Эволюционная психология

редактировать
Применение теории эволюции для определения того, какие психологические черты человека являются эволюционными адаптациями

Эволюционная психология представляет собой теоретический подход в социальные и естественные, изучающие психологическую устойчивость с современной эволюционной точки зрения. Он определяет какие человеческие психологические чертыэволюционировали адаптации - есть функциональные продукты естественного отбора или полового отбора в эволюции человека. Адаптационисты думают о физиологических механизмах, таких как сердце, легкие и иммунная система, распространены в эволюционной биологии. Некоторые эволюционные психологи применяют то же мышление к психологии, утверждая, что модульность разума аналогична модульности тела и с различными модульными адаптациями, служащимиразными функциями. Эти эволюционные психологи утверждают, что большая часть человеческого поведения является результатом психологической адаптации, которая эволюционирует для решения повторяющихся проблем в среде предков человека.

Эционная психология - это не просто раздел психологии, а ее эволюционная Теория может фундаментальная, метатеоретическую преобразовать, которая объединяет всю область психологии таким же образом, как эволюционная биология имеет для биологии.

Этими психологи характерами поведение или черты, которые встречаются повсеместно во всех культурах являются хорошими кандидатами на эволюционную адаптацию, включая способность делать выводы об эмоциях других, отличать родственников от других, оценивать и рассматривать более здоровых партнеров и сотрудничать с другими. Были проведены исследования социального поведения человека, связанные с детоубийством, лектом, моделями брака, распущенностью, восприятием красоты, выкуп за невесту и родительский вклад с впечатляющими результатами. Теории и открытия эволюционной психологии находят применение во многих областях, включая экономику, среду, здоровье, право, менеджмент, психиатрию, политику и литературу.

Критика эволюционной психологии включает вопросы проверяемости, когнитивные и эволюционные допущения (такие как модульное функционирование мозга и большую неопределенность в средепредков), важные негенетические и неадаптивные объяснения, а также политические и этические вопросы, связанные с интерпретацией результатов исследований. 532>Содержание

Сфера применения

Принципы

Эволюционнаяпсихология - это подход, который рассматривает человеческую природу как продукт универсального набора эволюционирующих психологических приспособлений к повторяющимся проблемам в среде предков. Сторонники интегрировать психологию в другие естественные науки, укореняя ее в организационной теории биологии (эволюционная теория ) и, таким образом, понимая психологию как ветвь биология. Антрополог Джон Туби и психолог Леда Космидес примечание:

Эволюционная психология - это давно предвосхищенная научная попытка собрать из разрозненных, фрагментарных и взаимно противоречащих друг другу человеческих дисциплин в единое целое, интегрированная логика Исследовательская структура для психологических, социальных и поведенческих наук - структура, которая не только включает в себя эволюционные науки на полной и равной основе, но и система разрабатывает все пересмотры науки на полной и исследовательской практике, которые требуются длятакогоанализа.

Подобно тому, как физиология и физиология работали над проявлением физических адаптаций тела, которые использовали «физиологическую природу человека», цель эволюционной психологии - выявить эволюционировавшие эмоциональные и когнитивные адаптации, которые ниже «Психологическую природу человека». Согласно Стивену Пинкеру, это «не одна теория, большой набор гипотез», и термин, «также стал обозначать способ применения эволюционной теории к разуму,сакцентом на адаптации, на уровне генов и модульности» ». Эволюционная психология принимает понимание разума, основанное на вычислительной теории разума. Он включает в себя психические процессы как вычислительные операции, например, реакция страха описывается как вызывающая в результате неврологического вычисления, вводит данные восприятия, например, визуальное изображение паука и выводит соответствующую реакцию, например боязнь опасных животных. С этой точки зрения, любое изучение предметной области невозможно из-за комбинаторного взрыва. Это подразумевает предметно-ориентированное обучение. Эволюционная психология определяет эту область как проблемы выживания и воспроизводства.

В то время как философы обычно считали, что человеческий разум включает в себя широкие способности, такие как разум и похоть, эволюционные психологи описывают развитые психологические механизмы как узко сфокусированные на работе с ними. взяты вопросы,такие как ловля читеров или выбор товарищей. Дисциплина рассматривает человеческий как совокупность функциональных механизмов, называемых психологическими адаптациями или развитыми когнитивными механизмами, или когнитивными модулями, созданными в процессе естественного отбора. Примеры включают модули овладения языка, механизмы предотвращения инцеста, механизмы обнаружения читеров, интеллект и специфические для пола предпочтения при спаривании,механизмы поиска пищи, механизмы альянсов., механизмы обнаружения агентов и другие. Некоторые механизмы, называемые специфическими для предметной области, имеют дело с адаптивными проблемами человека в эволюционной истории. С другой стороны, для решения эволюционной новизны общие механизмы предметной области.

Эволюционная психология корни в когнитивной психологии и эволюционной биологии, но также опирается на поведенческую экологию, искусственный интеллект, генетика, этология, антропология, археология, биология и зоология. Он связан с социобиологией, но между ними есть ключевые различия, в том числе акцент на доменных механизмах, не на общих механизмах, актуальность текущей пригодности, упоминания теории несоответствия и психологии, а не поведения. Большая часть того, что сейчас называется социобиологическим исследованием, теперь ограничивается областьюповеденческой экологии.

Четыре категории вопросов Николааса Тинбергена могут помочь прояснить различия между разными, но дополнительными, типами объяснений. Эволюционная психология фокусируется прежде всего на вопросе «почему?» вопросы, в то время как традиционная психология фокусируется на «как?» вопросы.

Последовательная и статическая перспектива
История / развитие . Объяснение текущей формы с точки зрения историческойТекущая форма формы . Объяснение текущей формы формы
Как и почему вопросыПримерное . Как функционируют структуры отдельного организмаОнтогенез. Объяснения развития для изменений формы у людей, от ДНК до их нынешнейМеханизм . Механистические объяснения того, как работают структуры организма
Эволюционные . Почему вид развил структуры (адаптации), которые он имеетФилогения . История эволюции последовательных изменений вида напротяжении многих поколенийАдаптация. Признак вида, который развился для решения проблем воспроизводства или выживания в среде предков

Эволюционная психология, основанная на основных источниках.

  1. Мозг - это устройство обработки информации, и он производит ответ на внешние и внутренние воздействия.
  2. Адаптивные механизмы мозга сформированы естественным и половым отбором.
  3. Различные нейронные механизмы специализируются на решении проблемэволюционного прошлого человечества.
  4. Мозг развил специализированные нейронные механизмы, которые были разработаны для решений проблем, которые были разработаны в течение глубокой эволюции, давая современным людям разумного каменного века.
  5. Большая часть содержимого и процессов мозга бессознательна; и большинство психических проблем, кажущихся легко решаемыми, на самом деле, являются самыми сложными проблемами, которые бессознательно решаются сложными механизмами.
  6. Психология человека из множества механизмов, каждый из которых состоит из различных классов информации или входных данных. Эти механизмы объединяются, чтобы обеспечить очевидное поведение.
История
Нобелевские лауреаты Николаас Тинберген (слева) и Конрад Лоренц (справа), которые были вместе с Карлом фон Фришем, признанный за работу над поведением животных

Эволюционная психология имеет свои исторические корни в теории естественного отбора ЧарльзаДарвина. В «Происхождении видов» Дарвин предсказал, что психология получит эволюционную основу:

В далеком будущем я вижу открытые поля для гораздо более важных исследований. Психология будет на новом фундаменте, необходимом для приобретения каждой умственной силы и способности путем градации.

— Дарвин, Чарльз (1859 г.). Происхождение видов. п. 488 - через Wikisource.

Две из его более поздних книг были посвящены изучению эмоций и психологии животных; Происхождение человека и отбор по признаку пола в 1871 году и Выражение эмоций у человека и животных в 1872 году. Работа Дарвина вдохновила Уильяма Джеймса 'Функционалистский подход к психологии. Теории Дарвина об эволюции, адаптации и естественного отборе позволили понять, почему функционирует именно так.

Содержание эволюционной психологии получено, с одной стороны, из биологических наук (особенно эволюционная теория в том, что касается среды обитаниядревнего человека, изучение палеоантропологии и поведения животных) и, с другой стороны, гуманитарные науки, особенно психология.

Эволюционная биология как академическая дисциплина возникла с академическим синтезом в 1930-х и 1940-х годах. В 1930-е годы изучения поведения животных (этология) возникло благодаря работе голландского биолога Николааса Тинбергена и австрийских биологов Конрада Лоренца и Карла фон Фриша.

У.Д. Работы Гамильтона (1964) о инклюзивной приспособленности и теории Роберта Триверса (1972) о взаимности и родительских вложениях помогли установить эволюционное мышление в психологии и других областях. социальные науки. В 1975 году Эдвард О. Уилсон объединил эволюционную теорию с исследованиями животных и социального поведения, опираясь на работы Лоренца и Тинбергена, в своей книге Социобиология: новый синтез.

В 1970-х годах, две основные ветви развились из этологии.Во-первых, изучение социального поведения животных (включая людей) социобиологию, определенную ее выдающим сторонником Эдвардом О. Уилсоном в 1975 году как «систематическое изучение биологической основы любого социального поведения» и 1978 г. как «распространение популяционной биологии и эволюционной теории на социальную организацию». Во-второй, поведенческая экология уделяет меньше внимания социальному поведению; он сосредоточился на экологических и эволюционных основах поведенияживотных и человека.

В 1970-х и 1980-х годах факультеты университетов начали в свои названия термин «эволюционная биология». Современная эра эволюционной психологии была открыта, в частности, Дональдом Саймонсом '1979 года Эволюция обратной сексуальности и Ледой Космидес и Джоном Книга Туби 1992 года Адаптированный разум. Дэвид Буллер заметил, что термин «эволюционная психология» иногда рассматривается как обозначающееисследование, основанное на конкретных методологических и теоретических предположениях некоторых исследователей из школы Санта-Барбары (Калифорнийский университет), поэтому некоторые эволюционные психологи предпочитают называть свою работу «экологией человека». "," поведенческая экология человека "или" эволюционная антропология ".

Из психологии есть направления психологии развития, социальной и когнитивной психологии. и ее варианты, исследования на молекулярномуровне, которые исследуют взаимосвязь между генами, нейротрансмиттерами и поведением. Теория двойного наследования (DIT), разработанная в конце 1970-х - начале 1980-х годов, имеет несколько иную точку зрения, пытаясь объяснить, как человеческое поведение является продуктом двух различных и взаимодействующих процессов: генетическая эволюция и культурная эволюция.

Теорети ческие основы

Теории, на основе которых основывается эволюционнаяпсихология, возни, рассматривают DIT как «золотую середину» между людьми, которые делают упор на человеческие универсальные люди, и те, которые подчеркивают культурные различия. включая его ра ссуждения об эволюционном происхождении социальных инстинктов у людей. Однако современная эволюционная психология возможна только благодаря достижениям эволюционной теории в 20 веке.

Эционные психологи говорят, что естественный отбор предоставил людям множество психологических адаптаций, почти также, как он произвел анатомические и физиологические адаптации людей. Как и в с адаптациями в целом, психологическая адаптация считается специализированной для среды, которой разворачивается сценарий среды эволюционной адаптации. Половой отбор обеспечивает адаптацию, объединение со спариванием. У самцов млекопитающих, которые имеют относительно высокую потенциальную потенциальную скорость воспроизводства, полые отборы приводят к адаптации, которая помогает им конкурировать за самок. Усамок млекопитающих, которая выбирает себе самок более высокого качества, приводит к выбору самок млекопитающих. Чарльз Дарвин описал как естественный, так и половой отбор, и он полагался на групповой отбор для объяснения эволюции альтруистического (самоотверженного) поведения. Но групповой отбор считался слабым объяснением, потому что в любой группе менее альтруистические индивиды будут с большей вероятностью выжить, а группа в целом станет менее самоотверженной.

В 1964 годуУильям Д. Гамильтон применил теорию инклюзивной приспособленности, подчеркнув геноцентричный взгляд на эволюцию. Гамильтон отмечает, что гены могут репликацию своих копий в следующее поколение, которое (статистически) помогает выживанию других копий тех же генов. у близких родственников организма). Согласно правилу Гамильтона, самоотверженное поведение (и влияющие на него гены) могут развиваться, если они, как правило, позволяют близким родственникаморганизма, что это более чем компенсирует жертвоприношение отдельного животного. Теория инклюзивной приспособленности решила вопрос о том, как может развиваться альтруизм. Другие теории также эволюцию альтруистического поведения, включая эволюционную теорию игр, взаимность «око за око» и обобщенную взаимность. Эти теории позволяют объяснить развитие альтруистического поведения и враждебность к обманщикам (людям, которые пользуются чужим альтруизмом).

Несколькоэволюционных теорий среднего уровня используются в эволюционной психологии. Теория выбор r / K предполагает, что одни виды процветают, имея много потомков, в то время как другие следуют меньшего количества потомства, но вкладывают гораздо больше в каждом из них. Люди следуют второй стратегии. Теория родительских агентов объясняет, как они улучшают инклюзивную приспособленность родителей, исходя из того, насколько успешными могут быть эти потомки, и, следовательно, они могут улучшитьинклюзивную приспособленность родителей. Согласно гипотезе Триверс-Уилларда, родители в хороших условиях склонны вкладывать больше средств в сыновей (которые лучше всего используют преимущества хороших условий), в то время как родители в плохих условиях склонны вкладывать больше в дочерей. всего имеет успешное потомство даже в плохих условиях). Согласно теории истории жизни, животные развивают жизненные истории в соответствии с их средой обитания, определяя такие детали,как возраст при первом воспроизведении и количестве потомства. Теория двойного наследования утверждает, что гены и человеческая культура взаимодействовали, причем гены влияли на развитие культуры, в свою очередь, влияли на эволюцию человека на генетическом уровне (см. Также эффект Болдуина ).

Развитые психологические механизмы

Эволюционная психология основана на гипотезе о том, что, как и сердце, легкие, печень, почки и иммунная система, познание имеет функциональнуюструктуру, имеющую генетическую основу, и, следовательно,,, эволюционировал в результате естественного отбора. Подобно другим органам и тканям эта функциональная структура должна быть универсальна для всех видов и решать важные проблемы выживания и воспроизводства.

Эволюционные психологи стремятся понять психологические механизмы, понимающие функции выживания и воспроизводства, которые они могли бы выполнять. в ходе эволюционной истории. Сюда могут входить способности делать выводы обэмоциях других, отличать родственников от других, определять и отдавать предпочтение более здоровым партнерам, сотрудничать с другими и следовать за лидерами. В соответствии с теорией естественного отбора эволюционная психология считает, что люди часто находятся в конфликте с другими, включая партнеров и родственников. Например, мать может пожелать отучить свое потомство от грудного вскармливания раньше, чем это делает ее ребенок, что дает возможность инвестировать в дополнительное потомство.Эволюционная психология также признает роль родственного отбора и взаимности в развитии просоциальных черт, таких как альтруизм. Подобно шимпанзе и бонобо, люди обладают тонкими и гибкими социальными инстинктами, позволяющими им создавать большие, дружбу на всю жизнь и политические союзы. В исследованиях, проверяющих теоретические предсказания, эволюционные психологи сделали скромные выводы по таким темам, как детоубийство, интеллект, модели брака, распущенность, восприятиекрасоты, выкуп за невесту и родительские вложения.

Исторические темы

Сторонники исследователей эволюционной психологии в 1990-х годах провели некоторые исследования исторических событий, но ответ экспертов негативным, и было мало усилий для продолжения этого направления исследований. Историк Линн Хант говорит, что историки жаловались, исследователи:

прочитали неправильные исследования, неверно истолковали результаты экспериментов или, что еще хуже, обратились кнейробиологии в поисках универсального, антирепрезентативного и антипредставляющего - преднамеренная подкрепления их утверждений.

Хант утверждает, что «несколько попыток создать подполе психоистории потерпели крах под тяжестью его предпосылок». Она приходит к выводу, что по состоянию на 2014 год «железный занавес между историками и психологией... остается в силе».

Продукты эволюции: адаптации, экзаптации, побочные продукты и случайные вариации

Не все черты организмов -это эволюционные приспособления. Как указано в таблице ниже, черты характера также могут быть экстаптациями, побочными продуктами адаптаций (иногда называемых «спандрелами») или случайными вариациями между людьми.

Предполагается, что психологические адаптации являются врожденными или относительно легко учиться и проявляться в культуре по всему миру. Например, способность малышей изучать язык практически без обучения, вероятно, является психологической адаптацией. С другойстороны, люди-предки не читали и не писали, поэтому сегодня обучение чтению и письму требует обширного обучения и, по-видимому, предполагает перепрофилирование когнитивных возможностей, которые развились в ответ на давление отбора, не связанное с письменным языком. Однако вариации в явном поведении могут быть результатом универсальных механизмов, взаимодействующих с различными локальными средами. Например, у кавказцев, которые переезжают из северного климата к экватору, будет более темная кожа.Механизмы, регулирующие их пигментацию, не меняются; скорее, вход этих механизмов изменяется, что приводит к другому результату.

АдаптацияЭкстракцияБипродуктСлучайная вариация
ОпределениеОрганический признак, призванный решить наследственную проблему (проблемы). Показывает сложность, особый «дизайн», функциональностьАдаптация, которая была «перенаправлена» для решения другой адаптивной задачи.Побочный продукт адаптивногомеханизма без текущей наследственной функцииСлучайные изменения в адаптации или побочном продукте
Физиологический примерКости / пуповинаМаленькие кости Кнопка «Белый цвет костей / живота»Удары на черепе, выпуклая или вогнутая форма пупка
Психологический примерСпособность малышей научиться говорить с минимальными инструкциямиПроизвольное вниманиеСпособность научиться читать и писатьВариациивербального интеллекта

Одна из задач эволюционной психологии - определить, какие психологические черты могут быть адаптациями, побочными продуктами или случайными вариациями. Джордж К. Уильямс предположил, что «адаптация - это особая и обременительная концепция, которую следует использовать только там, где это действительно необходимо». Как отмечали Уильямс и другие, адаптации можно определить по их невероятной сложности, универсальности видов и адаптивным функциям.

Обязательные и факультативные адаптации

В связи с адаптацией можно задать вопрос, является ли она в целом обязательной (относительно устойчивой перед типичными изменениями окружающей среды) или факультативной (чувствительной к типичным изменениям среды)). Сладкий вкус сахара и боль от удара коленом о бетон - результат довольно обязательной психологической адаптации; типичная изменчивость окружающей среды во время разработки не сильно влияет на их работу. Напротив, факультативныеадаптации чем-то похожи на утверждение «если-то». Например, взрослый стиль привязанности кажется особенно чувствительным к опыту раннего детства. Во взрослом возрасте склонность к установлению близких доверительных связей с другими зависит от того, можно ли доверять лиц, осуществляющим уход за детьми младшего возраста, в предоставлении надежной помощи и внимания. Адаптация кожи к загару обусловлена ​​воздействием солнечного света; это пример еще одной факультативной адаптации. Когдапсихологическая адаптация носит факультативный характер, психологи-эволюционисты интересуются тем, как факторы развития и окружающей среды на выражение адаптации.

Культурные универсалии

Эволюционные психологи считают, что поведение или черты, универсально встречающиеся во всех культурах, являются хорошими кандидатами для эволюционной адаптации. Культурные универсалии включают поведение, связанное с языком, познанием, социальными ролями, гендерными ролями и технологиями.Развитые психологические адаптации (например, способность изучать язык) взаимодействуют с культурными факторами для формирования определенного поведения (например, определенного языка).

Основные гендерные различия, такие как большее стремление к сексуальным мужчинам и большая застенчивость среди мужчин, объясняются сексуально диморфной психологической адаптацией, которая отражает различные репродуктивные стратегии мужчин и женщин.

Психологи-эволюционисты противопоставляют ихподход, который они называют «стандартной моделью социальных наук », согласно которой разум является универсальным когнитивным, почти полностью сформированным культурой.

Среда эволюционной адаптированности

Эволюционная психология утверждает, что для правильного понимания функций мозга нужно понимать свойства окружающей среды, в которой мозг развивался. Эту среду часто называют «средой эволюционной адаптированной».

Идея среды эволюционной адаптированностибыла впервые исследована как часть теории привязанности Джоном Боулби. Это среда, к адаптирован конкретный развитый механизм. Более того, среда, адаптированная среда адаптирована как набор исторически повторяющихся давлений адаптации, которые необходимы для правильного развития и функционирования адаптации.

Люди, составляющие род Homo, появились между 1,5 и 2,5 миллионами лет назад, время примерно совпадает с началом плейстоцена 2,6 миллиона летназад. Только 12000 лет назад, либо поддерживалось стабилизирующим отбором в течение плейстоцена, либо возникло заново во время плейстоцена. Поэтому эволюционная психология предполагает, что большинством психологических механизмов человека адаптированы к репродуктивным проблемам, часто встречающимся в окружающей среде плейстоцена. В широком смысле эти проблемы включают проблемы роста, развития, дифференциации, поддержания, совокупления, воспитания детей и социальных отношений.

Среда эволюционной адаптированности отличается от современного общества. Предки современных людей меньшими группами, имели более стабильные и богатые идентичности и смысла. Исследователи обращаются к сообществам охотников-собирателей в поисках подсказок относительно того, как охотники-собиратели жили в среде эволюционной приспособленности. К сожалению, несколько сохранившихся условий обществ охотников-собирателей были друг от друга, и они были вытеснены из лучших земель в суровые, поэтомунеясно, насколько они точно отражают культуру предков. Однако во всем мире группы охотников-собирателей небольшие механизмы развития для молодежи («модель детства охотника-собирателя», Коннер, 2005; «развитая ниша развития» или «эволюционировавшее гнездо»; Нарваез и др., 2013). Характеристики этой ниши во многом такие же, как у животных, которые эволюционировали более 30 миллионов лет назад: успокаивающий перинатальный опыт, несколько летностей кормления грудью по запросу, почти постояннаяпривязанность или физическая близость, отзывчивость на потребности (смягчение стресса потомства), самостоятельная игра, а для людей - несколько отзывчивых воспитателей. Первоначальные исследования показывают эти компоненты в раннем возрасте для положительных результатов у детей.

Эволюционные психологи иногда обращаются к шимпанзе, бонобо и другим человекообразным обезьянам, чтобы понять наследственное поведение человека.

Несоответствия

Поскольку адаптация организмасоответствовала окружающей среде его предков, новая и отличная среда может создать несоответствие. Поскольку люди в основном адаптированы к среде плейстоцена, психологические механизмы иногда обнаруживают «несоответствие» современной среде. Одним из примеров является тот факт, что, хотя ежегодно в США из огнестрельного оружия убивают около 10 000 человек, в то время как пауки и змеи убивают лишь горстку, люди, тем не менее, учатся бояться пауков и змей так же легко, как иостроконечного ружья, и легче, чем бесцельный пистолет, кролики или цветы. Возможное объяснение состоит в том, что пауки и змеи представляли угрозу для предков человека на протяжении всего плейстоцена, тогда как ружья (а также кролики и цветы) - нет. Таким образом, существует несоответствие между развитой психологией обучения людей страху и современной средой.

Это несоответствие также проявляется в феномене сверхнормального стимула, стимула, вызывающего более сильную реакцию.сильнее, чем стимул, на который возникла реакция. Этот термин был придуман Нико Тинбергеном для обозначения нечеловеческого поведения животных, но психолог Дейрдра Барретт сказала, что сверхнормальная стимуляция управляет поведением людей так же сильно, как и поведение других животных. Она объяснила нездоровую пищу как преувеличенное стимулирование тяги к соли, сахару и жирам, и она говорит, что телевидение - это преувеличение социальных сигналов смеха, улыбающихся лиц ипривлекающих внимание действий. Размещенные на разворотах журналов и двойные чизбургеры притягивают инстинкты, предназначенные для среды эволюционной адаптации, где развитие груди было признаком здоровья, молодости и плодородия будущего партнера, а жир был редким и жизненно важным питательным веществом. Психолог Марк ван Вугт недавно утверждал, что современное организационное лидерство - несоответствие. Его аргумент состоит в том, что люди не приспособлены к работе в больших анонимныхгипотезы, которые нельзя развить на основе других теоретических подходов. Одна из основных целей адаптационистских исследований - определить, какие особенности организма могут быть адаптациями, а какие - побочными продуктами или случайными вариациями. Как отмечалось ранее, ожидается, что адаптации продемонстрируют доказательства сложности, функциональности и универсальности видов, в то время как побочные продукты или случайные вариации - нет. Кроме того, ожидается, что адаптации проявятся как ближайшие механизмы, которые взаимодействуют с окружающая среда либо в целом обязательным, либо факультативным образом (см. выше). Эволюционные психологи также заинтересованы в выявлении этих непосредственных механизмов (иногда называемых «психические механизмы» или «психологические адаптации»), а также в том, какой тип информации они принимают в качестве входных данных, как они обрабатывают эту информацию и их результаты. Эволюционная психология развития, или «evo-DevO», фокусируется на том, как адаптации могут быть активированы в определенные периоды развития (например, потеря ребенка t eeth, подростковый возраст и т. д.) или о том, как события во время развития человека могут изменить траектории его жизни.

Эволюционные психологи используют несколько стратегий для разработки и проверки гипотез о том, может ли психологическая черта быть эволюционной адаптацией. Басс (2011) отмечает, что эти методы включают:

Межкультурная согласованность. Признаки, которые оказались межкультурными человеческими универсалиями, такие как улыбка, плач, мимика, являются предполагается, что это эволюция психологической адаптации. Несколько эволюционных психологов собрали массивные наборы данных по культурам всего мира, чтобы оценить межкультурную универсальность... Функция к форме (или «проблема к решению»). Тот факт, что мужчины, но не женщины, рискуют ошибочно идентифицировать генетическое потомство (так называемое "отсутствие безопасности отцовства"), привел эволюционных психологов к гипотезе о том, что по сравнению с женщинами мужская ревность будет больше сосредоточена на сексуальной, а не на сексуальной. эмоциональная неверность... Форма в функцию (обратная инженерия - или «решение проблемы»). Утреннее недомогание и связанное с ним отвращение к определенным видам пищи во время беременности, казалось, имели характеристики развитой адаптации (сложность и универсальность). Марджи Профет выдвинула гипотезу о том, что эта функция заключалась в предотвращении попадания в организм токсинов на ранних сроках беременности, которые могут нанести вред плоду. безвредны для здоровых небеременных женщин)... Соответствующие неврологические модули. Эволюционная психология и когнитивная нейропсихология взаимно совместимы: эволюционная психология помогает идентифицировать психологические адаптации и их конечные эволюционные функции, а нейропсихология помогает идентифицировать непосредственные проявления этих адаптаций... Текущая эволюционная адаптивность. Некоторые недавние исследования показали, что некоторые эволюционные сдвиги были быстрымии драматичными. Следовательно, некоторые эволюционные психологи сосредоточили свое внимание на психологических черт на текущую среду. Такое исследование можно использовать для оценки информации об распространенности признаков с течением времени. Такая работа оказалась информативной при изучении эволюционной психопатологии.

Психологи-эволюционисты также используют различные источники данных для тестирования, включая эксперименты, археологические записи, данные сообществохотников-собирателей, обсервационные исследования, данные нейробиологии, самооценку. -отчеты и опросы, публичные записи и человеческие продукты. Недавно были введены дополнительные методы и инструменты, основанные на вымышленных сценариях, математических моделях и многоагентном компьютерном моделировании.

Основные области исследований

Основные области исследований в эволюционной психологии можно разделить на широкие категории адаптивных проблем, образуют из самойтеории эволюции: выживание, совокупление, воспитание, семья и родство, взаимодействие с неродством и культурной эволюцией.

Выживание и психологическая адаптация на индивидуальном уровне

Проблемы выживания - очевидные цели для эволюции физической и психологической адаптации. Основные проблемы, с которыми столкнулись предки современных людей, включающие выбор и приобретение пищи; выбор территории и физического укрытия; и избегание хищников и другой окружающей среды.

Сознание

Сознание отвечает Джорджу Уильямсу универсальности, сложности и функциональности видов, и это характеристика, что, по-видимому, увеличивает физическую форму.

В своей статье «Эволюция сознания» Джон Экклс утверждает, что особые анатомические и физические адаптации коры головного мозга млекопитающих далиться в сознание. Противоречие, другие утверждают, что рекурсивная схема, используется более примитивна, используется чаще у видовмлекопитающих, поскольку она улучшает способность к взаимодействию как с социальной, так и с естественной средой, энергосберегающим "нейтральным" механизмом в в в в в в в. в в в в в в. в остальном энергозатратный двигатель на выходе машины. Оказание на месте, эта рекурсивная схема вполне могла обеспечить основу для последующего развития многих функций, сознание создания у высших организмов, как описано Бернардом Дж. Баарсом. Ричардом Докинзом предположил, что люди развилисознание для того, чтобы стать субъектом мысли. Даниэль Повинелли предполагает, что у больших, лазающих для деревьев обезьяны, сознание, чтобы принять во внимание при безопасном перемещении ветями деревьев. В соответствии с этой гипотезой Гордон Гэллап обнаружил, что шимпанзе и орангутаны, но не маленькие обезьяны или наземные гориллы, демонстрировали самосознание в зеркальных тестах.

Понятие сознания может относиться к произвольным действиям., осознанность или бодрствование.Однако даже произвольное поведение включает бессознательные механизмы. Многие когнитивные процессы происходят в когнитивном бессознательном, недоступном для сознательного осознания. Некоторые виды поведения становятся осознанными при обучении, но затем становятся бессознательными и кажутся автоматическими. Обучение, особенно неявное обучение навыку, может происходить вне сознания. Например, многие люди знают, как они повернуть направо, когда едут на велосипеде, но очень немногие могут точнообъяснить, как они делают на самом деле. Эволюционная психология рассматривает самообман как адаптацию, которая может улучшить результаты в социальных обменах.

Сон, возможно, эволюционировал для сохранения энергии, когда деятельность была плодотворной или более опасной, например, ночью, особенно во время зимнего сезона.

Ощущение и восприятие

Многие эксперты, такие как Джерри Фодор, пишут, что целью восприятия является знание, но эволюционные психологисчитают, что его основная цель - направлять действия. Например, они говорят восприятие глубины, похоже, эволюционировало не для того, чтобы помочь нам перемещаться в пространство. Эволюционные психологи говорят, что животные, от крабов-скрипачей до людей, используют зрение для предотвращения столкновений, предполагая, что в основном предназначено для управления, а не для предоставления знаний.

Эти элементы развиваются, улучшая физическую форму организма. Более половины мозгазанимается обработкой сенсорной информации. Восприятие точно отражает мир; животные получают полезную и точную информацию через свои органы чувств.

Ученые, изучающие восприятие и ощущения, давно понимают, что человеческие чувства - это приспособления к окружающим их мирам. Восприятие глубины из обработки более полудюжины визуальных сигналов, каждое из которых основано на закономерностях физического мира. Зрение эволюционировало, чтобы реагировать на узкий диапазон электромагнитнойэнергии, которая много проходит через объекты. Звуковые волны огибают углы и взаимодействуют с препятствиями, создаваемый сложный узор, включающий полезную информацию об источнике и расстояниях до объектов. Более крупные животные, естественно, издают более низкие звуки из-за своего размера. С другой стороны, диапазон, в котором животное слышит, определяется адаптацией. Например, почтовые голуби могут слышать очень низкий звук (инфразвук), который разносится на большие расстояния, хотябольшинство мелких животных улавливают более высокие звуки. Вкус и запах реагируют на химические вещества в окружающей среде, которые, как считается, имеют большое значение для приспособления в среде эволюционной приспособленности. Например, соль и сахар, по-видимому, были ценны для людей, так и для предчеловеческих культурных сред, эволюционной приспособленности, поэтому современные люди испытывают внутреннюю жажду соленого и сладкого вкусов. На самом деле осязание - это множество чувств,включая давление, тепло, холод, щекотание и боль. Боль хоть и неприятна, но адаптивна. Важной адаптацией чувств является смещение диапазона, при котором организм временно становится более или менее чувствительным к ощущениям. Например, глаза автоматически адаптируются к тусклому или яркому окружающему свету. Сенсорные способности разных организмов часто реагируют вместе, как в случае слуховых эхолокационных летучих мышей и мотыльков, которые эволюционировали, чтобы реагировать на звуки,издаваемые летучими мышами.

Эволюционные психологи утверждают, что восприятие демонстрирует принцип модульности, со специализированными механизмами, решающими задачи восприятия. Например, люди с повреждением определенной части мозга страдают от специфического дефекта, связанного с неспособностью распознавать лица (прозопагнозия). Эволюционная психология предполагает, что это указывает на так называемый модуль чтения по лицу.

Обучение и факультативные адаптации

Вэволюционной психологии считается, что обучение достигается за счет развития способностей, в частности факультативных адаптаций. Факультативные адаптации выражаются по-разному в зависимости от воздействия окружающей среды. Иногда вводимые данные поступают во время разработки и формируются это развитие. Например, перелетные птицы учатся ориентироваться по звездам во время критического периода своего созревания. Эволюционные психологи считают, что люди также изучают язык по эволюционнойпрограмме, также с критическими периодами. Входной сигнал также может поступать во время повседневных задач, помогая организму справляться с изменяемыми условиями окружающей среды. Например, животные развили Павловскую обусловленность, чтобы решать проблемы причинно-следственных связей. Животные легче справляются с учебными задачами, когда эти проблемы напоминают проблемы, когда они сталкивались в своем эволюционном, например, крыса узнает, где искать пищу или воду. Способность кобучению иногда демонстрирует различия между полами. Например, у многих видов животных самцы могут работать пространственные проблемы быстрее и точнее, чем самки, из-за мужских гормонов во время развития. То же самое можно сказать и о людях.

Эмоции и мотивация

Мотивации направляют и стимулируют поведение, в то время как эмоции обеспечивают аффективный компонент мотивации, положительной или отрицательной. В начале 1970-х Пол Экман и его коллеги начали исследование,предполагает что многие эмоции универсальны. Он нашел доказательства того, что люди разделяют по крайней мере пять основных эмоций: страх, печаль, счастье, гнев и отвращение. Социальные эмоции, очевидно, эволюционировали, чтобы мотивировать социальное поведение, было адаптивным в среде эволюционной адаптации. Например, кажется, что злоба работает против человека, но может создать репутацию человека как человека, которого следует опасаться. Стыд и гордость могут мотивировать поведение, котороепомогает поддерживать положение в обществе, а самооценка - это оценка своего статуса. Мотивация имеет нейробиологическую основу в системе вознаграждения мозга. Недавно было высказано предположение, что системы вознаграждения могут существовать присущий или неизбежный компромисс в мотивационной системе для краткосрочных и долгосрочных действий.

Познание

Познание относится к внутренним представлениям о мире и внутренней обработке информации. С точкизрения эволюционной психологии познание не является «общей психологии», но использует эвристику или стратегии, обычно повышают вероятность решения проблем, с которыми обычно сталкиваются современные люди. Например, современные люди чаще решают логические задачи, связанные с обнаружением мошенничества (общая проблема, социальную природу людей), чем ту же логическую задачу, выраженную в чисто абстрактных терминах. Современные люди могут быть когнитивно предрасположены к неверному определениюзакономерностей в случайных последовательностях. «Заблуждение игроков» - один из примеров этого. Игроки могут ошибочно полагать, что они попали в «полосу удач», даже если каждый исход на самом деле зависит от предыдущих испытаний. Большинство людей считают, что если честная монета подбрасывалась 9 раз и каждый раз выпадала решка, то при десятом подбрасывании вероятность выпадения решки превышает 50%. Людям гораздо проще ставить диагноз или делать прогнозы, используя частотные данные, чем когдата же информация представлена ​​в виде вероятностей или процентов, предположительно, что предки современных людей жили относительно относительно небольших данных (обычно менее 150 человек). более доступным.

Личность

Эволюционная психология в первую очередь заинтересована в общих черт между людьми или поиск психологической природы человека. Тот факт, что люди имеют фундаментальные различия в личностных качествах, изначально представляет собой некую загадку. (Примечание: областьповеденческой генетики имеет статистическое разделение между людьми на генетические и средние источники отклонений). вызваны факторами окружающей среды или генетическими факторами, поскольку черты всегда обеспечивают сложное переплетение обоих.)

Личностные эволюционные черты концептуализируются психологическими как следствие нормального отклонения от оптимума, из-за частотно-зависимого отбора (поведенческий полиморфизм ) или как факультативные адаптации. Как и изменчивостьличности в росте, некоторые черты могут просто отражать индивидуальную изменчивость вокруг общего оптимума. Или черты личности могут представлять собой генетически предрасположенные «поведенческие морфы» - альтернативные поведенческие стратегии, которые зависят от частоты конкурирующих поведенческих стратегий в популяции. Например, если большая часть населения в целом доверчива и легковерна, изменение поведения «обманщика» (или, в крайнем случае, социопата) может быть выгодным. Наконец, как имногие другие другие психологические адаптации, черты могут быть факультативными - типичными методами в социальной среде, особенно на раннем этапе развития. Например, дети, родившиеся позднее, с большей вероятностью, чем первенцы, будут бунтовать, менее сознательными и более открытыми для нового опыта, что может быть им выгодно с учетом их особой ниши в структуре семьи. Важно отметить, что общие факторы влияния на CME действительно играют роль в и не всегда менее важны. Однако общее влияние наокружающую среду часто уменьшается почти до нуля после подросткового возраста, не исчезает полностью.

Язык

Согласно Стивену Пинкеру, который основывается на работе Ноам Хомский, универсальная человеческая способность научиться говорить в возрасте от 1 до 4 лет, в в основном без обучения предполагает, что овладение языка является отчетливо психологической адаптацией (см., в частности, Пинкера The Language Instinct ). Пинкер и Блум (1990)утверждают, что язык как умственная способность имеет много общего со сложными органами тела, из чего следует, что, как и эти органы, язык развился как адаптация, это единственный известный механизм, с с с помощью которого могут развиваться такие сложные органы.

Пинкер вслед за Хомским утверждает, что тот факт, что дети могут выучить любой человеческий язык без явных инструкций, предполагает, что язык, включая большую часть грамматики, является в основном врожденным и что он тольконеобходимо активировать воздействием. Сам Хомский не считает, что язык развился как адаптация, но предполагает, что он вероятно, возник как побочный продукт какой-то другой адаптации, так называемого spandrel. Но Пинкер и Блум утверждают, что органическая природа языка убедительно свидетельствует о его адаптационном происхождении.

Эволюционные психологи считают, что ген FOXP2 вполне может быть связан с эволюцией человеческого языка. В 1980-х годах психолингвист Мирна Гопник идентифицировала доминантный ген, вызывающий языковые нарушения в семье KE в Великобритании. Этот ген оказался мутацией гена FOXP2. У людей есть уникальный аллель этого гена, который прошел в остальной части эволюции млекопитающих. Этот уникальный аллель, кажется, впервые появился между 100 и 200 тысячами лет назад, и теперь он почти универсален у людей. Однако некогда популярная идея о том, что FOXP2 является «геном грамматики» или что он спровоцировал появлениеязыка у Homo sapiens, теперь широко дискредитирована.

В настоящее время сосуществуют несколько конкурирующих теорий об эволюционном происхождении языка, ни одна из них достигнув общего консенсуса. Исследователи овладения языка у приматов и людей, такие как Майкл Томаселло и Талми Гивон, утверждают, что концепция иннатизма недооценивает подражания в обучении и что это совершенно не обязательно роль в обучении и что это вообще не обязательно роль врожденного модуляграмматики для объяснения овладения человеческим языком. Томаселло утверждает, что люди учатся сложному поведению на основе опыта, так что вместо модуля, специально предназначенного овладения языка, язык приобретается теми же когнитивными механизмами, которые используются для овладения. всеми другими видами. о социально передаваемом поведении.

По вопросу о том, какой язык лучше рассматривать как эволюцию как адаптацию или как спандрель, эволюционный биолог У. Текумсе Фитч,вслед за Стивеном Дж. Гулдом утверждает, что каждый язык является необоснованно предполагаемой, что каждый язык является адаптацией. Он критикует некоторые направления эволюционной психологии за то, что они вызывают преобразование в адаптацию психологии, и отвергает вопрос Пинкера и Блума о том, развился ли язык как адаптация, как вводящий в заблуждение. Вместо этого он утверждает, что с биологической точки зрения эволюционное происхождение языка лучше всего рассматривать как вероятныйрезультат конвергенции адаптаций в сложную систему. Аналогичный аргумент выдвигает Терренс Дикон, который в статье Символические виды утверждает, что различные особенности языка использовали вместе с эволюцией разума и что способность использовать символическое общение интегрирован во все другие когнитивные процессы.

Если использовать теорию о том, что язык мог развиться как единая адаптация, возникает вопрос, какая из его функций использовалась адаптация. Быловыдвинуто несколько эволюционных гипотез. Эволюционные психологи признают, что все эти теории являются спекулятивными и требуется больше доказательств, чтобы понять, как язык мог быть выборочно адаптирован.

Спаривание

Настоящее половое размножение средством, с помощью которого передаваемый будущим поколениям, половой отбор играет большую роль в эволюции человека. Таким образом, спаривание человека представляет интерес для психологов-эволюционистов, стремящихсяисследовать эволюционировавшие механизмы привлечения и закрепления партнеров. Из этого интереса выросло несколько исследований, таких как изучение браконьерства при выборе партнера, удержание партнера, брачных предпочтений и конфликтов между полами.

В 1972 году Роберт Триверс опубликовал влиятельную статью о половых различиях, которая теперь называется теорией родительских инвестиций. Различия в размерах гамет (анизогамия ) -фундаментальное, определяющее различие между самцами (маленькие гаметы - сперматозоиды) и самками (большие гаметы - яйцеклетки). Трайверс, что анизогамия обычно приводит к разным уровням родительских вложений между полами, причем женщины изначально вкладывают больше. Триверс предположил, что это различие в родительских инвестициях приводит к половому отбору различных репродуктивных стратегий между полами и к сексуальному конфликту. Например, он предположил, чтопол, который меньше инвестирует в потомство, обычно будет конкурировать за доступ к полу с более высокими инвестициями, чтобы повысить свою инклюзивную приспособленность (также см. принцип Бейтмана ). Трайверс утверждал, что различное родительское вложение к эволюции половых диморфизмов в выборе партнера, внутри- и межполовой репродуктивной конкуренции и проявления ухаживания. У млекопитающих, включая человека, самки обладают гораздо больший родительскийвклад, чем самцы (есть беременность, за которой следуют роды и лактация ). Теория родительских инвестиций является ветвью теории жизненного цикла.

Басс и Шмитта (1993). Теория сексуальных предположений, что из-за дифференцированных родительских вложений люди эволюционировали сексуально диморфно. адаптации, функции с «сексуальной доступностью, оценкой фертильности, поиском и уклонением от обязательств, немедленным и постоянным приобретением ресурсов,определенностью отцовства, оценкой ценности партнера и родительскими вложениями». Их теория стратегического вмешательства предполагает, что между предпочтительными репродуктивными функциями пола одного мешают стратегия другого пола, что приводит к активации эмоциональных проблем, таких как гнев или ревность.

Женщины, как правило, более избирательны при выборе партнера, особенно в условиях длительного спаривания. Однако при некоторых обстоятельствах краткосрочные спаривания могутпринести пользу и женщинам, например, страхование фертильности, обмен на лучшие гены, снижение риска инбридинга и страховая защита ее потомства.

Из-за мужского отцовства. незащищенность, половые различия были обнаружены в областях сексуальной ревности. Женщины обычно более отрицательно реагируют на эмоциональную неверность, а мужчины - на сексуальную неверность. Этот конкретный образец предсказывается, потому что затраты, связанные с спариванием для каждого пола, различны.Женщины в среднем должны предпочесть партнера, который может предложить ресурсы (например, финансовые, обязательства), поэтому женщина рискует потерять такие ресурсы с партнером, который совершает эмоциональную измену. Мужчины, с другой стороны, никогда не имеют надежного генетического отцовства своих детей, потому что сами не имеют потомства («отсутствие гарантии от своего потомства»). Это говорит о том, что сексуальная неверность для мужчин, как правило, вызывает больше отвращения, чемневерность, потому что инвестирование ресурсов в потомство других мужчин не приводит к размножению их собственных генов.

Еще одно интересное направление исследований - это исследование, изучающее предпочтения женщин в половом акте. через овуляторный цикл. Теоретическая основа этого исследования заключается в том, что у женщин-предков были механизмы для выбора партнеров с определенными чертами их зависимости от их гормонального статуса. Теория, известная как гипотезаовуляторного сдвига утверждает, что во время овуляторной фазы сдвига женского цикла (примерно 10-15 дни женского) женщина, которая спаривается с мужчиной с высоким генетическим качеством, будет в среднем иметь больше шансов оценки и родить здоровое потомство, чем женщина, спарившаяся с мужчиной с низким генетическим качеством. Предполагается, что предполагаемые предпочтения будут особенно очевидны для доменов краткосрочного спаривания, что потенциальный самец предлагать гены потенциальномупотомству. Эта гипотеза позволяет исследователям проверить, выбирают ли женщины самок, характеристики которых указывают на высокое качество во время фазы высокой фертильности их овуляторных циклов. Действительно, исследования показали, что предпочтения женщин изменяются в зависимости от овуляторного цикла. В частности, Haselton и Miller (2006) показали, что женщины с высокой фертильностью предпочитают творческих, но бедных мужчин в качестве краткосрочных партнеров. Креативность может бытьзаместителем хороших генов. Исследования Gangestad et al. (2004) указывает на то, что женщины с высокой фертильностью предпочитают мужчин, которые демонстрируют социальное присутствие и внутрисексуальную конкуренцию; эти черты могут действовать как сигналы, которые помогут женщинам предсказать, какие мужчины могут иметь или получить ресурсы.

Воспитание

Репродукция всегда дорого обходится женщинам, а также мужчинам. Люди ограничены в степени, в которой они могут посвящать времяи ресурсы производства и выращивания своего потомства, и такие затраты также могут быть вредными для их будущего состояния, выживания и дальнейшей репродуктивной продукции. Родительские вложения - это любые родительские затраты (время, энергия и т. Д.), Которые приносят пользу одному потомству за счет способности родителей вкладывать средства в другие компоненты физических форм (Clutton-Brock 1991: 9; Trivers 1972). Компоненты приспособленности (Битти, 1992) включают благополучиесуществующего потомства, будущее воспроизводства родителей и полную приспособленность через помощь родственникам (Гамильтон, 1964). Теория родительских инвестиций - это раздел теории истории жизни.

Теория родительского вклада Роберта Триверса предсказывает, что пол, вкладывающий наибольшие средства в лактацию, воспитание и защиту потомства, будет более разборчивым при спаривании и что пол, вкладывающий меньше средств в потомство, будет конкурировать задоступ к сексу с более высокими инвестициями (см. принцип Бейтмана ). Половые различия в родительских усилиях важны для определения силы полового отбора.

Польза родительских вложений для потомства велика и связанных с окружающей средой, рост, выживание и состояние, в конечном итоге, на репродуктивный успех потомства. Однако эти преимущества могут быть получены за счет возможностей родителей воспроизводить потомство в будущем, например, из-за повышенного риска травм при защитепотомства от хищников, потери возможности спаривания при выращивании потомства и увеличения времени до следующего воспроизводства. В целом, выбираются, чтобы увеличить разницу между льготами и затратами, родительская забота, вероятно, будет развиваться, когда выгоды превышают затраты.

Эффект Золушки - это предполагаемая частота физического, эмоционального или сексуального насилия над пасынками, их пренебрежения, убийств или иного жестокого обращения со стороны ихныхродителей со значительно более высокой степенью, чем их генетические аналоги. Он получил свое название от сказочного персонажа Золушки, с которой жестоко обращались мачеха и сводные сестры. Дейли и Уилсон (1996) отметили: «Эволюционное мышление привело к открытию наиболее важного фактора риска убийства детей - наличие отчима. Родительские усилия и инвестиции являются ценными ресурсами, которые эффективно распределяют усилия на адаптивные проблемы, которые ставят под сомнение принятие решенийродителями, включая в себя как определенные определения своего потомства, так и распределение ресурсов между ними с учетом их потребностей Предметом родительских вложений в повышении приспособленности... Daly Wilson, 1996, стр. 64–65). Они отмечают, что не все приемные родители «захотят» обращаться с детьми своего партнера. Они рассматривают ступенчатую родительскую заботу как прежде всего «усилие спаривания» с генетическим родителем.

Семья и родственники

Инклюзивнаяприспособленность - это сумма классической приспособленности организма (сколько собственных потомков он производит и поддерживает) и количество эквивалентов собственного потомства, которое он может добавить к популяции, поддерживая других. Первый компонент назван Гамильтоном (1964) классической приспособленностью.

С точки зрения зрения, эволюционный успех в конечном итоге зависит от числа копий самого себя в популяции. До 1964 года считалось, что гены достигают максимального количестважизнеспособного потомства. Однако в 1964 году У. Д. Гамильтон математически доказал, что, поскольку у близких родственников организма есть некоторые идентичные гены, ген может также увеличить свой эволюционный успех, способствуя воспроизводству и выживанию этих родственных или других подобных людей. Гамильтон пришел к выводу, что это приводит к тому, что естественный отбор предлагает организмы, которые будут вести себя так, чтобы максимизировать их инклюзивную приспособленность. Верно и то, чтоестественный отбор благоприятствует поведению, которое максимизирует личную приспособленность.

Правило Гамильтона математически, будет ли ген альтруистического поведения распространяться в популяции:

rb>c {\ displaystyle rb>c \}rb>c \

где

Эта концепция служит для объяснения, как естественный отбор может закрепить альтруизм., который влияет на поведение организма. руизма. в популяции, потому что родственники могут иметь общие гены с альтруистомиз-за общего происхождения. Альтруисты могут также каким-то образом распознать альтруистическое поведение посторонних людей и быть склонными их поддерживать. Как указывает Докинз в «Эгоистичный ген» (глава 6) и «Расширенный фенотип», это следует отличать от эффекта зеленой бороды.

. Хотя в целом верно, что люди склонны быть более альтруистичными по отношению к своим собратьям, чем по отношению к ним. Совместное проживание, материнская ассоциация, совместное проживание,материнская ассоциация, сопутствующие факторы, непосредственные отношения, участвуют в общении (см. распознавание родства ). сибсов и т. д.), в то время как другие, что распознавание родства также может быть оповано биологическими факторами, такими как сходство лица и иммуногенетическое сходство главного комплекса гистосовместимости (MHC). Для обсуждения социальных и биологических факторов узнавания родства см. Либерман, Туби и Космидес (2007) (PDF ).

Какими бы ни былинепосредственные механизмы распознавания родства, существуют убедительные доказательства того, что люди обычно более альтруистично по отношению к близким генетическим родственникам, к генетическим не-родственникам.

Взаимодействие с не-родственниками / реципрокностью

Хотя взаимодействие с не-родственниками обычно менее альтруистичны по взаимодействию с не-родственниками, взаимодействие с не-родственниками может поддерживаться посредством взаимовыгодной взаимности, как былопредложено Робертом. Триверсом. В этой стратегии взаимного сотрудничества может быть предпочтительной, даже если она приносит выгоду каждому игроку, в которой каждый из них может либо «сотрудничать», либо «отступить»., чтобы отступить, когда другой сотрудничает. Прямая взаимность может привести к развитию сотрудничества только в том случае, если вероятность w другой встречи между теми же двумя людьми превышает соотношение затрат и выгод альтруистического акта:

w>c / b

Взаимность можеттакже быть косвенным, если передается информация о предыдущих взаимодействиях. Репутация позволяет развивать сотрудничество за счет косвенной взаимности. Естественный отбор отдает предпочтение стратегиям, которые основывают решение о помощи на репутации получателя: исследования показывают, что люди, которые более готовы помочь, с большей вероятностью получат помощь. Расчеты косвенной взаимности сложны, и только крошечная часть этой вселенной была раскрыта, но снова появилось простое правило.Косвенная взаимность может способствовать сотрудничеству только в том случае, если вероятность q знания чьей-либо репутации превышает соотношение затрат и выгод альтруистического действия:

q>c / b

Одна важная проблема с этим объяснением заключается в том, что отдельные лица могут быть в состоянии развить способность скрывать свою репутацию, уменьшая вероятность q, что она станет известна.

Триверс утверждает, что дружба и различные социальные эмоции возникли, чтобы управлятьвзаимностью. По его словам, симпатия и антипатия эволюционировали, чтобы помочь нынешним предкам людей формировать коалиции с другими, которые отвечали взаимностью, и исключать тех, кто не отвечал взаимностью. Моральное негодование могло развиться для предотвращения эксплуатации альтруизма мошенниками, а благодарность могла побудить современных предков людей ответить взаимностью, получив пользу от альтруизма других. Likewise, present day humans feel guilty when they fail to reciprocate. Theseсоциальные мотивации соответствуют тому, что эволюционные психологи ожидают увидеть в адаптациях, которые эволюционировали, чтобы максимизировать выгоды и минимизировать недостатки взаимности.

Эволюционные психологи говорят, что у людей есть психологические адаптации, которые эволюционировали специально, чтобы помочь нам идентифицировать невзаимодействующих, обычно называемых как "читеры". В 1993 году Роберт Франк и его коллеги обнаружили, что участники сценария дилеммы заключенного часто могли предсказать, будут ли их партнеры d "чит", основанный на получасовом неструктурированном социальном взаимодействии. Например, в эксперименте 1996 года Линда Мили и ее коллеги обнаружили, что люди лучше запоминают лица людей, когда эти лица связаны с историями об обмане этих лиц (например, хищении денег из церкви)..

Сильная взаимность (или «племенная взаимность»)

У людей может быть развитый набор психологических адаптаций, которые предрасполагает их к более тесному. сотрудничеству, чем можно было бы ожидать, с членами их племенной внутренней группы и, более неприятным, с членами племенных наших групп. Эти приспособления могли быть следствием межплеменных войн. Люди также могут иметь предрасположенность к «альтруистическому наказанию » - наказывать членов группы, которые нарушают правила группы, даже если это альтруистическое поведение не может быть оправдано с точки зрения помощи тем, с кем вы связаны (родственный отбор ), сотрудничество с теми, с кем вы снова будете взаимодействовать (прямая взаимность ), или сотрудничество для улучшения вашей репутации с другими (косвенная взаимность ).

Эволюционная психология и культура

Хотя эволюционная психология традиционно фокусировалась на поведении на индивидуальном уровне, определяемом типичными для вида психологическими адаптациями, была проделана значительная работа над тем, как эти адаптации формируют и, в конечном итоге, управляюткультурой (Tooby and Cosmides, 1989). и Космидес (1989) утверждали, что разум состоит из множества специфических для предметной области психологических адаптаций, некоторые из которых могут ограничивать то, какой культу рный материал изучается или преподается. В отличие от общей программы культурного освоения предметной области, где индивидуальный idual пассивно получает культурно переданный материал от группы, Tooby and Cosmides (1989), среди прочих, утверждают, что: «психика эволюционировала,чтобы генерировать адаптивное, а не повторяющееся поведение, и, следовательно, критически анализирует поведение окружающих в высоко структурированном и шаблонные способы, которые будут использоваться в качестве богатого (но ни в коем случае не единственного) источника информации, из которого можно построить «частную культуру» или индивидуально подобранную адаптивную систему; как следствие, эта система может или не может отражать поведение других в любом конкретном отношении ». (Tooby and Cosmides 1989).

В подполях психологии

Психология развития

Согласно Полу Балтесу, преимущества, предоставляемые эволюционным отбором, уменьшаются с возрастом. Естественный отбор не устранил многие вредные условия и неадаптивные характеристики, которые проявляются у пожилых людей, например болезнь Альцгеймера. Если бы это была болезнь, которая убивала 20-летних, а не 70-летних, это, возможно, была бы болезнь, которую естественный отбор мог быустранить много веков назад. Таким образом, без помощи эволюционного давления против неадаптивных условий современные люди страдают от болей., боли и немощи старения, а также по мере того, как преимущества эволюционного отбора уменьшаются с возрастом, потребность в современных технологических средствах защиты от неадаптивных условий возрастает.

Социальная психология

Поскольку люди в высшей степени социальных видов, есть много адаптирующихся пять проблем, связанных сперемещением по социальному миру (например, поддержание союзников, управление иерархиями статусов, взаимодействие с членами внешней группы, координация социальной деятельности, коллективное принятие решений). Исследователи в развивающейся области эволюционной социальной психологии сделали много открытий, относящихся к темам, традиционно изучаемым социальными психологами, включая восприятие личности, социальное познание, установки, альтруизм, эмоции, групповая динамика, лидерство, мотивация, предубеждения, межгрупповые отношения и межкультурные различия.

При попытке решить проблему проблемных людей в раннем возрасте проявляют решительность, в то время как у шимпанзе нет сопоставимого выражения лица. Исследователи подозревают, что человеческое детерминированное выражение развилось, потому что, когда человек решительно работает над проблемой, другие люди ему часто используются.

Аномальная психология

Адаптационистские гипотезы относительноэтиологии психологических расстройств часто основываются на аналогиях. между физиологическими и психологическими дисфункциями, как указано в таблице ниже. Выдающиеся теоретики и эволюционные психиатры включают Майкла Т. Макгуайра, Энтони Стивенса и Рэндольфа М. Нессе. Они и другие предполагают, что психические расстройства являются следствием интерактивного воздействия как природы, так и воспитания.

Возможные причины психологических «отклонений» сточки зрения адаптации. Резюме, основанное на информации в эти учебники (все называются «Эволюционная психология»): Buss (2011), Gaulin McBurney (2004), Workman Reader (2008).), а также Cosmides Tooby (1999) К эволюционной систематике излечимых состояний
Причинный механизм отказа или нарушения адаптацииФизиологический примерПредполагаемый психологический пример
Функциональная адаптация (адаптивная защита)Лихорадка / рвота. (функции реакциина инфекцию или попадание токсинов внутрь)Легкая депрессия или тревожность (функциональные реакции на легкую утрату или стресс сокращение / сокращение социальных реагий для предотвращения заражения инфекционными патогенами)
Побочный продукт адаптации (-ов)Кишечный продукт. (bypro канал переваривания клетчатки)Сексуальные фетиши (?). ( возможный побочный продукт нормальных адаптаций к сексуа льному возбуждению, которые «отпечатались» нанеобычных объектах или ситуациях)
Адаптации с множественными эффектамиСерповидноклеточная анемия (Ген, придающий устойчивость к малярии, в гомозиготной форме, вызывающей серповидно-клеточную анемию)Шизофрения или биполярное расстройство (Может быть -эффекты адаптации к высокому уровню творчества, возможно, зависящие от альтернативных траекторий развития)
Неисправная адаптацияАллергия. (сверхреактивные иммунные ответы)Аутизм. (возможная неисправность теория разума модуль)
Частотно-зависимые морфыДва пола / разные типы крови и иммунной системыНесоответствие между наследственной и нынешней средойДиабет 2 типа. (может быть связано с изобилием сладких продуктов в современном мире) мире)Более частое современное общение с незнакомцами (по сравнению с семьей и близкими) может предрасполагать к более высокому уровню депрессии и тревоги
Хвосты нормальногораспределения (кривая колокола)Карликовость или гигантизм Крайности распределения когнитивных и личностных черт. (например, крайняя интроверсия и экстраверсия или интеллектуальная одаренность и умственная отсталость )

Психологи-эволюционисты предположили, что шизофрения и биполярное расстройство могут отражать побочный эффект генов, благоприятных для фитнеса, например повышение творческих способностей. (Некоторые люди с биполярнымрасстройством особенно креативны во время маниакальных фаз, и было обнаружено, что близкие родственники людей с шизофренией более склонны к творческим профессиям.) В отчете Американской психиатрической ассоциации за 1994 год было обнаружено, что люди страдали шизофренией примерно в такой же частоте в западной и незападной культуре, а также в индустриальных и скотоводческих обществах, предполагая, что шизофрения не является болезнью цивилизации или произвольным социальным изобретением. Социопатияможет представлять собой эволюционно стабильную стратегию, с помощью которой происходит небольшое количество людей, нарушающих социальные контракты, получает выгоду в обществе, состоящем в основном из количества несоциопатов. Легкая депрессия может быть адаптивной реакцией на выход и переоценку, ситуации, которые приводят к неблагоприятным результатам («гипотеза аналитических размышлений») (см. Эволюционные подходы кии ).

Некоторые из этих предположений еще предстоит развитьвполностью проверяемые гипотезы, и требуется большое количество исследований, чтобы подтвердить их достоверность.

Антиобщественное и преступное поведение

Эволюционная психология была применена для объяснения преступного или иного аморального поведения как адаптивного или связанного с адаптивным поведением. Мужчины, как правило, более агрессивны, чем женщины, которые более избирательны в отношении своих партнеров из-за того, что им приходится прилагать больше усилийдля беременности и воспитания детей. Предполагается, что более агрессивные самцы являются результатом более интенсивной репродуктивной конкуренции, с которой они сталкиваются. Мужчины с низким статусом могут быть особенно уязвимы к бездетности. Возможно, с эволюционной точки зрения было выгодно вести очень рискованное и агрессивно-агрессивное поведение для повышения своего статуса и, следовательно, репродуктивного успеха. Это может объяснить, почему мужчины обычно участвуют в большемпреступлении, почему низкий статус и отсутствие брака связаны с преступностью. Кроме того, утверждается, что конкуренция за женщин особенно интенсивна в позднем подростковом и юношеском возрасте, что теоретически объясняет, почему уровень преступности особенно высок в этот период. Некоторые социологи подчеркнули различное воздействие андрогенов как причину такого поведения, в частности Ли Эллис в своей теории эволюционной нейроандрогенности (ENA).

Многие конфликты, которые вызываютвреду и смерти, связаны со статусом, репутацией и, казалось бы, триви оскорблениями. Стивен Пинкер в своей книге Чистый лист утверждает, что в негосударственных обществах без полиции было очень важно иметь надежное сдерживание от агрессии. Следовательно, было важно, чтобы его имеющим заслуживающим доверием репутацию для возмездия, в результате чего считались люди, внедрялись инстинкты для мести, а также для защиты репутации («честь »). Пинкерутверждает, что развитие государства и полиции резко снизило уровень насилия по сравнению с родовой средой. Когда государство рушится, что может происходить очень локально, например, в бедных регионах люди снова объединяются в группы для защиты и агрессии, и такие концепции, как насильственная месть и защита чести, снова становятся важными.

Изнасилование. Теоретически представляет собой репродуктивную стратегию, которая способствует размножению потомства насильника. Такую стратегиюмогут принять мужчины, которые могут повысить свой репродуктивный успех женщин, которые могут повысить свой репродуктивный успех. социоби теории изнасилования весьма противоречивы, поскольку теории обычно не рассматривают изнасилование как поведенческую адаптацию, и возражения против теории делаются по этическим, религиозным, политическим, а также научным причинам.

Психология религии

Адаптационистские взгляды на религиозные убеждения предполагают, что, как илюбое другое поведение, религиозное поведение является продуктом человеческого мозга. Утверждается, что, как и в случае со всеми другими функциями органов, функциональная структура познания имеет генетическую основу и поэтому подвержена влиянию естественного и полового отбора. Подобно другим органам и тканям, эта функциональная структура должна быть универсальной для людей и должна решать важные проблемы выживания и воспроизводства в среде предков. Однако эволюционные психологипо-прежнему расходуются во время того, как религиозная вера, более вероятным следствием эволюционной психологической адаптации или побочным продуктом других когнитивных адаптаций.

Коалиционная психология

Коалиционная психология представляет собой подход к объяснению поведения между различными коалициями и обусловленностью этого поведения в эволюционной психологической перспективы. Этот подход предполагает, что с тех пор, как люди появились наЗемле, они эволюционировали, чтобы жить по отдельности, чтобы добиться таких преимуществ, как больше возможностей для спаривания и повышения статуса. Таким образом, формирует групповую динамику таким образом, чтобы управлять динамикой.

Коалиционная психология предлагает опровергнутые ex ante предсказания, выдвигая пять гипотез о том, как эти психологические адаптации действовать:

Восприятие и критика

Критики эволюционной психологии обвиняю его в продвижении генетического детерминизма, панадаптионизма (идеи о том, что все поведение и анатомические особенности являются адаптациями), неверных гипотез, отдаленных или окончательных объяснений поведения, когда приблизительные объяснения превосходят, и злонамеренных или моральных идей.

Этические последствия

Критики утверждали, что эволюционная психология может реабилитировать исламская иерархия и реакционная политики. Критики также высказали предположение, что теория эволюции психологов и интерпретации эмпирических данных в степени полагаются на идеологические предположения о расе и гендере.

В ответ на такую ​​критику эволюционные психологи часто предостерегают совершение натуралистической - предположения, что «то, что ошибки естественно» обязательнонравственным благом. Однако их предостережение от совершения натуралистической ошибки подверглось критике как средство подавления законных дискуссий.

Противоречия в моделях

Некоторые критические замечания в адрес эволюционной психологии указывают на противоречия между различными аспектами постулируемых адаптивных сценариев. эволюционной психологией. Одним из примеров является модель эволюционной психологии расширенных социальных групп, отобранных для современного человеческогомозга. Противоречие состоит в том, что синаптическая функция современного человеческого мозга требует большого количества многих томов основных питательных веществ, так что такой переход к более высоким требованиям одних и тех же основных питательных веществ, разделяемых всеми людьми в популяции, снизит вероятность образования больших групп из-за нехватки продуктов питания с редкими необходимыми питательными веществами, ограничивающими размер группы. Упоминается, что у некоторыхнасекомых есть общества с разными рангами для каждой особи, и эти обезьяны продолжают функционировать после удаления большей части мозга в качестве аргументов против того, чтобы большой мозг продвигал социальные сети. Модель самцов как кормильцев и защитников критикуется за невозможность находиться в двух местах одновременно, самец не может одновременно защищать свою семью дома и находиться на охоте. В случае утверждения о том, что мужчина-кормилец может предоставить услугу защиты своей семьи удругих мужчин, обменивая еду, на которую он охотился, критики указывают на тот факт, что самая ценная еда (еда, содержащая редкие незаменимые) питательные вещества) будут различаться в разных экологиях и как таковые овощи в одних географических областях и животных в других, что делает невозможным использование стилей охоты, применяемых на физическую силу или принятие риска, универсально одинаковые ценности в бартерных продуктах, а вместо этого делает это неизбежным что в некоторыхчастях Африки пища, собранная без особых физических усилий, будет наиболее ценным товаром для защиты. Также указывается на противоречие между утверждением эволюционной психологии о том, что мужчины должны быть более сексуально визуальной, чем женщины, для более быстрой оценки женской фертильности, чем женщины, необходимые для оценки мужских генов, и ее заявлением о мужской сексуальной ревности, защищающей от неверности, поскольку для самца было бы бессмысленно быстро оценивать женскуюфертильность, если ему нужно было оценить риск наличия ревнивого самца, и в этом случае его шансы победить его до спаривания в любом случае (бессмысленность одного необходимого условия быстрее, чем другое условие можно оценить).

Стандартная модель социальных наук

Эволюционная психология запуталась в более крупных философских и социальных дискуссиях, связанных с дискуссией о и воспитании. Эволюционные психологи обычно противопоставляют эволюционную психологию тому,что они называют стандартной моделью социальных наук (SSSM). Они характеризуют SSSM как «чистый лист », «релятивистский », «социальный конструкционист » и «культурный детерминист ». они говорят, что доминировали в социальных науках на протяжении 20-го века, и предполагали, что разум почти полностью сформирован культурой.

Критики утверждали, что психологи-эволюционисты создали ложную дихотомию между их собственным взглядом и карикатурой на SSSM. Другие критики рассматривают SSSM как риторический прием или соломенный человек и предполагают, что ученые, которые предполагают психологиют с SSSM, не считали, что разумные разумные приемы каких-либо естественных предрасположенности.

Редукционизм и детерминизм

Некоторые критики рассматривают эволюционную психологию как форму генетического редукционизма и генетического детерминизма, причем распространеннойкритикой то, что эволюционная психология не рассматривает поведение индивидуального развития и опыта в отдельных случаях. Эволюционные психологи отвечают, что они работают в рамках интеракционистской концепции «природа-воспитание», которая признает, что многие психологические адаптации являются факультативными (чувствительными к изменениям окружающей среды во время индивидуального развития). Дисциплина обычно не ориентирована на непосредственный анализ поведения, а скорее на изучение дистальной/ конечной причинности (эволюции психологических адаптаций). Область поведенческой генетики сосредоточена на изучении непосредственного влияния генов на поведение.

Проверяемость гипотез

Частая критика дисциплины состоит в том, что гипотезы эволюционной психологии часто являются произвольными. и его трудно или невозможно адекватно протестировать, что ставит под сомнение его статус как действительной научной дисциплины, например, потому что многие текущие черты, вероятно,эволюционировали, чтобы выполнять другие функции, чем сейчас. Таким образом, поскольку существует потенциально бесконечное количество альтернативных объяснений того, почему появилась черта, критики утверждают, что невозможно определить точное объяснение. Хотя гипотезы эволюционной психологии сложно проверить, психологи-эволюционисты утверждают, что это возможно. Часть критики научной основы эволюционной психологии включает критику концепции среды эволюционной адаптации (EEA). Некоторые критикиутверждали, что исследователи настолько мало знают об окружающей среде, в которой эволюционировал Homo sapiens, что объяснение конкретных черт как адаптации к этой среде становится весьма спекулятивным. Эволюционные психологи отвечают, что они действительно многое знают об этой среде, в том числе о том, что предки современных людей были охотниками-собирателями, что они в основном жили небольшими племенами и т. Д. Эдвард Хаген утверждает, что среда обитания человека в прошлом не отличаласьрадикально. в том же смысле, что и в каменноугольный или юрский периоды, и что таксоны животных и растений той эпохи были похожи на таксоны современного мира, как и геология и экология. Хаген утверждает, что немногие будут отрицать, что другие органы эволюционировали в ЕЭЗ (например, легкие, развивающиеся в богатой кислородом атмосфере), однако критики сомневаются, действительно ли познаваема ЕЭЗ мозга, что, по его мнению, представляет собой избирательный скептицизм. Хаген также утверждает, чтобольшинство исследований в области эволюционной психологии основано на том факте, что женщины могут забеременеть, а мужчины - нет, что, по наблюдениям Хагена, было справедливо и в ЕЭЗ.

Джон Олкок описывает это как «аргумент без машины времени»., поскольку критики утверждают, что, поскольку невозможно вернуться во времени в ЕЭЗ, то невозможно определить, что там происходило и, следовательно, что было адаптивным. Олкок утверждает, что современные данные позволяют исследователям бытьдостаточно уверенными в условиях ЕЭЗ и что тот факт, что многие виды человеческого поведения адаптируются в текущей среде, является доказательством того, что среда предков людей имела много общего с нынешней. поскольку это поведение могло развиться в среде предков. Таким образом, Олкок заключает, что исследователи могут делать прогнозы об адаптивной ценности черт. Точно так же Доминик Мерфи утверждает, что альтернативные объяснения не могут быть просто представлены, но вместо этого нужны ихсобственные свидетельства и прогнозы - если одно объяснение делает прогнозы, которые не могут сделать другие, разумно быть уверенным в этом объяснении. Кроме того, Мерфи утверждает, что другие исторические науки также делают прогнозы о современных явлениях, чтобы дать объяснения прошлым явлениям, например, космологи ищут доказательства того, что мы ожидали бы увидеть в наши дни, если бы Большой взрыв был правдой, а геологи делать прогнозы о современных явлениях, чтобы определить, уничтожил лиастероид динозавров. Мерфи утверждает, что если другие исторические дисциплины могут проводить тесты без машины времени, то критики должны показать, почему эволюционная психология не поддается проверке, если другие исторические дисциплины - нет, поскольку «методы следует оценивать по всем направлениям, а не выделять для них. насмешки в одном контексте ».

Модульность разума

Эволюционные психологи обычно предполагают, что, как и тело, разум состоит из множества эволюционирующихмодульных приспособлений, хотя внутри дисциплины есть некоторые разногласия. относительно степени общей пластичности или «общности» некоторых модулей. Было высказано предположение, что модульность развивается, потому что по сравнению с немодульными сетями она дала бы преимущество с точки зрения пригодности и потому что затраты на соединение ниже.

Напротив, некоторые ученые утверждают, что в этом нет необходимости постулируют существование высокоспецифичных модулей и предполагают, чтонейронная анатомия мозга поддерживает модель, основанную на более общих способностях и процессах. Более того, эмпирическая поддержка теории предметной области почти полностью связана с выполнением различных вариантов задачи выбора Уэйсона, которая чрезвычайно ограничена по объему, поскольку проверяет только один подтип дедуктивного мышления.

Культурное, а не генетическое развитие когнитивных инструментов

Сесилия Хейес утверждала, что картина, представленная некойэволюционной психологией человеческого разума как совокупность когнитивных инстинктов - органов мысли, сформированных генетической эволюцией в течение очень долгих периодов времени - не соответствует результатам исследования. Вместо этого она утверждает, что у людей есть когнитивные устройства - «специализированные органы мысли», созданные в ходе развития посредством социального взаимодействия.

Ответ эволюционных психологов

Эволюционные психологи обращались ко многим своимкритикам (см., Например, книги Сегерстрола (2000), Защитники истины: битва за науку в социобиологических дебатах и за его пределами, Барков (2005), Пропустившая революцию: дарвинизм для социальных ученых, и Алкок (2001), Триумф социобиологии). Среди их опровержений можно отметить, что некоторые критические замечания являются соломенными людьми, основаны на неправильной дихотомии природы и воспитания, основаны на недопонимании дисциплины и т. Д. Роберт Курцбан предположил,что "...критики поля, когда они ошибаются, не слегка промахиваются. Их замешательство глубокое и глубокое. Не то чтобы они были стрелками, которые не могут точно попасть в центр мишени; они держат ружье задом наперед. "

См. Также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Эволюционная психология
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с эволюционной психологией.

Академические общества

Журналы

Видео

Последняя правка сделана 2021-05-19 09:17:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте