Familia Caritatis, также известная как Familists, была мистической религиозная секта, основанная в шестнадцатом веке Генрихом Николисом, также известным как Никлас. Familia Caritatis переводится с латинского на «Семья любви», а на других языках - «Hus der Lieften», «Huis der Liefde» и «Haus der Liebe» (английский: Дом любви).
Внешними атрибутами системы Николиса были анабаптисты. Его последователи, как говорили, утверждали, что всем управляет природа, а не непосредственно Бог, отрицая догму о Троице и отвергая крещение младенцев. Они считали, что ни один человек не должен быть предан смерти за свое мнение, и, очевидно, как и более поздние квакеры, они возражали против ношения оружия и против чего-либо подобного присяге; и они были совершенно беспристрастны в своем отрицании всех других церквей и сект, включая браунистов и курганов.
. Говорят, что послание Николиса было обращено к хорошо образованной и творческой элите, художникам, музыкантам и т. д. ученые. Они не чувствовали необходимости распространять весть и рисковать ересью; члены обычно были частью установленной церкви, тихо оставаясь на заднем плане, уверенные в своем элитарном статусе как части Божества. Как сказано в Одиннадцатом издании Британской энциклопедии :
Последователи Николиса избежали виселицы и столба, поскольку они совместили с некоторым успехом мудрость змеи и безвредность голубя. Они будут обсуждать свои доктрины только с сочувствующими; они проявляли всяческое уважение к авторитету и считали внешнее подчинение своим долгом. Это квиетистское отношение, хотя и спасало их от приставаний, затрудняло пропаганду.
Среди членов Фамилистов были картограф Авраам Ортелиус и издатель Кристофер Плантен. Плантен днем работал Филиппом II Испанским принтером католических документов для Контрреформации, а также тайно печатал фамилистическую литературу.
Главным апостолом Николиса в Англии был Кристофер Вителл, который возглавлял самую большую группу Фамилистов в Балшеме, Кембриджшире. В 1580-х годах было обнаружено, что некоторые из йоменов гвардии для Елизаветы I были фамилистами; Королева ничего не сделала с этим, что вызвало вопросы о ее собственных убеждениях. Хранитель львов в Лондонском Тауэре для Иакова I был Фамилистом.
Общество просуществовало в первые годы восемнадцатого века; главная идея служения любви заключалась в опоре на сочувствие и нежность для морального и духовного назидания его членов. Таким образом, в эпоху раздоров и полемики он, казалось, стал прибежищем для тихого, мягкого духа и медитативного темперамента. Квакеры, баптисты и унитарии, возможно, почерпнули некоторые из своих идей из «Семьи».