Fr. Фердинанд Вербист SJ | |
---|---|
Портрет Фердинанда Вербиеста | |
Родился | (1623-10-09) 9 октября 1623 года. Питтем, Тилт, Графство Фландрии, Испанские Нидерланды |
Умер | 28 января 1688 г. (1688-01-28) (64 года). Пекин, династия Цин, Китай |
Отец Фердинанд Вербист (9 октября 1623-28 января 1688) был фламандцем иезуитом миссионером в Китай во времена династии Цин. Он родился в Питтеме около Тилта в графстве Фландрия (ныне часть Бельгии ). Он известен как Нан Хуайрен (南 懷 仁 ) на китайском языке. Он был опытным математиком и астрономом и доказал суду императора Канси, что европейская астрономия точнее китайской. Затем он исправил китайский календарь и позже его попросили перестроить и переоборудовать Пекинскую древнюю обсерваторию, получив роль главы математического совета и директора обсерватории.
Он стал близким другом императора Канси, который часто просил его учить геометрии, философии и музыке.
Вербист работал дипломатом, картографом и переводчиком; он говорил латынь, немецкий, голландский, испанский, иврит и итальянский. Он написал более тридцати книг.
В течение 1670-х годов Вербист спроектировал то, что некоторые называют первым самоходным транспортным средством - многие заявляют, что это первый в мире автомобиль, несмотря на его небольшие размеры и отсутствие доказательства того, что он действительно был построен.
Фердинанд Вербист был старшим ребенком Джооса Вербиеста, судебного пристава и сборщика налогов Питтема около Кортрейка, Бельгия. Вербист изучал гуманитарные науки у иезуитов в Брюгге и Кортрейк, а затем отправился на год в Левен, чтобы изучать философия и математика. Он присоединился к Обществу Иисуса (иезуитов) 2 сентября 1641 года. Вербист продолжал изучать богословие в Севилье, где был рукоположен как священником в 1655 году. Он закончил свои исследования в астрономии и богословии в Риме. Его намерением было стать миссионером в испанских миссиях в Центральной Америке, но этого не произошло. Его призыв был направлен на Дальний Восток, где Римско-католическая церковь была «на миссии», чтобы компенсировать потерю (католических) верующих из-за зарождающегося протестантизма в Европе.
В 1658 г. Вербист уехал в Китай из Лиссабона в сопровождении отца Мартино Мартини, тридцати пяти других миссионеров, португальского вице-короля Индии и некоторые другие пассажиры. Их лодка достигла Макао в 1659 году, когда все пассажиры, кроме десяти, включая вице-короля и большинство миссионеров, погибли. Вербист занял свою первую должность в Шаньси, возглавляя миссию до 1660 года, когда его призвали помочь - а позже заменить - отца Иоганна Адама Шалля фон Белла, иезуитского директора Пекина. Обсерватория и глава математического совета, в своей работе по астрономии. К несчастью для них, политическая ситуация резко изменилась в 1661 году, после смерти молодого императора Шунжи, 23 года. Его сын и преемник, Сюанье (император Канси ), был всего лишь 7, поэтому правительство было передано в руки четырех регентов. В отличие от Шунжи, регенты не поддерживали иезуитов, которые в результате подвергались усиленным преследованиям.
В 1664 году китайский астроном Ян Гуансян (1597–1669), опубликовавший брошюру против иезуитов, публично бросил вызов Шаллю фон Беллу. соревнование по астрономии. Янг победил и занял место Шала фон Белла на посту главы отдела математики. Проиграв соревнование, Шаль фон Белл и другие иезуиты были скованы цепями и брошены в грязную тюрьму по обвинению в проповедовании ложной религии. Их привязали к деревянным колышкам так, чтобы они не могли ни стоять, ни сидеть, и оставались там почти два месяца, пока не был вынесен приговор к удушению. Высокий суд счел приговор слишком мягким и приказал разрезать их на части еще при жизни. На их счастье, 16 апреля 1665 г. сильнейшее землетрясение разрушило часть тюрьмы, выбранную для казни. В небе был замечен необычный метеор, и пожар уничтожил ту часть императорского дворца, где было объявлено осуждение. Это было воспринято как знак, и все заключенные были освобождены. Однако им все же предстояло предстать перед судом, и все иезуиты, кроме Вербиеста, Шала фон Белла и двух других, были сосланы в Кантон. Шалл фон Белл умер в течение года из-за условий своего заключения.
В 1669 году император Канси сумел захватить власть, имея оставшегося (коррумпированного) регента, Обой, арестован. В том же году императору сообщили, что в календаре на 1670 год, составленном Ян Гуансянем, были обнаружены серьезные ошибки. Канси приказал провести открытый тест, чтобы сравнить достоинства европейской и китайской астрономии. Тест должен был предсказать три вещи: длину тени, отбрасываемой гномоном заданной высоты в полдень определенного дня; абсолютное и относительное положение Солнца и планет на заданную дату; и точное время ожидаемого лунного затмения. Было решено, что Ян и Вербист должны использовать свои математические навыки для определения ответов и что «Небеса будут судить». Конкурс проводился в Бюро астрономии в присутствии высокопоставленных министров правительства и официальных лиц обсерватории. В отличие от Янга, Вербист имел доступ к последним обновлениям по таблицам Рудольфина, и ему помогали телескопы для наблюдений. Он успешно прошел все три теста и сразу же был назначен главой математического совета и директором обсерватории. Из уважения к нему изгнанным иезуитам было разрешено вернуться к своим миссиям. Тем временем Ян был приговорен к той же самой смерти, которую он планировал для своего соперника-иезуита, но приговор был сокращен до изгнания, и он умер по пути в свой родной дом.
Календарь 1670 года включал лишний месяц без необходимости, добавленный, чтобы скрыть другие ошибки и привести лунные месяцы в соответствие с солнечным годом. Verbiest предложил исправить ошибки, в том числе убрать лишний месяц. Это был смелый шаг, поскольку календарь был утвержден самим императором. Опасаясь ответа императора, официальные лица обсерватории умоляли его отозвать эту просьбу, но он ответил: «Я не в моих силах заставить небеса согласиться с вашим календарем. Необходимо убрать лишний месяц». К их большому удивлению, император, изучив исследование, согласился, и оно было сделано.
После этого Вербист и император подружились, и иезуит обучил его геометрии, философия и музыка. Его часто приглашали во дворец и сопровождали императора в его экспедициях по империи. Он перевел первые шесть книг Евклида на маньчжурский и использовал любую возможность, чтобы ввести христианство. В ответ Император возвысил его до высшей степени мандарината и разрешил ему проповедовать христианство в любой точке империи.
Вербист предпринял множество проектов, включая строительство акведука, отливку 132 пушек. для императорской армии - намного превосходящего любое предыдущее китайское оружие - и дизайн нового лафета. Он создал звездную карту для Императора Канси, чтобы определять время ночью. Другие изобретения включали паровой двигатель для движения кораблей.
Решив проблемы, связанные с календарем, Вербист составил таблицу всех солнечных и лунных затмений на следующие 2000 лет. Обрадованный этим, император передал ему полную ответственность за имперскую астрономическую обсерваторию, которую он перестроил в 1673 году. Существующее оборудование было устаревшим, поэтому Вербист отправил его в музей и приступил к разработке шести новых инструментов:
Все они были очень большими, сделаны из латуни и богато украшены, с бронзовыми драконами, образующими опоры. Несмотря на свой вес, ими было очень легко манипулировать, что демонстрирует способность Вербиеста к механическому проектированию.
Вербист умер в Пекине вскоре после того, как получил ранение в результате падения с лошади. Его сменил на посту главного математика и астронома Китайской империи другой бельгийский иезуит, Антуан Томас (1644–1709). Его останки были захоронены рядом с останками двух других известных иезуитов - Маттео Риччи и Иоганна Адама Шалля фон Белла - 11 марта 1688 года. Посетить их могилу непросто, поскольку она находится на кампус колледжа политических наук, но он содержится в хорошем состоянии.
Вербист был единственным жителем Запада в истории Китая, удостоенным чести посмертного имени Императора.
Помимо своих работ в астрономии, Вербист также экспериментировал с паром. Примерно в 1672 году он сконструировал - в качестве игрушки для императора Канси - паровую тележку, которая, вполне возможно, была первым работающим паровым транспортным средством («автомобильным двигателем»). Вербист описывает его в своей рукописи Astronomia Europea, которая была закончена в 1681 году. Один монах привез ее в Европу, а затем она была напечатана в 1687 году в Германии. В этой работе Вербист впервые упомянул (латинский ) термин мотор в его нынешнем значении. За одну заправку углем он написал, что машина может двигаться более часа. Поскольку его длина составляла всего 65 см (25,6 дюйма), и поэтому он фактически являлся масштабной моделью, не предназначенной для перевозки пассажиров, водителя или грузов, называть его «автомобилем» не совсем правильно. Несмотря на это, это была первая машина, которая могла двигаться за счет «самодельного» двигателя.
Поскольку паровая машина в то время еще не была известна, Вербист использовал принцип эолипила. Пар генерировался в шарообразном котле, выходящем через трубу наверху, откуда он направлялся на простую открытую «паровую турбину » (скорее похожую на водяное колесо ), которые управляли задними колесами.
Другими известными источниками не подтверждено, была ли когда-либо построена модель Вербиста в то время, и не существует ее подлинных чертежей, хотя у него был доступ к лучшим мастерам Китая по обработке металла, которые конструировали для него точные астрономические инструменты..
Итальянский производитель моделей Brumm изготовил нерабочую модель Veicolo a turbina de Verbiest в масштабе 1:43 (1681) [sic], в их серии "Old Fire" 2002 года. Эта модель имела длину 9 см (3,54 дюйма), что в увеличенном масштабе предполагало, что длина оригинала Вербиеста была бы почти 4 метра (13 футов 1 дюйм).
Однако сравнение с рисунками в исследовании Харденберга показывает, что эта модель отличается от модели Вербиеста. На самом деле он создан по образцу небольшого паротурбинного автомобиля, построенного в конце 18 века (предположительно в 1775 году) немецким механиком, который был вдохновлен автомобилем Вербиеста, но отличается, например, только с тремя колесами. К сожалению, оригинал, вероятно, был уничтожен во время бомбардировки Высшей технической школы Карлсруэ во время Второй мировой войны. Однако фото оригинальной машины можно увидеть в Немецком музее. Харденберг отмечает, что этот вагон с паровой турбиной работал по тому же принципу, что и каретка Вербиеста (импульсная турбина), но использовала более современную конструкцию трансмиссии.
Вербист отмечен на нескольких почтовых марках. Один с изображением его лица был выпущен в Бельгии 24 октября 1988 г. в ознаменование трехсотлетия его смерти с соответствующим штемпелем гашением штемпелем. Еще несколько марок было выпущено в Макао в 1989 и 1999 годах, на которых изображен эскиз Вербиеста из обсерватории в Пекине, где он работал.
Связанные со СМИ на Фердинанд Вербист на Wikimedia Commons