льгот за своевременное выдвижение. Те, кто участвует в мероприятиях по оценке рисков и потребностей, могут иметь право на предварительное или контролируемое освобождение, как описано в 18 U.S.C. 3624 (г). Этот титул также увеличивает количество кредитов за хорошее времяпрепровождение в год - небольших сокращений количества приговоров, получаемых заключенными за хорошее поведение - с 47 до 54, что, по мнению многих, соответствовало первоначальному замыслу 18 U.S.C. § 3624 (b) (1). Важно отметить, что закон задним числом применяет кредиты за хорошее времяпрепровождение, давая некоторым заключенным право на немедленное освобождение на основании начисления семи дополнительных зачетных очков в год.

Раздел I Закона о первом шаге, кодифицированный в 18 U.S.C. § 3621 (h) также предписывает директору тюремного бюро провести первоначальную оценку рисков и потребностей всех федеральных заключенных в течение 180 дней с момента освобождения Генеральным прокурором системы оценки рисков и потребностей и начать расширение мероприятий по снижению рецидивизма.

Раздел II, в кодировке 18 USC. В § 4050 говорится, что директор тюремного бюро должен обеспечить, чтобы директора федеральных тюрем предоставляли сотрудникам безопасное место для хранения огнестрельного оружия за пределами тюрьмы или разрешали сотрудникам хранить огнестрельное оружие в авторизованном и утвержденном ящике для автомобилей. Это также позволяет федеральным сотрудникам BOP носить скрытое огнестрельное оружие за пределами тюрьмы.

Раздел III, кодифицирован в 18 U.S.C. Статья 4322 запрещает использование ограничительных средств для заключенных во время беременности, родов и послеродового восстановления, за некоторыми исключениями. Если сотрудник исправительного учреждения определяет, что заключенный подвергается риску побега или причиняет серьезный вред себе или обществу, или если медицинский работник приходит к выводу, что использование средств удержания соответствует требованиям медицинской безопасности, то следует использовать средства ограничения свободы. Однако они должны быть наименее ограничивающими средствами предотвращения побега.

Раздел IV предусматривает различные реформы приговоров. Раздел 401 вносит поправки в Закон о контролируемых веществах (21 USC § 801 и последующие), чтобы ограничить применение ужесточения приговора к обвиняемым, ранее осужденным за наркотики, путем пересмотра определения «серьезного преступления, связанного с наркотиками», и «серьезного насильственного преступления». сократить обязательный минимальный срок наказания за второе нарушение с 20 до 15 лет, а минимальный минимальный срок наказания за третье нарушение - с пожизненного до 25 лет. Он вносит аналогичные изменения в Закон об импорте и экспорте контролируемых веществ на 21 U.S.C. § 960 (б).

Раздел 402 увеличивает количество ответчиков, которые могут иметь право на «предохранительный клапан». До принятия Закона о первом шаге только обвиняемые с одним «баллом криминального прошлого» могли получить приговоры ниже обязательного минимума, но согласно Закону обвиняемые с до четырех баллов (в зависимости от типа правонарушения) могут иметь право на приговор.

Раздел 403 отменяет положение о "штабелировании" 18 USC. § 924 (c). До этого закона 18 U.S.C. § 924 (c), в котором оговаривалось, что усиленное обязательное минимальное наказание может быть добавлено, когда оружие использовалось при совершении «второго или последующего» обвинительного приговора, - был истолкован как разрешающий наложение усиленных обязательных минимальных наказаний в случае применения оружия. по одновременно обвиняемому правонарушению. В Законе о первом шаге разъясняется, что усовершенствования оружия могут быть добавлены только в том случае, если обвиняемый ранее (например, одновременно) был осужден за правонарушение, связанное с применением огнестрельного оружия, с тем чтобы ограничить улучшение приговора «истинным» рецидивистам.

Раздел 404 применяет Закон о справедливом приговоре 2010 года, который, среди прочего, уменьшил расхождение между приговорами за крэк-кокаин и осуждение за порошковый кокаин - задним числом. В соответствии с Законом о первом шаге заключенным, совершившим преступления, "подпадающие под действие" Закона о справедливом приговоре, разрешается напрямую обращаться в суд с просьбой о пересмотре приговора (после выполнения определенных административных мер). До этого закона Тюремное бюро действовало как «хранитель» петиций заключенных, и заключенные не могли напрямую обращаться в федеральные суды с ходатайствами о последующем пересмотре приговора.

Раздел V повторно санкционирует Закон о втором шансе 2007 года с 2019-2023 гг. Это повторное разрешение предписывает Генеральному прокурору предоставлять гранты проектам штата и местным властям, которые поддерживают успешное возвращение несовершеннолетних и взрослых заключенных в их общины после заключения, включая проекты, которые улучшают академическое и профессиональное образование правонарушителей во время заключения.

Раздел VI включает более десяти различных положений, в том числе те, которые помещают заключенных как можно ближе (и не более чем на 500 миль от) к их основному месту жительства, где это практически возможно (Раздел 601); поощрять домашнее заключение для заключенных из группы низкого риска (Раздел 602); снизить возрастной ценз и сократить срок до срока для освобождения из сострадания, а также расширить контингент заключенных, имеющих право на освобождение из сострадания, за счет включения в него неизлечимо больных преступников (раздел 603); поручить Управлению тюрем выдавать удостоверения личности возвращающимся гражданам (раздел 604); разрешить новые рынки для Federal Prison Industries (Раздел 605); поручить деэскалацию обучать офицеров и сотрудников исправительных учреждений (Раздел 606); прямое сообщение о лечении опиоидами и злоупотреблении ими в тюрьмах (раздел 607); прямой сбор данных по различным показателям для включения в Национальную программу статистики заключенных (раздел 610); улучшить доступность средств женской гигиены в тюрьмах (раздел 611); и запретить использование одиночного заключения для несовершеннолетних, находящихся в федеральном заключении, за исключением определенных обстоятельств (Раздел 613).

Поддержка и противодействие во время законодательного процесса

Сенаторы Чак Грассли [R-IA], Дик Дурбин [D-IL], Кори Букер [D-NJ] и Майк Ли [R-UT] отстаивали Закон о первом шаге в Сенате и создали двухпартийную коалицию для принятия этого закона. В Палате представителей Дуг Коллинз [R-GA-9], Хаким Джеффрис [D-NY-8] и Джон Льюис [D-GA- 5] продвигал подобное законодательство, хотя и без положений о реформе приговоров. Хотя президент Дональд Трамп изначально скептически относился к законодательству, интенсивное лоббирование со стороны его зятя и старшего советника Джареда Кушнера - чьи взгляды на реформу уголовного правосудия, как полагают, находятся под влиянием осуждение его отца и его заключение в тюрьму - в конечном итоге убедили президента Трампа поддержать законопроект и настаивать на минимальном голосовании в 2018 году. Усилия Кушнера включали обращение к семье Мердока (которой принадлежит Fox News), чтобы поощрять позитивное освещение, появляясь на Fox, обеспечение поддержки вице-президента Майка Пенса, планирование обсуждения политики с Трампом и организация встреч со знаменитостями, такими как Канье Уэст и Ким Кардашьян и медиаплееры, такие как Ван Джонс, чтобы лоббировать Трампа. Выдающиеся консерваторы с политическим и правозащитным прошлым также написали президенту Дональду Трампу 22 августа 2018 года письмо с критикой Закона о первом шаге, заверяя его в консервативной поддержке этой меры (включая положения о вынесении приговора) и призывая его поддержать ее.

Среди известных консервативных законодателей, которые выступили против законопроекта, были сенаторы Том Коттон [R-AR], Джон Кеннеди [R-LA], Бен Сасс [ R-NE] и Лиза Мурковски [R-AK]. Всего против Закона о первом шаге проголосовали двенадцать сенаторов-республиканцев. Хотя сенатор Тед Круз [R-TX] изначально был против этого закона, он в конечном итоге поддержал законопроект после того, как была принята поправка, которую он разработал, чтобы расширить список исключенных преступлений.

Никакого демократического конгрессмена члены проголосовали против Закона о первом шаге. Однако некоторые либеральные комментаторы, такие как Рой Л. Остин-младший, который занимался вопросами уголовного правосудия в администрации Обамы, раскритиковали этот акт за то, что он не принес большего облегчения большему количеству заключенных.

Ранние достижения и критика реализации

Масштаб воздействия: В течение первого года после вступления в силу более 3000 федеральных заключенных были освобождены на основании изменений в формуле расчета баллов за хорошее времяпрепровождение в соответствии с Законом о первом шаге, и более 2000 заключенных получили сокращение срока наказания в результате ретроактивной применение Закона о справедливом приговоре 2010 года. Кроме того, почти 350 человек были допущены к заключению престарелых в домашних условиях, а более 100 человек получили смягчение приговора к освобождению из сострадания. Хотя многие группы приветствовали эти события, как либеральные, так и консервативные критики предполагают, что министерство юстиции администрации Трампа неправильно применяет закон, в результате чего меньше заключенных пользуются реформами освобождения и корректировки приговоров, чем планировал Конгресс. Во многих случаях прокуроры Министерства юстиции возражают против ходатайств сокамерников о сокращении срока наказания в соответствии с Законом о первом шаге, утверждая, что соответствующее количество наркотиков - это не то, за хранение или продажу наркотиков преступник был признан виновным, а количество, которое, согласно записям, предполагает, что преступник владел или продано. Последняя цифра обычно существенно больше. В некоторых случаях прокуроры Министерства юстиции пытаются «перевоплотить преступников, уже освобожденных в соответствии с Законом о первом шаге».

Бюджет : хотя Закон о первом шаге разрешает Конгрессу ассигновать 75 миллионов долларов в год в период между 2019-2023 годами, только 14 миллионов долларов был явно направлен на финансирование закона, когда президент Трамп опубликовал свои бюджетные приоритеты на 2020 год в марте 2019 года. Этот ведущий Закон о первом шаге призывает опасаться, что недофинансирование законопроекта представляет собой попытку «заморить его голодом».

Прозрачность рисков и потребностей система оценки: В июле 2019 года Министерство юстиции объявило о создании инструмента оценки рисков и потребностей, предусмотренного законом о первом шаге. Этот инструмент, получивший название «ШАБЛОН» («Инструмент оценки заключенных, ориентированный на предполагаемый риск и потребности»), «предназначен для прогнозирования вероятности общего и насильственного рецидивизма для всех заключенных ПБ». В первоначальном отчете подробно описан механизм инструмента оценки и его реализация, а для комментариев предлагается 45-дневный период. Конференция лидеров по гражданским правам и правам человека, Образовательный фонд конференции лидеров, Американский союз гражданских свобод, Центр по вопросам расы, неравенства и права в Нью-Йоркском университете права, Круглый стол по вопросам правосудия, Media Mobilizing Project и Upturn ответили в совместном письме в Министерство юстиции, в котором выразили обеспокоенность по поводу прозрачности алгоритмической разработки PATTERN и ее потенциала для обострения существующих расовых противоречий в системе уголовного правосудия.

В январе 2020 года Министерство юстиции объявил, что все заключенные BOP прошли первоначальную оценку рисков и потребностей с помощью инструмента PATTERN в соответствии с требованиями закона, и что Департамент вносит изменения в алгоритм PATTERN в ответ на отзывы. Тем не менее, утверждения о расовом алгоритмическом предубеждении в инструменте PATTERN сохраняются.

Сострадательное освобождение в соответствии с Законом о первом шаге во время пандемии COVID-19

3 апреля 2020 г. Генеральный прокурор Уильям Барр выпустил памятную записку в соответствии с § 12003 (b) (2) Закона о CARES, предписывающую BOP пересмотреть приговоры всех заключенных с факторами риска COVID-19 и определить приоритетность их перевода в домашнее заключение, начиная с наиболее подверженных риску объектов. Учитывая расширенное право на перевод в домашнее заключение, многие федеральные заключенные пытаются использовать исправленные положения Закона о первом шаге о освобождении из сострадания в 18 U.S.C. § 3582 (c) (1) (A), чтобы выйти из тюрьмы. Эти положения разрешают федеральному судье изменять приговор заключенному по ходатайству BOP или по ходатайству заключенного после того, как заключенный исчерпал административные требования, если "чрезвычайные и веские причины" требуют сокращения или если заключенный соответствует определенным критериям возраста и наказания, и так при условии, что такое сокращение соответствует Руководству США по вынесению приговоров. Некоторые заключенные утверждают, что риск заражения COVID-19 в тюрьме является «чрезвычайной и веской причиной», оправдывающей изменение приговора в соответствии с 18 U.S.C. § 3582 (c) (1) (A) (i). В деле Соединенные Штаты против Маккарти судья Холл Окружного суда Соединенных Штатов Коннектикута согласился с заключенным, установив, что для 65-летнего заключенного, страдающего ХОБЛ, астмой и другими заболеваниями легких, риск заражения от COVID-19 в тюрьме было «чрезвычайной и веской причиной», чтобы оправдать его освобождение из-под стражи BOP при соблюдении условий надзора после освобождения. Однако не все суды постановили, что люди с заболеваниями, "такими как гипертония, болезни сердца, заболевания легких или диабет, которые могут повысить вероятность серьезных осложнений, если они заразятся COVID-19, соответствуют любым из" чрезвычайных и веские причины », указанные в Руководстве США по вынесению приговоров».

Помимо разногласий по существу ходатайств об освобождении из сострадания во время пандемии COVID-19, по состоянию на май 2020 г. федеральные суды разделились по вопросу о том, административные требования 18 USC § 3582 (c) (1) (A), в котором говорится, что заключенный может подать ходатайство о освобождении из сострадания (1) "после того, как обвиняемый полностью исчерпал все административные права на подачу апелляции в случае отказа Бюро тюрем подать ходатайство. от имени ответчика "или (2)" по прошествии 30 дней с момента получения такого запроса начальником учреждения ответчика "- не допускается. Окружные суды второго и шестого округов (среди прочего) обнаружили, что административные требования могут быть отменены, так что заключенному не нужно исчерпывать все права на подачу апелляции или ждать 30 дней после того, как надзиратель обратился с ходатайством в федеральный суд о пересмотре приговора. прямо искать облегчения. Например, в деле United States v. Scparta, S.D.N.Y. Окружной судья Натан установил, что 55-летний петиционер, страдающий высоким кровяным давлением, высоким уровнем холестерина, апноэ во сне и гипертонией, имел право на освобождение из сострадания, даже несмотря на то, что он не выполнил административные требования в 18 U.S.C. § 3582 (c) (1) (A). Однако Апелляционный суд третьего округа в Соединенных Штатах против Райя и окружные суды по всей стране (например, SDNY в Соединенных Штатах против Робертса, ND Cal в Соединенных Штатах против Рейда, ED Mich в Соединенных Штатах против Алама и ED Ky in United States v. Hofmeister) постановили, что требования к административному исчерпанию не подлежат справедливому отказу даже во время пандемии COVID-19 и должны быть выполнены до того, как федеральные суды смогут рассмотреть существо петиций.

Последующие законодательные акты

На праздновании в апреле 2019 года, посвященном Месяцу Закона о первом шаге, президент Трамп объявил, что следующим приоритетом уголовного правосудия для его администрации будет Закон о втором шаге, направленный на устранение препятствий при приеме на работу для ранее заключенных. По состоянию на май 2020 года Конгресс не предлагал такого закона, заявив, что он не имеет ничего общего с законом.

7 марта 2019 года сенатор Кори Букер представил. По состоянию на октябрь 2020 года он не подвергался голосованию в комитете или в зале Сената.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 06:53:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте