Figura serpentinata (итал. - змеевик рисунок) - стиль в живописи и скульптуре, призванный сделать фигуру более динамичной, что характерно Маньеризм. Он похож, но не идентичен контрапосту, и на нем часто изображены фигуры в позе спирали. Ранние примеры можно увидеть в работах Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
Эмиль Маурер пишет о художнике и теоретике Джованни Паоло Ломаццо (1538–1600): «Рекомендуемая идеальная форма объединяет, после Ломаццо, три качества: пирамиду, движение« змеиных »и определенную числовую пропорцию, все три объединенных в одно целое. В то же время отдается приоритет к «мото», то есть к извилистому движению, которое должно сделать пирамиду в точной пропорции геометрической формой конуса ».
Лаокоонская группаБуске считает, что стиль «серпентината» возник в результате открытия лаокоонской группы в 1506 году и оказал глубокое влияние на всех художников, но на Микеланджело в частности.. Джон Ширман также утверждает, что он был изобретен Микеланджело, цитируя «Победителей», которые он создал для гробницы Папы Юлия II. С другой стороны, Маурер лишь изредка может обнаружить этот стиль в работах Микеланджело и вместо этого цитирует Беккафуми как его первооткрывателя. Ученик Беккафуми Марко Пино соединил стиль Беккафуми со стилем Сальвиати, Пармиджанино и, возможно, даже Микеланджело, и его работа в целом отмечена мотивами «серпентината». Паоло Пино сам говорит в своем Dialogo della Pittura, что позы его фигур многочисленны и разнообразны, и что во всех его произведениях найти одну единственную фигуру, которая полностью и совершенно искажает, амбивалентно и сложно.
Как пишет Маурер, художники более свободны, чем скульпторы, и менее привязаны к природе. Таким образом, они могут экспериментировать со своими фигурами, изменять форму, растягивать, геометрически, растворять, карикатурировать, раскрашивать, извилистые, в соответствии с целью картины и предполагаемым эффектом. С ослаблением норм искусства эпохи Возрождения и развитием стиля «Serpentita», структуры и правила этого стиля стали систематизироваться. Начался стиль формы, с помощью которого фигуры показывали физическую силу, страсть, напряжение и смысловое совершенство. Движения не происходили без мотивации и даже просто с волей, но с волей, проявленной в чистом виде. И их действия возникли не из силы, а из бессилия.
Этот стиль оказал влияние даже в 1620-е годы, когда Бернини Похищение Прозерпины.