Феликс Конечны

редактировать

Феликс Кароль Конечны Польское произношение: (1 ноября 1862 г., Краков - 10 февраля 1949 г., Краков) был польским историком и социальный философ. Он основал оригинальную систему сравнительной науки цивилизаций.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Сочинения
  • 3 Типа цивилизаций по Конечному
  • 4 Сочинения
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Биография

Конечны окончил философский факультет Ягеллонского университета в Кракове и начал работать в Ягеллонская библиотека. После восстановления независимости Польши он стал ассистентом профессора в 1919 году. В июне 1920 года, получив квалификацию и степень doctor habilitatus, он стал профессором в Университет Стефана Батория в Вильно. Выйдя на пенсию в 1929 году, он вернулся в Краков.

Работы

Его интересы варьировались от чисто исторических исследований до философии истории, религии и философии. Его новаторские работы посвящены истории России. Конечный является автором обширных монографий Византийской и еврейской цивилизаций, которые он считал менее развитыми, чем латинская цивилизация католической западная Европа. В 1948 году, после шестидесяти лет исследовательской работы, Конечный подсчитал, что его письменные научные работы включают 26 томов, каждый из которых имеет объем от 300 до 400 страниц, не говоря уже о более чем 300 статьях, брошюрах и оттисках. Его теория цивилизаций могла вдохновить Антона Лео Хикмана, Сэмюэля П. Хантингтона и др.

Типы цивилизаций, согласно Конечному

Феликсу Конечны разделил цивилизации примерно на двадцать типов, семь из которых существуют до сих пор. Четыре из них являются древними: «брамин », «еврейский», «китайский» и «туранский ». Три из них средневековые: «латинский», «византийский» и «арабский». Различия между цивилизациями основаны на их отношении к закону и этике.

Например, Конечны утверждал, что в латинской цивилизации этика является источником права. Если какие-то законы не этичны, их меняют. Правительство оценивается на основе его приверженности этике. Закон имеет двойственную природу и делится на общественную и частную сферы. Религия автономна, независима и отделена от государства. Высоко ценятся индивидуальность, самоуправление и децентрализация. Знание эмпирическое.

В византийской цивилизации организованная религия зависит от государства. В цивилизации этого типа оправданы все средства для достижения политических целей. Политики следуют этике в частной жизни, но на публике их судят по их навыкам, а не по этике. Законное правительство имеет абсолютную власть, и его приказы не вызывают сомнений. Германия при Бисмарке была примером такого типа цивилизации.

В туранской цивилизации правительство является источником закона и этики и стоит выше закона и этики. Правитель не подлежит сомнению. Конечный считал царскую Россию примером этого типа цивилизации.

Еврейская цивилизация считает закон самым важным. Закон - это источник этики. Закон нельзя изменить. Однако один и тот же закон может интерпретироваться по-разному, что приводит к этическому релятивизму. Подобно браминов или индуистской цивилизации, это сакрально, а религия играет центральную роль. По словам Конечны, одним из элементов еврейской цивилизации является вера в превосходство одной нации или расы. Коммунистические государства, несмотря на их атеизм, также являются продуктами еврейской цивилизации.

Конечны утверждал, что цивилизации не могут смешиваться, и любой «синтез» нескольких цивилизаций ведет к победе одной над другой, снижению моральных стандартов или к состоянию «антицивилизации».

Конечны не связывал тип цивилизации с какой-либо конкретной расой или нацией. Следовательно, поляки могли представлять туранский тип цивилизации (как, согласно Конечному, Юзеф Пилсудский ), а немцы могли представлять еврейский тип. В своей публикации Hitleryzm zażydzony («Иудаизированный гитлеризм») Конечны утверждал, что Адольф Гитлер был примером еврейского цивилизационного типа. С другой стороны, этнический еврей мог представлять латинский тип цивилизации.

Конечный считал расизм чем-то чуждым латинской цивилизации, которую он считал высшим типом.

Согласно Конечному, Европа в его время была полем битвы между тремя типами цивилизаций: латинской, туранской и еврейской. Он утверждал, что византийская цивилизация уже проиграла битву и находится в глубоком кризисе.

Работает

Больше всего на польском языке; семь книг доступны в английском переводе.

  • Дзие Рози. Том I. (do roku 1449), Spółka Wydawnicza Warszawska, Варшава 1917 (на польском языке)
  • Polskie Logos a Ethos, t. I – II, Księgarnia sw. Wojciecha, Poznań 1921.
  • O wielości cywilizacyj, Gebethner Wolff, Kraków 1935. Английский перевод (сокращенный) On the Plurality of Civilizations, Polonica Publications, London 1962, Antyk, Komorów, 2012.

Английский перевод : Веб-страница, Word (1.2MB)

  • Święci w dziejach narodu polskiego / Святые в истории польского народа, т. 1–2, буксир. Sw. Michała Archanioła, Miejsce Piastowe 1937–1939.
  • Rozwój moralności Tow. Wiedzy Chrześć., Lublin 1938. Английский перевод «Развитие нравственности», Antyk, Komorów, 2016.
  • Cywilizacja bizantyjska, Towarzystwo im. Romana Dmowskiego, Лондон, 1973. Английский перевод "Византийская цивилизация", Antyk, Komorów, 2014.
  • Cywilizacja ydowska, Towarzystwo im. Romana Dmowskiego, London 1974. Английский перевод "Еврейская цивилизация", Antyk, Komorów, 2012.
  • O ład w historyii, Towarzystwo im. Романа Дмовского, Лондон, 1977 г. Английский перевод «По порядку в истории» Antyk, Komorów, 2014.
  • Państwo w cywilizacji łacińskiej. Zasady prawa w cywilizacji łacińskiej / Государство в латинской цивилизации. Правовые нормы в латинской цивилизации, Towarzystwo im. Романа Дмовского, Лондон, 1981 (на польском языке). Английский перевод "Латинская цивилизация" Antyk, Komorów, 2016.
  • Prawa dziejowe (oraz dodatek) Bizantynizm niemiecki / Исторические законы (и приложение) Немецкий византизм, Towarzystwo im. Романа Дмовского, Лондон, 1982. Английский перевод "Законы истории" Antyk, Komorów, 2013.
  • Dzieje Rosji / История России. Том III. Щилек Ивана III / Крушение Ивана III Русского. 1492–1505, Towarzystwo im. Romana Dmowskiego, London 1984.
  • Сионизм и польское дело (на польском языке)

Ссылки

Внешние ссылки

Дополнительная литература

  • П. Билински Феликс Конечны (1862–1949). Życie i działalność. Ad astra, Warsaw 2001.
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:11:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте