Лжедмитрий I

редактировать
Царь России
Дмитрий I
Dymitr Samozwaniec.jpg
Царь России
Правление10 июня 1605 - 17 мая 1606
Коронация 21 июля 1605
ПредшественникФедор II
ПреемникВасилий IV
Родился19 октября 1582 года (заявлен)
Умер17 мая 1606 (1606-05-17) (23 года). Москва, Россия
СупругаМарина Мнишеч
ФИО
Юрий (Григорий) Отрепьев
ПодписьDmitry I's signature

Дмитрий I (Русский : Димитрий I (Первый), tr. Димитрий I (Первый)) (исторически известные как Псевдо-Деметрий I и Лжедмитрий I, русский : Лжедмитрий I, тр. Лжедмитрий I) правил как Царь России с 10 июня 1605 года до своей смерти 17 мая 1606 года под именем Дмитрий Иванович (русский : Дмитрий Иванович). По словам историка Честера С.Л. Даннинг, Дмитрий был «единственным царем, взошедшим на престол в результате военной кампании и народных восстаний».

Он был первым и наиболее успешным из трех «претендентов» (рус. : самозванцы (англ.: самозванец), романизированный : самозванец), которые в Смутное время заявляли, что они самые молодые сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий Иванович, предположительно избежавший покушения в 1591 году. Принято считать, что настоящий Дмитрий умер в Угличе в 1591 году.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Путь на русский престол
  • 3 Царствование
  • 4 Смерть
  • 5 Образы в литературе
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Предыстория

Дмитрий I вошел в историю около 1600 года, оставив положительное впечатление на Патриарха Иова Москвы с его ученостью и уверенностью. Узнав об этом, царь Борис Годунов приказал схватить и допросить молодого человека, после чего Дмитрий бежал к князю Константину Острожскому в Острог, из Речи Посполитой, а затем поступили на службу к Вишневецким, полонизированной русинской семье. В частности, два члена семьи, князья Адам и Михал Вишневецкий, были заинтригованы рассказами Дмитрия, о которых он якобы был, поскольку это дало полякам реальную возможность извлечь выгоду из политическая злоба растет в Москве.

Ходили слухи, что Дмитрий был незаконнорожденным сыном польского короля, Стефана Батория, правивший с 1575 по 1586 год; Согласно более позднему рассказу, Дмитрий выпалил эту личность, когда однажды его ударил жестокий хозяин. Сам Дмитрий рассказал, что его мать (вдова царя Ивана), предчувствуя покушение на Бориса Годунова, передала молодого царевича на попечение врача, который на протяжении многих лет помещал его в разные русские монастыри. После смерти доктора Дмитрий бежал в Польшу, где некоторое время работал учителем, прежде чем был принят на службу к Вишневецким. Некоторые из тех, кто знал Ивана IV, позже утверждали, что Дмитрий действительно был похож на молодого царевича; кроме того, молодой человек также проявлял аристократические наклонности, такие как верховая езда и грамотность, и свободно говорил на русском, польском и французском языках.

Однако, независимо от того, был ли рассказ Дмитрия подлинным, братья Вишневецкие вместе с Самуилом Тышкевичем, Яном Сапегой, Романом Ружиньским и несколькими другими польскими дворянами вскоре согласился полностью поддержать этого человека и его требования против царя Бориса Годунова. В марте 1604 года Дмитрий посетил королевский двор Сигизмунда III Вазы в Кракове. Король временно поддержал его, но не обещал военной помощи, которая облегчила бы путь юноши к трону. Чтобы привлечь поддержку могущественных иезуитов вместо царя, прямо заявляющего что-либо, Дмитрий публично обратился в римский католицизм 17 апреля 1604 года, таким образом убедив папского нунция Клаудио Рангони, чтобы также поддержать заявление молодого россиянина.

Во время своего пребывания при дворе Дмитрий познакомился с Мариной Мнишех, дочерью польского дворянина Ежи Мнишеха. Дмитрий и Марина полюбили друг друга; попросив ее руки у отца, молодому человеку обещали ее взамен предоставления Мнишехам полных прав на русские города Псков, Новгород, Смоленск, и Новгород-Северский после его вознесения.

Путь на русский престол

Когда Борис Годунов получил известие о польской поддержке Дмитрия, он распространил утверждения о том, что молодой человек справедливо сбежавший монах по имени Григорий Отрепьев (урожденный Юрий Отрепьев, Григорий - имя, данное в монастыре), хотя на какой информации были основаны эти утверждения, неясно. Тем не менее, общественная поддержка царя вскоре пошла на убыль, особенно после того, как сторонники Дмитрия распространили контр слухи. Несколько русских бояр также присягнули Дмитрию, дав им «законную» причину не платить налоги царю Борису.

Дмитрий, получив теперь полную поддержку Речи Посполитой, сформировал небольшую армию из примерно 3500 солдат из различных частных сил. С этими людьми он двинулся на Русь в марте 1605 года. Многие враги Бориса, включая южных казаков, присоединились к армии Дмитрия в долгом походе на Москву. Таким образом, эти силы провели два сражения с сопротивлявшимися русскими солдатами; выиграв первый, они захватили Чернигов (современный Чернигов), Путивль (Путивль), Севск и Курск, но сильно проиграли вторая битва, почти на грани распада. Дело молодого человека было спасено только тогда, когда известие о внезапной смерти Бориса Годунова 13 апреля 1605 года дошло до его войск.

Со смертью непопулярного царя было сметено последнее препятствие на пути Дмитрия; победившие русские войска перешли на сторону Дмитрия, а вскоре и другие, пополнив ряды поляков, продвигаясь дальше. Наконец, 1 июня недовольные московские бояре устроили дворцовый переворот, заключив в тюрьму новоявленного царя Федора II и его мать Мария Скуратова-Бельская, вдова Бориса Годунова.

20 июня Дмитрий совершил свой триумфальный въезд в Москву, а 21 июля он был коронован царем новым московским патриархом по собственному выбору, греческим патриархом Игнатием.

царствованием
Лжедмитрий присягает королю Сигизмунд III Ваза от Николай Неврев (1874) Последние минуты Лжедмитрия Карл Вениг (1879

Новый царь начал укреплять свою власть, посетив могилу царя Ивана и монастырь его вдовы Марии Нагая, которая приняла его как своего сына и «подтвердила» его рассказ. Годуновы, включая царя Федора и его мать, были убиты, за исключением царевны Ксении, которую Дмитрий изнасиловал, оставив ее наложницей в течение пяти месяцев. В отличие от политики Годунова, многие знатные семьи, сосланные царем Борисом, - такие как Шуйские, Голицыны и Романовы - получили помилование царя Дмитрия. и разрешили вернуться в Москву. Федор Романов, отец будущей императорской династии, вскоре был назначен митрополитом из Ростовского ; старый патриарх Иов, не признавший нового царя, был отправлен в ссылку.

Дмитрий планировал провести ряд политических и экономических реформ. Он восстановил Юрийский день, день, когда крепостным было разрешено перейти к другому сеньору, чтобы облегчить положение крестьянства. Его любимец при российском дворе, 18-летний князь Иван Хворостинин, историки считают одним из первых западников России.

Во внешней политике Дмитрий стремился к союзу со своим спонсором - Речи Посполитой., и Папская область. Он планировал войну против Османской империи, приказав массовое производство огнестрельного оружия для использования в конфликте. В своей переписке он называл себя «императором России » за столетие до того, как царь Петр I использовал этот титул, хотя в то время это не было признано. На царственных изображениях Дмитрия он был чисто выбритым, с зачесанными назад темными волосами; необычный вид для эпохи.

8 мая 1606 года Дмитрий женился в Москве на Марине Мнишек. Обычно, когда русский царь женился на женщине другой веры, она обращалась в православное христианство. Ходили слухи, что Дмитрий заручился поддержкой польского короля Сигизмунда и Папы Павла V, пообещав воссоединить Русскую Православную Церковь и Святой Престол ; Ходили слухи, что именно по этим якобы причинам царица Марина не приняла православную веру. Это возмутило Русскую Православную Церковь, бояр и население.

Обиженный князь Василий Шуйский, глава бояр, начал заговор против царя, обвиняя Дмитрия в распространении католицизма, лютеранства, и содомия. Это получило общественную поддержку, особенно когда Дмитрий окружил себя иностранцами, пренебрегающими российскими обычаями. Согласно русскому летописцу Авраамий Палицын, Дмитрий еще больше рассердил многих москвичей, разрешив своим католическим и протестантским солдатам, которых Русская Церковь считала еретиками, молиться в православных церквях.

Приверженцы Шуйского распространили слух о том, что царь Дмитрий собирался приказать своим польским слугам запереть городские ворота и убить жителей Москвы. Существовали ли такие приказы или нет, летопись Палицына сообщила о них как о неоспоримом факте.

Смерть

Утром 17 мая 1606 года, через десять дней после женитьбы Дмитрия на царице Марине, огромное количество бояр и простолюдины штурмовали Кремль. Царь Дмитрий попытался бежать, выпрыгнув из окна, но при падении сломал ногу. Он сбежал в баню и попытался скрыться в ней, но бояре узнали и вытащили его перед народом, которые убили царя, чтобы он не обратился к толпе. Его тело было выставлено на обозрение, а затем кремировано, а прах якобы был выпущен из пушки в сторону Польши. По словам Палицына, за смертью Дмитрия последовала расправа над его сторонниками. Палицын в своей летописи хвастался, что «на улицах Москвы пролилось большое количество еретической крови».

Правление Дмитрия продлилось всего одиннадцать месяцев. Затем князь Шуйский занял свое место царя Василия IV. Однако позже появились еще два самозванца, Лжедмитрий II и Лжедмитрий III, первый из которых был публично «принят» царицей Мариной как ее падший муж.

Образы в литературе
  • Лжедмитрий - один из главных персонажей Александра Пушкина пустой стих драмы Борис Годунов. В драме Пушкина персонажем является молодой монах-послушник, который решает изобразить царевича, когда слышит, что они были бы того же возраста, если бы жил ребенок. Решение Пушкина очеловечить Лжедмитрия вызвало неодобрение со стороны царя Николая I, который затем воспрепятствовал публикации или постановке пьесы. В неопубликованном предисловии Пушкин писал: «В Дмитрии много от Генриха IV. Как и он, он храбрый, щедрый и хвастливый, как и он, равнодушный к религии - оба отрекаются от своей веры по политическим причинам, и любовные утехи, и война, оба занимаются химерическими проектами, оба жертвы заговоров... Но на совести Генриха IV не было Ксении [Ксении] - правда, это ужасное обвинение не доказано и, что касается меня, я стараюсь не верить этому ». Пушкин намеревался написать дальнейшие пьесы о царствовании Дмитрия и Василия, а также о последующем Смутном времени. Выполнить эти планы Пушкину помешала его смерть на дуэли в возрасте 37 лет.
  • Хотя Модест Мусоргский основан на пьесе Пушкина, Одноименная опера открыто демонизирует Лжедмитрия, поляков и Римско-католическую церковь. Помолвка Лжедмитрия с Мариной Мнишек была инициирована священником Общества Иисуса. Когда Марина отказывается соблазнить Претендента, иезуит угрожает ей Адским Пламенем, пока она не станет пресмыкаться у его ног. Это резко контрастирует с убеждением Пушкина, что царица Марина двигалась патологическим стремлением подняться до королевской власти. В конце оперы восхождение Претендента на престол оплакивает юродивый Николай, который появляется в пьесе Пушкина только для того, чтобы упрекнуть царя Бориса в убийстве настоящего Дмитрия. Однако в опере Мусоргского юродивый провозглашает: «Плачь, плачь православная душа» и предсказывает, что «придет враг», ведущий к «тьме чернее ночи».
  • Историю Лжедмитрия также рассказывает ШиллерДеметриус ), Сумароков, Хомяков, Викторен Жонсьер в опере Дмитрий, а Антонин Дворжак в своей опере Димитрий.
  • Райнер Мария Рильке рассказывает о свержении Лжедимитрия в Дневниках Мальте Лауридса Бригге, Единственная длинная прозаическая работа Рильке.
  • Гарольд Лэмб беллетризует кончину Лжедимитрия в «Повелителе волков», в котором истец переживает свое убийство с помощью обмана и бежит на Восток, преследуемый казаком, которого он предал.
См. Также
Викискладе есть материалы, связанные с Лжедмитрием I.
Список литературы
  1. ^Прочие романизации включают общие Дмитрий и Дмитрий, а также Дмитрий, Димитрий, Димитрий, Димитрий и Димитрий.
  2. ^Первая гражданская война в России: Смутное время и основание династии Романовых. Издательство Пенсильванского государственного университета. 2001. с. предисловие, стр. xi. ISBN 0-271-02074-1. Проверено 16 октября 2010 г.
  3. ^Тредголд, Дональд В. Запад в России и Китае, Религиозная и светская мысль в наше время, Том 1: Россия, 1472-1917, Cambridge University Press, 1973, стр. 49
  4. ^Серж Зенковский, Эпосы, хроники и сказки средневековой России, переработанное и дополненное издание, Meridian Books, 1974. Страницы 383-385.
  5. ^Зенковский (1974), стр. 385.
  6. ^«Отчет Массы о событиях, сопровождавших смерть Лжедмитрия в 1606 году». Средневековая Россия: Справочник, 850-1700 гг. Эд. Василий Дмитришин. 3-е изд. Harcourt College, 9. 550. Print. Стр. 361-362
  7. ^Зенковский (1974), стр. 386.
  8. ^Критическая проза Александра Пушкина под редакцией и переводом Карла Р. Проффера. University of Indiana Press, 1969. Страницы 97-98.
Внешние ссылки
Царские титулы
Предшественник. Федор II Царь России. 1605–1606Преемник. Василий IV
Последняя правка сделана 2021-05-20 09:55:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте