Ференц Давид

редактировать
Ференц Давид
FerencDavid.jpg Ференц Давид в Сейме Торды (сегодня Турда, Румыния ) Аладар Кёрёшфи-Криш
РодилсяФранц Давид Хертель. c.1520. Коложвар, Королевство Венгрия. (сегодня Клуж-Напока, Румыния )
Умер15 ноября 1579 (в возрасте около 58–59 лет). Дева, Княжество Трансильвания. (сегодня Дева, Румыния )
ОбразованиеВиттенбергский университет. Франкфский университет
Известные работыРевид Утмутатас аз Истеннек игеенец игаз Эртельмер, большинство из них Haromsagrol tamadotélél meg feyteserezite (супругирекс)Неизвестные (1st). Ката Барат (Мюнхен) (2-я)
ЭраРеформация
Влияния
Вл ияния

Ференц Давид (также переводится как Фрэнсис Давид или Фрэнсис Давидис; родился как Франц Давид Хертель, ок. 1520-15 ноября 1579) был унитарианским проповедником из Трансильвании, основателем унитарной церкви Трансильвании и ведущей фигурой нетринитарианцев. движения во время протестантской Реформации.

Изучение католического богословия в Виттенберге и в Франкфурте-на-Одере и сначала как Католический священник, позже лютеран, а затем кальвинист епископ в Княжестве Трансильвания, он изучил учения и практику римского Католическая и протестантская церковь, но позже отвергли некоторые из них и приняли унитаризм.

. Он оспорил христианскую точку зрения на Святую Троицу, веря Богу быть единым и неделимым.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Лютеранство
    • 1.3 Кальвинизм
    • 1.4 Унитаризм
    • 1.5 Эдикт Торды (1568)
    • 1.6 Тюрьма и смерть
  • 2 Лукас Траузнер
  • 3 Верования
    • 3.1 Христология
    • 3.2 Споры о заклинаниях
    • 3.3 Непорочное зачатие
    • 3.4 Противоречие
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Влияние
    • 5.1 Влияние в Венгрии и Трансильвании
    • 5.2 Влияние Ференца Давида в Англии и Америке
  • 6 Работ
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Жизнь

Ранние годы

Ференц Давид родился в Колозваре, Венгрия (современный Клуж-Напока, Румыния ), в семье трансильванского саксонца отца (Давид Хертель, работавший кожевником ) и венгерской матерью. Семья Хертелей / Хертелей была старинной трансильванской саксонской аристократической семьей Коложвар. В латинском и венгерском он использовал свое имя как Фрэнсис Давидис или Давид Ференц по имени своего отца Давид. У него было как минимум три брата: Грегор, Питер и Николаус. Петр и Грегор унаследовали работу своего отца в гильдии. Гаспар Хелтай, отец жены Петра Борбалы, был протестантским реформатором, лютеранином и позже Унитарий министр, переводчик, выдающийся автор венгерской поздней эпохи Возрождения. Он владел бумажной фабрикой и прессой Колозвар, где было выпущено несколько религиозных и научных книг на венгерском и немецком.

Ференц Давид был воспитан католиком. После окончания учебы в средней школе Коложвара (сегодня Клуж-Напока, Румыния ) он отправился в Священную Римскую Империю, чтобы учиться Католическое богословие сначала в Универсальном Виттенберга, а в Альма-матер Виадрина (Университет Франкфурта-на- Одере ), где он стал католическим священником.

лютеранство

В 1542 г. лютеранский реформатор Иоганн Хонтерус представил лютеранское учение жителям Колозвара. После возвращения в Трансильванию Ференц Давид присоединился к лютеранскому крылу Реформации, где он стал министром, а лютеранским епископом. Он работал директором гимназии в Beszterce (сегодня Bistria, Румыния ), лютеранским пастором. в Петрес (сегодня Четат, Румыния ), позже директор гимназии в Коложвар и с 1555 г. пастор Колозвара (сегодня Клуж-Напока, Румыния ).

1 июня 1557 года сейм Торды (Национальное собрание), что «каждый должен жить вере, что он или она хочет, если это делается без недоверия к другим», что означало для населения княжества Трансильвания стало разрешено исповедовать не только римско-католическую, но и лютеранскую религию.

кальвинизм

В 1559 году он вступил в реформатскую церковь, где был избран епископом венгерских церквей в Трансильвании, а также назначенным судом проповедник Яноша Жигмонда Заполя, принца Трансильвании. Принц позволил ему заниматься исследованиями в королевской библиотеке и работать при королевском дворе над его теологическими диссертациями.

Унитаризм

После битвы при Мохаче политическая нестабильность, ослабление римско-католической деноминации (постоянная экспансия османской Империи, еретические движения в Трансильвании особенно арианство, богумилизм и т.д.) Подготовили почву для новых идей Реформация. Хорошо известный итальянец антитринитарий, Джорджо Бьандрата переехал в Трансильванию в 1563 году в королевский двор Иоанна II Сигизмунда Заполия и стал сам себе врачом. Биандрата сотрудничал с Ференцем Давидом в богословских трудах.

Обсуждение Давидом Святой Троицы началось в 1565 году с сомнений в личности Духа, потому что он не мог найти библейского основания для доктрины Троица. Одним из его основных аргументов против существования Святой Троицы было то, что ариане в ранние века христианства любили ссылаться на Библию. На него повлияли антитринитарные и гуманистические взгляды Михаила Сервета и Джованни Валентино Джентиле.

Вместе с Джорджо Бьяндрата он опубликовал полемические сочинения против тринитарной веры, в частности De falsa et vera unius Dei Patris, Filii et Spiritus Sancti cognitione, которая в степени является обобщенной версией Servetus Christianismi Restitutio. Но в 1578 году сотрудничество прекратилось, поскольку Бьяндрате обвинили в безнравственности. Важное различие между взглядами двух богословов состояло в том, что Ференц Давид стал неадорантом, что означало, что он отказался от необходимости призывать Христа в молитвах.

Работая при королевском дворе, он убедил принилца в его точке зрения на религию, так что Иоанн II Сигизмунд Заполя принял его тезисы и стал первым унитарием линейка. В 1567 г. Иоанн II Сигизмунд Заполя разрешил ему использовать свою печатную машину в Дьюлафехерваре (сегодня Алба-Юлия, Румыния ) для пропаганды религии.

Эдикт Торды (1568)

Ференц Давид произносит речь на сейме Торды в 1568 году (сегодня Турда, Румыния ) от Аладара Körösfői-Kriesch (1896)

Целью его жизни, как писал Ференц Давид, было «восстановление чистого христианства Иисуса», что означало для него поиск истины во всей свободе мысли. Поэтому он стремился убедить принца Иоанна II Сигизмунда Заполя и нескольких людей, занимающих важные должности, прийти к соглашению между противоположными сторонами религиозных дебатов. Его попытки увенчались успехом.

Между 6 и 13 января 1568 г. на сейме Торды собрались представители венгерской знати, секлеров, трансильванских саксов и королевский двор Княжества Трансильвания провозгласил Эдикт Торда, который включен - как первый в Европу - практикует распространение рецептов религий (разрешенных религий), которые были Римско-католический, лютеранский, кальвинистский и унитарианский. Этот приказ можно рассматривать как первый закон о «свободе вероисповедания». Благодаря этому, помимо трех законных наций Трансильвании, законно разрешенные религии системного, политического и публичного права в Конституции Княжества Трансильвания. С этого момента конституция на равноправии трехций и четырех религий.

Тюрьма и смерть

Мемориальный памятник Ференцу Давиду на месте его смерти в Дева, Румыния

В 1571 г. Иоанна II Сигизмунда Заполя сменил Иштван Батори, католик, и политика сместилась в сторону преследования новых религиозных учреждений. В том же году новый забрал печать Дьюлафехервара у унитариев. На сейме 1572 г. в Марошвашархей (сегодня Тыргу-Муреш, Румыния ) религиозные законы были усилены, но он объявил запрет на смену религии. Когда под регионы Йоханнеса Зоммера, гимназии в Коложваре, Давид отрицал необходимость призывать Иисуса Христа в молитве (около 1572 г.), попытка посредничества Фуста Социна по просьбе Бландрата была безуспешной. Ференц Давид был приговорен к пожизненному заключению в Дева, Княжество Трансильвания (сегодня Дева, Румыния ) и умер там в 1579 году. Руины тюрьмы в городе теперь являются памятником.

Лукас Траузнер

После смерти Ференца Давида Лукас Траузнер, его зять, писал вместе с Миклошем Богати Фазекасом, Бернаром Якобинусом (отцом Яноша Якобинуса ) и сыновья Ференца Давида Defensio Francisci Давидис в переговоры не invocando Хесу Христо в прецибусе (Базель, 1581) и были частными оппозициями умеренного унитаризма движения Деметры Хуньяди. Лукас Траузнер был приговорен к тюремному заключению в 1579 году за свои принятие - унитарные убеждения. Но после 1582 года политическое давление ослабло. Лукас Траузнер и Габриэль Галлер отправились в Вену в 1598 году в составе миссии. Имперские комиссары описали Траузнера как субботника, а Галлера как арианца. Позже он был активным участником конфликтов между Трансильванией и Австрией. В 1603 году он был преданным последователем принца Мозеш Секели. Он как унитарий обязался от имени князя подчинить жителей Бестерце. После поражения Мозеш Секели начал правление Джорджо Баста в Коложваре, который схватил королевского судью Михая Тотази и без приговора обезглавил его. Лукас Траузнер должен был отправиться в тюрьму на два месяца, но, выйдя из Унитарной церкви и вероотступничеством, он мог освободиться. С тех пор он жил как католик, но оставался активным членом в основном унитарийской трансильванской саксонской общины в Коложваре до своего

Убеждения

Христология

Ученые все еще должны полностью обратиться к венгерским трудам Ференца Давида для удовлетворительной оценки его верований.

Споры о сообщениях

В свои ранние годы ко мне нетринитарий Давид поддерживал молитву Христу, что можно увидеть в его ответе на Петер Мелиус Юхас, Refutatio scripti Petri Melii (' Опровержение писаний Петра Мелиуса ', Алба-Юлия, 1567). В последние годы своей жизни Давид принял радикальную, неадекватную точку зрения Иакова Палеолога, согласно которой в молитве не следует призывать Христа, но эта молитва должна быть направлена ​​только Богу Отцу. Согласно Ференцу Давиду, Иисус понимает как человек.

Непорочное зачатие

После ухода из кальвинизма Давид принял точку зрения Лэлио Соццини, что начало существования Христа когда он зачат от Девы Марии благодаря действию Святого Духа. К 1578 году могло показаться, что Давид пришел к выводу, что Иисус был буквально сыном Иосифа. Однако некоторые историки оспаривают это и утверждают, что он верил в непорочное зачатие до дня своей смерти. Венгерское унитарное заявление о вере преемника Давида Михая Ломбарда де Сентабрахама было включено в более позднее венгерское унитарное заявление о вере преемника Давида . Однако таких взглядов придерживаются сторонники польского Симона Будного.

Противоречие

лидер кальвинистов Петер Мелиус Юхас и Антитринитарий Джорджио Бландрата.

Личная жизнь

Он был дважды женат. Имя его первой жены неизвестно, она умерла в 1570 году в Коложваре. Его второй женой была Ката Барат, дочь Иштвана Барата (Стефана Мюниха), мелодиста и главного судьи Колозвара. Этот брак продлился с 1572 года всего два года. У него было четверо детей:

Влияние

Влияние в Венгрии и Трансильвании

После его смерти Давид стал считаться первым в линии воронерских епископов-унитариев, базирующихся в Коложваре (Клужиться). Михая Ломбарда де Сентабрахама.

Влияние Ференца Давид в Англии и Америке

Англоязычный унитарный аризм в степени не знал о Давиде. Братьев, были авторами Польских, а не вен гров, к ак в Bibliotheca Fratrum Polonorum quos Unitarios Vant (или «Библиотека польских Братья называли унитарианцами»), копиями владели Локкк, Вольтер и Ньютон. Работы Давида и Дьёрдь Эниеди в XVII веке не переиздавались. Именно визит Шандора Белёни Фаркаша в Британию и Америку в 1830-1832 годах заставил англоговорящих унитариев узнать о продолжающемся существовании венгерских унитариев, а и о наследии Ференца Давида.

Автор Унитарист-универсалист Джон А. Буэренс (1989) приписывает Ференцу Давиду утверждение: «Нам не нужно думать одинаково, чтобы любить одинаково». Эта фраза также цитируется в «Нашей исторической вере» Марка У. Харриса и в «Унитаристском универсалистском гимне» 1993 года в прочтении № 566 », который представляет собой составленный преподобным Ричардом Фьюкесом, но являющийся представителем этого не дается ни в том случае, ни в другом случае. Фраза не была дана ни в одном источнике книги до Бюрена. В статье, опубликованной UU World, «Кто это на самом деле сказал?» Питер Хьюз утверждает, что нет никаких доказательств того, что Давид действительно сказал это. Он приписывает этот цитату основателю методистов Джону Уэсли, который спросил в проповеди о «Католическом духе»: «Хотя мы можем думать одинаково, не можем ли мы одинаково любить?»

Работы

Работы Давида и унитарной церкви.

  • 1550 Элегия, Scripta ad Eximium D. Franciscum, IV Doctorem, ac Vicarium Ecclesiae Albensis в Транссильвании… Maecenatem suum semper colendum.
  • 1555 Dialysis Scripti Stancari Contra Primum Articulum Doctor Synodi Szekienrina, contro. Клуж-Напока, 1555.
  • 1556 Responsum ministrorum Ecclesiae Colosvariensis ad scripta varia Martini a Calmancha in Causa Coena Domini edita Colosvarini. Anno 1556. die 25. Julii.
  • 1557 Consensus Doctrinae De Sacramentis Christi Claudiopoli, 1557.
  • 1558 Acta Synodi Pastorum Ecclesiae Nationis Hungaricae в Трансильвании… Anno 1558. in oppido Thorda Celebratae. U. ott, 1558.
  • 1559 Az Vrnac Vaczoraiarol Valo közenséges keresztyéni vallas. Colosvarot, 1559.
  • 1559 Defensio orthodoxae Sententiae de Coena Domini (Kolozsvár), 1559.
  • 1556 Scriptum Francisci Davidis anno Domini 1566. (Lampe, Hist. Eccl. Hungar. 152–154. l.)
  • Эджудем Франциски Давидис Ответ на аргументы, quibus Hypostasin Spiritus Sancti Petrus Caroli стабильный. (Lampe, Hist. Eccl. Hungar. 154–158. L.)
  • 1566 Propositiones in Disputatione Albensi coram Regia Maiestate a D. Georgio Blandrata et Francisco Davidis propositae Limitationi Ministrorum, qui ex Ecclesiis Hungaricis Disputationi interfuerunt. Kolozsvár, 1566.
  • 1566 Catechismus Ecclesiarum Dei in natione Hungarica per Transilvaniam. Claudiopoli, 1566.
  • 1566 Disputatio prima Albana seu Albensis, Habita 1566. 24. Февр. U. ott, 1566.
  • 1567 De Falsa et Vera Vnius Dei Patris, Filii, et Spiritvs Sancti Cognitione Libri Dvo. Albae Juliae, 1567.
  • 1567 Rövid Magyarazat mikeppen az Antichristvs, az igaz Istenről valo tudomant meg homalositotta… Albae Juliae, 1567.
  • Ровид Мадьяразат? meg feytesere es itelesere hasznos es szükseges, Albae Juliae, 1567
  • Refvtatio Scripti Petri Melii, de nomine Synodi Debrecinae docet Johoualitatem, et trinitarium Deum Patriarchis, Prophetis, et Apostolis incognitum. Albae Juliae, 1567.
  • Demonstratio Falsitatis Doct rinae Petri Melii, et reliquorum Sophistarum per Antitheses una cum опровержение Antitheseon veri et Turcici Christi, nunc primum Debrecini Impressarum, не имеющий отношения к Petri Melii, предложение 415627. propositar. 156>
  • Theses Thordae Disputandae ad XIII Diem Nouembris, et in Synodo Varadina die 22. Augusti publicatae. U. ott. (Névtelenűl.)
  • Literae convocatoriae ad Seniores Ecclesiarum Svperioris et Inferioris Pannoniae ad indictam Synodum Thordanam ad tertium Marty diem, additis Thesibus ibidem disputandis. U. ott, 1568.
  • Aequipollentes ex Scriptura Phrases de Christo Filio Dei ex Maria Nato Figuratae… U. ott, 1568.
  • Antithesis Pseudochristi cum vero illo ex Maria Nato. U. ott, 1568.
  • Az Szent Irasnac Fvndamentamabol vött Magyarazat az Jesus Cristusrol es az ő igaz istensegeről. U. ott, 1568.
  • De Mediatoris Jesv Christi hominis Divinitate, Aequalitateque libellus. U. ott, 1568.
  • Brevis Enarratio Dispvtationis Albanae de Deo Trino, et Christo Dvplici coram Serenissimo Principe, et tota Ecclesia decem diebus Habita. U. ott, 1568.
  • De Regno Christi Liber primus. De Regno Antichristi Liber secundus. Accessit Tractatus de Paedobaptismo, et Circumcisione. U. ott, 1569.
  • Propositiones Francisci Davidis ex Ungarico Sermone in Latinum converae et in eadem Synodo Varadiensi (Ao 1569.) Expositee.
  • Az Váradi Disputacionac avagy vetelkedesnec, az egy Attya annac Fiaról, az Jesus Cristusról - это Szent Lélekről igazán valo elő számlalássa. Kolozsvár, 1569.
  • Els Resze аз szent irasnac külön külön reszeiből vöt predicaciocnac az atya istenről, ennek kedig az ő fiaról az Ihesvs Christvsrol, es azcze mi lerr. Gyula-Fehérvár, 1569.
  • Refutatio Scripti Georgii Maioris, in de Devm trinvm in personis, et vnvm in Essentia: Vnicvm deinde eius Filium in persona, et duplicem in naturis, ex l acunis Antichristi завещание. Конат нас), 1569.
  • Könyvetske Az igaz Kerestyéni Keresztségről, es a pápa Antichristusnac Maymozássaról... Kolozsvár, 1570.
  • Responsio Pastorum ac Chris Ministrorum Crucum, Фегсазети. Хесусрол, аз игаз Мессиасрол, Сент ирасболь фет валлаштеттель. U. ott, 1571.
  • Az egy Attya Istennec, es az ő aldot szent fianac, az Jesus Christusnac Istenségekrl igaz vallastéttel… U. ott, 1571.
  • Literae Convocatori cummodaris disposition. Mensis Septembris, hujus Anni 1571. U. ott.
  • Либеллус Парвус, XXX Thesibus Blandratae oppositus, in quo disseritur Jesum Christum voice nunc non posse Deum, cum non sit verus Deus… U. ott, 1578.
  • Confessio Francisci Davidis de Jesu Christo quam ex carcere выставка. Регниколис, paulo ante mortem Thordae, в Трансильвании, in conuentu regni 17. Апрель. Anno 1570.
  • Isteni dicsiretek, imádságos és vigasztaló énekek. (1575)

Литература

  • KERESZTÉNY MAGVETÕ - ÚJABB ADATOK DÁVID FERENC CSALÁDJARL ÉS NEMZETISÉGÉRL - Серия 78 / Часть 1 (1972)
  • Др. Дьёрдь Борос - Давид Ференц theológiája.

Ссылки

  1. ^Франсиск Палт - Frámin-íárile soc-iale? I Religioase din Cluj in jurul anului 1570. Anuarul Inst. de Istorie Cluj, (1962), 28.
  2. ^Elek Jakab - Kolozsvár története II. (Будапешт, 1888 г.), 294
  3. ^1579. Дневник судьи и горожанина
  4. ^de: Unitarische Kirche Siebenbürgen # cite ref-1
  5. ^hu: Unitárius vallás
  6. ^[1]
  7. ^[Каньяро Ференц - Богати zsoltárai az árulók és ellenöző. (Ker. Magvető, 1902)]
  8. ^[Jakab E. Kolozsvár története II, 302]
  9. ^[1601 maius 19: «Consul igitur cum quibusdam aliis, inter quos erat Lucas Trausnerus, vitae suae conslere volent negato ipsis salvo behavioru iteralendicentur domum против; remansit tunc Bornemisza Boldisar, donex impetrato pro se et omnibus mercatoribus salvo behavioru et ipse cum universalis mercibus prinsrestatis est liber dimissus ". v.ö. Quellen и т. д. V. 304.]
  10. ^[Jakab Elek - Körtzsváter 38: Н. Йорга - Приватная история романтических исследований, 1913 г. XV / 2, 803: Ehrenfeste, wohlweise Herrn Richter, Geschwaeren des Rats, sampt der Altschaftien und der aushrervelter ekolozka. II. 388.]
  11. ^Михай Балаж Ранний Трансильванский антитринитаризм 1566-1571): от>Сервет до Палеолог 1996 Страница 27
  12. ^ Эндрюс, Джеймс Ференц Давид и поиск библейской истины в Трансильвании 2010 Лулу
  13. ^«Давид, однако, обладал пытливым умом, был намного более склонен к новаторству. Для стимулирования воздействия способных и пр еподающих ученых в школе в Колозваре.. До приезда в Коложвар [Якобус Палеолог] был одним из лидеров неадоринтического движения в По льше; Социна, он был первым, кто учил в Польше «очень злому и отвратительному в згляду на то, что Христа нельзя поклоняться или взывать ». Следует помнить, что незадолго до этого вопроса очень горячо обсуждался среди Польские братья и что большинство в Малой Польше, принявшей консервативную точку зрения, отвергнув точку зрения Будного и Палеолога. Информация об этом споре, конечно же, дошла до Биандрата, который поддерживал связь с братьями в Польше; в то время как в Колозваре Палеолог, без сомнения, нашел сочувствие в Давиде, когда он изложил ему точку зрения, которую он безуспешно отстаивал в Польше ». Уилбур Э.М., История унитаризма (Кембридж, 1952), стр. 64.
  14. ^ [2]
  15. ^Это можно увидеть в его переписке с Фаусто Соццини (De invocatio Disputatio [1578-79]). «Они согласились с тем, что Иисус как полностью человек был также смертным. Социн, однако, верил в зачатие Христа Святым и в непорочное зачатие Иисуса Спасителя. Вполне вероятно, что Давид, как в «Тезисе I, подготовленном Биандратой», пришел к выводу, что Иисус был сыном Иосифа и, следовательно, потомком царя Давида »(Джордж Х. Уильямс,« Христологические вопросы между Франциском Давидом и Фаустом Социном »во время спора о призыве к Христу, 1578-1579 гг., «в антитринитарианстве во второй половине XVI века [Будапешт: Akademiai Kiado, 1982], стр. 298)». В Трансильвании епископ Франциск Давид отверг доктрину Девы рождение и отказался поклоняться Христу »(Энциклопедия Чемберса [редакция 1968 г., стр. 103]).
  16. ^Bibliotheca dissidentium 26. Венгерские антитринитарии 4. Ференц Давид Михай
  17. ^Эрл Морс Уилбур, История унитаризма (Кембридж, 1952), стр. 67
  18. ^Summa Universae Theologiae Christianae secundum Unitarios (1787) (добавить номер страницы).
  19. ^Bibliotheca dissidentium 13. Antitrinitaires polonais II: Шимон Будный, Здислав Петржик. Пьер Статорюс, пар Яцек Виячка.иан Кристен Франкен, Адам Матушевски 1991
  20. ^[Ханс Петри, Йоханнес Зоммер, ein sáchsischer des 16 Humanist, und Teologe Siebenbürgische Vierteljahrschrift, 58, 1935. 300–301, 1574: moritnesur de la r Pirnensis. V.ö, Дьюлафи Лестар feljegyzései, Magya r Tört. [Каньяро Ференц - Давид Ференц családja. Ker.. 34, (1899) 330–333,4]
  21. ^ [3]
  22. ^[Eugen von Trauschenfels - Deutsche Fundgruben zur Geschichte Siebenbürgens. Neue Folge. (Кронштадт, 1860 г.)]
  23. ^[Die Matrikel der Universitat Basel. Herausgegeben von Hans Georg Wackernagel II. Группа (1532–1601) (Базель, 1956)]
  24. ^"Unitarius.hu". unitarius.hu. Проверено 15 апреля 2019 года.
  25. ^Буэренс Наша избранная вера: введение в унитарный универсализм
  26. ^Унитарные универсалистские истоки: наша историческая вера Марка У. Харриса Архивировано 22 августа 2006 г. в Wayback Machine
  27. ^Воспевание живых традиций. ISBN 1-55896-260-3.
  28. ^«Любимые цитаты, произведенные мельницей слухов UU». Журнал UU World. 17 сентября 2012 г. Дата обращения 15 апреля 2019 г.
  29. ^Archiv des Vereins für siebenb. Landesk. Н. Ф. II. 1857. 249. Schwarz K.; Якаб Элек
  30. ^Лампе, Исторический. Eccl. Реформа. в Hung. et Transylv. 228–230 л.
  31. ^Изм. Keresztény Magvető VI. 94–107. И. В. Надь Янош.

Внешние ссылки

В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Ференцем Давидом
Последняя правка сделана 2021-05-20 14:02:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте