Ferranti Mark 1

редактировать

Ferranti Mark 1
Ferranti Mark 1. jpg Ferranti Mark 1, c. 1951
Также известен какManchester Electronic Computer. Manchester Ferranti
Семейство продуктовManchester computers
ПредшественникManchester Mark 1

The Ferranti Mark 1, также известный в торговой литературе как Manchester Electronic Computer и поэтому иногда называемый Manchester Ferranti, был произведен британской электротехнической фирмой Ferranti Ltd. В числе первых в мире коммерчески доступных универсальных цифровых компьютеров. это была «приведенная в порядок и коммерциализированная версия Manchester Mark I. Первая машина была доставлена ​​в Манчестерский университет в феврале 1951 года (публичная демонстрация в июле) перед UNIVAC I, который был продан Бюро переписи США 31 марта 1951 года, но доставлен не раньше конца декабря следующего года.

Содержание

  • 1 История и характеристики
  • 2 Mark 1 Star
  • 3 Компьютерная музыка
  • 4 Компьютерные игры
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Цитаты
    • 6.3 Библиография
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История и технические характеристики

На основе Manchester Mark 1, который был разработан в Манчестерском университете Фредди Уильямсом и Том Килберн, машина была построена Ферранти из Соединенного Королевства. Основные улучшения по сравнению с ней заключались в размере первичной и вторичной памяти, более быстрый множитель и дополнительные инструкции ции.

Mark 1 использовал 20-битное слово, хранящееся в виде одной строки точек электрических зарядов, размещенных на поверхности дисплея трубки Вильямса, при этом каждая катодная трубка хранит 64 строки точек. Инструкции хранятся в одном слове, а числа - в двух словах. Основная память состояла из восьми трубок, каждая из которых содержала по одной такой странице из 64 слов. В других трубках хранился один 80-битный накопитель (A), 40-битный «регистр множимого / частного» (MQ) и восемь «B-строк» ​​или индексных регистров, что было одной из уникальных особенностей дизайна Mark 1. К аккумулятору также можно обращаться как к двум 40-битным словам. Дополнительное 20-битное слово на трубку сохраняло значение смещения во вторичной памяти. Вторичная память была предоставлена ​​в виде 512-страничного магнитного барабана, хранящего две страницы на дорожку, с временем обращения около 30 миллисекунд. Барабан в восемь раз больше места для хранения оригинала, сконструированного в Манчестере.

Инструкции, как и манчестерская машина, использовали единый формат адреса, в котором операнды были изменены и оставлены в аккумуляторе. Всего было около пятидесяти инструкций. Базовое время цикла составляло 1,2 миллисекунды, а умножение могло быть выполнено в новом параллельном устройстве примерно за 2,16 миллисекунды (примерно в 5 раз быстрее, чем в оригинале). В умножителе использовалась почти четверть 4050 электронных ламп машины. Было включено несколько инструкций для копирования слова памяти из одной из трубок Вильямса в машину с бумажной лентой или считывания их обратно. Несколько новых инструкций были добавлены к первоначальному дизайну Манчестера, включая инструкция случайного числа и несколько новых инструкций с использованием B-строк.

Исходная метка 1 должна была быть запрограммирована путем ввода буквенно-цифровых символов, представляющих пятибитное значение, которое могло быть представлено на входе бумажной ленты. Инженеры решили использовать простейшее сопоставление между отверстиями в бумаге и двоичными цифрами, которые они представляли, но отображение между отверстиями и физической клавиатурой никогда не предназначалось для двоичного сопоставления. В результате символы, представляющие значения от 0 до 31 (пятибитные числа), выглядели совершенно случайными, в частности / E @ A: SIU½DRJNFCKTZLWHYPQOBG "MXV £.

Первая машина была доставлена ​​в Манчестерский университет. Ферранти возлагал большие надежды на дальнейшие продажи и был воодушевлен заказом, размещенным Исследовательским центром атомной энергии на поставку осенью 1952 года. Но смена правительства во время строительства второй машины привела ко всем государственным контрактам. более 100000 фунтов стерлингов было отменено, в результате чего у Ферранти остался частично завершенный Mark 1. Компания в конечном итоге продала его Университету Торонто, который строил свою собственную машину, но увидел возможность купить полную Mark 1 за даже меньше. Они приобрели его примерно за 30 000 долларов (цена «распродажи») и дали ему прозвище FERUT. FERUT широко использовался в бизнесе, инженерии и академических кругах, среди прочего, выполняя расчеты как часть строительства St. Lawre nce Seaway.

Mark 1 Star

После первых двух машин стала доступна пересмотренная версия конструкции, известная как Ferranti Mark 1 Star или Ferranti Mark 1 *. Изменения в основном очищают набор инструкций для повышения удобства использования. Вместо первоначального отображения дыр в двоичные цифры, которое приводило к отображению случайным образом, новые машины отображали цифры в дыры, чтобы получить гораздо более простое отображение, ø £ ½0 @: $ ABCDEFGHIJKLMNPQRSTUVWXYZ. Кроме того, несколько команд, которые использовали индексные регистры, имели побочные эффекты, которые приводили к необычному программированию, но они были изменены, чтобы не иметь побочных эффектов. Точно так же инструкции JUMPисходной машины приземлялись в месте «на один раньше» фактического адреса по причинам, аналогичным странному поведению индекса, но они оказались полезными только в теории и весьма раздражающими на практике, и были аналогично модифицированный. Также был изменен ввод / вывод, при этом наименее значимая цифра выводится справа от пятибитных чисел, что типично для большинства числовых записей. Эти, среди прочих изменений, значительно упростили программирование новых машин.

Mark 1/1 * весил 10 000 фунтов (5,0 коротких тонн; 4,5 т).

По крайней мере, семь машин Mark 1 * были поставлены в период с 1953 по 1957 год, одна из них Shell лаборатории в Амстердаме. Другой был установлен на Avro, производителях самолетов, на их заводе Chadderton в Манчестере. Это было использовано для работы над Vulcan среди других проектов.

Конвей Бернерс-Ли и Мэри Ли Вудс, родители Тима Бернерса-Ли, изобретателя World Wide Web, оба работали на Ferranti Mark 1 и Mark 1 *.

Компьютерная музыка

В набор инструкций Ferranti Mark 1 входила команда гудка, которая позволяла аппарату давать звуковую обратную связь своим операторам. Генерируемый звук мог быть изменен по высоте, эта функция была использована, когда Mark 1 сделал самую раннюю известную запись компьютерной музыки, играя попурри, которое включало «Боже, храни короля "," Baa Baa Black Sheep "и" В настроении ". Запись была сделана BBC в конце 1951 года, а программированием занимался Кристофер Стрэчи, учитель математики в Харроу и друг Алан Тьюринг. Однако это был не первый компьютер, воспроизводивший музыку; CSIRAC, первый цифровой компьютер в Австралии, достиг этого с воспроизведением «Полковник Богги ".

Компьютерные игры

В ноябре 1951 года доктор Дитрих Принц написал одну из самых ранних компьютерных игр, программу игры в шахматы для компьютера Manchester Ferranti Mark 1. Ограничение компьютера Mark 1 не позволяло программировать всю шахматную партию. Принц мог программировать только мат на двоих. шахматные задачи. Программа проверяла все возможные ходы белых и черных (тысячи возможных ходов) до тех пор, пока не было найдено решение, что в среднем занимало 15–20 минут. Ограничения программы: отсутствие рокировки, без двойного хода пешкой, без на проходе взятия, без пешки продвижения и без различия между матом и тупик.

См. также

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Далее чтение

  • Лавингтон, Саймон (1980), "7", Early British Computers, Manchester University Press, ISBN 0-7190-0803-4
  • Уильямс, Майкл (1997), «8.3.2», История вычислительных технологий, IEEE Computer Society Press, ISBN 978-0-8186-7739-7
  • Лавингтон, Саймон (2019), Ранние вычисления в Великобритании : Ferranti Ltd. и государственное финансирование, 1948 - 1958, Springer, ISBN 978-3-030-15103-4 На сайте указан пустой неизвестный параметр: | 1 =()

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 14:26:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте