Феодосия Прокопьевна Морозова (рус.: Феодосия Прокопьевна Морозова) (21 Май 1632 г. - 1 декабря 1675 г.) был одним из самых известных партизан старообрядческого движения. Она была воспринята как мученица после того, как была арестована и умерла в тюрьме.
Она родилась 21 мая 1632 года в семье окольничий Прокопий Федорович Соковнин. В 17 лет она вышла замуж за боярина Глеба Морозова, брата царского наставника Бориса Морозова, одного из богатейших людей России и зятя Царь Алексий. Феодосия родила Глебу одного ребенка, сына Ивана. После ранней смерти мужа в 1662 году она сохранила видное положение при русском дворе фрейлиной царицы Марии. Она также унаследовала огромное состояние, которым распоряжалась от имени своего сына Ивана.
Во время Раскола, поскольку протоиерей Аввакум был ее духовником, Феодосия присоединилась к движению старообрядцев и тайно принял монашеский постриг с именем Феодора. Она сыграла важную роль в убеждении своей сестры, княгини Евдокии Урусовой, присоединиться к старообрядчеству. К ним присоединилась и соплеменница Мария Данилова. Вслед за Аввакумом она отвергла реформы Патриарха Никона, настаивая на том, что у него нет в церкви власти изменять устоявшиеся обычаи, отождествляя такие нововведения с развращением веры антихристом.
После многих несчастий две сестры и Данилова были арестованы по приказу царя Алексея в 1671 году. Их долго допрашивали и пытали, но они отказались отречься. Попытки достичь компромисса во главе с Патриархом Питиримом также были отклонены. Пока она находилась под арестом, умер ее сын Иван.
Алексис подумывал, чтобы Морозова сожгли на костре, но его отговорили. Вместо этого она и другие были заключены в подземный подвал St. Пафнутий Монастырь в Боровске, где они претерпели значительные лишения. После назначения нового Патриарха, Иоакима, они были лишены всякой поддержки и медленно голодали. Все трое умерли от голода в 1675 году, Морозова умерла 2 ноября.
Аввакум написал «Оплакивание трех мучеников». Житие неизвестного автора «Сказание о Боярине Морозове» повествует о ее мученической жизни. История широко распространилась, а чудеса Морозовой приписывали старообрядцы. Многие старообрядческие общины продолжают почитать ее как мученицу.
Тем не менее, ее репутация была ограничена до тех пор, пока роль Морозовой как представителя русской идентичности и традиций не стала важной для националистических писателей в XIX веке. Она стала нарицательным после того, как ее обсуждали известные русские писатели и изображал Василий Суриков. Некоторые радикальные группировки восприняли ее как героиню, считая ее символом сопротивления государственной власти. Революционное движение Народная воля продвигало ее, и ее достоинства высоко оценивались писателями советской эпохи, такими как Анна Ахматова, Варлам Шаламов и Фазиль Искандер., которые «символически вовлекли ее в свои дела сопротивления».
Часовня была построена в 2002 году на месте тюрьмы, где умерла Морозова.
Публикации, доступные на английском языке:
Публикации, доступные только на русском языке:
.