Первый Мутаи

редактировать

Мутаи (Маа; означает Бедствие) - термин, используемый говорящими на Маа сообществами Кения для описания периода войн, обычно вызванных болезнями и / или засухой и затрагивающих обширные территории региона Рифт-Валли из Кении. Согласно фольклору Самбуру и масаи, периоды мутаев произошли в девятнадцатом веке.

Содержание

  • 1 Прелюдия
  • 2 Триггеры
    • 2.1 Аояте
  • 3 Последствия для Малири
    • 3.1 Конфликт с Турканой
    • 3.2 Создание Мерилла
    • 3.3 Создание Покотозек
  • 4 Последствия для Турканы
    • 4.1 Конфликт с Буркинеджи
    • 4.2 Конфликт с Сигером
  • 5 Расширение Покотозека
    • 5.1 Конфликт с Оропом в Баринго
    • 5.2 Конфликт с Оропом в Черангани и Элгоне
    • 5.3 Создание Себей
  • 6 Последствия для Карамаджонга
    • 6.1 Конфликт с Оропом в Качелибе
    • 6.2 Конфликт с Нанди
  • 7 Последствия
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки

Прелюдия

До первых мутаев девятнадцатого века большая часть региона Рифт-Валли в Кения была оккупирована обществами сириква - оседлыми скотоводами, которые развили культуру железного века, основанную на разведении домашнего скота, дополненной b y выращивание зерна в течение шестисот лет. Археологические и лингвистические свидетельства показывают, что они торговали на местном уровне такими товарами, как зерно, керамика и оружие, в то время как связи с международными рынками на Востоке поставляли иностранные товары, скорее всего, в обмен на слоновую кость.

Использование выносливого скота зебу позволило продлить срок службы дистанционное отгонное животноводство

В начале 18 века восточно-нилотские говорящие общества начали резкую экспансию из пунктов на северо-востоке Уганды. Считается, что это было вызвано приобретением ими крупного рогатого скота зебу, более выносливой породы, чем они ранее содержали, что позволяло осуществлять более длинные отгон и эксплуатацию более засушливых районов востока. Африка.

К концу XVIII века атекероязычные кластеры карамоджонгов этих обществ наступали на западные и северо-западные границы обществ сириква. Эти общины сохранили торговые отношения со своими сородичами на земле Цзе, в частности, импортируя изделия из железа, изготовленные ло -говорящими кузнецами Лабвор из западного Карамаджонга. Они использовали это для изготовления копий, ножей и другого оружия, которое, как считается, было более высокого качества, чем то, что было доступно в обществах сириква.

Центральное место в мировоззрении восточно-нилотоязычных обществ Было представление, что весь скот на земле принадлежал им как божественный дар. Крупный рогатый скот считался и до сих пор остается основным источником жизни, гордости и смерти. Таким образом, если другая община владела упитанным скотом с длинными скрученными рогами, скотом с пятнистой шкурой, украшенными воротниками, зазубренными ушами и т. Д., Все это рассматривалось как усиливающее красоту скота, тогда молодые люди туркана могли совершить набег на такой скот.

Ближе к концу 18-го века разразилась засуха, которую в фольклоре называют аойятэ - долгое засушливое время.

Триггеры

Аояте

Засуха в Аояте была острой метеорологической засухой, которая затронула большую часть региона Рифт-Валли в Кении на рубеже 19 века. Лэмпхар (1988) записал традиции среди народа туркана относительно аояте, и он отметил, что хронологические исчисления, основанные на возрастной системе туркана, предполагают дату в конце восемнадцатого или начале девятнадцатого века. Он отмечает, что традиции одновременной засухи, предложенные в хронологической реконструкции соседних сообществ, указывают на то, что засуха затронула большую часть региона Рифт-Валли.

Записи о этапах разлива Нила относятся к 7 веку нашей эры. и анализ характера паводков и сравнение с уровнями воды в озере Чад выявили корреляцию между высоким расходом Нила и большим количеством осадков в экваториальной Восточной Африке. Анализ стадий разлива Нила указывает на «Незначительный минимум» за период с 1800 по 1830 год, которому предшествовал «Незначительный максимум» в период с 1725 по 1800 год, а затем за ним «Незначительный максимум», который длился между 1830 и 1870 годами.

Исследования Панкхерста в Эфиопии указали на сильнейшие голода в 1880–1881, 1835 и 1829 годах. Эти исследования важны тем, что страна Эфиопия граничит с сегодняшним днем ​​округом Туркана. Между тем историки Самбуру, опрошенные Straight et. Аль (2016) утверждает, что Самбуру отделились от общества, известного как Буркинеджи, после Мутаи 1830-х годов. Они связывают это событие с периодом крайнего голода, а также связывают его с установлением возраста Лкипику. Согласно Самбуру Лайбону, у которого взял интервью Фраткин (2011), воины Самбура 'Иль Кипкеку' были воинами в период 1837-1851 гг.

Различные рассказы, записи и отчеты, таким образом, указывают на длинный засушливый период, начавшийся примерно в 1800 году, достигнув пика с очень засушливым временем в середине 1830-х годов. Это согласуется с упоминанием Крапфа (1860) о «великом голоде 1836 года».

Последствия для Малири

Конфликт с Турканой

Согласно традициям, записанным Уилсоном ( 1970), община, известная как Малири, была вытеснена на восток в район горы Котэн вторжением Цзе на их территорию. Малири ранее занимали то, что сегодня является регионами Джи и Додот в Уганде. Часть цзе, называвшаяся тогда туркана, позже откололась от основной части цзе и продолжила продвижение на восток.

Наступление туркана оказало сильное давление на Малири в Котен, заставив эту группу расколоться. на два. Одна секция стала известна как Мериллы, а другая называлась Покотозек.

Учреждение Мериллов

Мериллы, которые еще в 1970 году были известны Каримоджонги, поскольку Малири двинулись дальше на восток от своей точки отдыха в Котене, обосновавшись где-то к востоку от откоса Туркана. Здесь они снова столкнулись с турканами, из-за чего они двинулись дальше на север и восток в сторону современного озера Туркана, где они поселились в Локитаунге. Здесь туркана снова преследовали их и вытеснили на их нынешнюю родину в долине Омо на юге Эфиопии.

Основание Покотозек

Покотозек двинулся на юг, достигнув Накилоро, который находится на выступ обрыва Туркана к северу от горы Морото, где они остановились ненадолго, прежде чем двинуться дальше на юг, спустившись вниз по восточной стороне гор Чеморонгит и Черангани, прежде чем, наконец, разветвляться в направлении озера Баринго.

Последствия для Турканы

Конфликт с Буркинеджи

Рассказы Турканы, записанные Лэмпхиром (1988), дают широкую перспективу прелюдии к конфликту между Турканой и сообществом, которое он называет Кор, имя, которым туркана все еще называют Самбуру в наши дни.

К концу посвящений Паладжама развивающаяся община туркана испытывала сильное экологическое давление. Позади них, вверх по откосу в Карамоджа другие развивающиеся общества Атекеров, такие как Каримоджонг и Додо, занимали все доступные пастбища. Поэтому стоянки крупного рогатого скота Туркана начали продвигаться дальше по Тарашу, который бежал на север ниже предгорий массива Мору Ассигер справа от них и откоса слева от них. По мере продвижения туркана осознали, что они не одни на этой новой земле. Ночью можно было увидеть мерцание пожаров на склонах близлежащих гор, в том числе на горе. Пелеки, который вырисовывался вдали прямо перед ними...

— Джон Лэмпхир, 1988

Лэмпхир отмечает, что традиции Туканы утверждают, что один из них видел странных животных, живущих с людьми на холмах. Таким образом, воины турканы были отправлены вперед, чтобы поймать одного из этих странных зверей, которые, по словам сновидца, были «похожи на жирафов, но с горбами на спине». Поэтому молодые люди пошли и схватили одного из этих зверей - первых верблюдов, которых увидел Туркана. Владельцы этих странных зверей, похоже, тоже показались туркане странными. Туркана считали их «красными» людьми, отчасти из-за их более светлой кожи, а отчасти из-за того, что они мазали свои волосы и тело красноватой глиной. Таким образом, они дали им имя «Кор». Лэмпхар утверждает, что традиции турканы соглашаются с тем, что кор были очень многочисленными и жили в тесной пастырской ассоциации с двумя другими общинами, известными как «Ранталле» и «Поран». Они аналогичны нынешним общинам Рендиль и Боран.

Согласно фон Хёнелю (1894) «несколькими десятилетиями ранее» Буркинеджи оккупировали районы на к западу от озера, и позже они были вытеснены на восток в нынешний Самбуру. Позже он заявляет, что «около пятидесяти лет назад туркана владела частью земли на западе, ныне занятой карамойо, в то время как южная часть их земли принадлежала буркинеджи. Карамойо отогнали туркана дальше на восток, а туркана - в их очередь подтолкнула буркинеджи к Самбуруланду ».

Во время визита фон Хёнеля Буркинеджи и« Рандилль »ранее часто бывали на берегах озера, но остановились, как и в то время, из-за частых атак со стороны Туркана.

Конфликт с Сигером

Лэмпхир утверждает, что рассказы Турканы указывают на то, что во время взаимодействия с «Кор» туркана находилась еще ближе к сообществу, называемому Сигером. Это название общины Карамоджа произошло от украшения, которое нравилось этой общине. Сигеры, как и кор, считались «красными» людьми, их также помнят как «разнородную, многоязычную конфедерацию, в том числе говорящих на южных и восточных нилотских языках, а также тех, кто говорил на кушитских диалектах».. Согласно традициям туркана, Сигер когда-то контролировал большую часть окружающей страны, пока Кор и их союзники не пришли с юга и не забрали ее у них. В процессе кор и Сигер в какой-то степени слились ».

Согласно рассказу Лэмпхира, традиции Туркана напрямую связывают крах« Сигера »с Аояте. Он отмечает это;

... когда стоянки крупного рогатого скота Туркана начали контактировать с этим инопланетным населением и их странным домашним скотом, местность охватила ужасная засуха, Аояте, «долгое засушливое время»... свернуть. Некоторые покинули свою гору и бежали на восток, но столкнулись с еще более засушливыми условиями: «[Там] стало сухо, и был сильный голод. «Сигер» ушел на восток в Мору Эрис, где большинство из них умерло от жары и голода. Так много умерло, что до сих пор существует место под названием Кабосан [«гнилое место»] ». Отряды воинов турканы вытеснили Сигер на север, к истоку озера Туркана... Третьи были отброшены на холмы Сук на юг, чтобы присоединиться к южно-нилотски говорящим покотам... Многие были ассимилированы турканами...и победители овладели пастбищами и водными ресурсами Мору Ассигера

— Как рассказано Дж. Лэмпхиру, 1988

Расширение Покотозека

Конфликт с Оропом в Баринго

Согласно Согласно традициям, записанным Вильсоном, вторжение Покотозеков в Баринго потревожило Оропом, которые поселились вокруг Баринго, что привело к распаду этой группы, что привело к миграции в разных направлениях. Некоторые оропомы двинулись в сторону Турквела, как ниже, так и выше ущелья Туркуэлл, в то время как другие двинулись на Уасин Гишу территорию, контролируемую масаи. Третьи переселились в горы Чеморонгит, которые все еще были частью территории Оропома, а также в область к западу от них и к югу от горы Морото.

. Традиции чока, записанные Бичем (1911), утверждают, что община, с которой произошел конфликт с местностью около Баринго было известно как Самбур. Чоки были сообществом, ассимилированным Покотозеком, их традиции гласят, что «всегда было два исконных племени сук, живших на откосе Эльгейо ». Далее они заявляют, что «в то время как нация сук развивалась в горах на откосе Эльгейо, долина Керио была занята Самбуром.

Если когда-либо Сук спускались из своей крепости, на них нападали (Самбур), пока не появился волшебник среди Сук, который приготовил амулет в виде палки, которую он поместил в самбурский скот крааль, в результате чего весь их скот погиб. После этого они покинули долину Керио и основали большое поселение в Эн-гиньянге (это место находится примерно в тридцати милях к северу от озера Баринго)... Этим событием датируется происхождение пасторального Сук. До сих пор они были чисто сельскохозяйственными людьми...

— Мервин Бич, 1911

Конфликт с Оропом в Черангани и Элгоне

Покотозек обнаружил, что они больше не сталкивались с грозной племенной группировкой на севере и к западу от Баринго, сами расширились в этом направлении, вытеснив других оропомов с гор Черангани и далее на запад вплоть до склонов горы Элгон, тем самым ограничив южное движение Турканы.

Уилсон отмечает, что новичков в Элгоне называли Оропом «Сириква», но в то время их плотность была такой, что они были неподвижны. Он отмечает, что идентичность Оропом будет затоплена после расселения Оропомов, живших в Турквеле в Карамаджонге, «в начале восемнадцатого века».

Основание Себей

На горе Элгон., часть Покотозек сформировалась в людей, известных сегодня как Себеи. Прибыв на гору Элгон, Себей-Покотозек нашел людей Цепеш, которые были первоначально с горы Кадам в Карамодже, проживающих в месте, позже известном как Энтепес (современный Эндебесс ). Эти Цепеши Эндебесса уже подверглись давлению со стороны беженцев Оропома, которые бежали от вторжений в Покотозек / Туркана в таком количестве, что некоторые Цепеши были вынуждены вернуться в Кадам.

Последствия для Карамаджонга

Конфликт с Оропомом в Качелибе

Турпин (1948) записал в 1916 году рассказы, описывающие конфликт, произошедший около 1830 года между Карамаджонгом и сообществом, называемым Оропом. По словам его информаторов, Оропом ранее занимал территорию между «Дебасиеном (гора Кадам), Элгоном и холмами Сук».

Компания Oropom владела акциями и ежедневно подвергалась преследованиям с нашей стороны. В конце концов, наши дедушка и бабушка решили, что нам выгодно захватить Оропом и лишить их страны и имущества.. Мы организовали очень мощный рейд с этой целью, и этот набег разбил Оропом, и многие были захвачены и поглощены наше племя. Тем не менее, многие бежали вдоль северной базы Элгона в сторону Вамии, а некоторые ушли на холмы Сук. После этого мы овладели рекой Турквел между Элгоном и холмами Сук...

— Как рассказано К.А. Турпину, 1916

Уилсон (1970) записал традиции Оропома от Оропомов, живущих среди общин Карамаджонга на северо-востоке Уганды. Он утверждает, что на момент его написания вы все еще могли отличить предыдущий Оропом от Карамаджонга. После ряда интервью он придерживался мнения, что на момент своего распада Оропом (Орупои) были обществом позднего неолита, обширная территория которого простиралась через Туркану и окрестности. региона, а также в Уганду и Судан. Он отмечает, что корпус устной литературы предполагал, что в конечном итоге общество «стало изнеженным после того, как в течение длительного периода пользовалось плодами высокоразвитой культуры». В своем отчете он фиксирует подробности конфликта Карамаджонг-Оропом, который он называет «Битвой при Качелибе». Информаторы Карамаджонга рассказывают о конфликте. заявите следующее об оропомах и конфликте:

... Их щиты были больше, чем наши, но были неэффективными, поскольку были сделаны из воловьей кожи. Их копья были не похожи на наши, скорее, как у Нанди. Когда мы стали достаточно сильными, мы захотели их крупный рогатый скот с длинными рогами, и мы вели с ними великую битву. Однако они были трусами, и их старшим приходилось заставлять молодых людей драться с нами; при этом они собрали их в длинные шеренги, привязывая друг к другу веревками, чтобы они не убежали. Это было очень глупо, потому что когда мы убили одного или двух из них, вся линия рухнула под тяжестью их тел, и мы зарезали их там, где они упали.

— Как рассказано Дж. Г. Уилсону, 1970

Конфликт с Нанди

Согласно информатору Турпина, Карамаджонги «затем обратили свое внимание на Нанди» после битвы с Оропом. Нанди в то время занимали страну до истоков реки Нзоя. Карамаджонги дважды совершали набег на Нанди, после чего Нанди в ответ совершил большой набег на клан Масинико из Карамаджонга, которые пасли свои стада на холме Чу недалеко от слияния рек Турквель и Каньянгаренг. Однако Масинико контратаковали и отбросили Нанди, что привело к тяжелым потерям на стороне Нанди. Затем Карамаджонги организовали мощный рейд против Нанди, но обнаружили, что они отошли слишком далеко на юг.

Последствия

Между различными лойкопскими фракциями произошла серия гражданских войн. 1830 и 1880 гг., Они стали известны как илоикопские войны.

Крапф (1846) также отметил, что масаи недавно «поссорились с вакуафи и внесли большой вклад в их изгнание» с равнин около Чагги. Это сделало масаи самой могущественной группой, «бродящей по равнинам», где были побеждены другие не масайские части Илойкопа.

Илоикопские войны закончились в 1870-х годах поражением и рассеянием Лайкипиак. Однако новая территория, приобретенная масаи, была обширной и оставила их чрезмерно расширенными, что не позволило эффективно ее занять.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 06:47:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте