Пожар Москвы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть вторжения Наполеона в Россию | |||||||
. Московский пожар, изображенный неизвестный немецкий художник | |||||||
| |||||||
Воюющие | |||||||
Первая Французская Империя | Российская Империя | ||||||
Командиры и вожди | |||||||
Наполеон |
Пожар Москвы 1812 года вспыхнул 14 сентября 1812 года, когда Русские войска и большинство оставшихся жителей покинули город Москва прямо перед авангардом французского императора Наполеона, вошедшего в город после Бородинская битва. Огонь практически уничтожил город, который в прошлом месяце по большей части покинули его жители.
Перед отъездом из Москвы граф Ростопчин отдал приказ Кремль и основные общественные здания (включая церкви и монастыри) были взорваны или подожжены. Но не это было основной причиной пожара, уничтожившего город. Когда основная часть французской армии двинулась в город, возникли пожары. Их причина так и не была установлена, и среди возможных причин могут быть как пренебрежение, так и приказы Ростопчина. По словам Жермен де Сталь, которая покинула город за несколько недель до прибытия Наполеона, именно Ростопчин приказал поджечь свой особняк, который распространился на город с его 1600 церквями. Сегодня большинство историков винят первые пожары в саботаже.
со стороны России. Эту версию событий подтверждает генерал Арман де Коленкур. Он утверждает, что они были в Москве три дня. В тот вечер вспыхнул небольшой пожар, но он был потушен и «объяснялся небрежностью войск». Позже тем же вечером (10 ч. 30 мин.) Коленкур разбудил камердинер и сообщил, что «уже три четверти часа город горит». Пожары продолжали вспыхивать в нескольких отдельных точках. Поджигателей арестовали, допросили и заявили, что их командир приказал им все сжечь. «Дома были назначены с этой целью». Позже в той же главе он утверждает: «Существование легковоспламеняющихся предохранителей, изготовленных одинаковым образом и размещенных в разных общественных и частных зданиях, является фактом, о котором я, как и многие другие, имел личные доказательства. Я видел запалы на месте, и многие были доставлены к Императору ». Далее он пишет: «Допрос рядовых полицейских... все доказало, что пожар был приготовлен и устроен по приказу графа Ростопчина». Кроме того, был схвачен московский полицейский, который пытался поджечь Кремль, где в то время находился Наполеон; Представленный перед Наполеоном, офицер признал, что ему и другим было приказано поджечь город, после чего гвардейцы на месте приказали разъяренному Наполеону заколоть его штыком.
Карикатура (лубок ) XIX века на встречу Наполеона с Сатаной после пожара в Москве. Автор Иван Алексеевич Иванов.Катастрофа началась в виде множества небольших пожаров, которые быстро вышли из-под контроля и образовались массивное пламя. Пожары быстро распространились, поскольку большинство зданий в Москве были деревянными. И хотя в Москве имелась пожарная команда, их оборудование ранее было вывезено или уничтожено по приказу Ростопчина. Когда Наполеон отступил в замок за городом, его войска окончательно потеряли дисциплину и начали грабить и грабить по всей Москве. Даже суровые наказания не смогли предотвратить разграбление, избиение или изнасилование москвичей французскими солдатами во время пожара. Пламя перекинулось на арсенал Кремля, но пожар был потушен французскими гвардейцами. Сообщается, что поджог Москвы был виден на расстоянии до 215 км.
Толстой в своем романе Война и мир предполагает, что огонь не был поджог ни русскими, ни намеренно. или французов, но это был естественный результат передачи заброшенного и по большей части деревянного города в руки вторгшихся войск, когда пожары начинаются почти каждый день, даже при наличии владельцев и полностью функционирующего полицейского управления, и что солдаты будут устраивать пожары - от курения трубок, приготовления пищи два раза в день и сжигания имущества врага на улицах. Некоторые из этих пожаров неизбежно выйдут из-под контроля. Без эффективных действий по тушению пожаров эти пожары в отдельных зданиях распространятся, превратившись в пожары по соседству и, в конечном итоге, во всемирный пожар.
Даты в григорианский календарь (новый стиль) и числа, относящиеся к Клаузевицу и Тарле
Иван Катаев (1911 г.) суммировал потери как три четверти всего имущества в городе:
Было обнаружено около 12000 тел, из которых около 2000 были ранены, российские солдаты погибли в огне. МГУ, библиотека Бутурлина, Петровский и Арбатский театры были полностью разрушены; многие произведения искусства, в частности рукопись-первоисточник эпической поэмы «Сказание о полку Игореве», были потеряны навсегда. Московский детский дом под Китай-городом, переоборудованный в больницу, спасла местная полиция. Население Москвы в 1811 году оценивается в 270 000 человек; после войны, когда жители вернулись в город, оно уменьшилось до 215 000 человек; к 1840 г. оно увеличилось до 349 000.
Карты, составленные российскими властями после войны (в частности, военная карта 1817 г., перепечатанная для публики в путеводителе 1831 г.), показывают, что большая часть территории Москвы уступила Огонь. Заметными исключениями являются Московский Кремль, Детский дом, северный сегмент Белого города от Тверской улицы до Патриарших прудов на западе, т.к. а также дачные поселки.
Карта, вероятно, преувеличивает урон, показывая некоторые уцелевшие блоки, как если бы они были разрушены. Например, Большая Никитская улица западнее Бульварного кольца сохранила многие свои особняки: войска защищали собственное жилище и Французский театр, а также французскую колонию на Кузнецком мосту.. С другой стороны, французское покровительство не помогло Баташовскому дворцу (ныне Яузская больница), занимаемому штаб-квартирой Мурата: после двух дней тушения пожара его сожгла Таганка. Тем не менее, в оставшихся зданиях было достаточно места для французской армии. Как рассуждал генерал Марселлен Марбот :
«Часто утверждают, что пожар Москвы... был главной причиной провала кампании 1812 года. Это утверждение мне кажется спорным. Начнем с того, что разрушение Москвы было не настолько полным, что не осталось домов, дворцов, церквей и казарм, чтобы разместить всю армию [на целый месяц] ».
Однако многие части дислоцировались не в городе., но в отдаленных пригородах типа Останкино (легкая кавалерия) или Химки (итальянский корпус); другие были отправлены на юг для прикрытия передвижения русских.
Нехватка государственных и частных средств задержала реконструкцию Москвы как минимум на пять лет. В те годы многие владения продавались разоренными владельцами, и целые кварталы меняли свой социальный статус; например, все когда-то разные владения были выкуплены купцом.
Некоторые здания 18-го века были перестроены по первоначальному плану Дом Василия Пушкина, типичный образец дешевой деревянной архитектуры 1810-х годов с неоклассической отделкойКатастрофа дала властям уникальную возможность спланировать город с нуля. В феврале 1813 г. русский Александр I учредил в Москве Строительную комиссию с указанием разработать жизнеспособный генеральный план города. План 1813 года, составленный Уильямом Хасти, был сочтен неадекватным для этой задачи, поэтому Комиссия наняла многочисленных местных архитекторов и топографов, которые разработали окончательный генеральный план 1817 года (включающий идеи Хасти по расчистке центральных площадей города Москва ). В 1816–1830 годах градостроители устроили Садовое кольцо, кольцевую магистраль на месте старого крепостного вала, и расширили многие другие улицы.
Позже, в 1817 г., в городе состоялась церемония закладки фундамента Храма Христа Спасителя Александра Витберга, памятника войне 1812 года на Воробьевых горах. Позже этот проект был отменен, и в центре Москвы появился нынешний Собор.
Реконструкцией Красной площади и Китай-города занимался Йозеф Бове, создавший неоклассический Верхний Торг. Ряды как зеркало Матвея Казакова Кремлевского Сената. В феврале 1818 года Иван Мартос завершил Памятник Минину и Пожарскому - первый общественный памятник в Москве, расположенный в центре Красной площади. Бове также спроектировал симметричную Театральную площадь и завершил к 1825 году Большой и Малый театры. Московский университет и другие общественные здания были перестроены Доменико Гильярди и Афанасий Григорьев.
Бове также занимался «фасадным отделом», утверждая дизайн фасадов всех новостроек. Острая нехватка кирпича, камня и цемента вынудила многих застройщиков строить из дерева; городу пришлось согласиться с неизбежным при условии, что дома будут соответствовать неоклассическим стандартам. Местные мастера откликнулись на массовое производство деревянных имитаций классических орнаментов. Большинство этих домов со временем было разрушено. Сохранившиеся примеры включают недавно отреставрированный дом на углу Глазовского и Денежного переулков в Арбатском районе и дом Василия Пушкина в.
Лев Толстой использует огонь как часть сюжета в своей Войне и мире. Эти сцены были адаптированы в советском фильме 1965–67 годов Война и мир ; Съемочная группа планировала сцены на 10 месяцев и снимала пожары шестью наземными камерами, а также снимала с вертолетов.
Wikimedia Commons СМИ, связанные с Пожар Москвы (1812). |
Координаты : 55 ° 45′N 37 ° 38′E / 55,75 ° N 37,63 ° E / 55,75; 37.63