Феминистская теория права, также известная как феминистская юриспруденция, основана на убеждении, что закон был основополагающим в историческом подчинении женщин. Проект феминистской теории права двоякий. Во-первых, феминистская юриспруденция пытается объяснить, каким образом закон играл роль в бывшем подчиненном статусе женщин. Во-вторых, феминистская правовая теория посвящена изменению статуса женщины через переработку закона и его подхода к гендеру. Это критика американского закона, который был создан, чтобы изменить отношение к женщинам и то, как судьи применяли закон, чтобы удерживать женщин в том же положении, в котором они находились в течение многих лет. Женщины, работавшие в этой сфере, считали, что закон ставит женщин в более низкое положение в обществе, чем мужчин, исходя из гендерных предположений, и поэтому судьи полагались на эти предположения при принятии своих решений. Это движение зародилось в 1960-х и 1970-х годах с целью достижения равенства женщин путем оспаривания законов, в которых проводились различия по признаку пола. Крайне важно позволить женщинам стать самими собой, обретя финансовую независимость и имея возможность найти настоящую работу, которая раньше была им недоступна из-за дискриминации в сфере занятости. Однако сегодня феминистские теоретики права расширяют свою работу за пределы открытой дискриминации, применяя различные подходы, чтобы понять и рассмотреть, как закон способствует гендерному неравенству.
Первое известное использование термина «феминистская юриспруденция» было в конце 1970-х гг. 44>Энн Скейлс во время процесса планирования празднования 25, вечеринки и конференции, проведенной в 1978 году по случаю 25-летия первой женщины, окончившей Гарвардский юридический факультет. Этот термин был впервые опубликован в 1978 году в первом выпуске Гарвардского женского юридического журнала. Эта феминистская критика американского права была разработана как реакция на тот факт, что правовая система была слишком патриархальной и гендерной.
В 1984 Марта Файнман основала Feminism and Legal Теоретический проект на юридической школе Университета Висконсина для изучения взаимосвязи между феминистской теорией, практикой и правом, который сыграл важную роль в развитии феминистской теории права.
Основа феминистской теории права была заложена женщинами, которые бросили вызов действующим законам, удерживающим женщин на своих местах в доме. Движущей силой этого нового движения была потребность женщин обрести финансовую независимость.
Женщины, работавшие в сфере права, начали уделять больше внимания этой идее и начали работать над достижением репродуктивной свободы, прекращением гендерной дискриминации.
Некоторые подходы к феминистской юриспруденции следующие:
Каждая модель дает отдельный взгляд на правовые механизмы, которые способствуют подчинению женщин, и каждая предлагает отдельный метод изменения правовых подходов к гендерным вопросам.
Модель либерала равенства работает в рамках либеральной правовой парадигмы и в целом охватывает либеральные ценности и подход, основанный на правах. к закону, хотя это вызывает сомнения в отношении того, как либеральная структура работает на практике. Эта модель направлена на обеспечение того, чтобы женщинам было предоставлено подлинное равенство, включая расу, сексуальную ориентацию и пол, - в отличие от номинального равенства, часто предоставляемого им в традиционных либеральных рамках, - и стремится достичь этого либо путем более тщательное применение либеральных ценностей к опыту женщин или пересмотр либеральных категорий с учетом пола. Например, когда чернокожим женщинам предоставляется правовая помощь только в том случае, если дело касается их расы или пола.
Модель различий подчеркивает важность гендерной дискриминации и считает, что эта дискриминация не должна заслоняться законом, но должна приниматься им во внимание. Только принимая во внимание различия, закон может предоставить адекватные средства правовой защиты для положения женщин, которое на самом деле отличается от положения мужчин. Модель различия предполагает, что различия между мужчинами и женщинами ставят один пол в невыгодное положение; следовательно, закон должен компенсировать женщинам и мужчинам их различия и недостатки. Эти различия между мужчинами и женщинами могут быть биологическими или культурными. Модель различия находится в прямом противоречии с утверждением о сходстве, согласно которому следует подчеркивать сходство женщин с мужчинами. К тому же феминистка схожесть, использование женских различий в попытке получить больше прав неэффективно с этой целью и делает акцент на тех самых характеристиках женщин, которые исторически мешали им достичь равенства с мужчинами.
Феминистки схожести также утверждали, что в законе уже существует особый режим для этих так называемых «различий», который угнетает женщин. Идея существования различий между полами привела к классической мысли, от которой феминистская теория права пыталась избавиться. Он заставлял женщин доказывать, что они похожи на мужчин, сравнивая свой опыт с опытом мужчин, и все это в попытке получить юридическую защиту. Все это привело только к тому, что женщины пытались соответствовать нормам, установленным мужчинами, не задаваясь вопросом, почему они были приняты в качестве нормы равенства.
Модель доминирования отвергает либеральный феминизм и взгляды правовая система как механизм сохранения мужского доминирования. Кроме того, теоретики доминирования отвергают модель различия, потому что она использует мужчин как критерий равенства. В то время как либеральная модель равенства и теория различий направлены на достижение равенства для женщин и мужчин, конечная цель модели доминирования - освободить женщин от мужчин. Теоретики доминирования понимают гендерное неравенство как результат дисбаланса власти между женщинами и мужчинами и полагают, что закон способствует этому подчинению женщин. Таким образом, он объединяет определенные направления критической теории права, которая также рассматривает возможность действия закона как инструмента для господства. Эта теория фокусируется на том, как мужчины доминируют над женщинами, но также говорит о притесняемых других группах, например о том, что трансгендерному населению нечасто предоставляется юридическая помощь. Кроме того, любая белая женщина будет иметь хорошее юридическое представительство по сравнению с группами меньшинств.
В учете доминирования, предложенном Кэтрин Маккиннон, сексуальность является центральным элементом доминирования. Маккиннон утверждает, что женская сексуальность социально сконструирована мужским доминированием, а сексуальное доминирование женщин над мужчинами является основным источником общего социального подчинения женщин. По словам Маккиннон, правовая система увековечивает неравенство между женщинами и мужчинами, создавая законы о женщинах, используя мужскую точку зрения.
Анти-эссенциалистская феминистская правовая теория была создана женщинами цветных и лесбиянок в 1980-х годах, которые считали, что феминистская теория права исключает их взгляды и опыт. Анти-эссенциалистская и интерсекционалистская критика феминисток возражали против идеи о том, что может быть любой универсальный женский голос, и критиковали феминисток, как и Черный феминизм, за то, что они неявно основывали свою работу на опыт белых гетеросексуальных женщин из среднего класса. Антиэссенциалистский и интерсекционалистский проект заключался в исследовании способов взаимодействия расы, класса, сексуальной ориентации и других осей подчинения с полом и в выявлении неявных, пагубных предположений, которые часто использовались в феминистской теории. Эта модель бросает вызов феминистским теоретикам права, которые занимаются только тем, как закон влияет на гетеросексуальных белых женщин из среднего класса. Антиэссенциалистская феминистская правовая теория признает, что личность отдельных женщин формирует их жизненный опыт, поэтому закон не влияет на всех женщин одинаково. Речь идет о достижении реального равенства для всех, независимо от пола, расы, сексуальной ориентации, класса или инвалидности.
Мари Мацуда создала термин «множественное сознание», чтобы объяснить способность человека принимать точку зрения угнетенного группа. Антиэссенциалистские феминистские теоретики права используют множественное сознание, чтобы понять, как закон влияет на женщин, принадлежащих к другим группам, кроме их собственной.
Постмодернистские феминистские теоретики права отвергают идею либерального равенства, согласно которой женщины подобны мужчинам, как и идея теории различий о том, что женщины по своей сути отличаются от мужчин. Это потому, что они не верят в единичные истины и вместо этого считают истины множественными, основанными на опыте и перспективах. Феминистки из лагеря постмодерна используют метод, известный как деконструкция, в котором они смотрят на законы, чтобы найти в них скрытые предубеждения. Постмодернистские феминистки используют деконструкцию, чтобы продемонстрировать, что законы не должны быть неизменными, поскольку они созданы людьми с предубеждениями и, следовательно, могут способствовать угнетению женщин.
Теория права феминизма породила новую идею использование гедонистической юриспруденции, чтобы показать, что опыт женщин в отношении нападений и изнасилований был результатом законов, которые относились к ним как к менее человечным и давали им меньше прав, чем мужчинам. Этим феминистские теоретики права утверждали, что приведенные примеры были не только описанием возможных сценариев, но и признаком событий, которые действительно произошли, и полагались на них в поддержку утверждений о том, что закон игнорирует интересы и не уважает существование женщин.