Феликс фон Люкнер

редактировать

Молодой Феликс фон Люкнер, немецкий военный герой, известный своим долгим путешествием на Seeadler, во время которого он захватил 14 вражеских кораблей

Феликс Николаус Александр Георг фон Люкнер (9 июня 1881 - 13 апреля 1966), иногда называемый графом Люкнером по-английски, был немецким дворянином, военно-морским офицером, писателем, и моряк, получивший прозвище Der Seeteufel (Морской дьявол), и его команда - Die Piraten des Kaisers (Пираты Императора) за его подвиги во главе парусного коммерческого рейдера SMS Зеадлер (Морской орел) между 1916 и 1917 годами.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Первое путешествие
    • 1.2 Мастер на все руки
    • 1.3 Назад в Германию
  • 2 Первая мировая война
    • 2.1 Путешествие Seeadler
      • 2.1.1 Raider
      • 2.1.2 Больше жертв
      • 2.1.3 Разрушение и посадка на мель
    • 2.2 Hide and seek
    • 2.3 Побег
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Послевоенная жизнь
  • 5 Сценарист
  • 6 Сериал
  • 7 Общество графа Феликса фон Люкнера
  • 8 Библиография
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы

Люкнер родился в Дрездене, Германия, правнук Николаса Люкнера, маршала Франции и главнокомандующего французской Рейнской армией, который в XVIII веке был возведен в чин Граф (Граф) королем Дании.

Первое путешествие

Молодой Люкнер мечтал стать моряком, но его отец был полон решимости следовать семейной традиции и отправиться в кавалерия. Провалив экзамены в различных частных школах, в возрасте тринадцати лет Лакнер сбежал в море с обещанием, что он не вернется, пока не наденет «военно-морскую форму Императора и с честью». Он записался под вымышленным именем «Phylax Lüdecke» в качестве бесплатного юнги на российском парусном судне «Ниоба», курсировавшем между Гамбургом (Германия) и Австралией. На этом его история могла бы и закончиться, потому что русский капитан, опасаясь, что жизни других членов экипажа будут подвергнуты опасности, отказался спустить на воду спасательную шлюпку, чтобы подобрать Люкнера, когда тот упал за борт посреди океана. старший помощник бросил вызов капитану (который угрожал ему гарпуном) и спустил на воду спасательную шлюпку с помощью добровольцев. Когда несколько альбатросов кружили над Люкнером, один из них налетел и схватил его протянутую руку клювом, но Люкнер в отчаянии схватил птицу. Хотя его сильно клюнули, он цеплялся за свою жизнь. Взмах огромных крыльев птицы и кружение других альбатросов дали команде спасательной шлюпки точку, в которую нужно было прицелиться при его спасении.

Мастер на все руки

Прибытие в Фримантл, Западная Австралия, Лакнер покинул корабль и в течение семи лет работал в самых разных профессиях: он был продавцом Армии спасения Боевой клич ; помощник смотрителя маяка Маяк на мысе Леувин в Огаста, Западная Австралия, работу, которую он бросил, когда ее отец обнаружил его вместе с дочерью владельца гостиницы; охотник на кенгуру; цирковой работник; профессиональный боксер (в силу исключительной силы); рыбак; моряк; охранник в мексиканской армии для президента Диаса, рабочий-строитель железной дороги, бармен и трактирщик. На короткое время он находился в чилийской тюрьме по обвинению в краже свиней, у него дважды были сломаны ноги, и его выгнали из больницы на Ямайке из-за отсутствия денег.

Вернувшись в Германию

В возрасте двадцати лет Люкнер поступил в немецкую школу мореплавания, где сдал экзамены на билет своего товарища. К 1908 году он присоединился к пароходу Hamburg-Südamerikanische Line Petropolis, намереваясь проработать девять месяцев, прежде чем добровольно служить в Императорском флоте Германии в течение года, чтобы получить военно-морскую комиссию. Он поклялся не возвращаться к своей семье, кроме как в униформе, и в конце концов его приветствовала его семья, которая сочла его погибшим. В феврале 1912 года Люкнер был наконец призван во флот и служил на канонерской лодке SMS Panther.

Первая мировая война

В первые месяцы Первой мировой войны Феликс фон Лакнер принял участие в битве у Гельголандской бухты (1914). В Ютландской битве он командовал орудийной башней на борту линкора Кронпринц Вильгельм.

В начале войны Германия превратила значительное количество торговых судов в торговых рейдеров, снабдив их пушками и отправив на поиски торговых судов союзников. Большинство вооруженных налетчиков не имели особого успеха, но они привлекли значительные силы союзников для охоты на них. К началу 1915 года большинство вооруженных налетчиков либо было выслежено и потоплено, либо у них закончилось топливо, и они были задержаны в нейтральных портах.

СМС Зееадлер, трехмачтовый винджаммер, совершивший набег на Атлантический и Тихий океан в эпоху дредноутов (картина Кристофера Рейва )

В надежде возродить коммерческие набеги, Имперский флот оборудовал захваченный трехмачтовый парусник Перевал Балмахи (1571 тонна) с двумя 105-мм орудиями, спрятанными за навесными планшами, несколькими пулеметами и двумя тщательно спрятанными вспомогательными двигателями мощностью 500 л.с. («Морской орел»). Поскольку он был почти единственным офицером немецкого флота с большим опытом управления большими парусными судами, Люкнер был назначен командовать им.

Путешествие Зееадлера

Рейдер

Зеадлер покинул порт 21 декабря 1916 года и сумел проскользнуть через британскую блокаду, замаскировавшись под норвежский корабль. Многие из экипажа из шести офицеров и 57 человек, включая самого Люкнера, были отобраны за их способность говорить. Норвежский, на случай, если их перехватят англичане. К Рождеству Зееадлер находилась к юго-востоку от Исландии, где она столкнулась с британским вооруженным торговым крейсером Avenger. Avenger отправил на борт инспекционную группу, но не смог обнаружить немецкий обман.

9 января 1917 года Зееадлер наткнулся на однотрубный пароход, поднял сигнал с запросом сигнала времени (что не редкость для парусного корабля, долго не связанного с сушей), и поднял немецкий Энсин слишком поздно, чтобы корабль-цель предпринял какие-либо действия уклонения. Требовалось три выстрела, чтобы убедить 3268-тонную Глэдис Ройл, несущую уголь из Кардифф в Буэнос-Айрес, взлететь. Ее команда улетела целыми и невредимыми, и она была затоплена.

На следующий день Seeadler столкнулся с другим пароходом, который отказался опознавать себя. Немецкий флаг был поднят, и был произведен выстрел по носу острова Ланди, который перевозил сахар с Мадагаскара. Пароход все еще отказывался подниматься, и Лакнер произвел четыре выстрела прямо в нее. Затем пароход подплыл и спустил свои лодки, но его капитан проигнорировал приказ прибыть в Зееадлер. Присланный немецкий абордаж обнаружил, что экипаж покинул корабль, когда были произведены первые выстрелы, оставив капитана одного на борту. Капитан Баннистер позже сказал Люкнеру, что он ранее был схвачен немецким налетчиком и дал свое условно-досрочное освобождение, которое он нарушил; таким образом, он не хотел снова оказаться военнопленным. Люкнер продолжил свое путешествие на юг, и к 21 января он был в середине Атлантики между Бразилией и Западной Африкой, когда он обнаружил 2199-тонный французский трехмачтовый барк Charles Gounod, который был загружен. с кукурузой. Ее быстро отправили, но в ее бортовом журнале была записана информация о других кораблях, с которыми она встречалась, и их предполагаемом маршруте.

24 января небольшая 364-тонная канадская шхуна Perce была встречена и потоплена пулеметным огнем после того, как взлетела со своей команды и новой невестой капитана. Французский четырехмашинный корабль «Антонин» весом 3071 тонна, загруженный чилийской селитрой, был отремонтирован 3 февраля и вскоре затоплен. 9 февраля было потоплено 1811-тонное итальянское судно Buenos Aires, также несущее селитру. 19 февраля был замечен четырехмачтовый барк, который сразу же поднял паруса, пытаясь уйти; однако двигатели Seeadler позволили ей отремонтировать британский пароход Pinmore массой 2431 тонна, перевозивший груз зерна. По совпадению, Лакнер сам плавал в Пинморе в дни своего гражданского плавания, еще в 1902 году. Он взял Пинмор в Рио-де-Жанейро, чтобы получить больше припасов, прежде чем в конце концов затопить ее.

Следующим кораблем, который должен был быть остановлен, был датский барк «Викинг», но, поскольку в его грузе не было ничего необычного, нейтральному кораблю разрешили продолжить движение без помех.

Знак, который Лакнер поднимет на «Зееадлер» для передачи враждебных намерений, теперь выставлен в Оклендском военном мемориальном музее.

Другие жертвы

Утром 26 февраля 1953-тонный Британский барк British Yeoman с долгожданным грузом, включая кур и свиней, был остановлен и потоплен; В тот же вечер французский четырехмастер Ле Рошфуко пал жертвой Seeadler. Посадочная группа обнаружила, что Ле Рошфуко только недавно был остановлен британским крейсером, который искал Зееадлера.

Вечером 5 марта Зееадлер обнаружил в лунном свете четырехмачтовый барк и подал сигнал: «Немедленно остановитесь! Немецкий крейсер». Как ни странно, капитан 2 206-тонного французского корабля Dupleix, плывшего к Зееадлеру, убежден, что другой французский капитан разыгрывает его. Вскоре он разочаровался в этой идее, когда его корабль затопили. У следующей жертвы Зееадлера 10 марта спросили время, но сигнал проигнорировали. Лакнер приказал зажечь дымогенератор, и 3609-тонный Хорнгарт повернул назад, чтобы оказать помощь «горящему» паруснику. Единственный выстрел вывел из строя радио британского корабля; это привело к единственной гибели людей в плавании Seeadler. Британский моряк Дуглас Пейдж погиб в результате выстрела из паровой трубы. Хорнгарт вскоре был затоплен уже опытной командой Зееадлера.

К этому времени у Люкнера была проблема с кормлением и безопасностью почти 300 заключенных, помимо своей собственной команды. Следовательно, когда 20 марта был захвачен французский четырехмачтовый барк «Камброн», Лакнер принял меры для снятия мачты topgallant, дополнительных лонжеронов и парусов перед тем, как отправить своих пленников на борт «Камброн» под командованием капитана Маллен из Пинмора. Значительно уменьшенная оснастка на Камброне гарантировала, что Зеадлер сможет сбежать до того, как ее местонахождение будет сообщено охотничьим кораблям.

Королевский флот был хорошо осведомлен об общем местонахождении Seeadler и установил ловушку, состоящую из вооруженных торговых крейсеров Otranto и Orbita и броненосного крейсера HMS Lancaster в Мыс Горн. Однако сильный шторм унес Seeadler значительно южнее, прежде чем 18 апреля он вошел в Тихий океан и поплыл на север вдоль чилийского побережья. К началу июня Зеадлер был к востоку от Острова Рождества и узнал, что Соединенные Штаты вступили в войну. Поэтому Seeadler обратила свое внимание на американское судоходство, потопив 529-тонный A. B. Johnson в Сан-Франциско 14 июня, 673-тонный R. C. Slade на следующий день и шхуну Manila 8 июля. К этому времени Seeadler нужно было поставить на стоянку, чтобы ее корпус можно было очистить. Она разместила на небольшом острове Мопелия, также известном как Маупихаа, коралловый атолл диаметром около 10 км (6 миль) на островах Общества, около 450 км (280 миль). с Таити.

Разрушение и посадка на мель

Зееадлер был слишком велик, чтобы войти в защищенную лагуну Мопелии, и поэтому ему пришлось бросить якорь за пределами рифа. 2 августа случилась катастрофа. По словам Лакнера, на корабль обрушилось цунами, которое разбило его о риф. Однако некоторые американские заключенные утверждали, что корабль сел на мель, когда заключенные и большая часть экипажа устраивали пикник на острове.

Экипаж и их 46 пленных теперь застряли на Мопелии, но им удалось спасти провизию, огнестрельное оружие и две лодки корабля.

Игра в прятки

Люкнер решил плыть с пятью своими людьми в одной из 10-метровых (32 футов 10 дюймов) открытых лодок, оборудованных как шлюп и назвали Кронпринзессин Сесили. Будучи всегда оптимистом, он намеревался отправиться на Фиджи через Острова Кука, захватить парусное судно, вернуться в Мопелию за своей командой и пленными и возобновить свою рейдерскую карьеру.

Через три дня после отъезда из Мопелии моряки достигли острова Атиу, где притворились голландско-американскими моряками, пересекающими Тихий океан для пари. Житель Новой Зеландии , администратор острова, дал им достаточно припасов, чтобы добраться до другого острова в группе, Аитутаки, где они выдавали себя за норвежцев. Житель Новой Зеландии в Аитутаки был подозрительным, но не имел возможности задержать группу, и Лакнер быстро отвел свою группу на остров Раротонга. Подойдя к Раротонге в темноте, Лакнер увидел темный корабль, который, как он подумал, был вспомогательным крейсером, но на самом деле это был выброшенный на берег корабль.

Лакнер двинулся к фиджийскому острову Вакая, прибыв после плавания в 3700 км (2300 миль) на открытой лодке. Большинство жителей Вакайи приняли рассказ немцев о потерпевших кораблекрушение норвежцах, но один скептик вызвал отряд полиции из старой столицы Фиджи Левука. 21 сентября полиция пригрозила, что несуществующий пистолет на межостровном пароме «Амра» вышибит Люкнера из воды. Не желая спровоцировать кровопролитие и не подозревая, что полиция безоружна, Лакнер и его группа сдались и были заключены в лагерь для военнопленных на острове Мотуихе, недалеко от Окленда, Нью-Йорк. Зеландия.

Тем временем, на Мопелии, небольшое французское торговое судно Lutece стояло на якоре у рифа. Лейтенант Клинг из Зееадлера, услышав по радио о взятии своего капитана в плен, отплыл в Лютес и схватил ее под прицелом. Французский экипаж был высажен на берег вместе с другими пленными, а все немцы сели на корабль, который они переименовали в «Фортуну», и взяли курс на Южную Америку. Капитан А.Б. Джонсон, капитан Смит, затем взял оставшуюся открытую лодку из Мопелии с тремя другими американскими моряками и проплыл 1600 км (990 миль) до Паго-Паго, прибыв 4 октября, где они наконец оказались в состоянии проинформировать власти о деятельности Seeadler и организовать спасение 44 моряков, оставшихся в затруднительном положении на Мопелии.

Тем временем Фортуна потерпела неудачу, когда столкнулась с неизведанными камнями у острова Пасхи. Экипаж выбрался на берег, где они были интернированы чилийцами до конца войны.

Побег

Лакнер все еще отказывался признать, что война для него окончена. Командир лагеря военнопленных в Мотюхе имел в своем распоряжении быстроходную моторную лодку «Жемчужина», и 13 декабря 1917 года Люкнер инсценировал постановку рождественского спектакля со своими людьми и использовал свою провизию. для игры, чтобы спланировать его побег. Он и другие заключенные захватили Жемчужину и направились к полуострову Коромандель. Затем с помощью пулемета Лакнер схватил 90-тонную шалуну Моа и с помощью секстанта ручной работы и карты, скопированной из школьного атласа, отплыл к островам Кермадек, которые принадлежали Новой Зеландии. станция снабжения, где стояли на якоре более крупные корабли. Преследующий вспомогательный корабль «Ирис» догадался о вероятном пункте назначения Люкнера и догнал его 21 декабря. Через год после начала его миссии война для Феликса фон Люкнера наконец закончилась. Он провел остаток войны в различных лагерях для военнопленных в Новой Зеландии, включая остров Рипапа в гавани Литтелтон, прежде чем был репатриирован в Германию в 1919 году.

Личная жизнь

Лакнер был дважды женат. Он женился на Петре Шульц из Гамбурга, от которой у него была дочь Инге-Мария, родившаяся в 1913 году. Они развелись в 1914 году. 24 сентября 1924 года он женился на Ингеборг Энгестрем в Мальмё, Швеция.

Послевоенная жизнь

12 мая 1921 года Люкнер стал масоном ложи Zur Goldenen Kugel (Große Landesloge von Deutschland) в Гамбурге. Он написал книгу о своих военных приключениях, которая стала бестселлером в Германии, а книга о нем Лоуэлла Томаса распространила его известность еще шире.

В 1926 году Лакнер собрал средства на покупку парусного корабля, который он назвал Фатерланд, и отправился в кругосветную миссию доброй воли, покинув Бремен 19 сентября и прибыв в Нью-Йорк 19 сентября. 22 октября 1926 года. Интересный оратор, он пользовался всеобщим восхищением за свое мореплавание и за то, что он вел войну с минимальными потерями. Это открыло для него множество дверей в Соединенных Штатах, где он сотни раз говорил по всей стране, как на немецком, так и позже, все чаще, на английском. Он заручился поддержкой многих известных людей, включая дипломатов, политиков и даже некоторых из Американского легиона. Генри Форд подарил Лакнеру автомобиль, и город Сан-Франциско сделал его почетным гражданином. Президент США Кэлвин Кулидж хотел встретиться с ним, но Лакнер отказался по просьбе своего правительства. Чувствуя, что его «миссия доброй воли», как он назвал ее в своем путевом заметке, Seeteufel erobert Amerika («Морской дьявол завоевывает Америку»), не может иметь большего успеха где-либо еще, и он не может получить финансовую поддержку за счет дохода в качестве докладчика, однако популярны и успешны; он вернулся в Германию, куда он прибыл 19 апреля 1928 года.

Люкнер был частым гостем в доме Гейдриха в Галле, где его рассказы о приключениях Зееадлера вдохновляли юную Рейнхард Гейдрих присоединиться к межвоенной Рейхсмарине. В 1937 и 1938 годах Лакнер и его жена совершили кругосветное путешествие на своей яхте Seeteufel, и их приветствовали в Новой Зеландии и Австралии, хотя некоторые считали его апологетом нацистского режима. Во время своего визита в Квинсленд, Австралия, Лакнеров чествовали пресса и публика. В Брисбене отделение Содружества по расследованию (CIB) осуществляло наблюдение за Luckners во время их визита, а инспектор, отвечающий за CIB в Брисбене, Боб Уэйк, присутствовал на Торжественное мероприятие в честь немецкой четы. Торжественное меню было украшено свастикой. CIB вел подробный учет всех их контактов, и когда Австралия объявила войну Германии, многие из этих контактов были задержаны и интернированы.

Во время Второй мировой войны, Адольф Гитлер пытался использовать Люкнера в пропагандистских целях, хотя как масон Люкнер не принадлежал ни к одной из групп, одобряемых нацистами. Лакнер отказался отказаться от своего членства в масонах и различных почетных гражданств, предоставленных в США, и, как следствие, он пострадал от замораживания своего банковского счета. В 1943 году он спас жизнь еврейской женщины, Роуз Янсон, которой он предоставил паспорт, который он нашел на месте взрыва, и которой впоследствии удалось бежать в Соединенные Штаты через нейтральную страну. В конце войны мэр Галле, где он жил, попросил Лакнера договориться о сдаче города приближающимся американским войскам, что он и сделал, хотя и не вернулся в город, услышав что нацисты приговорили его к смерти.

Лакнер обладал большой физической силой и был известен своей способностью сгибать монеты между большим, указательным и средним пальцами правой руки и рвать телефонные справочники (самый толстый из них - в Нью-Йорке), голыми руками. По случаю его визита в Австралию в 1938 г., Sydney Labor Daily опубликовала карикатуру, на которой кайзер Вильгельм разрывает бельгийский пакт о нейтралитете, Адольф Гитлер разрывает другое соглашение, а Люкнер разрывает вверх по каталогу с заголовком «У всех есть привычка».

Лакнер был плодовитым автографом, и его оригинальные автографы часто появляются на аукционах и распродажах недвижимости.

После Второй мировой войны Люкнер переехал в Швецию, где он жил в Мальмё со своей второй шведской женой Ингеборг Энгестрем до своей смерти в Мальмё в возрасте 84 в 1966 году. Однако его тело было возвращено в Германию и похоронено на главном кладбище Ольсдорф в Гамбурге.

Написание

Люкнер написал введение к книге Альфреда фон Незиховски «Круиз Кронпринца Вильгельма», 1928 г., опубликованной Doubleday Company, о его времени на вспомогательный крейсер Кронпринц Вильгельм.

Телесериал

Между 1973 и 1975 годами франко-немецкая компания совместного производства выпустила 39-серийный приключенческий сериал под названием «Граф Люкнер» для немецкая телекомпания ARD, в которой Люкнер играет главного героя. Французский подзаголовок был «Les Aventures du Capitaine Luckner».

26 серия телесериала Tales from Te Papa показала секстант, который использовал Лакнер в его попытке сбежать из плена в Новой Зеландии.

Граф Феликс фон Люкнер Общество

29 марта 2004 года в Галле было основано общество «Felix Graf von Luckner Gesellschaft» с целью увековечить память о жизни и работе Люкнера, особенно его роли в охране города Галле в апреле 1945 года. Общество также желает создать мемориал и музей Люкнеру в Галле и восстановить его яхту Seeteufel, которая в настоящее время находится в плохом состоянии и лежит в России. За несколько месяцев после своего создания общество насчитывало более 100 членов в 14 странах.

Библиография

  • Аллен, Оливер Э. и редакторы Time-Life Books. 1978. Капитан Морской Дьявол с "Зееадлера". Винджаммеры с. 120–143. (Моряки, том 6.) Александрия, Вирджиния: Книги времени-жизни.
  • Бэйд, Джеймс, Н. Фон Люкнер: Переоценка. Граф Феликс фон Люкнер в Новой Зеландии и южной части Тихого океана. 1917-1919 и 1938. Peter Lang GMBH, Франкфурт-на-Майне, 2004.
  • Bohse, Daniel Sperk, Alexander, Legende, Opportunist, Selbstdarsteller: Felix Graf Luckner und seine Zeit в Галле (Заале) 1919- 1945, Mitteldeutscher Verlag, 2015.
  • Бромби, Робин, Немецкие рейдеры южных морей, Doubleday. Сидней и Окленд. 1985.
  • Коуэн, Джеймс, «Пират Тихого океана: дерзкий побег немецкого морского офицера со своего острова-тюрьмы и его захват в Среднем океане», журнал The Wide World, июль 1918 г., стр. 253–260.
  • Дэвис, Э.Х. «Человек, который встретил фон Люкнера: правдивая история встречи с Зееадлером», The World News, 25 июня 1938 г., стр. 7 и 40–41.
  • Франкенштейн, Норберт фон, «Зетеуфель» Феликс Граф Люкнер: Wahrheit und Legende, Гамбург, SSC-Verlag 1997.
  • Фрейзер, Элеонора, «Граф Феликс фон Люкнер и« Пинмор », Sea Breezes 66, 1992, стр. 772–776.
  • Гардинер, Роберт (редакторский директор), Conway's All the World's Fighting Ships 1906–1921. Conway Maritime Press, Лондон, 1985.
  • Генри, Ховард, «Морской дьявол» Пришел Зовущий »--- граф фон Люкнер и его визит в Аитутаки: август / сентябрь 1917 года. Sovereign Pacific Publishing Company, Окленд, 2001.
  • Хойт, Эдвин. P., Морской орел (альтернативное название: граф фон Luckner: Knight of the Sea) David McKay Co Inc, Нью-Йорк, NY, 1969.
  • Ирвинг, Терри и Роуэн Кэхилл, Radical Sydney: Places, Portraits and Unruly Episodes, UNSW Press, Сидней, 2010, стр. 223–230.
  • Люкнер, Феликс фон, Seeteufel erobert Amerika, Koehler Amelang, Leipzig, 1928.
  • Luckner, Felix von, Aus dem Leben des 'Seeteufels', под редакцией Вольфганга Зейлкопфа, Mitteldeutscher Verlag, Halle, 2000.
  • Luckner, Felix von, Ein Freibeuterleben, Woldni Lindeke, Dresden, 1938.
  • Luckner, Felix von, Out of an Old Sea Chest, пер. Эдвард Фицджеральд, Метуэн, Лондон, 1958.
  • Luckner, Felix von, Seeteufel: Abenteuer aus meinem Leben, Koehler, Berlin and Leipzig, 1926, (впервые опубликовано в 1921 году).
  • Luckner, Феликс фон, Seeteufels Weltfahrt: Alte und neue Abenteuer, Bertelsmann (Gutersloh) 1951.
  • Макгилл, Дэвид, Остров секретов: Матиу / остров Сомес в гавани Веллингтона, Steele Roberts Silver Owl Press, Веллингтон, 2001.
  • Ньюболт, Генри, История Великой войны на основе официальных документов: военно-морские операции, том IV, Longmans Green and Co, Лондон. 1928.
  • Пардо, Блейн. Круиз "Морского орла": удивительная правдивая история джентльмена-пирата имперской Германии "Лайонс Пресс", 2005, ISBN 1-59228-694-1.
  • Раффелл, В. «Поиски фон Люкнера, часть 1», Добровольцы: военно-исторический журнал Новой Зеландии, том 5, № 5, стр. 14–20.
  • Рухен, Карл, Морской дьявол: Спорный круиз нацистского эмиссара фон Люкнера в Австралию и Новую Зеландию в 1938 году. Kangaroo Press, Kenthurst, 1988.
  • Шмаленбах, Пол Немецкие рейдеры: История вспомогательных крейсеров ВМС Германии, 1895–1945 Издательство военно-морского института, 1979, ISBN 0-87021-824-7.
  • Зайлкопф, Вольфганг, Граф Люкнер дер Зетойфель / Граф Люкнер Морской дьявол: Eine Biografie in Bildern / A Biography in Pictures, Mitteldeutscher Verlag, 2012.
  • Томас, Лоуэлл, Граф Лакнер Морской дьявол, издательство Garden City Publishing Company, Inc., Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1927.
  • Томас, Лоуэлл, Морской дьявол. История К. Феликса фон Люкнера, немецкого военного налетчика. Нью-Йорк: Doubleday, Page Company, 1927; Лондон: Уильям Хайнеман, 1927.
  • Уэйк, Вальдемар Роберт, «Никаких лент или медалей», Аделаида, Южная Австралия, Якобайт, 2004, Digital Print Australia.
  • Томас, Лоуэлл, The Sea Devil's Fo ' c'sle New York: Doubleday, Doran Company, Inc., 1929.
  • Тихенер, Пол, инцидент с фон Люкнером, Lodestar Press, Окленд, 1978.
  • Уолтер, Джон, Кайзер Пираты, Немецкие надводные рейдеры в Первой мировой войне, Arms and Armor Press, Лондон, 1994.
  • Ярвуд, Воган, Создатели истории: приключения в Новой Зеландии. Биография. Random House Новая Зеландия. Окленд, 2002.
  • Ален Дюнуайе де Сегонзак, «Luckner, l'aigle des mers», журнал «Chasse-marée», № 40, март 1989 г.
  • Патрик де Гмелин и Жозефина Sinclair, "Lückner l'aigle des mers", изданный издательством Lavauzelle, Франция, иллюстрированный картинами (первая и четвертая обложки) и рисунками французского художника Клода Ле Бобе, сентябрь 1985 г.

Ссылки

Внешние ссылки

Слушайте эту статью Разговорный значок Википедии Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 2005-06-09 и не отражает последующих правок. ()
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:22:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте