Für kommende Zeiten

редактировать
Карлхайнц Штокхаузен 2 сентября 1972 года на фестивале искусств Шираз-Персеполис, где 4 и 6 сентября были исполнены две пьесы из " Für kommende Zeiten".

Für kommende Zeiten (На будущее) - это сборник из семнадцати текстовых композиций Карлхайнца Штокхаузена, составленный в период с августа 1968 по июль 1970 года. Он является преемником аналогичного сборника под названием Aus den sieben Tagen, написанного в 1968 году. как « интуитивная музыка » - музыка, созданная в основном интуицией, а не интеллектом исполнителя (ов). Это произведение № 33 в каталоге произведений Штокхаузена, и сборник посвящен сыну композитора Маркусу.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Анализ
  • 3 Дискография
  • 4 ссылки
    • 4.1 Цитируемые источники
  • 5 Дальнейшее чтение

История

В отличие от пятнадцати текстов Aus den sieben Tagen, которые были написаны за короткий промежуток времени, семнадцать компонентов Für kommende Zeiten были написаны в четырех группах текстов в течение двух лет.

Первые пять пьес были написаны в августе 1968 года (четвертый текст, Über die Grenze от 13 августа) в качестве примеров для студентов на семинаре по композиции в Штокхаузене в Darmstädter Ferienkurse. Шестой текст, Intervall, был написан более чем через год, 22 сентября 1969 года, в Couvent d'Alziprato на Корсике для Анри-Луи де Ла Гранжа и Мориса Флёре. Седьмой, восьмой и девятый тексты были написаны в феврале 1970 года во время трехнедельной остановки, которую Штокхаузен сделал на Бали по пути в Японию на выставку Expo '70 в Осаке. Остальные восемь текстов были написаны на обратном пути из Осаки, между 4 и 7 июля 1970 года, во время еще одной трехнедельной паузы на Цейлоне.

Первым из представленных произведений стал « Übereinstimmung», исполненный в Лондоне 20 мая 1970 года группой Gentle Fire (тогда она называлась Annäherung ). Чуть более двух лет спустя Gentle Fire также впервые представили Spektren на фестивале искусств в Ширазе 4 сентября 1972 года в рамках серии концертов с участием музыки Штокхаузена. Двумя днями позже в рамках той же серии концертов Kommunikation была представлена ​​другая английская группа, Intermodulation, хотя другой источник сообщает, что это было 4 сентября и группой Gentle Fire.

Фортепианный дуэт Intervall был впервые представлен в Лондоне Роджером Вудвордом и Ежи Романюком 5 мая 1972 года, а группа Ceylon впервые была исполнена группой Stockhausen на Мецком фестивале 22 ноября 1973 года.

Анализ

Семнадцать составляющих частей:

  1. Übereinstimmung ( Единство), для ансамбля (первоначально называвшегося Annäherung [Приближение])
  2. Verlängerung (удлинение)
  3. Verkürzung (сокращение)
  4. Über die Grenze (Через границу), для малого ансамбля
  5. Kommunikation (Связь), для малого ансамбля
  6. Intervall (Интервал), для фортепианного дуэта в четыре руки
  7. Außerhalb (Снаружи), для малого ансамбля
  8. Innerhalb (Inside), для малого ансамбля
  9. Анхальт (Привал), для малого ансамбля
  10. Швингунг (Вибрация), для ансамбля
  11. Спектрен (Спектра), для малого ансамбля
  12. Веллен (Волны), для ансамбля
  13. Зугвогель ( Пролетная птица), для ансамбля
  14. Vorahnung (Предчувствие), для 4–7 переводчиков.
  15. Япония, для ансамбля
  16. Вах (Пробуждение), для ансамбля
  17. Цейлон, для малого ансамбля

Некоторые из текстов Für kommende Zeiten предоставляют более конкретные подробные сведения об элементах и ​​процессах, чем тексты из Aus den sieben Tagen. Интервал, например, оценивается для фортепианного дуэта в четыре руки и довольно четко определяет курс, которому должна следовать музыка, в то время как Япония включает записанную мелодическую формулу, а Цейлон определяет ритмический образец для барабана Канди ( Гета Бера ). Помимо того, что написано в партитуре, Штокхаузен подготовил схему форм для первых выступлений на Цейлоне - чего он никогда не делал для других своих текстовых композиций. Когда его спросили, может ли это быть каким-то «обманом» в интуитивно понятной музыке, чтобы подготовить так много заранее, Штокхаузен ответил: «О, нет! Это не так. Это помогает». Тем не менее, эти детали фактически затрудняют воспроизведение более поздних текстов, потому что «они требуют больше умственной работы» и «потому что умственная деятельность музыкантов обычно приводит к продуктам, которые относятся к музыке, которую они знают, что аналогично разделенные или организованные », они теряют способность играть интуитивно.

Несмотря на их преимущественно словесный характер, есть основания считать, что эти семнадцать пьес следует рассматривать как серийные произведения.

Дискография

В хронологическом порядке записи:

  • Prima Vista. Штокхаузен: Spektren, Übereinstimmung и Kommunikation. С работами Кагеля, Брауна, Кейджа, Хаубенстрок-Рамати, Фортнера, Штамера, Лигети и Пуссера. Pro Musica Da Camera (Хеннер Эппель, флейта; Клаус Хинрих Штамер, виолончель; Эккехард Карбоу, клавесин). Записан в 1971 году. Запись на LP: 1 звуковой диск, аналоговый, 33⅓ об / мин, стерео, 12 дюймов. Thorofon Capella 76.26016 MTH 224.
  • Заубер-дер-Баскларинетта: «Портрет Боэми ди Прага». Штокхаузен: отрывок из « Убер ди Гренце» (псевдоним «Versetze dich in ein höheres Wesen 3. teil») с работами Фрескобальди, Генделя, Мартину, Мессиана, Фукусимы, Габа, Шарли и Логотетиса. Дуэ Боэми ди Прага ( Йозеф Хорак, бас-кларнет; фортепиано Эммы Коварнова). Записано 27–28 июля 1973 года. Запись на LP: 1 звуковой диск, аналоговый, 33⅓ об / мин, стерео, 12 дюймов. Carus FSM 53 114.
  • Карлхайнц Штокхаузен: Спираль (две версии); Вах и Япония из Für kommende Zeiten ; Поляк. Петер Этвеш, электрохорд, шаум, японская бамбуковая флейта, синтезатор и коротковолновый приемник; Харальд Бодже, электроник и коротковолновый приемник; Кристоф Каскель, ударные. LP-запись: 2 звуковых диска, аналоговые, стерео 33⅓ об / мин, 12 дюймов EMI Electrola 1C 165 02313-1C 165 02314. Кельн: EMI Electrola GmbH, 1973 г. Переиздан с дополнительным материалом Stockhausen ( Zyklus, Tierkreis, In Freundschaft ), 2- Комплект компакт-дисков, EMI Classics 6955982. Лондон: EMI Classics, 2009.
  • Карлхайнц Штокхаузен: Цейлон / Пролетная птица. Харальд Бодже, электрониум; Алоис Контарский, фортепиано. В Цейлоне только: Питер Eötvös, верблюд колокольчики, треугольник, и синтезатор; Иоахим Крист, альт; Карлхайнц Штокхаузен, барабан Канди; Тим Сустер, звуковая проекция. В Zugvogel только: Маркус Штокхаузен, электрическая труба и Флюгельгорн; Джон Миллер, труба; Карлхайнц Штокхаузен, хроматический рин, лотосная флейта, индийские колокольчики, птичий свист, голос. Записано в апреле 1975 года. Запись на LP: 1 звуковой диск, аналоговый, 33⅓ об / мин, стерео, 12 дюймов Chrysalis CHR 1110; Кассетная запись. Chrysalis ZCHR 1110. Бербанк, Калифорния: Chrysalis Records, 1975. Цейлон переиздан (вместе с Prozession ) на компакт-диске Stockhausen Complete Edition, CD 11. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1994. Zugvogel переиздан на Stockhausen: «… ich werde die Töne» 1971; Электронная музыка 1972. Stockhausen Text-CD 22. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2008.
  • Musique en Tête — auf Objekten der Austellung "Klangskulpturen '85". Штокхаузен: Связь. С работами Кристофа Вюнша, Анестис Логотетис и Клауса-Хинриха Штамера. Ансамбль Ex Improviso (М. Шмидт, Клаус-Хинрих Штамер, П. Штайнхаген, Ф. Танненберг, Й. Вольф, Кристоф Вюнш). Записано в 1985 году, Вюрцбург, Западная Германия. Запись LP: 1 звуковой диск, аналоговый, 33⅓ об / мин, стерео, 12 дюймов. Рекомендуемая музыка RM05.
  • Фортепианная музыка Дармштадтской школы : Vol. 2. Штокхаузен: Intervalle [так в оригинале ], с работами Эрла Брауна, Кагеля, Шлейермахера, Пуссера и Лахенмана. Штеффен Шлейермахер, фортепиано; Йозеф Христоф, фортепиано (в « Интервале» ). Запись CD: 1 диск, цифровой, стерео, 12 см. Сцена ЦРТ, ЦРТ 613 1005-2. Детмольд: Dabringhaus und Grimm Audiovision, 2004.
  • Штокхаузен: Für kommende Zeiten / На будущее. Verkürzung ; Wach ; Vorahnung ; Анхальт ; Innerhalb ; Веллен. Ансамбль интуитивной музыки Веймар (Маттиас фон Хинценштерн, виолончель; Ганс Тутшку, синтезатор и живая электроника; Даниэль Хоффман, труба и флюгельгорн; Майкл фон Хинценштерн, фортепиано и синтезатор). Stockhausen Complete Edition CD 17.1. Кюртен: Stockhusen-Verlag, 2005.

Рекомендации

Цитированные источники

  • Гриффитс, Пол. 1977 г. «Обзор Штокхаузена». Мюзикл Таймс 118, вып. 1614, Музыкальный номер 20-го века (август): 637–639.
  • Коль, Иероним. 1981. «Серийные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена с 1962 по 1968 год». Дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: биография, перевод Ричарда Тупа. Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-17146-X.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. Texte zur Musik 4. Под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кельн: DuMont Buchverlag. ISBN   3-7701-1078-1.
  • Штокхаузен, Карлхайнц и Джером Коль. 1985. «Штокхаузен в опере». Перспективы новой музыки 23, вып. 2 (Весна-Лето): 24–39.

дальнейшее чтение

  • Андрашке, Питер. 1981. "Kompositorische Tendenzen bei Karlheinz Stockhausen seit 1965". В Zur Neuen Einfachheit in der Musik, под редакцией Отто Коллерича, 126–143. Studien zur Wertungsforschung 14. Вена и Грац: универсальное издание (для Института высшей школы музыки и искусства в Граце). ISBN   3-7024-0153-9.
  • Бергстрём-Нильсен, Карл. 1997. «Festlegen, Umreißen, Andeuten, Hervorrufen: Analytisches zu den Textkompositionen von Karlheinz Stockhausen». MusikTexte: Zeitschrift für Neue Musik no. 72 (ноябрь): 13–16. Перепечатка. Английский перевод автора: « Fixing / Circumscribing / Suggesting / Evoking: An Analysis of Stockhausen's Text Pieces », [www.stockhausensociety.org веб-сайт Stockhausen Society], 2006 г. (доступ 24 февраля 2010 г.).
  • Бергстрём-Нильсен, Карл. 2008. "Осведомленный об истории: Stockhausens" Интуитивная музыка "и их Aufführungspraxis". MusikTexte, нет. 117: 63–66.
  • Бринкманн, Райнхольд. 1974. "Hören und Denken. Thesen zur Intuitiven Musik". Neue Zeitschrift für Musik 135: 555–557.
  • Фалтин, Питер. 1979. "Uber den Verlust des Subjekts in der neuen Musik: Anmerkungen zum komponieren am Ausgang der 70er Jahre", Международный обзор эстетики и социологии музыки 10, вып. 2. (декабрь): 181–198.
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Die Werke 1950–1977; Gespräch mit Karlheinz Stockhausen, "Es geht aufwärts". Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Musik International. ISBN   978-3-7957-0249-6.
  • Фрич, Йоханнес и Ричард Тоуп. 2008. «Versuch, eine Grenze zu überschreiten… Johannes Fritsch im Gespräch über die Aufführungspraxis von Werken Karlheinz Stockhausens». MusikTexte нет. 116 (февраль): 31–40.
  • Хинценштерн, Майкл фон. 2008. «'Uber die Grenze': Karlheinz Stockhausen und das 'Ensemble für Intuitive Musik Weimar'». MusikTexte, нет. 117: 59–60.
  • Накадзи, Масацунэ. 1994. " Интуитивная музыка Карлхайнца Штокхаузена: c'est Le Dispositif Chaosmique de Transformation ". Genesis (Бюллетень Киотского университета искусства и дизайна), том 1. Версии HTML 1995.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Kompositorische Grundlagen Neuer Musik: Sechs Seminare für die Darmstädter Ferienkurse 1970, под редакцией Имке Миш. Кюртен: Stockhausen-Stiftung für Musik. ISBN   978-3-00-027313-1.
  • Телфорд, Джеймс. 2011. «Примирение противоборствующих сил: молодой Джеймс Макмиллан - история выступления». Темп 65, нет. 257 (июль): 40–51.
  • Туп, Ричард. 1986. «Штокхаузен и Контарские: видение, интервал и мантра». Музыкальное обозрение 47, вып. 3 (август): 194–199.
Последняя правка сделана 2023-04-12 08:32:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте