SA 365 Dauphin 2. AS365 Dauphin | |
---|---|
Британский армейский авиационный корпус Dauphin 2 высадился в Аэропорт Глазго, Шотландия | |
Роль | Средний служебный вертолет |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Aérospatiale. Eurocopter. Airbus Helicopters |
Первый полет | 24 января 1975 г. |
Введение | декабрь 1978 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | Pawan Hans |
Произведено | 1975 - настоящее время |
Построено | 1000+ |
Стоимость единицы | |
Разработано на основе | Aérospatiale SA 360 Dauphin |
Варианты | Eurocopter HH-65 Dolphin. Eurocopter AS565 Panther. Harbin Z-9 |
Разработан в | Eurocopter EC155. Eurocopter X3 |
Eurocopter (сейчас Airbus Helicopters ) AS365 Dauphin (Dolphin), также ранее известный как Aérospatiale SA 365 Dauphin 2, является многоцелевым самолетом среднего веса. Вертолет с n-двигателем производства Airbus Helicopters. Первоначально он был разработан и изготовлен французской фирмой Aérospatiale, которая в 1990-х годах была слита с транснациональной компанией Eurocopter. С момента начала производства в 1975 году этот тип находится в непрерывном производстве более 40 лет. Предполагаемый преемник Dauphin - это Airbus Helicopters H160, который еще не поступил в эксплуатацию по состоянию на январь 2020 года.
Dauphin 2 имеет много общего с Aérospatiale SA 360, коммерчески неудачный одномоторный вертолет; однако двухмоторный Dauphin 2 действительно удовлетворил спрос покупателей и эксплуатировался множеством гражданских и военных операторов. С момента появления этого типа в 1970-х годах было разработано и запущено в производство несколько основных вариаций и специализированных версий Dauphin 2, в том числе предназначенный для военных целей Eurocopter Panther, спасательный самолет «воздух-море» HH / MH. -65 Dolphin, китайского Harbin Z-9 и модернизированного Eurocopter EC155.
SA 365 / AS365 Dauphin 2 - это двухмоторная разработка коммерчески неудачной одномоторной модели Aérospatiale SA 360 Dauphin ; Спустя всего год после того, как SA 360 поступил на вооружение, Aerospatiale поняла, что платформа с двумя двигателями, а не одним, лучше подходит как для гражданских, так и для военных операций, поэтому была начата программа модернизации. В январе 1975 года первый двухмоторный прототип Dauphin совершил свой первый полет; Вскоре прототип продемонстрировал скорость 170 узлов в горизонтальном полете и установил несколько рекордов скорости, в том числе поездку Париж-Лондон со средней скоростью 322 км / ч. Поставки серийных моделей начались позже в том же десятилетии.
Дофин в полете, 2010 г.Первоначальный серийный вариант поступил на вооружение под первоначальным обозначением SA 365C; Французская сертификация этой модели была получена в июле 1978 года. В 1982 году на смену SA 356C Dauphin пришел более мощный SA 365 N. Среди нескольких основных конструктивных изменений и улучшений SA 365 N отличался более мощными двигателями, более широким использованием композитные материалы, улучшенная компоновка кабины и убирающееся шасси.
Дальнейшие улучшения были внесены с введением SA 365 N1, который имел существенно переработанную Fenestron анти- крутящего момента, и SA 365 N2, который оснащался более мощными двигателями Turbomeca Arriel 1C2 турбовальными. В январе 1990 года общий тип был официально переименован в AS365. AS365 Dauphin - один из наиболее успешных вертолетов Eurocopter; и широко используется в качестве корпоративного транспорта, бортовой платформы правоохранительных органов, вертолета скорой медицинской помощи (EMS), платформы электронного сбора новостей и поисково-спасательного вертолета.
База Dauphin была усовершенствована в нескольких специализированных вариантах. В течение 1980-х годов SA 365 N использовался в качестве основы для военизированной версии Dauphin, первоначально разработанной как AS 365 K, который использовался для выполнения служебных, военно-транспортных и морских операций, широко известных как Еврокоптер Пантера. Вариант Dauphin был специально разработан и эксплуатируется в основном Береговой охраной США под обозначением HH / MH-65 Dolphin. Модель SA 365 M самолета Dauphin также производилась по лицензии в Китае как Z-9 компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation ; Впоследствии Z-9 был разработан в вооруженные WZ-9 и Z-19 боевые вертолеты.
AS365 Dauphin - это двухмоторный вертолет, способный путешествовать на большие расстояния и хорошо подходящий для работы в климате с высокой температурой окружающей среды или на большой высоте. Dauphin обычно приводится в движение парой двигателей Turbomeca Arriel турбовальных ; в более поздних вариантах они оснащены блоками FADEC, которые обеспечивают дополнительные функции, такие как автоматическая последовательность запуска и режим обучения. Двигатели приводят в движение складной несущий винт Starflex винтокрылого аппарата и его рулевой винт Fenestron анти- крутящий момент через две отдельные трансмиссии; Эти коробки передач также подключены к двум отдельным гидравлическим системам, а также к резервной гидравлической системе для аварийного использования, например, для развертывания шасси. Электроэнергия обеспечивается парой стартер-генераторов и основной батареей NiCad (никель-кадмий)
, также имеется аварийная батарея.
Главный фюзеляж винтокрылого летательного аппарата включает зону кабины. отдельный багажный отсек, и выдвижная трицикл шасси расположение; Обычно устанавливаются четыре обычных двери для доступа в главную кабину, которые можно по желанию заменить одной входной дверью с воздушной лестницей в форме моллюска. Различные части винтокрылого летательного аппарата изготовлены из композитных материалов, например лопасти несущего винта из углеродного волокна, другие материалы используются в частях фюзеляжа. Фюзеляж имеет защиту от коррозии и конструктивно усилен для установки дополнительного подъемника или грузового стропа. На внешней поверхности винтокрылого летательного аппарата также имеются различные другие точки крепления и захвата. В носовой части Dauphin могут быть установлены различные типы и модели радара.
Комбинация несущего винта Starflex и хвостового оперения Fenestron обеспечивает низкий уровень шума и вибрации в полете. на доске; Согласно заявлению Airbus Helicopters, уровень шума AS365 N3 на 3,1 децибел ниже стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что делает его самым тихим вертолетом в своем классе. Dauphin может взлетать с полной нагрузкой с уровня моря в условиях категории А. Основная зона салона спроектирована так, чтобы ее можно было реконфигурировать, и эта функция доступна операторам службы экстренной медицинской помощи (EMS) и поисково-спасательных операций (SAR). В обычном пассажирском транспорте кабина может вместить до 12 пассажиров помимо двух пилотов; В планировке VIP могут разместиться до семи пассажиров. Доступ в кабину осуществляется через большие раздвижные двери по обе стороны от вертолета, встроенные ступеньки для посадки обычно устанавливаются для облегчения посадки пассажиров.
В то время как кабина обычно оборудована двойными органами управления полетом для двух человек. человек, Dauphin может управляться одним пилотом в соответствии с правилами полетов по приборам ; это было частично достигнуто с помощью авионики, такой как 4-осевая двойная цифровая автоматическая система управления полетом (вместо этого старые серийные самолеты используют 3-осевую систему управления полетом со встроенным автопилотом), чтобы уменьшить нагрузку на экипаж. Основная система управления полетом подключена в общей сложности к 3 двухкамерным первичным серво блокам для циклического и коллективного управления шагом, и один двухкамерный задний сервоблок для управления шагом рулевого винта. Другая основная авионика включает 10,4-дюймовые многоцелевые сенсорные экраны дисплеи, метеорологический радар, приемник глобальной системы позиционирования (GPS), предупреждение о дорожном движении и столкновение. система предотвращения столкновений (TCAS), автоматическое устройство аварийного оповещения (AVAD), система мониторинга состояния и использования (HUMS), записи быстрого доступа для управления полетными данными вертолета и система цифровой аудиосвязи (DACS).
В феврале 1980 г. первый серийный Dauphin использовался для разрыва трех отдельных скоростей. -связанные мировые рекорды в отдельных поездках между Баттерси, Лондоном, Соединенным Королевством и Исси-ле-Мулино, Парижем, Франция. В 1985 году новая модель Dauphin, AS365 F, стала первым винтокрылым аппаратом в мире, который летал с летными приборами, отображаемыми на электронных дисплеях, которые заменили традиционные приборы; этот вариант был впервые приобретен ирландским авиационным корпусом для операций SAR.
ВМС Франции использовали Dauphin, в дополнение к специализированному военному варианту Panther, для выполнения различных миссий, таких как общественная служба Dauphin, которая включает в себя различные обязанности, включая поисково-спасательные операции на море, мониторинг на море и реагирование на сигналы бедствия. Дофины ВМС Франции обычно размещаются на борту авианосца «Шарль де Голль», а также на борту других судов французского флота и союзников; они оснащены опускаемым гарпуном для облегчения посадки на борт в плохую погоду.
В ноябре 2011 года ВМС Франции начали эксплуатационное использование новой модели Dauphin, Dauphin N3 +, в качестве замены для старения Eurocopter AS332 Super Pumas, дислоцированный в Французской Полинезии ; основными задачами являются поисково-спасательные операции и MEDIVAC в этом регионе.
Dauphin AS365 N3, 2014К 1980 году было доставлено в общей сложности 265 AS360 / 361/365 Dauphin, 88% из которых были доставлены иностранным клиентам в всего 23 разных нации. Среди первых клиентов этого типа были Саудовская Аравия, которая заказала 24 дофина, и Ангола с заказом на 17 дофинов. Крупнейшими гражданскими заказчиками этого типа был индийский оператор Паван Ханс, у которого к 2003 г. имелся парк из 19 дофинов (почти две трети их общего парка вертолетов) и который находился в процессе закупки еще 11 дофинов. разрешить вывод старых самолетов из эксплуатации; они часто использовались для поддержки деятельности по добыче нефти на шельфе.
В феврале 1991 года было объявлено, что 500-й Dauphin был доставлен Bond Helicopters, которые в то время эксплуатировали в общей сложности 15 типа, с дополнительными дофинами по заказу. К 1991 году Dauphin обслуживали 138 клиентов из 44 стран. В декабре 2006 года президент Eurocopter Фабрис Брежье заявил, что ежегодно доставляется от 30 до 40 Dauphin. К 2011 году было выпущено более 1000 версий AS365 / 366/565; Pawan Hans принял поставку тысячного Dauphin, произведенного в апреле 2011 года, после чего, как сообщается, этот тип эксплуатировался более чем у 300 операторов по всему миру.
До Летних Олимпийских игр 2004 года, пять AS 356N3 Дофины были закуплены для греческой береговой охраны для наблюдения за портами. В период с 2009 по 2012 год армейский авиационный корпус Соединенного Королевства принял пять дофинов, которые были приписаны к No. 658-я эскадрилья AAC для замены четырех вертолетов AgustaWestland A109, используемых для поддержки операций Special Air Service (SAS).
По состоянию на 2014 год вариант AS365 N Dauphin удерживает мировой рекорд скорости на дистанции 3 км (1,9 мили), установленный на скорости 372 км / ч (231 миль / ч) в 1991 году.
На Dauphin летают частные операторы, компании, службы экстренной помощи, правительственные агентства и чартерные компании.
2 июля 1999 г. самолет AS365F, эксплуатируемый ирландским авиационным корпусом, врезался в песчаную дюну в густом тумане в Трамор, возвращаясь с успешной миссии у побережья Уотерфорда. В результате столкновения погибли четыре члена экипажа.
4 апреля 2015 года самолет AS365, принадлежащий компании Orion Corridor Sdn Bhd, разбился в Семеных недалеко от Каджанг, Малайзия. Все шесть человек на борту, включая бывшего посла Малайзии в США и члена парламента Ромпина, Джамалуддина Джарджиса и других, были убиты. Вертолет летел со свадьбы дочери премьер-министра Малайзии.
Внешнее видео | |
---|---|
Официальное видео истории Dauphin AS365 | |
Запись приземления и руления Dauphin | |
Вид из кабины двигателя при запуске и взлете |
Данные с {Eurocopter.com}
Общие характеристики
Производительность
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, связанные с Airbus Helicopters AS365 Dauphin. |