Фатимидское завоевание Египта

редактировать
Завоевание 10-го века
Фатимидское завоевание Египта
Дата6 февраля - 9 Июль 969 г.
МестоположениеФустат, Египет 30 ° 00'N 31 ° 14'E / 30,000 ° N 31,233 ° E / 30,000; 31.233
РезультатКапитуляция Фустата и Египта. Начало экспансии Фатимидов в Левант. Основание Каира и перемещение резиденции Фатимидского халифата из Ифрикии в Египте
Воюющие
Фатимидский халифат династия Ихшидидов
Командиры и лидеры
Калиф аль---изизз ли-Дин Аллах. Джаухар. Абу Джафар Ахмад ибн Наср Эмир Абу'л-Фаварис Ахмад ибн Али. Джафар ибн аль-Фурат.
Фатимидское завоевание Египта находится в Египте Завоевание Египта Фатимидами Расположение Фустата в Египте

Фатимидское завоевание Египта произошло в 969 году, когда войска Фатимидского халифата под командованием генерала Джавхара захватил Египет, правил автономной династией Ихшидидов во имя Аббасидского халифата.

Фатимиды начали неоднократные вторжения в Египет вскоре после прихода к власти в <385 г.>Ифрикия (современный Тунис ) в 909 году, но потерпел поражение против все еще сильного халифата Аббасидов. Однако к 960-м годам, когда Фатимиды укрепили свое правление и стали сильнее, Аббасидский халифат рухнул, и режим Ихшидидов столкнулся с затяжным кризисом: иностранные набеги и жестокий голод усугубились смертью в 968 году сильного человека Абу аль-Миск Кафур. Образовавшийся вакуум власти привел к борьбе между различными фракциями в Фустате, столице Египта. Атмосфера кризиса усугублялась одновременным наступлением Византийской империи против мусульманских государств. Тем временем агенты Фатимидов открыто действовали в Египте, и местные элиты все чаще соглашались и приветствовали перспективу захвата власти Фатимидов в надежде положить конец нестабильности и небезопасности.

Столкнувшись с этой благоприятной ситуацией, халиф Фатимидов ал-Муизз ли-Дин Аллах организовал большой поход, чтобы завоевать Египет. Под руководством Джоухара экспедиция вышла из Раккады в Ифрикии 6 февраля 969 года и двумя месяцами позже вошла в дельту Нила. Элита Ихшидидов предпочла мирную капитуляцию, и Джоухар издал приказ о безопасности (аман), пообещав уважать права египетской знати и принять джихад против византийцев. Армия Фатимидов преодолела попытку солдат Ихшидидов воспрепятствовать переходу им реки Нил в период с 29 июня по 3 июля, в то время как в хаосе про-фатимидские агенты взяли под свой контроль Фустат и заявили о своем подчинении ал- Муизз. Джавхар обновил свой аман и овладел города 6 июля с помощью пятничной молитвы , прочитанной от имени аль-Муизза 9 июля.

В течение следующих четырех лет Джоухар служил наместником Египта, подавая восстания и начиная строительство новой столицы, Каира. Его попытки проникнуть в бывшие владения Ихшидидов в Сирии и даже атаковать византийцев привели к обратным результатам: после быстрого начального прогресса Фатимидов были уничтожены, а сам Египет столкнулся с вторжением карматов. это произошло к северу от Каира. В 973 году аль-Муизз прибыл в Египет и поселился в Каире, который стал резиденцией Фатимидского халифата на оставшуюся часть его существования, до его отмены Саладином <355.>в 1171 году.

Содержание

Предыстория: Исходная информация: Фатим id пытается захватить Египет

Династия Фатимидов пришла к власти в Ифрикия (современный Тунис и северо-восточный Алжир ) в 909. Фатимиды покинули свой дом в Сирии несколько лет назад и направились в Магриб, где их агенты добились значительных успехов в обращении Кутамы Берберы. Пока Фатимиды оставались скрытыми, исмаилитский миссионер Абу Абдаллах аш-Ши привел Кутаму к свержению правящей династии Аглабидов, позволив лидеру Фатимидов публично раскрыть себя и объявить сам халиф как « Абдаллах аль-Махди Биллах »(r . 909–934). В отличие от своих предшественников, которые были довольны тем, что оставались региональной династией на западных окраинах Аббасидского халифата, Фатимиды имели экуменические претензии: претендовать на происхождение от Фатимы, дочь Мухаммада и жена Али, халифы Фатимидов были одновременно лидерами исмаилитов шиитов секта, последователи получивили им божественный статус имамов, наместников Бога на земле. Следовательно, Фатимиды рассматривали свой приход к власти как первый шаг в восстановлении законного места в качестве лидеров всего мусульманского мира против узурпирующих суннитов Аббасидов, которым они были полны решимости свергнуть и заменить.

Фотография реверса и лицевой стороны золотой монеты с арабским письмом Золотой динар второго Фатимидского халифа, аль-Каим би-Амр Аллах. Как наследник своего отца, он возглавил первые два неудачных вторжения Фатимидов в Египет.

В соответствии с этим имперским видением, после их правления в Ифрикии, следующей целью был Египет, ворота в Левант и Ирак, резиденцию их соперников-аббасидов. В 914 г. первое вторжение под предводителем Фатимидов аль-Каим би-Амр Аллах было начато на запад. Он захватил Киренаику (Барка), Александрию и Файюмский оазис, но не смог взять столицу Египта Фустат и был вытеснен еще в 915 году, после прибытия подкрепления Аббасидов из Сирии и Ирака. Второе вторжение было предпринято в 919–921 годах. Александрия была снова захвачена, но Фатимиды были отброшены перед Фустатом, и их флот был уничтожен. Аль-Каим двинулся в оазис Файюм, но был вынужден покинуть его перед лицом свежих войск Аббасидов и отступить через пустыню к Ифрикии.

Фатимидов и связанная с этим неудача достижения решающего успеха до прибытия подкреплений Аббасидов. Тем не менее, Барка осталась в руках Фатимидов как передовая база, с которой можно было угрожать Египту. Когда Аббасидский халифат вошел в серьезный и общий кризис в 930-х годах, Фатимиды еще раз попытались воспользоваться последующими конфликтами между военными группировками в Египте в 935–936 годах. Войска фатимидов ненадолго оккупировали Александрию, но фактическим победителем в этом деле был Мухаммад ибн Тугдж аль-Ихшид, турецкий полководец, утвердившийся в качестве правителя Египта и южной Сирии - якобы от Аббасидов, но для всех практических целей независимые цели - и основали династию Ихшидидов. Во время своих споров с Багдадом-Ихшид, искал поддержки Фатимидов, даже предлагая брачный союз между одним из его сыновей и дочерью Аль-Каима, но после того, как суд Аббасидов признал его правление и титулы, он отказался от этого предложения.

Со стороны Фатимидов к концу 930-х годов первоначальный революционный элан, который привел Фатимидов к власти, угас, и, хотя претензии универсальный суверенитет не были забыты, они были отложены из-за начала широкомасштабного восстания хариджи берберского проповедника Абу Язида (943–947). Это восстание чуть не привело к краху режима Фатимидов, и даже после его подавления Фатимиды в течение некоторого времени были оценены восстановлением своих позиций в западном Средиземноморье. В это время в Египте царил относительный мир. После смерти аль-Ихшида в 946 году власть перешла к силачу Абу аль-Миск Кафуру, черному рабу-евнуху, которого аль-Ихшид назначил главнокомандующим армией. В течение двадцати лет Кафур довольствовался тем, что он стоял у власти на троне, как сыновья аль-Ихшида правили как эмиры, но в 966 году он вступил на престол самостоятельно.

Меняющиеся обстоятельства: Египет в 960-х

Во второй трети X X изменился в Фатимидов: пока Фатимиды укрепляли свой режим, Аббасидский халифат был ослаблен борьбой за власть между соперничающими бюрократическими, придворными и военными фракциями.. Постепенно лишенные своих отдаленных провинций амбициозные местные династы и сведенные к Ираку, после 946 года сами аббасидские халифы превратились в бессильных пешек буидов.

. К 960-м годам Ихшидиды также столкнулись с кризисом, комбинацией внутренней напряженности и внешнего давления. Христианское Нубийское царство Макурия начало вторжение в Египет с юга, в то время как на западе Лавата берберы оккупировали регион вокруг Александрии и объединились с местными бедуинскими племенами Заповедная пустыни для противостояния войскам Ихшидидов. В Сирии растущее беспокойство бедуинов бросило вызов правлению Ихшидидов, особенно потому, что оно совпало с вторжением в Сирию карматов, секты исмаилитов, базирующейся в Бахрейне (Восточная Аравия ). Часто вступая в союз с бедуинами, карматы совершали набеги на караваны купцов и хадж паломников, и Ихшидиды не могли противостоять их атакам. Ситуация была такова, что сухопутные пути из Египта в Ирак практически были отрезаны. Современные ученые подозревают, что по крайней мере некоторых из этих событий стояли за рукой Фатимидов: согласно французскому востоковеду Тьерри Бьянки, набег макурианцев в 956 г., разграбивший территорию Асуана, «вероятно, тайно поддерживалось Фатимидами », и« обычно предполагалось »сговор Фатимидов во время атаки бедуинов и карматов в Сирии, но, как предупреждает историк Майкл Бретт,« нет реальных доказательств »на этот счет. 294>

Внутренняя ситуация в Египте плохоилась из-за серии низких оценок Нила, начавшихся в 962 году. В 967 году наводнение достигло самого низкого уровня за весь ранний исламский период, последовавший за этим три года. когда уровень реки оставался значительно ниже нормы. Горячие ветры и стаи саранчи также внесли большой вклад в уничтожение посевов, вызвав самый страшный голод на памяти живущих на людей, еще более усугубленный вспышкой чумы, переносимой крысами. Следовательно, цены на продукты питания быстро росли: к 968 году курица должна быть в 25 раз дороже, чем до голода, а яйцо - в 50 раз. Больше всего пострадала столица Фустат. Самый густонаселенный город исламского мира после Багдада, он опустошен голодом и вспышками эпидемий (которые продолжались в первые годы правления Фатимидов). Плохие урожаи также сократили поступления в казну, что привело к сокращению расходов. Это затронуло влиятельные религиозные круги; не только их зарплаты остались невыплаченными, но исчезли деньги на содержание мечетей, а неспособность обеспечить людей и деньги, необходимые для обеспечения их безопасности, означала, что после 965 года караваны хаджа полностью прекратились.

Кроме того, в 960-х годах Византийская империя находилась под Никифором II Фокасом (r. 963–969) расширяются за счет исламского мира, захватывая Крит, Кипр и Киликию и продвигаясь в северную Сирию. Реакция режима была неуверенной и неэффективной: не сделав ничего, чтобы помочь Криту, флот, посланный в ответ на падение Кипра, был уничтожен византийским флотом, оставив берега Египта и Сирии беззащитными.. Египетские мусульмане требовали джихада и устраивали антихристианские погромы, которые с трудом подавлялись. Фатимидская пропаганда быстро использовала византийское наступление, противопоставляла неэффективность Ихшидидов и их сюзеренов Аббасидов фатимидам, которые в то время успешно сражались с византийцами в южной Италии, как решительные побочные ислама. Византийское наступление в сочетании с одновременным опустошением бедуинов и карматов в центральной Сирии также лишило Египетской пшеницы, его обычного прибежища во время голода.

На этом фоне внутренних проблем и внешних угроз, и после необратимого упадка их бывших имперских властителей возможность захвата власти Фатимидов становилась все более привлекательной перспективой для египтян.

Крах режима Ихшидидов

Фотография обратной и лицевой сторон золотой монеты с арабскими буквами по краю и в центре Золотой динар от имени последнего правителя Ихшидидов, Абу'л-Фаварис Ахмад, чеканка 968/9 в Рамла, Палестина

Смерть Абу аль -Миск Кафура в апреле 968 года, не оставив наследника, парализовала режим Ихшидидов.. визирь Кафура, Джафар ибн аль-Фурат, который был женат на принцессе Ихшидидов и, возможно, питал надежды на то, что их сын сядет на трон, пытался контролировать правительство. но у него не было опоры на власть вне бюрократии; в то время как армия была разделена на антагонистические фракции (главным образом Ихшидийа, завербованные аль-Ихшидом, и Кафурийя, завербованные Кафуром). Военные лидеры предпочли, чтобы кто-то из них стал преемником Кафура, но были вынуждены отступить перед лицом Ихшидидов и противодействием гражданских и религиозных организаций.

Различные фракции используются договорились о разделении власти под номинальным правлением 11-летнего внука аль-Ихшида, Абу'л-Фавариса Ахмада ибн Али, с его дядей аль-Хасаном ибн Убайд Аллахом, губернатор Палестины в качестве регента, Ибн аль-Фурат в качестве визиря и солдат-раб (гульмам ) Шамул аль-Ихшиди в качестве главнокомандующего. Пакт был быстро разорван, поскольку на первый план вышло личное и фракционное соперничество элит Ихшидидов. Шамул не обладал какой-либо реальной властью над армией, так что Ихшидийа столкнулись с кафурийей и изгнали их из Египта. В то же время Ибн аль-Фурат начал арестовывать своих соперников в администрации, тем самым фактически правительствоив правительство и, что особенно важно, приток налоговых поступлений. Регент аль-Хасан ибн Убайд Аллах прибыл из Палестины в ноябре и занял Фустат, заключив в тюрьму Ибн аль-Фурата; но его установить свою власть не увенчались успехом, и в начале 969 года он покинул столицу и вернулся в Палестину, фактически оставив Египет без правительства.

Историк пишет, что столкнувшись с этим тупиком, египетская элита осталась только «с выбором внешнего вмешательства». Это могло означать только Фатимидов. Средневековые источники сообщают, что письма как гражданских, так и военных руководителей были отправлены халифу Фатимидов ал-Муизз ли-Дин Аллах (r. 953–975) в Ифрикии, где подготовка к новому вторжению в Египет уже шла полным ходом.

Фатимидские приготовления

Фото реверс и аверс стороны золотой монеты с арабскими буквами в трех концентрических кругах Золотой динар аль-Муизза, отчеканенный в аль-Мансурия в 954/5

Первые годы правления Аль-Муизза были посвящены распространению его власти на западный Магриб и конфликту с византийцами в Сицилии и южной Италии, но очевидно, согласно историку, что аль-Муизз «с самого начала своего правления намеревался завоевать Египет». Уже в 965/6 году аль-Муизз начал накапливать провизию и готовился к новому вторжению в Египет. К 965 году его армии под командованием Джавхара одержали победу над Омейядами из Кордовского халифата, отменив их успехи и восстановив власть Фатимидов над тем, что сейчас является западным Алжир и Марокко, территории, которые были использованы завоеваны фатимидскими генералами в 910-х и 920-х годах. На Сицилии правители Фатимидов захватили последние византийские твердыни, завершив мусульманское завоевание, и разбили византийскую экспедицию, отправленную в ответ. После этих успехов в 967 году с Константинополем были заключены перемирие, в результате чего обе державы были свободны осуществлять свои замыслы на Востоке: византийцы против Хамданидов эмирата Алеппо и Фатимиды против Египта. Халиф Фатимидов не скрывал своих амбиций, даже хвастаясь византийскому послу во время переговоров, что в следующий раз они встретятся в Египте.

Военные приготовления

В отличие от поспешных экспедиций его предшественники, Аль-Муизз, тщательно подготовились к своему египетскому предприятию, вложив время и огромные ресурсы. Согласно египетскому историку 15 века аль-Макризи, халиф потратил на эти цели 24 миллиона золотых динаров. Лев указывает, что цифру «не следует понимать», но тем менее «дает представление о ресурсах, доступных Фатимидам» для предприятия. Тот факт, что аль-Муиззу удалось накопить такие огромные суммы, является показателем процветания финансов государства Фатимидов в этот период, чему способствовали налоги, взимаемые с транссахарской торговли - около 400000 динаров, половина годовой доход Фатимидов, полученный только от торгового терминала Сиджилмаса в 951/2 г. - и массового импорта высококачественного золота из Африки к югу от Сахары. Эти средства были увеличены в 968 году за счет специальных налогов, взимаемых с предстоящей экспедиции.

В 966 году Джавхара, только что победившего в Магрибе, отправили на родину Кутама в Малую Кабилию для вербовки. мужчин и собирать средства: он вернулся в столицу Фатимидов в декабре 968 года со свежими берберскими войсками и полумиллионом динаров. Правителю Барки было приказано подготовить путь в Египет, вдоль которого через регулярные промежутки времени выкапывали новые колодцы. Эта тщательная подготовка также отражает возросшую силу и стабильность режима Фатимидов. Как указывает Лев, «их первым армиям, направленным против Египта, не хватало дисциплины и они терроризировали население», тогда как армия, собранная аль-Муизом, была «очень большой, хорошо оплачиваемой и дисциплинированной». Это предприятие было поручено Джухару, которому была дана высшая власть над экспедицией: халиф постановил, что губернаторы городов по его маршруту должны были спешиться в его присутствии и поцеловать его руку.

Фатимидская пропаганда в Египте

Антиаббасидская и поддерживающая Фатимидов исмаилитская пропаганда была широко распространена в исламском мире в начале 10-го века, и исмаилиты сочувствовали даже при дворе Аббасидов. В 904 году будущий первый халиф Фатимидов искал убежища в Египте, которым тогда управляла автономная династия Тулунидов, и скрывался с сочувствующими в Фустате около года, пока Аббасиды не восстановили контроль над провинцией. в начале 905 года. В то время как лидер Фатимидов бежал на запад в Сиджилмасу, брат Абу Абдаллаха аль-Ши'и был оставлен, чтобы поддерживать связь с другими частями миссионерской пропагандистской сети Фатимидов (daʿwa ).

Деятельность Фатимидские провокаторы и сочувствующие в Египте засвидетельствованы в источниках в 917/8, накануне второго вторжения. В 919 году местный губернатор арестовал несколько человек, которые вели переписку с вторгшейся армией Фатимидов. Из первоначальных попыток вторжения Фатимиды еще больше обратились к пропаганде и подрывной деятельности. Как крупный торговый центр с этнически и конфессионально разнообразным населением, Фустат был легко проникнут агентами Фатимидов да2ва. Примечательно, что делегация миссионеров Фатимидов была публично принята Кафуром, и давва было разрешено обосноваться и открыто действовать в Фустате, его агенты подчеркивали, что «правление Фатимидов начнется только послесмерти Кафура ».

лидер данва, богатый купец Абу Джафар Ахм ад ибн Наср, поддерживал дружеские отношения с местной элитой, включая визиря Ибн аль-Фурата, и, возможно, подкупил некоторых из них. Торговцы города, которые были особенно полезны в восстановлении стабильности, нормальной торговли, были особенно восприимчивы к аргументам Ибн Насра. Кроме того, некоторые источники утверждают, что регент аль-Хасан ибн Убайд Аллах находился под тем регибн Насра; Когда войска взбунтовались в Фустате, Ибн Наср посоветовал аль-Хасану обратиться к аль-Муиззу и лично доставил письмо на этот счет халифу. Тем временем его лейтенант Джабир ибн Мухаммад организовал данва в жилых кварталах города, раздав фатимидские знамена для демонстрации после ожидаемого прибытия армии Фатимидов. Фатимиды также получили помощь новообращенного еврея Якуба ибн Киллиса, который вынашивал амбиции стать визирем до того, как его преследовал его соперник Ибн аль-Фурат. Ибн Киллис бежал в Ифрикию в сентябре 968 года, где он обратился в исмаилизм и помог Фатимидам своим знанием дел Египта. В истеблишмент Ихшидидов проникли полностью; некоторые турецкие командиры писали аль-Муиззу, приглашая его завоевать Египет, в то время как некоторые современные историки подозревают даже Ибн аль-Фурата в том, что он присоединился к сторонникам Фатимидов.

Современные отчеты о событиях подчеркивают важность «умелой политической пропаганды» Фатимидов (Мариус Канард ), которая предшествовала фактическому вторжению. В сочетании с голодом, охватившим Египет, политическим кризисом режима Ихшидидов, этот «период интенсивной психологической и политической подготовки» (Тьерри Бьянки) оказался более решающим, чем военная сила, и позволил осуществить завоевание быстро и без особых трудностей. Дело Фатимидов было усилено террором, вызванным новостями о продолжении византийского наступления на север Сирии в 968 году: византийцы совершили набег на территорию по своему желанию и захватили большое количество мусульманских заключенных, не встретив серьезного сопротивления со стороны сторонников Аббасидов. Мусульманские правители региона.

Вторжение и завоевание Египта

Фатимидское завоевание Египта находится в Нижнем Египте Александрия Александрия Фустат Фустат Гиза Гиза оазис Файюм Файюмский оазис Фарама Фарама Тиннис Тиннис Места проведения кампании в Нижний Египет

Джаухар установил свой шатер в Раккаде 26 декабря 968 года, и экспедиция начала собираться под его руководством. Халиф аль-Муизз почти ежедневно приходил в растущий лагерь из ближайшего дворцового города Мансурия. По сообщениям арабских источников, собранная армия насчитывала более ста тысяч человек, и ее должна была сопровождать сильная военно-морская эскадра и военная казна из более чем 1000 сундуков, заполненных золотом. 6 февраля 969 года армия выступила после официальной церемонии, на которой он лично председательствовал халиф, во время которой он наделил Джоухара полными полномочиями. В знак этого, только ему и Джоухару было разрешено оставаться на своих лошадях во время церемонии; всем другим высокопоставленным лицам, включая сыновей и братьев халифа, было приказано спешиться и поклониться Джоухару. Чтобы еще больше подчеркнуть авторитет, предоставленный его новому наместнику, аль-Муизз некоторое время сопровождал армию верхом, а отправил роскошную одежду, которую он носил в тот день, в Джоухар. Армия двинулась к Барке, где к ней присоединился Ибн Киллис.

В мае 969 года армия Фатимидов вошла в дельту Нила. Джоухар без сопротивления занял Александрию и построил укрепленный лагерь в Таррудже, на западном краю Дельты, недалеко от Александрии, в то время как его авангард продвигался к оазису Файюм. Войска Джоухара не встретили никакого сопротивления, когда они вошли в страну, и генерал Фатимидов быстро стал хозяином западного берега Нила, от моря доюма. Затем он остановился, ожидая реакции Фустата.

Аман Джоухара

Как административный центр и самый крупный город страны, Фустат был ключом к контролю над Египтом. На собственном опыте Фатимидов они хорошо осознали это. В их предыдущих вторжениях, хотя им удалось их захватить часть страны, неудача в захвате Фустата предопределила исход кампании. И наоборот, Лев указывает на карьеру Мухаммада ибн Тугдж аль-Ихшида и собственный успех Джухара в 969 году как свидетельство того, что «завоевание центра определило судьбу страны, хотя провинция не были полностью покорены».

В начале июня правящие круги Фустата направила делегацию в Джоухар со списком требований, в частности с гарантией их личной безопасности и гарантией их собственности и положения. Лидер ихшидийа, командующий единственным значительным военным отрядом, использовавшим его назначили губернатором священных городов Мекки и Медины, требование, Лев отвергает как «нереалистичное» и обнаруживает «полное непонимание особых религиозных» чувств Фатимидов ». В состав входят входили лидеры ашрафов - Хусайнидов Абу семей Джафар Муслим, Хасанидов Абу Исмаил ал-и и Аббасид Абу'л-Тайиб - главный кади Фустата, Абу Тахир ад-Зухли и главный агент Фатимидов Ибн Наср

В обмен на мирное подчинение страны Джоухар, как представитель Аль-Муизза, издал охранную грамоту (аман) и список обещаний египетскому населению. Как отмечает Лев, аман был «манифестом, излагающим политическую программу нового режима и пропаганды». Таким образом, аман начал попытки оправдать необходимую защиту мусульман в восточных частях исламского мира от их использования - подразумевая, но не называя явно византийцев. В письме предусмотрены специальные улучшенные режимы, которые используются в соответствии с данными детального знании Египта, предоставленными Фатимидам их агентами в стране, таких как восстановление порядка и безопасности маршрутов паломничества или прекращения незаконных и улучшенных чеканки. Обязательство защищать паломников было, по словам востоковеда Вильферда Маделунга, «открытым объявлением войны» карматам, которых Джоухар прямо назвал и проклял в своем письме. Исламские религиозные классы (проповедники, т. Д.) Успокаивались обещания выплатить им зарплату, восстановить мечети и построить новые.

Самое главное, что письмо закончилось тем, что подчеркнуло единство ислама и возвращение. к "истинной сунне " Пророка и ранних поколений ислама, тем самым утверждая, что у суннитов и шиитов есть общие основания. Его формулировка скрывала истинные намерения Фатимидов, поскольку, согласно доктрине исмаилитов, именно имам-халиф был истинным наследником и толкователем «истинной сунны». Быстро стало, что в важнейшей теме очевидно публичных обрядов и юриспруденции (фикх ) Фатимиды намеревались отдать предпочтение доктрине Исмаилитов. На данный момент письмо достигло своей цели: «в целом», пишет Лев, «это был убедительный документ, обращенный к широким слоям египетского общества».

Оккупация Фустата

Делегация вернулась в Фустат 26 июня с письмом Джоухара. Противостоять врагу через Нил. Когда письмо было зачитано публично, офицеры особенно резко воспротивились ему, и даже вмешательство визиря Ибн аль-Фурата не могло убедить их подчиниться. Затем Джоухар объявил свой поход джихадом против византийцев и попросил главного византийцев, что любой, кто преграждает ему путь, является врагом веры и может быть убит. С египетской стороны Нихрир был выбран в качестве общего командира Ихшидийа и Кафурийя, которые 28 июня оккупировали остров Равда, который контролировал проход через понтонный мост, соединенный Фустат с Гиза на западном берегу Нила, где Джоухар разбил лагерь.

Последующего конфликта неясен, поскольку сообщают разные подробности. Первое сражение произошло 29 числа, но Джоухар был вынужден отступить. После этого Джоухар решил перейти обратно в другом месте. В зависимости от источника, это было сделано с помощью лодок, предоставленных группой дезертировавших Ихшидид гильман, или захваченных Джафаром ибн Фаллахом из флота ихшидидов, отправленных из Нижнего Египта для помощи гарнизон Фустата. Используя эти лодки, Ибн Фаллах повел часть армии Фатимидов, хотя точное место неизвестно. По словам аль-Макризи, четыре командира Ихшидидов были отправлены со своими силами для усиления точек высадки, но войскам Фатимидов удалось перейти реку. 3 июля две армии столкнулись, и Фатимиды победили. Никаких подробностей не известно, но все силы Ихшидидов, посланные из Гизы, чтобы противостоять Фатимидам, были уничтожены. Остальные войска Ихшидидов покинули Равду и рассредоточились, оставив Фустат и спасаясь бегством в Сирию.

Эти события показывают Фустат в хаосе, но в этот момент появилась Фатимидская даува, сделавшая сообщение с шефом полиции и повесить белые флаги Фатимидов над городом в знак подчинения, а шеф полиции маршировал по улицам, звоня в колокол и неся знамя, провозглашающее аль-Муизза халифом. Сопротивление войск сломило аман Джоухара и сделало город доступным для разграбления согласно обычаю. Джоухар согласился возобновить работу амана, поручив его содержанию Абу Джафару Муслиму, а Ибн аль-Фурату было поручено конфисковать дома бежавших офицеров.

Фото мощеного двора, окруженного галереей, с куполообразным павильоном в центре над колодцем Внутренний двор мечети Амра ибн. аль-Ас, где завоеватель Египта Джаухар возглавил пятничную молитву после входа в Фустат

6 июля Ибн аль-Фурат и Абу Джа 'Далеко Муслим в сопровождении ведущих торговцев повел толпу через понтонный мост, чтобы отдать дань уважения Джухару в Гизе. В тот же вечер армия Фатимидов начала переходить мост и разбила лагерь примерно в 5 км к северу от города. На следующий день было объявлено о раздаче милостыни, финансируемой за счет сокровищ, которые Джоухар нес с собой: деньги раздавались бедным кади армии. 9 июля Джоухар провел пятничную молитву в мечети Амр в Фустате, где суннитский проповедник, одетый в алид белый, читал незнакомые фразы из записка, в которой читается хуаба от имени аль-Муизза.

Укрепление правления Фатимидов

Погоня за остатками Ихшидов и попытка экспансии в Сирию

Остатки ихшидидов собрались в Палестине под командованием аль-Хасана ибн Убайд Аллаха, а дальше на север византийцы захватили Антиохию после длительной осады и вынудили Хамданидов Алеппо перейти в вассальную зависимость. Поэтому Джухар послал армию под командованием Джафара ибн Фаллаха, чтобы подчинить последние силы Ихшидидов и, в духе обещаний возобновить джихад, противостоять византийцам.

Войска Фатимидов разбили и захватили аль-Хасана ибн. Убайд Аллах в мае 970 г., но жители Дамаска были взбешены непокорностью солдат Кутамы и сопротивлялись до ноября 970 г., когда город капитулировал и был разграблен. Из Дамаска армия Фатимидов двинулась на север, чтобы осадить Антиохию, но была разбита византийцами. В то же время Ибн Фалла столкнулся с нападением карматов, объединившихся с арабскими бедуинскими племенами этого региона. Ибн Фаллах потерпел поражение и был убит в битве в августе 971 года, и правление Фатимидов в Сирии и Палестине рухнуло, оставив дорогу в Египет открытой.

Фатимиды были более успешными в Хиджазе и два мусульманских священных города Мекка и Медина, во многом благодаря щедрым дарам золота, присланным аль-Муизом. В Медине, где господствовали Хусайниды, Абу Джафар Муслим имел большое влияние, и хугба был впервые провозглашен именем Фатимидского халифа в 969 году, или согласно Ибн аль-Джаузи и Ибн аль-Асир, 970. Хасанид Джафар ибн Мухаммад аль-Хасани, который только что утвердился в качестве правителя Мекки в ок. 968, является Говорят, что он провозгласил хугба именем аль-Муизза, как только до него дошли новости о завоевании Египта, но Наджм ад-Дин Умар сообщает об отправке совместной экспедиции фатимидов и мединцев в 972 году, чтобы заставить Джафара произнести khuṭba от имени фатимидского халифа; Ибн аль-Джаузи и Ибн аль-Асир поместили чтение пятничной молитвы только в 974 г., а аль-Макризи, опираясь на утерянные документы Фатимидов, в 975 г. Признание господства Фатимидов со стороны ашрафа Хиджази выражалось в именовании Фатимидский халиф в хугбе и возобновление караванов хаджа с 974/5 г. стали серьезным толчком к притязаниям династии Фатимидов на легитимность.

Джавхар как наместник Египта

Пока захват Фустат, наиболее важное поселение и резиденция администрации, имел решающее значение, Египет еще не находился полностью под контролем Фатимидов. Пока Джафар ибн Фаллах двинулся в Сирию, Джоухар остался в Египте, чтобы укрепить власть Фатимидов в качестве наместника или проконсула. Его задачами было восстановить упорядоченное правительство, стабилизировать новый режим, противостоять остаткам побежденных войск Ихшидидов и распространить власть Фатимидов на север (район дельты Нила) и юг (Верхний Египет ).

Войска ихшидидов

Уже в 969 году Джоухар принял представление четырнадцати лидеров Ихшидийа и Кафурийя с примерно 5 000-6 000 их людей; командиры были арестованы, а войска разоружены. Имущество войск Ихшидидов, как командиры, так и рядовые, также систематически конфисковывались новым режимом.

Фатимиды не доверяли лояльности бывших войск Ихшидидов и отказывались включать их в состав своей армии. В исключительных случаях некоторые бывшие Командиры ихшидидов были наняты в первые годы нового режима для подавления восстаний в Египте из-за их превосходного знания местных условий. С другой стороны, расформированные рядовые солдаты использовались как «резервуар боевой силы» (лев) д. ля чрезвычайных ситуаций, особенно потому, что они были лишены каких-либо других средств к существованию. Многие были завербованы, чтобы противостоять вторжению карматов в 971 году, но после того, как вторжение карматов было отражено, Джоухар арестовал 900 из них, которые не были освобождены до тех пор, пока не были завербованы вторые вторжения карматов в 974 году. Бывшие войска Ихшидидов были набраны Войска для поддержки тяжелых поражений в 981 году. Многие другие войска ихшидидов, бежавших из Египта, вместо этого присоединились к карматам.

Внутреннее управление и реформы

Во внутренней политике Джавхар должен быть осторожны, чтобы не вызвать недовольства среди местных элитов и обеспечить продолжение упорядоченного управления. В результате он в степени оставил на своих местах опытных сотрудников предыдущего режима: Ибн аль-Фурат остался на своем посту визирем, как и главный кади и главный проповедник, а также административных бюро; Джоухар просто назначил начальника Кутамы, чтобы держать их в узде. Джоухар также организовал еженедельные заседания для заслушивания жалоб (maālim ), некоторые налоги были отменены, незаконно конфискованное казначейством имущество, возвращалось их владельцам.

В религиозных вопросах Джоухар действовал осторожно., а исмаилитские обряды вводились постепенно. В мечети Амр суннитские обряды были сохранены на данный момент, и только в мечети Ибн Тулуна, которая служила общиной мечетью для лагеря армии Фатимидов, был призыв к молитве Фатимидов (адхан ), введенный в март 970 года. Тем не менее, напряженность вспыхнула в октябре 969 года, когда кази армии Фатимидовили пост Рамадан на день раньше, чем главный суннитский кази. Режим Фатимидов также ввел более строгий моральный кодекс, отражающий как собственное пуританство Фатимидов, так и предварительную попытку повернуть вспять предполагаемый распутство Ихшидидов. Эти способ повышения уровня сопротивления среди суннитских религиозных показателей.

Фотография гипостильной галереи, купола и трех минаретов Вид на мечеть аль-Азхар, начатую Джавхаром в 970 году, со внутреннего двора (2013)

Джоухар также начал возводить новую столицу (которая станет Каиром ) для своего хозяина на месте его лагеря. Как и его аналог Ифрикиян, он существовал назывался аль-Мансурия; были скопированы даже названия ворот и городских кварталов. Его центральная часть, мечеть аль-Азхар, была начата Джоухаром 4 апреля 970 года и завершена летом 972 года.

Умиротворение провинций и вторжение карматов

С начала ноября / декабря 969 года Джоухар послал войска под командованием бывшего полководца ихшидидов Али ибн Мухаммада аль-Хазина для борьбы с разбойными нападениями в Верхнем Египте. В «Дельте» ситуация была более нестабильной. Болотистая местность и сложные социальные и социальные действия местного населения были незнакомы его Кутаме, так что Джоухар сначала поручил операции бывшим офицерам Ихшидидов. Музахим ибн Раик, который со своими людьми покорился Фатимидам, был назначен губернатором Фарамы, бывший командир ихшидидов Тибр был послан против Тинниса, где восстали против сильных властей. налогообложение вспыхнуло. Однако вскоре Тибр присоединился к повстанцам и стал их лидером, побуждая местных жителей согласиться от уплаты налогов. После того, как щедрые уговоры не смогли заставить его вернуться в лоно, Джоухар послал другую армию против Тинниса. Тибр бежал в Сирию, но был схвачен и казнен Фатимидами.

В сентябре 971 года Джухару пришлось противостоять карматам, которые после своей победы над Ибн Фаллахом вторглись в Египет. Однако вместо того, чтобы двинуться прямо на Фустат, карматы повернули к восточной части Дельты. Их подходил возобновил восстание в Тиннисе, и весь регион поднял восстание. Армия Фатимидов ненадолго отвоевала Фараму, но перед лицом восстания ей пришлось отступить к Фустату, а карматы преследовали ее. Тем не менее, это отложило нападение карматов на Фустат на два месяца и дало Джоухару время для подготовки линии укреплений и траншеи в Айн-Шамсе к северу от столицы, протянувшейся на 10 километров (6 миль) от Нила до холмов Мукаттам. Генерал Фатим почти все мужское население Фустата и двух ожесточенных боях 22 и 24 декабря 971 года, несмотря на тяжелые потери, сумел победить своих противников. Карматы прорвались и отступили обратно в Палестину, многие из них были убиты во время отступления за награду, назначенную им Джоухаром. Через два дня после битвы из Ифрикии прибыло подкрепление под командованием аль-Хасана ибн Аммара, обеспечившее власть Фатимидов над страной.

Вторжение карматов не только вдохнуло новую жизнь в восстание. Тиннис и Дельта, но привели к общему всплеску антифатимидской активности. В Верхнем Египте лидер килаби Абд аль-Азиз ибн Ибрагим, бывший союзник, теперь поднял восстание от имени халифа Аббасидов. Против него была послана экспедиция под командованием нубийцев Бишара, и он был схвачен и доставлен в Каир в клетке в начале 973 года.

Восстание в Дельте продолжалось несколько лет. тем более, что Джоухар не мог выделить необходимые ресурсы, чтобы противостоять этому. Только летом 972 года войска под командованием Ибн Аммара начали жестокую кампанию подавления. Карматы послали флот на помощь Тиннису, но в сентябре / октябре 972 года семь карматских кораблей и 500 членов экипажа были захвачены силами Фатимидов. Аль-Макризи заявляет об этом годом позже, в июне / июле 973 года, так что, возможно, было две морские экспедиции карматов против Тинниса, что согласуется с утверждением Ибн Зулака о том, что аль-Муизз одержал против них две морские победы. В конце концов Тиннис подчинился, заплатив миллион серебряных дирхамов в качестве выкупа, чтобы избежать репрессалий.

Оценка

Правление Джоухара было более или менее успешным в обеспечении контроля над Египтом, и добился значительного прогресса в принятии нового режима местным населением, главным образом благодаря осмотрительности и сдержанности, проявленным при навязывании доктрины исмаилитов (область, в которой практика Джоухара резко контрастировала с практикой аль-Муизза, когда прибыл халиф) в Египте). Однако катастрофическая кампания в Сирии, отражение вторжения карматов, продолжающийся процесс умиротворения Египта и строительство новой столицы повлекли за собой огромные затраты рабочей силы и финансовых ресурсов. Беспорядки этих лет также нарушили продолжающееся восстановление египетского сельского хозяйства и способность администрации обложить его налогом. В результате, по словам Майкла Бретта, «через три года после триумфального вступления Джоухара в Фустат ожидание или надежда завоевания распространилось до самого Багдада».

Помимо Рамла, который был повторно оккупирован в мае 972 года, большая часть Сирии осталась вне контроля Фатимидов. Действительно, Фатимидам пришлось противостоять второму вторжению карматов в Египет в 974 году. Дельта снова была захвачена карматами, в то время как вторые силы, возглавляемые не кем иным, как братом Абу Джафара Муслима Аху Муслим, обошел Каир и расположился лагерем между Асьютом и Ахмимом. Многие отпрыски из самых известных семей ашрафов стекались к нему. Вновь население столицы было призвано к оружию, и карматы дали бой к северу от Айн-Шамса. Только при преемнике аль-Муизза аль-Азизе Биллахе (r. 975–996), удалось ли Фатимидам захватить Дамаск и распространить свой контроль на большую часть Сирии.

Передача двора Фатимидов Египту

После отражения нападения карматов и несмотря на это Из-за продолжающихся местных беспорядков Джоухар решил, что Египет достаточно умиротворен, чтобы пригласить своего хозяина аль-Муизза в Египет. Халиф Фатимидов начал подготовку к переезду со всем своим двором, сокровищами и даже гробами своих предков из Ифрикии в Египет. После долгих приготовлений правитель Фатимидов и его свита покинули Ифрикиян аль-Мансурия 5 августа 972 года в Сарданию около Айн Джелула, где в течение следующих четырех месяцев приехали те последователи Фатимидов, которые хотели следовать за своим лидером. присоединяйся к нему. Там, 2 октября, аль-Муизз назначил Булуггина ибн Зири своим наместником в Ифрикии. 14 ноября огромная колонна людей и животных отправилась в Египет, прибыв в Александрию 30 мая 973 года и Гизу 7 июня. По дороге его встретила делегация знатных людей во главе с Абу Джафаром Муслимом, которые сопровождали его на заключительном этапе его пути. 10 июня аль-Муизз пересек Нил. Не обращая внимания на Фустат и праздничный прием, организованный для него там, он направился прямо в свою новую столицу, которую он переименовал в аль-Кахира аль-Мухиззия («Победоносный город аль-Муизз»), название которого на английском языке было искажено. в Каир.

Прибытие халифа Фатимидов и его двора стало поворотным моментом в истории Египта. Уже во время предшествующих режимов Тулунидов и Ихшидидов страна стала, впервые после Птолемеев, резиденцией независимого государства и превратилась в автономную региональную державу. Тем не менее, амбиции этих режимов были региональными и были связаны с личностями их правителей, которые оставались в орбите двора Аббасидов; тогда как режим Фатимидов представлял одновременно имперскую и революционную силу с религиозным мандатом, который давал им экуменические претензии в прямом противостоянии Аббасидам. Это событие также имело последствия для развития двунадесятного шиизма и суннизма в восточно-исламских странах: фатимиды выступили в качестве серьезных претендентов на лидерство в исламском мире, другие шиитские секты - особенно двунадесятники - были вынуждены отличаться от исмаилитских фатимидов, тем самым ускоряя продолжающийся процесс их разделения на отдельную общину, отмеченную собственной доктриной, ритуалом и фестивалями. В свою очередь, это привело к аналогичному процессу среди суннитов (так называемое «суннитское возрождение »), завершившимся кодификацией суннитской доктрины и антишиитскими манифестами халифа Аббасидов аль-Кадир (r. 991–1031). Результатом стало усиление разделения шиитов и суннитов на взаимоисключающие группы. Как пишет историк Хью Кеннеди, «больше нельзя было быть просто мусульманином: один был либо суннитом, либо шиитом». Несмотря на то, что Фатимиды в конечном итоге потерпели неудачу в своих амбициях - их правление было положено Саладином в 1171 году, который восстановил суннизм и сюзеренитет Аббасидов в Египте - они преобразовали Египет, и их столица Каир была основана как резиденция универсальная империя, с тех пор была одним из главных центров исламского мира.

Footnotes

References

Sources

Последняя правка сделана 2021-05-20 11:47:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте