Etymologiae

редактировать

Etymologiae
Isidoro di siviglia, etimologie, fine VIII secolo MSII 4856 Bruxelles, Bibliotheque Royale Albert I, 20x31,50, pagina i n scrittura onciale carolina.jpg Страница Etymologiae, Каролингская рукопись (8 век), Брюссель, Королевская библиотека Бельгии
АвторИсидор Севильский
СтранаИспания
ПредметОбщие знания,. Этимология
ЖанрЭнциклопедия
Дата публикацииок. 600–625
страниц20 книг

Etymologiae (латинское для «этимологии »), также известных как Origines («Origins ») и обычно сокращенно Origins. - это этимологическая энциклопедия, составленная Исидором из Севилья (ок. 560–636) ближе к концу жизни. Исидор был вдохновлен написать книгу своим другом Браулио, епископом Сарагосы. Этимологии обобщили и систематизировали богатство знаний из сотен классических источников; три его книги во многом основаны на «Естественной истории» Плиния Старшего . Исидор признает Плиния, но не признает другие его основные источники, а именно Кассиодора, Сервия и Солина. В этом произведении содержится все то, что Исидор, влиятельный христианин епископ, считал достойным сохранения. Тематика его чрезвычайно разнообразна, от грамматики и риторики до земли и космоса, зданий, металлов, войны, кораблей, людей, животных, медицины, права, религий и иерархий ангелов и святых.

Etymologiae охватывает энциклопедический круг тем. Этимология, происхождение слов, широко известна, но работа охватывает, среди прочего: грамматику, риторику, математику, геометрия, музыка, астрономия, медицина, право, римско-католическая церковь и еретики секты, язычники философы, языки, города, животные и птицы, физический мир, география, общественные здания, дороги, металлы, камни, сельское хозяйство, корабли, одежда, еда и инструменты.

Etymologiae использовались чаще всего учебник на протяжении Средневековья. Он был настолько популярен, что его читали вместо многих оригинальных классических текстов, которые резюмировали, так что они перестали копироваться и были утеряны. Его цитировал Данте Алигьери, который поместил Исидора в свой Paradiso, цитировал Джеффри Чосер и упоминал поэты Боккаччо, Петрарка и Джон Гауэр. Среди тысячи с лишним уцелевших копий рукописи находятся Codex Gigas 13 века; Самый ранний из сохранившихся рукописей, Codex Sangallensis, хранит книги с XI по XX век, относящиеся к IX веку. Etymologiae было напечатано по крайней мере в десяти изданиях между 1472 и 1530 годами, после чего его важность исчезла в Ренессансе. Первое научное издание было напечатано в Мадриде в 1599 году; первый модерн был отредактирован Уоллесом Линдси в 1911 году.

Etymologiae менее известны в наше время, хотя Ватикан решил назвать его автора Исидором покровитель Интернета . Ученые признают его важность как для сохранения классических текстов, так и для понимания средневекового мировоззрения.

Исидор Севильский родился около 560 года в Испании, в период нестабильного правления вестготов после крах Римской империи на Западе. Его старший брат Леандер, настоятель монастыря Севильи, руководил обучением Исидора, вероятно, в школе, примыкающей к его монастырю. Леандр был влиятельным священником, другом Папы Григория, и в конце концов он стал епископом Севильи. Леандр также подружился с сыновьями вестготского короля, Герменигильдом и Реккаредом. В 586 году Реккаред стал королем, а в 587 году под религиозным руководством Леандра он стал католиком, контролируя выбор епископов. Реккаред умер в 601 году, вскоре после назначения Исидора епископом Севильи.

. Исидор помог объединить королевство через христианство и образование, искоренив арианскую ересь, которая была широко распространена, и возглавил национальные советы в Толедо и Севилье. Исидор был близок с королем Сисебутом, взошедшим на престол в 612 году, и с другим севильским церковником, Браулио, который позже стал епископом Сарагосы.

Исидора был широко читаем, в основном на латыни с небольшим количеством греческого и иврита. Он был знаком с произведениями как отцов церкви, так и писателей-язычников, таких как Марсьяль, Цицерон и Плиний Старший, последний из которых является автором главной энциклопедии тогда существовала Естественная история. Классические энциклопедисты уже ввели алфавитный порядок тем и литературный, а не наблюдательный подход к знанию: Исидор следовал этим традициям. Исидор стал известен еще при жизни как ученый. Он начал составлять собрание своих знаний, этимологии, примерно в 600 году и продолжал писать примерно до 625 года.

Обзор
Страница рукописи с начала этимологий, показывающая буквы Греческий алфавит. Кодекс Каролинус, 8 век. Цифровая библиотека Вольфенбюттеля. Раннее печатное издание Гюнтера Зайнера, Аугсбург, 1472. Британская библиотека

Etymologiae представляет в сокращенной форме большую часть той части знаний древности которые христиане считали стоящими сохранения. Этимологии, часто очень надуманные, составляют предмет только одной из двадцати книг энциклопедии (Книга X), но предполагаемое языковое сходство пронизывает всю работу. Идея о качестве этимологического знания Исидора дает Питер Джонс: «Теперь мы знаем, что большинство его производных явлений - полная чушь (например, он получил baculus,« трость », от Вакха, бога выпить, потому что вам нужен один, чтобы ходить сразу после того, как утонули несколько) ".

Обширная энциклопедия древних знаний Исидора включает предметы от теологии до мебели и является богатым источником классических знаний и обучение средневековых писателей. В своих работах, включая «Этимологии», Исидор цитирует около 475 работ более 200 авторов. Епископ Браулио, которому Исидор посвятил его и отправил для исправления, разделил его на двадцать книг.

Анализ книги XII Жака Андре показывает, что она содержит 58 цитат из названных авторов и 293 заимствованных, но не процитированных употребления: 79 из Солинуса ; 61 из Сервия ; 45 от Плиния Старшего. Исидор старается назвать классиков и христианских ученых, материал которых он использует, особенно в порядке убывания частоты: Аристотеля (15 ссылок), Иеронима (10 раз), Катона (9 раз), Платона (8 раз), Плиния, Доната, Евсевий, Августин, Светоний и Иосиф. Он упоминает в качестве плодовитых авторов язычника Варрона и христиан Оригена и Августина. Но его переводчик Стивен Барни примечателен тем, что он никогда не называет составителей энциклопедий, которые он использовал, «из вторых или третьих рук», Авл Геллий, Нониус Марцелл, Лактанций, Макробий и Марсиан Капелла. Барни далее отмечает как «наиболее поразительное» то, что Исидор никогда не упоминает три из своих четырех основных источников (один из которых он называет Плинием): Кассиодор, Сервий и Солин. И наоборот, он восемь раз называет Пифагора, хотя Пифагор не писал книг. Таким образом, этимологии являются «самодовольными производными».

В книге II, посвященной диалектике и риторике, Исидор в значительной степени обязан переводам с греческого, выполненным Боэцием, а в книге III он является так же в долгу перед Кассиодором, который изложил суть трактовки Исидором арифметики. Целий Аврелиан вносит щедрый вклад в часть книги IV, посвященную медицине. Взгляд Исидора на римское право в книге V рассматривается через призму вестготского сборника, названного Бревиарием Алариха, который был основан на Кодексе Феодосия, которого Исидор никогда не видел. Благодаря сжатому пересказу Исидора третья память о римском праве перешла в раннее средневековье. Лактанций - автор, наиболее часто цитируемый в книге XI, посвященной человеку. Книги XII, XIII и XIV в значительной степени основаны на «Естественной истории» Плиния Старшего и Солинусе, тогда как утерянный Прата Светония, который можно частично собрать из того, что цитируется в Etymologiae, кажется, вдохновило общий план работы, а также многие ее детали.

Латынь Исидора, изобилующая нестандартной вульгарной латынью, стоит на пороге латыни и местного Романский язык Испании. Согласно предварительным письмам, труд был составлен по настоянию его друга Браулио, епископа Сарагосского, которому Исидор в конце своей жизни послал свой codex inemendatus («неотредактированная книга»), который, кажется, начал распространяться до того, как Браулио смог пересмотреть и издать его с посвящением позднему вестготскому королю Сисебут.

Содержание

Этимология объединяет знания, главным образом извлеченные из классики, в двадцать книги:

Структура этимологии
КнигаТемыОсновные источники
(Вся работа)(Этимологическая энциклопедия)Прата Светония, теперь утерян
Книга I: de grammaticaTrivium : грамматика Институты Кассиодора
Книга II: de rhetorica et dialecticaTrivium: риторика и диалектика Cassiodorus
Книга III: de mathematicaQuadrivium : математика, геометрия, музыка, астрономия Боэций по математике; Кассиодор
Книга IV: de medicinaмедицина Целий Аврелиан, Соран Эфесский, Плиний
Книга V: de legibus et temporibusзакон и хронология Институты Гая, Бревиарий Алариха
Книга VI: de libris et officiis ecclesiasticisЦерковные книги и офисыАвгустин, Иероним, Григорий Великий, Божественные институты Лактанция, Тертуллиан
Книга VII: de deo, angelis et sanctisБог, ангелы и святые : иерархии неба и земли Августин, Иероним, Григорий Великий, Лактантий, Тертуллиан
Книга VIII: de ecclesia et sectisРимско-католическая церковь и евреи и еретики секты ; философы (язычники ), пророки и сивиллы Августин, Иероним, Григорий Великий, Лактантий, Тертуллиан (христианин); Варрон, Цицерон, Плиний Старший (язычник)
Книга IX: de linguis, gentibus, regnis, militia, civibus, affinitatibusЯзыки, народы, царства, армии, города и титулыАвгустин, Амвросий, Иероним, Сервий, Плиний, Солин (который заимствовано у Плиния)
Книга X: de dictionaryЭтимологии Верриус Флакк через Феста; Сервий ; Отцы церкви.
Книга XI: de homine et portentisЧеловечество, предзнаменования и преобразованияКниги XI - XX включают материалы из книги Плиния Естественная история, Сервий, Солин
Книга XII: de animalibusЗвери и птицы Плиний, Сервий, Солин, Гексамерон из Амвросий
Книга XIII: de mundo et partibusфизический мир, атомы, элементы, природные явлениякак Книга XI
Книга XIV: de terra et partibusГеография : Земля, Азия, Европа, Ливия, острова, мысы, горы, пещерыкак Книга XI; Истории против язычников Павла Орозия
Книга XV: de aedificiis et agrisОбщественные здания, общественные работы, дорогиКолумелла, Сервий
Книга XVI: de lapidibus et metallisМеталлы и камни Плиний, Сервий, Солин
Книга XVII: de rebus rusticisСельское хозяйство Катон via Columella, Плиний, Сервий, Солин, Рутилий Палладий, Варрон
Книга XVIII: de bello et ludisУсловия войны, игры, юриспруденция Сервий; Тертуллиан о цирковых играх
Книга XIX: de navibus, aedificiis et vestibusКорабли, дома и одежда Сервий; также Иероним, Фест, Плиний, М. Кетиус Фавентин, Палладий, Нонус Марцелл
Книга XX: de domo et instrumentis domesticisЕда, инструменты и предметы интерьера как Книга XIX

В Книге I Исидор начинает с длинного раздела по первому из трех предметов средневекового Тривиума, который в то время считался ядром основных знаний, грамматика. Он охватывает буквы алфавита, части речи, акценты, знаки препинания и другие знаки, стенографию и сокращения, написание шифром и языком жестов, типы ошибок и истории. Он выводит слово для букв (littera) от латинских слов «читать» (legere) и «дорога» (iter), «как если бы термин был легитера», утверждая, что буквы предлагают дорогу людям, которые читают. 76>

Книга II завершает средневековый Тривиум освещением риторики и диалектики. Исидор описывает, что такое риторика, виды аргументов, максимы, красноречие, способы речи и фигуры речи. На диалектике он обсуждает философию, силлогизмы и определения. Он отождествляет греческий термин «силлогизм» с латинским термином «аргументация» (argumentsatio), который он происходит от латинского слова «ясный ум» (arguta mens).

Книга III охватывает средневековый Quadrivium, четыре предмета, которые дополняли Тривиум, - это математика, геометрия, музыка и астрономия. Он утверждает, что существует бесконечно много чисел, так как вы всегда можете добавить одно (или любое другое число) к любому числу, которое вы считаете пределом. Он приписывает геометрию Древнему Египту, утверждая, что, поскольку река Нил затопила и залила землю грязью, геометрия была необходима, чтобы обозначить землю людей «линиями и мерами». Исидор отличает астрономию от астрологии и охватывает мир, небо и небесную сферу, зодиак, солнце, луну, звезды, Млечный Путь и планеты., и имена звезд. Он выводит изогнутый (curvus) свод неба от латинского слова, означающего «перевернутый» (конверсус). Он объясняет солнечные затмения как прохождение луны между Землей и Солнцем, а лунные затмения - как происходящие, когда она входит в тень земли. Он осуждает римское наименование планет в честь их богов: Юпитера, Сатурна, Марса, Венеры и Меркурия.

Книга IV охватывает медицину, включая четыре вида жидкости, болезни, лекарства и медицину. инструменты. Он получил слово «медицина» от латинского «умеренность» (modus) и «ишиас » (ишиаз) от пораженной части тела, бедра (греч. Ἰσχία «ишиа»).

Книга V охватывает закон и хронологию. Исидор различает естественное, гражданское, международное, военное и публичное право. Он обсуждает цель закона, судебные дела, свидетелей, правонарушения и наказания. По хронологии Исидор охватывает такие периоды времени, как дни, недели и месяцы, солнцестояния и равноденствия, сезоны, особые годы, такие как Олимпиады и юбилеи, поколения и эпохи.

В Книге VI Исидор описывает церковные книги и офисы, начиная с Ветхого и Нового Заветов, авторов и названия священных книг, библиотек и переводчиков, авторов, письменных принадлежностей, включая таблички, папирусы и пергаменты, книг, писцов и христианских праздников.

В книге VII описывается основная схема, касающаяся Бога, ангелов и святых, другими словами иерархий неба и земли, от патриархов, пророков и апостолов вниз по шкале через людей, названных в Евангелиях, до мучеников, священнослужителей, монахов и обычных христиан.

Книга VIII охватывает религию в форме Римско-католической церкви, евреи и еретики секты, философы (язычники ), включая поэтов, сивиллы и маги, а языческие боги.

Книга IX охватывает языки, народы, царства, города и титулы.

Книга X - это словарный список существительных и прилагательных вместе с предполагаемыми этимологиями для них. Например, буква «D» начинается со слова, обозначающего хозяина (Dominus), так как он является главой семьи (Domus); прилагательное послушный (docilis) происходит от Исидора от глагола «учить» (docere), потому что послушные люди способны учиться; и слово, обозначающее «мерзкий» (Нефариус), объясняется как не стоящее зерна, называемого шкурой (Far).

Книга XI охватывает людей, знамения и преобразования. Исидор переводит слово «человеческие существа» (homo) с латинского «почва» (гумус), поскольку в Бытии 2: 7 говорится, что человек создан из почвы. Моча (моча) получила свое название от того факта, что она может обжечь (урера) кожу, либо, как говорит Исидор, из-за того, что она поступает из почек (почек). Femina, что означает женщина, происходит от femora / femina, что означает бедра, поскольку эта часть тела показывает, что она не мужчина. Ягодицы на латыни - clunis, так как они находятся рядом с толстой кишкой или толстой кишкой (colum).

Книга XII охватывает животных, включая мелких животных, змей, черви, рыбы, птицы и другие летающие звери. Трактовка Исидора, как обычно, полна предположительной этимологии, поэтому лошадь называется equus, потому что в упряжке из четырех лошадей они уравновешены (квадрат). Паук (aranea) называется так из воздуха (aer), который его кормит. электрический луч (торпеда) называется так, потому что он ошеломляет (torpescere, например, «оцепенение») любого, кто его касается.

Книга XIII описывает физический мир, атомы, классические элементы, небо, облака, гром и молнии, радуги, ветры и воды, включая море, Средиземное море, заливы, приливы, озера, реки и наводнения. Небо называется caelum, потому что на нем есть звезды, похожие на украшенный горшок (caelatus). Облака называются нубами, поскольку они покрывают (обнубере) небо, точно так же, как невесты (нупта) носят вуали на своих свадьбах. Ветер на латыни называется ventus, потому что он злой и сильный (vehemens, violentus). Есть много видов воды: часть воды «соленая, часть щелочная, часть с квасцами, часть серная, часть смолистая, а часть содержит лекарство от болезней». Есть воды, которые лечат травмы глаз, или делают голоса мелодичными, или вызывают безумие, или лечат бесплодие. Вода Стикса вызывает немедленную смерть.

T и O карта из первого печатного издания Etymologiae, XIV: de terra et partibus, представляющего обитаемый мир. Аугсбург, 1472 г. Восток находится наверху, а Азия занимает верхнюю половину «земного шара» (орбис).

Книга XIV охватывает географию, описывая Землю, острова, мысы, горы и пещеры. Земля разделена на три части: Азия занимает половину земного шара, а Европа и Африка - по четверти. Европа отделена от Африки Средиземным морем, которое простирается от океана, который омывает сушу. Исидор пишет, что орбис Земли, переведенный Барни как «глобус», «получил свое название от округлости круга, потому что он напоминает колесо; поэтому маленькое колесо называется« малым диском »(orbiculus)». Барни отмечает, что орбис «относится к« кругу »земель вокруг Средиземного моря и, следовательно, к общей известной протяженности суши». Исидор проиллюстрировал этимологию круговой картой TO, которая также давала смутное представление о плоской дискообразной Земле, хотя авторы расходятся во мнениях относительно убеждений Исидора по этому поводу.

Книга XV охватывает города и здания, включая общественные здания, дома, склады и мастерские, части зданий, палатки, поля и дороги.

Книга XVI охватывает металлы и камни, начиная с пыли и земли и перейдя к драгоценным камням разных цветов, стеклу и рудникам. Металлы включают золото, серебро, медь, железо, свинец и электрум. Меры и вес завершают книгу. Описываются игры с досками и игральными костями.

Книга XVII описывает сельское хозяйство, включая зерновые, бобовые, виноградные лозы, деревья, ароматические травы и овощи.

Книга XVIII охватывает условия война, игры и юриспруденция. Исидор описывает штандарты, трубы, оружие, включая мечи, копья, стрелы, пращи, тараны, и доспехи, включая щиты, нагрудники и шлемы. Спортивные игры включают бег и прыжки, метание и борьбу. Описаны цирковые игры, гонки на колесницах, скачки и прыжки в воду. В театре освещают комедию, трагедию, пантомиму и танец. В амфитеатре Исидор покрывает тех, кто сражается сетями, петлями и другим оружием.

Книга XIX охватывает корабли, включая лодки, паруса, канаты и сети; кузницы и инструменты; строительство, включая стены, украшения, потолки, мозаику, статуи и строительные инструменты; и одежда, включая виды одежды, плащи, постельные принадлежности, инструменты, кольца, ремни и обувь. Слово «сеть» (rete) происходит от удерживания (retinere) рыбы или, возможно, пишет Исидор, от веревок (restis), к которым они прикреплены.

Книга XX завершает энциклопедию Исидора, описывая продукты питания и напитки, а также сосуды для них, емкости для хранения и приготовления пищи; мебель, включая кровати и стулья; транспортные средства, сельскохозяйственные и садовые инструменты и оборудование для лошадей.

Прием
Статуя Исидора Севильского в 1892 г. в Мадриде автор Хосе Альковерро

Средневековье до Возрождения

Исидор пользовался широким влиянием на протяжении Средневековья, напрямую подпитываясь списками слов и энциклопедиями Папия, Гугуччо, Варфоломея Англиканского и Винсент Бове, а также используется повсюду в виде небольших фрагментов. Его влияние также относилось к раннесредневековым сборникам загадок, таким как Бернские загадки или Энигматы Альдхельма. Его цитировал Данте Алигьери, цитировал Джеффри Чосер, а его имя упоминали поэты Боккаччо, Петрарка и Джон Гауэр среди других. Данте зашел так далеко, что поместил Исидора в рай в заключительной части своей Божественной комедии, Paradiso (10.130–131).

В средние века Etymologiae была наиболее часто используемый учебник, столь высоко ценимый как хранилище классических знаний, что в значительной степени вытеснил использование отдельных произведений самих классиков, полные тексты которых больше не копировались и, таким образом, были утеряны. Это был один из самых популярных сборников в средневековых библиотеках.

Современный

«Энтузиазм редактора вскоре охладился после открытия, что книга Исидора на самом деле представляет собой мозаику из фрагментов, заимствованных у предыдущих писателей, священных и профаны, часто их «ipsa verba» без изменений », - отметил в 1911 году Уоллес Линдсей, недавно отредактировавший Исидора для Clarendon Press, с дальнейшим замечанием, однако, что часть цитируемых текстов были утеряны: например, Прата Светония может быть восстановлен только из отрывков Исидора.

По мнению Джона Т. Гамильтона, писавшего в The Classical Традиция 2010 года: «Наши познания в области мысли древнего и раннего средневековья в огромной степени обязаны этой энциклопедии, отражающему каталогу полученной мудрости, которую авторы единственного полного перевода на английский язык представляют как« возможно, самую влиятельную книгу после Библии »., в ученом мире Латинского Запада почти на тысячу лет "В наши дни, конечно, Исидор и его этимология не являются именами нарицательными... но Ватикан назвал Исидора святым покровителем Интернета, что, вероятно, сделает его работу немного более известной.

Ральф Хекстер, также пишущий в «Классической традиции», комментирует «самую большую и очень влиятельную работу Исидора... над которой он все еще работал на момент своей смерти... его собственная архитектура в целом относительно ясна (если несколько произвольно)... На самом глубоком уровне энциклопедия Исидора уходит корнями в мечту о том, что язык может охватить вселенную и что если мы правильно его проанализируем, он может привести нас к правильному пониманию творения Бога. Его словосочетания не основаны на принципах исторической лингвистики, а следуют своей собственной логике... Исидор - мастер бриколажа... Его сокращения и компиляции действительно передают древние знания, но Исидор, который часто полагался на схолии и более ранние компиляции, часто упрощены с научной и философской точек зрения, особенно по сравнению с такими фигурами, как Амвросий и Августин."

Энциклопедия как сеть знаний: Папа Иоанн Павел II считал, что автора «Этимологии» назвали святым покровителем Интернета

. Питер Джонс, пишет в Daily Telegraph, сравнивает «Этимологии» с Интернет:

... пять лет назад Папа Иоанн Павел II усугубил свое несчастье, предложив (очевидно) назначить [Исидора] святым покровителем Интернета. Выбор действительно был заманчивым. «Этимологии Исидора», опубликованные в 20 книгах после его смерти, были энциклопедией всего человеческого знания, дополненной его собственными выводами технических терминов, относящихся к рассматриваемой теме. Помимо производных, он был взят из источников почти полностью из вторых или третьих рук..., ни одна из них не проверялась, и большая часть этого безоговорочного промывания глаз - Интернет, другими словами, на T. К тому же работа Исидора была феноменально влиятельная на Западе в течение 1000 лет, «основная книга» средневековья, как выразился один ученый, уступающая только Библии. Написанное на простой латыни, это было все, что нужно мужчине, чтобы иметь доступ ко всему, что он хотел знать о мире, но никогда не осмеливался спросить, от 28 типов нарицательных существительных до названий женской верхней одежды. Сегодня одно подключение к Интернету служит точно той же цели...

Рукописи и печатные издания

Сохранилось почти 1000 рукописных копий Etymologiae. Самый ранний хранится в Св. Библиотека аббатства Галль, Швейцария, в Codex Sangallensis: это копия 9-го века с книг с XI по XX. Codex Gigas 13 века, самая большая из сохранившихся средневековых рукописей, хранящаяся в Национальной библиотеке Швеции, содержит копию Etymologiae.

В 1472 г. Аугсбург, Etymologiae стал одной из первых книг, которые были напечатаны, а к 1500 году последовали еще десять изданий. Хуан де Гриаль выпустил первое научное издание в Мадриде в 1599 году. Фаустино Аревало включил это два из 17 томов его Opera omnia in Rome (1797–1803). Рудольф Бир произвел факсимильное издание толедской рукописи Этимологий в 1909 году. Уоллес Линдсей отредактировал первое современное критическое издание в 1911 году. Жак Фонтен и Мануэль С. Диас-и-Диас в период с 1981 по 1995 годы контролировали выпуск первых пяти томов книги Этимологии в серии Belle Lettres "Auteurs Latins du Moyen Age" с обширными сносками.

Примечания
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Latin Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Etymologiarum libri XX
Латинские тексты
Последняя правка сделана 2021-05-19 05:58:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте