Люди-клыки

редактировать

Люди-клыки
Шлем-маска Нгонтанг с четырьмя лица - Клыки людей, Газбон - Королевский музей Центральной Африки - DSC06615.JPG 4-хликая маска нгонтанг людей клыка
Общая численность населения
~ 1 миллион
Регионы со значительным населением
Экваториальная Гвинея (85%). Камерун. Габон
Языки
Клыкастый язык, французский, испанский, португальский
Религия
Христианство, в некоторой степени синкретично Традиционная африканская религия
Родственные этнические группы
Другие народы бети-пахуин и Другие народы банту

Фанг люди, также известные как Fãn или пахуины, это центральноафриканская этническая группа, проживающая в Экваториальной Гвинее, северном Габоне и южном Камеруне. Представляя около 85% всего населения Экваториальной Гвинеи, сконцентрированного в регионе Рио-Муни, народ клыков является его крупнейшей этнической группой. Клыки также являются самой крупной этнической группой в Габоне, составляя около четверти населения. В других странах, в регионах, в которых они проживают, они являются одной из самых значительных и влиятельных этнических групп.

Язык

Люди клыка говорят на языке клыков, также известный как Пахуин, Памуэ или Пангве. Это язык южных банту, принадлежащий к семейству языков Нигера-Конго. Язык клыков похож и понятен языкам, на которых говорят народы бети-пахуин, а именно народ бети на севере и народ булу в центре. Наибольшее их присутствие находится в южных регионах, вплоть до устья реки Огоуэ, где антропологи называют их также «собственно Клыком».

Они сохранили свою историю в основном благодаря мюзиклу устное предание. Многие люди клыка свободно говорят на испанском, французском, немецком и английском языках, что является традицией второго языка, которую они развили во время испанского колониального господства в Экваториальной Гвинее, французского колониального правления в Габоне и немецкого, а затем французского колониального правления в Камеруне.

История

Люди клыка - относительно недавние мигранты в Экваториальную Гвинею, и многие из них переехали из центрального Камеруна в 19 веке.

Ранние этнологи предполагали, что это были Нилотские народы из района верхнего Нила, но совокупность свидетельств теперь указывает на то, что они происходят из банту, которые начали возвращаться в Африку примерно в седьмом или восьмом веке, возможно, из-за вторжений с севера и войн в Западной Африке. и страны Африки к югу от Сахары. Их миграция может быть связана с попыткой избежать насилия в ходе набегов рабов со стороны народа хауса, но эта теория была опровергнута.

Люди клыка стали жертвами крупных трансатлантических и трансграничных событий. -Сахарская работорговля между 16 и 19 веками. Работорговцы и миссионеры стереотипировали их как каннибалов, отчасти потому, что человеческие черепа и кости были обнаружены в открытых или деревянных ящиках недалеко от их деревень, что использовалось для оправдания насилия против них и их порабощения. Когда их деревни подверглись набегам, тысячи их деревянных идолов и деревень были сожжены налетчиками рабов. Позже этнологи, которые на самом деле проводили время с людьми Клыка, позже обнаружили, что люди Клыка не были каннибалистами, человеческие кости в открытых деревянных ящиках принадлежали их предкам и были методом рутинного поминовения и религиозного почитания умерших близких людей Клыка.

Общество и культура
Головной убор людей Клык со встроенными изображениями.

У них социальная структура родства по отцовской линии. Деревни традиционно связаны родословной. Они экзогамны, особенно по отцовской линии. Многоженство было принято в культуре народа Клык. Примечательна независимость деревень друг от друга, и они известны своими знаниями о животных, растениях и травах в экваториальных лесах, в которых они живут. Они традиционно являются фермерами и охотниками, но стали крупными фермерами какао в колониальную эпоху.

Под французским колониальным правлением они обратились в христианство. Однако после обретения независимости их интерес к своей традиционной религии, называемой Биэри, также пишется как Байери, вернулся, и многие практикуют синкретические идеи и обряды. Одна из синкретических традиций среди людей Фанг называется Бвити, монотеистическая религия, которая празднует христианскую Пасху, но в течение четырех дней с групповыми танцами, пением и психоделическими напитками.

Произведения искусства людей Фанг, особенно из дерева, железа и стеатит, широко известны в регионе. Их деревянные маски и изображения идолов выставлены во многих музеях мира.

Искусство

Произведения искусства людей Фанг, в частности из дерева, железа и стеатита, известны в регионе. Их деревянные маски и изображения идолов выставлены во многих музеях мира. Открытие произведений искусства Клыка послужило источником вдохновения для большей части произведений искусства европейского авангарда, созданных в течение 20 века. Большая часть произведений искусства используется либо для маскарадов, либо служит реликвариями и чучелами. Все они в основном сделаны мужчинами деревни. Есть основания полагать, что многие из этих реликвариев были изготовлены во время миграции Клыка как форма захоронения, которая также была переносной.

Глава хранителя реликвария, народы Клык, Габон. Конец 19 - начало 20 века. Дерево, металл, масляная патина

Деревянные головы

Одной из самых популярных форм искусства, приписываемых культуре Клыка, являются деревянные головы-реликварии, многие из которых содержат черепа или кости предков. Характерное лицо в форме сердца и большой выпуклый лоб. Головы очень абстрактны, имеют геометрическую форму и покрыты черной патиной. Некоторые кажутся «плачущими», то есть полосками смолы, полученной из смеси пальмового масла и других масел семян. Они связаны с идеями благосостояния и социальной власти.

Имеется характерное вогнутое лицо в форме сердца с большим выпуклым лбом. Головы часто связаны с благосостоянием и социальной властью.

Головы - это чучела, которые можно прикрепить к деревянной коробке / бочке с реликварием. Кости и черепа умерших вождей хранятся в цилиндрических коробках, украшенных деревянными скульптурными фигурами. Считается, что эти кости обладают особыми способностями, которые защищают благополучие общества. Кости всегда находятся во владении семьи покойного вождя, и они хранятся в тайне от глаз непосвященных и женщин.

Фигуры из реликвария

Эти фигурки служат в Габоне как талисман или оберег для защиты останков предков. Эти фигурки-реликварии, известные как биери, байери или мван биан, имеют широкий диапазон стилей, но наиболее распространенными характеристиками являются:

  • короткие округлые части тела
  • длинный торс
  • большая голова
  • выдающийся лоб и вогнутое лицо

У некоторых более ранних фигур были полости в брюшной полости как место для хранения костей предков. Фигуры не завершаются, пока они не будут церемонно представлены и натерты пальмовым маслом. Члены сообщества будут постоянно посещать фигуры и натирать их маслом, чтобы сохранить свои защитные способности.

1617 г. Фигура из реликвария Байери, Фанг, Габон. Фигура Байери использовалась в качестве статуи-хранителя, чтобы преодолеть Ящик Реликвария Байери, в котором хранились кости важных предков.

Именно во время колонизации многие из этих реликвариев пришлось уничтожить из-за давления миссионеров и правительства.

Музыка

Музыка играет центральную роль в устной истории Клыка. мвет - популярный в обществе Фанг музыкальный инструмент, на котором играет мбомо мвет. Инструмент представляет собой хордофон с присоединенными резонаторами. Часто один резонатор считается «мужским», а другой - «женским». Некоторые mvet имеют две, три или даже пять струн. Чтобы стать мастером mbomo mvet, нужны годы самоотверженности и самопожертвования.

Мбомо мвет часто проходит через деревни один раз в месяц, чтобы поиграть в доме совета, где собираются все жители деревни, чтобы их развлечь. Члены сообщества участвуют, следя за временем, пока mbomo mvet воспевает предкам.

См. Также
Ссылки

Библиография

  • Джеймс В. Фернандес (1982), Бвити: этнография религиозного воображения в Африке, Принстонский университет Press, ISBN 978-0691101224
  • Kaehr, Roland (Winter, 2007). "Шедевр, проливающий слезы... и свет: дополнительное исследование головы предков Клыка". UCLA Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана. 40 : 44–57 - через JSTOR.
  • Перани, Джудит (1998). Изобразительное искусство Африки: гендерные, властные и жизненные ритуалы. Пентицкий зал. ISBN 978-0134423289
  • Д’Азеведо, Варен (1973). Традиционные художники в африканских обществах. Издательство Индианского университета. п. 199. ISBN 9780253399014
  • Мартинес, Джессика Левин (ВЕСНА 2010). «Реликварии эфемерных клыков: постистория». UCLA Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана. 43 : 29 - через JSTOR
  • Александр, Пьер (1974). «Введение в жанр орального искусства Fang: Габон и Камерун mvet». Издательство Кембриджского университета от имени Школы восточных и африканских исследований
Последняя правка сделана 2021-05-20 10:21:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте