Феминизм в Германии

редактировать

Феминизм в Германии как современное движение зародилось в период Вильгельмина (1888–1918) с отдельными женщинами и группами по защите прав женщин, оказывающими давление на ряд традиционных институтов, от университетов до правительства, с целью открыть свои двери для женщин. Кульминацией этого движения стало избирательное право женщин в 1919 году. Более поздние волны активисток-феминисток настаивали на расширении прав женщин.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 От периода средневековья до эпохи раннего Нового времени
    • 1.2 Просвещение и начало XIX века
    • 1.3 Вильгельминская Германия
      • 1.3.1 Доступ к образованию
    • 1.4 Веймарская Германия
    • 1,5 Нацистская эпоха
    • 1,6 Западная Германия, Восточная Германия
  • 2 Феминизм в Германии после объединения
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
    • 5.1 Историография
  • 6 Внешняя Links
История

Период Средневековья - Раннее Новое время

Феминизм в Германии берет свое начало в жизни женщин, которые бросили вызов традиционным гендерным ролям еще в Средневековье. С раннего средневековья и вплоть до 18 века германские законы отводили женщинам подчиненное и зависимое положение по отношению к мужчинам. Салический (франкский) закон, на котором будут основываться законы немецких земель, поставил женщин в невыгодное положение в отношении права собственности и прав наследования. Германские вдовы требовали, чтобы их представлял в суде опекун-мужчина. В отличие от англосаксонского закона или вестготского кодекса, закон Салика запрещал женщинам королевское наследство. Социальный статус был основан на военных и биологических ролях, реальность, продемонстрированная в ритуалах, связанных с новорожденными, когда младенцам женского пола уделялось меньше внимания, чем младенцам мужского пола. Применение физической силы против жен допускалось до 18 века в баварском законодательстве.

Некоторые состоятельные женщины утверждали свое влияние в средние века, обычно при королевском дворе или в монастырях. Хильдегард Бингенская, Гертруда Великая, Элизабет Баварская (1478–1504) и Аргула фон Грумбах среди женщин, которые преследовал независимые достижения в таких различных областях, как медицина, музыкальная композиция, религиозная литература и правительство и военная политика.

Просвещение и начало XIX века

Юридическое признание прав женщин в Германии происходило медленнее, чем в некоторых других странах, таких как Англия, Франция, США или Канада. Равноправие родителей в соответствии с немецким законодательством появилось только в Федеративной Республике Германии в 20 веке; Гражданский кодекс Германии, введенный в 1900 году, оставил закон без изменений в этом вопросе, основывая его именно на Общих государственных законах для прусских земель 1794 года. Права собственности также медленно менялись. В конце 19 века замужние женщины по-прежнему не имели прав собственности, и требовалось, чтобы мужчина-опекун распоряжался имуществом от их имени (исключения были сделаны для случаев, связанных с заключенными в тюрьму или отсутствующими мужьями). Любая женщина, унаследовавшая ремесленный бизнес, на практике имела некоторую свободу ведения бизнеса, но ей не разрешали посещать собрания гильдии, и ей приходилось отправлять мужчину, чтобы представлять ее интересы.. Традиция предписывала, что «государство признает бюргера, но не бюргера».

Эпоха Просвещения принесла осознание феминистского мышления в Англию и Францию, наиболее влиятельно в произведениях Мэри Уоллстонкрафт. Это было развитие, которое отставало в немецкоязычных регионах. Там, где женщины из высшего сословия были грамотными в Англии и Франции и иногда становились плодовитыми авторами феминистских работ, сеть феминистских писателей и активистов медленно появлялась в том, что впоследствии стало современной Германией. Многие причины рассматривались как имеющие отношение к этой дилемме: от раздробленности регионов до отсутствия столицы и медленного распространения романов и других литературных форм в немецкоязычных регионах. Женщины с литературными талантами чаще работали в относительной изоляции, но они оставили после себя наследие писем и мемуаров, которые приобрели новую популярность как ностальгическая тенденция Kulturgeschichte (история культуры) в первые десятилетия 20 века.

Идеи феминизма все еще начали распространяться, и некоторые радикальные женщины стали открыто выступать в защиту прав женщин. Софи Меро выпустила Almanach für Frauen (Женский альманах) в 1784 году. Феминизм как движение начало набирать обороты к концу XIX века, хотя в нем еще не было сильного толчка к расширению избирательное право немецким женщинам. Некоторые женщины, которые боролись за права женщин, на самом деле были против распространения права голоса на женщин, позиция, которая стала более распространенной на рубеже 20-го века, когда многие немцы были обеспокоены тем, что предоставление женщинам права голоса приведет к большему количеству голосов для социалистов.

Вильгельминская Германия

В процессе объединения Германии после 1871 года в значительной степени доминировали мужчины, и приоритет отдавался теме «Отечество» и связанным с ней мужским вопросам, таким как военная доблесть. Тем не менее женщины стали намного лучше организованы. Женщины из среднего класса вступили в Bund Deutscher Frauenvereine, Союз немецких феминистских организаций (BDF). Основанная в 1894 году, с 1907 по 1933 год в нее вошли 137 отдельных женских правозащитных групп, когда нацистский режим распустил организацию.

BDF дал национальное руководство быстрорастущим женским организациям, которые имели возникла с 1860-х годов. С самого начала BDF была буржуазной организацией, ее члены стремились к равенству с мужчинами в таких областях, как образование, финансовые возможности и политическая жизнь. Женщин из рабочего класса не приветствовали; они были организованы социалистами..

Официальные организации по продвижению прав женщин в период Вильгельмины росли. Немецкие феминистки начали сотрудничать с феминистками из других стран и участвовали в росте международных организаций; Мари Стрит была активным лидером феминисток не только в Германии, но и в Международном альянсе за избирательное право женщин (IWSA). Стритт познакомилась с радикальными феминистками Анитой Аугспург (первой женщиной-выпускницей университета в Германии) и Минной Кауэр и стала сторонницей Общества правовой помощи женщинам. Цели Стритта включали избирательное право для женщин, доступ к высшему образованию, прекращение регулируемой государством проституции, бесплатный доступ к контрацепции и аборту, а также реформы законодательства о разводе.. Стритт была активным участником и лидером многих немецких феминистских организаций в конце 19-го и начале 20-го века, в том числе:

  • Лига защиты материнства и социальных реформ
  • Реформа
  • Федерация немецких женских ассоциаций (FGWA)

FGWA занимала умеренные позиции до 1902 года, затем начала кампанию по реформированию гражданского кодекса, но кампания не принесла никаких изменений. Стритт оказалась на радикальном фронте феминистского движения Германии, возглавляя Немецкую ассоциацию избирательного права женщин с 1911 года до ее расформирования в 1919 году, достигнув цели - избирательного права женщин в ноябре того же года. Журнал

Социалистические феминистки активно отстаивали права женщин из рабочего класса. Социалистические, коммунистические и социал-демократические организации имели членов-феминисток, которые отстаивали права женщин с переменным успехом. Во время подъема национализма в эту эпоху одной фашистской организацией, которая была антифеминистской, была Немецкая национальная ассоциация коммерческих служащих (Deutschnationaler Handlungsgehilfenverband, или DHV), что продвигало интересы купечества. У феминисток из рабочего класса и феминисток из среднего и высшего классов было мало возможностей для совместной работы. Расширение индустриальной экономики Германии в течение 1890-х годов и вплоть до Первой мировой войны привело к увеличению числа женщин в составе рабочей силы. Однако в то время сотрудничество между социальными классами было «невозможно».

Эмансипация женщин была достигнута, несмотря на давление со стороны Немецкой лиги по предотвращению эмансипации женщин, которая насчитывала несколько сотен сторонников и действовала начиная с 1912 года. роспуск в 1920 году. Антифеминистские настроения среди некоторых немцев отражали множество аргументов против женской эмансипации:

Аргументы против женской эмансипации были разными, но часто включали в себя мнение о неполноценности женщин и подчинении женщин мужчинам, как это определено Богом или природой. Чаще, а иногда и дополнительно, они включали обвинения в том, что изменение положения женщин в обществе было бы морально неправильным, противоречащим традициям и спровоцировало бы снижение значимости семьи. Такие аргументы иногда всплывали как защитные и патерналистские оправдания, например, желание «оградить» женщин от публичной сферы.

Писательница Хедвиг Дом дала некоторый импульс феминистскому движению в Германии своими работами во время в конце 19 века, с ее аргументом о том, что роли женщин были созданы обществом, а не являлись биологическим императивом. В этот период на немецкий переводился более широкий спектр феминистских сочинений с других языков, что еще больше углубило феминистский дискурс для немецких женщин.

Доступ к образованию

В разделе «Секс в образовании, или равный шанс для девочек» (1873) педагог Эдвард Х. Кларк исследовал образовательные стандарты в Германии. Он обнаружил, что к 1870-м годам формальное образование для девочек из среднего и высшего класса было нормой в городах Германии, хотя оно заканчивалось с началом менархе, что обычно происходило, когда девушке было 15 или 16 лет. при этом ее образование может продолжаться дома с репетиторами или периодическими лекциями. Кларк пришел к выводу, что «очевидно, что представление о том, что образование мальчика и образование девочки должны быть одинаковыми и что одно и то же означает образование мальчика, еще не проникло в сознание немцев. Это еще не привело к развитию идеи об одинаковом образовании полов.. " Образование для девочек-крестьян не было формальным, и они учились сельскому хозяйству и ведению домашнего хозяйства от своих родителей. Это подготовило их к тяжелой жизни на ферме. Во время своего визита в Германию Кларк заметил, что:

«немецкие крестьянские девушки и женщины работают в поле, делают покупки вместе с мужчинами и любят их. Никто из тех, кто видел их толстые и мускулистые руки, не может сомневаться в силе, с которой они держат мотыгу и Я однажды видел на улицах Кобленца женщину и осла, запряженные в одну телегу, в то время как мужчина с кнутом в руке вел команду. Прохожие, похоже, не смотрели на движущуюся группу как на если бы это было необычное зрелище.

Молодые женщины из среднего и высшего класса начали оказывать давление на свои семьи и университеты, чтобы дать им доступ к высшему образованию. Анита Аугспург, первая женщина-выпускница университета в Германии, закончила юридический факультет Цюрихского университета, Швейцария. Несколько других немецких женщин, которые не смогли поступить в немецкие университеты, также пошли в Цюрихский университет, чтобы продолжить свое образование. В 1909 году немецкие университеты наконец разрешили женщинам поступать, но женщины-выпускники они не могут заниматься своей профессией, поскольку им «запрещено заниматься частной практикой и занимать государственные административные должности для юристов». Первое агентство по оказанию юридической помощи женщинам было основано Мари Стрит в 1894 году; к 1914 году насчитывалось 97 таких агентств по оказанию юридической помощи, некоторые из которых нанимали женщин-выпускниц юридических факультетов.

Веймарская Германия

После предоставления женщинам избирательных прав права женщин значительно расширились в Германии во время Веймарской республики. Веймарская конституция 1919 года провозгласила равенство полов в образовании, равные возможности на государственных должностях и равную оплату труда. Эти изменения поместили Германию в группу развитых стран с точки зрения законных прав женщин (Чехословакия, Исландия, Литва и Советский Союз также не было различия между полами в профессиях, в то время как такие страны, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия и Норвегия сохранял ограничения на профессии для женщин в межвоенный период). В Рейхстаге Германии в 1926 году было 32 женщины-депутата (6,7% Рейхстага), что дало представительство женщин на национальном уровне, что превосходило такие страны, как Великобритания (2,1% от Палата общин ) и США (1,1% от Палаты представителей ); это увеличилось до 35 женщин-депутатов в Рейхстаге в 1933 году, накануне нацистской диктатуры, когда в Великобритании было всего 15 женщин-членов в Палате общин.

зонтичная группа феминистских организаций, Bund Deutscher Frauenvereine (BDF; Федерация немецких женских ассоциаций) оставалась доминирующей силой в немецком феминизме в межвоенный период. В начале Первой мировой войны в ней было около 300 000 членов, а в 1920-е гг. Число членов выросло до 900 000; Однако было отмечено, что принадлежность к среднему классу была далека от радикальной и продвигала материнские «клише » и «буржуазные обязанности». Другие феминистские группы были организованы вокруг религиозных конфессий, и было много католических, протестантских и еврейских феминистских групп.

Среди выдающихся феминисток этой эпохи были Хелен Ланге (член правления BDF и активистка избирательного права женщин, служившая в Сенате Гамбурга ), ее спутница жизни Гертруд Боймер (писатель и депутат Рейхстага с 1919 по 1932 год), Хелен Штёкер (пацифист, гендерный активист, писатель и редактор феминистского журнала) и Клара Цеткин (теоретик марксизма, активистка за права женщин, и КПГ депутат Рейхстага с 1920 по 1933 год). В 1920-е годы также наблюдается подъем «Новой женщины» (Neue Frau), описанной такими авторами, как Эльза Херрманн (So ist die neue Frau, 1929) и Ирмгард Кеун ( Das kunstseidene Mädchen, 1932, в переводе «Девушка из искусственного шелка», 1933).

Веймарская республика была эпохой политической раздробленности в Германии. Наряду с экономическим хаосом межвоенных лет веймарская культура в целом характеризовалась степенью социального хаоса, который в особенности пережил город Берлин. Вдовы войны и их дети изо всех сил пытались заработать на жизнь в городе, где процветали голод, безработица и преступность. В то же время, освобождение от общественных нравов означало, что женщины получили социальную свободу, которой они не испытывали до тех пор. Социалисты и коммунисты, в частности, стали открыто требовать свободного доступа к контрацептивам и абортам, утверждая: «Ваше тело принадлежит вам».

Нацистская эпоха

Историки уделили особое внимание нацистам Усилия Германии по обращению вспять достижений, достигнутых женщинами до 1933 года, особенно во время либеральной Веймарской республики. Похоже, что роль женщин в нацистской Германии менялась в зависимости от обстоятельств. Теоретически нацисты считали, что женщины должны подчиняться мужчинам, избегать карьеры, посвящать себя деторождению и воспитанию детей и быть помощниками традиционного доминирующего отца в традиционной семье. Однако до 1933 года женщины играли важную роль в нацистской организации и имели некоторую автономию для мобилизации других женщин. После того, как Адольф Гитлер пришел к власти в 1933 году, активистки были заменены бюрократическими женщинами, которые делали упор на женские добродетели, брак и деторождение. Поскольку Германия готовилась к войне, многие женщины были включены в государственный сектор, и в связи с необходимостью полной мобилизации заводов к 1943 году все женщины должны были зарегистрироваться в службе занятости. Заработная плата женщин оставалась неравной, и женщинам было отказано в руководящих должностях или контроле.

В 1934 году Гитлер провозгласил: «[Женский] мир - это ее муж, ее семья, ее дети, ее дом». Высшим призванием женщин было материнство. Были отменены законы, защищавшие права женщин, и были введены новые законы, ограничивающие возможности женщин дома и выполнять их роли жен и матерей. Женщинам не разрешали занимать должности в правительстве и университете. Группы по защите прав женщин, такие как умеренная BDF, были расформированы и заменены новыми социальными группами, которые укрепили бы нацистские ценности, под руководством нацистской партии и главой по делам женщин в нацистской Германии Reichsfrauenführerin Гертруд Шольц-Клинк.

В 1944–45 гг. Более 500 000 женщин-добровольцев были вспомогательными подразделениями немецких вооруженных сил (Вермахт). Примерно столько же служило в гражданской противовоздушной обороне, 400 000 добровольцев работали медсестрами, и намного больше людей заменили призывников в военное время. В Люфтваффе они участвовали в боевых действиях, помогая управлять зенитными системами, сбивавшими бомбардировщики союзников.

Западная Германия, Восточная Германия

Женщины-работницы в Германской Демократической Республике (Восточная Германия), 1958. Алиса Шварцер, основательница EMMA (журнал) и самая известная феминистка Германии, 2010.

В послевоенный период Политическая жизнь в Федеративная Республика Германия была консервативной по своему характеру:

В политических элитах доминировала прежде всего ХДС, партия, ориентированная на экономический рост и опирающаяся на поддержку устоявшихся деловых интересов и разнообразных местных элиты, а также, в последнее время, СДП с ее традиционной базой в организациях рабочих, в которых преобладают мужчины.

Демографические изменения, возникшие в результате Второй мировой войны, означали, что женщины составляли большую часть электората для несколько десятилетий, но это не привело к значительному представительству в правительстве; к 1987 году женщины по-прежнему составляли лишь 10% представителей в Бундестаге. У женщин было меньше образования, и у них было меньше шансов найти работу ни в какой-либо профессии, ни в сфере услуг.

Тем не менее, после того, как Федеративная Республика Германия начала добиваться успехов в своем восстановлении после мировой войны. Вторая война, феминистские проблемы начали подниматься на поверхность общественного сознания. Работы писателей-феминисток, таких как Бетти Фридан, были переведены на немецкий, и новое поколение немецких феминисток начало агитировать за социальные перемены. Разочарование в традиционных политических партиях и даже в стандартном марксистском активизме привело к росту радикальных левых в течение 1970-х годов, включая группы боевиков. Роте Зора была одной анти- патриархальной террористической группой; Хотя в период с 1974 по 1995 год он совершил около 45 взрывов и поджогов, он мало чего добился. Развитие левых, имевшее более длительное влияние, было учреждение Партии зеленых в 1980 году. Феминистки подтолкнули Партию зеленых к включению реформы абортов в качестве «безоговорочного партийного обязательства», и по мере того, как все больше феминисток становилось В рамках партийного руководства права женщин стали очевидными к середине 1980-х годов. Самая известная феминистка Западной Германии, «mediagenic» Алиса Шварцер, основала популярный феминистский журнал EMMA в 1977 году и остается его главным редактором.

Государственный социализм в Германской Демократической Республике (ГДР) якобы означал равенство полов. Писатели-марксисты, такие как Фредерик Энгельс, Август Бебель и Клара Цеткин, писали о роли гендерной эксплуатации в капитализме. В ГДР было мало общественного осознания конфликта между полами, хотя права женщин обсуждались некоторыми группами активистов, что привлекло внимание Штази. Официальная линия ГДР в 1960-х и 1970-х годах заключалась в том, что западное феминистское движение «ненавидит мужчин». Считалось, что у женщин ГДР более изнурительный образ жизни, чем у женщин в ФРГ, по ряду причин. Помимо более продолжительной официальной рабочей недели для работников ГДР, женщины выполняли три четверти работы по дому и уходу за детьми. У немногих людей были машины, а из-за нехватки продуктов и длинных очередей такие дела, как покупка продуктов, отнимали больше времени. Хотя мужчины имеют право на один год отпуска по уходу за ребенком после рождения ребенка, на самом деле они его не используют. К 1970-м годам некоторые авторы ГДР отмечали, что социальные роли женщин отстают от их правового и экономического статуса. До 1977 года замужние женщины в Западной Германии не могли работать без разрешения своих мужей. Однако женщины начали получать продление оплачиваемого отпуска по беременности и родам, что было щедрым по западным стандартам.

Феминизм в Германии со времен объединения

К началу 21 века проблемы интерсекциональности между различными социальными группами привлекла внимание большего числа феминисток и других социальных реформаторов в Германии и за ее пределами. После десятилетий борьбы за более широкое юридическое признание в качестве полноправных граждан гастарбайтеры (гастарбайтеры) и их дети (часто родившиеся и выросшие в Германии) добились в конце 1990-х годов некоторых реформ на национальном уровне. За это время группы по защите прав женщин, как правило, не заставляли гастарбайтеров выступать за феминистскую тему. Были единичные случаи, когда группы по защите прав женщин высказывались в поддержку права женщин-гастарбайтеров на голосование и включения других прав женщин в правительственный законопроект 1998 года о гастарбайтерах.

До 1997 года определение изнасилование в Германии заключалось в следующем: «Тот, кто принуждает женщину к внебрачным сношениям с ним или с третьим лицом, силой или угрозой реальной опасности для жизни или здоровья, должен быть наказан не менее чем на два года» тюремное заключение". В 1997 году в закон об изнасиловании были внесены изменения, расширившие его определение, сделав его нейтральным с гендерной точки зрения, и отменив исключение в браке. Раньше супружеское изнасилование могло преследоваться только как «Причинение телесных повреждений» (раздел 223 Уголовного кодекса Германии ), «Оскорбление» (раздел 185 Уголовного кодекса Германии) и «Использование угроз или силы для причинения вреда здоровью». лицо, совершившее, пострадавшее или не совершившее действие »(Nötigung, раздел 240 Уголовного кодекса Германии), за которое предусматривалось более низкое наказание и которое редко привлекалось к уголовной ответственности.

Сетевой феминизм, где активисты за права женщин общаются и организуются, используя социальные сети - это растущая тенденция среди молодых феминисток в Германии. Украинская феминистская организация FEMEN, созданная в 2008 году, распространилась в Германии с 2013 года. Отделения были открыты в Берлине и Гамбурге. В конце 2012 - начале 2013 года Twitter стал средой массовых протестов против распространенных видов сексистских домогательств. С помощью хэштега под названием #aufschrei (протест) было отправлено более 100 000 твитов (сообщений) в знак протеста против личного опыта домогательств, повышения осведомленности о проблеме и освещения в национальной и международной прессе..

Представительство женщин в правительстве и на рынке труда добилось прогресса в начале 21 века. Канцлер Германии Ангела Меркель утвердила свою ключевую роль в европейской политике. Время пребывания Меркель у власти не обошлось без разногласий по поводу законодательства о правах женщин; в 2013 году она выступила против предложения ЕС ввести 40-процентную женскую квоту в исполнительных советах всех публичных компаний с численностью сотрудников более 250 человек к 2020 году на том основании, что это является нарушением дел государств-членов.. Министр труда Германии Урсула фон дер Лейен, сторонница квоты в Германии, получила письменное распоряжение от Меркель «изменить отсутствие возражений ее министерства против директивы ЕС, чтобы кабинет мог представить единым лицом к немецким чиновникам ЕС ". Однако в марте 2015 года партия СПД выиграла битву по женской квоте. Новый закон требует, чтобы около 100 компаний назначали женщин на 30 процентов мест в своих наблюдательных советах, начиная с 2016 года. Кроме того, 3500 компаний должны представить планы увеличения доли женщин на руководящих должностях.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Абрамс, Линн и Элизабет Харви, ред. Гендерные отношения в истории Германии: сила, свобода действий и опыт с шестнадцатого по двадцатый век (1997).
  • Энтони, Кэтрин Сьюзан. Феминизм в Германии и Скандинавии (Нью-Йорк: 1915). онлайн
  • Эванс, Ричард Дж. Феминистское движение в Германии, 1894-1933 (1976).
    • Эванс, Ричард Дж. (1976). «Феминизм и женская эмансипация в Германии 1870–1945: источники, методы и проблемы исследования». Центральноевропейская история. 9 (4): 323–351. doi : 10.1017 / S0008938900018288.
  • Ферри, Майра Маркс (1993). «Взлет и падение« политики мамочки »: феминизм и объединение в (Восточной) Германии». Феминистские исследования. 19 (1): 89–115. DOI : 10.2307 / 3178354. JSTOR 3178354.
  • Фери, Майра Маркс. Разновидности феминизма: гендерная политика Германии в глобальной перспективе, Stanford University Press 2012, ISBN 978- 0-8047-5760-7
  • Frevert, Ute. Женщины в истории Германии от буржуазной эмансипации до сексуального освобождения (1989).
  • Goldberg, Ann. «Женщины и мужчины: 1760–1960». in Helmut Walser Smith, ed., Oxford Handbook of Modern German History (2011): 71–90.
  • Ханикатт, Карен (1979). «Социализм и феминизм в имперской Германии». Приметы. 5 (1): 30–41. DOI : 10.1086 / 493681. JSTOR 3173532.
  • Кристина Перинчиоли. Berlin wird feministisch. Das Beste был von der 68er-Bewegung blieb. Querverlag, Berlin 2015, ISBN 978-3-89656-232-6 бесплатный доступ к полному английскому переводу: http://feministberlin1968ff.de/
  • Quataert, Jean H. Неохотные феминистки в немецкой социал-демократии, 1885-1917 (1979),

Historiography

  • Hagemann, Karen, and Jean H. Quataert, eds. Гендеринг современной немецкой истории: переписывая историографию (2008)
  • Хагеманн, Карен (2007). «От маргиналов к мейнстриму? Женская и гендерная история в Германии». Журнал женской истории. 19 (1): 193–199. doi : 10.1353 / jowh.2007.0014. S2CID 143068850.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:33:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте