Eurocopter AS365 Dauphin

редактировать

SA 365 Dauphin 2. AS365 Dauphin
ZJ780 8490634574 (обрезанный).jpg
Британский армейский авиационный корпус Dauphin 2 высадился в Аэропорт Глазго, Шотландия
РольСредний служебный вертолет
Национальное происхождениеФранция
ПроизводительAérospatiale. Eurocopter. Airbus Helicopters
Первый полет24 января 1975 г.
Введениедекабрь 1978 г.
СтатусВ эксплуатации
Основной пользовательPawan Hans
Произведено1975 - настоящее время
Построено1000+
Стоимость единицы
Разработано на основеAérospatiale SA 360 Dauphin
ВариантыEurocopter HH-65 Dolphin. Eurocopter AS565 Panther. Harbin Z-9
Разработан вEurocopter EC155. Eurocopter X3

Eurocopter (сейчас Airbus Helicopters ) AS365 Dauphin (Dolphin), также ранее известный как Aérospatiale SA 365 Dauphin 2, является многоцелевым самолетом среднего веса. Вертолет с n-двигателем производства Airbus Helicopters. Первоначально он был разработан и изготовлен французской фирмой Aérospatiale, которая в 1990-х годах была слита с транснациональной компанией Eurocopter. С момента начала производства в 1975 году этот тип находится в непрерывном производстве более 40 лет. Предполагаемый преемник Dauphin - это Airbus Helicopters H160, который еще не поступил в эксплуатацию по состоянию на январь 2020 года.

Dauphin 2 имеет много общего с Aérospatiale SA 360, коммерчески неудачный одномоторный вертолет; однако двухмоторный Dauphin 2 действительно удовлетворил спрос покупателей и эксплуатировался множеством гражданских и военных операторов. С момента появления этого типа в 1970-х годах было разработано и запущено в производство несколько основных вариаций и специализированных версий Dauphin 2, в том числе предназначенный для военных целей Eurocopter Panther, спасательный самолет «воздух-море» HH / MH. -65 Dolphin, китайского Harbin Z-9 и модернизированного Eurocopter EC155.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
  • 4 Варианты
    • 4.1 Гражданские варианты
    • 4.2 Военные варианты
  • 5 Операторы
    • 5.1 Государственные операторы
    • 5.2 Военные операторы
    • 5.3 Бывшие операторы
  • 6 Демонстрируемые самолеты
  • 7 Несчастные случаи и известные инциденты
  • 8 Технические характеристики (AS365 N3)
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Цитаты
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Разработка

SA 365 / AS365 Dauphin 2 - это двухмоторная разработка коммерчески неудачной одномоторной модели Aérospatiale SA 360 Dauphin ; Спустя всего год после того, как SA 360 поступил на вооружение, Aerospatiale поняла, что платформа с двумя двигателями, а не одним, лучше подходит как для гражданских, так и для военных операций, поэтому была начата программа модернизации. В январе 1975 года первый двухмоторный прототип Dauphin совершил свой первый полет; Вскоре прототип продемонстрировал скорость 170 узлов в горизонтальном полете и установил несколько рекордов скорости, в том числе поездку Париж-Лондон со средней скоростью 322 км / ч. Поставки серийных моделей начались позже в том же десятилетии.

Дофин в полете, 2010 г.

Первоначальный серийный вариант поступил на вооружение под первоначальным обозначением SA 365C; Французская сертификация этой модели была получена в июле 1978 года. В 1982 году на смену SA 356C Dauphin пришел более мощный SA 365 N. Среди нескольких основных конструктивных изменений и улучшений SA 365 N отличался более мощными двигателями, более широким использованием композитные материалы, улучшенная компоновка кабины и убирающееся шасси.

Дальнейшие улучшения были внесены с введением SA 365 N1, который имел существенно переработанную Fenestron анти- крутящего момента, и SA 365 N2, который оснащался более мощными двигателями Turbomeca Arriel 1C2 турбовальными. В январе 1990 года общий тип был официально переименован в AS365. AS365 Dauphin - один из наиболее успешных вертолетов Eurocopter; и широко используется в качестве корпоративного транспорта, бортовой платформы правоохранительных органов, вертолета скорой медицинской помощи (EMS), платформы электронного сбора новостей и поисково-спасательного вертолета.

База Dauphin была усовершенствована в нескольких специализированных вариантах. В течение 1980-х годов SA 365 N использовался в качестве основы для военизированной версии Dauphin, первоначально разработанной как AS 365 K, который использовался для выполнения служебных, военно-транспортных и морских операций, широко известных как Еврокоптер Пантера. Вариант Dauphin был специально разработан и эксплуатируется в основном Береговой охраной США под обозначением HH / MH-65 Dolphin. Модель SA 365 M самолета Dauphin также производилась по лицензии в Китае как Z-9 компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation ; Впоследствии Z-9 был разработан в вооруженные WZ-9 и Z-19 боевые вертолеты.

Дизайн

Кабина пилотов Eurocopter AS365 N2

AS365 Dauphin - это двухмоторный вертолет, способный путешествовать на большие расстояния и хорошо подходящий для работы в климате с высокой температурой окружающей среды или на большой высоте. Dauphin обычно приводится в движение парой двигателей Turbomeca Arriel турбовальных ; в более поздних вариантах они оснащены блоками FADEC, которые обеспечивают дополнительные функции, такие как автоматическая последовательность запуска и режим обучения. Двигатели приводят в движение складной несущий винт Starflex винтокрылого аппарата и его рулевой винт Fenestron анти- крутящий момент через две отдельные трансмиссии; Эти коробки передач также подключены к двум отдельным гидравлическим системам, а также к резервной гидравлической системе для аварийного использования, например, для развертывания шасси. Электроэнергия обеспечивается парой стартер-генераторов и основной батареей NiCad (никель-кадмий)

, также имеется аварийная батарея.

Главный фюзеляж винтокрылого летательного аппарата включает зону кабины. отдельный багажный отсек, и выдвижная трицикл шасси расположение; Обычно устанавливаются четыре обычных двери для доступа в главную кабину, которые можно по желанию заменить одной входной дверью с воздушной лестницей в форме моллюска. Различные части винтокрылого летательного аппарата изготовлены из композитных материалов, например лопасти несущего винта из углеродного волокна, другие материалы используются в частях фюзеляжа. Фюзеляж имеет защиту от коррозии и конструктивно усилен для установки дополнительного подъемника или грузового стропа. На внешней поверхности винтокрылого летательного аппарата также имеются различные другие точки крепления и захвата. В носовой части Dauphin могут быть установлены различные типы и модели радара.

Комбинация несущего винта Starflex и хвостового оперения Fenestron обеспечивает низкий уровень шума и вибрации в полете. на доске; Согласно заявлению Airbus Helicopters, уровень шума AS365 N3 на 3,1 децибел ниже стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что делает его самым тихим вертолетом в своем классе. Dauphin может взлетать с полной нагрузкой с уровня моря в условиях категории А. Основная зона салона спроектирована так, чтобы ее можно было реконфигурировать, и эта функция доступна операторам службы экстренной медицинской помощи (EMS) и поисково-спасательных операций (SAR). В обычном пассажирском транспорте кабина может вместить до 12 пассажиров помимо двух пилотов; В планировке VIP могут разместиться до семи пассажиров. Доступ в кабину осуществляется через большие раздвижные двери по обе стороны от вертолета, встроенные ступеньки для посадки обычно устанавливаются для облегчения посадки пассажиров.

В то время как кабина обычно оборудована двойными органами управления полетом для двух человек. человек, Dauphin может управляться одним пилотом в соответствии с правилами полетов по приборам ; это было частично достигнуто с помощью авионики, такой как 4-осевая двойная цифровая автоматическая система управления полетом (вместо этого старые серийные самолеты используют 3-осевую систему управления полетом со встроенным автопилотом), чтобы уменьшить нагрузку на экипаж. Основная система управления полетом подключена в общей сложности к 3 двухкамерным первичным серво блокам для циклического и коллективного управления шагом, и один двухкамерный задний сервоблок для управления шагом рулевого винта. Другая основная авионика включает 10,4-дюймовые многоцелевые сенсорные экраны дисплеи, метеорологический радар, приемник глобальной системы позиционирования (GPS), предупреждение о дорожном движении и столкновение. система предотвращения столкновений (TCAS), автоматическое устройство аварийного оповещения (AVAD), система мониторинга состояния и использования (HUMS), записи быстрого доступа для управления полетными данными вертолета и система цифровой аудиосвязи (DACS).

История эксплуатации

ВМС Франции AS365 F Dauphin на борту USS Mount Whitney во время операции Harmattan, 2011 г.

В феврале 1980 г. первый серийный Dauphin использовался для разрыва трех отдельных скоростей. -связанные мировые рекорды в отдельных поездках между Баттерси, Лондоном, Соединенным Королевством и Исси-ле-Мулино, Парижем, Франция. В 1985 году новая модель Dauphin, AS365 F, стала первым винтокрылым аппаратом в мире, который летал с летными приборами, отображаемыми на электронных дисплеях, которые заменили традиционные приборы; этот вариант был впервые приобретен ирландским авиационным корпусом для операций SAR.

ВМС Франции использовали Dauphin, в дополнение к специализированному военному варианту Panther, для выполнения различных миссий, таких как общественная служба Dauphin, которая включает в себя различные обязанности, включая поисково-спасательные операции на море, мониторинг на море и реагирование на сигналы бедствия. Дофины ВМС Франции обычно размещаются на борту авианосца «Шарль де Голль», а также на борту других судов французского флота и союзников; они оснащены опускаемым гарпуном для облегчения посадки на борт в плохую погоду.

В ноябре 2011 года ВМС Франции начали эксплуатационное использование новой модели Dauphin, Dauphin N3 +, в качестве замены для старения Eurocopter AS332 Super Pumas, дислоцированный в Французской Полинезии ; основными задачами являются поисково-спасательные операции и MEDIVAC в этом регионе.

Dauphin AS365 N3, 2014

К 1980 году было доставлено в общей сложности 265 AS360 / 361/365 Dauphin, 88% из которых были доставлены иностранным клиентам в всего 23 разных нации. Среди первых клиентов этого типа были Саудовская Аравия, которая заказала 24 дофина, и Ангола с заказом на 17 дофинов. Крупнейшими гражданскими заказчиками этого типа был индийский оператор Паван Ханс, у которого к 2003 г. имелся парк из 19 дофинов (почти две трети их общего парка вертолетов) и который находился в процессе закупки еще 11 дофинов. разрешить вывод старых самолетов из эксплуатации; они часто использовались для поддержки деятельности по добыче нефти на шельфе.

В феврале 1991 года было объявлено, что 500-й Dauphin был доставлен Bond Helicopters, которые в то время эксплуатировали в общей сложности 15 типа, с дополнительными дофинами по заказу. К 1991 году Dauphin обслуживали 138 клиентов из 44 стран. В декабре 2006 года президент Eurocopter Фабрис Брежье заявил, что ежегодно доставляется от 30 до 40 Dauphin. К 2011 году было выпущено более 1000 версий AS365 / 366/565; Pawan Hans принял поставку тысячного Dauphin, произведенного в апреле 2011 года, после чего, как сообщается, этот тип эксплуатировался более чем у 300 операторов по всему миру.

До Летних Олимпийских игр 2004 года, пять AS 356N3 Дофины были закуплены для греческой береговой охраны для наблюдения за портами. В период с 2009 по 2012 год армейский авиационный корпус Соединенного Королевства принял пять дофинов, которые были приписаны к No. 658-я эскадрилья AAC для замены четырех вертолетов AgustaWestland A109, используемых для поддержки операций Special Air Service (SAS).

По состоянию на 2014 год вариант AS365 N Dauphin удерживает мировой рекорд скорости на дистанции 3 км (1,9 мили), установленный на скорости 372 км / ч (231 миль / ч) в 1991 году.

Варианты

Спасательный вертолет AS365 F Dauphin ВМС Франции на палуба авианосца Charles De Gaulle, июнь 2004 г.

Гражданские варианты

SA 365 C
Двухмоторная версия Dauphin, обозначенная как Dauphin 2, была объявлено в начале 1973 года. Первый полет прототипа состоялся 24 января 1975 года; Поставки серийных моделей начались в декабре 1978 года. По сравнению с предыдущей моделью, SA 365 C имел два турбовальных вала Arriel 1 мощностью 470 кВт (630 л.с.) в новом обтекателе двигателя, ступицу несущего винта Starflex и более высокую максимальную взлетную массу ( 3400 кг (7 496 фунтов) или 7 495 фунтов). В его устройстве противодействия крутящему моменту Fenestron было 13 металлических лезвий. Производство SA 360 и SA 365 C было прекращено в 1981 году, к тому времени было построено около 40 SA 360 и 50 SA 365 C / C1; оба были заменены на SA 365 N.
SA 365 C1
Вариант на базе Arriel 1A1, сертифицированный в марте 1979 года.
SA 365 C2
Вариант на базе Arriel 1A2, сертифицированный в Февраль 1980 г.
SA 365 C3
Вариант на базе Arriel 1C, сертифицированный в январе 1982 г.
SA 365 N
Значительно улучшенная версия SA 365 C Dauphin 2, первый прототип, летевший 31 марта 1979 года. В этой версии были представлены усиленные турбовальные валы Arriel 1C мощностью 492 кВт (660 л.с.), убирающееся трехколесное шасси, увеличенные хвостовые поверхности и переработанная трансмиссия, несущий винт, обтекатель мачты несущего винта и двигатель. капоты. Первоначальный M.T.O.W. самолета. 3850 кг (8 490 фунтов) позже был увеличен до 4000 кг (8 800 фунтов). Поставки серийной модели начались в 1982 году.
SA 365 N1
Включая многие улучшения, разработанные для SA 366 G1 (HH-65 Dolphin ), эта версия представила модернизированный 526 кВт (705 л.с.) турбовальные агрегаты Arriel 1C1, усовершенствованный 11-лопастной фенестрон с более широкими лопастями (что снизило шумовую характеристику AS365 N1), подвижные двери ходовой части заменены упрощенными обтекателями и увеличен общий вес 4100 кг (9000 фунтов).
AS 365 N2
Эта версия, изначально обозначавшаяся как AS365 N2, представила модернизированные турбовальные валы Arriel 1C2 мощностью 549 кВт (737 л.с.), усиленную коробку передач, увеличенную максимальную взлетную массу на 4250 кг (9370 л. фунты), измененный дизайн дверей кабины и переработанный интерьер, увеличенный хвостовой стабилизатор с полностью композитным фенестроном. Поставки этой версии начались в 1990 году. Лицензионные версии собирались в Китае как Z-9, Z-19 и AVIC AC312.
AS365 N3
Высокопроизводительный AS365 N3 был разработан для эксплуатации в России. для жаркого и жаркого климата, и представил турбовальные агрегаты Arriel 2C мощностью 635 кВт (851 л.с.), оснащенные одноканальным DECU (цифровым блоком управления двигателем) с ручным переключением, соединенным с усиленной главной трансмиссией для улучшения характеристик одного двигателя. AS365 N3 также оснащен обновленным 10-лопастным композитным устройством защиты от крутящего момента Fenestron с асимметричным распределением лопастей, что обеспечивает дальнейшее снижение уровня шума. Полная масса AS365 N3 составляет 4300 кг (9500 фунтов). Серийные поставки начались в декабре 1998 года.
AS365 N3 +
Эта версия была представлена ​​на Парижском авиасалоне в 2009 году и отличается в основном новой авионикой, включая 4-осевой автопилот. Эта версия в настоящее время все еще находится в производстве.
AS365 N4
Произведенный как EC155.
AS365 X
Более известный как DGV 200 или Dauphin Grand Vitesse (High Speed ​​Dauphin), AS365 X был разработан испытательный стенд X-380 DTP (испытательная техника разработки или испытательная техническая разработка), первый полет которого состоялся 20 марта 1989 года. Самолет впервые совершил полет в конфигурации AS365 X двумя годами позже, в марте 1991 года, и имел меньший по размеру фенестрон, новый несущий винт. с пятью высокоинерционными лопастями со стреловидными концами, составной ступицей / мачтой ротора и турбовальными валами Turbomeca Arriel IX мощностью 624 кВт (837 л.с.). 19 ноября 1991 года этот самолет установил рекорд скорости класса E1e (от 3000 до 4500 кг) в 201 узел (372 км / ч; 231 миль в час) по треугольному курсу 3 км (1,9 мили).
Eurocopter EC155 B1 на Парижский авиасалон 2007
EC155 B / B1
Эта версия изначально должна была следовать за N3 как AS365 N4, и была анонсирована на Парижском авиасалоне 1997 года, а затем была переименована в EC155 B. версия N3 имеет два турбовальных двигателя Arriel 2C / 2C2, оснащенных системой FADEC, а также пятилопастной несущий винт Spheriflex (заимствованный из AS365 X DGV). Основная кабина увеличена на 30% (достигается за счет выпуклых дверей и заглушек). Первый полет первого прототипа состоялся 17 июня 1997 года, и эта версия в настоящее время находится в производстве (как EC155 B1).

Военные варианты

AS565 Panther
SA 366 G1 Dauphin
Версия SA 366 G1 Dauphin была выбрана Береговой охраной США (USCG) в 1979 году в качестве нового спасательного вертолета «воздух-море» и получила обозначение HH-65A Dolphin. В общей сложности было приобретено 99 вертолетов, оптимизированных для поисково-спасательных операций на близком расстоянии (SRR), с последующим приобретением дополнительных самолетов.
SA 365 N Dauphin
Значительно улучшенная версия SA 365 C Dauphin 2, первый прототип, летевший 31 марта 1979 года. Эта версия включала модернизированные турбовалы Arriel 1C мощностью 492 кВт (660 л.с.), убирающееся трехколесное шасси, увеличенные хвостовые поверхности и измененную трансмиссию, несущий винт и мачту несущего винта. обтекатель и капоты двигателя. Первоначальный M.T.O.W. самолета. 3850 кг (8 490 фунтов) позже был увеличен до 4000 кг (8 800 фунтов). Поставки серийной модели начались в 1982 году.
SA 365 F Dauphin
SA 365 F является вариантом SA 365 N для французского флота. Он используется с 1991 года для выполнения общих задач и в качестве резервных целей на борту авианосца . Вертолет с водолазами-спасателями во время полетов всегда находится в воздухе, чтобы иметь возможность помочь пилоту в случае аварии. Первые эксперименты были успешно проведены в 1990 году на борту корабля Clemenceau. Вариант 365F используется с 1999 года с Flottille 35F под названием AS365F Dauphin Pedro. ВМС Франции SA 365 F
AS365 N3 Dauphin
Высокопроизводительный AS365 N3 был разработан для работы в «жарком и высокогорном» климате и представил 635 кВт (851 л.с.) турбонаддув Arriel 2C. валы, оснащенные одноканальным DECU (цифровым блоком управления двигателем) с ручным реверсированием, соединенным с модернизированной главной трансмиссией для улучшения характеристик одного двигателя. AS365 N3 также оснащен обновленным 10-лопастным композитным устройством защиты от крутящего момента Fenestron с асимметричным распределением лопастей, что обеспечивает дальнейшее снижение уровня шума. Полная масса AS365 N3 составляет 4300 кг (9500 фунтов). Серийные поставки начались в декабре 1998 года.
AS365 N3 +
Эта версия была представлена ​​Eurocopter на Парижском авиасалоне 2009 года и отличается, главным образом, новой авионикой, включая 4-осевой автопилот

Операторы

All Nippon Helicopter AS365 N2

На Dauphin летают частные операторы, компании, службы экстренной помощи, правительственные агентства и чартерные компании.

Государственные служащие

Австралия
Аргентина
Франция
Греция
Исландия
AS365 N2 Dauphin 2 Исландской береговой охраны
Индонезия
Япония
Кувейт
M70-02 (8231200851)
Малайзия
Испания
Швеция
Тайвань

Военные операторы

Бангладеш
Армия Бангладеш Eurocopter AS365 N3 + Dauphin
Болгария
Чили
Колумбия
Джибути
Франция
ВВС Литвы Eurocopter AS365 + Dauphin
Литва ia
Мьянма
Береговая охрана США HH-65 «Дельфин»
Нигерия
Саудовская Аравия
Соединенное Королевство
США
Уругвай

Бывшие операторы

365F Dauphin 2 из Ирландского авиационного корпуса, выведенные на пенсию в 2006 году
Фиджи
Ирландия
Южная Африка
Шри-Ланка

Самолет на выставке

Несчастные случаи и известные происшествия

2 июля 1999 г. самолет AS365F, эксплуатируемый ирландским авиационным корпусом, врезался в песчаную дюну в густом тумане в Трамор, возвращаясь с успешной миссии у побережья Уотерфорда. В результате столкновения погибли четыре члена экипажа.

4 апреля 2015 года самолет AS365, принадлежащий компании Orion Corridor Sdn Bhd, разбился в Семеных недалеко от Каджанг, Малайзия. Все шесть человек на борту, включая бывшего посла Малайзии в США и члена парламента Ромпина, Джамалуддина Джарджиса и других, были убиты. Вертолет летел со свадьбы дочери премьер-министра Малайзии.

Технические характеристики (AS365 N3)

AS365 Dauphin orthographical image.svg
Внешнее видео
значок видео Официальное видео истории Dauphin AS365
значок видео Запись приземления и руления Dauphin
значок видео Вид из кабины двигателя при запуске и взлете

Данные с {Eurocopter.com}

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 пилота
  • Вместимость: 11 или 12 пассажиров
  • Длина: 13,73 м (45 футов 1 дюйм)
  • Высота: 4,06 м (13 футов 4 дюйма)
  • Масса пустого: 2389 кг (5267 фунтов)
  • Максимальная взлетная масса : 4300 кг (9480 фунтов)
  • Силовая установка: 2 × Turboméca Arriel 2C турбовальный, взлетная мощность, 625 кВт (838 л.с.) каждый
  • Диаметр несущего винта: 11,94 м (39 футов 2 дюйма)
  • Площадь главного ротора: 111,98 м (1205,3 кв. Футов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 306 км / ч (190 миль / ч, 165 кн)
  • Перегоночная дальность: 827 км (514 миль, 447 морских миль)
  • Практический потолок: 5,865 м (19242 фута)
  • Скорость подъема: 8,9 м / с ( 1750 фут / мин)

См. Также

  • Авиационный порт tal
  • флаг Франция портал

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Airbus Helicopters AS365 Dauphin.
Последняя правка сделана 2021-05-19 07:16:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте