. В фотографии и кинематографии используется фильтр . аксессуар для камеры ,, состоящий из оптического фильтра, который можно вставить в оптический тракт . Фильтр может иметь квадратную или продолговатую форму и устанавливаться в аксессуаре держателя или, чаще, на стеклянном или пластиковом диске в металлической или пластиковой кольцевой рамке, который может быть привинчен к передней части или прикреплен к объектив камеры.
Фильтры изменяют записываемые изображения. Иногда они используются для незначительного изменения изображений; в других случаях изображение было бы просто невозможно без них. В монохромной фотографии цветные фильтры влияют на относительную яркость разных цветов; красная помада может быть от почти белой до почти черной с различными фильтрами. Другие изменяют цветовой баланс изображений, так что фотографии при освещении лампами накаливания показывают цвета так, как они воспринимаются, а не с красноватым оттенком. Существуют фильтры, которые искажают изображение желаемым образом, рассеивая резкое изображение, добавляя звездный эффект и т. Д. Линейные и круговые поляризационные фильтры уменьшают наклонные отражения от неметаллических поверхностей.
Многие фильтры поглощают часть доступного света, что требует более длительной выдержки. Поскольку фильтр находится на оптическом пути, любые дефекты - неровные или непараллельные поверхности, отражения (минимизированные оптическим покрытием), царапины, грязь - влияют на изображение.
Универсальной стандартной системы именования фильтров не существует. Числа Враттена, принятые в начале двадцатого века Kodak, тогда доминирующей силой в пленочной фотографии, используются несколькими производителями. Фильтры коррекции цвета часто идентифицируются кодом вида CC50Y — CC для коррекции цвета, 50 для силы фильтра, Y для желтого.
Оптические фильтры используются в различных областях науки, включая, в частности, астрономию ; они по сути такие же, как фотографические фильтры, но на практике часто требуют более точного контроля оптических свойств и точно определенных кривых пропускания, чем фильтры, предназначенные исключительно для фотографического использования. Фотографические фильтры продаются в больших количествах по соответственно более низким ценам, чем многие лабораторные фильтры. В статье об оптических фильтрах есть материалы, относящиеся к фотографическим фильтрам.
В цифровой фотографии большинство фильтров, используемых с пленочными фотоаппаратами, были заменены цифровыми фильтрами, применяемыми либо в камере, либо во время постобработки. Исключения включают ультрафиолетовый (УФ) фильтр, обычно используемый для защиты передней поверхности объектива, фильтр нейтральной плотности (ND), поляризационный фильтр и инфракрасный (ИК) фильтр. Фильтр нейтральной плотности позволяет применять эффекты, требующие широкой диафрагмы или длинной выдержки, к ярко освещенным сценам, в то время как градуированный фильтр нейтральной плотности полезен в ситуациях, когда динамический диапазон сцены превышает возможности датчика. Отсутствие оптических фильтров перед объективом дает то преимущество, что позволяет избежать снижения качества изображения, вызванного наличием дополнительного оптического элемента на пути света, и может быть необходимо для предотвращения виньетирования при использовании широкоугольного линзы.
фильтров в фотографии могут быть классифицированы в зависимости от их использования:
Прозрачные фильтры, также известные как фильтры оконного стекла или оптические плоские фильтры, прозрачны и (в идеале) не фильтруют падающий свет. Единственное использование прозрачного фильтра - это защита передней части объектива.
Прозрачное стекло немного поглощает УФ.
УФ-фильтры используются для блокировки невидимого ультрафиолетового света, к которому большинство фотографических сенсоров и пленки хотя бы немного чувствительны. УФ-свет обычно регистрируется так, как если бы это был синий свет, поэтому эта нечеловеческая чувствительность к УФ-излучению может привести к нежелательному преувеличению голубоватого оттенка атмосферной дымки или, что еще более неестественно, объектов в открытой тени, освещенных небом, насыщенным ультрафиолетом..
Обычно стекло или пластик объектива камеры практически непрозрачны для коротковолнового УФ-излучения, но прозрачны для длинноволнового (почти видимого) УФ-излучения. УФ-фильтр пропускает весь или почти весь видимый спектр, но блокирует практически все ультрафиолетовое излучение. (Большинство фильтров спектральной манипуляции названы в честь пропускаемого ими излучения; зеленый и инфракрасный фильтры пропускают свои названные цвета, но УФ-фильтр блокирует УФ). Его можно оставить на линзе почти для всех снимков: УФ-фильтры часто используются в основном для линз. защита так же, как и чистые фильтры. Сильный УФ-фильтр, такой как Haze-2A или UV17, отсекает часть видимого света в фиолетовой части спектра и имеет бледно-желтый цвет; эти сильные фильтры более эффективны при устранении дымки и могут уменьшить фиолетовую окантовку в цифровых камерах. Сильные УФ-фильтры также иногда используются для согрева цветных фотографий, сделанных в тени на пленку дневного света.
Крайний случай: Nikon D700 с разбитым фильтром, который мог спасти объектив Nikkor внизу. Обычно все, что можно разумно ожидать, - это защита от царапин, порезов и переносимых по воздуху загрязнений.Хотя в определенных случаях, например, в суровых условиях окружающей среды, может потребоваться защитный фильтр, у этой практики есть и обратные стороны. Аргументы в пользу использования защитных фильтров включают:
Аргументы против их использования включают:
Существует широкий диапазон спектрального блокирования УФ-излучения фильтрами, называемыми ультрафиолетовыми.
Для компенсации эффектов освещения, не сбалансированных для номинальной цветовой температуры пленки, используются соответствующие фильтры преобразования цвета (обычно 3200 K для профессиональных вольфрамовых ламп и 5500 K для дневного света): например, синий фильтр 80A, используемый с пленкой для дневного света, корректирует воспринимаемый оранжевый / красноватый оттенок фотографического освещения лампами накаливания (для которого обычный фотографический термин "вольфрамовое освещение ") и значительно улучшает более прочный оттенок, создаваемый бытовыми лампами накаливания с более низкими температурами, а 85B исправляет голубоватый оттенок дневные фотографии на вольфрамовой пленке. Фильтры цветокоррекции обозначаются нестандартными номерами, которые варьируются от производителя к производителю. Потребность в этих фильтрах значительно уменьшилась благодаря широкому распространению цифровой фотографии, поскольку цветовой баланс можно корректировать с помощью настроек камеры во время захвата изображения или с помощью программного обеспечения впоследствии.
Фильтр 80A, который в основном используется для коррекции чрезмерной красноты вольфрамового освещения, также может использоваться для перенасыщения сцен, в которых уже есть синий цвет. Фотография слева была снята с поляризатором, а фотография справа снята с поляризатором и фильтром 80A.Фильтры преобразования цвета (фильтры LB) следует отличать от фильтров цветокоррекции (фильтры CC), которые отфильтровать определенный цветовой оттенок, например вызванные эффектом Шварцшильда и т. д.
Фильтры вычитания цвета работают, поглощая определенные цвета света, пропуская остальные цвета. Их можно использовать для демонстрации основных цветов, составляющих изображение. Возможно, они наиболее часто используются в полиграфической индустрии для цветоделения, и, опять же, их использование уменьшилось, поскольку цифровые решения стали более совершенными и распространенными... Дидимиевые фильтры, продаваемые как фильтры «улучшения цвета» или «осенние цвета», действуют аналогичным образом: они удаляют узкую (или широкую) полосу цвета в желтой части спектра (589 нм ). В некоторых астрономических фильтрах аналогично используется дидим в более высокой концентрации. Даже астрономические фильтры, в которых не используется дидим, обычно представляют собой своего рода цветовой фильтр с узкой полосой пропускания.
Цветные фильтры обычно используются в черно-белой фотографии для изменения эффекта разных цветов в сцене, изменяя контраст записанного в черном и белом разных цветов. Например, желтый или, что более важно, оранжевый или красный фильтр усилит контраст между облаками и небом, затемняя голубое небо. Темно-зеленый фильтр также затемняет небо и дополнительно осветляет зеленую листву, выделяя ее на фоне неба. Синий фильтр имитирует эффект старой ортохроматической пленки или даже более старой пленки, чувствительной только к синему свету, отображая синий как светлый, а зеленый как темный, показывая голубое небо как пасмурное без контраста между небом и облаками затемняет светлые волосы, делая голубые глаза почти белыми, а красные губы - почти черными. Диффузионные фильтры уменьшают контраст в дополнение к смягчению разрешения.
Эффекты использования поляризатора и красного фильтра в черно-белой фотографииA поляризационный фильтр, используется как для цвета и черно-белая фотография бесцветна и не влияет на цветовой баланс, но отфильтровывает свет с определенным направлением поляризации. Это уменьшает косые отражения от неметаллических поверхностей, может затемнить небо при цветной фотографии (в монохромной фотографии цветные фильтры более эффективны) и может сделать изображение более насыщенным за счет устранения нежелательных отражений.
Линейные поляризационные фильтры, хотя и эффективны, могут мешать работе механизмов замера и автофокусировки, когда зеркала или светоделители находятся на пути света, как в цифровой однообъективной зеркальной камере ; круговой поляризатор также эффективен и не влияет на замер или автофокусировку.
A фильтр нейтральной плотности (фильтр нейтральной плотности) представляет собой фильтр однородной плотности который одинаково ослабляет свет всех цветов. Он используется, чтобы обеспечить более длительную экспозицию (для создания размытия) или большую диафрагму (для выборочной фокусировки), чем в противном случае требуется для правильной экспозиции в преобладающих условиях освещения, без изменения тонального баланса фотографии.
A Градуированный фильтр нейтральной плотности представляет собой фильтр нейтральной плотности с различным затуханием в разных точках, обычно четким в одной половине затенения и большей плотностью в другой. Его можно использовать, например, для фотографирования сцены, в которой часть находится в глубокой тени, а часть - ярко освещена, где в противном случае либо тени не имели бы деталей, либо светлые участки были бы выжженными.
A фильтр с поперечным экраном, также известный как звездный фильтр, создает звездный узор, в котором линии расходятся наружу от ярких объектов. Звездообразный узор создается за счет очень тонкой дифракционной решетки , встроенной в фильтр, или иногда за счет использования призм в фильтре. Количество звезд меняется в зависимости от конструкции фильтра, как и количество точек, которые имеет каждая звезда.
A диффузионный фильтр (также называемый смягчающим фильтром ) смягчает объекты и создает мечтательную дымку (см. диффузия фотонов ). Чаще всего это используется для портретов. Он также снижает контраст, и фильтры также разрабатываются, маркируются, продаются и используются для этой цели. Есть много способов добиться этого эффекта, поэтому фильтры разных производителей значительно различаются. Два основных подхода заключаются в использовании какой-либо формы сетки или сетки в фильтре или в использовании чего-то прозрачного, но не оптически резкого.
Оба эффекта могут быть достигнуты с помощью программного обеспечения, которое, в принципе, может обеспечить очень точную степень контроля уровня эффекта, однако «внешний вид» может заметно отличаться. Если в сцене слишком большой контраст, может быть превышен динамический диапазон цифрового датчика изображения или пленки, что не может компенсировать постобработка, поэтому снижение контрастности в то время захвата изображения может потребоваться.
Линзы для макросъемки технически не являются фильтром, а дополнительной линзой, которая прикрепляется к линзе как фильтр, следовательно, альтернатива но вводящий в заблуждение термин "фильтр крупного плана". Производители фильтров часто продают их как часть своей линейки продуктов, используя те же держатели и системы крепления. Объектив для макросъемки - это одно- или двухэлементный собирающий объектив, используемый для макросъемки и макросъемки, и работает так же, как и очки. для чтения. Установка собирающей линзы перед съемочной линзой уменьшает фокусное расстояние комбинации.
Макрообъективы обычно характеризуются их оптической силой, обратной величиной фокусного расстояния в метрах. Можно использовать несколько линз для макросъемки одновременно; оптическая сила комбинации - это сумма оптических сил компонентных линз; набор линз с диоптриями +1, +2 и +4 можно комбинировать для получения диапазона от +1 до +7 с шагом в единицу.
A разделенная диоптрия - это всего лишь полукруглая половина линзы для крупного плана в обычном держателе фильтра. Его можно использовать для фотографирования близкого объекта и гораздо более далекого фона, когда все находится в резком фокусе; с любым неразделенным объективом глубина резкости была бы слишком малой.
Фотофильтры обычно изготавливаются из стекла, пластмассы, аналогичных тем, которые используются для изготовления очков (например, CR -39 ), полиэстер и поликарбонат ; иногда используется ацетат. Исторически фильтры часто изготавливали из желатина и цветных гелей. Хотя некоторые фильтры все еще называются желатиновыми или гелевыми фильтрами, на самом деле они больше не из желатина, а из одного из упомянутых выше пластиков.
Иногда фильтр окрашен в массе, в других случаях фильтр представляет собой тонкий лист материала, зажатый между двумя кусками прозрачного стекла или пластика.
В некоторых типах фильтров используются другие материалы внутри стеклянного сэндвича; например, в поляризаторах часто используются различные специальные пленки, сетчатые фильтры имеют нейлон и т.д.
Кольца на навинчиваемых фильтрах часто изготавливаются из алюминия, хотя в более дорогих фильтрах используется латунь. Алюминиевые кольца фильтра намного легче по весу, но могут «прилипать» к алюминиевой резьбе линзы, к которой они привинчены, что требует использования гаечного ключа для фильтра, чтобы снять фильтр с линзы. Алюминий также легче вмятин и деформируется.
Высококачественные фильтры имеют многослойное покрытие оптическое покрытие для уменьшения отражений. Фильтры без покрытия могут отражать до 12% света, фильтры с одинарным покрытием могут значительно уменьшить это, а фильтры с многослойным покрытием могут пропускать до 99,8% света (нежелательное отражение 0,2%); потеря света не важна, но часть света отражается внутри камеры, вызывая блики и уменьшая контраст изображения.
Производители линз и фильтров на протяжении многих лет стандартизировали несколько различных наборов размеров.
Наиболее распространенные стандартные размеры круглых фильтров: 30,5 мм, 35,5 мм, 37 мм, 39 мм, 40,5 мм, 43 мм, 46 мм, 49 мм, 52 мм, 55 мм, 58 мм, 62 мм, 67 мм, 72 мм, 77 мм, 82 мм, 86 мм, 95 мм, 105 мм, 112 мм, 122 мм, 127 мм. Диаметр фильтра постоянно увеличивается с 43-58 мм через каждые 3 мм и 62-82 мм через каждые 5 мм. Другие размеры фильтра в этом диапазоне может быть трудно найти, поскольку размер фильтра может быть нестандартным или может редко использоваться на объективах камеры. Указанный диаметр фильтра в миллиметрах указывает на диаметр наружной резьбы на корпусе фильтра. Шаг резьбы составляет 0,5 мм, 0,75 мм или 1,0 мм, в зависимости от размера кольца. Некоторые размеры (например, 30,5 мм) имеют более одного шага.
Диаметр фильтра для конкретной линзы обычно обозначается на лицевой стороне линзы символом ⌀. Например, маркировка объектива может указывать: «⌀55 мм» или «55⌀», что означает, что он подходит для фильтра 55 мм или бленды объектива.
Диаметр | Соответствующая резьба ISO |
---|---|
⌀24 мм | M24-0,75 мм |
⌀25 мм | M25-0,75 мм |
⌀27 мм | M27-0,75 мм |
⌀30 мм | M30-0,75 мм |
⌀30,5 мм | M30,5-0,75 мм |
⌀34 мм | M34-0,75 мм |
⌀35,5 мм | M35,5-0,75 мм |
⌀36,5 мм | M36,5-0,75 мм |
37 мм | M37-0,75 мм |
⌀37,5 мм | M37,5-0,75 мм |
⌀39 мм | M39-0,75 мм |
40 мм | M40,5-0,75 мм |
⌀43 мм | M43-0,75 мм |
⌀46 мм | M46-0,75 мм |
⌀48 мм | M48-0,75 мм |
⌀49 мм | M49-0,75 мм |
⌀52 мм | M52-0,75 мм |
⌀53 мм | M53-0,75 мм |
⌀55 мм | M55-0,75 мм |
⌀58 мм | M58-0,75 мм |
⌀62 мм | M62-0,75 мм |
⌀67 мм | M67-0,75 мм дюйм |
⌀72 мм | M72-0,75 мм |
77 мм | M77 -0,75 мм |
⌀82 мм | M82-0,75 мм |
⌀86 мм | M86-0,75 мм |
⌀94 мм | M94-0,75 мм |
⌀95 мм | M95-0,75 мм |
⌀105 мм | M105-0,75 мм |
⌀107 мм | M107-0,75 мм |
⌀ 110 мм | M110-0,75 мм |
⌀112 мм | M112-0,75 мм |
⌀112,5 мм | M112,5-0,75 мм |
⌀ 125 мм | M125-0,75 мм |
⌀127 мм | M127-0,75 мм |
⌀138 мм | M138-0,75 мм |
⌀145 мм | M145-0,75 мм |
Для квадратных фильтров, 2 "× 2", 3 "× 3" и 4 "× 4" исторически были очень распространены и до сих пор производятся некоторыми производителями. 100 мм × 100 мм очень близко к 4 "× 4", что позволяет использовать многие из тех же держателей, и является одним из наиболее популярных размеров, используемых в настоящее время (2006 г.); это практически стандарт в индустрии кинофильмов. 75 x 75 мм - это очень близко к 3 "x 3", и хотя сегодня они менее распространены, в 1990-е годы были очень популярны.
Французский производитель Cokin производит широкий спектр фильтров и держателей трех размеров, которые вместе известны как Cokin System . Размер «A» (любительский) имеет ширину 67 мм, размер «P» (профессиональный) - 84 мм, а размер «X Pro» - 130 мм. Многие другие производители производят фильтры для держателей Cokin. Cokin также производит держатели для фильтров диаметром 100 мм, которые они называют размером «Z». Большинство фильтров Кокина изготовлено из оптических смол, таких как CR-39. К квадратным / прямоугольным держателям фильтров может быть прикреплено несколько круглых фильтрующих элементов, обычно поляризаторов и градиентных фильтров, которые необходимо поворачивать и которые более дороги в производстве.
Ранее Cokin (с 1980-х до середины 1990-х) конкурировала с системой Hoya 'Hoyarex' (фильтры 75 мм x 75 мм, в основном изготовленные из смолы), а также с ассортиментом, производимым компанией, но обе они ушли с рынка. Небольшой (84 мм) «системный» диапазон по-прежнему производится (по состоянию на 2012 год) Formatt Hitech. В общем, квадратные (а иногда и прямоугольные) фильтры из одной системы можно было использовать в держателях другой системы, если размер был правильным, но каждый из них создавал свою систему держателя фильтра, которую нельзя было использовать вместе. Lee, Tiffen, Formatt Hitech и Singh Ray также производят квадратные / прямоугольные фильтры размером 100 × 100 и Cokin «P».
Гелевые фильтры очень часто имеют квадратную форму и редко используются в круглой форме. Это тонкие гибкие листы желатина или пластика, которые необходимо удерживать в жестких каркасах, чтобы они не провисали. Гели предназначены не только для использования в качестве фотофильтров, но и в широком диапазоне цветов для использования в осветительных приборах, особенно в театральном освещении. Гелевые держатели доступны у всех производителей квадратных «систем», но они также предоставляются многими производителями фотоаппаратов, производителями гелевых фильтров и производителями дорогих профессиональных аксессуаров для фотоаппаратов (особенно тех производителей, которые нацелены на рынки кино- и телевизионных камер.
Квадратные фильтры часто имеют линзы, которые можно прикрепить к держателям фильтров.
Градуированные фильтры заданной ширины (67 мм, 84 мм, 100 мм и т. Д.) Часто делают продолговатыми, а не квадратными, чтобы можно было перемещать градацию изображения вверх или вниз. Это позволяет, например, красную часть заката Фильтр устанавливается на горизонте. Они используются с описанными выше «системными» держателями.
Некоторые производители, в первую очередь Rollei и Hasselblad, создали собственные системы байонетного крепления для фильтров. Каждая конструкция представлена в нескольких вариантах. размеры, такие как заливы I через залив VIII для Rollei и заливы от 50 до 104 для Hasselblad.
Начиная с 1930-х годов, фильтры также производились в системе калибровки, известной как серийное крепление. Сами фильтры представляли собой круглые кусочки стекла (или иногда из других материалов) без резьбы. Очень ранние фильтры не имели обода вокруг стекла, но более распространенные фильтры более позднего производства имели стекло, установленное в металлических ободах. Чтобы установить фильтры на камеру, фильтр помещался между двумя кольцами; турель либо ввинчивается в резьбу объектива или была надета тубусом объектива и винтами удерживающего кольца в монтажном кольцо для удержания фильтра на месте. Обозначения серий обычно записываются как римскими цифрами, от I до IX, хотя есть несколько размеров, написанных иначе, например Series 4.5 и Series 5.5. Фильтры большинства типоразмеров уже устарели, производство прекратилось к концу 1970-х годов. Однако серия 9 стала стандартом в киноиндустрии, и фильтры серии 9 производятся и продаются и по сей день, особенно для профессиональной кинематографии.
Номер серии | Размер фильтра | Адаптер кольцо |
---|---|---|
I | ||
II | ||
III | ||
IV | 20,6 мм | 23,5 мм |
4,5 | 25,5 мм | |
V | 30,2 мм | 33,5 мм |
5,5 | 35,9 мм | |
VI | 41,3 мм | 44 мм |
VII | 50,8 мм | M54.346-0,706 мм (2,139 дюйма - 36 точек на дюйм) |
7,5 | 57,0 мм | |
VIII | 63,5 мм | 66,7 мм |
8,5/5,5L | 74,8 мм x 5,6 мм | |
8,5 / 8 мм | 74,8 мм x 8 мм | |
IX | 82,6 мм | 87,5 мм |
93 | 93 мм | |
103 | 103 мм | |
107 | 107 мм | |
119 | 119 мм | |
125 | 125 мм | |
138 | 138 мм |
На Викискладе есть материалы, связанные с Фотографические фильтры. |