Евталианский Аппарат представляет собой собрание дополнительные редакционные материалы, такие как разделы текста, списки и резюме е, к Книге Деяний из Нового Завета, Католическим посланиям и Посланиям Павла. Этот дополнительный материал появляется в начале книг, на полях текста и в конце книг, а также при разделении строк и абзацев. Этот материал традиционно ассоциируется с именем Евфалий.
Евфалий разделил текст Деяний и католических посланий на главы, с кратким изложением содержания в верхней части каждой главы. К Евфалию также относилось разделение Деяний на 16 αναγνωσεις (уроков) и посланий Павла на 31 раздел. Но это совсем другие уроки. Евталий подготовил также текст Деяний и Посланий, в которых текст написан стихометрически.
К Евталийскому Аппарату относятся: хронология Апостола Павла, мученичество Павла, список мест в которых, как считалось, были написаны Послания, и имена, связанные с Павлом в заголовках Посланий. Цитаты из Ветхого Завета, цитируемые в посланиях Павла, пронумерованы и занесены в список. В целом, Аппарат представляет собой набор различных вспомогательных средств для читателя.
Евталианский Аппарат содержится в многочисленных рукописях: Codex Mutinensis, Codex Basilensis A. N. IV. 2, Codex Argenteus, Minuscule 3, 5, 6, 35, 38 и многие другие средневековые рукописи Нового Завета.
Эвталианский аппарат по-разному датируется между 4 и 7 веками.
утверждал, что эвталианский аппарат, вероятно, датируется первой половиной 4 века, утверждая, что оригинал должен предшествовать его включению в готский, армянский и сирийский переводы.
Греческие тексты не включают евталианский аппарат до относительно позднего времени, но армянские и сирийские тексты включали его в конце 5-го или начале 6-го века, а готические тексты включали его к началу / середине 6-го века. Греческий Codex Coislinianus включает его в 6 век. Джеймс Маршан утверждал, что либо Вульфила / Ульфила включил евталианский вопрос в готический текст в середине 4-го века, либо Сунния и Фретела сделали это в начале 5-го века, причем Вульфила / Ульфила более вероятно.
Авторство обычно приписывается одному Евталию. Он был идентифицирован как епископ Сульки в Сардинии, но, согласно Трегель, он был епископом Сулки в Египте. Согласно Уэйку и Л.А. Заканьи, Евталий был епископом Сульце, близ Сиены.
. Было высказано предположение, что настоящим автором Аппарата было Евагрий. Согласно Джону Миллю, это был Теодор Мопсуестийский. Герман фон Соден думал, что Евталий жил в 7 веке, возможно, в Антиохии.
Брюс М. Мецгер заявил: «Сколько из этого дополнительного материала было составлено Евталием, а сколько было добавлено позже, - не известно. "