Феликс Нововейски

редактировать
Феликс Нововейски
Феликс Нововейски
Родился(1877-02-07) 7 февраля 1877 г.. Вартенбург в Остпройссене, Германия
Умер(1946-01-18) 18 января 1946 (68 лет). Познань, Польша
Национальностьполяк
ИзвестныМузыка
Известные произведенияРота, Легенда Балтыку

Феликс Нововейски (7 февраля 1877 - 18 января 1946) был польским композитором, дирижер, концертный органист и музыкальный педагог . Нововейский родился в Вартенбурге (сегодня Барчево ) в Вармии в прусском разделе Польши (тогда административно часть Востока Пруссия, Германская империя ). Умер в Познани, Польша.

Содержание
  • 1 Детство
  • 2 Образование и жизнь
  • 3 Работы
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Детство
Мемориальная доска на месте рождения композитора в Барчево

Феликс Нововейский родился пятым из 11 братьев и сестер. Предки Нововейского, как и он сам, происходили из Вармии, региона, входившего в Польское королевство до Первого раздела Польши в 1772 году. Его отец был Франц Адам Нововейски, поляк, родился в 1830 году в Вартенбурге в Вармии (бывший поляк Wartembork ). Его дедом был Ян Нововейский, родившийся в 1730 году на Вармии, женившийся на поляке Анне Яблоньской из Тулавок. Франц Адам Нововейски был мастером-портным со своей собственной мастерской в ​​Вартенбурге, где он также руководил публичной библиотекой польских книг. Мать Феликса Нововейского, урожденная Катарина Фальк, родившаяся в 1847 году, была второй женой Франца Адама Нововейского; она была немкой из соседнего села Бутрыны (в то время немец Вуттриенен). В то время как Франц Адам Нововейски с энтузиазмом продвигал польскую культуру, мать Феликса проявляла большой интерес к искусству, особенно как к пианистке. Благодаря участию в исполнении польских народных песен и декламации известных поэтов из Польши и Германии, а также своей собственной поэзии, она воспитала огромный музыкальный талант своего сына, вероятно, унаследованного от нее. Несмотря на патриотическую польскую позицию своего отца, его дети говорили лучше по-немецки, чем по-польски. В результате, еще до своего пребывания в Берлине Феликс Нововейский мог писать и говорить только по-немецки.

Образование и жизнь
Дом Феликса Нововейского в Ольштыне

Семья Нововейских жила на Вармии несколько поколений. В 1883 году Феликс Нововейский стал учеником начальной школы в Вартенбурге при приходе церкви Святой Анны. Благодаря своему музыкальному таланту - он написал свое первое фортепианное произведение, сюиту из классических и современных танцев, он поступил в монастырскую школу в Хайлигелинде, где его учили гармонии, скрипке, виолончели, валторне, фортепиано, и орган. Однако он не смог завершить учебу из-за необходимости обеспечивать единоличную поддержку своей семьи. После банкротства мастерской его отца обнищавшая семья переселилась в Ольштын (в то время Алленштейн) в 1893 году. В 1893 году Нововейский стал скрипачом в оркестре Прусского гренадерского полка, что позволило ему чтобы поддержать своих родителей, братьев и сестер. Затем он сочинял произведения для военных оркестров и любительских оркестров. Благодаря премию за композицию за марш Pod sztandarem pokoju (Под знаменем мира) он смог учиться в консерватории Штерна с апреля по сентябрь 1898 года. С 1888 по 1900 год он занимал должность органиста в церкви Св. Иакова. в Алленштейне. После присуждения второй премии он завершил трехмесячный курс контрапункта, Палестрины и григорианского пения в in Регенсбург, Бавария. Впоследствии он учился в Консерватории Стерна в Берлине, изучая теорию и контрапункт у Людвига Бюсслера, под руководством и Градуса ad Parnassum, под управлением, одновременно совершенствуя свою игру на органе и игру в оркестре. под управлением Густава Холландера. После подачи кантаты в Королевскую академию художеств в Берлине, он был принят в мастер-класс по композиции под руководством Макса Бруха с 1900 по 1902 год. В то же время он начал изучать музыковедение и эстетику у Фредерика Вильгельма. Университет. В Берлине он познакомился с польскими интеллектуалами и развил в себе сильный польский патриотизм, который впоследствии часто отражался в его работах, например. его варминские мотивы, польское ухаживание или Quo Vadis.

За свою ораторию Powrót syna marnotrawnego (Возвращение блудного сына) Нововейский получил свою первую премию Джакомо Мейербера. Получив призовой фонд в 4500 марок, он профинансировал образовательный тур по Германии, Чехии, Моравии, Австрии, Италии, Африке, Франции и Бельгии, во время которого он встретился с Густавом Малером, Камилем Сен-Сансом., Пьетро Масканьи и Руджеро Леонкавалло. В 1903 году он получил премию Людвига ван Бетховена за увертюру Swaty polskie (Польское ухаживание). В 1904 году за две симфонии, одну ля минор (которую он позже отозвал) и симфонию № 1 си-бемоль минор, он был удостоен второй премии Джакомо Мейербера. Получив денежный приз, Нововейский продолжил обучение у Бруха. Он стал учителем композиции и руководителем хора в Св. Хедвигский собор в Берлине, а затем в доминиканской церкви Святого Павла. В 1907 году он выиграл конкурс сочинений в Львове (ныне Львов) с песней «Жалобный почуд Костюшки на Вавеле» (Похоронное шествие Костюшко на Вавель); Тадеуш Костюшко был польским генералом и национальным героем, который также участвовал в американской революции; Вавель - историческая резиденция польских королей.

Мемориальная доска на фасаде церкви Святого Павла в Берлине, на которой Нововейский был органистом и дирижером хора

В 1907 году он написал массивную ораторию Quo Vadis, по мотивам библейского романа польского соотечественника Генрика Сенкевича. После премьеры Амстердам в 1909 году оратория была исполнена более чем в 150 городах Европы, Северной и Южной Америки, что обеспечило Нововейскому международную репутацию.

В 1909 году Нововейский вернулся в Польшу (затем разделенную) и поселился в Кракове, где он служил директором Краковского музыкального общества. Он также был органистом и директором Варшавского симфонического оркестра. 15 июля 1910 года - 500-летие Грюнвальдской битвы - краковцы собрались на площади Яна Матейко, чтобы спеть Роту Марии Конопницкой под руководством Нововейского. «Рота» была патриотической поэмой, протестующей против германизации, которую Нововейский положил на музыку. В 1910 году Нововейский за свою пьесу «Загасленный ю» («Погашенные») занял первое место на конкурсе композиторов во Львове, посвященном 100-летию со дня рождения Фредерика Шопена. В марте 1911 года Нововейский женился на вавельской музыкальной студентке Эльжбете Миронов-Мироцка. У пары было пятеро детей, дочь Ванда и четверо сыновей: Феликс, Казимеж, Адам и Ян. В 1914 году Нововейски выиграл Львовскую музыкальную премию за хоровое произведение Даная.

Дом Феликса Нововейского в Познани, в настоящее время музей

Столкнувшись с ростом враждебности в Польше в начале Первой мировой войны в 1914 году, Нововейский вернулся в Берлин. Он прошел военную службу, принес присягу Императору Вильгельму II, служил дирижером военного оркестра. В конце войны вернулся в ныне польский город Познань. Он стал доцентом Познанской Музыкальной Академии им. Игнация Яна Падеревского, где работал композитором, дирижером и органистом. Его выступления в качестве пропольского спикера на плебисците 1920 г. на Вармии и Мазурии (который определил, будут ли эти территории немецкими или польскими) предполагают усиление польского патриотизма. Это, в свою очередь, привело к ссоре с его бывшим учителем Брухом, который успешно призвал Германию к бойкоту работ Нововейского. Вследствие этого Нововейский стал безвестным в Германии, поскольку его музыка больше не исполнялась. В 1935 г. Нововейский получил титул папского камергера от Папы Пия XI за свои многочисленные религиозные труды. В следующем году он получил Орден Polonia Restituta (Восстановление Польши), одну из высших наград страны. Во время вторжения в Польшу в 1939 году Нововейский сначала спрятался среди монахинь больницы Святой Елизаветы в Познани, а затем бежал в Краков. Его ненадолго задержали по подозрению в шпионаже в пользу России (по доносу прохожего). После Второй мировой войны, когда регион Вармии снова стал частью Польши, Нововейский все больше воспринимался как поляк из-за его пропольских взглядов и польской тематики во многих его работах.. Впоследствии он получил множество наград.

Могила Нововейского в Св. Церковь Адальберта в Познани

После тяжелого инсульта в декабре 1941 года Нововейский прекратил свою музыкальную деятельность. После возвращения в Познань в 1945 году он умер 15 января 1946 года. Его мемориальная могила находится по адресу St. Церковь Адальберта в Познани.

Работы
Рукопись Рота

Его самые известные сочинения:

  • March, Pod sztandarem pokoju (Под Знаменем мира, 1898, награжден премией в Лондон ).
  • Оратория Powrót syna marnotrawnego, соч. 3 (Возвращение блудного сына, 1902, награждена премией Джакомо Мейербера ).
  • Увертюра, Swaty polskie (Польское ухаживание, 1903, награждено [de ]).
  • Oratorio, Znalezienie Świętego Krzya, соч. 14 (Открытие Святого Креста со знаменитым Pace Domine, 1906).
  • Oratorio, Quo vadis, Op.30 (1909).
  • Песня, Rota (1910).
  • Opera, Emigranci (Эмигранты, 1917).
  • Opera, Legenda Bałtyku, Op.28 (Легенда Балтии, 1924)
  • 5 оркестровых симфоний (1-я симфония не сохранилась) (1903, 1904, 1937, 1939, 1941)
  • 9 симфоний для органа, соч.45 (ок. 1929–31)
  • Балет, Król wichrów (Король ветров), соч.37 (1929)
  • Виолончель Концерт, соч. 55
  • 4 органных концерта Op. 56 (ок. 1930–40)
  • Концерт для фортепиано на славянском языке, соч. 60
  • Органная поэма In Paradisum, соч. 61 (1941)
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Феликсом Нововейским.
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:11:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте