Феликс Кароль Конечны Польское произношение: (1 ноября 1862 г., Краков - 10 февраля 1949 г., Краков) был польским историком и социальный философ. Он основал оригинальную систему сравнительной науки цивилизаций.
Конечны окончил философский факультет Ягеллонского университета в Кракове и начал работать в Ягеллонская библиотека. После восстановления независимости Польши он стал ассистентом профессора в 1919 году. В июне 1920 года, получив квалификацию и степень doctor habilitatus, он стал профессором в Университет Стефана Батория в Вильно. Выйдя на пенсию в 1929 году, он вернулся в Краков.
Его интересы варьировались от чисто исторических исследований до философии истории, религии и философии. Его новаторские работы посвящены истории России. Конечный является автором обширных монографий Византийской и еврейской цивилизаций, которые он считал менее развитыми, чем латинская цивилизация католической западная Европа. В 1948 году, после шестидесяти лет исследовательской работы, Конечный подсчитал, что его письменные научные работы включают 26 томов, каждый из которых имеет объем от 300 до 400 страниц, не говоря уже о более чем 300 статьях, брошюрах и оттисках. Его теория цивилизаций могла вдохновить Антона Лео Хикмана, Сэмюэля П. Хантингтона и др.
Феликсу Конечны разделил цивилизации примерно на двадцать типов, семь из которых существуют до сих пор. Четыре из них являются древними: «брамин », «еврейский», «китайский» и «туранский ». Три из них средневековые: «латинский», «византийский» и «арабский». Различия между цивилизациями основаны на их отношении к закону и этике.
Например, Конечны утверждал, что в латинской цивилизации этика является источником права. Если какие-то законы не этичны, их меняют. Правительство оценивается на основе его приверженности этике. Закон имеет двойственную природу и делится на общественную и частную сферы. Религия автономна, независима и отделена от государства. Высоко ценятся индивидуальность, самоуправление и децентрализация. Знание эмпирическое.
В византийской цивилизации организованная религия зависит от государства. В цивилизации этого типа оправданы все средства для достижения политических целей. Политики следуют этике в частной жизни, но на публике их судят по их навыкам, а не по этике. Законное правительство имеет абсолютную власть, и его приказы не вызывают сомнений. Германия при Бисмарке была примером такого типа цивилизации.
В туранской цивилизации правительство является источником закона и этики и стоит выше закона и этики. Правитель не подлежит сомнению. Конечный считал царскую Россию примером этого типа цивилизации.
Еврейская цивилизация считает закон самым важным. Закон - это источник этики. Закон нельзя изменить. Однако один и тот же закон может интерпретироваться по-разному, что приводит к этическому релятивизму. Подобно браминов или индуистской цивилизации, это сакрально, а религия играет центральную роль. По словам Конечны, одним из элементов еврейской цивилизации является вера в превосходство одной нации или расы. Коммунистические государства, несмотря на их атеизм, также являются продуктами еврейской цивилизации.
Конечны утверждал, что цивилизации не могут смешиваться, и любой «синтез» нескольких цивилизаций ведет к победе одной над другой, снижению моральных стандартов или к состоянию «антицивилизации».
Конечны не связывал тип цивилизации с какой-либо конкретной расой или нацией. Следовательно, поляки могли представлять туранский тип цивилизации (как, согласно Конечному, Юзеф Пилсудский ), а немцы могли представлять еврейский тип. В своей публикации Hitleryzm zażydzony («Иудаизированный гитлеризм») Конечны утверждал, что Адольф Гитлер был примером еврейского цивилизационного типа. С другой стороны, этнический еврей мог представлять латинский тип цивилизации.
Конечный считал расизм чем-то чуждым латинской цивилизации, которую он считал высшим типом.
Согласно Конечному, Европа в его время была полем битвы между тремя типами цивилизаций: латинской, туранской и еврейской. Он утверждал, что византийская цивилизация уже проиграла битву и находится в глубоком кризисе.
Больше всего на польском языке; семь книг доступны в английском переводе.
Английский перевод : Веб-страница, Word (1.2MB)