Фэй Сяотун | |
---|---|
Фэй на Лондонской фондовой бирже в 1986 году. | |
Родился | (1910-11- 02) 2 ноября 1910 г.. Уцзян, Цзянсу, Цин Китай |
Умер | 24 апреля 2005 г. (2005-04-24) (в возрасте 94). Пекин, Китай |
Национальность | Китайский |
Профессия | Антрополог, социолог |
Известен по | Развитие социологических и антропологических исследований в Китае |
Фэй Сяотун | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 費孝通 | ||||||||
Упрощенный китайский | 费孝通 | ||||||||
| |||||||||
Фэй Сяотун или Фэй Сяо-Дун (2 ноября 1910 - 24 апреля, 2005) был китайским антропологом и социологом. Он был новаторским исследователем и профессором социологии и антропологии ; он также был известен своими исследованиями по изучению этнических групп Китая, а также был общественным деятелем. Один из лучших социологов и антропологов, его работы по этим вопросам сыграли важную роль в закладке прочной основы для развития социологических и антропологических исследований в Китае, а также во внедрении социальных и социальных исследований. культурные явления Китая международному сообществу. Его последняя должность перед смертью в 2005 г. была профессором социологии Пекинского университета.
Фэй Сяотун родился в Уцзян уезде провинции Цзянсу в Китае 2 ноября 1910 года. Его мир был полон политической коррупции и крайней нищеты. Он вырос в дворянской, но небогатой семье. Его отец, Фэй Пуань (费 朴 安) получил образование в классической китайской литературе, получил степень государственной службы шэнъюань, учился в Японии и основал среднюю школу. Мать Фэя, Ян Жэньлань (杨 纫 兰), христианка, дочь государственного чиновника и также высокообразованная для своего времени, основала детский сад в Уцзяне, который посещал Фэй. Среди ее братьев - китайский политик Ян Цяньли (отец гонконгского режиссера и автора текстов Эван Ян ), архитектор Ян Силиу (SJ Young), китайско-американский аниматор Сай Янг и предприниматель Ян Сирэнь..
В основанном миссионерами Университете Яньчин в Пэйпине, где были лучшие в Китае Программа социологии стимулировала его семестровым визитом Роберта Э. Пак, социолога из Чикагского университета. Чтобы получить степень магистра антропологии, Фэй отправился в соседний университет Цинхуа, где он учился у Пань Гуандан и изучил методы полевой работы у белого русского, С. М. Широкогоров. Первый полевой опыт Фэя в суровых горах провинции Гуанси на крайнем юге закончился трагически после того, как нога Фэя была раздавлена тигровой ловушкой, а его молодая невеста Ван Тунхуэй (王 同 惠) умерла, ища помощи.
С 1936 по 1938 год Фей учился в Лондонской школе экономики у первого антрополога Бронислава Малиновского. «У Малиновского и А.Р. Рэдклиффа-Брауна Фэй научился сосредотачиваться на функциональных взаимосвязях различных« частей »сообщества и на значении культуры с точки зрения ее членов. Он разработал методы исследования, которые включали функциональный подход... "Фэй написал свою докторскую диссертацию в 1938 году, основанную на более ранних полевых исследованиях в китайской деревне (китайский: 開 弦 弓 ), и опубликовал ее как« Крестьянская жизнь в Китае »( 1939 г.).
Среди вкладов Фэй Сяотуна в антропологию есть концепция, согласно которой китайские социальные отношения работают через социальные сети личных отношений, в центре которых находится я, и уменьшается близость по мере того, как человек уходит. Среди критических замечаний по поводу работы Фэй Сяотуна можно отметить то, что его работа имела тенденцию игнорировать региональные и исторические различия в поведении китайцев. Тем не менее, как пионер и педагог, его намерение состояло в том, чтобы выделить общие тенденции, поэтому это упрощение могло иметь существенное оправдание намерений Фэя, даже если они способствовали предвзятости в исследованиях китайского общества и культуры.
Важная работа того периода, China's Gentry, была составлена на основе полевых интервью Фэя и опубликована в Соединенных Штатах в 1953 году. Она стала основным продуктом курсов американских университетов по Китаю. Сборник и публикация книги China's Gentry в США выросли из отношений, которые Фэй установил в Университете Цинхуа с Чикагским университетом антропологом Робертом Редфилдом и его женой Маргарет Парк Редфилд
После создания Китайской Народной Республики в 1949 году Фэй сыграл важную роль в национальной интеллектуальной и идеологической жизни, и вскоре он стал занимать все больше политических позиций. В 1951 году он стал вице-президентом Центрального института по делам национальностей в Пекине (сегодня Китайский университет Миньцзу ), а в 1954 году принял участие в Первом Всекитайском собрании народных представителей в качестве члена Комиссии по делам национальностей <157.>
Однако вскоре отделения социологии были ликвидированы (как «буржуазная псевдонаука»). Фэй больше не преподавал и публиковал все меньше и меньше. Во время оттепели «сотни цветов » 1956–57 гг. Он снова начал высказываться, осторожно предлагая реставрацию социологии. Но затем климат внезапно изменился с появлением «Антиправого движения ». В 1957 году Фэй стоял с опущенной головой перед бесчисленными собраниями, чтобы признаться в своих «преступлениях перед народом». На него нападали сотни статей, причем немало коллег, некоторые злобно нечестные. Фэй стал изгоем, униженным, изолированным, неспособным учить, проводить исследования или публиковаться. Позже он напишет, что двадцать три года своей жизни, годы, которые должны были стать его наиболее продуктивным периодом, были просто потеряны, потрачены впустую. В разгар культурной революции, подвергся физическому нападению со стороны красных гвардейцев, вынужден мыть туалеты, он задумал покончить жизнь самоубийством.
В 1970-х годах всемирно известный Фэй начал принимать иностранных гостей, и после смерти Мао его попросили возглавить восстановление китайской социологии. Он снова посетил Соединенные Штаты и впоследствии смог организовать визиты в Китай американских социологов, чтобы помочь с гигантской задачей подготовки совершенно новых кадров китайских социологов. В 1980 году он был официально реабилитирован и был одним из судей в длительном, транслируемом по телевидению судебном процессе над «Бандой четырех» и другими обвиняемыми в преступлениях культурной революции.
Фэй Сяотун и профессор Морис Блох, 1986Его «вторая жизнь» была больше, чем когда-либо, у публичного интеллектуала, с важными политическими постами и контактами с политиками. Считается, что его влияние сыграло важную роль в том, чтобы убедить правительство продвигать сельскую промышленность, быстрый рост которой в 1980-х годах увеличил доходы сотен миллионов сельских жителей по всему Китаю. Практически каждую неделю в 1990-е его имя появлялось в газетах, а его лицо показывали по телевидению. Он путешествовал по всему Китаю, ездил за границу, в США, Канаду, Европу, Японию, Австралию и другие страны и был удостоен международных наград: премии Малиновского Общества прикладной антропологии, Мемориальной медали Хаксли Королевского антропологического института., почетный доктор Университета Гонконга и другие награды Японии, Филиппин и Канады. Он играл роль в продвижении и руководстве возрождением социологии и антропологии в Китае, обучая ученых и разрабатывая учебные материалы после тридцати лет запрета.
Фэй также известен своей влиятельной теорией этнических групп в истории Китая, которая следует традициям поэтапного эволюционизма Льюиса Х. Моргана. Ярким примером его работы является лекция Фэя Таннера в Гонконге 1988 г. «Множественность и единство в конфигурации китайской национальности». Согласно Фэю, хуасиа стали настоящей этнической группой, хань, во время династии Цинь. Впоследствии хань стали «ядром с центростремительной силой» с их стабильным сельскохозяйственным обществом, которое привлекало и ассимилировало этнических кочевников с северной границы Китая, таких как Цян.
Прежде всего, именно как писатель Фэй процветал в своей «второй жизни». Практически все его старые книги были переизданы за эти годы, и он выпустил новые книги и статьи в еще большем количестве. Из пятнадцати томов его «Сочинений» (1999–2001) новые произведения 1980-х и 1990-х годов занимают более половины. Многие темы были знакомы. Он неоднократно и убедительно приводил доводы в пользу социологии и антропологии в Китае в случае успеха модернизации. Он вспоминал о своих деревенских полевых исследованиях, учебе и своих учителях. Были статьи и книги по индустриализации сельских районов, малых городах, национальных меньшинствах и развивающихся приграничных районах. Он защищал интересы интеллектуалов. Он рассказал о том, чему научился во время заграничных поездок, и сделал несколько новых переводов с английского. Был даже небольшой сборник его стихов. Что отличает все это новое письмо, так это политическая осторожность; У Фэя было слишком много дел и слишком мало времени за последние десятилетия, чтобы снова рискнуть поиграть с огнем.
Он был профессором социологии Пекинского университета на момент своей смерти 24 апреля 2005 года в Пекине в возрасте 94 лет. На кафедре Социология в университете, где он преподавал и руководил с 1980-х годов.
Фэй также внес значительный вклад в изучение и управление развитием сельской экономики Китая.
Перед своей смертью Фей держал ряд политических должностей, хотя в основном это почетные; многие считали его «политически активным».
Политические офисы партии | ||
---|---|---|
Предшествовал. | председатель Китайской демократической лиги. 1987–1996 гг. | Преемник. Дин Шисун |