Автор | Шейла Фицпатрик |
---|---|
Тема | Индустриализация в Советском Союзе, Урбанизация |
Жанр | История |
Опубликован | 1999 (твердый переплет), 2000 (мягкая обложка). |
Publisher | Oxford University Press |
Pages | 304 pp. |
ISBN | 978-0195050004 |
Веб-сайт | Oxford University Press Book страница |
Повседневный сталинизм или Повседневный сталинизм: Обычная жизнь в необычные времена: Советская Россия в 1930-е годы - книга советского ученого и историка Шейлы Фицпатрик, впервые опубликованная в 1999 году. издано Oxford University Press и в мягкой обложке в 2000 году. Шейла Фицпатрик - заслуженный профессор службы Бернадотта Э. Шмитта, факультет истории, Чикагский университет.
Повседневный сталинизм рассматривает влияние урбанизации и индустриализации в Советском Союзе в 1930-е годы при Иосифе Сталине. Сосредоточенный на истории снизу, Фитцпатрик записывает историю обнищания, перенаселенности и социального разрушения, нанесенного среднему человеку. В нем рассказывается, как простые граждане пытались адаптироваться, когда это было возможно, и обходить, когда необходимо, новый образ жизни, навязанный им вездесущей государственной бюрократией, поддерживаемой безжалостной и жестокой государственной тайной полицией, а также волнами террора и беспорядков, которые она навязывала советскому обществу. В работе Фицпатрика 1994 года Крестьяне Сталина рассматривается сельская жизнь в Советском Союзе в 1930-х годах в период сталинской коллективизации и ее влияние на повседневную жизнь крестьян. Повседневный сталинизм завершает повествование, позволяя взглянуть на городскую жизнь в Советском Союзе в 1930-е годы и на то влияние, которое индустриализация оказала на рабочих и их семьи, а также на потрясения в городских центрах, вызванные массовым разрушением коллективизации, вызванным Советским Союзом. сельское хозяйство. Вместе эти работы составляют историю двух сторон разрушительных последствий сталинизма для Советского Союза.
В Slavic Review, Льюис Х. Сигельбаум (Университет штата Мичиган ) пишет:
Диапазон ее источников огромен. Он включает, в частности, рекламу, стандартные анкеты для персонала, сцены из фильмов и тексты песен. Из них, а также из дневников, мемуаров, писем, газетных статей и рассказов путешественников, она извлекает подробные сведения о символическом значении униформы и шампанского местного производства, таких маркеров привилегий, как автомобили с водителем, дачи и командировочные, и решающую роль, которую покровительство сыграло в их приобретении. Типы людей, которых мы встречаем по пути, включают не только партийную элиту, избалованных стахановцев и интеллектуалов, но также мошенников и домашних слуг.
Фицпатрик охватывает широкий круг тем, чтобы дать читателю представление о том, как сталинизм повлиял на жизни самых разных людей в Советском Союзе. К ним относятся: внутреннее устройство коммунистической партии и ожидания, возлагаемые на ее членов; контраст относительного комфорта в жизни членов партии по сравнению с бедностью и постоянными развратами, с которыми сталкивался средний советский гражданин; вездесущая государственная пропаганда построения «светлого будущего»; психологическое воздействие сталинизма на привилегированных инсайдеров, рядовых людей и тех, кого партия считает аутсайдерами и врагами; система народного надзора и разоблачения, созданная и поощряемая партией для насаждения коммунистической идеологии и практики; опыт переживания или смерти в один из величайших периодов угнетения и массовых убийств в истории. Некоторые темы освещены незначительно или исключены из повседневной жизни Фитцпатрика; области работы и занятий, образование, а также области дружбы и романтики являются примерами. Что касается работы и повседневной жизни, Фитцпатрик заявляет: «Мне интересны опыт и практика, которые были общими для городского населения в целом, а не только для его отдельных частей. Вот почему работа - часть повседневной жизни, которая сильно отличается от одной профессии. группа к другой, не является центральной темой в этом исследовании ».
Контраст между пропагандой изобилия и реальностью нужды составляет ключевую тему первой части книги. С самого начала построение социализма в Советском Союзе теоретически означало создание нового бесклассового эгалитарного общества, способного производить в изобилии потребительских товаров, а также поддерживать устойчивое промышленное производство. На самом деле это привело к появлению другого, но еще более жесткого иерархического общества, которое в конечном итоге оказалось еще менее способным поддерживать своих граждан потребительскими товарами, чем то, что оно заменило. Новая иерархия стала новой классовой системой, и положение индивида в ней и их отношения с другими определяли их доступ к благам. Сталинский Советский Союз не был ориентированным на производство обществом, он стал ярким примером общества, вынужденного сосредоточиться в первую очередь на получении предметов первой необходимости. Фитцпатрик документирует фантазию о городской потемкинской деревне, которую пыталось изобразить советское правительство, с реальностью нормирования, безудержных спекуляций, закрытых из-за отсутствия товаров магазинов и длинных очередей в открытых, все это составляло борьбу. рядовые граждане сталкивались с попытками получить самое необходимое в повседневной жизни. Стратегии, которые люди использовали для выживания, и система блата, по сути, возможность получить доступ к черным рынкам и теневой экономике, оказались альтернативой выживанию, навязываемой людям. Все это контрастирует с фаворитизмом и относительным изобилием, доступным советской элите и тем, кого она поддерживала, завершая картину различных каст внутри якобы бесклассового общества.
В статье Социальная история, Сара Дэвис заявляет:
Она показывает, как хроническая нехватка жилья в 1930-е годы привела к появлению ряда практик, включая фиктивные браки, сдачу в аренду углов комнаты и продолжение жизни с супругами после развода. Из-за нехватки товаров как официальное, так и неофициальное нормирование было постоянной чертой десятилетия. Спекуляция возникла как способ справиться с неэффективностью официальной системы распространения. «Вторая экономика» была жизненно важным элементом сталинизма. Блат (использование контактов для обмена товарами и услугами) культивировался, и «друзья» стали очень важны для выживания. Лаконично это выразилось в современной поговорке: «Надо иметь не 100 рублей, а сотню друзей».... В этом обществе статус важнее денег. Как и блат, покровительство было повсеместным, поскольку люди ниже по иерархии полагались на поддержку и защиту вышестоящих, чтобы получить дефицитные товары и обеспечить привилегии.
Создав почву и представив жизнь среднего человека Городской житель Фитцпатрик знакомит с другими элементами городской жизни в следующих главах. Главы включают «Оскорбленные и раненые», в которых рассказывается о тех людях, которые были изгоями сталинского общества, и «Семейные проблемы», где автор обсуждает, как на советские семьи повлияли экономические потрясения, нехватка товаров и общие социальные потрясения, сопровождавшие принудительную индустриализацию и экономику. урбанизация. Наконец, книга завершается главами, относящимися к Большим чисткам, которые произошли в 1937-1938 гг., Усилению слежки со стороны коллег, друзей, семьи и общественности в целом, «разоблачителям» и «козлам отпущения», а также террор и неуверенность, как и раскулачивание, которое произошло ранее в сельской местности и вошло в жизнь горожан.
Оксана Федотова пишет на русском языке. History, Оксана Федотова пишет, что «[t] его новая книга Шейлы Фицпатрик является выдающимся вкладом в существующий объем исследований советского прошлого. Широкое использование архивных материалов в сочетании с широким кругом опубликованных источников, и подчеркнутые ссылками на современные вырезки из прессы, раскрывают захватывающую картину повседневной жизни при сталинизме. На фоне богатого разнообразия локаций, простирающихся от рабочих бараков и коммунальных кухонь до квартир высокопоставленных чиновников и закрытых магазинов, разворачивается прежде на наших глазах впечатляющий набор персонажей. Начальники и изгои, покровители и клиенты, активисты и скрывающиеся мужья, элитные жены и бездомные дети изображены во множестве действий и взаимоотношений, которые характеризовали бурную жизнь России 1930-х годов ».
Написание в Journal of Modern History, Джеффри Дж. Россман утверждает, что «[] тщательно исследованный, образно организованный и плавно написанный, он заслуживает широкой аудитории». В The Slavonic and East European Review, Джеффри Хоскинг пишет, что «никого, кто пришел к этой книге из историй повседневной жизни, к которым мы привыкли, ждет сюрприз. Политика не только не исключается строго, но и находится на первом месте. Первая глава касается властей в виде Советского государства и Коммунистической партии. После этого они присутствуют практически на каждой странице и занимают важное место в выводах. Внимание, уделяемое политике, вполне уместно и знаменует окончательное созревание «ревизионистской» социальной истории применительно к Советскому Союзу. Шейла Фицпатрик была лидером, в некоторых отношениях лидером движения, и на протяжении многих лет она также возглавляла процесс «возвращения государства», признавая его вездесущность во всех действиях и решениях повседневной жизни ».