Феодализм в Священной Римской империи

редактировать

Феодализм в Священной Римской империи был политико-экономической системой отношений между сеньорами и феодальными вассалами (или феодатами), которые сформировали основу социальной структуры в Священной Римской Империи в период Высокое средневековье. В Германии эту систему называют по-разному: Lehnswesen, Feudalwesen или Benefizialwesen.

Феодализм в Европе возник в раннем средневековье, основываясь на римском клиентурстве и германской социальной иерархии Лордов и вассалов. Он обязал феодат оказывать личные услуги лорду. К ним относятся e. грамм. держит его за стремя, присоединяется к нему по праздникам и служит виночерпием за банкетным столом. Оба дали клятву взаимной лояльности : господин - «укрывать и защищать», вассал - «помогать и советовать». Более того, феодал и вассал были обязаны уважать друг друга, например лорд не мог по закону избивать своего вассала, унизить или наложить руки на его жену или дочь.

Высшим сюзереном был суверен, король или герцог, который предоставил феодам своим князьям. В свою очередь, они могли присуждать феодальные владения другим дворянам, которые хотели быть подчиненными ими и которые часто подчинялись сеньору в аристократической иерархии.

Содержание
  • 1 Термины
    • 1.1 Типы
  • 2 Феодальная система
  • 3 Корни феодализма
    • 3.1 Римское покровительство
    • 3.2 Германская клановая система
    • 3.3 Возникновение феодальных отношений
    • 3.4 Последующее развитие
  • 4 Важные принципы феодального права в Священной Римской Империи
    • 4.1 Feoffment
    • 4.2 Правовые отношения между лордами и вассалами
    • 4.3 Наследование и отчуждение церковной земли
    • 4.4 Распад феодальные отношения
  • 5 Резюме
  • 6 Семья, дом и топонимы
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература
  • 10 Внешние ссылки
Термины
Götz von Berlichingen вступил в силу с замком Хорнберг в этом акте

A феодальный владение (также плата, феу, вражда, владение или вотчина, немецкий : Lehen, лат. : feudum, feodum или бенефициум) понимался как вещь (земля, собственность), которую ее владелец, сеньор (Леншерр) передал в наследственную собственность бенефициара на основе взаимной лояльности, с пр oviso, что он вернется к господину при определенных обстоятельствах.

Enfeoffment дал вассалу обширный наследственный узуфрукт феодального владения, основанный и поддерживаемый на отношениях взаимной лояльности между лордом и бенефициаром. Латинское слово beneficum подразумевало не только реальную недвижимость или собственность, феодальную собственность - на латыни обычно называемую feodum - но и связанные с ней правовые отношения.

Владелец был так называемым сеньором или феодалом ( Немецкий: Lehnsherr Lehnsgeber; латинский: dominus feudi, старший), который обычно был территориальным лордом или правящим монархом. Бенефициаром был его вассал, сюзерен или феодатор (немецкий: Vasall, Lehnsmann, Knecht, Lehenempfänger или Lehensträger; латинское: vassus или vasallus). Обе стороны принесли друг другу присягу на верность (Ленсейд ). Права, предоставленные вассалу, были настолько похожи на фактическое владение, что оно было описано как бенефициарное владение (dominium utile ), тогда как права лорда назывались прямым владением (dominium directum ).

Поместье (нем. Lehen или Lehnsgut ) обычно включало поместье или комплекс имений, но также определяло права пользования и права налогообложения или пошлин.

С лингвистической точки зрения термин Lehen связан со словом leihen, давать взаймы или ссуду, и означал что-то вроде «ссудное имущество» (ср. Современный немецкий Darlehen, ссуда), тогда как слово feudum, которое предполагают некоторые этимологи происходит от латинского fides (верность), скорее всего, происходит от древневерхненемецкого fihu, fehu (отсюда современный Vieh), первоначально «крупный рогатый скот», но позже вообще «движимое имущество».

Противоположностью феодальной собственности было фригольд, аллод или аллодий, что примерно соответствует нынешнему фриголду.

Институтом во время перехода от феодальных государств к тому, что сейчас является свободным владением собственностью, было allodifizierte Lehen («аллодифицированное феодальное владение»), феодальное владение, в котором феодал отказался от прямого владения - обычно взамен для выплаты компенсации или аллодированной арендной платы (Allodifikationsrenten) - но владение вассалом феодальным владением с согласованной наследственной наследственностью - наподобие семьи влечет за собой наследство (Familienfideikommiß) - оставалось на месте.

Типы

Существовало множество различных типов феодального устройства в зависимости от региональных традиций и характера феодального господства (светское или церковное / монашеское). Самыми известными из них были:

  • Афтерлехен : Подворье, в соответствии с которым вассал передал часть своей вотчины третьей стороне (субинфеудация)
  • Алтарлехен: Средневековый прото-фонд (proto-Stiftung). Его цель состояла в том, чтобы выделить годовой доход от собственности конкретному примасу для его аббатства или церкви
  • Beutellehen: первоначально это был Ritterlehen, который позже был сдан в аренду фермерам
  • Burglehn : феодальное владение в оплата услуг в качестве кастеляна (Burgmann )
  • Erblehen: хвостовая плата (влечет), когда наследники вассала автоматически унаследовали его права и обязанности. Поместье только сначала стало наследственным посредством передачи правопреемства (Erbrechtsbrief) от сеньора
  • Fahnlehen: ("знаменное феодальное владение") феодального владения светскому принцу, в котором знамена символизировали феодальное владение и обязанности перед Heerbann.
  • Falllehen: феодальное владение, срок действия которого истек после смерти вассала. См. Schupflehen
  • Freistift: феодальное владение, которое может быть аннулировано при уведомлении за 12 месяцев
  • Handlehen: феодальное владение присуждается на определенный срок или на срок жизни вассала. Первоначально: феодальное владение, скрепленное рукопожатием вместо формальной присяги на верность.
  • Kunkellehen: феодальное владение вассала, который был женщина (также называемая Weiberlehen или feudum femininum)
  • Mannlehen / Mannslehen: феодальное владение вассала, который должен был быть мужчиной
  • ligisches Lehnswesen: феодальное владение, в котором вассалу было запрещено владеть феодальные владения других лордов через более строгий договор между лордом и вассалом
  • Шилдлехен: аналогичен Фаненлехен, но где вассал имел ранг графа или ниже
  • Шупфлехен: феодальное владение, срок которого истек после смерти вассала. Его наследников образно считали "вытесненными" (древненемецкий / алеманский geschupft) из контракта
  • Stiftslehen: феодальное владение было предоставлено аббатством, также называемым Klosterlehen
  • Weiberlehen: см. Kunkellehen
  • Цептерлехен: феодальное владение церковного принца
Феодальная система

Король давал поместья или назначения (Ämter) высшим или коронным вассалам (Kronvasallen), которые, в свою очередь, передавали их на низших вассалов (Untervasallen). Затем низшие вассалы нанимали землю для обработки несвободными фермерами. Между фермерами и низшими вассалами не было феодальных отношений.

В средние века в Германии возникла другая структура, так называемая Heerschildordnung, средневековая феодальная иерархия:

  • король (König)
  • церковные князья (Geistliche Фюрстен)
  • Светские или светские князья (Weltliche Fürsten)
  • Графы и бароны (Grafen und Freiherren)
  • Ministeriales (Ministerialen или Dienstmannen)
  • Вассалы министериалов (Männer der Ministerialen)
  • Свободные рыцари (Ritterbürtige Mannen) (которые могли получить только феодальное владение, но не даровать его)

Изначально только рыцари имели право на enfeoffs, т.е. свободные рыцари, которые могли носить оружие и полностью владели своим титулом. Позже несвободные министериалы также стали рыцарями. Вассалитет состоял в основном из военных походов (военная служба) и придворной службы (присутствие вассалов при дворе, чтобы дать совет). Из придворной службы возникла государственная и императорская диеты. Поместье было дано вассалу только в пользование; позже вассал также стал суб-собственником, но феодал всегда сохранял права на эту должность. В конце концов, наследственность феодальных владений эволюционировала позже, но землевладелец, тем не менее, оставался сеньором.

Корни феодализма

Римское покровительство

В поздней античности, вне римской системы патронажа (или клиентуры) и клановых (Sippe ) отношений периода переселения (Völkerwanderungszeit) (германские королевства на римской земле), отношений между правителями и их темы развились до преобладающего консенсуса, который был обычным и принятым.

В римской культуре покровитель (богатый римский гражданин) автоматически удерживал своих освобожденных рабов в зависимых отношениях, известных как покровительство. В некоторых случаях население завоеванных областей становилось клиентами генерала, покорившего территорию. Это требовало от клиента сопровождать своего покровителя на войне и защищать его, если последний того желает, сопровождать его в суд в качестве активного сторонника и, если покровитель занимал государственную должность, действовать в качестве его помощника и сопровождать его на представительских мероприятиях в общественность.

Взамен патрон должен был обеспечить юридическую и практическую поддержку своего клиента во всех сферах жизни. Римский гражданин, не римлянин и даже целые племена в Римской империи могли иметь отношения патрон-клиент.

В поздней античности эта форма взаимоотношений все чаще использовалась в сельской местности, потому что римская номенклатура все чаще считала свои обширные владения (Латифундия ) своим убежищем, а также экономически важными столпами. которые иногда даже имели свою юрисдикцию и укрепленные тюрьмы.

В то время клиенты обычно были привязаны к своим покровителям через распределение земли.

германская клановая система

В последние годы периода кланового общества с германскими королевствами на римской земле, все земли принадлежали король. Только он мог раздавать землю своим подданным. Эти предметы обычно были членами семьи, воинами, совершившими выдающиеся подвиги, и дворянами. Эта земля не стала собственностью подданного, а была передана ему только лично. После смерти короля или вассала земля де-факто была возвращена новому королю. Со временем сложилась практика, согласно которой человек вступил в с землей вместе со своей семьей, стал бенефициаром вотчины и оставался навсегда связанным с ней. После смерти одной из сторон должен был состояться новый акт поклонения (Lehnseid), формальная юридическая церемония. Эти переходы были плавными, и были исключения из практики enfeoffment.

Вассал часто передавал поместье, обычно разделенное на меньшие участки земли, другим меньшим вассалам, которые, в свою очередь, должны были присягать ему. В обмен на аренду земли король мог потребовать лояльности и верности от вассала и его суб-вассалов. Это означает, что в случае войны они должны были предоставить солдат и помощь, или, если денег не хватало или требовался выкуп, они должны были поддержать короля.

Римские отношения патрон-клиент и ранние клановые феодальные отношения в германских королевствах слились в течение раннего средневековья в феодальное право, или Lehnsrecht, правовой и социальный набор отношений, которые фактически сформировали пирамида с королем на вершине.

Обеспечение соблюдения Ленсрехта связано с сокращением денежного обращения в поздней античности и раннем средневековье. Деньги не могли связать вассала с королем, только земля. В отличие от денег, этого было в изобилии.

Даже короли (см. Ричард Львиное Сердце - обязательная верность) и, по крайней мере, в раннем Средневековье духовенство (см. Оттонский - Салийская имперская церковь система) могли быть вассалами короля или другого короля.

Возникновение феодальных отношений

Принятие клятвы верности (Lehnseid) в 1512 году

В рамках феодальной системы различные правовые институты объединились в каролингский период, который ранее был существовали самостоятельно. Этими учреждениями были:

  • antrustiones - это был внутренний круг королевской свиты; они отличались тем, что им приходилось платить в несколько раз больше обычных золотых оборотней.
  • Лорды, свободные от васси, которые больше не могли заботиться о себе, могли отдать себя в руки более могущественного лорда, получая пропитание и убежище в обмен на обязательство верности и служения. Они не утратили своего статуса свободных лордов из-за церемонии награждения, но королевский двор продолжал нести за них ответственность. Похвала была проведена так называемой церемонией рукопожатия, то есть будущий васс вложил свои сложенные руки в руки своего лорда, который затем сжал их. Этот жест сделал отношения между ними очень ясными.
  • Beneficium (первоначальное значение «выгода») - в раннем средневековье земля сдавалась в аренду, но были также случаи, когда поместья предоставлялось без требования компенсации, например, под принуждением или чтобы сделать кому-то одолжение. Лорд тогда оставался истинным владельцем земли, но больше не был ее бенефициаром.

Именно из сочетания этих институтов, особенно по мере того, как все больше и больше лордов достигало высокого социального положения, возникла феодальная система. Handgang, который вместе с клятвой верности (Treueid) стал называться homagium (латинский), homage (французский) или mannschaft (немецкий), стал решающим юридическим инструментом вплоть до XII века. Лишь с распространением системы юридических актов бандит был исключен из присяги верности, которую лучше записывать в письменной форме.

Благодарности по-прежнему проводились на всех уровнях. В низших классах они основывались на системе поместий (Grundherrschaft), на высоких уровнях - на феодализме (Lehnswesen).

Предоставление вотчин часто заменяло вознаграждение за труд. Это было необходимо, потому что денежная система, необходимая для регулярных платежей, была еще слишком слабо развита в раннем средневековье.

Последующее развитие

Поскольку услуги вассала включали в себя военную службу, при франкской монархии феодальная система на протяжении веков была основой армии, а также социальной организации Священного Рима. Империя.

Не только король приобрел вассалов таким образом. Вскоре ему стали подражать светские и церковные магнаты. Постепенно был установлен принцип наследственности феодальных владений, а также допустимость передачи их в качестве Afterlehen суб-вассалам. Последние также были объявлены наследуемыми в 1037 году Конрадом II в constitutio de feudis. Так случилось, что уже в 12 веке все герцогства и графства были признаны феодальными владениями.

Однако внутри каждой из этих церковных и светских территорий существовало множество типов феодализма. Лишь в 13 веке важность феодальной системы снизилась, потому что вместо вассалов (Vassallen) были назначены сеньоры (Dienstmannen) - хорошо образованные люди (ср. Развитие университетской системы).. Короли поощряли это развитие по политическим причинам и таким образом укрепили территориальное господство (Landesherrschaft), которое заменило феодальную систему во всей империи. Это усиление территориальных правителей имело влияние, которое нельзя было обратить вспять, так что власть различных княжеств не уменьшалась, в отличие от ситуации во Франции и Англии.

В Англии феодальные узы были отменены еще в революции 1649 года, а затем специальным указом Карла II в 1660 году. Во Франции они были отменены решениями Национального собрания 4 и 5 августа. 1789 г. В Германии роспуск феодальных объединений (Lehnsverband) был длительным процессом. Юридически он был отменен, в частности, Рейнской конфедерацией, Заключительным перерывом в рейхсдепутации и Франкфуртской конституцией 1849 года. последние вотчины были присуждены в 1835 году, когда больной граф Фридрих Вильгельм фон Шлиц, известный как Гёрц, был поражен источником в Зальцшлирфе и снова начал его раскопки. Эти вотчины, все еще существовавшие в 20-м веке, были упразднены в 1947 году указом Контрольного совета союзников.

Важные принципы феодального права в Священной Римской Империи

В целом вассалу (Ленсманн) были предоставлены земли или бесплатные дома (Freihäuser) в обмен на его услуги. Он также мог оказывать услуги в резиденции лорда и размещаться там. Большинство из этих так называемых servi non cassati получали феодальные владения, как только они становились доступными.

Официальные должности (Ämter) и суверенные права на определенной территории (феодальные регалии ) могли быть предоставлены как феодальное владение. Таким образом, House of Thurn and Taxis получила право Postlehen или почтовые услуги. Кроме того, имели место многочисленные нарушения церковных прав, церковных феодальных владений (Stifte или feudal ecclesiastica) и нарушения фондов, связанных с алтарем (feudum altaragli). Кроме того, денежные выплаты из королевской казны или прибыль от определенных сборов могли быть предоставлены в качестве феодального владения.

Феофмент

Феофмент (constitutio feudi, Infeudatio) вовлекал вассала в формальный захват его феодального владения посредством церемонии награждения. Во франкские времена похвала сосредоточивалась вокруг так называемой церемонии рукопожатия (Handgang): вассал сложил руки вместе и вложил их в руки своего господина, который затем сложил руки вокруг рук своего вассала. Тем самым он символически получил защиту своего нового начальника. С конца IX века этот акт был расширен за счет включения присяги на верность, которая обычно приносилась на религиозной реликвии. Клятва служила для подтверждения привязки сюзерена к своему сюзерену, но подчеркивала, что вассал не потерял своего статуса свободного рыцаря, потому что только свободный мог быть связан клятвой.

В XI веке церемония награждения требовала, чтобы сеньор оказал дань уважения (homagium или Mannschaft), что включало церемонию рукопожатия, а также декларацию о намерениях. Сеньор также мог сделать заявление, но он часто отказывался от этого. Затем следовала клятва верности, а иногда и поцелуй. Поскольку в средние века юридически обязательный акт мог быть образован символическим действием, объект символически передавался в процессе, известном как livery of seizin, и мог быть посохом или знаменем (называемым Фаненлен). Император также мог символически передать свой скипетр (в так называемом Zepterlehen). По мере роста грамотности, хартия феофмента была также составлена ​​как часть акта, в котором со временем перечислялись фатальные сословия и льготы, которые должен был получить вассал, во все более подробной информации.

В период позднего средневековья за подачу пожертвований требовался вступительный взнос, который часто зависел от годового дохода феодального владения.

Поместье (бенефис), которое получил вассал, могло принадлежать лорду или быть предоставлено за плату другим. Иногда вассал даже продавал или дарил свое имущество лорду (Lehnsauftragung), а затем получал его обратно как феодальное владение (oblatio feudi ). Обычно это делалось в надежде, что сеньор сможет лучше защитить свое имение в случае спора в поле или в суде. Лорд купил или принял подарок, потому что он мог иметь намерение или надежду, например, на слияние несвязанных феодальных владений в единое целое и, таким образом, расширение своей сферы влияния, например, с точки зрения юрисдикции или назначения духовенства.

Правовые отношения между лордами и вассалами

С 11 века обязанности вассалов обычно описывались как auxilium et consilium (помощь и совет). Ауксилиум обычно подразумевал военную помощь, которую должен был оказать вассал. Оно могло быть неограниченным, то есть вассал должен был помогать своему господину в каждом конфликте, или он мог быть ограничен во времени, пространстве и количестве войск, которые нужно было поднять. С появлением наемников зависимость от вассалов стала менее важной, и их служба все чаще принимала форму административных и судебных обязанностей. Консилиум в первую очередь означал обязательство появляться на императорских собраниях или Hoftage. Вассалы, чей феодал не был королем, принимали участие в советах своих сеньоров. Они также должны были вершить правосудие над своими подданными от имени своего хозяина.

Вассала даже могли потребовать заплатить деньги; хотя, возможно, не до такой степени, как в Англии, где военная служба стала требованием для получения военных средств, и английский король использовал эти деньги для оплаты своих наемников. Денежные выплаты требовались и в других случаях, например, для выплаты выкупа за пленного лорда, за награду его старшего сына, за приданое его старшей дочери или за путешествие в Святую Землю.

Феодал может также потребовать компенсацию (Lehnserneuerung или Renewatio Investiturae) от своих вассалов, если они потеряли феодальную собственность или при смене лорда - смены правителя любого уровня, местного лорда, принца или король (известный как Herrenfall, Hauptfall, Thronfall), а также смены вассала (известный как Lehnsfall, Vasallenfall или Mannfall, Nebenfall). Последний должен был подать письменное заявление (Lehnsmutung) в течение года и дня (на самом деле 1 год, 6 недель, 3 дня) и попросить продлить его инвестирование, но этот срок мог быть продлен на указ от лорда (Lehnsindult).

В зависимости от местного законодательства вассал может нести ответственность, помимо платы за продление срока действия enfeoffment (так называемого Schreibschilling или Lehnstaxe), уплаты специального налога (Laudemium, Lehnsgeld, Lehnsware или Handlohn). Наконец, в случае тяжкого преступления со стороны вассала лорд мог конфисковать феодальную собственность в соответствии с так называемым действием Privationsklage или вмешаться, чтобы предотвратить ухудшение состояния имущества, если это необходимо, законными средствами. Он также мог в любое время заявить о своем праве собственности против любых неавторизованных третьих лиц.

Обязанности лордов были определены менее точно, однако они в значительной степени выполнялись при передаче феодального владения. У вассала всегда было требование лояльности от своего лорда (Lehnsprotektion), и нарушение этого лорда означало потерю его суверенитета над своим вассалом. Вассал имел «право пользования» феодальным владением (объектом enfeoffment или Lehnsobjekt). Лорд также должен был представлять своих вассалов в суде.

Наследование и отчуждение церковной земли

Самыми ценными и оспариваемыми правами, которые были закреплены за бенефициарами, были наследование и обеспечение от конфискации. Льготами были земли, подаренные церковью верным лордам. Взамен Церковь ожидала арендной платы или других услуг, таких как военная охрана. Затем эти земли будут разделены между меньшими лордами и простолюдином. Такова была природа европейского феодализма. Наследование было важным вопросом, поскольку земля могла попасть в руки тех, кто не был лоялен церкви или великим лордам. Обычное пособие было в прекарии, предоставление пожизненного владения, в соответствии с которым арендатор оставался на земле только по желанию лорда. Арендатора могли выселить с земли в любой момент. Его аренда была ненадежной. Бенефициары графов переходили по наследству по мере того, как графства были разделены, и когда графы приравняли свои офисы и земли по должности к своей семейной собственности. В Центральной Европе короли и графы, вероятно, были готовы разрешить наследование небольших участков земли наследникам тех, кто предлагал военные или другие услуги в обмен на аренду. Это было при условии, что наследники будут достаточно лояльными и способными. Церкви в Германии, как и везде, были готовы позволить крестьянам унаследовать их землю. Это было источником прибыли как для церквей, так и для лордов, когда с наследников взимали плату за унаследование земли. Большинство епископов по-разному относились к вольным и дворянам. Этим крестьянам субсидии предоставлялись в прекарио или бенефицио, обычно на определенное и ограниченное количество пожизненных владений. Невозможно было вернуть землю, оставленную знатным семьям из поколения в поколение. Но чем дольше семья владела церковной землей, тем труднее было изгнать их с этой земли. Некоторые церковные чиновники пришли к выводу, что предоставление земли благородным семьям равносильно прямому отчуждению. К XII веку великие церкви Германии, как и другие церкви, столкнулись с трудностями при противодействии накоплению мирских обычаев и выступали против временного наследования. Епископ Вормса издал заявление в 1120 году, в котором указывалось, что бедным и несвободным должно быть разрешено наследование собственности без уплаты пошлин. Похоже, это было что-то новое. Растущие массы несвободных и маргиналов были нужны для работы и для поддержки армии как знати, так и церкви. Ко времени Генриха IV переговоры крестьян в пользу группы были нормой.

Распад феодальных отношений

Первоначально узы лорда и вассала (Lehnsbindung) были пожизненные, верные отношения, которые могут закончиться только смертью. Также было немыслимо, чтобы кто-то мог быть вассалом более чем одного лорда. Фактически, вскоре возникла множественная вассальная принадлежность, которая значительно ослабила долг лояльности сюзерена (Ленсманна). Кроме того, возможность унаследовать феодал уменьшила способность лорда вмешиваться и ослабила личную лояльность сановников. Со временем важность вотчин возрастала все больше и больше, в то время как обязанность лояльности все больше уходила на второй план. В конце концов, феодальное владение было просто поместьем, для которого наследник должен был провести определенный обряд.

Lehenhof, построенный в 1710 году в Seegräben, Швейцария
Резюме

Таким образом, феодальная система основывалась на двух основных компонентах - личном и материальном.

Личный элемент: лорд и вассал обязались быть преданными друг другу. Видимым выражением этой приверженности был акт, когда вассал возлагал руки на руки своего господина (рукопожатие - сравнимо с сегодняшним рукопожатием, за исключением того, что это рукопожатие символизировало иерархические отношения).

Материальный элемент: Основываясь на клятве лояльности между ними, лорд предоставил землю вассалу. В свою очередь вассал был обязан оказывать различные услуги и платить налоги.

Семейные, домовые и географические названия

Отголоски старой феодальной системы в Европе можно найти в таких фамилиях, как Ленер, Лехнер, Леманн, Лехле, Хорриган и Ленхерр, а также в многочисленных названиях домов и даже топонимов, которые даже сегодня имеют в названиях термин Lehen (см. Список на Lehen (значения) ).

См. Также
Ссылки
Литература
  • Марк Блох : Die Feudalgesellschaft, durchgesehene Neuausgabe, Klett-Cotta, Stuttgart, 1999, ISBN 3-608-91234-7.
  • Юрген Дендорфер / Роман Дойтингер (ред.): Das Lehnswesen im Hochmittelalter. Forschungskonstrukte - Quellenbefunde - Deutungsrelevanz. Thorbecke, Ostfildern, 2010, ISBN 978-3-7995-4286-9 (описание, которое предлагает текущие записи XI и XII веков; Rezension )
  • Франсуа Луи Гансхоф : Was ist das Lehnswesen ?, 7. Aufl., Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1989. ISBN 3-534-00927-4. (классический обзор феодальной модели)
  • Ален Герро: L'avenir d'un passé in sure. Le Seuil, Paris, 2001
  • Steffen Patzold: Das Lehnswesen. Munich, 2012, ISBN 978-3-406-63235-8. (Отчет, в котором рассматривается текущее состояние исследований и восприятие XIX века в сравнении с недавними критиками)
  • Сьюзен Рейнольдс : Феодальные владения и вассалы. Переосмысление средневековых свидетельств. Oxford University Press, Oxford, 1994, ISBN 0-19-820458-2. (Ведение счетов с критикой модели феодальной системы и ее масштабов)
  • Karl-Heinz Spieß: Stichwort „Lehn (s) recht, Lehnswesen.“ In: Handwörterbuch z ur deutschen Rechtsgeschichte. Vol. 2, Берлин, 1978. Sp. 1725–1741 гг.
  • Карл-Хайнц Шписс: Das Lehnswesen в Deutschland im hohen und späten Mittelalter. 2-е улучшенное и расширенное издание, Steiner, Stuttgart, 2009, ISBN 978-3-515-09180-0.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 14:47:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте