Черный список налоговых убежищ Европейского Союза, официально список стран ЕС, не вступающих в сотрудничество налоговые юрисдикции, это инструмент Европейского Союза (ЕС), в котором перечислены налоговые убежища. Он используется государствами-членами для устранения внешних рисков налоговых злоупотреблений и недобросовестной налоговой конкуренции. Он был впервые принят в 2017 году в ответ на уклонение от уплаты налогов в ЕС в 92 странах. В процессы проверки не входят страны ЕС. Он управляется Группой по кодексу поведения для налогообложения бизнеса и контролируется Европейской комиссией (ЕС). Самая последняя редакция была выпущена 27 февраля 2020 года, и с 2020 года список будет обновляться дважды в год.
Юрисдикции, которые не соответствуют всем трем критериям ЕС, помечены ЕС как налоговые убежища:
Первоначальный список в 2017 году содержал дополнительные страны. Из них 25 стран были очищены и удалены из списка к марту 2019 года: Андорра, Бахрейн, Фарерские острова, Гренландия, Гренада, Гернси, Гонконг, остров Мэн, Ямайка, Джерси, Корея, Лихтенштейн, САР Макао, Малайзия, Монтсеррат, Новая Каледония, Панама, Перу, Катар, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Тайвань, Тунис, Теркс и Кайкос и Уругвай. Еще 34 страны, которые взяли на себя обязательство по соблюдению к концу 2019 года и составляют «серый список»: Албания, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Армения, Австралия, Багамы, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Британские Виргинские острова, Кабо-Верде, Коста-Рика, Кюрасао, Каймановы острова, Острова Кука, Эсватини, Иордания, Мальдивы, Маврикий, Марокко, Монголия, Черногория, Намибия, Северная Македония, Науру, Ниуэ, Палау, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Сейшельские острова, Швейцария, Таиланд, Турция и Вьетнам.
Ряд стран еще не прошли проверку: в 2019 году планируется показать Россию, Мексику и Аргентину. Другие страны планируется включить в сферу действия с 2020 года.
27 марта 2019 года Европейский парламент проголосовал 505 за 63 против принятия нового отчета, который сравнил Люксембург, Мальта, Ирландия и Нидерланды и Кипр, чтобы «показать [ing] признаки налога убежище и способствуют агрессивному налоговому планированию ». Однако, несмотря на это голосование, Комиссия ЕС не обязана включать эти юрисдикции ЕС в черный список.
По состоянию на 27 февраля 2020 г. 12 юрисдикций, не участвующих в сотрудничестве, внесены в черный список:
юрисдикции без сотрудничества | Тип юрисдикции | Причины внесения в черный список |
---|---|---|
Американское Самоа | Некорпоративная и неорганизованная территория США | Американское Самоа не применяет никакого автоматического обмена финансовой информацией, не подписало и не ратифицировало, в том числе через юрисдикцию, от которой они зависят, Многосторонняя конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи с поправками, не обязывала применять BEPS минимальные стандарты и не обязались решать эти проблемы. |
Каймановы острова | Автономная Британская заморская территория | На Каймановых островах нет соответствующих мер, касающихся экономического положения в сфере коллективных инвестиционных механизмов. |
Фиджи | Страна | Фиджи не является членом Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях («Глобальный форум»), не подписывала и не ратифицировала ОЭСР Многосторонняя конвенция о взаимной административной помощи с поправками, имеет вредные льготные налоговые режимы, не стала членом Инклюзивной системы по BEPS и не внедрила минимальный стандарт ОЭСР, направленный против BEPS, и еще не решила эти проблемы. |
Гуам | Некорпоративная и организованная территория США | Гуам не применяет никакого автоматического обмена финансовой информацией, не подписывал и не ратифицировал, в том числе через юрисдикцию, от которой они зависят, Многостороннюю конвенцию ОЭСР о взаимных отношениях. Административная помощь с внесенными в нее поправками не обязалась применять минимальные стандарты BEPS и не взяла на себя обязательство решать эти проблемы. |
Оман | Страна | Оман не применяет никакого автоматического обмена финансовой информацией, не подписал и не ратифицировал Многостороннюю конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи с поправками и еще не решил эти вопросы. |
Палау | Страна | Палау не применяет какой-либо автоматический обмен финансовой информацией, не подписала и не ратифицировала Многостороннюю конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи с внесенными в нее поправками и еще не решила эти проблемы. |
Панама | Страна | Панама не имеет оценки Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях для обмена информацией по запросу, по крайней мере, «в значительной степени соответствует», и она не приняла решения этого вопроса пока нет. |
Самоа | Страна | В Самоа действует вредный льготный налоговый режим, и она не принимает на себя обязательств по решению этой проблемы. Кроме того, Самоа обязалась выполнить критерий 3.1 к концу 2018 года, но еще не решила эту проблему. |
Сейшельские острова | Страна | Сейшельские острова имеют вредные льготные налоговые режимы и еще не решили эти вопросы. |
Тринидад и Тобаго | Страна | Тринидад и Тобаго не применяет какой-либо автоматический обмен финансовой информацией, имеет рейтинг «Несоответствие» Глобальным форумом по прозрачности и обмену информацией для налоговых целей для обмена информацией по запросу, не подписал и не ратифицировал Многостороннюю конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи с внесенными в нее поправками, имеет вредные льготные налоговые режимы и еще не решил эти вопросы. |
США Виргинские острова | Некорпоративная и организованная территория США | Виргинские острова США не применяют никакого автоматического обмена финансовой информацией, не подписали и не ратифицировали, в том числе через юрисдикцию, от которой они зависят, ОЭСР Многосторонняя конвенция о взаимной административной помощи с поправками, содержит вредные льготные налоговые режимы, не обязуется применять минимальные стандарты BEPS и не обязуется решать эти вопросы. |
Вануату | Страна | Вануату не имеет оценки Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях для обмена информацией по запросу, по крайней мере, «в значительной степени соответствует», способствует оффшорные структуры и механизмы, направленные на привлечение прибыли, не имеющей реального экономического содержания, и пока не решили эти вопросы. |
16 декабря 2019 года Группа по кодексу поведения ЕС (налогообложение предприятий) (CCG) в рамках Совета по экономическим и финансовым вопросам опубликовала новое руководство по санкциям. будут применяться государствами-членами ЕС против внесенных в черный список «несотрудничающих» юрисдикций к концу 2020 года. Эти санкции были немедленно поддержаны председательством Финляндии в Совете Европейский Союз назвал такие санкции «защитными мерами», которые государствам-членам ЕС рекомендуется принимать против юрисдикций, внесенных в черный список.
Эти защитные меры влекут за собой:
Государствам-членам предлагается применить по крайней мере одну из этих мер не позднее 1 января 2021 года. Кроме того, государства-члены имеют право применять свои собственные дополнительные меры или вести свои собственные списки несотрудничающих юрисдикций на национальном уровне.
К концу 2021 года состоится обзор санкций, применяемых государствами-членами, а с 2022 года CCG будет оценивать необходимость дальнейшей координации защитных мер.
Согласно Oxfam, черный список ЕС 2017 года будет надлежащим образом эффективен только в том случае, если он будет распространен как минимум на еще 35 стран, включая пресловутые налоговые убежища, такие как Швейцария и Каймановы острова, а также налоговые гавани ЕС Ирландия, Люксембург, Нидерланды и Мальта. Некоторые из этих стран (в первую очередь Каймановы острова) были добавлены.