Первый Латеранский собор

редактировать
Первый Латеранский собор
Дата1123
ПринятоКатолическая церковь
Предыдущий соборКонстантинопольский собор
Следующий соборВторой Латеранский собор
СозванныйПапой Калликстом II
ПрезидентомПапой Калликстом II
Посещаемость300–1000
ТемыСпоры об инвестициях
Документы и заявлениядвадцать два канона, право Папы наставлять епископов, осуждение Симонии, " Божье перемирие »(война разрешена только с понедельника по среду и только летом и осенью)
Хронологический список Вселенских соборов

Первый Латеранский собор был 9-м Вселенским совет признан католической церковью. Он был созван папой Калликстом II в декабре 1122 года, сразу после Вормского конкордата. Собор стремился положить конец практике возложения церковных бенефициаров людьми, которые были мирянами, освободить избрание епископов и аббатов от светского влияния, уточнить разделение духовных и мирских дел, восстановить принцип духовной власти проживает исключительно в церкви и отменяет претензии императоров влиять на папские выборы.

Совет был значительным по размеру: 300 епископов и более 600 аббатов собрались в Риме в марте 1123 года, и Калликст II лично председательствовал. На соборе были зачитаны и утверждены решения Конкордата Вормсов. Были обнародованы различные другие решения.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Текст Собора
  • 3 Результаты Собора
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

История вопроса

Первый Латеранский Собор был вызван папой Калликстом II, правление которого началось 1 февраля 1119 года. Это означало конец спора об инвестициях, начавшегося до папы Григория VII. Вопросы были спорными и продолжались с неослабевающей горечью почти столетие. Гвидо, как его называли до того, как он стал папой, был сыном Вильгельма I, графа Бургундского. Он был тесно связан почти со всеми королевскими домами Европы по обе стороны своей семьи. Он был назначен папским легатом во Франции папой Пасхалом II. Во время пребывания Гвидо на этом посту Пасхал II уступил военным угрозам со стороны Генриха V, императора Священной Римской империи, и был вынужден выпустить в 1111 году. Этим документом Церковь отказалась от большей части того, что было требуемые и впоследствии достигнутые папой Григорием VII и его григорианскими реформами.

. Уступки не принесли ожидаемого мира, но были встречены яростным реакционным сопротивлением повсюду. Европа ожидала прекращения спора об инвестициях и не хотела возвращаться к старым временам, когда император Священной Римской империи назначил папу римским. Наибольшее сопротивление было замечено во Франции, и его возглавил Гвидо, который все еще занимал должность папского легата. Он присутствовал на собрании 1112 года, которое провозгласило Privilegium 1111 года. По возвращении во Францию ​​Гвидо созвал собрание французских и бургундских епископов в Вене (1112). Там мирское наставничество духовенства (практика короля, особенно императора Священной Римской империи, называть епископов и папы римским) было объявлено еретическим. Приговор об отлучении был вынесен Генриху V, который путем насилия добился от Папы уступок, зафиксированных в Privilegium. Соглашение было сочтено противоречащим интересам церкви. Декреты собрания Вены, денонсирующие Привилегию, были отправлены Пасхалию II с просьбой об утверждении. Папа Пасхал II подтвердил их, которые были приняты в общих чертах, 20 октября 1112 года.

Гвидо позже был назначен кардиналом Папой Пасхалом II. Последний, похоже, не был доволен смелыми и настойчивыми атаками Гвидо на Генриха V, императора Священной Римской империи. После смерти Пасхала II, 21 января 1118 г., Геласий II был избран папой. Он был немедленно схвачен итальянскими союзниками Генриха V, и после его освобождения населением он бежал в Гаэту, где был коронован. Генрих V потребовал подтверждения привилегий и не получил удовлетворительного ответа. Затем он приступил к назначению Бурдина, архиепископа Браги, своим папой, который принял имя Григорий VIII, но стал известен как Антипапа Григорий VIII. Бурдин уже был низложен и отлучен от церкви, потому что он короновал Генриха V и императора Священной Римской империи в Риме в 1117 году.

Отлучение Бардина от церкви был повторен в каноне 6 документа, составленного Латераном I. Геласий II быстро отлучил от церкви антипапу Григория VIII, а Генрих V. Геласий был вынужден бежать под давлением армии Генриха V и укрылся в монастыре Клюни, где и умер в январе 1119 г. На четвертый день после смерти Геласия II, 1 февраля 1119 г., главным образом благодаря усилиям кардинала Куно, Гвидо был избран папой и принял титул Калликста II. Он был коронован папой в Вене 9 февраля. 1119.

Из-за его тесной связи с великим ро В семьях Германии, Франции, Англии и Дании папство Калликста II было встречено с большим нетерпением и празднованием по всей Европе. На всем континенте была настоящая надежда на то, что спор по поводу инвестиций может быть улажен раз и навсегда. В интересах примирения даже папское посольство было принято Генрихом V, императором Священной Римской империи, в Страсбурге. Однако вскоре стало ясно, что Генрих не желал уступать свое предполагаемое и древнее право называть папы и епископов в своем королевстве. Возможно, чтобы продемонстрировать примирение или из-за политической необходимости, Генрих отказался от поддержки антипапы Григория VIII.

Было решено, что Генрих и папа Калликст II встретятся в Муссоне. 8 июня 1119 года Калликст II провел синод в Тулузе, чтобы провозгласить дисциплинарные реформы, которых он добился во Французской церкви. В октябре 1119 года он открыл собор в Реймсе. Людовик VI Французский и большинство баронов Франции присутствовали на этом совете вместе с более чем 400 епископами и аббатами. Папе предстояло также встретиться в Муссоне с Генрихом V, императором Священной Римской империи. Однако Генрих явился с армией в 30 000 человек. Калликст II уехал из Реймса в Муссон, но, узнав о воинственной позиции Генриха, быстро отступил в Реймс. Там Церковь занималась вопросами симонии и сожительства духовенства.

К настоящему времени стало ясно, что Генри не в настроении примириться, и компромисс с ним не может быть достигнут. Конклав в Реймсе рассмотрел ситуацию и решил, как вся Церковь, официально отлучить от церкви Генриха V и антипапу Григория VIII. Это произошло 30 октября 1119 года. Находясь в Реймсе, Калликст II попытался добиться соглашения с Генрихом I Английским и его братом Робертом, но это также потерпело неудачу.

Калликст II был полон решимости войти в Рим, который был оккупирован немецкими войсками и антипапой Григорием VIII. Произошло восстание населения, которое вынудило Григория бежать из города. После долгих политических и военных интриг в Риме и южных итальянских государствах Григорий был формально свергнут, а Калликст II был признан законным Папой в 1121 году. Став установившейся властью в Италии, Калликст II теперь вернулся к конфликту с Генрихом V из-за вопрос мирского инвеститура. Генрих подвергался сильному давлению со стороны многих своих баронов в Германии из-за конфликта с папой. Некоторые вступили в открытое восстание. Обстоятельства вынудили Генри заключить мир с Каллстусом. Первые переговоры велись в октябре 1121 года в Вюрцбурге. Ламберт, кардинал Остии, был послан для созыва синода в Вормсе, который начался 8 сентября 1122 года. К 23 сентября был заключен Конкордат Вормса, также называемый Pactum Calixtinum. Со своей стороны, император отказался от своих претензий на наделение кольцом и посохом и предоставил свободу избрания епископским престолам.

На выборах епископов мог присутствовать император или его представители. Калликст II получил право называть епископов по всей Германии, но все еще не имел этой власти в большей части Бургундии и Италии.

Первый Латеранский собор был созван для утверждения Вормского конкордата. Совет был самым представительным, на нем присутствовало почти триста епископов и шестьсот аббатов со всех концов католической Европы. Он состоялся 18 марта 1123 года. Также были изданы указы, направленные против симонии, сожительства среди духовенства, церковных грабителей и фальсификаторов церковных документов; Совет также подтвердил индульгенции крестоносцам.

В оставшиеся несколько лет своей жизни Калликст II пытался закрепить за церковью статус, который существовал в конце правления Папы Григория VII.. Он реорганизовал и реформировал церкви вокруг Рима, канонизировал Конрада Констанцского, осудил учение Петра де Брюа, подтвердил епископа Терстона Йоркского вопреки воле Генриха I Англия и подтвердил свободу Йорка от Кентерберийского престола. Калликст II умер 13 декабря 1124 года, и ему наследовал Папа Гонорий II.

Калликст II был сильной фигурой, которая принесла относительный, хотя и предварительный, мир между Германией и Церковью. Вормский конкордат и Первый Латеранский собор навсегда изменили веру в божественное право королей называть Папу и епископов и навсегда изменили природу церкви и государства

.

Текст Собора

Генрих IV уступил свое правление Священной Римской Империей своему сыну Генриху V.

Тексты Первого Латеранского Собора могут отличаться как по формулировке, так и по нумерации каноны в зависимости от источника. В этом переводе предписания Конкордата червей кодифицированы в Канонах 2, 4 и 10.

CANON I

Резюме. Рукоположения и повышения по службе из материальных соображений лишены всякого достоинства.

Текст. Следуя примеру святых отцов и признавая обязанность своей должности, мы категорически запрещаем в силу авторитета Апостольского Престола рукоположение или продвижение по службе в Церкви Божией за деньги. Если кто-либо таким образом добился рукоположения или продвижения в Церкви, полученное звание лишается всякого достоинства.

CANON 2

Сводка. Только священник может быть назначен настоятелем, протоиереем и деканом ; только диакон может быть архидиаконом.

Текст. Никто, кроме священника, не может быть произведен в сан ректора, протоиерея или декана; и никто не может быть архидиаконом, если он не диакон.

CANON 3

Сводка. Священникам, дьяконам и иподиаконам запрещено жить с женщинами, кроме тех, которые разрешены текстом Никейского собора.

. Мы категорически запрещаем священникам, дьяконам и иподиаконам общаться с наложницами и женщинами или жить с женщинами, кроме таких, как Никейский собор (канон 3), по разрешенным причинам необходимости, а именно с матерью, сестрой, тетей или любым другим лицом. такое лицо, в отношении которого не могло возникнуть подозрений.

CANON 4

Сводка. Миряне, какими бы набожными они ни были, не имеют права распоряжаться чем-либо, что принадлежит Церкви.

Текст. В соответствии с решением Папы Стефана мы заявляем, что миряне, какими бы благочестивыми они ни были, не имеют права распоряжаться чем-либо, принадлежащим Церкви, но, согласно апостольскому канону, надзор за всеми церковными делами принадлежит церкви. епископ, который будет управлять ими согласно воле Божьей. Поэтому, если какой-либо князь или другой мирянин присвоит себе право распоряжаться, контролировать или владеть церковными благами или имуществом, пусть он будет признан виновным в святотатстве.

CANON 5

Сводка. Брак между кровными родственниками запрещен.

Текст. Мы запрещаем браки между кровными родственниками, потому что они запрещены божественными и светскими законами. Тех, кто заключает такие союзы, как и их потомков, божественные законы не только изгоняют, но и объявляют проклятыми, в то время как гражданские законы клеймят их как позорных и лишают наследственных прав. Поэтому мы, следуя примеру наших отцов, объявляем и заклеймили их позорными.

CANON 6

Сводка. Рукоположения Бурдина и посвященных им епископов недействительны.

Текст. Рукоположения, совершенные ересиархом Бурдином после осуждения его Римской церковью, а также рукоположения епископов, посвященных им после этого момента, мы объявляем недействительными.

CANON 7

Сводка. Никому не разрешается присвоить себе епископальную власть в вопросах, касающихся cura animarum и дарования бенефициаров.

Текст. Ни один архидьякон, протоиерей, ректор или декан не должен возлагать на другого заботу о душах или приставах церкви без решения или согласия епископа; действительно, как указывают священные каноны, забота о душах и распоряжение церковным имуществом возлагаются на власть епископа. Если кто-то посмеет действовать вопреки этому и присвоить себе власть, принадлежащую епископу, пусть он будет изгнан из Церкви.

CANON 8

Сводка. Военным запрещено под страхом наказания анафема вторгаться или насильственно удерживать город Беневенто.

Текст. Желая милостью Божьей защитить признанные владения Священной Римской церкви, мы запрещаем под страхом анафемы любому военному вторгаться или насильственно удерживать Беневенто, город Святого Петра. Если кто поступит вопреки этому, пусть предан анафеме.

CANON 9

Сводка. Те , отлученные одним епископом, не могут быть восстановлены другими.

Текст. Мы категорически запрещаем, чтобы тех, кого отлучили от церкви их собственные епископы, принимали в церковное общение другие епископы, настоятели и священнослужители.

Каноны 2, 4 и 10 положили конец практике императора Священной Римской империи называть епископов и папы.

КАНОН 10

Резюме. Епископ , посвященный после неканонических выборов, должен быть низложен.

Текст. Во епископа не может быть хиротонисан, если он не избран канонически. Если кто-то осмелится сделать это, и освящающий, и посвященный будут смещены без надежды на восстановление в должности.

CANON 11

Резюме. Тем, кто оказывает помощь христианам на Востоке, даровано прощение грехов, а их семьи и имущество взяты под защиту Римской церкви.

Текст. Для эффективного подавления тирании неверных мы даруем тем, кто идет в Иерусалим, а также тем, кто оказывает помощь в защите христиан, прощение их грехов, и мы берем под защиту св. Петр и Римская церковь - их дома, их семьи и все их имущество, как это уже было предписано Папой Урбаном II. Поэтому всякий, кто посмеет приставать к ним или захватить их в отсутствие их владельцев, подвергнется отлучению. Однако известно, что те, кто с целью поехать в Иерусалим или в Испанию (то есть против мавров ) прикрепили крест к своей одежде, а затем сняли его, мы повелеваем в силу нашей апостольской власти заменить его и начать путешествие в течение года после наступления Пасхи. В противном случае мы отлучим их от церкви и запретим на их территории все богослужения, кроме крещения младенцев и отправления последнего обряда умирающим.

CANON 12

Сводка. Имуществом портиканов, умирающих без наследников, нельзя распоряжаться способом, противоречащим воле умершего.

Текст. По совету наших братьев и всей курии, а также с воли и согласия префекта мы постановляем упразднить тот дурной обычай, который до сих пор преобладал среди портиканов, а именно: распределять вопреки желанию один умерший - из имущества портиканов, умирающих без наследников; с этим пониманием, однако, что в будущем портики останутся верными Римской церкви, нам и нашим преемникам.

CANON 13

Резюме. Если кто-либо нарушит Божье перемирие и после третьего увещания не принесет удовлетворения, он должен быть предан анафеме.

Текст. Если кто-либо нарушит Божье перемирие, епископ должен трижды увещевать его, чтобы он удовлетворил его. Если он проигнорирует третье увещевание, епископ, либо по совету митрополита, либо по совету двух или одного из соседних епископов, должен объявить анафеме нарушителю и письменно донести его до всех епископов.

CANON 14

Резюме. Мирянам категорически запрещено убирать приношения с алтарей римских церквей.

Текст. Следуя канонам святых отцов, мы категорически и под страхом анафемы запрещаем мирянам выносить приношения с алтарей храмов Св. Петра, Спасителя (Латеранская базилика ), святой Марии Ротонды, словом, с алтарей любой из церквей или с крестов. Нашей апостольской властью мы запрещаем также укрепление церквей и их обращение в мирское использование.

CANON 15

Итоги. Фальсификаторы денег должны быть отлучены от церкви.

Текст. Кто изготовляет или сознательно расходует фальшивые деньги, будет отрезан от общения с верующими (отлучен) как проклятый, как угнетатель бедных и возмутитель спокойствия в городе.

CANON 16

Сводка. Грабители паломников и купцов должны быть отлучены от церкви.

Текст. Если кто-то осмелится напасть на паломников, направляющихся в Рим, чтобы посетить святилища Апостолов и оратории других святых и украсть у них вещи, которые у них есть, или потребовать от торговцев новые пошлины и пошлины, пусть он будет отлучен от церкви, пока он не совершит удовлетворение.

CANON 17

Резюме. У настоятелей и монахов может не быть cura animarum.

Текст. Мы запрещаем настоятелям и монахам совершать публичные аскезы, посещать больных, совершать соборование и петь публичные мессы. Мир, священный елей, освящение жертвенников и рукоположение клириков они должны получить от епископов, в епархиях которых они проживают.

CANON 18

Резюме. Назначение священников в церкви принадлежит епископам, и без их согласия они не могут получать десятину и церкви от мирян.

Текст. Священники назначаются в приходские церкви епископами, перед которыми они несут ответственность за заботу о душах и другие вопросы, относящиеся к ним. Им не разрешается получать десятину и церкви от мирян без воли и согласия епископов. Если они поступят иначе, пусть понесут канонические наказания.

CANON 19

Резюме. Налоги, уплачиваемые епископам монахами со времен Григория VII, должны быть продолжены. Монахи не могут по рецепту приобретать имущество церквей и епископов.

Текст. Налог (servitium), который монастыри и их церкви выплачивали епископам со времен Григория VII, сохраняется. Мы категорически запрещаем настоятелям и монахам приобретать по рецепту по истечении тридцати лет имущество церквей и магазинов.

CANON 20

Резюме. Церкви и их имущество, а также люди и вещи, связанные с ними, должны оставаться в целости и сохранности.

Текст. Имея в виду пример наших отцов и выполняя обязанности нашего пастырского служения, мы постановляем, что церкви и их имущество, а также лица, связанные с ними, а именно священнослужители, монахи и их слуги (конверси ), а также работники и вещи, которыми они пользуются, останутся в безопасности и неприкосновенны. Если кто-либо осмелится поступить вопреки этому и, признав свое преступление, в течение тридцати дней не исправится должным образом, пусть он будет отрезан от Церкви и предан анафеме.

CANON 21

Резюме. Жрецы в основных орденах не могут вступать в брак, а уже заключенные браки должны быть расторгнуты.

Текст. Мы категорически запрещаем священникам, дьяконам, иподиаконам и монахам иметь наложниц или заключать брак. В соответствии с определениями священных канонов мы постановляем, что браки, уже заключенные такими людьми, должны быть расторгнуты и что люди должны быть приговорены к покаянию.

CANON 22

Резюме. Отчуждение владений экзархата Равенны осуждается, а постановления, сделанные злоумышленниками, недействительны.

Текст. Мы осуждаем отчуждение, совершенное, в частности, Отто, Гвидо, Иеронимом и, возможно, Филиппом, в отношении владений Равеннского экзархата. В целом мы объявляем недействительными отчуждения, каким бы образом они ни совершались епископами и аббатами, независимо от того, вторглись они или были избраны канонически, а также рукоположения, данные ими, будь то с согласия духовенства Церкви или симонически. Мы также категорически запрещаем любому священнику каким-либо образом отчуждать своего пребенда или любого церковного бенефициара. Если он предполагал сделать это в прошлом или будет делать это в будущем, его действие будет считаться недействительным, и он подлежит каноническим санкциям.

Результаты Собора

Латеранский I был первым из четырех Латеранских соборов между 1123–1215 годами. Первый был не очень оригинален по своей концепции и не отвечал на острый богословский вопрос. По большей части Папа Калликст II созвал совет для утверждения различных встреч и соглашений, которые происходили в Риме и вокруг него в течение нескольких лет. Самой острой проблемой был вопрос Спора об инвестициях, который потребовал почти столетия споров и открытых войн. В основе вопроса лежало древнее право императора Священной Римской империи называть Папу, а также епископов и священников. Они были наделены каким-нибудь светским символом, таким как меч или скипетр, и духовной властью, представленной кольцом, митрой и посохом. Для неграмотного населения казалось, что епископ или аббат был теперь ниже короля и обязан своим положением королю. Этот вопрос выдвинулся на первый план в первой половине XI века, когда Рим и папа потребовали автономии от императора Священной Римской империи. Это было центральным вопросом во время правления Папы Григория VII и его битв с Генрихом IV, императором Священной Римской империи. Вопрос так и не был решен. Годы обучения римских священников и епископов в Германии привели к появлению образованного поколения, которое отвергло идею божественного права королей.

Генрих V, император Священной Римской империи умер, оставив свое королевство в очень ослабленном состоянии.

Третий Латеранский собор и Четвертый Латеранский собор обычно считаются более значимыми, чем Латеранский I. Однако Латеранский собор I ознаменовал собой первый общий и большой Собор проводился на Западе. Все предыдущие Соборы проводились на Востоке, и в них доминировали греческие богословы и философы. В борьбе между Стефаном Английским и Матильдой, дочерью Генриха I Английского, английская церковь ускользнула от жесткого контроля, осуществляемого норманнами. Стивен был вынужден пойти на многие уступки церкви, чтобы получить какой-то элемент политического контроля. Историки в значительной степени считали его правление катастрофой, называя его Анархией.

Из-за политической необходимости императоры Священной Римской империи не могли напрямую называть епископов в королевстве. На практике процесс до некоторой степени продолжался. Вопрос о отделении церкви от государства был просто переделан в другом направлении. Из всех григорианских реформ, воплощенных Латераном I, безбрачие духовенства было наиболее успешным. Симони был сокращен. С течением времени светское вмешательство в политику Церкви продолжалось, хотя и по-другому, чем в споре об инвестициях.

. Некоторые историки утверждали, что Вормский конкордат И его повторение Латераном I было не более чем мерами по спасению лица со стороны Церкви. Генрих V, император Священной Римской империи продолжал называть епископов в своем королевстве. Его контроль над папством определенно ослаб. В то время Вормский конкордат был провозглашен великой победой Генриха V внутри Священной Римской империи. Это действительно сдерживало большую часть недавних войн в империи и за ее пределами. В конце концов, Генрих V умер монархом значительно уменьшившегося королевства.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 06:37:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте