Феминизм в Норвегии

редактировать

Феминизм в Норвегии
Portrett av Hulda Garborg (1862-1934) (5180708385).jpg Феминизм Хульда Гарборг оказала влияние на норвежское гражданское общество в XIX веке.
Глобальный индекс гендерного разрыва
Значение0,842 (2020)
Рейтинг2-е место из 149

феминистское движение в Норвегия добилась значительного прогресса в реформировании законов и социальных обычаев в стране, продвигая права норвежских женщин .

Содержание

  • 1 1840-е годы: первая волна феминизма
    • 1.1 1854–1879: Пробуждение сознания
  • 2 Вторая волна феминизма (1879–1890)
    • 2.1 Роль литературы
    • 2.2 Споры о двойных стандартах
    • 2.3 Достижения в повседневной жизни
  • 3 С 1890 по 1960 год
    • 3.1 Голосование
    • 3.2 Возвращение домохозяйки
    • 3.3 Контроль рождаемости и сокращение населения
    • 3.4 Ограниченный прогресс
    • 3.5 Литература
    • 3.6 Послевоенные годы
  • 4 Вторая волна феминизма (1960–1990)
    • 4.1 Проблемы феминизма второй волны
  • 5 Из собрания в августе 1970 года по организации женского движения
    • 5.1 Старые и новые движения
    • 5.2 Аборт
    • 5.3 Литература жены (Kvinnelitteratur)
    • 5.4 Многие реформы
    • 5.5 Единое движение в Европе
    • 5.6 Феминизация политики
    • 5.7 Феминизм и работа
    • 5.8 Норвежское женское лобби
    • 5.9 Отпуск по уходу за ребенком
      • 5.9.1 Отпуск по беременности
      • 5.9.2 Отпуск при рождении
      • 5.9.3 Отцы квота и квота для матерей
      • 5.9.4 Отпуск по уходу
    • 5.10 Извинения перед "немецкими девушками"
  • 6 Заключение
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

1840-е годы: первая волна феминизма

В 1840 году статус норвежских женщин считался недееспособным, то есть невозможно было заключить какие-либо соглашения, долги или даже контролировать свои собственные деньги. Они не имели права на обучение и не могли претендовать на какую-либо государственную должность. Что касается одиноких женщин, которых в то время было много, они могли просить о приеме на работу под руководством опекуна. В день свадьбы замужние женщины переходили от власти отцов к власти своих мужей

Во время правления Магнуса VI Лагабётера (1263–1280), возраст совершеннолетия был установлен на уровне двадцати лет для обоих полов. Позднее норвежское законодательство изменилось, во время правления Кристиана V (1670–1699). Его режим издал Закон в Норвегии (1687), который, следуя датским правилам того времени, определял незамужних женщин как несовершеннолетних.

Однако в 1845 году первый шаг к эмансипации женщин был сделан с принятием «Закона о подавляющем большинстве одиноких женщин», по которому возраст совершеннолетия признавался в возрасте 25 лет без требования подчиняться опекун после этого возраста.

В первой половине века женщины работали на первых текстильных фабриках (1840 г.) и табачных фабриках, которые были предназначены для их работы. Они также работали в пищевой промышленности и на работах, требующих «маленьких рук», но они не работали в тяжелой промышленности.

Литература, предназначенная для женщин того времени, все еще была отражением системы ценностей общества: в этих романах можно было найти только поиски мужа. Среди женщин-писателей, опубликованных в Норвегии той эпохи, были Ханна Винснес, Мари Вексельсен и Анна Магдалина Торесен.

1854–1879: Пробуждение сознания

В этот период были приняты новые законы, и, хотя они не сразу произвели революцию в положении женщин, барьеры пересекались регулярно и быстро. Формальное равенство женщин с мужчинами стало практически полным всего за два поколения. В 1854 г. был принят закон о королевском наследовании. Правило тех, кто хотел, чтобы женщины не имели права ни на что, кроме статуса соправителя, утраченное и равное право наследования для обоих полов стало правилом. Но это не произошло без жарких споров и сопротивления.

В 1863 году принят новый закон о возрасте совершеннолетия, который следует за 1845 годом: женщины достигли совершеннолетия в 25 лет, как и мужчины. Что касается вдов, разведенных и разлученных, то они становятся крупными «вне зависимости от возраста». В 1869 году возраст совершеннолетия был снижен до 21 года, хотя некоторые задавались вопросом, оправдано ли это для женщин. Юридический комитет, считая, что женщины созревают быстрее мужчин, заявил, что этот возраст ей очень подходит. В 1866 году был принят закон о свободном предпринимательстве (кроме замужних женщин), чтобы любой мог получить лицензию в своем городе.

Сами девушки в графстве Телемарк, Норвегия, в 1880 году.

Но женщины выражали себя в основном через литературу. Камилла Коллетт - первая писательница, которая вышла за рамки, которые были установлены для женской литературы до того времени, и чей самый известный роман, «Дочери префекта» (1855 г.), посвящен воспитанию буржуазии. женщины в 19 веке. Центральная тема этого романа - конфликт между общепринятыми общепринятыми нормами и чувствами и потребностями человека. Кроме того, Ааста Ханстин служила страстным голосом феминистского движения, и чей яркий образ послужил образцом для персонажа Лоны Хессель в Хенрике Ибсене Столпы общества (1877).

Вторая волна феминизма (1879–1890)

Норвежская писательница и феминистка Камилла Коллетт.

Писатели, поднявшие дело о женщинах, утверждали, что Камилла Коллетт как их вдохновение, и таким образом создали первую волну феминизма в Норвегии.

Роль литературы

В 1871 году Георг Брандес инициировал движение Современный прорыв : он просил, чтобы литература служила прогрессу, а не реакции Просмотры. Именно тогда в Норвегии появились писатели, которые стали известны как «Большая четверка», а именно: Хенрик Ибсен, Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Александр Килланд и Йонас. Ложь. Все будут говорить за женщин. Камилла Коллетт и Ааста Хэнстин написали, чтобы защитить дело феминистских теорий, которые были неотъемлемой частью более крупной программы для авторов «Современного прорыва». Для последнего это будет защита угнетенных людей от социальных ожиданий того времени, одной из которых была жена: женщины, получившие начальное образование, единственной целью которого был брак, женщины, которые не могли продолжать в полной мере наслаждаться интеллектуальной жизнью., которые не могли свободно распоряжаться своей жизнью и телом.

Это особенно заметно в двух пьесах: Столпы общества (1877) и Кукольный дом (1879), где Ибсен поднял дело современного гуманизма и индивидуализм. Последняя пьеса, в частности, оказала значительное влияние на феминистское движение даже за пределами Норвегии, так как была переведена на несколько языков и широко разыгрывалась по всей Европе и за ее пределами.

Бьёрнсон написал в 1879 году пьесу под названием «Леонарда», в которой он защищает женщину, у которой «есть прошлое». Но прежде всего его пьеса «Перчатка» (1883) произвела большое впечатление на публику в Норвегии.

В течение 1880 года в Норвегии происходило множество дебатов, первой проблемой для женщин была проблема двойных стандартов.

Дискуссия о двойных стандартах

В XIX веке Норвегия была очень бедная страна, что привело к исходу из сельской местности и высокому уровню эмиграции. В 1882 году из Норвегии выехало 30 000 человек при населении в 1,9 миллиона жителей. Однако количество эмигрантов превышает 27% женщин в 1900 году; к тому году на каждые 100 женщин приходилось 165 мужчин. Следствием этого стал распад семейной ячейки, что привело к увеличению рождений вне брака и огромному росту проституции.

Взрыв проституции и распространение публичных домов вызывают бурную реакцию, которая привлекла внимание общественности к проблеме сексуальной морали. Христиане Бергена первыми возглавили преступление в 1879 году. В 1881 году была основана Ассоциация против общественной безнравственности.

Во время дебатов о двойных стандартах (1879–1884) брак рассматривался как основная ячейка общества, но которую необходимо реформировать. Для авторов Богемия Кристиании это было более радикально: брак не был основой общества, и дебаты должны быть сосредоточены на более политическом решении проблемы неравенства женщин. В то время как Арне Гарборг считал брак неизбежным злом, Ханс Йегер считал, что брак следует заменить свободной любовью.

Не разделяя взглядов христианской Богемии, писательница Амалия Скрам стала наиболее радикальным персонажем того периода. Если, как и другие писатели, она осуждала различие в обращении между прелюбодейными мужчинами и женщинами, она тогда считала, что Дон Хуан был мужским эквивалентом проститутки: общепринятая точка зрения заключалась в том, что Дон Хуан не продает сам он накапливает свои завоевания; для Скрама это неверный аргумент, потому что женщина тоже накопила завоевания, хотя ее завоевания будут рассматриваться как проституция, даже если она не продает.

Литература стала настоящим вызовом со стороны Ибсена и Бьёрнсона среднему классу, с Богемией Кристиании, распространяющейся в народном сознании.

Успехи в повседневной жизни

В 1884 году была создана Норвежская ассоциация прав женщин, первая официальная организация по защите прав женщин в Норвегии. В 1885 году была основана Ассоциация голосов за женщин, но она распалась в 1898 году. В 1890 году был создан первый профсоюз женщин-трудящихся, затем в 1896 году - Норвежская организация здравоохранения женщин, а в 1904 году - Национальный совет . женщин.

В 1890 году были приняты два важных закона. Согласно первому закону, замужние женщины получали статус большинства. Второй закон положил конец власти мужа над женой. Мужчина сохранил контроль над домом пары, но теперь женщина могла свободно распоряжаться плодами его работы.

С 1890 по 1960 год

Женщины в спортивной одежде, готовые играть в футбол, из норвежской газеты Aftenposten, 16 июня 1928 года.

Голосование

В отличие от некоторых стран, где женщины получали право голоса посредством одного законодательного акта, в Норвегии было несколько этапов.

Расширенное избирательное право в 1884 году стало «всеобщим» в 1898 году. В 1886 году Норвежская ассоциация голосов для женщин потребовала доступа к всеобщему избирательному праву. Однако в 1901 году женщины, которые могут установить свой собственный минимальный доход, и те, кто состоит в браке с избирателем, могут участвовать в муниципальных выборах, а затем в 1907 году - в национальных выборах.

В 1910 году было принято всеобщее избирательное право для всех муниципальных выборов, а в 1913 году - для национальных выборов. Первой женщиной, занявшей пост в норвежском парламенте, Стортинг, была Анна Рогстад ​​ в 1911 году. Она представляла правое политическое крыло наряду с консерваторами и умеренными левыми. Однако женщины были редкостью в политике и в Стортинге.

Возвращение домохозяйки

Обложка норвежского женского журнала Urd, выходившего между 1897 и 1958 годами. 1905.

Экономическая ситуация в Норвегии оставалась неустойчивой, с ростом безработицы, который в основном затрагивал низкоквалифицированные профессии и женщин.

Идеология домохозяйки пришла в это время при поддержке государственной церкви. За этим движением и созданием Организации норвежских домохозяек стояли женщины. Это движение и его лидеры были сосредоточены на среднем классе и буржуазии: его влияние было одним из самых низких в стране в целом, и оно оказало незначительное влияние на рабочий класс.

Первоначальная идея этого движения заключалась в том, что домашний труд не является врожденным для женщин, а скорее усвоен. Он стал «более профессиональным» благодаря школам домашнего хозяйства, которые обучали женщин уходу за домом. Их учили основам приготовления пищи и даже управлению домашними деньгами. Это движение имело бы даже экономический эффект с помощью программы «Покупайте норвежский язык!» лозунг. Его влияние позволяло проводить конференции и мероприятия даже в периоды ограничений в 1920-х годах.

В те же годы был запрещен труд замужних женщин. Однако были и положительные сдвиги, поскольку Закон о супругах 1927 г. придал равный юридический вес устным показаниям домохозяйки наравне с мужчинами.

Контроль рождаемости и сокращение численности населения

Теперь ожидалось, что женщины вернутся к дому и семейной жизни. В то время в Норвегии наблюдалось сокращение населения, которое пытались замедлить или даже повернуть вспять.

Вопрос о контроле над рождаемостью и ожесточенное противодействие консерваторов замедлили разработку законодательства о контрацепции и абортах, которое в то время было относительно либеральным. Тем не менее, закон наказал женщину, сделавшую аборт, тремя годами тюремного заключения, а также шесть виновных в аборте.

Ограниченный прогресс

Именно в 1920-х годах были установлены принципы равной оплаты труда и права доступа ко всем рабочим местам в правительстве.

Литература

Писатели того времени, Хульда Гарборг, Нини Ролл Анкер и Сигрид Ундсет, в частности, считали что если феминистская борьба 1880-х была необходима, то теперь она устарела.

Послевоенные годы

В 1946 году были созданы пособия для матерей на дому.

В 1950 году женщины, вышедшие замуж за иностранцев, могли сами решать, сохранять ли норвежское гражданство или нет. В том же году вопрос о праве каждой женщины свободно распоряжаться своим телом стал реальностью в Норвежском национальном совете женщин.

Вторая волна феминизма (1960–1990)

Проблемы феминизма второй волны

Первая волна феминизма заключалась в изменении положения женщин в браке, и положить конец подчинению замужних женщин; следующая волна феминизма боролась за то, чтобы получить те же права, что и мужчины.

1960-е были отмечены множеством протестов, появлением новых идей и появлением первых писателей-феминисток второй волны.

Недостаточно было заявить о женской непохожести, но, скорее, определить женские ценности и сформировать общество в соответствии с этими ценностями. Таким образом, целью второй волны феминизма было изменить природу государства, которое в то время было преимущественно мужским.

Для достижения своей цели феминисткам нужно было отличаться от других протестных движений 1960-х годов. Женщины, столкнувшиеся с этими движениями, действовали, чтобы создать свои собственные, потому что они не были развиты: даже типичное революционное движение не было лишено мачизма. В результате феминистки ухватились за проблемы, выдвигаемые политикой, и взяли их на себя (равная оплата, аборты и т. Д.).

С собрания в августе 1970 года по организации женского движения

Основание нового феминистского движения произошло в августе 1970 года, когда Норвежская ассоциация за права женщин решила организовать большую встречу в Осло в качестве основного докладчика Джо Фриман.

. В последующие месяцы по всей Норвегии сформировалось множество групп. Эта новая организация женского движения привлекла внимание радио, газет и телевидения.

На базе сформировалось множество женских групп с разной мотивацией: обсуждали как жилищные проблемы, так и место женщин на рабочем месте. Женская солидарность переросла границы и социальное происхождение: это было одним из основных различий между феминизмом первой и второй волны.

Старые и новые движения

Новое женское движение было бы более радикальным и конкретным, но эти движения также объединяли бы силы для продолжения новых битв. Фактически, разные движения редко противостояли друг другу: они просто олицетворяли разную чувствительность.

В 1972 году были созданы два движения: «Хлеб и розы» и «Женский фронт», которое было наиболее радикальным феминистским движением. Что касается движения за гражданские права для GLBT норвежцев, то в 1970-х они сформировали различные организации GLBT.

Аборты

Первый закон о легализации абортов был принят в 1964 году. Он разрешал аборты в случаях опасности для матери, и решение об аборте принимали два врача.

Новое объединение женщин сделало этот вопрос одной из своих центральных тем. В июне 1974 года несколько организаций объединились, чтобы сформировать группу действий за свободный выбор женщинами аборта. Осенью 1974 года в Стортинг был внесен законопроект, но он отклонен одним голосом.

В январе 1975 года был внесен новый закон, который расширил условия абортов. Экспертиза закона разделила единство группы действий, и она распалась.

Весной 1978 года закон о бесплатном доступе к аборту был принят в Стортинг.

Литературная жена (Kvinnelitteratur)

Бьорг Вик лидировал в 1960-х, но в В 1970-х годах появилась литература, в которой женщин следует отличать от литературы в традиционном смысле (с такими авторами, как Элдрид Лунден, Лив Кёльцов, Сесили Лёвейд и Туве Нильсен ), литература, свидетельствующая о женском опыте.

Многие реформы

Первая женщина-премьер-министр Норвегии, Гру Харлем Брундтланд.

В 1971 году в Норвегии супружеское изнасилование было объявлено незаконным.

С 1975 года было проведено множество реформ:

, 1977 г.

  • Закон о рабочей среде, который позволяет, среди прочих реформ, продлить отпуск по беременности и родам и расширить доступ к отпуску по уходу за ребенком.

, 1978 г.

  • Закон об абортах
  • Закон о гендерном равенстве (введен в 1979 г.). Чтобы обеспечить соблюдение, создается омбудсмен, отвечающий за соблюдение закона о гендерном равенстве, а также комитет по рассмотрению жалоб на равенство. Норвегия - первая страна, принявшая такие меры. Даже если санкции были ограничены, посредник обладал подлинным моральным авторитетом.

Единственное движение в Европе

Норвежское женское движение имело черту, которой нет ни в одной другой западной стране: " нежное "движение".

Феминизация политики

Норвежский кинорежиссер. Норвежские женщины продолжают добиваться успехов в областях, где традиционно преобладают мужчины.

В 1974 г. - Либеральная партия (Venstre ), а затем в следующем году - Радикальная социалистическая партия (Sosialistisk Venstreparti, SV), провозгласил новую политическую стратегию: 40% кандидатов в списках и важные посты зарезервированы за женщинами. Но так было только в 1983 г. для Arbeiderpartiet (AP), в 1989 г. для Senterpartiet (SP) и в 1993 г. для Kristelig Folkeparti (KRF).

В 1977 году муниципалитеты приняли решение ввести паритет на местных выборах. Не являясь обязательным для этого решения, паритет был введен в 1980 году в более чем 300 округах из 439.

В Стортинге представительство женщин быстро эволюционировало:

  • 1969 : 9% депутатов - женщины
  • 1973: 16% депутатов - женщины
  • 1977: 24% депутатов - женщины

Первая женщина, занявшая пост премьер-министра Норвегии был Гру Харлем Брундтланд. После общенациональных выборов 2013 года Эрна Сольберг из Хёйре (H) стала второй женщиной-премьер-министром Норвегии.

Феминизм и труд

В 1970-е годы борьба за равную оплату труда доминировала в десятилетии. В 80-е годы появилось желание лучше координировать работу и семейную жизнь. В 1987 году отпуск по уходу за ребенком был значительно продлен, но, прежде всего, отцы получили равные права и не стеснялись его использовать.

Трудовой кодекс, принятый в 1935 году, регулярно пересматривался.

  • Обзор 1981 г.: Обеспечено равное отношение к мужчинам и женщинам при приеме на работу и заработной плате
  • Редакция 1985 г.: создание представителя по вопросам равенства между мужчинами и женщинами в бизнесе.

Норвежское женское лобби

Международный Женский день марш в Осло, 8 марта 2020 года

В 2014 году восемь общенациональных женских правозащитных организаций в Норвегии создали Норвежское женское лобби по образцу аналогичных организаций в других странах, чтобы укрепить организованное феминистское движение.

Отпуск по уходу за ребенком

Отпуск по уходу за ребенком - это программа выплаты пособий, которая дает родителям оплачиваемый отпуск на работе в течение ограниченного периода времени. В Норвегии работники часто имеют право на отпуск во время беременности, усыновления, болезни ребенка или болезни опекунов. Работники имели возможность брать отпуск по уходу за ребенком с 1970-х годов, но в 1993 году законодательство резко изменилось. Если работник получает зарплату от работодателя во время отпуска, выходной считается оплачиваемым отпуском. Если работник не получает заработную плату от своего или другого работодателя, то отпуск считается неоплачиваемым отпуском. Отпуск по уходу за ребенком включает отпуск по беременности и родам, отцовству, усыновлению и беременности.

Родители имеют право на отпуск, если они получают пособие по уходу за ребенком из фонда национального страхования через NAV (Норвежское управление труда и социального обеспечения).

Если родители или опекуны выбирают получение 100% отпуска по уходу за ребенком из того, на что они имеют право, это дает им оплачиваемый отпуск на 49 недель, ссылаясь на законодательство от 1 июля 2013 года, или если они решат получить отпуск в размере 80%. отпуск по уходу за ребенком, на который они имеют право, то есть оплачиваемый отпуск продолжительностью 59 недель. Родители могут распределять эти недели между собой по своему усмотрению, за исключением трех недель до родов и шести недель после родов, которые зарезервированы для матери, и 10 недель отцовской квоты, которая предназначена для отца.

Основой для расчета родительской компенсации является заработная плата каждого из родителей на основании тех же правил, которые применяются в отношении отпуска по болезни.

отпуска по беременности

Беременные работницы имеют право на отпуск по беременности и родам на до 12 недель при беременности. С этого момента отпуск по уходу за ребенком может быть распределен. 3 недели до установленного срока зарезервированы для матери и включены в квоту отпуска по беременности и родам. Ей необходимо воспользоваться этими 3 неделями, иначе они не будут учитываться в дальнейшем.

Отпуск при рождении

Первые 6 недель после родов также зарезервированы для матери. Однако отец имеет право взять отпуск на 2 недели после родов. Это не является частью установленной родительской квоты в 10 недель, которая обычно снимается позже в период выплаты пособия.

Отцовская квота и материнская квота

отцовская квота до 2013 года составляла 14 недель и зарезервирована для отца / второй матери. С 2013 года в этот закон были внесены изменения, в соответствии с которыми отпуск по уходу за ребенком был разделен на три части с равной продолжительностью (14 недель), где одна часть предназначена для матери, а другая - для отца. 6 недель материнской квоты необходимо исключить в связи с рождением ребенка. Квота отцов с 1 июля 2014 года изменена с 14 недель на 10 недель. Это относится ко всем родителям, у которых есть дети после этой даты. Целью отцовской квоты было содействие более равномерному распределению ухода между матерями и отцами. В качестве политической меры предполагается изменить отношения между матерью и отцом, между работодателем и работниками обоих полов, а также между отцом и ребенком.

Отпуск по уходу

Отпуск по уходу составляет 2 недельный период, на который отец / вторая мать имеет право в связи с рождением ребенка, но не включается в отпуск по рождению. Отец / вторая мать не имеет права на получение зарплаты за эти две недели, но работодатель покрывает ее.

Извинения перед «немецкими девушками»

В 2018 году тогдашний премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг принесла извинения примерно 50 000 норвежских женщин, имевших отношения с немцами во время мировой войны. II (а также подозреваемых в их наличии), в частности, заявив: «Молодые норвежские девушки и женщины, которые имели отношения с немецкими солдатами или подозревались в их отношениях, стали жертвами недостойного обращения. Наш вывод заключается в том, что норвежские власти нарушили правило фундаментальный принцип, согласно которому ни один гражданин не может быть наказан без суда или приговорен без закона. Для многих это была просто подростковая любовь, для некоторых - любовь всей их жизни к вражескому солдату или невинный флирт, оставивший свой след на всю их жизнь. живет. Сегодня от имени правительства я хочу принести свои извинения ". Норвежских женщин, имевших отношения с немецкими солдатами, прозвали «немецкими девушками», и некоторые из них были задержаны, изгнаны из Норвегии или лишены гражданских прав.

Заключение

В 1990-х годах феминизм пережил некоторый застой в Норвегии после более чем двадцати лет реформ.

Несмотря на все достижения в области эгалитарных мер, заработная плата не всегда одинакова. Число женщин, подвергшихся побоям, трудно уменьшить, и, наконец, пособие по беременности и родам остается низким.

Сегодня феминизм принимает новые формы. Ассоциации и движения, выросшие из первой и второй волны норвежского феминизма, приспосабливаются к этим новым структурам, которые иногда носят неформальный характер.

См. Также

  • Портал феминизма
  • flag Норвежский портал

Ссылки

Дополнительная литература

  • Блом, Ида (1980). «Борьба за избирательное право женщин в Норвегии, 1885–1913». Скандинавский исторический журнал. Тейлор и Фрэнсис. 5(1–4): 3–22. doi : 10.1080 / 03468758008578963. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Блом, Ида (1996). "Нация - Класс - Пол: Скандинавия на рубеже веков ». Scandinavian Journal of History. Тейлор и Фрэнсис. 21(1): 1–16. doi : 10.1080 / 03468759608579312. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Блом, Ида (июнь 1990 г.). «Изменение гендерной идентичности в индустриальном обществе: пример Норвегии c 1870 - c 1914». Гендер и История. Wiley. 2(2): 131–147. doi : 10.1111 / j.1468-0424.1990.tb00090.x. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Флойстад, Ингеборг, «Женская история в Норвегии», у Карен М. Оффен, Рут Роуч Пирсон и Джейн Рендалл. Написание истории женщин: международные перспективы (Indiana Univ Pr, 1991)) pp 221–30
  • Hurrell, Greg. «Хенрик Ибсен, Фредерика Бремер, Мари Мишле и эмансипация женщин в Норвегии». Nordic Notes 2 (1998).
  • Sümer, Sevil; Eslen-Ziya, Hande (февраль 2017 г.). «Новые волны для старых прав? Мобилизация женщин и физические права в Турции и Норвегии ". Европейский журнал женских исследований. Sage. 24(1): 23–38. doi : 10.1177 /1350506815619878.CS1 maint: ref = harv (ссылка )
французский
  • Ида БЛОМ, 2004 г., «Les féminismes et l'état: une Perspective nordique» в Le siècle des féminismes, sous la direction d'Eliane GUBIN, Catherine JACQUES et alii, chapitre 15, pages 253–268, Les Éditions de l'Atelier.
  • Maurice GRAVIER, 1968, Le féminisme et l'amour dans la littérature norvégienne 1850 –1950, Minard, Paris
  • Janine GOETSCHY, 1994, Les modèles sociaux nordiques à l'épreuve de l'Europe, Les éditions de la documentation française, Париж
норвежский
  • Агерхольт, Анна Каспари, 1973, Den norske kvinnebevegelses history, Gyldendal Norsk Forlag, Oslo
  • Kari Vogt, Sissel LIE, Karin Jorunn BØRGUM GUNDERSEN et al., 1985, "Kvinnenes Kulturhistorie, Bind 2: fra år, Universitetsforlaget AS, Осло
  • Пер Тома s Andersen, 2001, Norsk Litteraturhistorie, Universitetsforlaget Oslo
  • Джанет Гартон, Норвежское женское письмо 1850–1990 (женщины в контексте), Athlone (2002), ISBN 9780485920017
  • Этлин Т. Клаф, Norwegian Life, Valde Books (2009) (первоначально опубликовано в 1909 году) ISBN 9781444404760

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Феминизм в Норвегии.
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:33:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте