Святой Фауст из Риза был одним из первых епископов Риза (Регия) в Южной Галлии (Прованс), лучшим известный и наиболее выдающийся защитник полупелагианства.
Святой Фауст из Риза | |
---|---|
Сен-Фауст, Нотр-Дам-де-л'Ассомпшен, Рие | |
Родился | ок. 405-410. Британия или Бретань |
Умер | ок. 490-495. Южная Франция |
Почитаются в | Восточном Православии. Римско-католической церкви |
Праздник | 28 сентября |
Фауст родился между 405 и 410 годами, и, по словам его современников, Авит из Вены и Сидоний Аполлинарий на острове Британия; хотя Сабина Бэринг-Гулд считает, что Бретань более вероятна. В юности он был посвящен изучению ораторского искусства и христианской философии. Некоторые думают, что он был юристом, но из-за влияния его матери, прославившейся своей святостью, он в молодости отказался от светских занятий и поступил в монастырь Лерин. Здесь он вскоре был рукоположен в священники и примерно через восемь лет из-за своего необычайного благочестия был избран в 432 г. на пост главы монастыря после Максима, ставшего епископом Риза. Его карьера аббата длилась около двадцати или двадцати пяти лет, в течение которых он приобрел высокую репутацию благодаря своим чудесным дарам импровизированного проповедника и суровому аскетизму.
После смерти Максима он стал епископом Риецкого. Это возвышение никак не повлияло на его образ жизни; он продолжал свои аскетические практики и часто возвращался в монастырь Лерин, чтобы возродить свой пыл. Он был ревностным сторонником монашества и основал в своей епархии множество монастырей. Несмотря на свою активность при исполнении своих обязанностей епископа, он участвовал во всех богословских дискуссиях своего времени и стал известен как решительный противник арианства во всех его формах. За это и, как говорится в его представлении о телесности человеческой души, изложенном ниже, он вызвал вражду со стороны арианца Эврика, царя вестготов, который имел получил во владение большую часть Южной Галлии и был изгнан с его престола. Его ссылка длилась восемь лет, и все это время ему помогали верные друзья. После смерти Эврика он возобновил свои труды во главе своей епархии и продолжал там до самой своей смерти между 490 и 495 годами.
Его собственная епархиальная паства считала его святым и возвела базилику в его честь.
На протяжении всей своей жизни Фауст был бескомпромиссным противником Пелагиуса, которого он называл Пестифера «разносчиком чумы», и не менее решительно выступал против доктрина предопределения, которую он назвал «ошибочной, кощунственной, языческой, фаталистической и ведущей к безнравственности». Это учение в его самой сильной форме было изложено пресвитером по имени Луцид и осуждено двумя синодами в Арле и Лионе (475 г.). По просьбе епископов, составлявших эти синоды, и особенно Леонтия Арльского, Фауст написал Libri duo de Gratia Dei et humanae mentis libero arbitrio, в котором он выступал против доктрин предшественников, а также доктрин Пелагия (PL, LVIII, 783). Произведение было отмечено полупелагианством и в течение нескольких лет подвергалось резким нападкам. Он был осужден Вторым Синодом Оранжа в 529 г. (Denzinger, Enchiridion, Freiburg, 1908, № 174 sqq. - старый № 144; PL.L., XLV, 1785; Mansi, VIII, 712). Фауст утверждал, что человеческая душа в определенном смысле телесна, и только Бог является чистым духом. Оппозиция Фаусту не была полностью развита при его жизни, и он умер с заслуженной репутацией святого.
Фауст написал также: «Libri duo de Spiritu Sancto» (PL, LXII, 9), ошибочно приписанный римскому диакону Пасхасию. Его «Libellus parvus adversus Arianos et Macedonianos», упомянутый Генадием, кажется, погиб.
Его праздник - 28 сентября.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed.. (1913). "Фауст Ризский". Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.