Европейский банковский союз

редактировать

Банковский союз Европейского Союза является перенос ответственности за банковскую политику с национальным на уровень ЕС в ряде стран - членов ЕС, начатый в 2012 году в ответ на кризис в еврозоне. Мотивом для создания банковского союза была хрупкость многих банков в еврозоне и выявление порочного круга между условиями кредитования этих банков и суверенным кредитом их соответствующих стран (« порочный круг между банками и суверенами »). В некоторых странах частные долги, возникшие из-за пузыря на рынке недвижимости, были переведены в суверенный долг в результате спасения банковской системы и реакции правительства на замедление экономического роста после пузыря. Напротив, слабость суверенного кредита привела к ухудшению балансовой позиции банковского сектора, не в последнюю очередь из-за высоких внутренних суверенных рисков банков.

По состоянию на середину 2020 года Банковский союз Европейского союза в основном состоит из двух основных инициатив, Единого механизма надзора и Единого механизма урегулирования споров, которые основаны на «едином своде правил» ЕС или общей системе финансового регулирования. SSM приступил к своим полномочиям 4 ноября 2014 года, а SRM вступил в полную силу 1 января 2015 года. Большинство счетов банковских союзов считают его неполным из-за отсутствия европейского страхования вкладов. Европейская комиссия сделала законодательное предложение по схеме европейского страхования депозитов в ноябре 2015 года, но она не была принята со-законодателями ЕС.

До октября 2020 года географический охват Банковского союза был идентичен охвату зоны евро. Другие государства-члены ЕС, не являющиеся членами евро, могут присоединиться к Банковскому союзу в соответствии с процедурой, известной как тесное сотрудничество. Болгария и Хорватия инициировали запросы о тесном сотрудничестве, соответственно, в июле 2018 и мае 2019 года. После официального утверждения этих запросов в июне 2020 года Европейский центральный банк 1 октября 2020 года начал надзор за более крупными болгарскими и хорватскими банками.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Имя
  • 2 Предпосылки и формирование
  • 3 Единый свод правил
  • 4 Единый надзорный механизм
  • 5 Механизм единого разрешения
  • 6 Европейское страхование депозитов и регулирующий режим суверенных рисков
  • 7 Географический охват и тесное сотрудничество
    • 7.1 Болгария
    • 7.2 Хорватия
    • 7,3 Дания
    • 7,4 Швеция
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Имя

Самое раннее зарегистрированное публичное употребление выражения «банковский союз» в контексте кризиса еврозоны было в статье ученого Николаса Верона, опубликованной почти одновременно Брейгелем, Институтом международной экономики Петерсона и VoxEU.org (веб-сайт CEPR ) в декабре. 2011. Это соответствовало более ранней пропаганде фискального союза различными наблюдателями и политиками в том же контексте, особенно в Германии во второй половине 2011 года. По словам Верона, это выражение было предложено ему официальным лицом Европейской комиссии Маартеном Фервей. С апреля 2012 года это выражение было позже популяризировано финансовой прессой, первоначально со ссылкой на его использование учеными Брейгеля. С июня 2012 года он все чаще использовался в дебатах о государственной политике, в том числе Европейской комиссией.

Предпосылки и формирование

Политики ЕС давно добиваются интеграции банковского регулирования в качестве дополнения к внутреннему рынку капитала, а с 1990-х годов - единой валюты. Однако мощные политические препятствия, включая готовность государств-членов сохранить инструменты финансового подавления и экономического национализма, привели к провалу предыдущих попыток создать европейскую основу для банковского надзора, в том числе во время переговоров по Маастрихтскому договору в 1991 году и Договору. в Ницце в 2000 году. В течение 2000-х годов появление панъевропейских банковских групп в результате трансграничных слияний и поглощений (таких как покупка Abbey National компанией Santander Group, HypoVereinsbank компанией UniCredit и Banca Nazionale del Lavoro компанией BNP Paribas ) привело к возобновленные призывы к интеграции банковской политики, не в последнюю очередь со стороны Международного валютного фонда, но с ограниченными политическими действиями, помимо создания Комитета европейских органов банковского надзора в 2004 году.

Ухудшение условий кредитования во время кризиса еврозоны, и особенно распространение финансовой нестабильности на более крупные государства-члены еврозоны с середины 2011 года, привело к возобновлению размышлений о взаимозависимости между банковской политикой, финансовой интеграцией и финансовой стабильностью. 17 апреля 2012 года директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард повторила ранее высказанные институтом призывы к интеграции банковской политики, особо отметив необходимость того, чтобы валютный союз евро «... поддерживался более сильной финансовой интеграцией, которая, как показывает наш анализ, должна иметь форму: единый надзор, единый орган по санации банков с общей поддержкой и единый фонд страхования вкладов ». На следующей неделе, 25 апреля 2012 года, президент Европейского центрального банка Марио Драги повторил этот призыв, отметив в своем выступлении перед Европейским парламентом, что «обеспечение хорошо функционирующего ЕВС предполагает усиление банковского надзора и урегулирования на европейском уровне». Предложения по более комплексному европейскому банковскому надзору были дополнительно обсуждены на неформальном заседании Европейского совета 23 мая 2012 года и, по всей видимости, в то время были поддержаны президентом Франции Франсуа Олландом, премьер-министром Италии Марио Монти и президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Канцлер Германии Ангела Меркель обозначила степень сближения в этой повестке дня, заявив 4 июня 2012 года, что европейские лидеры «также будут говорить о том, в какой степени мы должны поставить системно (важные) банки под конкретный европейский надзор».

Еще одним важным этапом был доклад доставлен 26 июня 2012, на Европейский Совет президент Херман Ван Ромпей, который призвал к более глубокой интеграции в еврозоне и предложил значительные изменения в четырех областях. Во-первых, он призвал к созданию банковского союза, включающего прямую рекапитализацию банков Европейским механизмом стабильности, общего финансового надзора, общей схемы санации банков и фонда гарантирования вкладов. Во-вторых, предложения по финансовому союзу включали строгий надзор за бюджетами стран еврозоны и призывы к выпуску еврооблигаций в среднесрочной перспективе. В-третьих, он призвал к большей интеграции экономической политики и, в-четвертых, к укреплению демократической легитимности и подотчетности. Последний, как правило, рассматривается как наделение Европейского парламента надзорными полномочиями в финансовых вопросах и укрепление политического союза. Для принятия предложенных изменений потребуется новый договор.

Ключевым моментом принятия решения стал саммит глав государств и правительств еврозоны 28–29 июня 2012 года. Краткое заявление саммита, опубликованное в начале 29 июня, началось с декларации о намерениях: «Мы подтверждаем, что порочный круг между банками и суверенами », который позже повторялся в многочисленных последовательных сообщениях Совета Европы. Затем было объявлено о двух основных политических инициативах: во-первых, о создании Единого надзорного механизма под управлением Европейского центрального банка с использованием статьи 127 (6) Договора о функционировании Европейского Союза ; и, во-вторых, «когда будет создан эффективный единый механизм надзора», возможность прямой рекапитализации банков Европейским механизмом стабильности, возможно, с обратной силой в случае Испании и Ирландии.

В последующие недели правительство Германии быстро отказалось от обязательства о прямой рекапитализации банков со стороны ESM. В сентябре 2012 года к этой позиции присоединились правительства Финляндии и Нидерландов. В итоге были поставлены такие условия для инструмента прямой рекапитализации ESM, что по состоянию на сентябрь 2014 года он ни разу не был задействован. Однако создание Единого надзорного механизма шло быстрыми темпами. Кроме того, в декабре 2012 года Европейский совет объявил о создании Единого механизма урегулирования. Банковский союз Европы был определен многими аналитиками и политиками как важная структурная политическая инициатива, сыгравшая значительную роль в преодолении кризиса еврозоны.

Единый свод правил

Единый свод правил - это название законов ЕС, которые коллективно регулируют финансовый сектор во всем Европейском Союзе. Положения единого свода правил изложены в трех основных законодательных актах:

  • Регламент и Директива о требованиях к капиталу (также известный как CRD IV; Регламент (ЕС) № 575/2013 от 26 июня 2013 года; Директива 2013/36 / EU от 26 июня 2013 года), которые вводят в действие требования Базеля III к капиталу для банков.
  • Директива о схеме гарантирования вкладов (DGSD; Директива 2014/49 / EU от 16 апреля 2014 г.), которая регулирует страхование вкладов в случае неспособности банка выплатить свои долги.
  • Директива о восстановлении и урегулировании несостоятельности банков (BRRD; Директива 2014/59 / EU от 15 мая 2014 г.), которая устанавливает основу для восстановления и урегулирования несостоятельности кредитных организаций и инвестиционных фирм, находящихся на грани банкротства.

Единый надзорный механизм

Основная статья: Единый надзорный механизм Eurotower, дом Европейского центрального банка контролирующего персонала

Первой опорой банковского союза является Единый механизм надзора (SSM), который наделяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) ведущей надзорной ролью над банками в зоне евро. Участие является автоматическим для всех государств-членов зоны евро и необязательно для других государств-членов ЕС в рамках процесса, известного как «тесное сотрудничество», установленного Постановлением SSM от октября 2013 года.

Хотя все банки в государствах-участниках будут находиться под надзором ЕЦБ, это будет осуществляться в сотрудничестве с национальными надзорными органами. Банковские группы, обозначенные SSM как «важные учреждения», включая все группы с активами более 30 миллиардов евро или 20% ВВП государства-члена, в котором они базируются, находятся под непосредственным контролем ЕЦБ. Более мелкие банки, известные в банковском союзе как «менее значимые учреждения», по-прежнему находятся под прямым контролем национальных надзорных органов государства-члена, в котором они созданы, даже несмотря на то, что ЕЦБ имеет косвенный надзорный надзор, а также полномочия осуществлять прямой надзор. любого банка. Режим мониторинга ЕЦБ включает проведение стресс-тестов финансовых учреждений. В случае обнаружения проблем ЕЦБ будет иметь возможность провести раннее вмешательство в банк, чтобы исправить ситуацию, например, установив лимиты капитала или риска или потребовав изменений в руководстве.

SSM был введен в действие Постановлением Совета (ЕС) № 1024/2013 от 15 октября 2013 года, возлагающим на Европейский центральный банк конкретные задачи в отношении политики, касающейся пруденциального надзора за кредитными учреждениями, известного как Регламент SSM. Примечательно, что, поскольку этот Регламент ЕС основан на статье 127 (6) TFEU, он был принят единогласно Советом, имея только консультативную роль для Европейского парламента. Однако для получения согласия Соединенного Королевства было крайне важно одновременно принять реформу Регламента EBA 2010 г. (Регламент (ЕС) № 1022/2013 Европейского парламента и Совета от 22 октября 2013 г., вносящий поправки в Регламент (ЕС).) № 1093/2010 об учреждении Европейского надзорного органа ( Европейского банковского органа ) в отношении возложения конкретных задач на Европейский центральный банк в соответствии с Регламентом Совета (ЕС) № 1024/2013), который на практике дал Европейскому парламенту право вето и таким образом, значительная роль в законодательном процессе. Любые будущие изменения Регламента SSM могут также потребовать единогласия совета.

Европейская комиссия выпустила предложение по SSM в сентябре 2012 года Европейский парламент и Совет согласился на специфике SSM 19 марта 2013 года парламент проголосовал в пользу SSM и EBA Положения 12 сентября 2013 года, и Совет Европейский Союз дал свое одобрение 15 октября 2013 года.

В соответствии с Регламентом SSM, ЕЦБ приступил к выполнению своих надзорных полномочий 4 ноября 2014 года.

Единый механизм разрешения

Основная статья: Механизм единого разрешения Стороны, подписавшие Соглашение о перечислении и взаимозачете взносов в Единый фонд урегулирования.
Стороны
  внутри еврозоны   вне еврозоны (применение договора)   вне еврозоны (без применения договора)   Подписавшие стороны, которые не ратифицировали   Члены ЕС, которые могут присоединиться к договору

Механизм единого санации (SRM) был создан для централизованного выполнения Директивы о санации и санации банков в странах банковского союза, включая Фонд единого санации (SRF) для финансирования операций по санации. SRF оценивается в 1% от покрытых депозитов всех кредитных организаций, уполномоченных в странах-участницах (оценивается примерно в 55 миллиардов евро), которые должны быть заполнены взносами участвующих банков в течение восьмилетнего этапа учреждения, заканчивающегося 31 декабря 2023 года. Ключевой мотивацией является смягчение воздействия банкротств банков на суверенный долг отдельных государств и, таким образом, смягчение порочного круга между банками и суверенными государствами. Все государства-члены ЕС, участвующие в SSM, любые страны, не входящие в еврозону, с соглашением о «тесном сотрудничестве», также являются участниками SRM.

Совет по единому разрешению споров, новое агентство, созданное в качестве институционального центра SRM, несет прямую ответственность за урегулирование несостоятельности важных институтов, находящихся под надзором ЕЦБ.

SRM был введен в действие законодательным актом, известным как Регламент SRM ("Регламент Европейского парламента и Совета, устанавливающий единые правила и единую процедуру урегулирования несостоятельности кредитных организаций и определенных инвестиционных компаний в рамках Единого механизма урегулирования несостоятельности и Единый фонд для урегулирования споров и внесение поправок в Регламент (ЕС) № 1093/2010 Европейского парламента и Совета »). Кроме того, было заключено межправительственное соглашение (МПС), регулирующее особенности финансирования SRF («Соглашение о передаче и взаимном распределении взносов в Фонд единого решения проблемы»). Регламент SRM был предложен Европейской Комиссией в июле 2013 года. Парламент и Совет Европейского Союза достигли соглашения по Регламенту 20 марта 2014 года. Европейский Парламент утвердил Регламент 15 апреля, а Совет последовал его примеру 14. Июль 2014 года, что привело к его вступлению в силу 19 августа 2014 года. Межправительственное соглашение (МПС) было подписано всеми 26 странами-членами ЕС 21 мая 2014 года, за исключением Швеции. Его вступление в силу было обусловлено ратификацией Соглашения государствами, представляющими 90% взвешенных голосов государств-участников SSM и SRM. Это было достигнуто 30 ноября 2015 года, когда ратифицировали все государства-участники, кроме Греции и Люксембурга. Греция ратифицировала 7 декабря. Соглашение вступило в силу 1 января 2016 года для государств-участников SSM и SRM. Впоследствии Люксембург ратифицировал его 11 января 2016 г.

Европейское страхование депозитов и регулирующий режим суверенных рисков

С самого начала в начале 2012 года сторонники банковского союза настаивали на необходимости создания европейской системы страхования вкладов, чтобы разорвать порочный круг между банком и государством. Этот компонент банковского союза изначально был более спорным, чем SSM или SRM, однако из-за сильного сигнала, который он влечет за собой трансграничного разделения рисков. В ноябре 2015 года Европейская комиссия опубликовала законодательное предложение по Европейской схеме страхования вкладов (EDIS), но это не получило поддержки в последующем законодательном процессе, даже после того, как Комиссия в октябре 2017 года ослабила свой проект, предложив частичную реализацию. В июне 2019 года Европейская комиссия признала, что может потребоваться совершенно новое предложение для претворения в жизнь концепции европейского страхования вкладов.

Одна из причин провала предложения EDIS заключается в том, что оно включает несбалансированный подход к разрыву порочного круга между банком и государством, поскольку он затрагивает только один ключевой компонент этого порочного круга - тот факт, что страхование депозитов предоставляется только на национальном уровне. оставляя нетронутым еще одну, а именно, продолжающееся существование концентрированных внутренних суверенных рисков в большинстве банков еврозоны, или, другими словами, тот факт, что банки еврозоны, по всей видимости, отдают предпочтение своей стране при распределении кредитов правительствам несмотря на отсутствие валютного риска внутри валютного союза. Финансовая и политическая значимость этой проблемы, широко известной как «регулирование суверенных требований» (RTSE), не сразу была признана в первых дебатах о банковском союзе. В 2015–2016 годах рабочая группа высокого уровня EFC под председательством Пера Каллесена  [ dk ] изучала варианты решения проблемы концентрированного воздействия, но консенсуса достичь не удалось, и окончательный отчет не был обнародован.

Связь между двумя темами - европейским страхованием вкладов и RTSE - была признана официальными лицами ЕС и включена в рамки переговоров Совета. Однако по состоянию на середину 2020 года не было достигнуто ощутимого прогресса в достижении политического консенсуса.

География и тесное сотрудничество

Соглашение о тесном сотрудничестве может быть расторгнуто ЕЦБ или участвующим государством-членом, не входящим в еврозону. Участвующие страны, не входящие в еврозону, также получат место в Наблюдательном совете ЕЦБ.

19 стран- членов еврозоны автоматически участвуют в Едином надзорном механизме (SSM) и Едином механизме урегулирования (SRM). Поскольку договоры ЕС наделяют ЕЦБ юрисдикцией только над странами еврозоны, юридически он не может применять меры в государствах, не входящих в зону евро. Это помешало бы ЕЦБ эффективно выполнять свою надзорную роль в этих государствах. Согласно европейским договорам, страны, не входящие в еврозону, не имеют права голоса в Управляющем совете ЕЦБ и, в свою очередь, не связаны решениями ЕЦБ. Страны, не входящие в еврозону, не могут стать полноправными членами SSM и SRM в смысле наличия тех же прав и обязанностей, что и члены еврозоны. Однако страны-члены ЕС, не входящие в еврозону, могут заключить «соглашение о тесном сотрудничестве» по SSM с ЕЦБ. Банки в этой стране затем контролируются ЕЦБ, и страна получает место в Наблюдательном совете ЕЦБ. Это позволит банкам в этой стране находиться под надзором ЕЦБ при условии, что у них есть механизмы, позволяющие сделать меры ЕЦБ обязательными для национальных властей. Соглашение о «тесном сотрудничестве» может быть расторгнуто ЕЦБ или участвующим государством-членом, не входящим в еврозону. Участвующие страны, не входящие в еврозону, также получат место в Наблюдательном совете ЕЦБ. Текст SRM предусматривает, что все государства, участвующие в SSM, включая государства, не входящие в еврозону, с соглашением о «тесном сотрудничестве», автоматически станут участниками SRM.

Болгария

Первая просьба о «тесном сотрудничестве» поступила от Болгарии 18 июля 2018 года.

Министр финансов Болгарии Владислав Горанов заявил в июле 2017 года, что его страна не будет участвовать до введения евро. Однако после давления со стороны ЕЦБ с целью начать участие в Банковском союзе до присоединения к Европейскому механизму обменного курса (ERM II) Горанов заявил в июне 2018 года, что Болгария присоединится к Банковскому союзу в течение года. В июле 2018 года Болгария направила Еврогруппе письмо о своем желании участвовать в ERM II и обязательстве заключить соглашение о «тесном сотрудничестве» с Банковским союзом. 24 июня 2020 года управляющий совет ЕЦБ решил установить тесное сотрудничество с центральным банком Болгарии. Тесное сотрудничество вступило в силу 1 октября 2020 года. Таким образом, Болгарский национальный банк принимает представителя с правом голоса в Наблюдательном совете Европейского центрального банка, а 1 октября 2020 года Европейский центральный банк приступил к надзору за более крупными болгарскими банками после завершения процесс оценки значимости.

Хорватия

Хорватия также подала запрос о более тесном сотрудничестве в мае 2019 года в рамках своих усилий по присоединению к ERM II. Ожидается, что Хорватия присоединится к Банковскому союзу и ERM II к июлю 2020 года. 24 июня 2020 года управляющий совет ЕЦБ принял решение установить тесное сотрудничество с хорватским центральным банком. Тесное сотрудничество вступило в силу 1 октября 2020 года. Таким образом, Хорватский национальный банк принимает представителя с правом голоса в Наблюдательном совете Европейского центрального банка, а 1 октября 2020 года Европейский центральный банк начал надзор за более крупными хорватскими банками после завершения процесс оценки значимости.

Дания

В апреле 2015 года правительство Дании объявило о своем намерении присоединиться к Банковскому союзу. Хотя Министерство юстиции установило, что этот шаг не повлек за собой передачи суверенитета и, следовательно, не потребует автоматического референдума, Датская народная партия, Красный зеленый альянс и Либеральный альянс выступают против присоединения к Банковскому союзу, и все трое вместе получили достаточное количество мест в Банковском союзе. последующие выборы в июне 2015 года для предотвращения присоединения Фолькетинга (датского парламента) без одобрения посредством референдума. По состоянию на июль 2017 года Дания изучает возможность присоединения, решение ожидается осенью 2019 года.

10 июля 2017 года Центральный банк Дании (Национальный банк Дании) опубликовал на своем официальном веб-сайте заявление на английском языке, в котором в разделе « Мнение Национального банка Дании об участии Дании » говорится:

Danmarks Nationalbank считает, что Дания должна присоединиться к банковскому союзу. Короче говоря, по оценке Национального банка Дании, участие принесет пользу датским домохозяйствам и фирмам.

В целом банковский союз внесет положительный вклад в финансовую стабильность. Это касается всех нас. Как мы увидели после 2008 года, финансовый кризис может оказать серьезное влияние на экономическую инфраструктуру, на которую полагается большинство из нас: инвестиции, ипотечные ссуды, возможности роста бизнеса, занятость, а также государственные доходы и расходы. Банковский союз можно рассматривать как оплот против будущих финансовых кризисов. Это также гарантирует, что воздействие будет менее серьезным, если банки, тем не менее, окажутся в бедственном положении.

Кроме того, есть ряд особых факторов, которые делают участие Дании в банковском союзе особенно интересным.

Некоторые датские банки и ипотечные банки очень велики по сравнению с размером экономики. По оценке Danmarks Nationalbank, надзор за крупнейшими датскими банками и ипотечными банками в банковском союзе будет усилен. Danmarks Nationalbank также считает, что участие в банковском союзе будет преимуществом, если крупный датский банк или ипотечный банк когда-либо окажется в затруднительном положении. Тогда единый мощный орган по урегулированию несостоятельности был бы лучше оборудован для сведения к минимуму негативных последствий для экономики и финансовой системы без использования государственных средств.

Равные международные правила игры также увеличат конкуренцию на датском банковском рынке, что принесет пользу только датским домохозяйствам и фирмам.

Кроме того, как член банковского союза Дания будет иметь право голоса при установлении европейских правил, стандартов и практики. В частности, это означает, что модель ипотечного кредитования будет иметь более сильные позиции внутри банковского союза, чем за его пределами.

В пресс-релизе от 19 декабря 2019 года министерство промышленности, бизнеса и финансов Дании процитировало слова датского министра промышленности, бизнеса и финансов Саймона Коллерупа :

... Позиция правительства заключается в том, что необходимо внести большую ясность в ряд важных вопросов, прежде чем мы сможем определить нашу позицию относительно участия Дании: позиция Швеции неясна; Работа над дополнительными элементами Банковского союза все еще продолжается, и будущие отношения Соединенного Королевства с ЕС еще предстоит согласовать. Кроме того, все еще существует неопределенность в отношении того, как новые Базельские рекомендации будут реализованы в ЕС, что может оказать существенное влияние на рамочные условия для финансового сектора Дании, независимо от того, участвуем ли мы в Банковском союзе или нет. Правительство вернется к этому вопросу, когда станет больше ясности по этим вопросам и когда у нас будет хорошее общественное обсуждение возможного участия Дании. Позиция правительства заключается в том, что если мы в конечном итоге порекомендуем Дании принять участие в Банковском союзе, необходимо провести референдум по этому вопросу.

Швеция

С ростом сборов фонда разрешения для шведских банков для защиты от банковских неудач в 2017 году, в результате переезда штаба - квартиры крупнейшего банка в Швеции и всем Северном регионе, Nordea, из Стокгольма в столицу Финляндии Хельсинки, который находится в пределах в еврозоне и, следовательно, также в Банковском союзе обсуждалась возможность присоединения Швеции к Банковскому союзу Европейского центрального банка. Председатель правления Nordea Бьорн Валроос заявил, что банк хотел поставить себя «наравне со своими европейскими аналогами», оправдывая переезд из Стокгольма в Хельсинки.

Основная цель присоединения к Банковскому союзу - защитить шведские банки от того, что они «слишком велики, чтобы обанкротиться». Министр финансовых рынков Швеции Пер Болунд заявил, что страна проводит исследование по присоединению, которое планируется завершить к 2019 году. Критики утверждают, что Швеция окажется в невыгодном положении, присоединившись к банковскому союзу, потому что у нее нет права голоса, поскольку она не входит в еврозону. Министр финансов Швеции Мадгалена Андерссон заявила: « Нельзя игнорировать тот факт, что принятие решений может быть немного проблематичным для стран, не входящих в еврозону ».

Смотрите также

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-13 01:59:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте