В буддизме существует множество взглядов на разные формы поста. Известно, что Будда практиковал крайние формы поста, которые привели к его истощению, и, как известно, он отказался от него до своего великого пробуждения. Тем не менее, различные формы поста практикуются в различных буддийских традициях.
Традиционно буддийские монахи следуют пратимокша правила, изложенные в различных винаях (текстах, описывающих монашескую дисциплину), все из которых определяют, что нельзя есть после полуденной трапезы. Вместо этого в буддийских текстах упоминается, что это период, который следует использовать для медитации или пения сутры. Нарушение этого правила считается преступлением pācittika, которое требует признания. Это не считается разновидностью голодания, это простой и умеренный способ питания, который, как говорят, способствует медитации и укреплению здоровья. Набожные миряне также будут следовать этому правилу в особые дни религиозных обрядов (упосатха ).
Срединный путь Будды означает избегать крайних проявлений потворства своим слабостям. с другой стороны, согласно ранним буддийским текстам, до достижения нирваны Шакьямуни практиковал режим строгой аскезы и поста, который был распространено среди шраманов религий того времени (ограничено всего несколькими каплями фасолевого супа в день). Эти аскезы с пятью другими аскетами не привели к духовному прогрессу, но заставили его стать таким истощенный, он едва мог стоять. Только после того, как он отказался от практики сурового аскетизма, включая крайний пост, и вместо этого сосредоточился на практике медитации и джхана, он достиг пробуждения. из-за этого опыта Будда критиковал пост, который практиковали индийские аскеты того времени, например, пост, который практиковал Дж. айнов, считавших, что пост сжигает плохую карму. Согласно Бхиккху Аналайо :
Будда отметил, что аскеты, которые прошли периоды поста, но впоследствии возобновили еду, чтобы восстановить свои силы, просто снова собирали вместе то, что они ранее оставили позади (MN 36).
Вместо этого., Будда сосредоточился на практике осознанности во время еды, практике, которую он рекомендовал как монахам, так и мирянам. Согласно Аналайо, эта практика соединяет вторую и третью сатипаттханы (основы внимательности), а именно внимательность к гедоническим тонам (ведана ) и внимательность к уму (читта ) соответственно. Это позволяет понять, как чувственное желание возникает из мирских приятных ощущений, и получить понимание самой природы чувственности (и, таким образом, привести к ее прекращению).
Однако Будда это сделал. в конечном итоге рекомендуют монахам ничего не есть после полудня. Эту практику можно рассматривать как разновидность прерывистого голодания, ограничивающего прием пищи определенным периодом времени.
В буддийском тхераваде монашество, существуют различные необязательные аскетические практики, называемые дхутангга (буквально «средства стряхивания» или «встряхивание», как «воодушевление»), которые популярны у тайских лесных монахов, некоторые из них связаны с едой. Одна практика называется «практикой одного сеанса» (ekāsanikanga), которая относится к еде только один раз в день.
Другая практика состоит в том, чтобы есть только пищу, собранную в своей миске во время ежедневного подаяния (piṇḍapāta), куда ходят монахи. клянчить еду. Если кто-то получит совсем немного еды или не получит ее вообще в один конкретный день, ему придется поститься.
Дхутанги рассматриваются как средство для углубления своей духовной практики и развития непривязанности к материальным вещи, в том числе тело.
В восточноазиатском буддизме махаяны существуют различные практики поста (китайский : чжай). Самая распространенная форма относится к строгой форме вегетарианства, которая также избегает пяти острой пищи.
Исторически одной из самых важных форм поста была китайская буддийская практика, называемая чжайцзе или багуань чжай ( восьмикратный пост), который стал важной практикой для серьезных буддистов-мирян в период династии Хань. Во время багуань-чжай ожидалось, что человек будет избегать всего мяса (и рыбы) и соблюдать восемь заповедей (и, следовательно, также включает в себя отказ от еды после полудня ), а также продолжительность поста. разнообразными, обычными формами были шестидневный пост (лючжай) и трехдневный пост (санчжай). Другой формой был долгий пост (чанчжай), который соблюдается постоянно «в первой половине первого, пятого и девятого месяца». Эти практики были популярны среди многих китайских буддистов-мирян, включая высокопоставленных литераторов и официальных лиц, которые собирались вместе, чтобы соблюдать посты. Популярность этой практики, возможно, связана с некоторыми китайскими императорами, такими как император Мин (465-472) из династии Лю Сун, который был вегетарианцем и соблюдал пост.. Восьмикратный пост часто практиковался во время определенных буддийских праздников, например, во время Весак.
. В японских буддийских сектах Тендай и Сингон практика полного поста ( данджики) на длительный срок (например, неделю) входит в квалификацию аджари (ачарья, главный учитель). Изнурительная практика кайхогё школы Тэндай заканчивается девятидневным периодом поста.
Пост также практикуется в корейском буддизме сеон, как дополнение к медитации и как часть тренинга под названием геумчок.
Восточноазиатская буддийская практика самоуммификации (сокушим-буцу ) также включает интенсивный пост.
Ваджраяна практика ньюнгне основана на практике внешней тантры Ченрезига и восходит к афганской буддийской монахине по имени Гелонгма Палмо. Говорят, что Ченрезиг явился индийской монахине, которая заразилась проказой и была на грани смерти. Ченрезиг научил ее методу ньюнгне, при котором человек соблюдает восемь заповедей в первый день (а также ест чисто вегетарианскую пищу), а затем воздерживается от еды и воды на второй.